Где находится белаз в белоруссии
Перейти к содержимому

Где находится белаз в белоруссии

  • автор:

Экскурсия Белаз

Экскурсия на производство тяжелой карьерной техники и крупнейших в мире самосвалов одинаково интересна и детям, и взрослым. Ведь с огромными специализированными тягачами в повседневной жизни мы редко сталкиваемся и плохо представляем их реальные размеры, от которых вблизи захватывает дух. Тем более удивительно, что такое современное высокотехнологичное производство – совсем рядом, практически «под боком»: в поселке Жодино под Минском. Подобных БЕЛАЗу машиностроительных гигантов во всем мире всего с десяток, и отечественная компания среди них не на последнем месте.

Из истории завода

Стартовал знаменитый белорусский автомобильный бренд в 1948 году с небольшого производства техники для торфоразработок. В 50-е годы завод поменял специализацию и получил свое теперешнее название (1958 г.), сосредоточившись на выпуске самосвалов. Первым стал 25-тонник МАЗ-525, за ним последовали десятки усовершенствованных моделей с большей грузоподъемностью. Завод – автор нескольких рекордов машиностроения: в 1979 году здесь разработан гигант БелАЗ-7521 грузоподъемностью 180 тонн, в 1990-м – БелАЗ-7550 (280 тонн), в 2013-м произведен бесспорный лидер карьерной техники БелАЗ-75710 с рекордной грузоподъемностью 450 тонн! Этот самый большой в мире самосвал установил рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса, — провез груз весом 503,5 тонны. К слову, если машина-рекордсмен работает в карьере в Кемеровской области РФ и недоступна взгляду туриста, то второй экземпляр уникального грузовика находится на территории завода и его можно увидеть-потрогать-сфотографировать во время экскурсии. На достигнутом разработчики останавливаться не собираются: в планах завода – выпуск машины, которая сможет перевозить 560 тонн груза. Кроме самосвалов, БЕЛАЗ производит широкий спектр карьерной техники: погрузчики, бульдозеры, машины для подземных работ и металлургических предприятий, аэродромные тягачи и шасси, бетоносмесители, железнодорожные вагоны и платформы и многое другое. Предприятие экспортноориентированное: большая часть выпускаемой техники отправляется в Россию и страны СНГ, а в целом грузовики марки БЕЛАЗ работают более чем в 50 странах по всему миру.

Что посмотреть на БЕЛАЗ

Экскурсия на БЕЛАЗ, как правило, состоит из двух частей: посещение заводского музея и осмотр техники на открытой выставочной площадке. Музейная экспозиция очень интересна и разнообразна: макеты выпускаемых моделей, исторические документы и фотографии, многочисленные награды завода и его продукции. Затем переезд на стоянку самосвалов (заводская территория огромна – 150 га, и между производственными корпусами передвигаются на автобусе). Десятки припаркованных большегрузов и самый крупный их представитель-рекордсмен 450-тонник доступны самому придирчивому и подробному осмотру. Как правило, фотографии на фоне этих автомонстров получаются очень впечатляющими. Машины, у которых даже колеса выше человеческого роста, захватывают дух и у детей, и у взрослых. По предварительной договоренности, на технике можно прокатиться и даже получить сертификат о прохождении курсов вождения большегруза. Сладкое завершение визита обычно подразумевает угощение чаем с фирменным печеньем (разумеется, в форме «белазиков»!) и памятный сувенир.

Заказать индивидуальные экскурсии Вы можете тут:
Индивидуальные экскурсии

БЕЛАЗ: в мире гигантов

Хотите погрузиться в мир гигантской техники, увидеть машины, от звука двигателей которых содрогается земля в карьерах самых суровых и отдаленных точек планеты, попробовать дотянуться до середины колеса самого большого в истории самосвала, и, наконец, подняться к кабине легендарного БелАЗа? Тогда предлагаем вам прикоснуться к легенде и заглянуть в будущее в рамках увлекательной экскурсии на завод карьерных самосвалов в Жодино!
Сегодня БЕЛАЗ – это гордость и символ Беларуси; один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. Всего на планете существует только 7 заводов, которые выпускают большегрузные карьерные самосвалы, БелАЗ обеспечивает треть мирового рынка и входит в элиту мировых концернов по производству карьерной техники. Созданный в 1948 г. в Жодино завод по производству торфяного оборудования уже в 1958 г. был перепрофилирован на производство по выпуску большегрузных самосвалов и получил свое нынешнее название – БелАЗ (Белорусский автомобильный завод). За период своего существования завод стал не просто ведущим брендом Беларуси, но и градообразующим предприятием г.Жодино с хорошо развитой инфраструктурой. По сути БелАЗ является городом в городе. На территории завода, а это 154 га, разместились не только цеха по сборке и полигон для испытания и тестирования машин, но и своя швейная фабрика, объединении столовых, свой автобусный парк с рейсовыми автобусами, курсирующими между заводскими корпусами, и многое другое.
Сегодня БелАЗ может похвастаться производством самого большого в мире самосвала грузоподъемностью 450 тонн – БелАЗ-75710, занесенного дважды в Книгу рекордов Гинесса. В ближайших планах – самосвал грузоподъемностью в 560 тонн.
Во время увлекательной экскурсии по заводу Вы сможете познакомиться с процессом создания уникальных карьерных самосвалов, увидеть своими глазами легендарную карьерную технику: карьерные самосвалы БелАЗ грузоподъемностью от 90 до 450 тонн, посетите музей промышленной славы завода, в котором сотрудник предприятия расскажет историю возникновения и развития производства, раскроет самые сокровенные тайны БелАЗа. После увлекательной экскурсии с фотопаузами у чудо-машин вас ожидает кофе-пауза с вкуснейшими фирменными пирожными в виде карьерных самосвалов, а также фирменный сувенир.
Посети БелАЗ – осуществи мечту!

В стоимость входит

  • проезд автобусом/микроавтобусом туристического класса,
  • экскурсионное сопровождение по маршруту,
  • экскурсия по заводу с посещением музея промышленной славы и производства,
  • угощение чаем и фирменным пирожным в форме БелАЗа,
  • фирменный сувенир.

Белорусский автомобильный завод

«БелАЗ» — это белорусская компания, специализирующаяся на производстве карьерной техники и крупногабаритных самосвалов. Одним из самых известных продуктов компании является самый большой в мире самосвал, предназначенный для использования в горнодобывающей промышленности. «БелАЗ» занимает значительную долю на мировом рынке тяжёлой автомобильной техники и экспортирует свою продукцию во многие страны.

Расположение
Республика Беларусь, 222161, г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 4
Время работы
Понедельник – Суббота, 07:30–16:00; Воскресенье — выходной​

Главное автомобильное производство Белоруссии находится в небольшом городке Минской области – Жодино. Здесь начинают свой нелёгкий трудовой путь знаменитые карьерные самосвалы, а также различной комплектации погрузчики, бульдозеры и тягачи для самолетов и авиалайнеров.

История БелАЗа

Строить завод начали в 1947 году. Первые десять лет в цехах выпускали машины для обрезки кустов, дорожные катки снегоуборочную и поливомоечную технику. Так было до второй половины 1950-х гг., потом специализация завода изменилась, в производство поступили 25-тонные самосвалы, а позже и 40-тонные трёхосные модели МАЗ-530.

Автором первой самостоятельно разработанной заводом модели стал конструктор В. Кобылинский. Это был БелАЗ-540.

Через 8 лет на заводе появились первые опытные образцы карьерных самосвалов, серийное производство которых стартовало в середине 70-х годов прошлого века. В эти же годы на заводе было налажено серийное производство карьерных самосвалов, с грузоподъёмностью 75 тонн. А на рубеже 1970-80х гг. завод выпускал уже не только большегрузные авто в 110 и 180 тонн, но и освоил производство аэродромных тягачей, способных буксировать самолёты весом в 100 и даже 200 тонн.

Через десять лет к началу 1990-х, на БелАЗе производили почти половину всей карьерной техники в мире. Сейчас количество единиц техники, разработанной и выпущенной БелАЗом, превысило показатели в 150 тысяч единиц, а географический охват распространился на 50 стран.

В годы Советской власти купить произведённую на БелАЗе технику и необходимые для нее запчасти можно было только в сети малых государственных предприятий (МГП) «БелАЗ-Сервис».

В перестройку ситуация изменилась, государственная собственность начала переходить в частные руки, его руководство БелАЗа так и вело бизнес по-прежнему, по социалистическим законам. Сотни небольших ТОО, не могли выполнять условия сотрудничества, предъявляемых владельцами завода: его партнёры должны были заказывать и оплачивать запчасти на год вперёд. Для этого требовались немалые финансовые активы. Такие расходы мало кто мог себе позволить и то не на постоянной основе, а потому филиалы один за другим объявляли себя банкротами.

В сентябре 2013 года БелАз выпустил самый большой самосвал в мире «БелАЗ-75710». Его грузоподъемность составила четыре с половиной сотни тонн, вес – 810 тонн, а максимальная скорость, которую мог развить грузовик-гигант достигла 64 километров в час.

Где находится БелАЗ и как до него добраться

Добраться до завода, преодолев путь в 50 км от Минска, можно тремя способами – воспользоваться общественным транспортом, на личном авто или в составе экскурсионной группы.

Если ехать на общественном транспорте, то сделать это можно на местной электричке, выйдя на одной их двух остановок — «Жодино» или «Жодино-Южное». В первом случае вы попадете на вокзал, где останавливаются и подобные вашей электрички, и обычные пассажирские поезда. Сама станция находится в старой части города и, хотя заводской забор проходит всего в нескольких метрах от неё, чтобы дойти до проходной завода, придется преодолеть не меньше двух километров без природных красот вокруг – с одной стороны забор, с другой – железнодорожные пути. Выходя на станции «Жодино-Южное», вы немного сократите себе пеший путь, 1,2 – 1,5 км, а также по дороге сможете посмотреть на исторический центр городка, выстроенного в стиле середины прошлого века.

Обратный путь удобнее проделать на автобусе, его остановка расположена всего в нескольких десятках метров от проходной БелАЗа.

С автостанции Славинского до БелАЗа ходит рейсовый автобус. На нём путь будет чуть быстрее (около 50 минут против часа с четвертью на электричке). На этот же рейс можно сесть и у станций метро «Борисовский тракт» и «Восток», но здесь нужно будет «голосовать», автобус останавливается не всегда.

Стоимость посещения

Экскурсия на завод стоит от 60 белорусских рублей (2000 р.), покупка билета на месте составит от 10 бел. рублей. В последние сентябрьские выходные, когда отмечается День машиностроителя, пройти на завод можно бесплатно.

За дополнительные деньги (80 белорусских рублей) можно прокатиться в кабине грузовика (время поездки – 10 минут).

Где перекусить рядом

Проголодались? Поесть можно в заводской столовой, где вам подадут вкусный комплексный обед. Если вам хочется пиццы, то зайдите в одну из пиццерий рядом с заводом – «ProPizza» или «Пицца Смайл». Суши можно отведать в «SushiGo». Чуть дальше от БелАза находятся «Свiтанак», «Food-hunter.by», «Мистер Кебаб» и «KFC».

Что посмотреть рядом с БелАЗом

Первые поселения здесь появились ещё в середине XVII века, но статус города Жодино получил лишь спустя два столетия во второй половине ХХ в. По этой причине историческими достопримечательностями город похвастаться не может. Но к памятнику советской матери-патриотки и на Аллею фонарей заглянуть всё же стоит.

Почему стоит посетить?

Посетив белорусский автомобильный завод, вы сможете узнать его историю, побывать в музее и, конечно же, познакомиться с самими самосвалами, настоящими гигантами, стоя под днищем кузова которых вам даже нагибать голову не придётся. Территория завода очень большая, её общая площадь равна площади 250 футбольных полей, поэтому туристов здесь возят на специальном автобусе.

Посетителей доставляют к цеху по сборке машин, здесь же находится и стоянка с продукцией завода. Экспозиция музея расположилась в большом здании управления заводом. Главное здесь, конечно, модели выпускаемой предприятием техники. Здесь же можно увидеть исторические фотографии, документы, посмотреть на награды, рассмотреть и потрогать куски горных пород и минералов, которые были добыты, карьерными самосвалами БелАЗа. После рассказа об истории и достижениях предприятия, экскурсия продолжится под открытым небом, рядом с огромными машинами.

Апогеем тура станет гигант, попавший в Книгу рекордов Гиннесса грузоподъёмностью в 450 тонн. Около его колеса фотографируются все туристы без исключения, где ещё можно увидеть колесо в несколько раз выше человеческого роста.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

БелАЗ, для которого основным рынком сбыта всегда была Россия, приспособился к изменившемуся курсу рубля. В июле белорусы представили новые модели карьерных самосвалов, а ближайшая их цель — запустить в серию самый большой автомобиль на планете с автопилотом. Корреспондент РБК+ Роман Фарботко съездил в Жодино, чтобы посмотреть, как производят самосвалы размером с загородный коттедж.

Оказывается, о существовании Жодино знают не все современные навигаторы. А зря: в небольшом городе в Минской области с населением 64 тыс. человек расположен БелАЗ — один из последних китов белорусской экономики. Впрочем, чтобы найти завод, навигатор и не нужен: вся улица вдоль территории предприятия по обе стороны плотно заставлена немецкими иномарками. «Вы случайно не промышленный турист?» — предположил охранник на проходной и тут же переключился на другого подозрительного прохожего. Без дела в рабочее время, как и тридцать лет назад, здесь гулять не принято.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

Промышленный туризм — это белорусское ноу-хау. При недостатке культурно-исторических мест в сопредельном государстве предлагают за символическую плату посетить с экскурсией ключевые предприятия. «У нас все выделенные под экскурсии даты расписаны на два месяца вперед», — рассказывает представитель БелАЗа Елена Дворниченко.

В музее завода с самой широкой стены щурится президент страны Александр Лукашенко. На заводе признаются, что лидер республики наведывается сюда нечасто, но каждый его приезд помнят досконально. В центре аккуратно закреплена галерея снимков с презентации самого большого самосвала в мире, который поднимает до 450 т. Лукашенко тогда лично провел тест-драйв новинки. Справа — фоторепортаж с делового визита в 2007 году тогдашнего главы Венесуэлы Уго Чавеса.

Самый большой «БелАЗ», который по габаритам больше похож на АЗС, едет по территории завода так, будто весит всего пару тонн. Он не проминает асфальт и не издает величественных звуков. Весь секрет — в специальном дорожном покрытии: его здесь укладывают в несколько слоев, чтобы после одного такого проезда не оказалось провалов. На случай кризиса у БелАЗа тоже есть страховочное покрытие — государство.

«Поддержка государства была, есть и будет, — поясняет заместитель начальника коммерческого отдела БелАЗа Алексей Грачев. — Потому что предприятие государственное, да и менеджмент у нас сугубо белорусский». По словам Грачева, БелАЗ стабильно работает без государственных субсидий. Куда важнее поддержка в стимулировании экспорта, что позволяет предлагать потребителям разнообразные условия финансирования закупки. Без иностранных рынков БелАЗу не выжить: предприятие с первого дня своего существования ориентировано исключительно на экспорт.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

«Мы исторически всегда были ориентированы на экспорт, потому что в Беларуси полезных ископаемых, которые добываются открытым способом, не так много», — объясняет Алексей Грачев, подчеркивая, что основным рынком сбыта для БелАЗа всегда была Россия. Резкую девальвацию рубля здесь почувствовали так, будто жодинский завод — это российское предприятие. «Сейчас ситуация складывается для нас благоприятно, портфели заказов увеличиваются, хотя определенные сложности есть всегда», — резюмирует заместитель начальника коммерческого отдела.

Самосвал-конструктор

Территория завода по размерам сопоставима со спальными кварталами Жодино — за день пешком обойти все объекты, включая испытательный полигон, невозможно. Внезапно из-за угла выезжает 90-тонник и направляется в сторону нашего «Икаруса». На фоне этого не самого большого самосвала автобус выглядит игрушечным. Даже цеха, где собирают «БелАЗы», кажутся не такими уж и большими рядом с грузовиками.

На территории в несколько гектаров у цеха сборки аккуратно припаркованы уже произведенные модели. «Эти самосвалы ждут, пока их покупатели произведут оплату. Мы не работаем про запас — каждый автомобиль собран исключительно по предварительному заказу», — объясняет Елена Дворниченко.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

В лучшие докризисные годы завод производил по пять-шесть самосвалов в день. Сейчас с конвейера Жодино сходит в среднем по два самосвала в сутки, но ресурсы, для того чтобы вернуться на докризисные показатели, у предприятия уже есть. Во всяком случае БелАЗ осваивает новые рынки, чтобы не зависеть от ситуации в российской экономике. В ближайшей перспективе белорусы надеются организовать поставки в страны Латинской Америки и Африки.

Главный козырь белорусов — малое число прямых конкурентов. На мировом рынке работают всего семь компаний, которые производят большие самосвалы. Самые крупные помимо БелАЗа — американская Caterpillar и японские Komatsu и Hitachi. При этом по цене белорусские модели всегда были самыми доступными и ремонтопригодными в мире. Впрочем, цены на продукцию завод держит в строжайшей секретности. Речь, очевидно, идет о миллионах долларов за самые мощные и тяжелые самосвалы, но заместитель начальника коммерческого отдела объясняет, что ценовая политика формируется с учетом региональных особенностей. «Цены мы показываем только нашим дилерам и исключительно по письменному запросу. Мы хотим видеть, для кого предполагается закупка техники и в какой регион. Поставка «БелАЗов» включает в себя множество факторов от разборки и погрузки техники у нас на заводе до сборки, наладки и ввода в эксплуатацию непосредственно у потребителя, что не может не влиять на конечную цену», — уточняет Алексей Грачев.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

БелАЗ, впрочем, далеко не полностью белорусский. В первую очередь речь идет о моторах. Дело в том, что БелАЗ вынужден подстраиваться под клиентов. Например, белорусы недавно выпустили карьерный самосвал с двигателем Scania, который в настоящее время эксплуатируется в Европе, а в России техника работает как с двигателями импортного производства, так и с моторами Ярославского завода, которые традиционно пользуются спросом.

Цены на белорусские самосвалы зависят еще и от условий доставки. На большие расстояния «БелАЗы» ехать своим ходом не могут — их перемещение по дорогам общего пользования запрещено. Поэтому сразу после сборки и обкатки модели снова разбирают и грузят, чаще всего на железнодорожные платформы. Но все зависит от географии клиента — самосвалы часто отправляют и при помощи грузовых самолетов.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

«Разборка самосвала происходит на заводе — для этого есть специальный цех, — рассказывает начальник бюро компоновки Александр Насковец. — В течение одного дня разобрать можно любую машину. Сборка перед последующей отправкой — это обязательное условие. Собирают «БелАЗы», для того чтобы обкатать машину. Мы должны выявить все «детские болезни» самосвала, прежде чем передать его покупателю. На месте машину собирают дилеры — мы проводим для них централизованное обучение».

Где у него кнопка

В июле на российской выставке «Иннопром» состоялась презентация двух новых белорусских самосвалов грузоподъемностью 45 и 90 т. В линейке по-прежнему есть модели на 30, 43 и 60 т, но о тренде в сторону уменьшения грузоподъемности белорусы не говорят. Несмотря на то что более компактные машины проще транспортировать, в хозяйстве они обходятся значительно дороже, чем «БелАЗы» на 240, 360 и 450 т.

«Использовать многотонные грузовики всегда экономически целесообразнее. Те предприятия, которые могут перейти на такие самосвалы, делают это для того, чтобы увеличить производительность и при этом сократить издержки. Но не всегда можно перейти на большую грузоподъемность в силу особенностей карьеров. У нас есть много потребителей, которые эксплуатируют технику малой грузоподъемности — от 30 до 55 т. Мы уделяем большое внимание всем потребителям вне зависимости от парка эксплуатируемых самосвалов и их грузоподъемности», — объясняет Алексей Грачев.

Скоро по территории завода будут ездить грузовики с автопилотом. Прототип такого самосвала в Жодино уже выпустили: тестовый грузовик грузоподъемностью 130 т наматывает круги между цехами, а вскоре проект планируют отправить в серийное производство. Причем комплекс электроники можно установить на любую модель из линейки БелАЗа — даже на самый большой самосвал грузоподъемностью 450 т.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

Огромным самосвалом управляют с пульта. Он, как игрушечная машинка, послушно выполняет все команды и при этом, по заверению производителя, остается безопасным. Но с этого года «БелАЗам» даже пульт не нужен: многотонный самосвал сам доезжает до места загрузки, после чего следует к разгрузке. В перспективе беспилотники планируют соединить в единую систему, которой сможет управлять один оператор — он будет только кликать на карту, а все остальное самосвалы будут выполнять самостоятельно.

По мнению Александра Насковца, беспилотники в карьерах на текущий момент нужнее, чем на дорогах общего пользования: «Связано это с тем, что работа в карьерах тяжелая. Она очень опасна для здоровья. Вторая причина — нехватка по всему миру водителей».

Но и без автопилота у современного самосвала есть системы, которые облегчают управление. Например, система кругового видеообзора и лидары. Последние помогают определить препятствия вне зоны видимости. Кроме того, разрабатываются системы, которые могут предупреждать поломки, потому что простой машины в хозяйстве — это колоссальные денежные потери. Например, часовая пауза в карьере на Урале обходится примерно в 80 тыс. руб. Но еще большие затраты несут хозяйства в случае порезов шин.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

$100 тыс. — столько стоит колесо для самого большого «БелАЗа» (450 т). А всего для одного грузовика требуется сразу восемь таких шин. Это значит, что только за резину заказчики платят сумму, сопоставимую с семью кроссоверами Tesla Model X или с четырьмя трехкомнатными квартирами в Москве.

На большинстве моделей линейки устанавливают белорусские шины производства Бобруйского завода. Такие колеса дешевле, ими можно комплектовать машины грузоподъемностью до 220 т, а вот машины грузоподъемностью 360 и 450 т оснащают только импортной резиной Bridgestone или Michelin. «На 450-тонник мы бы установили и еще большие колеса, но проблема в том, что таких уже не производят — они не помещаются на железнодорожную платформу», — сетует Насковец.

Руководство предприятия неохотно проводит параллели с российскими автомобильными заводами. В Жодино прекрасно понимают, что, до тех пор пока предприятие остается государственным, здесь не будет ни массовых сокращений, ни четырехдневной рабочей недели, ни корпоративных отпусков. На заводе привыкли беззаботно гордиться своей работой: предыдущему руководителю БелАЗа Павлу Мариеву президент присвоил звание Героя Беларуси. Последним героем страны стала биатлонистка, олимпийская чемпионка Дарья Домрачева.

Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»

Роман Фарботко
Фото: автора и БелАЗа

Материал опубликован в печатном приложении «Коммерческий транспорт» (№4, 10 октября) к газете РБК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *