Напротив эрмитажа расположено здание что это
Перейти к содержимому

Напротив эрмитажа расположено здание что это

  • автор:

Дворцовая площадь — что в нее входит?

Сердцем Санкт-Петербурга можно назвать множество достопримечательностей. Но вот главная, основная площадь, центр притяжения всех жителей и гостей города, единогласно, одна — Дворцовая. Именно здесь расположена знаменитая и роскошная бывшая главная резиденция российских императоров, символ всей царской власти в Российской империи — Зимний дворец. Дворцовая площадь почти в два раза больше, чем Красная площадь в Москве! Поэтому если вы в городе белых ночей впервые — это лучшее место для первого свидания с городом!

Дворцовая площадь со всех сторон окружена символами города! Стоя прямо в центре площади, Вы можете увидеть: Зимний дворец, в честь которого площадь и носит свое название, Главный штаб Эрмитажа с Триумфальной аркой, который находится напротив, здание штаба Гвардейского корпуса, Александровский сад и Адмиралтейство на западе. Но не волнуйтесь, если компас с собой Вы случайно не захватили, эти достопримечательности Вы легко узнаете и без подсказок! Нужно заметить, что архитектурный ансамбль площади сложился не сразу. Современный Зимний дворец далеко не первый по счету. пятый. Первый же был построен еще при Петре I в 1705 году, тогда как нынешний, в 1762 году. Здание Главного Штаба было возведено в 1829 году, а Александровская колонна стала центральным элементом площади лишь в 1834 году. Завершающим звеном, замкнувшим круг самых известных зданий города, стало здание штаба Гвардейского корпуса, построенное в 1840 году.

Дворцовая площадь

С момента своего основания, она всегда была местом праздников и народных гуляний. Даже во времена Анны Иоанновны, когда здесь расстилался огромный Адмиралтейский луг, на котором императрица любила веселиться и охотиться на зайцев (можете себе такое представить?!). Здесь часто устраивались народные гулянья с фейерверками! При императрице Елизавете площадь выполняла исключительно сельскохозяйственную роль: часть Адмиралтейского луга была засеяна овсом, а в другой части паслись коровы. Но луг по-прежнему оставался местом проведения празднеств. Радикально изменилась назначение в царское время, тогда на Дворцовой площади проводились военные смотры и парады, а в советское время — демонстрации и военные парады, массовые мероприятия, концерты и празднования. И сегодня традиция сохранилась, все праздники и концерты всегда проходят на Дворцовой площади и открыты для всех гостей города. Даже такой важный для всех жителей нашей страны парад в честь Дня Победы проходит именно на Дворцовой. Но не волнуйтесь, если с вашим приездом дата концерта не совпала, на площади есть еще масса интересных вариантов: куда пойти, и что посмотреть!

Эрмитаж

Конечно, не можем не напомнить Вам, что было бы очень печально упустить возможность насладиться просмотром богатейшей коллекции этого музея. Отдельных восторгов заслуживают и интерьеры — на время экскурсии можно перенестись в прошлое и почувствовать себя членом царской семьи, ожидающим кофе в голубой гостиной. Порцию вдохновения Вы гарантированно получите!

Подробнее об Эрмитаже вы можете прочитать в нашей прошлой статье.

Здание Главного Штаба

Здание располагается прямо напротив Зимнего дворца. Его восточное крыло занимают выставочные помещения Эрмитажа, но вход у них раздельный, имейте это в виду, если захотите заглянуть. Просторные залы по праву считаются одними из лучших архитектурных произведений в стиле ампир. Главный штаб Эрмитажа имеет меньшую популярность, чем сам Эрмитаж, зато Вы сможете увидеть музейные коллекции без утомительных очередей, в спокойной обстановке, наслаждаясь столько, сколько захотите.

Триумфальная арка

По архитектурным канонам, триумфальная арка обычно представляет собой отдельное строение, расположенное на въезде в город, мост или площадь. И устанавливается она для проведения церемоний, посвященных победному прибытию войск или иным военным памятным событиям. Но только не в случае с Дворцовой площадью. Триумфальная арка Главного штаба тут – это одно из самых величественных творений знаменитого зодчего Карла Росси. Она является выдающимся памятником архитектуры. И просто лицезрение Арки вызывает восторг и трепет, а если еще знать, какая патриотическая нота заложена в ней автором! На вершине, символом победы русского оружия в войне 1812 года, мчится крылатая Ника в колеснице, запряженной шестеркой коней, схваченных под уздцы римскими воинами. В руках богини ее традиционные атрибуты – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Помимо Ники стены арки на разных уровнях украшают орнаменты и фигуры часовых.

Александровский сад

Независимо от того, посетите ли Вы музеи или нет, мимо Александровского сада Вы точно не пройдете. Он связывает зеленой зоной центральные площади города – Дворцовую, Сенатскую и Исаакиевскую. И гарантируем, едва Вы увидите эту цветущую зелень и фонтан с Дворцовой площади, ноги сами приведут Вас туда. Все градостроительные объекты Петербурга, расположенные около здания Адмиралтейства, обязаны ему своим происхождением, и Александровский сад не стал исключением из этого правила. Строительство адмиралтейской крепости-верфи по канонам застройки военных времен требовало окружить ее рвами и насыпными валами, с открытой стороны которых оформлялись гласисы и эспланада. Именно из такой защитной большой эспланады с восточной стороны Адмиралтейства со временем и образовалась Дворцовая площадь, а из гласисов — с наружных сторон рва крепости — прекрасный Александровский сад.

После целого дня эмоций и новых впечатлений важно полноценно отдохнуть и восстановить силы. Именно поэтому необходимо ответственно подойти к выбору отеля для проживания. Наш izzzi отель расположен в самом центре города . От Дворцовой площади Вы сможете без труда дойти до него пешком, как и добраться до любых достопримечательностей, музея, сада и дворца. И, что тоже немаловажно, всегда найдете дорогу обратно. Наши номера уютные и комфортабельные, с дополнительной шумоизоляцией и высокоскоростным wi-fi для вашего удобства. Отель отличается от многих других уникальным уровнем цен для своего роскошного местоположения. Он идеален для тех, кто, много путешествуя, привык всегда получать высокий уровень сервиса.

Мы называем себя сетью позитивных отелей izzzi, потому что всегда стараемся создать для своих гостей легкую позитивную атмосферу. А еще мы всегда улыбаемся, и, поверьте, эти улыбки всегда искренние.

Рады будем видеть вас в нашем невероятном городе и izzzi отеле!

Здание Главного штаба, его история и обитатели

Сегодня мы отправимся на главную площадь Санкт-Петербурга к зданию Главного штаба, которое мы так полюбили с недавних пор (или нет?) после того, как туда переехала часть коллекций Эрмитажа. И, кстати, напрасно мы его называем Главным штабом, хотя такова традиция. А между тем, в той половине, где Эрмитаж, никакого Главного штаба не было, нет, и очевидно, что уже никогда не будет. Исторически он располагался в западном крыле (если стоять спиной к Зимнему дворцу и лицом к арке, то справа). И да, в той части до сих пор обитают военные – находится командование Западного военного округа.

В той же половине, где расположены эрмитажные коллекции, до революции находились не менее важные для государства, но вполне гражданские учреждения – Министерство иностранных дел и Министерство финансов.

На момент постройки здание было самым протяженным в Европе.

Жёлтое здание с бесконечным фасадом, которое дугой огибает Дворцовую площадь, производит неизгладимое впечатление на туристов. В XIX веке оно производило такой же эффект на гостей столицы, в том числе на иностранцев. Потому что на момент постройки оно было самым протяженным в Европе – длина его фасада достигает 580 метров.

Это здание всегда выглядело солидной, классической декорацией Дворцовой площади, особенно в те времена, когда в него не было доступа простым смертным. И даже сегодня посетители Эрмитажа часто не могут разобраться в том, куда же они, собственно, попали. Мы с вами рядом с таким сооружением, по выражению Л.Я.Лурье, чувствуем себя скорее персонажами литературного произведения, нежели людьми, живущими здесь и сейчас.
Как в Петербурге появилось это здание, что оно собой представляет, какие секреты хранит (а вы думали, здесь всё так просто?) – в этом нам предстоит сегодня разобраться.

Весенним днём 1819 года вышло распоряжение Александра I – выстроить на Дворцовой площади новый правительственный комплекс.

Это был заказ, о котором любой архитектор мог только мечтать, и получил его замечательный петербургский зодчий Карл Иванович Росси. Получить этот заказ означало прославиться на века.
Мало того, что Росси предстояло строить прямо напротив императорской резиденции. Но и саму площадь нужно было привести в правильный вид, навести на ней архитектурный порядок.

Поговаривали, что столь важным заказом Карл Иванович Росси был обязан министру финансов Дмитрию Гурьеву. Именно он в начале 1819 года представил Александру I доклад о необходимости перенести имперские службы поближе к Зимнему дворцу. И наряду со зданием Главного штаба на площади должны были появиться здания для двух министерств – финансов и иностранных дел.

Осталось найти архитектора, способного мыслить «не фасадами и анфиладами, а пространствами и ансамблями».

На самом деле Гурьев преследовал только одну цель – он втайне мечтал о своей министерской квартире с окнами на Зимний дворец. Другой же министр, который должен был здесь разместиться, Карл Нессельроде, был его зятем.

Государь сомневался – казну опустошили долгие войны. Ещё не отстроена сгоревшая Москва. С другой стороны, после победы над Наполеоном столица империи требовала нового архитектурного наряда. Так что решение было принято. Осталось найти архитектора, способного мыслить «не фасадами и анфиладами, а пространствами и ансамблями». И Александр I делает ставку на Карла Росси.

Сидя в кабинете, Карл Иванович разглядывал старые планы Петербурга. Оказалось, что привести площадь «в правильность» мечтали давно. Ещё Екатерина II ворчала, что окна её покоев выходят на задние дворы обывательских домов. Вообще, что только не происходило на Дворцовой площади за всю её историю – на ней пасли скот, выращивали овес, устраивали народные потехи. В XVIII веке по большим праздникам на площади выставлялось угощение за казённый счёт – горожане пили из винных фонтанов, тут же для народа жарили туши быков.

Что только не происходило на Дворцовой площади за всю её историю – на ней пасли скот, выращивали овес, устраивали народные потехи.

Кстати, эти обывательские дома, смотревшие на дворец, нужно было сначала выкупить, чтобы расчистить участки под новое строительство. И представьте себе, на это Александром I была выделена огромная сумма из казны – более миллиона рублей. Понятно, что владельцев не особенно спрашивали. Но во всяком случае, деньги им заплатили хорошие.

Росси понимал: главная трудность нового проекта – соединить несоединимое. Доминантой ансамбля должен остаться растрелиевский Зимний дворец, шедевр русского барокко. Но на дворе XIX век. И невозможно, немыслимо строить в прежнем стиле.

И новое здание было сделано классическим, но оно было построено так, чтобы подчеркнуть масштаб и пропорции императорского дворца. Широкая дуга Главного штаба охватила Дворцовую площадь, образуя, как мы уже знаем, самый длинный на тот момент фасад в Европе – 580 метров. Центральная арка расположилась строго напротив главного въезда в царскую резиденцию. В итоге вся площадь развернулась к воротам Зимнего дворца.

В. С. Садовников. «Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге». XIX в.

У Росси нашлись и критики. Говорили, что бесконечный фасад с колоннами выглядит скучно. Но больше всего досталось острому углу, который расположен со стороны Мойки. За него восточное крыло министерства прозвали «утюгом», и, что самое замечательное, это название прижилось.

Тот самый угол, за который здание прозвали «утюгом».

Раньше в градостроительстве острые углы были невозможны. Но Росси положил начало, и теперь, гуляя по городу, можно такие «утюги» встретить то там, то тут. Они есть и на канале Грибоедова, и на Фонтанке, и на Васильевском острове. И даже знаменитое здание с башней на Пяти углах – это тоже дом-утюг.

Внутри квартала, который образовали корпуса Главного штаба и двух министерств, разместился целый городок. Сотни кабинетов, приемных, квартир для чиновников, а ещё библиотеки, архивы, домовые церкви. Система внутренних коммуникаций – коридоры, лестницы, обеспечивала работу огромного механизма казенных ведомств. Приемные и присутственные места размещались в анфиладах, которые опоясывали здание по периметру. Остатки этих коридоров и переходов можно найти и сейчас.

Граф К. В. Нессельроде

В этом же здании были устроены квартиры самих министров. Хотелось бы вам пожить в квартире с окнами на Зимний дворец?
Личные аппартаменты министра иностранных дел Нессельроде имели именно такой вид из окон. И они, конечно же, получились самыми роскошными. Собственно, почему бы и нет – ведь здесь на приемах за бокалом вина иногда решались самые важные дипломатические вопросы. Сегодня квартира Нессельроде на втором этаже здания является музеем в музее – в ней полностью воссозданы интерьеры.

Для справки: Граф Нессельроде Карл Васильевич, с лёгкой руки Лескова «граф Кисельвроде» – самый «долгоиграющий» государственный деятель XIXвека. Он был главой МИДа Российской Империи при трёх императорах ровно 40 лет — с 1816 по 1856 год (абсолютный мировой рекорд по продолжительности пребывания на посту министра иностранных дел). Известен своей «самоотверженной готовностью стушеваться». А также небольшим ростом и крючковатым носом.

В квартире Нессельроде устраивались балы и приемы, на которых блистало всё высшее общество Петербурга, бывали писатели, дипломаты, чиновники и артисты. Вот только Пушкин не был вхож туда.
Жена Нессельроде – Мария Дмитриевна – была дочерью министра финансов Гурьева. И она не любила поэта за эпиграмму против ее отца, которую Пушкину приписывали.
Увы, сложилось так, что Мария Нессельроде впоследствии интриговала против поэта, была близка с Дантесом, и по некоторым свидетельствам современников именно ее интриги привели к дуэли.

С другой стороны, Пушкин приходил сюда работать в архиве. И вообще, Нессельроде был его непосредственным начальником. Ведь поэт после окончания Лицея служил в Коллегии иностранных дел (она впоследствии станет МИДом).

Ещё один обитатель здания – министр финансов Егор Францевич Канкрин, который пришел на смену Гурьеву. В отличие от Гурьева и Нессельроде, переселяться в казённые апартаменты Канкрин вовсе не желал и никогда об этом не мечтал. Каждое утро он ходил пешком из своей квартиры на набережной Невы и поднимался по богато украшенной министерской лестнице на второй этаж. Канкрин славился пунктуальностью и дисциплиной во всём. Экономия была его божеством.

Хотя у Канкрина и не было квартиры в этом здании, но был, естественно, свой кабинет в министерстве финансов. А рядом с ним было устроено небольшое помещение, где министр отдыхал в глубоком кресле и играл на скрипке. Сегодня и кабинет и закуток отреставрированы.

Канкрин славился пунктуальностью и дисциплиной во всём. Экономия была его божеством.

Но давайте вернёмся к зданию. Конечно, у такого грандиозного комплекса есть свои загадки и архитектурные секреты.

Секрет 1:
Часть помещений министерства, прилегающих к арке, оставалась совсем без окон. Тогда Росси придумал хитрость – он спроектировал световые фонари на крыше. И с помощью специальной конструкции провел свет из них через два этажа. Конечно, такие фонари давали немного освещения. Но от полной темноты спасали.

Секрет 2:
Если оказаться в так называемой Желтой столовой, которая замыкает анфиладу квартиры Нессельроде на втором этаже, там можно увидеть белую двустворчатую дверь. Она ведёт в небольшую треугольную комнату-закуток, и она находится в том самом остром носу «утюга», за который когда-то так бранили архитектора Карло Росси. Сегодня посетители музея могут ее увидеть.

Секрет 3.
Огромные деревянные двери на фасаде здания, в том числе и те, через которые мы с вами попадаем в музей, это не что иное, как бывшие каретные проезды. Раньше через эти ворота кареты попадали в систему внутренних дворов, которых в здании было пять. Каждый из департаментов имел свой отдельный въезд, то есть свои ворота.

После того, как закончилось строительство корпусов всего комплекса, Росси начал создавать гигантскую 28-метровую триумфальную арку. Почему её построили последней?

Триумфальная арка высотой 28 метров была выстроена в последнюю очередь.

Потому что она опирается не только на устои, но и на боковые стены корпусов Главного штаба. Для этого надо было, чтобы здание успело осесть. Кстати, внутри этой арки до сих пор находится сложная система деревянных балок, которые держат всю конструкцию.
Если вы зайдёте под арку, то станет ясно, что она здесь не одна. На Большую Морскую улицу ведет целая система арок, и они расположены под углом друг к другу. Но главная, конечно же, та, которая находится со стороны площади. Она является символом русской победы в Отечественной войне 1812 года.

В. Садовников.«Арка Главного штаба». На вершине — колесница, запряженная шестеркой лошадей, и богиня Ника.

Часы на арке главного штаба, связанные с именем Дмитрия Ивановича Менделеева, который был ученым-хранителем Главной палаты мер и весов.

Рядом на углу здания можно встретить очень симпатичный раритет – электрические часы, которые появились здесь в 1905 году. Со временем механизм часов износился, и к трёхсотлетию Петербурга Швейцария сделала нашему городу подарок – фирма «Мозер» отреставрировала их. Причём, как говорят, от старых часов осталась только надпись на циферблате – «Главная палата. Точное время». Механизм же полностью современный. Зато швейцарский. Старые механизм, стрелки и циферблаты часов были переданы в Метрологический музей, где их можно увидеть в рабочем состоянии в экспозиции.

Такая колоссальная постройка, как здание Главного штаба, не могла остаться в стороне от легенд и исторических анекдотов. Конечно, они есть. Вот одна из этих легенд:
Когда строительство было завершено, Николай I сказал архитектору: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес». Дело в том, что по Петербургу ходили слухи – дескать, арка Главного штаба обязательно рухнет под тяжестью скульптурной группы наверху.
Тогда Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на арку во время снятия лесов, и, если она упадёт, я упаду вместе с ней». Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку.

«А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес».

«Ваше величество, я поднимусь на арку во время снятия лесов, и если она упадёт, я упаду вместе с ней».

После революции разные пользователи у здания менялись слишком часто. Мало что осталось от прежней красоты и гармонии. Потолки белились, стены покрывались масляной краской, анфилады залов превратились в выгородки, – все это привело к почти полной утрате художественных росписей. Здание неоднократно восстанавливалось после пожаров. В блокаду сюда несколько раз попадали бомбы и снаряды.

Из бывшего казённого учреждения был сделан совершенно уникальный музейный комплекс.

В 1988 г. левое крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. Но только через двадцать лет, в 2008 г. началась реставрация исторического здания.

Из бывшего казённого учреждения был сделан совершенно уникальный музейный комплекс. Застеклённые атриумы, световые фонари, колоссальные лестницы и вот эта сумасшедших размеров дверь в начале так называемой Новой Большой анфилады – всё это придумала и воплотила архитектурная мастерская Н.И. Явейна.

Тем, кого расстроил новодел внутри исторического здания, скажу, что всё историческое, что там было и оставалось на начало XXI века (и подлежало воссозданию), всё это было сохранено. Весь архитектурный «новодел» устроен в бывших внутренних дворах, которых, как известно, в комплексе насчитывалось целых пять. В итоге получились весьма замечательные атриумы.

Перед Эрмитажем действительно стояла сложная задача – максимально бережно восстанавливать здание и одновременно приспособить памятник к тому, чтобы здесь расположился современный музей.

Кстати, никогда это старое здание – творение Карла России – не было рассчитано на посещение большим количеством людей. Сегодня же одновременно восточное крыло Главного штаба выдерживает 25 тысяч посетителей.

Вот и я собираюсь в ближайшие недели наведаться в Главный штаб Эрмитажа. Так что, у нас обязательно появится вторая часть рассказа про это здание. На этот раз с интерьерами.

Здание Генерального штаба

Здание Генерального штаба

На главной площади Санкт-Петербурга — Дворцовой — напротив Зимнего дворца, находится здание, вид которого является одной из визитных карточек города. Это здание Главного штаба. Его появлению здесь, с южной стороны Дворцовой площади, предшествует долгая история. Некогда здесь был луг, однако в начале XVIII века Петром I тут было построено первое здание — Адмиралтейство. Оно положило начало появлению площади и длительному строительству комплекса зданий вокруг нее.

Во второй половине XVIII века, когда на Дворцовой площади уже стоял Зимний дворец, перед Екатериной II встал вопрос о благоустройстве южной стороны площади. В то время она выглядела довольно неприглядно — задворки домов, выходивших на Невский проспект. Кстати, тем, кто желает побывать здесь, в сердце Северной столицы, можно рекомендовать многочисленные гостиницы Санкт-Петербурга на Невском проспекте. Среди архитекторов и инженеров был объявлен конкурс, на котором победил проект Фельтенас его типовыми жилыми домами. В этих домах поселились фаворит Екатерины II Александр Ланской и губернатор Брюс.

Впоследствии, в начале XIX века, один из этих домов был приобретен казной и в нем разместился Главный штаб. Однако, несколько лет спустя император Александр I все же решил придать площади вид, который полностью отвечал бы виду главной площади столицы. В 1820 году группа инженеров и архитекторов под руководством К. И. Росси приступила к разработке планов нового здания. Проект несколько раз дорабатывался, а затем началось строительство здания, которое отныне имело самый длинный в Европе фасад — почти 580 метров. Зрительным центром нового здания стала арка, ведущая на Большую Морскую улицу. В наше время в окрестностях этой улицы расположилось множество миниотелей СПб. Впрочем, арка оказалась расположенной не совсем по центру — крылья здания несколько отличаются по длине. Для того чтобы это не так бросалось в глаза, Росси отделал их фасады портиками из неравного количества колонн. Интересно, что здание Главного штаба как бы вобрало в себя здания, раньше окаймлявшие площадь. От них оставили часть внешних стен, а также некоторые залы и комнаты, которые были украшены работами живописца Кваренги.

Сначала строительство финансировалось щедро, поэтому цоколь здания был отделан дорогим гранитом, однако более поздняя отделка здания производилась уже более дешевым камнем. В 1823 году западный корпус, в котором разместились Военное министерство и Главный штаб, был окончен. Министерство иностранных дел с Министерством финансов были размещены в восточном корпусе, который был достроен в 1825 году. Если посмотреть на здание со стороны Мойки, то можно увидеть, что этот его угол сделан острым, за что его сразу метко прозвали «утюгом».

Часть здания, где поместился Государственный архив Главного штаба, имеет перекрытия из металла. Своды поддерживаются металлическими дугами, а колонны — чугунные. Все это сделано для того, чтобы избежать пожаров.

Оформление арки производилось уже при Николае I, который утвердил проект конной скульптурной группы, прославляющей силу и героизм российской армии. Сегодня здесь оживленный туристический центр, окруженный многочисленными отелями Питера. В здании Главного (Генерального) штаба располагается часть экспозиций Эрмитажа.

Главный штаб Эрмитажа

Главный штаб Эрмитажа

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге располагается напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади., восточное крыло занимает выставочные помещения Эрмитажа. Просторные залы по праву считаются одними из лучших архитектурных произведений в стиле ампир. Главный штаб Эрмитажа имеет меньшую популярность, чем, например, Зимний дворец, поэтому гости могут увидеть музейные коллекции без огромных очередей и в спокойной обстановке.

История

Главный штаб Эрмитажа 1870-1874

Идея перестройки площади перед Зимним дворцом появилась в 1819 году, в период строительства здания Главного Адмиралтейства. Появилось несколько проектов, и для их рассмотрения была собрана комиссия, куда также вошел знаменитый архитектор Карл Росси. Вскоре, в этом же году, были начаты строительные работы. Сначала было реконструировано западное крыло, куда вошли уже существующие дома с отделкой из серого гранита.

Строительство заняло 10 лет, а началось оно в 1820 году. Руководил проектом Карл Росси. За эти годы были спроектированы два крыла здания, а соединили их триумфальной аркой, строительство которой приурочили к победе в войне 1812 года.

Долгое время, вплоть до 1993 года, корпусы Главного штаба использовались государственными ведомствами и министерствами. Здание серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны, однако, уже к середине XX века внешний облик был восстановлен. В 1993 году восточное крыло было передано Эрмитажу.

Главный штаб Эрмитажа в 1942 году

В 2008 году началась масштабная реконструкция корпусов Главного штаба, которая продолжалась 6 лет. Ее целью было как реконструкция оригинальной архитектуры и интерьеров, так и подготовка здания к размещению музейных экспонатов. К 250-летнему юбилею Эрмитажа работы по реставрации были завершены.

Архитектура

Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова по по чертежу Карла Росси

Архитектор, сделавший великий вклад в архитектуру Петербурга, совместил Зимний дворец, построенный в стиле русского барокко и Главный штаб, выполненный в стиле ампир. При этом ему удалось оставить главный фокус на императорском дворце, что казалось невероятной задачей. Когда строительство только было завершено, Главный штаб в Санкт-Петербурге оказался самым длинным зданием в Европе, имея фасад, протяженный на 580 метров.

Построенное Росси здание подчеркивало роскошь Зимнего дворца, дополняя его своей классической строгостью. Арка Главного штаба на Дворцовой площади, которая соединяет его корпусы, расположена точно напротив парадного въезда императорской резиденции. И это – не случайность, чтобы выстроить архитектуру местности таким образом, Карлу Росси потребовалось перестроить улицу, идущую к площади, и замаскировать поворот, который из-за этого образовался, возведением трех, а не одной арки. Так получилось развернуть площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль.

Вид арки Главного штаба зимой, 1830-е гг. Садовников В.С.

Во время подготовки к столь масштабной реконструкции сносу подлежало несколько старых домов, однако, некоторые их них были сохранены. Росси был учеником Кваренги, и в знак уважения к наставнику, он сберег его труды – залы, украшенные росписью. Кроме этого, было решено сохранить лестницу из дома Ланского, как представляющую культурную ценность. Сейчас она хранится в библиотеке Главного штаба.

Также Росси сохранил дугообразную линию фасадов, которая была спроектирована Квасовым в XVIII веке. Это помогло избежать монотонности общего образа, благодаря тому, что одинаковые элементы под разным углом смотрелись по-разному из-за параболической формы.

Росси использовал несколько подобных трюков. Например, крылья здания кажутся совершенно одинаковыми по длине, но на самом деле это не так. Чтобы диспропорции не были заметны глазу, архитектор использовал портики с разным количеством колонн. Западный корпус украшен 14 колоннами, а восточный – 12.

Угол здания, выходящий на реку Мойку, вызвал немало осуждения и критики от архитекторов прошлого времени. Его небрежно называли утюгом, но со временем многие здания в Санкт-Петербурге строились с такой же выделяющейся чертой.

В проходе арки висят часы – это один из самых раритетных элементов украшения. В них работает электронный механизм, который был передан в дар Петербургу швейцарской фирмой. Подарок приурочен к 300-летнему юбилею города. Часы – неизменно точны, а вот их корпус и надпись «Главная палата. Точное время» – наследие от старинных часов, установленных в 1905 году.

Часы арки Главного штаба (часы Менделеева)

Первоначально цвет фасада Главного штаба был серым, и на нем выделялись белые украшения. Позже его изменили на желтый, а скульптуры на арке изменили цвет с бронзового на черный.

Еще одно интересное и необычное решение Росси использовал для освещения помещений, примыкающих к арке. В них не попадал естественный дневной свет, поэтому он установил световые фонари, проведя их через верхние этажи. С их помощью удалось добиться небольшого освещения.

Корпуса построенного здания образовали целый квартал, где поместились сотни кабинетов, библиотека и архивы, и даже квартиры служащих, а также служебные помещения. Здесь же обустроили домовую церковь. России то самых мелких деталей продумал систему коммуникаций, многочисленные департаменты, имели отдельные входы, к которым вели каретные проезды.

Здесь же располагались личные апартаменты министров. Они отличались роскошью и великолепием. Залы были сделаны в стиле ампир, в салонах устраивали приемы для особо важных персон, и велись переговоры, касающиеся государственной дипломатии.

Сейчас эти интерьеры восстановлены реставраторами и доступны посетителям. Открыт и тот самый угол, выходящий на Мойку. Когда восточное крыло было передано музею, была проведена сложная реконструкция, которая и восстановила памятник архитектуры, и сделала его функциональным для Эрмитажа. Во время этого масштабного ремонта во внутренних дворах появились застекленные атриумы и мраморные лестницы.

Триумфальная Арка

Арка Главного штаба

Выделяющаяся и самая узнаваемая часть Главного штаба – центральная триумфальная арка. На самом деле это ансамбль, состоящий из трех арок, соединенных друг с другом. Первая – венчает вход на Дворцовую площадь, вторая располагается сразу за ней. Третья стала необычным архитектурным решение Росси – это арка, стоящая под углом. Это было сделано для того, чтобы поменять линию Большой Морской улицы, и вывести ее на площадь перед Зимним дворцом. Как только строительство было завершено, арка стала центральным входом на Дворцовую площадь.

Росси спроектировал арку так, чтобы она расположилась точно напротив въезда в Зимний дворец. На этой прямой линии через некоторое время установили Александровскую колонну. Вид на Дворцовую площадь, который открывается через триумфальную арку – один из самых живописных.

Арка Главного штаба – не просто архитектурное украшение здания, это памятник, посвященный российским солдатам, победившим в войне 1812 года. Для оформления архитектор использовал классические античные мотивы. Венчает Триумфальную арку летящая колесница 10-метровой богини Ники, а воины в доспехах сдерживают 3-метровых мчащихся коней. Присмотревшись к декоративным элементам, можно увидеть и другие украшения, напоминающих о победе в войне: фигуры богини Ники на стенах и сводах, лавровые венки с пальмовыми ветвями, трофеи и многое другое. Триумфальная арка поражает своим масштабом. Высота составляет 28 метров, а ширина пролета – 17 метров.

Изначально Николай I планировал установить памятник Петру I в центре Дворцовой площади, после того, как все строительные работы будут завершены. Карл Росси отговорил его, убедив продолжить архитектурную композицию монументами в честь Отечественной войны 1812 года.

Восточное крыло – выставочный комплекс Государственного Эрмитажа

Атриум в Главном штабе Эрмитажа

Восточное крыло Главного штаба перешло в распоряжение музея в 1993 году. Долгое время Оно использовалось только для административных нужд, но в 2008 году была начата большая реконструкция, целью которой было адаптация пространств для выставочной деятельности. Длилась она 6 лет, и в 2014 году, в честь 250-летнего юбилея Эрмитажа, обновленное здание открыло двери для гостей.

Реставраторы сберегли все исторические детали и интерьеры, дополнив их современными решениями. 26 печей было отремонтировано, квартира графа Нессельроде была полностью восстановлена.

Квартира графа Нессельроде в Главном штабе

В Главном штабе, впервые в России, были использованы световые ловушки. Они обеспечивают пространство светом, который полностью безопасен для произведений искусства.

Читать еще: Лучшие экскурсии в Эрмитаж в 2024 году

Пространство было объединено атриумами – внутренними дворами со стеклянными потолками, а между выставочными залами оборудованы стеклянные мосты. Чтобы сохранить традиционный для Эрмитажа принцип анфилад, музейные помещения организовали таким же образом. Они составляют три анфиладные линии.

Выставки в музее Главного штаба Эрмитажа

Музейный комплекс Главного штаба состоит из четырех этажей. Главные выставочные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую, Певческую и Речную. Все они названы в честь мест, вдоль которых проходят. Дополняет их Большая анфилада внутренних дворов со стеклянными крышами.

На первом этаже размещаются билетные кассы, гардероб, магазин, кафе и лекторий. На втором этаже расположены 4 выставки, посвященных Министерству финансов Российской империи, искусству эпохи модерна и африканских народов, итальянской скульптуре XX века. Здесь посетители могут увидеть предметы декоративно-прикладного искусства XIX и XX веков.

На третьем этаже находятся 6 экспозиций: «Под знаком орла. Искусство ампира», музей Российской гвардии, залы памяти Карла Фаберже, а также выставки, посвященные французскому и западноевропейскому искусству XIX века, а также Министерству иностранных дел Российской империи. В залах третьего этажа хранятся работы Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных художников и живописцев. Особо ценные экспонаты – личные вещи Петра Великого, например, его мундир.

Выставка импрессионистов в Главном штабе

Четвертый этаж отведен экспонатам из коллекции французской живописи, и мировой живописи XX века. Работы Огюста Родена выставлены сразу в двух залах. Здесь же располагается Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, и выставка знаменитых работ импрессионистов и постимпрессионистов. Гости могут увидеть картины кисти Клода Моне, Эдгара Дега, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анри Фантена-Латура, Писсаро, Сезанна и Сислея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *