Что смотреть в пушкинском музее
Перейти к содержимому

Что смотреть в пушкинском музее

  • автор:

Аренда авто

Гостиницы

Популярные экскурсии:

смотреть экскурсии

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Почитателям художественных ценностей тоже есть что посмотреть в Москве, и немало. Одна только Третьяковка чего стоит. Другим значимым местом культуры столицы и в целом России, где представлено большое богатство предметов зарубежного искусства, является ГМИИ им. А.С. Пушкина. В честь солнца русской поэзии это учреждение было названо после того, как менее чем за 30 лет – с 1912 по 1937 – сменило наименование около пяти раз.

jaime silva

Создание этой хранительницы искусств связано с именем Ивана Цветаева, ученого-историка, археолога, филолога и искусствоведа, отца знаменитой поэтессы. Его замысел состоял в том, чтобы учредить учебный музей, который совмещал бы в себе и образовательные, и культурно-просветительские цели с иллюстрацией развития искусства от античности к средневековью и возрождению. Макет был представлен Николаю II, император одобрил его, но средств выделил недостаточно. Большую помощь в финансировании проекта оказали меценаты и различные инвесторы, стремившиеся воплотить замысел. Главными архитекторами будущего музея стали Роман Клейн и Иван Рерберг, приступившие к работе в 1896 году.

Строительство не обошлось без драматических событий, включая пожар в 1904 году, который повредил большую часть возводимого здания и нанес урон коллекции, уничтожив экспонаты, специально привезенные из Рима. Многие инвесторы тогда отказали в дальнейшей поддержке, но строение все же удалось восстановить. Открытие музея состоялось в 1912 году с присутствием почти всей императорской семьи.

Современная деятельность

Будучи многогранной достопримечательностью Москвы, не ориентированной исключительно на туристов, музей имени Пушкина имеет ряд направлений деятельности. Основными являются: научная, просветительская, археологическая, выставочная, издательская и еще несколько других.

Научная деятельность связана с проведением совещаний и конференций, на которых ученые представляют результаты своих исследований и обсуждают последние открытия. Для обычных посетителей научные труды музея также доступны на специально устраиваемых мероприятиях.

Просветительская функция заключается прежде всего в организации экскурсий, погружающих слушателей в мир творчества великих мастеров и знакомящих с тонкостями изобразительного или любого другого вида искусства. Наличие лектория способствует проведению лекций на разные темы.

Археологические работы музей ведет уже почти 80 лет. Это одно из главных его направлений. Специалисты занимаются исследованием территории Таманского полуострова, где располагалась древнегреческая колония Фанагория.

Выставочная деятельность состоит в осуществлении выставок как постоянных, так и временных, а издательская – направлена на выпуск журналов, пособий, сборников и ежегодников, в которых рассказываются результаты последних исследований культурно-искусствоведческих явлений, описываются мировые шедевры и публикуются аналитические работы.

Экспозиция

Музей изобилует экспозиционными коллекциями, к которым относятся оригинальные и повторные произведения скульптуры, нумизматики, графики, живописи, археологические находки и многое другое. Здесь вас ждет встреча с копией колоссальной статуи «Давид» Микеланджело, полотнами Клода Моне, Матисса, Гогена, Ренуара, Леонардо да Винчи, Ван Гога, а также слепками с античных и средневековых артефактов, древнеегипетскими экспонатами и старинным оружием.

В целом по собранию Пушкинского музея можно легко изучать всю историю мирового искусства, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12 (Галерея – ул. Волхонка, 14)

Часы работы: вт., ср., сб., вс. с 11:00 до 20:00, касса и вход до 19:00; чт., пт. с 11:00 до 21:00, касса и вход до 20:00; пн. – выходной

Что смотреть в пушкинском музее

  • 29 марта и 5 апреля с 19:15 будет недоступен для осмотра зал №8 Главного здания
  • Изменения в экспозиции Главного здания

Версии сайта

  • Обычная версия
  • Контрастная версия

Крупный шрифт • контрастные цвета • скрыть картинки

поделиться

Поделиться

Музей в соцсетях

  • История
    • История музея
    • Сайт Ирины Антоновой
    • История коллекций
    • Главное здание
    • Галерея искусства стран Европы
      и Америки
    • Мемориальная квартира С.Т. Рихтера
    • Учебный музей (РГГУ)
    • Мусейон
    • Мастерская Э. Штейнберга
    • Владикавказ
    • Екатеринбург
    • Калининград
    • Нижний Новгород
    • Санкт-Петербург
    • Томск
    • Спонсоры и партнеры
    • Меценаты и патроны
    • Друзья Пушкинского
    • Фонды Пушкинского
    • Мероприятия
    • Благодарности
    • Online пожертвование
    • Волонтёры Пушкинского
    • Научная и просветительская
    • Издательская
    • Выставочная
    • Археологическая
    • Музыкальная
    • Пушкинский XXI
    • ИТ-развитие и инновации
    • Социальная инклюзия
    • Пресс-центр
    • О проекте
    • Cпланировать визит
    • Билеты и льготы
    • Режим работы и адреса зданий музея
    • Экскурсии, события, программы
    • Правила посещения и рекомендации
    • Посетителям с инвалидностью
    • Книги и сувениры онлайн
    • Шедевры
    • Живопись
    • Графика
    • Скульптура
    • Прикладное искусство
    • Древний Восток
    • Искусство и археология Античного мира
    • Нумизматика
    • Художественная фотография
    • Коллекция слепков
    • Коллекция и электронные публикации отдела визуальной информации
    • Онлайн-словарь фотографических техник
    • Пушкинский XXI
    • Виртуальный Пушкинский
    • Электронные коллекции
    • Пушкинский для всех
    • Сайты-сателлиты
    • Музей на других ресурсах Интернета
    • Видеоканал
    • 3D-реконструкции и моделирование
    • Фотогалереи
    • Подкасты
    • Аудио- и медиагиды
    • Тесты и игры
    • Виртуальные выставки в формате Navigator4D
    • Smart Museum 3D
    • Контексты. Фотографы о себе и фотографии
    • Научная работа
    • Лекционный сезон 2023–2024
    • Пушкинский.Ю
    • Научные мероприятия
    • Музейная ИТ-лаборатория
    • Академия Пушкинского
    • Мусейон
    • Практика в музее
    • Сотрудничество с вузами
    • Издания
    • Археология
    • Научная библиотека
    • Медиатека
    • 29 марта и 5 апреля с 19:15 будет недоступен для осмотра зал №8 Главного здания
    • Изменения в экспозиции Главного здания
    • История
    • Здания
    • Музейный квартал
    • Отделы
    • Филиалы
    • Руководство
    • Поддержи музей
    • Документы
    • Деятельность
    • Общая информация
    • Контакты
    • Вакансии
    • Использование материалов
      и изображений сайта
    • Cпланировать визит
    • Билеты и льготы
    • Режим работы и адреса зданий музея
    • Экскурсии, события, программы
    • Правила посещения и рекомендации
    • Посетителям с инвалидностью
    • Книги и сувениры онлайн
    • Шедевры
    • Живопись
    • Графика
    • Скульптура
    • Прикладное искусство
    • Древний Восток
    • Искусство и археология Античного мира
    • Нумизматика
    • Художественная фотография
    • Коллекция слепков
    • Коллекция и электронные публикации отдела визуальной информации
    • Онлайн-словарь фотографических техник
    • Пушкинский XXI
    • Виртуальный Пушкинский
    • Электронные коллекции
    • Пушкинский для всех
    • Сайты-сателлиты
    • Музей на других ресурсах Интернета
    • Видеоканал
    • 3D-реконструкции и моделирование
    • Фотогалереи
    • Подкасты
    • Аудио- и медиагиды
    • Тесты и игры
    • Виртуальные выставки в формате Navigator4D
    • Smart Museum 3D
    • Контексты. Фотографы о себе и фотографии
    • Научная работа
    • Лекционный сезон 2023–2024
    • Пушкинский.Ю
    • Научные мероприятия
    • Музейная ИТ-лаборатория
    • Академия Пушкинского
    • Мусейон
    • Практика в музее
    • Сотрудничество с вузами
    • Издания
    • Археология
    • Научная библиотека
    • Медиатека
    • Обычная версия
    • Контрастная версия

    Крупный шрифт • контрастные цвета • скрыть картинки

    Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

    Главные шедевры Пушкинского музея: 11 самых известных картин

    Что смотреть в главном московском хранилище зарубежного искусства

    Пушкинский музей изобразительных искусств — один из самых интересных музеев Москвы с обширной коллекцией знаменитых картин европейских мастеров, скульптур и гипсовых слепков античного искусства. Здесь хранится более 600 тысяч уникальных экспонатов. Рассказываем про самые знаменитые полотна в коллекции.

    Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

    Marina Гид с большим интересом к искусству и архитектуре: знает всё о шедеврах московских коллекций и о тех, кто их собирал.

    Коллекция искусства в Главном здании музея

    На Волхонке, 12 можно познакомиться с античным искусством, увидеть слепки известнейших скульптур Средних веков и эпохи Возрождения и, конечно, посмотреть на полотна знаменитых европейских художников VIII–XVIII веков — сокровищ у Пушкинского не так много как в Эрмитаже, конечно, но и здесь есть на что посмотреть.

    Сандро Боттичелли, «Благовещение» (1495–1498 годы)

    Зал № 7

    Боттичелли — один из самых ярких представителей флорентийской школы Возрождения, известный всему миру. Его стиль — это грация, изящество и пластичность, а образы выглядят живыми и очень чувственными. Главные шедевры Боттичелли, которые знает весь мир («Рождение Венеры» и «Весна») выставлены в галерее Уффици во Флоренции, а в Москве хранится одна из его поздних работ.

    Изначально картина «Благовещение» представляла собой четырёхстворчатый переносной алтарь, который принадлежал к коллекции графа А. С. Строганова. После революции две створки алтаря оказались в Эрмитаже, а две другие — с изображением архангела Гавриила и Девы Марии — находятся в ГМИИ имени Пушкина.

    Изображение сцены Благовещения трактуется художником как драматическое событие. Фигура ангела как бы парит над землёй навстречу Деве Марии, выражая трепет и сострадание. В изображении Марии читается смирение и покорность. Она слегка склонила голову, будто предвидя будущую жертву Божьего Сына.

    Сандро Боттичелли, «Благовещение»

    Лукас Кранах Старший, «Мадонна с младенцем» (1522–1523 годы)

    Зал № 31

    Картина «Мадонна с младенцем» перешла в коллекцию Пушкинского музея из Эрмитажа в 1930 году. А в Санкт-Петербург её привезли ещё при Николае I — в 1825-м. Делиться с вновь провозглашённой в советские годы столицей в Москве главный музей западного искусства России обязало правительство. Тогда из Эрмитажа увезли около 200 картин художников первого ряда: Буше, Ватто, Пуссена, Рубенса, Рембрандта и в том числе Кранаха.

    Новатор

    В этой картине художник отходит от иконографических канонов: Мадонна здесь изображена как красивая земная женщина с очаровательным младенцем, у неё нет традиционного нимба над головой и золотого фона, символизирующего божественный свет. Вместо него — хвойный лес, традиционный немецкий пейзаж, струя воды, бьющая из скалы, — источник новой жизни, которую несёт христианская вера.

    Marina, гид в Москве

    Лукас Кранах — один из самых знаменитых немецких художников, который соединил в своём творчестве традиционный для своего времени готический стиль и художественные приёмы Ренессанса. Его творчество наполнено поэтичностью и романтическим видением мира. Через изображение природы он пытался передать эмоции и состояние души.

    1550 год, «Автопортрет» • 1522–1523 годы, «Мадонна с младенцем»

    На картине Кранаха — женственный и одухотворённый образ Богоматери с яркими символичными деталями. Например, гроздь винограда символизирует жертву, которую принесёт Христос, горы — силу и непоколебимость веры, а озеро обозначает жизненное обновление, исходящее от христианства.

    Рембрандт ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год)

    Зал № 11

    По иронии судьбы самые знаковые картины голландского живописца («Даная», «Блудный сын»), не считая масштабного полотна «Ночной дозор», которое выставлено в Рейксмузеуме на родине Рембрандта, находятся в России. Много его картин в коллекцию Эрмитажа закупала у французского коллекционера Луи-Антуана Кроза Екатерина II в 1770-х.

    Скрытый смысл

    На золотом блюде перед героями картины лежит яблоко (символ греха) и виноград (символ жизни и искупления). Художник выразил отношение к персонажам неочевидным образом: разместил ближе к коварному Аману яблоко, а перед Артаксерксом и Эсфирью — по грозди винограда.

    Marina, гид в Москве

    Новаторство Рембрандта в том, что через свои работы он стремился выразить внутренний мир человека, что было не свойственно живописи XVII века. Художник умело играл со светом и тенью, создавал живые образы, передающие тончайшие оттенки переживаний и уделял большое внимание мельчайшим деталям.

    1665 год, «Автопортрет» • 1660 год, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

    В основе картины — библейский сюжет о спасении еврейского народа иудейкой Эсфирь. Художник изобразил драматичную сцену пира, на котором Эсфирь открывает царю Артаксерксу своё происхождение и обвиняет придворного любимца Амана в истреблении её народа.

    Рембрандт в деталях передаёт внутреннее напряжение героев: Аман изображён на полотне обречённым, он отделён от царя и царицы большим расстоянием. Артаксеркс гневно сжимает губы, а облик Эсфирь озарён золотистым светом, символизирующим победу.

    Питер Пауль Рубенс, «Вакханалия» (1615 год)

    Зал № 10

    Картина также переехала из Эрмитажа в Пушкинский в 1930-м, а в Санкт-Петербург её привезли из собрания парижского коллекционера Сильвана Бодуэна в 1781 году.

    Рубенс — яркий представитель барочной живописи, основными чертами которой являются нарочитая эмоциональность, символизм, яркость и даже помпезность. Художник создаёт пышные, объёмные фигуры в движении, его герои достигают эмоционального апофеоза, существуя на пределе чувств.

    1623 год, «Автопортрет» • 1615 год, «Вакханалия»

    Картина «Вакханалия», представленная в Пушкинском музее, изображает мифический сюжет праздника в честь бога виноделия, растительности и плодородия Диониса (Вакха). На полотне во всём сквозит движение: пьяный Силен вот-вот упадёт, его поддерживает прекрасная сатиресса, которая, кажется, лишь на секунду развернулась к зрителю, а в центре рогатый сатир замахивается дубинкой. Очень живо и естественно переданы различные оттенки кожи, а пышные тучные тела раскрывают идею полноты жизни, наслаждения и удовольствия.

    Коллекция искусства в Галерее стран Европы и Америки XIX–XX веков

    Соседнее здание с Главным — на Волхонке, 14. Здесь можно увидеть шедевры знаменитых во всём мире импрессионистов и постимпрессионистов. Многие из выставленных сегодня картин были в собственности известных русских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова. Рассказываем про самые выдающиеся картины ХIX-ХХ веков.

    Клод Моне, «Завтрак на траве» (1866 год)

    Зал № 14

    Один из родоначальников импрессионизма, прошедший весьма тернистый путь к признанию. Его работы подвергали жёсткой критике и насмешкам, но упорная работа и особое видение сделали его одной из самых узнаваемых фигур в мировой живописи. Картины Клода Моне наполнены светом, передают ощущение воздушности, будто фиксируют ускользающий момент. Он разработал новую технику письма размашистыми мазками, а работать предпочитал на открытом воздухе.

    Курьёзный случай

    Эдуард Мане и Клод Моне познакомились на скандальном салоне 1865 года. Мане отправил на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». Проходя по Большому дворцу, он слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы, но… Почему его хвалят за пейзажи и какие-то марины? Мане был в бешенстве. Рядом с его «Олимпией» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал на салоне. Уже позже художники стали близкими друзьями.

    Marina, гид в Москве

    1899 год, Клод Моне, фотография Надара • 1866 год, «Завтрак на траве»

    Картина «Завтрак на траве» — это своеобразный знак уважения одноимённой работе Эдуарда Мане, которая наделала много шума в Париже. И если в работе Мане внимание приковывает обнажённая женщина в окружении одетых мужчин, то у Моне главными героями полотна становится тонкая игра света. Художник изображает сияющие на солнце листья, тонкие блики на скатерти и одежде. Всё это создаёт радостное и счастливое ощущение.

    Кстати, огромная (130×180 см) картина, хранящаяся в Пушкинском музее изобразительных искусств, всего лишь набросок более масштабного полотна (4×6 метров), которое впоследствии сильно пострадало и его фрагмент сейчас находится в парижском Музее Орсе.

    Пьер Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 год)

    Зал № 11

    Ещё один известнейший французский импрессионист, которому посчастливилось обрести успех и признание при жизни. Его увлекала красота повседневности, а многие работы пропитаны ощущением счастья и душевной гармонии. Как говорят искусствоведы, главным объектом и источником вдохновения Пьера Ренуара были люди, поэтому его творчество изобилует портретами в эффектной цветовой палитре.

    Картины Ренуара для своей коллекции западного искусства Морозов купил одни из первых и, кстати, очень долго не выставлял свои сокровища для публичного осмотра. В его дом на Пречистенке, 21 попадали только избранные гости.

    1876 год, «Автопортрет» • 1877 год, «Портрет актрисы Жанны Самари»

    «Портрет актрисы Жанны Самари» коллекционер купил в 1903 году. Можно сказать, что эта работа художника — «Мона Лиза» XX века. Как и великий Леонардо, Ренуар сумел запечатлеть не просто юную обворожительную девушку, но поймать и отразить неуловимое мгновение красоты, идущей откуда-то изнутри. Еле заметная улыбка, слегка влажные глаза и задумчивый вид — всё это соединяется в едином воплощении притягательной женственности, молодости и шарма.

    Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» (1888 год)

    Зал № 16

    Сегодня имя Ван Гога — почти бренд. Его стилем восхищаются, а стоимость его работ достигает космических цифр. Однако современники критиковали его за яркий и местами резкий стиль. Его работы были крайне необычными для своего времени, а техника настолько новаторской, что мастера нередко обвиняли в безумии. При этом у Ван Гога действительно были проблемы с психикой, но именно этот взгляд «безумца» сделал его картины настолько выдающимися.

    Картина «Красные виноградники в Арле» была одной из немногих работ, проданных ещё при жизни автора. Её приобрела за 350 франков (немалые для Ван Гога деньги) художница Анна Бош в 1890 году. А через 16 лет полотно попало в Россию: его, по совету художника В. А. Серова, так же приобрёл для своей коллекции Морозов.

    1887 год, «Автопортрет» • 1888 год, «Красные виноградники в Арле»

    «Виноградники» Ван Гога не похожи на типичный пейзаж. Линия горизонта поднята очень высоко, как в японских гравюрах, густые красно-багровые мазки напоминают колыхание пламени, а солнце изображено и вовсе как на детских рисунках. Тем не менее это абсолютно поражающее своей натуралистичностью полотно, которое буквально пышет знойным летним жаром.

    Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?» (1892 год)

    Зал № 17

    Пришёл в искусство зрелым человеком: в 35 лет он отказался от карьеры, бросил семью и увлёкся живописью. Сначала его привлёк импрессионизм, но позже художник отправился на поиски нового искусства. Вдохновение он нашёл на Таити, где написал лучшие свои работы: «Женщина с цветком», «Когда свадьба?». Они очень простые и немного напоминают детские рисунки, с экзотическими сюжетами и очень яркими красками.

    Сам Гоген считал своей лучшей работой картину «А, ты ревнуешь?» В начале ХХ века её приобрёл Щукин. Он поместил картину в отдельном зале своего особняка, среди других работ «гогеновского иконостаса». Позже полотно попало в коллекцию Пушкинского музея.

    Поль Гоген • 1892 год, «А, ты ревнуешь?»

    Сюжет картины построен вокруг двух обнажённых таитянок, которые лежат на пляже, беседуя о любви. Вдруг лицо одной из девушек озаряет искра ревности. Гогену удалось запечатлеть момент мимолётного яркого чувства посреди атмосферы спокойствия и неги. Вкупе с насыщенным фоном полотно приобретает фантастический характер.

    Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (около 1898 года)

    Зал № 10

    Его творчество наполнено экспериментами с композицией, поиском необычных ракурсов и фиксацией быстрых, едва уловимых движений. Художника отличали от других большой педантизм и скрупулёзность. К одной и той же работе он мог возвращаться снова и снова, добавляя новые детали и стараясь довести её до совершенства. Одним из главных источников вдохновения Эдгара Дега стал балет. Именно в танце мастер нашёл обилие новых интересных ракурсов, необычных поз и ярких мимолётных движений.

    «Голубые танцовщицы» — одна из самых известных его картин, увидеть которую можно в Пушкинском музее. Её приобрёл для своей коллекции Щукин, правда собирателю не понравилась оригинальная рама. Он заменил её более помпезной, в стиле Людовика XV, в которой картина выставлена и сегодня.

    1854-1855 годы, «Автопортрет» • около 1898 года, «Голубые танцовщицы»

    Художник изображает балерин как бы в расфокусе, их лиц не видно, а силуэты плавно перетекают один в другой. Кажется, будто кружится всего одна танцовщица, репетируя движения перед очередным выступлением. Картина, выполненная пастелью, напоминает скорее размытый, случайно сделанный фотографический кадр, чем кропотливую работу живописца. Собственно, в этом и состоит главный гений Дега.

    Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905 год)

    Зал № 22

    Картина «Девочка на шаре» поступила в Пушкинский музей из коллекции Морозова, который приобрёл её в 1913 году за колоссальную сумму — 16 тысяч франков.

    К тому времени Пикассо уже привнёс новое революционное слово в изобразительное искусство, а его творческая карьера считалась одной из самых успешных и плодотворных. Сегодня исследователи выделяют целых 11 периодов в его творчестве, которые включают более шести тысяч работ.

    Пабло Пикассо • 1905 год, «Девочка на шаре»

    «Девочка на шаре» — один из шедевров «розового периода» художника. Картина соединяет сразу два противоположных образа и настроения, но в то же время они гармонично сосуществуют рядом, как бы дополняя друг друга. Изображение юной гимнастки, балансирующей на шаре, символизирует всё прекрасное и поэтическое в жизни. А атлет рядом с ней — как бы воплощает устойчивость и защиту от суровой реальности.

    Анри Матисс, «Красные рыбы (Золотые рыбки)» (1912 год)

    Зал № 20

    Главный представитель одного из течений постимпрессионизма — фовизма (от французского слова fauve — «дикий»). Матисс, работы которого поражают необычными яркими цветовыми решениями, всю жизнь искал идеальные приёмы передачи чувств и ощущений через именно через цвет. И эта игра цвета иногда действительно оказывалась ничем не ограниченной.

    Ушла без торгов

    Матисс писал картину к приезду своего московского покровителя Сергея Щукина, который во время визита в Париж в июле 1912 сразу приобрел её и немедленно увёз в Москву.

    Marina, гид в Москве

    Большими поклонниками его творчества были и Щукин, и Морозов. В общей сложности оба коллекционера приобрели 48 картин художника, которые сегодня находятся в Эрмитаже и Пушкинском музее.

    Анри Матис • 1912 год, «Красные рыбы (Золотые рыбки)»

    В картине «Красные рыбы» Матиссу удалось передать умиротворение и чувство безмятежного созерцания, близкое к медитативному состоянию. Это ощущение достигается благодаря яркому цвету рыб и округлённым формам окружающих предметов. И, совсем как за живыми, за этими рыбками тоже хочется очень долго наблюдать.

    Заключение

    Богатая коллекция картин в Пушкинском музее в Москве способна удивить даже самого взыскательного ценителя искусства. Нередко здесь можно встретить посетителя, застывшего перед поразившей его картиной. Среди огромного количества экспонатов Пушкинского музея обязательно найдётся тот, что по-настоящему тронет и ваше сердце.

    Автор: Дарья Савина

    Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

    Ренуар портрет Жанны Самари

    Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

    За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

    Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

    Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.

    1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

    Ренуар портрет Жанны Самари

    Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному портрету Жанны Самари . Он сейчас хранится в Эрмитаже.

    Ренуар портрет Жанны Самари

    Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.

    Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

    У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

    Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

    Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

    Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.

    2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

    Ван Гог красные виноградники

    Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые “Подсолнухи” , и “Ночное кафе” . В том числе “Красные виноградники”.

    На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

    Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто. Краска наложена очень густыми крупными мазками.

    Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

    Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

    О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.

    Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

    3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.

    Сезанн Пьеро и Арлекин

    Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

    Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца” .

    Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

    Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

    Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.

    Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.

    Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

    4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

    Гоген А ты ревнуешь

    Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

    Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

    На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

    Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

    Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

    Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

    В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

    5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.

    Дега Голубые танцовщицы

    Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

    Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

    Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

    Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

    Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

    Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.

    6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.

    Моне белые кувшинки

    Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

    При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

    Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

    Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».

    Моне Японский мостик

    Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

    7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.

    Матисс рыбки

    На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

    Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.

    Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

    Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

    Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

    Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

    Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева:

    Ссылка на бесплатный курс

    После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

    Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

    Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

    Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье “7 шедевров старых мастеров в Пушкинском музее” .

    Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *