Третьяковка как добраться на метро
Перейти к содержимому

Третьяковка как добраться на метро

  • автор:

Как попасть в Третьяковку самостоятельно в 2021 году

Третьяковская галерея работает по графику: воскресенье, вторник, среда — с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00, понедельник — выходной. Касса закрывается на 1 час раньше. Стоимость билетов: взрослый — 500 рублей, детский (от 7 до 17 лет) — 250 рублей, льготный (пенсионеры, студенты) — 300 рублей, дети до 7 лет — бесплатно.

Третьяковская галерея — самый известный музей изобразительного искусства в России и один из крупнейших в мире. Созданный купцом Павлом Третьяковым еще в XIX в., за 300 лет этот музейный комплекс собрал на своей территории богатейшую коллекцию художественных ценностей России от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия. Третьяковка — это не только хранилище исторических сокровищ, но и важный центр исследования и популяризации русского искусства.

Как добраться в Третьяковскую галерею

Сегодня коллекции Третьяковской галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу.

Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до Третьяковской галереи пешком всего за 7-9 минут.

Смежная станция Замоскворецкой линии метрополитена «Новокузнецкая» также находится всего в 10 минутах ходьбы от Третьяковки: сначала нужно будет пройти по Пятницкой улице до Климентовского переулка, а после — тот же самый маршрут. Из наземного транспорта сюда можно добраться на автобусе 25, троллейбусе 8 или трамваях А, 3 или 39. Однако я рекомендую вам пользоваться метро, так как в центре Москвы можно легко попасть в пробку.

Здание на Крымском Валу

До здания Третьяковской галереи на Крымском Валу добраться можно от метро «Парк Культуры» (цифра 3 на карте) или «Октябрьская» (цифра 2), ведь здание находится в парке искусств Музеоне, ровно напротив Парка культуры и отдыха имени Горького. От метро вы доберетесь до галереи за 10-12 минут по улице Крымский Вал. Здесь же ровно напротив входа в парк есть автобусная остановка «ЦПКиО имени Горького», где останавливаются автобус Б и троллейбус 10.

Равно удалена от обоих зданий Третьяковской галереи станция метро «Полянка» Тимирязевско-Серпуховской линии (на карте обозначена цифрой 4).

Между зданиями Третьяковской галереи можно пройти и пешком — расстояние около 2 километров вы преодолеете за полчаса. Самый простой и живописный вариант — вдоль набережной. Вы сможете полюбоваться панорамой города, а также прогуляться по парку Музеону и осмотреть забавные скульптуры, выставленные там. Если же хотите посмотреть на историко-культурные здания, то отправляйтесь через улицу Якиманка с бесплатным гидом, разработанным галерей и приложением izi.travel. Кстати, на этом же сайте можно скачать и тур по обеим зданиям Третьяковской галереи.

Посмотреть экспозиции в зданиях в Лаврушинском переулке или на Крымском Валу можно самостоятельно, а также в составе сборной или организованной экскурсии. Сколько стоит вход в Третьяковскую галерею, смотрите далее.

Цена билета в Третьяковскую галерею

Вход в каждое здание Третьяковки оплачивается отдельно: если вы уже, например, посмотрели коллекции в Лаврушинском переулке, также вам придется для посещения Крымского Вала (Новая Третьяковская галерея) купить билет. Цена одинаковая.

Сколько стоит билет в Третьяковскую галерею в Москве в 2021 г., зависит от возраста посетителя. Полный билет для взрослых обойдется в 500 рублей, лица от 7 до 17 лет включительно платят половину стоимости — 250 рублей, детям до 7 лет вход бесплатный.

Еще для некоторых категорий граждан предлагает скидки Третьяковская галерея — цена билета в 2021 г. составит 300 рублей для:

  • пенсионеров;
  • студентов ВУЗов России;
  • учащихся от 18 лет;
  • членов многодетных семей;
  • художников и искусствоведов;
  • сотрудников музеев.

Студентам художественных факультетов, военнослужащим, ветеранам войн, инвалидам I и II группы, детям-инвалидам и их сопровождающим, детям-сиротам доступен бесплатный вход в Третьяковскую галерею. Цена со скидкой или посещение комплекса без оплаты возможны только при предъявлении документа, подтверждающего льготу.

Кстати, покупая в Лаврушинский переулок или комплекс Новая Третьяковка билеты, цена включает как посещение постоянной экспозиции, так и некоторых временных выставок.

Посетителям, которые не хотят стоять в длинной очереди в кассу (особенно в выходные дни), рекомендуем заранее на сайте купить билет в Третьяковскую галерею. Цена в 2021 г. при оформлении билета онлайн не отличается от стоимости покупки в кассе. На официальном сайте можно забронировать визит в музей в составе экскурсионной группы (от 500 рублей) и найти актуальную информацию о проходящих и будущих выставках комплекса Третьяковская галерея (сколько стоит билет, также указано).

ПОЛЕЗНО. Для тех, кого интересует, как попасть в Третьяковку самостоятельно без очередей, музей предлагает оформление карты лояльности. Она позволяет в течение года посещать постоянные и временные экспозиции комплекса Третьяковская галерея без билета. Цена в 2021 г. начинается от 4000 рублей.

Режим работы Третьяковской галереи

График работы Третьяковской галереи следующий: музей открыт с 10:00 до 18:00 во вторник, среду и воскресенье, а с четверга по субботу он работает с 10:00 до 21:00. Учтите, что войти в залы можно минимум за час до закрытия, так что постарайтесь приехать в Третьяковскую галерею вечером хотя бы за полтора-два часа до конца рабочего дня.

Понедельник — выходной день. В некоторые праздничные дни также может быть закрыта Третьяковская галерея. Режим работы для всех зданий музея публикуется на сайте.

Что представляет собой Третьяковская галерея

Помню, в детстве долго мечтала побывать в Третьяковской галерее, и в один из выходных дней мое желание наконец осуществилось: мы с родителями отправились в Москву знакомиться с русским искусством. Точнее, знакомились с ним взрослые, а я просто любовалась картинами, репродукции которых нам показывали в художественной школе, и гордо приводила родителям краткую искусствоведческую справку о каждом значимом полотне. С тех пор многое уже забылось, но вот это первое впечатление — восторг от того, как много шедевров, «тех самых» картин, которые знает каждый, собрано под одной крышей, — осталось со мной до сих пор.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Историческое здание Третьяковской галереи всегда меня удивляло. Его центральный фасад напоминает теремок: кирпично-красные стены и белый декор, три парадных крылечка с треугольными крышами, как у избушек на детских картинках, каменные наличники на окошках и дверях, а в самом верху – будто церковная маковка, под которой расположился герб Москвы с Георгием Победоносцем, пронзающим змея. По-настоящему сказочное здание напоминает ожившую картину Васнецова или иллюстрацию Билибина, настраивая нас на правильный лад.

Хотя снаружи главное здание Третьяковской галереи кажется небольшим, внутри на двух этажах разместились целых 62 зала, где хранятся произведения с XI века до начала двадцатого столетия. Если вы любите бродить по музеям неспешно, подолгу изучая каждый зал, в Третьяковской галерее вы запросто проведете целый день. А те, кто предпочитают осматривать только ключевые шедевры, запросто могут растеряться, ведь здесь почти в каждом зале есть известные полотна. Рублев, Васнецов, Брюллов, Айвазовский, Крамской, Суриков, Репин, Саврасов, Куинджи, Верещагин, Поленов, Нестеров, Серов, Коровин, Борисов-Мусатов, Врубель — уже этот перечень мастеров заставляет трепетать, а ведь я перечислила только самых известных художников, полотна которых представлены в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. При большом желании вы сможете осмотреть экспозицию за полтора-два часа, но я советую вам не спешить и выделить на посещение Третьяковской галереи хотя бы полдня.

Попав в верхний вестибюль, вы можете сразу отправляться в вводный зал и на второй этаж, где находятся первые залы, если вы уже приобрели билет в Третьяковскую галерею в интернете. Если же вы предпочитаете обычные кассы, то спускайтесь в нижний вестибюль. Здесь же расположены гардероб и камеры хранения, пункт проката аудиогидов и музейные киоски, где продаются сувениры и книги. Сориентироваться в расположении залов и лестниц можно по схеме.

Галерея портретов

В первых залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке представлены портреты, созданные художниками XIX века. В зале № 1 с портретов на нас смотрят русские цари и царицы, их наследники и представители знати. Но уже в следующей комнате появляется разнообразие: на портретах изображены простые люди (например, «Портрет неизвестной в русском костюме» работы И.П. Аргунова), появляются и игровые полотна на сюжеты из русской истории и античной мифологии.

В третьем зале Третьяковской галереи также представлены парадные портреты, где лишь одна картина выбивается из общего стройного ряда — это «Голуби» И.Ф. Гроота. Несколько бело-серых птиц у кирпичной стены составляют весь незатейливый сюжет этого полотна. Забавно видеть его по соседству с изображениями императриц и дворян, мне сразу начинало казаться, что в картине должен быть какой-то подтекст, некая аллегория. Не зря же его поместили в этом зале? Но ответа на свои размышления я не нашла.

Ряд портретов продолжается и в следующих помещениях, сменяясь ненадолго пейзажной живописью в шестом зале. Меня всегда утомляли такие ряды портретов, однако прогуливаясь по этим залам Третьяковской галереи, отчетливо замечаешь, как менялась техника. Портреты в седьмом зале совершенно не похожи на работы, представленные в помещениях № 1-3. Более естественные позы, живые лица и очень глубокие взгляды, в которых читается не просто настроение, но целая история. Работы В.Л. Боровиковского будто предвосхищают будущие портретные и жанровые сцены К. Брюллова, которые мы увидим в девятом зале.

Работы Александра Иванова

Далее двигаясь по Третьяковской галерее, мы переходим в залы, посвященные художникам первой половины XIX века, и стилистика заметно меняется. Всё как будто становится более глубоким, осмысленным, наполненным скрытыми знаками. Эти картины не просто изображают людей, пейзажи или жанровые сцены, они передают настроения, заставляют остановиться на минуту у холста и прочувствовать изображенное.
В зале № 10 находится одна из самых моих любимых картин – «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Не знаю чем, но она запомнилась мне еще с уроков в художественной школе, а вживую и вовсе поразила. Это полотно Третьяковской галереи невозможно проигнорировать уже из-за его размеров: 5,5 на 7,5 метров! Фигуры людей, готовящихся войти в реку и принять крещение на первом плане, намного больше натуральной величины. Какая монументальная работа, какой труд! И как тонко, тщательно прописаны детали! Художник работал над этой картиной более 20 лет, но так и не успел завершить полотно. О том, какой титанической труд проделал Иванов, позволяют судить эскизы и наброски, выполненные художником в процессе работы над полотном. Замечательно, что они вывешены в этом и соседнем залах (№ 10 и 12), так что мы можем увидеть, как менялся первоначальный замысел в процессе работы, как художник искал образы, как двигался к созданию шедевра методом проб и ошибок.

Жанровая живопись 19 века

Любопытен зал № 14, посвященный теме крестьянства и русской деревни в живописи XIX века. Портреты сельских жителей и крестьянских ребятишек, сцены из жизни деревни, а также интерьеры загородных дворянских усадеб дают полное представление о жизни и облике русской деревни того времени. Каждый раз, проходя здесь, я жалею, что у нас не принято проводить уроки истории в музеях. Как много могли бы узнать и понять дети, рассмотрев такие картины!

В зале № 15 внимание стоит обратить на работы П.А. Федотова: сюжеты его полотен отражают жизнь, хотя порой кажется, будто это иллюстрации к сатирическим рассказам Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Знаменитое полотно «Сватовство майора» (на картинке ниже), замечательные «Анкор, еще анкор!», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Жена-модница» — все эти картины отражают детали мещанского быта, и рассказывают нам истории, в чем-то смешные, а в чем-то грустные, но такие знакомые и типичные для того времени. Эту тему продолжают и полотна зала № 16, где мы встречаем знаменитую работу В.В. Пукиреева «Неравный брак». Работы В.Г. Перова в следующем зале тоже рассказывают нам о жизни России в XIX веке, но показанные им истории имеют человеческое лицо и куда более трагичны.

От дворян и мещан мы вместе с художником обращаемся к жизни рабочих и крестьян, где сплошные несчастья: нищета, голод, болезни и смерть. Знаменитая «Тройка», где три ребенка тащат на санях огромную бочку с водой несмотря на ненастье вокруг; «Приезд гувернантки в купеческий дом», где честная и добрая девушка поступает на службу к надменному и скупому барину; многочисленные картины с темой смерти — «Утопленница», «Старики-родители на могиле сына», «Возвращение крестьян с похорон зимою», — все эти полотна показывают безрадостность и безнадежность жизни простого человека.

Залы № 18-19 Третьяковской галереи посвящены пейзажной живописи: здесь и знаменитые «Грачи прилетели» Саврасова, и марины Айвазовского; в 21-м зале — работы Куинджи, где поражает игра со светом, а в 25-м нас ждут леса и поля, детально прорисованные Шишкиным.

Переход от социально-бытовой проблематики к пейзажной живописи не случаен: через природу мы видим иной облик России — страны бескрайней, великой, могучей. Это логически приводит нас в зал № 26, где мы встречаемся с Русью из сказок и былин на полотнах В.В. Васнецова. Самая знаменитая картина здесь — «Богатыри», ставшая уже своего рода визитной карточной галереи. Помимо былинных героев, в этом зале можно увидеть сестрицу Аленушку, Ивана-Царевича на сером волке, царевен подземного царства.

27-й зал переносит нас из мира сказок в мир экзотической Индии на картинах В.В. Верещагина. Самое впечатляющее (оно же и самое известное) полотно в этом зале — «Апофеоз войны», на котором мы видим гору черепов, окруженную стаей воронов в пустыне. На меня эта картина всегда производит очень гнетущее впечатление, заставляя задуматься и о том, как бессмысленно гибли и гибнут люди в войнах и как быстротечна человеческая жизнь.

Следующие залы представляют нам работы таких мастеров реалистического течения в живописи, как В.И. Суриков. И.Е. Репин, Н.Н. Ге. Живые портреты современников чередуются с картинами на сюжеты из истории России. Здесь и «Боярыня Морозова» (на фото выше), отправленная в ссылку, и «Меньшиков в Березове», и «Утро стрелецкой казни», и «Иван Грозный и сын его Иван», и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Живопись рубежа XIX-XX веков: от реализма к новому искусству

Залы, посвященные изобразительному искусства рубежа XIX-XX веков, открывают картины М.А. Врубеля (залы № 32-34). Его техника разительно отличает его работы от полотен предшественников, будто четко проводя границу между старым и новым, реалистичной живописью и новыми, пока только рождающимися течениями в искусстве. Среди самых узнаваемых его работ — «Царевна-Лебедь» и «Демон (сидящий)» (на фото ниже).

На этом мы завершаем осмотр залов первого этажа, но не пугайтесь — на самом деле, две трети Третьяковской галереи мы уже изучили. Внизу нам осталось осмотреть совсем немного. После сюжетно и эмоционально насыщенных картин последних залов мы вновь можем перевести дух, рассматривая пейзажи. В залах № 35-38 нас ждут работы Поленова, Левитана, Грабаря и других художников-пейзажистов, а в 39-м — крестьянская живопись М.В. Нестерова.

В залах № 40-41 представлены работы В.А. Серова, в том числе и «Девочка с персиками». Судя по проходящей в Третьяковской галерее зимой 2016 года выставке, этот художник пользуется огромной популярностью у москвичей. Однако лично мне гораздо интереснее было изучать работы К.А. Коровина (зал № 42), которые намного лучше соотносятся с тенденциями в мировой живописи того времени. Его техника — работа с мазками-цветовыми пятнами — позволяет не столько увидеть детали, сколько понять общее настроение и движение, энергетику картин. На иллюстрации ниже — его работа «Париж. Кафе де ля Пэ».

Не менее импрессионистские полотна представлены и в залах № 43-46, наиболее значимые художники здесь — В.Э. Борисов-Мусатов, Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов и Н.К. Рерих. Их техники совсем не похожи друг на друга, но от предшественников их работы отличаются еще более явно.

Заключительные залы: графика, иконопись, сокровищница

В залах № 49-54 расположены выставка графики XVIII – начала XX веков, которая обновляется раз в полгода, так что если вас интересует этот вид изобразительного искусства, обязательно загляните сюда. Последние залы № 56-62 посвящены искусству Древней Руси и иконописи. Здесь можно увидеть типичные работы для разных местных школ, а также фрески и иконы, созданные такими прославленными мастерами как Феофан Грек (зал № 58) и Андрей Рублев (№ 59). Зал № 55 — сокровищница Третьяковской галереи, где представлены иконы и старинные книги, ювелирные изделия и миниатюры.

Как видите, основная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулки удивительно богата, так что посетить этот музей стоит обязательно: даже если вы не разбираетесь в изобразительном искусстве, вам наверняка будет любопытно увидеть те картины, которые вы не раз встречали в обычной жизни — на страницах учебников, на упаковках продуктов (например, на конфетах), на рекламных плакатах. А те, кто интересуется искусством, могут продолжить знакомство с русскими художниками и скульпторами XX века в здании Третьяковской галереи на Крымском валу.

Третьяковская галерея на Крымском Валу

В отличие от Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, экспозиция на Крымском Валу меньше и осмотреть ее можно значительно быстрее. А вот осмыслить произведения художников-авангардистов, кубистов и представителей других модернистских течений XX века оказывается намного сложнее.

Здесь, как и в основном здании Третьяковской галереи, произведения расположены в хронологическом порядке, от первых шагов художников-авангардистов в 1900-х годах до произведений наших современников. Любопытно, что в первых залах мы видим много образцов экспериментально искусства, среди которых не только картины, но и необычные скульптуры, композиции, кинетические машины. В залах можно посмотреть несколько документальных фильмов о русских авангардистах, что позволит лучше понять их идеи и произведения.

Новые течения в искусстве: символизм, примитивизм, абстракционизм

Начиная осмотр Третьяковской галереи, мы двигаемся по залам 1910–1920-х годов. Все представленные здесь картины разительно отличаются от творчества классических художников, которое представлено в Третьяковке в Лаврушинском переулке. Хотя это еще не абстракции, сразу ясно, что перед нами и не реалистическое искусство.

Игра со смыслами и формами, намеренный уход от реализма и поиск иных, более простых способов выражения сложных философских идей, типичны для всего искусства XX века. Интересное выражение она получает в работах М.Ф. Ларионова. На картине «Отдыхающий солдат» (зал № 1, на фото ниже) мы видим, казалось бы, знакомую портретную позу — так писали художники Возрождения отдыхающих Венер, однако здесь художник намеренно смешивает высокое и низкое, оперируя контрастами и выражая свое отношение к социальному неравенству общества.

Ещё одно популярное направление живописи тех лет представлено картинами Н.С. Гончаровой — кажется, что ее натюрморты или «Павлин» (залы № 1-2) нарисованы пятилетним ребенком, но за кажущейся простотой, примитивизмом, сложные ассоциативные связи.

Одни за другим художники начала века отказываются от всего привычного и реалистичного: цвет, перспектива, манера письма — всё претерпевает изменения, эволюцию которых так любопытно прослеживать, перемещаясь между залами. Пика новое искусство достигает в творчестве авангардистов, ярчайшими представителями которого являются П.Н. Филонов, В.В. Кандинский и М.З. Шагал (зал №9), К.С. Малевич (зал № 6). Картины Филонова и Кандинского всегда особенно завораживали меня: так интересно было изучать детали, пытаться угадать, что же скрыто за этими формами, цветами, линиями.

Вживую от композиций и импровизаций Кандинского у меня перехватывает дыхание: кажется, я не просто вновь читаю о его экспериментах с цвето-музыкой, но действительно вижу то, о чем писал художник. Эти абстрактные структуры, на первый взгляд кажущиеся просто беспорядочным смешением цветовых пятен и линий, способны погрузить зрителя в особое эмоциональное состояние. Если раньше художники рассказывали и показывали нам истории, теперь они предлагают нам прочувствовать их.

Казимир Малевич: авангард и кубизм в изобразительном искусстве

Самым знаменитым художником, работы которого представлены здесь, без сомнения является Казимир Малевич. Как в Лувре толпы туристов притягивает к себе «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, так в Третьяковской галерее на Крымском валу все стремятся увидеть «Черный супрематический квадрат» Малевича. Эта противоречивая картина, пожалуй, навсегда останется предметом жарких споров между профессионалами и любителями живописи. Признаюсь, если вы не разделяете взглядов на то, что это произведение — шедевр по своему революционному замыслу и имеет программное значение для авангарда, вас картина вряд ли впечатлит: просто черный потрескавшийся квадрат на белом фоне. Лично мне любопытно было увидеть вживую этот символ революции в искусстве, но намного интереснее оказалось рассматривать другие произведения Малевича. Любопытно, что в двух залах можно проследить, как менялось творческое видение художника: от реалистического символизма к авангарду, кубизму и снова к более реалистичному искусству. Поиски, оригинальность и новизна творчества Малевича достойна не просто пары залов Третьяковской галереи, но целого отдельного здания.

Помимо картин художников, в залах о кубизме и авангарде можно увидеть реконструкции мастерской Общества молодых художников и павильона «Рабочий клуб» Родченко (на фото ниже), которые отражают новые направления авангарда и конструктивизма в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.

Картины К.С. Петрова-Водкина (зал № 13) пронизаны символизмом. Так, нельзя не остановиться возле его полотна «Купание красного коня» — пожалуй, самого знаменитого произведения художника. Никогда не интересовавшее меня в репродукциях, в оригинале оно почему-то заставляет меня остановиться и всмотреться в происходящее. Лицо мальчика, его поза, фигура самого коня — кажется, все наполнено здесь глубоким символическим смыслом: это и об искуплении грехов, и о духовной чистоте, и о новом, рождающемся революционном искусстве.

Не менее любопытны и другие работы художника: обычные на первый взгляд портреты и зарисовки оказываются наделенными глубоким, часто библейским значением.

Утилитарная живопись 1930-х

На этом самые сложные для восприятия залы Третьяковской галереи заканчиваются, от революционного искусства мы переходим к утилитарной живописи, которая призвана выполнять идеологические функции. Меня мало увлекали эти залы — что интересного в парадных портретах и огромных полотнах с заседаний Советов? Однако просто пройти мимо нельзя: все же фигуративное искусство 30-х составляет отчетливый контраст с живописью начала века. Строительство, труд, прогресс, спорт, патриотизм — вот главные темы полотен этих залов. От философии к пропаганде, от глобальных проблем — к частным социальным противоречиям. Вглядываясь в работы А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, И.И. Бродского, я будто вижу, как в живописи проявляется та же цензура, что в литературе.
От программного к жизненному, бытовому мы возвращаемся в картинах художников военного и послевоенного времени. Простые люди, простые дела, мирная жизнь и её такие доступные и понятные радости — на десятилетие реализм и стремление отразить полноту простой жизни возвращаются в советское искусство. Среди произведений этих залов особенно выделяются работы А.А. Пластова «Сенокос», «Ужин трактористов», «Весна» (на фото ниже).

Каждое из полотен имеет два плана: реалистичный, на котором мы видим сцены из обычного быта крестьян и рабочих, и символический, где художник говорит о простых, но вечных ценностях, восхваляет жизнь, показывает нам красоту будней.

От 1960-х до наших дней: залы современного искусства

Последние залы Третьяковской галереи на Крымском Валу посвящены искусству 1960–2000-х, в котором отражение нашли самые разные течения. Однако эти залы кажутся мне наименее интересными из всех: многие произведения современных художников выглядят откровенно странными, но, в отличие от работ революционеров-авангардистов, я не чувствую за ними такой же смысловой или эмоциональной глубины.

Образовательные курсы в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея — это не только музей, но и современный образовательный центр, где можно прослушать отдельные лекции и целые курсы об искусстве определенных эпох. Есть специальная лекционная программа для детей 7-9 лет, подростков и взрослых, так что интересно будет в любом возрасте. Как правило курс включает от 4 до 8 лекций, а также возможны экскурсии и прогулки по городу.

Запись на курсы и экскурсии производится на сайте или в кассах комплекса Третьяковская галерея. Стоимость билета для взрослых составляет от 500 рублей, для студентов и пенсионеров — от 350 рублей; детский лекторий дешевле — от 300 рублей. Посмотреть полный список программ и расписание курсов можно на сайте Третьяковской галереи в разделе «Образование».

Для тех же, кто любит не просто слушать лекции об искусстве, а практиковаться в создании собственных произведений, подойдут занятия творческих мастерских. Абонемент в скульптурную мастерскую для взрослых будет стоить 3300 рублей, а детские занятия живописью — 3000 рублей. Посмотреть даты и тематику занятий можно в разделах «Творческие занятия» на сайте Третьяковской галереи.

Перерыв на обед

Если во время осмотра залов Третьяковской галереи вы проголодались, можете заглянуть в ресторан «Братья Третьяковы» в историческом здании в Лаврушинском переулке. Здесь гостям предлагают блюда русской кухни, но цены не самые демократичные: супы от 230 рублей, салаты — от 270 до 700 рублей, а горячие блюда — в районе 500. Десерты обойдутся в 150-300 рублей, кофе — в 110-240 рублей (капучино — 160), а чаи стоят 320 рублей за чайник на двоих.

Если в ресторане Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке обедать не желаете, возле метро и в окрестных улочках вы найдете множество сетевых кафе, в том числе Макдональдс, Кофе Хаус, Шоколадницу и Вареничную №1.

Поблизости от здания на Крымском Валу также расположилось несколько кафешек. Перекусить или выпить кофе можно в одном из небольших уютных заведений на набережной, сетевые Бургер Кинг и Шоколадница, а также несколько других кафе находятся возле станции метро «Октябрьская» всего в 10 минутах ходьбы от Третьяковской галереи.

Сувениры

Я всегда очень люблю заглядывать в сувенирные магазины при музеях: в отличие от обычных сувенирных лавок с одинаковой китайской продукцией, здесь всегда найдется что-нибудь оригинальное и интересное. В сувенирном отделе Третьяковской галереи я приобрела на память несколько открыток с репродукциями картин: и глаз радуют, и цена прелестная — всего 10 рублей за штуку. Из более серьезных подарков здесь можно найти коллекционные альбомы и книги о галерее и русской живописи вообще, цены от 300 до 3500 рублей, заказать репродукции шедевров (от 750 рублей) или приобрести шелковые шарфы с мотивами из известных полотен, 3500 рублей. Посмотреть, что продается в сувенирной лавке Третьяковской галереи можно в интернет-магазине.

Для меня Третьяковская галерея — настоящее собрание сокровищ и жемчужин русского изобразительного искусства, где можно найти и работы классиков, и живопись художников-авангардистов, и современные произведения. Прогуляться по залам Третьяковской галереи непременно должен каждый, ведь здесь так много всего, что вы обязательно увидите ту картину, которая отражает ваше настроение и мировоззрение.

Читайте также:

  • Жилье в Карловых Варах
  • Серфинг на Шри-Ланке
  • Что попробовать в Лаосе: традиционная кухня и еда
  • Топ 5 лучших отелей в Стамбуле по соотношению цены и качества

Третьяковская галерея

Художественный музей с историей в почти два века

Одна из самых масштабных и впечатляющих коллекций живописи хранится в московском художественном музее — Государственной Третьяковской галерее. Собрание насчитывает более 100 тысяч произведений искусства, среди которых преобладают живописные полотна, иконы, графика и скульптура. Экспозиция Третьяковки размещена в нескольких зданиях в центре столицы, которые посещает более полутора миллионов человек в год.

В этой статье подробно описано, где находятся основные помещения музейного комплекса, какие экспозиции там выставлены, на каких видах транспорта до них проще добраться. Дана подробная информация о времени работы музеев, стоимости билетов, вариантах их приобретения и возможностях записаться на экскурсию.

История

Желание Павла Третьякова сохранить полотна российских живописцев стало отправной точкой для создания музейного комплекса «Государственная Третьяковская галерея». С ростом числа экспонатов увеличивались и площадь экспозиций. В 80-90-е годы прошлого века рядом с Главным зданием выстроили Инженерный корпус. Также в это время в состав Третьяковки вошло здание Центрального дома художника.

Эскиз фасада Галереи в «русском стиле», В. М. Васнецов • 1898, Экспозиция Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых • 1984, Строительство Депозитария
Фото: сайт Третьяковской галереи

До их пор Третьяковка — активно посещаемый туристами музейный комплекс. Каждый приезжающий в столицу путешественник стремится осмотреть не только экспонаты постоянных экспозиций, но и побывать на временных выставках.

Большие и малые музеи Третьяковской галереи

Главное здание, Инженерный корпус и Новая Третьяковка относятся к большим музеям. Кроме них, в комплекс «Государственная Третьяковская галерея» входит несколько небольших экспозиций: Музей Павла и Сергея Третьяковых, Музей художника Виктора Васнецова, Музей-квартира пейзажиста Аполлинария Васнецова, Музей-мастерская советского скульптора Анны Голубкиной и другие.

Главное здание

С ростом коллекции увеличивались и площади для хранения. Главное здание Третьяковской галереи несколько раз перестраивалось, пока не приобрело современный вид. Сегодня 62 залах. Тут выставлены работы российских мастеров, созданные в период с XII по начало XX века. Среди самых старинных — «Троица» Андрея Рублёва, работы иконописцев Дионисия и Симона Ушакова. Сильное впечатление производит коллекция русской живописи конца XIX века. В ней собраны произведения передвижников: В. М. Васнецова, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина и других художников. Их можно рассматривать часами и ни капельки не устать. Посетители надолго задерживаются у подлинников картин, хорошо знакомых всем россиянам с детства по репродукциям: «Не ждали», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Аматоры живописи получают огромное удовольствие от полотен дореволюционных художников Б. М. Кустодиева, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, И. Е. Репина, В. А. Серова. Творчество советских мастеров представлено работами Н. А. Андреева, И. И. Бродского, И Э. Грабаря, Б. В. Иогансона, С. Т. Конёнкова, П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, М. А. Савицкого, Б. С. Угарова и других художников и скульпторов.

+1

1894, «Над вечным покоем», И. И. Левитан • 1903, «Молчание», М. В. Нестеров • 1880-1883, «Крестный ход в Курской губернии», И. Е. Репин • 1886, «Осенний вечер. Домотканово», В. А. Серов
Фото: сайт Третьяковской галереи

Выставочные помещения прекрасно спланированы. Они имеют мягкое естественное освещение, которое подчеркивает красоту экспонатов. Всю галерею можно обойти примерно за четыре часа, везде есть скамеечки, чтобы присесть и отдохнуть. В холле размещён подробный план, где посетитель может самостоятельно разработать для себя маршрут знакомства с экспонатами. Кроме этого, в Третьяковской галерее проводятся лекции, семинары и творческие занятия, а также работают временные выставки.

Новая Третьяковка

Главная сокровищница русской живописи XX века открылась в 1983 году. В ней знакомятся со всеми направлениями живописи прошлого века: сюрреализмом, абстракционизмом, дадаизмом и др. Привлекают внимание имеющие всемирную известность шедевры: «Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина, «Тверской бульвар» А. В. Лентулова, «Натурщица» В. Е. Татлина, «Венчание» М. З. Шагала, «Импровизация холодных форм» В. В. Кандинского, «Композиция. Корабли» П. Н. Филонова. Конечно же, никто не может пройти мимо картины «Чёрный квадрат» К. С. Малевича, все пытаются разгадать его тайну… У картин хорошая подсветка, что позволяет увидеть тончайшие детали художественных полотен. Оформление каждого зала имеет индивидуальное концептуальное решение. В Новой Третьяковке проводятся лекции о современном искусстве, практические занятия для взрослых и детей. Периодически в здании организуются выставки молодых художников.

Инженерный корпус

Возле основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке, 12, находится Инженерный корпус. Это самая молодая, построенная в 1989 году, часть комплекса. Тут размещены службы, которые контролируют и обеспечивают работу всех инженерно-технических систем Третьяковской галереи. В здании также функционируют выставочные павильоны, детская изостудия, конференц-зал на 400 мест. Устраиваются выставки классического и современного искусства, демонстрируются редкие кинофильмы, проводятся образовательные программы. В конференц-зале установлено уникальное оборудование для показа фильмов, снятых на плёнке 16 и 35 миллиметров. Расписание показов размещается на сайте в разделе «Кино».

Культурный центр в Толмачах

Выставочный зал центра находится рядом с красивым, уютным храмом-музеем Святого Николая в Толмачах. Церковь действующая, посетителей привлекает возможность увидеть древнюю икону «Богоматерь Владимирская», созданную в начале XII века. Она хранится в храме с 1997 года. Пребывание в этой церкви наполняет душу покоем и умиротворением. Здесь молился основатель Третьяковской галереи и члены его семьи. Что касается самого культурного центра, то он представляет собой точную реконструкцию здания конца XIX века. Для его реставрации даже заказывали специальную растворную смесь и кирпич. В здании центра располагается творческая студия и лекционный зал, которые используются для различных мероприятий.

Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова

Здесь художник и исследователь истории Москвы Аполлинарий Михайлович Васнецов прожил почти 30 лет вместе с женой и сыном. Теперь здесь находится музей-квартира, где можно увидеть личные вещи, мебель, книги и более 200 картин художника. В этом месте ощущается дух того времени. Тут проходили творческие вечера и дружеские встречи, на которых присутствовали известные писатели И. А. Бунин, В. А. Гиляровский, художники М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, певец Ф. И. Шаляпин. В квартире очень точно воссоздана атмосфера литературно-музыкального салона начала XX века. Периодически здесь проводятся творческие вечера, лекции, концерты.

Фото: сайт Третьяковской галереи

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова

В уютном здании-теремке, которое спроектировал сам художник, посетители знакомятся с собранием из 25 тысяч подлинных экспонатов XX века. Здесь представлена живопись, мебель, предметы быта времён жизни художника, коллекции фотографий. Необычное здание музея находится в переулке Васнецова, 13. В постройке есть элементы модерна и древнерусской архитектуры. Фасад декорирован изразцами, окна украшены наличниками в виде лепных колонок и кокошников. Более 30 лет в этом доме жила семья художника. После его смерти творческое наследие бережно хранилось потомками. По их инициативе в 1948 году, к столетию художника, было принято решение о создании мемориального музея. Экспозиция открылась в августе 1953 года и с тех пор продолжает принимать посетителей

Фото: сайт Третьяковской галереи

Музей Павла и Сергея Третьяковых

Открытие музея в 1-м Голутвинском переулке, 16, строение 1, прошло в январе 2022 года. В этом доме родились братья Третьяковы (Павел в 1832 году, Сергей в 1834-м). На первом этаже экспозиция преимущественно интерактивная. В виде мультимедийных инсталляций представлены архивные документы и материалы из истории семьи Третьяковых: «Семейный альбом», «Архив предпринимателя», «Каталог коллекции». Часть предметов быта воссоздана по архивным документам, часть — мемориальная. На втором этаже демонстрируются живописные полотна из коллекции Третьяковых. Сергей собирал картины западноевропейских мастеров, а Павел отдавал предпочтение работам русских художников. Сама экспозиция периодически обновляется.

Музей-мастерская Анны Семёновны Голубкиной

Творческое наследие скульптора Анны Семёновны Голубкиной насчитывает более 300 произведений. Часть из них представлена в музее-мастерской в Большом Лёвшинском переулке, 12. Творчество пламенной революционерки, женщины со сложной судьбой представляет направление в искусстве начала прошлого столетия, которое принято называть Серебряным веком. Оно тесно связано с именами В. А. Серова и М. А. Врубеля в живописи, А. А. Блока и И. А. Бунина в поэзии и литературе, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова в музыке.

1900, фрагменты каталога выставки картин журнала «Мир искусства» • Около 1908, Ваза «Туман» из мрамора
Фото: сайт ВК «Музей Анны Голубкиной»

В нескольких залах экспозиции музея представлены произведения разных лет, исполненные в разнообразных материалах (гипс, дерево, мрамор, бронза). В мемориальной части дома посетители знакомятся с предметами обихода, коллекцией фотографий, а также инструментами, которыми работала скульптор. Экспозиция оставляет сильное впечатление, давая полное представление о нелёгком труде талантливой женщины-скульптора.

Музей Павла Дмитриевича Корина

Павел Дмитриевич Корин — художник, исследователь истории Москвы, собиратель старинных икон. В экспозиции музея представлено более 200 икон: «Рождество Богоматери», «Богоматерь Одигитрия со святыми на полях» и другие. В этом доме Павел Корин жил вместе с семьёй в 30-60-е годы прошлого века. Здесь сохранилось несколько жилых комнат и мастерская художника с подлинной обстановкой. Они также доступны к посещению. Расположен музей по адресу: Москва, Малая Пироговская улица, 16, строение 2.

Фото: сайт Третьяковской галереи

Правила посещения

Правила поведения при посещении музеев, условия фото- и видеосъёмки подробно описаны в документе «Правила посещения Третьяковской галереи», размещенном на сайте.

Цена на входные билеты в Третьяковку в 2024 году

Третьяковская галерея

Стоимость полного входного билета составляет 700 российских рублей для взрослых, 400 — для студентов и пенсионеров и 350 — для детей. Дети до 6 лет включительно посещают все здания музея бесплатно. Отметим, что на посещение временных выставок льготы могут не распространяться.

Где купить билеты?

Большинство посетителей покупают билеты в кассе музея в день посещения. Удобнее это сделать онлайн, чтобы не стоять в очереди. Бронирование посещения в составе экскурсионной группы проводится на сайте музея. Ознакомиться со льготами и порядком переоформления, возврата купленных билетов можно в документе «Правила приобретения и возврата билетов в Третьяковской галерее».

Часы работы Третьяковской галереи

Третьяковка открыта шесть дней в неделю. Выходной — понедельник. Режим работы главного комплекса по дням распределяется следующим образом: во вторник, среду и четверг посетителей принимают с 10:00 до 18:00; в четверг, пятницу и субботу с 10:00 до 21:00. За час до закрытия доступ посетителей в здание прекращается. Небольшие музеи-филиалы работают по индивидуальному графику.

Как добраться?

Основные здания Третьяковки расположены недалеко от центра столицы. Попасть туда можно на автобусе, метро или пешком.

На метро

  • «Третьяковская» — от неё до галереи нужно пройти примерно 350 метров через Ордынский тупик и Лаврушинский переулок.
  • «Новокузнецкая» — от неё до главного здания музея около 750 метров. Чтобы попасть в галерею, нужно перейти на станцию «Третьяковскую», а далее двигаться, как написано выше.
  • «Полянка» — от неё до галереи нужно пройти примерно 750 метров.

Возле Новой Третьяковки расположены две станции метро: «Октябрьская» и «Парк культуры». С любой из них за 10 минут добраться до музея.

Фото с экскурсии «Третьяковская галерея: загадки великих шедевров»

На автобусе

Недалеко от галереи есть остановка «Метро “Третьяковская”». Там ходит автобус м90. От остановки необходимо пройти по Большому Толмачёвскому переулку мимо сквера, затем повернуть направо к музею. Но проще добираться на метро, потому что в Москве часто бывают пробки.

До Новой Третьяковки довезёт автобус Б или с910, остановка называется «Парк Горького».

Пешком

Главный корпус Третьяковской галереи в Москве расположен в двух километрах от Красной площади. Прогуляться пешком от главной площади столицы до основного здания музея лучше всего через Большой Каменный мост, Репинский сквер, Лужков мост и Лаврушинский переулок.

Филиал на Крымском Валу располагается на расстоянии 1,5 километра от Главного здания Третьяковки. Дойти до него пешком можно всего за 20-25 минут — пройдя по Лаврушинскому переулку до Москвы-реки и затем прогулявшись по благоустроенной набережной.

Заключение

Обойти все залы Третьяковской галереи можно за четыре часа. Однако, чтобы в полной мере насладиться красотой произведений искусства, сюда лучше прийти несколько раз. Так путешествие по галерее будет не гонкой за фото для соцсетей, а настоящим погружением в мир высокой живописи!

Государственная Третьяковская галерея — корпус «Новая Третьяковка» (улица Крымский Вал, дом 10) как доехать

Подробная информация о том, как добраться до дома ул. Крымский Вал д. 10 наземным транспортом. Все остановки и автобусы в шаговой доступности от дома. Каким городским общественным транспортом можно доехать от ближайших станций жд или метро.

Как добраться до адреса д.10, улица Крымский Вал

Варианты проезда

Нажмите на номер маршрута транспорта ниже, чтобы увидеть детальную информацию о варианте проезда

В шаговой доступности

От метро Парк Культуры : автобус Б — 1 остановка

От метро Октябрьская : автобусы Б , е10 — 1 остановка

От метро Боровицкая : автобус м1 — 3 остановки

10-20 минут

От метро Смоленская : автобус Б — 4 остановки

От метро Охотный ряд : автобус м1 — 5 остановок

От метро Площадь Революции : автобус м1 — 5 остановок

От метро Смоленская : автобус Б — 5 остановок

20-30 минут

От метро Таганская : автобус Б — 7 остановок

От метро Кузнецкий мост : автобус н11 — 7 остановок

От метро Тверская : автобус м1 — 8 остановок

От ж/д ст. Тульская: автобус с910 — 9 остановок

Где находится Третьяковская галерея и как до неё добраться

Третьяковская галерея хранит уникальное собрание произведений искусства — от древнерусских икон до картин художников-авангардистов. Это привлекает жителей и гостей столицы, которые хотят приобщиться к прекрасному и вживую увидеть шедевры живописи, скульптуры, графики. Рассказываем, где находятся корпусы музейного комплекса и как до них добраться пешком, на метро и наземном транспорте.

Где расположены все здания и музеи Третьяковки

Музейный комплекс включает восемь зданий. Основная экспозиция располагается в главном историческом здании и Новой Третьяковке на Крымском Валу. На сайте галереи есть онлайн-карта филиалов с адресами, расписанием и контактной информацией.

Главное здание

Лаврушинский переулок, 10

В главном корпусе Третьяковки представлены полотна русских иконописцев и художников XII — начала XX века. На двух этажах расположились 62 выставочных зала и 7 тематических разделов. Всего коллекция насчитывает более 1300 работ: произведения древнерусских мастеров, реалистов и передвижников, изделия из драгоценных металлов и камней.

Новая Третьяковка

Крымский Вал, 10

В Новой Третьяковке экспонируют картины XX века — шедевры русского авангарда, официального советского искусства и андеграунда. Здесь вы увидите работы Марка Шагала, Наталии Гончаровой, Василия Кандинского, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Федора Решетникова. В здании регулярно организуют временные экспозиции и выставляют юбилейные коллекции, посвящённые отдельным художникам и направлениям в искусстве.

Инженерный корпус

Лаврушинский переулок, 12

Ранее здесь располагались инженерно-технические службы, которые обеспечивали работу музея. Сейчас в здании проводят лекции, кинопоказы, научные симпозиумы и пресс-конференции, а также временные выставки.

Культурный центр в Толмачах

Малый Толмачёвский переулок, дом 6, стр. 1

Корпус находится недалеко от уникального Храма-музея Святителя Николая, в котором хранится более 150 экспонатов галереи. «Сердце» собрания — Владимирская икона Божией Матери. В музее часто проводят лекции, выставки, мастер-классы. Часть жилого дома и конюшенного двора реставрировали по сохранившимся документам, чтобы не нарушить их исторический облик и стилистику конца XIX века.

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, 13

Здание построили в 1894 году по авторскому проекту самого художника. Экстерьер выдержан в неорусском стиле. Он гармонично сочетает древнерусские традиции, элементы модерна и северного зодчества. За необычный внешний вид москвичи ласково прозвали дом «теремком». Оригинальный интерьер остаётся частью экспозиции: гостиная напоминает боярскую комнату, столовая — крестьянское жилище, а подсобные комнаты — избу. Главные экспонаты музея — работы Виктора Васнецова, его вещи и биографические материалы.

Музей-квартира А. М. Васнецова

Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21-22

Пейзажист Аполлинарий Васнецов проживал здесь 30 лет, работая над картинами и научными докладами. Всё, что окружало его в быту, теперь стало частью экспозиции: мольберты, этюдники, краски и кисти, мебель, книги. В квартире сохранилась атмосфера начала ХХ века. Посетители могут ощутить дух того времени, узнать о жизни и встречах московской творческой интеллигенции. К слову, в гостях у А. Васнецова часто бывали знаменитые артисты, музыканты и писатели. Например, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной

Большой Левшинский переулок, 12

Одноэтажный особняк второй половины XIX века находится недалеко от Садового кольца, считается объектом культурного наследия России. Его особенность — проект, который был создан специально под творческие мастерские. Рабочее место, инструменты и личные вещи скульптора Анны Голубкиной, 2000 произведений пластики, графики и живописи — составляющие коллекции музея.

Здание закрыто для реконструкции до 2024 года.

Музей П. Д. Корина

Малая Пироговская улица, 16, стр. 5

Это дом-мастерская художника-реставратора Павла Дмитриевича Корина, здесь он жил с 1934 по 1967 годы. Внутри сохранилась обстановка тех лет: гравюры XVII-XIX веков, итальянская мозаика, мебель и люстры работы русских и европейских мастеров XVIII-XIX веков. Отдельного внимания заслуживают картины и этюды М. Нестерова и самого Корина. В коллекцию музея входят произведения древнерусского искусства, а также дневники, записки, документы и фотографии художника.

Здание временно закрыто на реконструкцию.

Как добраться до Третьяковки

На метро. Ближайшая станция — «Третьяковская». Доехать до неё можно по жёлтой и оранжевой линии метро. Ещё один вариант — сесть на зелёную ветку и выйти на «Новокузнецкой». Далее пройти пешком через Ордынский тупик и Лаврентьевский переулок. Путь займёт около 5 минут.

На общественном транспорте. К галерее едут несколько автобусов: М6 и Т8 — остановка «Большая Якиманка» и М5 — остановка «Метро Третьяковская».

Пешком. Находясь в центре города, вы можете прогуляться до Третьяковки и познакомиться с другими достопримечательностями столицы. От Красной площади до Главного корпуса Третьяковки расстояние всего 2 км. Пройдите через Большой Каменный мост, Репинский сквер и Третьяковский причал.

На автомобиле. К Третьяковке ведёт Театральный проезд и ул. Моховая. Пересеките Новую и Старую площади, направляйтесь на Варварку, затем езжайте прямо по Большой Ордынке через Большой Москворецкий мост и поверните в Лаврушинский переулок.

Другой путь — по Садовому кольцу. Возьмите направление от Зацепского к Крымскому Валу, перед Крымским мостом сверните налево.

Если вы находитесь за Садовым кольцом, езжайте по ул. Коровий Вал через пл. Калужская и ул. Житная, затем поверните направо и езжайте до Третьяковки по Крымскому Валу.

Ближайшая бюджетная парковка располагается в Малом Толмачёвском переулке. Стоимость — 150 руб./час.

Оформить онлайн-билет на посещение Третьяковки без очереди можно и на партнёрском сайте. Выберите удобное время и день для визита в календаре на сайте. Стоимость билета такая же, как в кассе галереи: взрослый 500 рублей, детский 250, льготный 300. Электронный билет даёт право на посещение всех 62 залов в здании в Лаврушинском переулке.

Как добраться до Новой Третьяковки

Первая станция метро — «Октябрьская». К ней ведут кольцевая и оранжевая линии. До галереи придётся пройти пешком по Крымскому Валу. Это займёт не более 10 минут. По красной ветке можно доехать до станции «Парк Культуры», затем прогуляться через Крымский мост до Третьяковки.

Ближайшая автомобильная парковка — у Крымского Вала.

Часто задаваемые вопросы

Какие залы есть в Третьяковской галерее?

Историческое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10 насчитывает 62 зала на двух этажах. Здесь можно познакомиться с русским искусством начиная с XII столетия и до первых десятилетий XX века.

  • В залах с №1 по №7 представлены полотна и скульптуры художников и скульпторов XVIII столетия. Одна из наиболее знаменитых картин — «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского.
  • Залы с № 8 по № 15 знакомят посетителей с живописью и скульптурными произведениями первой половины XIX века. Здесь вы увидите «Всадницу» К. П. Брюллова, «Явление Христа народу» А. А. Иванова, «Портрет А. С. Пушкина» О. А. Кипренского.
  • В залах № 16 по № 31 и с № 35 по № 37 выставлены картины художников, работавших во второй половине XIX столетия, а также скульптуры. Именно здесь можно найти самую известную живопись: «Богатыри» В. В. Васнецова, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина.
  • В залах с № 32 по № 34 экспонируются полотна М. А. Врубеля («Демон сидящий», «Царевна-лебедь»).
  • Увидеть работы, созданные русскими художниками на рубеже веков — XIX и XX — можно в залах с № 38 по № 48. Например, «Девочку с персиками» В. А. Серова, «За туалетом» З. Е. Серебряковой.
  • Тем, кто интересуется графикой, нужно внимательно изучить экспозицию в залах с № 49 по № 54. Набор представленных здесь графических работ постоянно обновляется, а коллекция графики Третьяковской галереи пополняется новыми произведениями.
  • Зал № 55 называется «сокровищница». Здесь можно посмотреть на коллекцию искусных работ, выполненных из благородных металлов и с использованием драгоценных камней. Это настоящие произведения декоративно-прикладного и церковного искусства: утварь для богослужений, книжные переплёты, аксессуары, декоративные элементы украшения интерьера, ювелирные изделия.
  • В залах с № 56 по № 62 размещается уникальное собрание древнерусской живописи и иконописи — начиная с её зарождения в XII веке и до XVII столетия.

Третьяковская галерея на улице Крымский Вал, 10 (Новая Третьяковка) представляет собой собрание произведений искусства (живописи, графики, скульптуры), созданных авторами в XX и XXI веках. Постоянная экспозиция в новой Третьяковской галерее на Крымском Валу размещается на четвёртом этаже в 37 залах.

  • Залы № 1 и № 2 предназначаются для размещения временных экспозиций, приуроченных к важным датам и событиям.
  • Залы с № 3 по № 14 представляют посетителям полотна русских художников, развивавших в России начала XX столетия новое и провокационное направление искусства — авангард. Здесь можно увидеть живопись В. В. Кандинского («Москва I»), работы К. С. Малевича («Чёрный супрематический квадрат»), картины М. З. Шагала («Над городом»).
  • Раннее официальное советское искусство периода с 1920-х по 1950-е размещено в залах с № 15 по № 25. Это «Утро» Т. Н. Яблонской, «Вратарь» А. А. Дейнеки, «Новая Москва» Ю. И. Пименова.
  • Советское искусство с 1950-х и до распада СССР вы увидите в залах с № 26 по № 36. Одна из наиболее известных работ — «Опять двойка» Ф. П. Решетникова.
  • В залах № 31, № 32 и № 37 представлены полотна неформальных художников, которые выступали против официальных идеологических рамок, установленных советскими властями. Среди знаменитых картин советского андеграунда — «Ответы экспериментальной группы» И. И. Кабакова, «Картина и зрители» Э. В. Булатова, «Коммунальная кухня» М. А. Рогинского.

Импрессионисты в Третьяковской галерее: в каких залах находятся?

Русские импрессионисты широкой аудитории известны меньше, чем французские. Но в действительности на рубеже XIX и XX столетий очень многие русские живописцы находились под влиянием этого нового течения в искусстве . Среди них есть художники , широко известные и любимые всей страной. Картины русских импрессионистов можно увидеть как в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, так и в Новой Третьяковке.

  • К. А. Коровин начал писать импрессионистические полотна совершенно интуитивно, когда ещё ничего не слышал о французских импрессионистах. Пример такой работы — « Портрет хористки». С работами Коровина можно ознакомиться в зале № 43 ( Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке). Среди них — картины «Северная идиллия», «Последний снег».
  • В. А. Серов . Живописец придерживался традиций импрессионизма как в художественном исполнении, так и в идейном. Каждое его полотно — это отражение состояния души автора, того впечатления, которое сложилось у него. Картины Валентина Серова находятся в залах № 41 и № 42 исторического здания Третьяковской галереи . Например, «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем…», «Летом. Портрет Ольги Серовой».
  • Создатель супрематизма К. С. Малевич экспериментировал с постимпрессионизмом, близкому к фовизму, и чистым импрессионизмом . Свою творческую деятельность он начал с произведений в этом стиле. В новой Третьяковской галерее (залы с № 3 по № 14) можно увидеть работы Малевича. Например — постимпрессионистический автопортрет «Нагло и пристально».
  • Работы В. В. Кандинского можно посмотреть там же, в новой Третьяковской галерее , в залах, посвящённых русскому авангарду — с № 3 по № 14. Мастер и идеолог абстрактной живописи начинал как импрессионист. Его картина «Одесский порт» 1898 года — яркий тому пример. В 1908 и 1909 годах художник писал этюды в стиле импрессионизма во время жизни в Германии, в Альпах. К таким работам относятся картины «Мурнау», «Дамы в кринолинах».

Третьяковская галерея: с чего начать посещение?

Официально заявляется, что экспозиция русского искусства в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке организована с соблюдением хронологии. Однако почему осмотр начинается с произведений XVIII века (залы с № 1 по № 7), а не с иконописи Древней Руси (залы с № 56 по № 62)? Почему древнерусское искусство его завершает? Если это кажется нелогичным, то можно начать экскурсию по Третьяковской галерее с иконописи — всё равно вы будете находиться на первом этаже. А уже затем подняться на второй и погрузиться в искусство XVIII столетия и далее.

Посещение новой Третьяковской галереи на Крымском Валу лучше всего начинать с осмотра работ советских и современных художников в рамках постоянной экспозиции на четвёртом этаже. Уже потом можно пройтись по третьему, второму и первому этажам. Там проходят временные выставки и различные мероприятия — от лекций до фестивалей. Если у вас будет свободное время и желание, а в кассе галереи — билеты, можно посетить и их.

Какие картины И. Е. Шишкина есть в Третьяковской галерее?

Именно в пейзажах Ивана Шишкина реализм достиг своих высот. В историческом здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, дом 10) в зале № 25 представлены многие из его самых известных полотен:

  • «Утро в сосновом лесу». Знаменитый шишкинский хвойный лес, на фоне которого ученик Шишкина К. А. Савицкий изобразил медвежье семейство, является таким же полноправным героем картины, как и сами медведи.
  • «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Здесь, как и на большинстве лесных пейзажей Шишкина, лес является главным действующим лицом природного спектакля, изображённого на холсте. При этом все элементы картины прописаны максимально реалистично. Художник предпочитал следовать фотографической точности при написании природы.
  • «Рожь». Хотя перед нами на холсте поле ржи, любимый Шишкиным лес здесь тоже есть, в виде мощных сосен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *