Лобное место на красной площади история кого казнили
Перейти к содержимому

Лобное место на красной площади история кого казнили

  • автор:

Лобное место (Москва)

Лобное место находится на Красной площади против Спасских ворот Кремля. Представляет собой круглое в плане ступенчатое возвышение-помост диаметром 13 м, окружённое оградой. Согласно легенде, сооружено в память об избавлении от нашествия татар в 1521 году. Вероятное время постройки – 1530-е годы. Первое летописное упоминание Лобного места относится к 1549 году, каменного – к 1599-му. Оно имело деревянную решётку и навес на столбах. В 1753 году его реставрировал архитектор Д. В. Ухтомский. Современный вид Лобное место приобрело в 1786 году, когда архитектор М. Ф. Казаков перенёс его восточней и воспроизвёл из дикого тёсаного камня. Деревянную решётку сменил каменный парапет. Вход с западной стороны имеет чугунные ворота-калитку, к которым ведут 11 каменных ступеней.

Согласно наиболее распространённой версии, название памятника происходит от «лба» или «взлобья» – древнего наименования склона к Москве-реке, в начале которого оно расположено. По другой версии, название является переводом еврейского слова Голгофа или греческого «Краниево место», что связано и с крутым, напоминающим череп, возвышением Иерусалимского холма, и с представлением о захороненной в его основании «главы Адама». Подобно Голгофе, Лобное место находится возле городских ворот, рядом с Покровским собором, одно из древних прозваний которого – Иерусалим. Наименее вероятно объяснение, согласно которому на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы».

В XVI–XVII веках оно служило трибуной, с которой зачитывались царские указы, обращались с речами к народу московские государи (отсюда его другое название – Царёво место), возлагались для обозрения мощи святых, сообщалось о начале войны и заключении мира, оглашались имена новых патриархов. С Лобного места впервые показывался народу наследник престола по достижении им 16-летнего возраста. Здесь в 1612 году князь Дмитрий Пожарский объявил об изгнании поляков из Москвы.

Лобное место играло важную роль в церковных обрядах: около него всегда останавливались крестные ходы. Московские митрополиты, а затем патриархи, взойдя на возвышение, благословляли царя, народ и клир. Особую роль Лобное место играло в неделю Ваий, во время праздника Входа Господня в Иерусалим, когда патриарх с духовенством в сопровождении царя и первых лиц государства шествовал ко Входоиерусалимскому приделу Покровского собора, а затем – к устланному сукном и бархатом Лобному месту. Здесь устанавливали аналой с Евангелием и иконы. Стоя на возвышении, патриарх после молитвы раздавал освящённые вербы и пальмовые ветви царю, духовенству и боярам и оттуда ехал «на осляти», ведомом царём, к Успенскому собору. С 1684 по 1693 год Пётр I принимал участие в шествиях вместе со своим единокровным братом и соправителем Иваном V.

Казни на Лобном месте не производились, обычным местом для исполнения приговоров была Болотная набережная. Впервые на Лобном месте в 1682 году был казнён Никита Пустосвят – противник церковной реформы патриарха Никона, инициатор спора о вере в Грановитой палате. В 1685 году официальным местом казней было объявлено место «за Спасскими вороты в Китае на площади против рядов», для чего рядом с Лобным местом был сооружён высокий деревянный сруб эшафот. В 1698–1697 годах здесь, как и во многих других местах Москвы, казнили участников стрелецкого бунта. На этот сюжет В. И. Суриков написал картину «Утро стрелецкой казни». Лобное место на картине занимает первоначальное (до 1786 года) положение.

Мятеж 1698 года был поднят стрельцами четырёх дезертировавших полков, принимавших участие в Азовских походах. Они были недовольны тяжёлыми условиями службы, невыплатой жалованья и переброской полков (вместо возвращения в Москву) к литовской границе. Восставшие намеревались возвести на престол царевну Софью Алексеевну, содержавшуюся под стражей в московском Новодевичьем монастыре. 18 июня 1698 года стрельцы были разбиты в 40 км от Москвы солдатами преданных Петру I регулярных полков. Пётр I, находившийся с Великим посольством в Европе, узнав о мятеже, 25 августа 1698 года вернулся в Россию и принял участие в дознании. Казни продолжались с октября 1698 года до февраля 1699 года. Всего были казнены около 2000 участников бунта, более 600 биты кнутом, клеймены и сосланы. Следствие и наказания продолжались до 1707 года. Стрелецкое войско было расформировано. Царевна Софья Алексеевна пострижена в монахини Новодевичьего монастыря.

Возле Лобного места по указу Петра на четырёхгранном столпе были вывешены чугунные плиты с перечислением преступлений осуждённых стрельцов и текстом приговора. В начале XVIII века около эшафота на специальном щите писались имена приговорённых преступников.

После перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург Лобное место утратило значение официальной трибуны.

В 1919 году в соответствии с Планом монументальной пропаганды на возвышении Лобного места был установлен деревянный памятник Степану Разину (скульптор С. Т. Конёнков), вскоре демонтированный.

Лобное место является памятником федерального значения и входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть комплекса Московского Кремля и Красной площади.

Литература

Снегирёв И. М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842-1845. С. 351-358.

Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 220–227.

Кузнецов И. И. Московский Покровский и святого блаженного Василия, что на рву, собор святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, московские чудотворцы, в сем соборе почивающие. Спасские ворота. Лобное место. М., 1914.
Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. Изд. 2-е, испр. М., 1983. С. 403.

Романюк С. К. Кремль и Красная площадь. М, 2004. С. 293–300.

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005. С. 310–317.

Лобное место на Красной площади

С Лобного места Иван IV торжественно клялся, что будет блюсти интересы народа. Сюда возлагали мощи святых на всеобщее обозрение. Лжедмитрий I здесь просил перед людьми прощения. Именно на этом возвышении Василия Шуйского провозгласили царем. А при Петре I Лобное место «украсили» головы казненных стрельцов.

Лобное место на Красной Площади, фото 2019 года

Напротив Мавзолея на Красной площади располагается таинственная достопримечательность — Лобное место или Царево место.

Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» — славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих б Яр к примирению.

Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.

Лобное место на Красной площади, фото 2015 года

Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.

Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.

За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.

А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.

Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.

После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор Василия Блаженного и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: Я знаю слово государево! Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: Молчи, собака! , и палач отрубил ему голову.

Лобное место на Красной площади

1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор — Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.

И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента. Вышло то, что должно было выйти, — скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале. Но впервые москвичи увидели Разина «с ватагой» на Лобном месте Красной площади в ясный теплый день 1 мая 1919 года. Эту скульптурную композицию из семи фигур через две недели перенесли в Первый Пролетарский музей, который находился в доме №24 по Большой Дмитровке.

В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.

Говорят, что. . название Лобного места происходит от того, что приговоренных к казне заставляли здесь молиться и стукаться лбом о землю. А после отрубания головы она также падала и стукалась лбом .

. ранее Нулевой километр находился на Лобном месте .

. в XVII веке у Лобного места были установлены грозные пушки для устрашения. Правда, тут же находился кабак «Под пушками», что портило картину .

. существует специальный «туристический обряд»: дождавшись боя курантов, нужно подняться по лестнице к верхней площадке Лобного места и кинуть на счастье монетку. При этом нужно постараться, чтобы она попала в самый центр трибуны .

Лобное место на фотографиях разных лет:
  • Степан Разин с ватагой на Лобном месте
  • Скульптура трудящихся на Лобном месте
  • Лобное место на Красной площади, фото 2015 года
  • Лобное место на Красной площади, фото 2015 года
  • Лобное место на Красной площади, фото 2015 года
  • Лобное место на Красной площади, фото 2015 года
  • С.Кириллов. Степан Разин

Мини-путеводитель по Красной площади А что вы можете рассказать об истории Лобного Места?

Лобное место на Красной площади в Москве

Лобное место на Красной площади в Москве

Чуден был град Москва в XVI веке с его Кремлем и ближним посадом. Российское государство развивало экономику и концентрировало власть в столице. На Васильевском спуске, примыкающем к Красной площади, шумели торговища Лобного рынка, велось судопроизводство и оглашались государевы указы.

Не удивительно, что именно здесь для публичных целей возвели каменный помост, чем-то напоминающий колодец. Наслоение в течение столетий исторических событий и легенд овеяло сегодняшнюю достопримечательность столицы мрачной славой точного места казни на Красной площади. Это далеко не так, и сейчас мы разберемся в достоверности фактов.

Происхождение названия и назначение

Ретро-фото Лобного места в Москве

Лбом когда-то московский люд называл начало крутого Васильевского спуска, который тянулся от Кремля к Москва-реке. Поэтому считается, что Лобное место в Москве на Красной площади получило название по расположению. Первоначально кирпичная подвысь с шатром на столбах стояла именно там.

Устные предания относили появление сооружения в память избавления Москвы от нашествия татар к 1521 году. Однако в летописях оно впервые упоминается при царе Иване IV. В 1549 году молодой Иван Васильевич созвал на примирение друг с другом враждующих бояр и провозгласил манифест с политической программой.

С этого времени возвышение служило и религиозной кафедрою, и царевым троном, и судейским трибуналом. Каждое из назначений также отсылало к слову «лоб» (голова): Голгофа в Иерусалиме, непокрытые головы жителей при явлении царя и богослужителей, лбы преступников.

Лобное место на рисунке из альбома 1661-1662 Августина Мейерберга «Празднование Вербного воскресенья на Красной площади, в 1654

На этот амвон поднимался Святитель, чтобы вознести молитву и благодарение Богу, а также благословить народ и воинство. Вплоть до 1917 года Лобное место использовали при совершении крестных ходов в значимые православные даты.

Особенным зрелищем являлся православный обряд «Шествие на осляти» в Вербное воскресенье. Царь вел под уздцы коня, на котором восседал митрополит. В этот день путь от Спасских ворот до Лобного места в украшался красным сукном, а само возвышение – бархатом.

История Лобного места на Красной площади

Лобное место на картине Алексеев Ф.Я. «Красная площадь в Москве», 1800 год

И все же история Лобного места на Красной площади не случайно хранит в памяти народа кровавые страницы. Находясь среди городского торга, московская Голгофа в народном сознании была сосредоточением административной, политической и юридической жизни и множество раз становилась свидетельницей человеческих драм. К Лобному месту доставляли для оглашения участи. Сами казни происходили в стороне либо на других площадях, чаще всего на Болотной.

Читать еще: Доходные дома в Москве

Мы кратко остановимся на самых заметных, а зачастую поворотных, эпизодах, подчеркивающих сакральную для народа роль Лобного места.

Смутное время

Голод в Москве в 1601 году (Лобное место), гравюра XIX века

Несмотря на первое летописное упоминание Лобного места в 1549 году, эта версия считается не доказанной. Официальное сообщение датируется 1599 годом в «Петровом чертеже».

И если до этого постамент служил большей частью религиозным отправлениям, то к XVII веку он стал политической трибуной: начался период Смутного времени, итогом которого стала смена династии Рюриковичей на династию Романовых.

Страну сотрясали восстания, самозванство, иностранная интервенция, интриги, семибоярщина. На Лобном месте всем миром в 1604 году с почестями встречали Лжедмитрия I, сюда же через год к ступеням толпа демонстративно сбросила его растерзанное тело.

Следует упомянуть еще одно знаковое событие. 27 ноября 1612 года два крестных хода народных ополченцев во главе с Мининым и Пожарским объединились у каменного возвышения, получили благословение и изгнали польских захватчиков с русской земли. Памятник Минину и Пожарскому сегодня стоит недалеко от Лобного места.

А через три месяца Смутное время завершилось здесь же: народ одобрил нового царя, Михаила Романова.

Стрелецкие бунты

Картина Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни», 1881 год

Очередная борьба за власть между двумя боярскими кланами вновь привела к кровавым событиям 1682 года, получившим название Стрелецкого бунта. Московские слобожане в этом не участвовали. Для достижения своих целей обе стороны использовали стрелецкие войска. Их суд и расправа были скорыми.

И вновь растерзанные в Кремле тела знати демонстративно бросили рядом с Лобным местом. По требованию мятежников у средневековой трибуны установили столб со списком преступлений убитых.

Очевидцем насилия над родными стал юный царевич, будущий Петр Первый. Потрясение было настолько сильным, что, когда через 15 лет бунт стрельцов повторился, окрепший царь нещадно казнил более 1000 участников, расформировал стрелецкие войска и занялся построением регулярной армии.

Русский художник Суриков написал полотно «Утро стрелецкой казни», где на фоне Храма Василия Блаженного и Лобного места разворачивается финал подавления восстания. За рамками сюжета картины остались отрубленные головы тех, кого казнили на Красной площади в Москве. Головы были показательно нанизаны на колья вблизи московской Голгофы.

Читать еще: Красная площадь в Москве

После этого количество смертных приговоров пошло на спад, большинство из них было по длившемуся делу стрельцов. Петр I считал, что наказание должно быть в исправительных целях. Но орудия экзекуций еще много лет находились в южной части Красной площади.

Период Российской империи

Лобное место во время благодарственного молебствия по случаю победы, русских войскам над австро-венгерской армией в Галиции, 5 сентября 1914 года

В 1712 году столица была перенесена в Санкт-Петербург, и Москва утратила свое политическое влияние. Лобное место вновь приобрело религиозную знаковость. С него архиерей совершал молебны и благословлял прихожан после крестных ходов, начинавшихся от Спасских ворот.

А в 1727 году уже император Петр II приказал демонтировать на Красной площади орудия истязаний. Место считанные разы использовалось для публичного позора. Так, к позорному столбу в 1768 году здесь была привязана помещица Салтычиха, которая замучила до смерти 139 крепостных.

В правление Екатерины II в знак бесчестия над головой дворянина Истомина палачом была сломана шпага. А от унизительного удара по щеке аристократ вскочил и дал палачу оплеуху, отчего тот улетел через перила эшафота. Так анекдотично завершилась эпоха экзекуций на Красной площади.

Советское время и современность

Ленин выступает на Лобном месте по случаю открытия памятника Степану Разину 1 мая 1919 года

С 1918 года Москва вернула себе статус столицы, правительство обосновалось в Кремле, и Красная площадь стала использоваться для проведения парадов, шествий и митингов. Лобное место утратило культовую роль и приобрело утилитарное значение. С этого возвышения произносил речи пролетарский вождь Владимир Ильич Ленин. Оно становилось удобным постаментом для скульптур революционной тематики и было таковым вплоть до 1940 года.

6 ноября 1942 года из-за каменного ограждения Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки наркома Микояна. Несмотря на установленное психическое заболевание нападавший получил высшую меру. А в 1945-м для Парада Победы в круглом колодце соорудили фонтан со скульптурой рабочего и колхозницы.

Фонтан на Лобном месте в Москве, 1945 год

Лобное место вошло в перечень культурного наследия и исторических достопримечательностей архитектурного ансамбля Красной площади, но для многих оно по-прежнему остается символом общественной трибуны, рядом с которой они проводят мирные протесты и акции.

Казни на Красной площади, мифы и легенды

Казнь Степана Разина на картине С. А. Кириллов. (1985-1988)

Стойкому существованию мифов и легенд вокруг Лобного места способствовали талантливые художественные домыслы в литературных произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и Алексея Толстого, Пыляева и многих других.

Читать еще: Останкинская телебашня: режим работы, билеты и экскурсии в 2024 году

Описание казни Карамзиным на Лобном месте в «Истории государства Российского» тоже не получило подтверждения. Ученые не могут достоверно подтвердить множество фактов. Поэтому этот средневековый памятник до сих пор остается одним из самых таинственных и противоречивых.

Склонный по природе своей к хоррору, народ охотно впитал и перемешал были и небылицы. Так, легенды гласят о том, что под каменным помостом есть желоб, по которому кровь казненных стекала в глубокую пещеру.

Лобное место ночью

Вид сверху Лобного места в Москве

Лобное место на Красной площади вид сбоку

Лобное место днем

Лобное место на Красной площади, вечером

Лобное место в Москве на Красной площади

Другая легенда утверждает, что смутьяна Степана Разина четвертовали на Лобном месте. На самом деле приговор, как и многие другие казни, свершился на Болотной площади, что рядом за Москвой-рекой.

Единственным казненным на Лобном месте за всю историю считается раскольный поп Никита Пустосвят, однако издания прошлых веков напрямую указывают только на Красную площадь. Других свидетельств о совершении казней непосредственно в кругу подмостья нет.

Историки тоже склоняются к версии, что на Лобном месте казней никогда не было: служившее амвоном, оно не могло быть ареной для палача и преступника. Поэтому казнили недалеко от него.

Туристы и вовсе придумали современный обряд. Дождавшись боя курантов, они бросают монетки на счастье, стараясь попасть в центр трехступенчатой приступки. Если монета упала на самый пятачок, загаданное желание непременно сбудется.

Описание и где находится Лобное место

Лобное место в Москве

Со стороны Лобное место выглядит как круглый колодец на Красной площади. Его диаметр 13 метров, высота над брусчаткой всего 1 метр. Табличка у входного проема на парапете гласит, что перед вами охраняемый государством памятник средневековой архитектуры.

В центре площадки находится трехступенчатая приступка. Туристы ошибочно принимают ее за плаху. На самом деле это и есть возвышение для царя либо патриарха. Это был своеобразный конклав, куда входили только облеченные высочайшим статусом.

Предполагают, что в этой точке ранее находился нулевой километр. Позже Иван Грозный повелел рядом возвести Покровский собор в честь покорения Казанского ханства, более известный как Храм Василия Блаженного.

Этот всемирно узнаваемый собор является символом Небесного Иерусалима. По примеру еврейской Голгофы, которая находится напротив ворот святого града Иерусалима, Лобное место в Москве расположено напротив Спасских ворот Кремля, именовавшихся прежде Иерусалимскими.

В 1786 году помост дополнили третьим смыслом, сместив сооружение к приделу во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора. Здесь он в сохраненном виде находится и поныне.

Лобное место

Немало достопримечательностей можно встретить на знаменитой Красной площади Москвы. Однако одним из старейших по праву считается Лобное место, расположенное напротив Фроловских ворот, переименованных сегодня в Спасские. Представляет оно собой небольших размеров каменный помост округлых размеров, верхняя часть которого огорожена парапетом, оснащенным чугунными с витиеватым рисунком красивейшими воротами. Множеством тайн и легенд окутано это место, а потому как бы далеко от Красной площади ни располагался отель или мини-гостиница, где останавливаются гости столицы, они обязательно спешат посетить необычную достопримечательность, чья история уходит в далекое 16 столетие.

Лобное место

История строительства

После смерти Федора Иоановича последнего русского царя из рода Рюриковичей взошел на престол российский Борис Годунов, являющийся шурином упокоившегося государя. После прихода его к власти по всей столице развернулись грандиозные работы по реставрации обветшавших построек, возведению каменных палат, храмов и так далее. В этот же период была поставлена на Красной площади специальная трибуна, предназначающаяся для оглашения приказов государевых и прочих значимых событий в жизни России.

Борис Годунов

Первое упоминания о Лобном месте встречаются еще в 1599 году. Одно из них можно встретить на страницах старинной летописи под названием «Пескаревский летописец», а второе на «Петровском чертеже». На этом древнейшем документе невероятно красочно и достаточно подробно расписан сам постамент, представленный как округлое возвышение, выполненное из кирпича с навесом, укрепленным на столбах и деревянной решеткой. Затем не менее ярко описана достопримечательность в 1610 году на гравюре под названием «Сигизмундова летопись».

История названия памятника

Лобное место окутано множеством тайн и легенд. Даже с происхождением его названия до сих пор существует немало споров. Некоторые люди считают, что только здесь проводились казни или, как говорили в старину, рубили лбы. Отсюда и окрестили место Лобным. Однако второе его название, не менее распространенное – Царево место. Ведь именно с этого возвышения оглашалась государева воля, здесь царь представлял народу своего наследника, достигнувшего совершеннолетия, а во время великих празднеств устраивались пышные церемонии.

Еще одна версия происхождения названия Лобного места связана с переводом старинного еврейского слова «Голгофа». Если взглянуть на план достопримечательности, то своими контурами верхней части, представленной в виде голой скалы, она действительно напоминает по своим формам череп. Однако есть наиболее приемлемая и, скорее всего, единственно верная версия трактовки названия Лобного места. Располагается оно в самом начале Васильевского спуска, нисходящего к Москве-реке, а перепад такой высоты еще в Древней Руси именовали «Лбами». Отсюда и пошло аналогичное название самой возвышенности.

Яркие события достопримечательности

С самого момента возведения Лобного места считалось оно святым, а потому никаких казней проводить на нем нельзя было. Хотя были и единичные случаи, которые стали исключением из правил. Согласно одной из существующих версий именно здесь был казнен Степан Разин – известный разбойник и предводитель казаков. В 1768 году привязали у Лобного места к позорному столбу знаменитую душегубку помещицу Салтыкову, которая до смерти замучила 139 своих крепостных.

В 1682 году в июле месяце согласно приказу государыни Софьи Алексеевны отрубили голову Никите Пустосвяту священнику-раскольнику. Спустя семь лет неподалеку от Лобного места были выстроены виселицы, на которых вздернули всех пойманных взбунтовавшихся стрельцов. Последняя казнь, совершенная на знаменитой возвышенности, произошла во времена правления Екатерины Второй. Согласно архивным записям палач переломил над головой известного дворянина Истомина шпагу и отвесил ему звонкую пощечину. Другие же казни проводились исключительно на Болотной площади.

Екатерина II

Зато появление на Лобном месте царственных особ было явлением вполне обычным. Более того, нередко на возвышении выставлялись и мощи православных русских святых. Например, из Соловецкого монастыря в 1652 году привезены были сюда останки митрополита Филиппа. Но после перенесения столицы российской в Петербург необходимость в этой политической трибуне отпала, что привело в 1753 году к ее полному обветшанию.

Согласно указу Сената срочно были произведены архитектором Ухтомским реконструкционные работы, а уже в 1786 Лобное или Царево место немного сместили в восточном направлении и частично перестроили по проекту Матвея Казакова. Сегодня легендарное возвышение является архитектурным памятником столицы, пользующимся огромной популярностью у гостей города. Многие туристы даже считают хорошей приметой бросить монетку на верхнюю площадку Лобного места, что сулит новое посещение Москвы.

Мини-гостиница у м. Тушинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *