Дмитриевский собор во владимире кто построил
Перейти к содержимому

Дмитриевский собор во владимире кто построил

  • автор:

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор — это уникальный образец древнерусского православного белокаменного храма. Он был главным княжеским собором Владимира. По праву считается одним из самых таинственных памятников архитектуры. Ведь его стены украшают более 1500 всевозможных резных рельефов, скрытый смысл которых полностью так и не был разгадан. Благодаря богатству узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «поэмой в камне». Среди каменных изображений можно узнать отдельных исторических персонажей – царя Давида, императора Александра Македонского, легендарного Геракла и многих других.

История

Строительство собора началось в 1194 году по повелению князя Всеволода Большое Гнездо и продолжалось 3 года. Храм предназначался исключительно для князя, его семьи и приближённых. Поэтому строили его рядом с княжеской резиденцией. Горожане же ходили на богослужения в Успенский собор. Был освящён во имя святого мученика Дмитрия Солунского, погибшего в 306 году. Именно его Всеволод считал своим небесным покровителем. Имя Дмитрий Всеволод получил при крещении, этим же именем был окрещён и его сын, рождённый в год начала возведения собора. Князь хотел видеть собор «украсно украшенным», поэтому зодчие старались сделать его ослепительно великолепным. Фасад покрывают всевозможные резные изображения: библейские сюжеты, причудливые птицы, растения и животные. По мнению историков, украшали собор не менее 40-50 искусных резчиков по камню. Сам же храм получился невероятно мощным и статным. Настоящий сказочный исполин! Он словно вырос из холма, опираясь на него всей своей тяжестью.

После окончания строительства в собор поместили икону святого мученика Дмитрия и частицу его одежды, принесённую в дар Всеволоду из города Фессалоники от гроба святого.

Дмитриевский собор высок и обширен внутри. Для внутреннего украшения были приглашены мастера из Греции.

Собор был действующим до 1918 года. Позже — передан музею. Постепенно начал разрушаться и даже находился на грани гибели. Но осенью 1941 года, в самое тяжёлое для всей нашей Родины время, благодаря известному реставратору, коренному владимирцу – Александру Васильевичу Столетову, храм был спасён. Кропотливо перебирая камень за камнем, талантливый мастер укрепил стены изнутри стальным поясом, остановив разрушение Дмитриевского собора.

Состояние

Дмитриевский собор внесён в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В наши дни внутри храма открыта экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника, рассказывающая об истории памятника. Здесь же можно своими глазами увидеть четырёхметровый крест, установленный на соборе в момент постройки. Сюда же в виде копии вернулась деревянная икона Дмитрия Солунского.

Внутренняя обстановка собора довольна скромная. Фрески, богато украшавшие его много веков назад, сохранились лишь в виде небольших фрагментов. Но отсутствие элементов внутреннего убранства даёт уникальную возможность посетителям увидеть всю величественную структуру храма.

При соборе нет некрополя, но есть единственное захоронение – здесь покоится граф Роман Илларионович Воронцов. Он был первым губернатором Владимира и завещал, чтобы его похоронили в соборе.

Впечатления

Дмитриевский собор с 12 века является уникальным памятником архитектуры. Посмотреть на него ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. На всех он производит удивительное впечатление благодаря своему могущественному внешнему виду. Резьба на стенах необыкновенно красива, рассматривать её можно бесконечно. Совсем рядом с собором находится малая смотровая площадка, откуда открывается вид на реку Клязьму и окружающий пейзаж. Внутри собора минимум убранства, ничего не мешает единению с прошлым. Невольно ощущаешь дыхание времени и связь поколений.

Около Дмитриевского собора находятся Палаты – замечательный музейный комплекс, названный в десятке лучших музеев Европы. Перед Палатами раскинулся сквер «Липки», знаменитый изящным фонтаном и липовыми аллеями, по которым так приятно прогуляться.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества с 1992 года. Православный храм был построен в 1197 году по указу великого Владимиро-Суздальского князя Всеволода Большое Гнездо в честь преподобного Димитрия Солунского. Сегодня является важной составляющей комплекса христианских памятников Владимира. В наше время церковь открыта для посетителей и как музей.

1 978 1 0 10 мин. на чтение

Характеристики Дмитриевского собора во Владимире

Названия: собор Димитрия Солунского

Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»

Координаты: 56.129302 северной широты, 40.410934 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Владимир, ул. Большая Московская, 60

Дата основания: XII век

Архитектурный стиль: русская архитектура

Основатель: князь Всеволод Большое Гнездо

Конфессия: православие

Состояние: действующий, музейный комплекс

Местное время:
Погода: 1 °C облачно с прояснениями Ощущается как: -3 °C
Давление: 761 мм рт.ст. Влажность: 96% Ветер: 4.92 м/c

История Дмитриевского собора во Владимире

Дмитриевский собор был основан князем Всеволодом III в 1197 году, предназначался для личного пользования святого мученика Димитрия Солунского. Собор входит в комплекс из нескольких больших церквей, которые были построены Всеволодом на территории Владимира, включая знаменитый на весь мир Успенский собор. Точная дата строительства храма вызывает много споров и обсуждений.

По свидетельству русского историка Николая Воронина, храм был построен в 1194—1197 гг., а согласно обнаруженной в 1990 году историком Т. П. Тимофеевой летописи, датой постройки является 1191 год. Но в других летописях говорится, что икона св. Димитрия была привезена из Византии в 1197 году, эту дату считают официальной. Во время царствования Всеволода, княжество имело славу мощного государства, господствующего на Руси.

Построенный Всеволодом Дмитриевский собор был призван олицетворять подъем и процветание Владимирской земли. С момента своего основания храм много раз перестраивался, но сохранил свою архитектурную доминанту. В 1237 году собор был разрушен и разграблен татарской ордой, впоследствии он горел еще несколько раз. Следующее столетие ознаменовалось реставрацией архитектурного памятника.

Новые мастера полностью изменили уникальный собор, который стал постепенно приходить в упадок, терять свою красоту и разрушаться. В XVII веке архитектурный вид храма был изменен, производились различные преобразования, после которых были потеряны многие декоративные элементы. Первоначально собор был окружен небольшими монастырями и башнями, снабжен лестницами и соединен с княжеским дворцом красивым туннелем.

Большая реконструкция была произведена архитектором в 1832 году, были снесены некоторые пристройки, соединявшие собор с дворцом. За это время несколько внешних построек было перемещено или полностью заменено на недавно построенные. В 1919 году собор был передан из наследства православной церкви в управление большевикам. Забота о сохранении ценных экспонатов храма была возложена на Владимирский музей.

В 1937 году началась очередная реконструкция, которая продолжалась даже во время Великой Отечественной войны. Чтобы обеспечить уход за уникальными храмовыми украшениями из обработанного камня, необходимо постоянно проводить реставрационные работы. В середине 1970-х годов собор снова закрыли на реставрацию. В период с 1999 по 2004 годы были применены специальные меры защиты древних построек храма.

Также был заменен старый крест на куполе, а в помещениях была установлена современная система кондиционирования воздуха. Новый крест был изготовлен из позолоченных стальных листов, но несколько фрагментов подлинного креста сохранены, их можно увидеть в экспозиции музея. В результате внесенных изменений в архитектуру и интерьер храма внешние и внутренние помещения собора стали более комфортными для посетителей.

Дмитриевский собор во Владимире

Особенности архитектуры и интерьера Дмитриевского собора во Владимире

Архитектура храма имеет традиционный стиль, восходящий к истокам Киевской Руси и древнерусскому деревянному зодчеству. Византия также оказала большое влияние на стилистическое оформление собора. В последующие периоды истории архитектура России развивалась самостоятельно, в основном использовались национальные и местные традиционные ремесла, включая резьбу по дереву, лепку из глины и пр.

Великие церкви Руси, такие как храм святого Димитрия, построенные после принятия Русью христианства в 988 году, были созданы уже на принципах монументальной архитектуры. В основном древние православные храмы были построены из дерева, но в строительстве этого собора был использован белый камень. Храм имеет кубическую форму, что характерно для более ранних церквей Руси.

Внутри собора есть четыре колонны, которые поддерживают купол. Наружные стены разделены на три пролета, один из которых больше остальных. Середина этажа разделена горизонтальным аркадным фризом. Окна и двери глубоко утоплены в проемы, обработанные объемным резным рельефом. Собор построен на четырех пилястрах, с тремя нефами, над которыми возвышается большой красивый купол.

Компактный размер храма позволяет зданию выглядеть красивым и воздушным. Белокаменные резные узоры собора были предметом изучения и восхищения историков во все времена. Резные камни (566 шт.) расположены вдоль фасадов и разворачиваются в необычную картину мира. Здесь тесно переплелись христианство и мифология, самобытность народного творчества и сюжеты мировой литературы.

Храм св. Димитрия знаменит своими красивыми барельефами, автор которых остался неизвестным. Они состоят из шестисот различных скульптур, представляющих святых, а также различных мифических существ. В ходе реставрации, происходившей в XIX веке, несколько древних барельефов заменили новыми, но большая часть оригинальных скульптурных композиций сохранилась без кардинальных изменений.

Большинство украшений собора составляют различные скульптуры. Они изображают животных и растения, фигуры расположены рядами, а в небольших промежутках архитектор разместил сцены христианской жизни. Некоторые скульптуры оформлены декоративными узорами, которые могли быть заимствованы из традиций русского фольклора, а также из христианской богословской тематики.

Больше всего заметно в центральном проеме западного фасада изображение царя Давида, стоящего среди страшных химер и святых ангелов. На южном фасаде основного здания храма также изображен царь Давид, но уже среди воинственных святых ангелов. Помимо Христа и Марии, других видных фигур библейской мифологии, здесь изображены Соломон, Александр Македонский, Геракл, святые воины и духовенство.

Последним элементом, находящимся на северном фасаде, является изображение князя Всеволода и его сыновей. Во времена, когда власть можно было удержать лишь военной силой, так как она могла быть захвачена, важно было строить церкви и дворцы, поддерживающие княжеское правление. Дмитриевский собор своей иконографией укреплял княжеский престол, связывал его с древними философами, военачальниками и библейскими святыми.

Хотя внутри собора сохранилось много скульптур, наиболее ценными являются оригинальный рельеф над западным входом и фрески, сохранившиеся с конца XII века. Лучшие работы с ликами святых и ангелов, возможно, принадлежали византийским мастерам, чьи русские ученики изготавливали менее важные элементы храма. Линии и штриховка отдельных частей композиции сравнимы с лучшими художественными произведениями Греции и Византии.

По словам известного искусствоведа Магдалины Гладкой, реставрация храма все время велась в приближенной к оригинальной архитектуре манере. Внутри собора сохранились фрагменты фресок (XVII век), в том числе элементы композиции последнего двора. Центральной фигурой трех вершин является царь Давид. Псалмопевец дает ключ к пониманию символики украшения фронтонов: «Господь любит все живое».

Церковь не очень большая по площади, поскольку изначально храм был задуман как место поклонения для княжеской семьи. На южном фасаде храма можно увидеть сюжет вознесения Александра Македонского, который в средние века был одной из самых популярных тем в архитектуре и живописи. В настоящее время собор принадлежит к наследию Владимиро-Суздальского музея.

Наиболее яркой особенностью собора св. Дмитрия являются большие плоские рельефы, расположенные прямо над аркадным фризом под куполом. Разработка этих скульптур представляет собой сочетание многих течений архитектуры того времени. Храм был космополитическим и художественным центром в конце XII века. Для его строительства привлекались известные архитекторы, а также знаменитые мастера с востока и запада.

Дмитриевский собор во Владимире

Реликвии Дмитриевского собора во Владимире

Храмовая экспозиция представляет к осмотру уникальные старинные фрески XII века, которые были обнаружены в 1843 году. На северном склоне Дмитриевского храма, под хорами можно увидеть много старинных фресок византийского происхождения, входящих в композицию «Страшный суд». Собор, посвященный святому Димитрию, увенчан сводами со сценами Судного дня, датируемыми XII веком.

Сюжеты расположены внизу свода и включают фигуры апостолов с ангелами за ними. Собор святого Дмитрия имеет много уникальных реликвий. Старинная фреска «Страшный суд», которая расположена на сводах Дмитриевского собора, является наиболее ценным экспонатом. Икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик были принесены в храм 1197 году, но вскоре из вернули в столичные музеи Москвы.

В соборе экспонируется четырехметровый крест, который ранее был на куполе храма, а позднее был заменен на новый. Новый крест был установлен в 1957 году, поскольку первое распятие обветшало и оказалось сильно поврежденным. На прочном каркасе натянули листы позолоченной меди. Но в 2002 году снова потребовалась замена главного креста. Теперь был установлен чугунный каркас, обшитый сталью.

Интерьер владимирского собора кажется строгим и скучным из-за того, что до наших дней сохранились лишь некоторые фрески. Высокие пустые стены имеют чистый белый цвет. Сохранившиеся до наших дней росписи и фрески собора являются образцом византийского стиля, а все святые реликвии храма Димитрия Солунского, предположительно, имеют происхождение из византийских Фесалоник.

Дмитриевский собор во Владимире

Режим работы Дмитриевского собора

Адрес храма святого Димитрия: город Владимир, ул. Большая Московская, д. 60. Собор расположен в самом центре города, от любого вокзала туристы могут дойти до него за 20 минут. По пути можно посетить не менее замечательные достопримечательности — это Золотые ворота и знаменитый Успенский собор. Музей храма святого Димитрия работает каждый день с 10:00 до 18:00, кроме вторника.

Дмитриевский собор

Собор занимает выдающееся место среди распространенного в XII в. типа сравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов. Это дворцовый храм сильнейшего феодального владыки XII в. – князя Всеволода III Большое Гнездо, созданный местными мастерами и зодчими в зените его славы. Христианское имя Всеволода – Дмитрий. Изгнанный старшим братом, «самовластцем» Андреем Боголюбским, юный Всеволод-Дмитрий семь лет прожил в Византии, где в базилике г. Фессалоники хранились реликвии Дмитрия Солунского. Лишь спустя много лет, когда Всеволод вернулся на родину и стал владимирским князем, он воплотил замысел создания храма своего небесного покровителя. В 1197 г. из Фессалоник привезли икону Дмитрия Солунского — «доску гробную», истекающую целебным миром (во Владимире икона хранилась до конца XIV в., вероятно, после Куликовской битвы 1380 г. была перенесена в Москву, где и хранится в Успенском соборе Московского Кремля). Была еще и другая реликвия – «сорочка» святого (то есть частица одежды или ткани), хранившаяся в серебряном ковчежке, украшенном чеканкой. Собор стал реликварием — хранилищем реликвий святого Дмитрия — и дворцовым храмом «великого Всеволода», как его называли летописцы. Богослужение в нем совершалось лишь для княжеской семьи и ее окружения.

Идея царственного могущества Всеволода III воплощена в образе Дмитриевского собора с поистине гениальным совершенством. Величественная стать собора создается не грандиозными размерами (его ширина всего около15 м, наружная высота до верха купола около 30 м), а уравновешенными пропорциями и интригующей ажурной резьбой, покрывающей его белокаменные стены. Всего на фасадах храма размещается полторы тысячи резных камней. Почти все декоративное богатство сосредоточено на стенах среднего яруса здания (аркатурно-колончатый пояс и закомары-полукружия над ним) и барабана главы собора.

Рельефы расположены ровными горизонтальными «строками», соответствующими рядам белокаменной кладки, что подчеркивало «весомость» княжеского собора. Изысканный резной убор храма подобен лежащей на стенах драгоценной и тяжелой, затканной выпуклыми изображениями ткани, отороченной по краям пышной «бахромой» колончатого пояса. Однако, создавая этот резной наряд храма, зодчие не потеряли чувства меры: четкие конструктивные линии пилястр прорезают скульптурный ковер, упорядочивая его и подчиняя изумительной по красоте архитектуре.

Какой же смысл передают причудливые переплетения каменных узоров? Полтора столетия длятся попытки разгадать его. Возможно, это тайное послание потомкам?

Среди сюжетов резьбы, украшающей собор, можно отыскать как библейские, так и языческие символы. В центральных закомарах фасадов трижды помещена фигура библейского царя-псалмопевца и пророка Давида. Вокруг Давида – прекрасные рельефы львов в горделивых, победных позах – геральдические символы, метафоры царственности и высшего покровительства. Такой же смысл имели барсы и грифоны (крылатые звери), орлы, которые также изображены на рельефах. А еще можно увидеть лань и голубицу – символы смирения и кротости. Фазаны, павлины и даже гуси иносказательно показывают мир духовной реальности. Ряды причудливых животных чередуются с растительным орнаментом.

Особого внимания заслуживают две крупные скульптурные композиции. Одна (в восточной закомаре южного фасада) изображает сцену «Вознесения Александра Македонского» из популярной средневековой повести «Александрия». Александр сидит в корзине и держит в руках маленьких львят, которые служат приманкой для крылатых чудищ-грифонов, привязанных к корзине и влекущих царя кверху. Эта фантастическая сцена была символом прославления царской власти и хорошо служила общей идее дворцового собора Всеволода III.

Другая композиция, расположенная симметрично «Вознесению Александра» (в восточной закомаре обращенного к городу северного фасада), как принято считать, увековечивает самого «великого князя Всеволода». Он сидит на троне с новорожденным сыном Дмитрием на коленях в окружении поклоняющихся князю-отцу остальных сыновей Всеволода Большое Гнездо.

Обращаясь к рассмотрению рельефов, следует помнить, что они сильно пострадали за многовековую жизнь памятника, были замены новыми рельефами и иное расположение древних. В 1238 г. храм вместе с городом Владимиром пережил татарское разорение. Собор не раз горел в XVI и XVIII веках. Кроме того, в результате печально известной «реставрации» 1837-1839 гг. по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид» и он лишился своих интереснейших частей – лестничных башен и галерей. Дело в том, что у собора изначально были пристройки, ведь он являлся частью княжеского двора. Собор с трех сторон окружали галереи (шириной 3 м), закрывая своими сводами его нижний ярус. На углах галереи завершались широкими башнями, соединявшими придворный храм с жилым дворцом. В 1838 г. древние галереи и башни были разобраны, и собор приобрел привычный для нас вид. При этом многие утраченные рельефы пришлось вырезать заново или добавлять резные камни с башен.

После сноса в 1838 г. галерей и башен, игравших роль дополнительных опор, собор стал разрушаться. В середине XX в. внутренние конструкции здания были укреплены металлическими и железобетонными связями, часть которых сегодня видна под барабаном изнутри собора. Процесс разрушения здания удалось остановить.

В реставрации нуждается и сам белый камень. Агрессивная среда современного города разрушающе действует на рельефы, выполненные в известняке. В последние годы реставраторы покрывают фасады специальной защитной смесью, используя традиционный опыт содержания белокаменного здания.

Долгое время собор был закрыт на консервацию, и вновь посетить его стало возможным только с 2005 года. Теперь там находится музейная экспозиция. Фактически важнейшей ее частью являются сохранившиеся уникальные фрески XII в.: в центральном своде под хорами – изображения двенадцати фигур апостолов-судей на престолах и ангелов позади них; в малом своде под хорами – показаны сцены рая. Росписи Дмитриевского собора, отличающиеся одухотворенностью образов, пластичностью фигур, тонким сочетанием красок, – оригинальный памятник классического византийского стиля конца XII в.

В алтаре собора размещена копия древнего креста на главе храма, представляющая собой каркас XVIII в., обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста – 4,07 м, размах – 2,78 м. В 2002 г. эта копия также была заменена, так как крест разрушался из-за соседства двух металлов – черного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). В экспозиции представлено несколько фрагментов золоченой меди подлинного креста XII в.

Внутри Дмитриевского собора сегодня можно увидеть единственное захоронение с надгробием – первого Владимирского губернатора Р.И. Воронцова, который из уважения к его заслугам и по его завещанию в 1783 г. был погребен в соборе, не имевшем некрополя.

Церковные службы в соборе проводятся очень редко, всего пять раз в году, в том числе – 8 ноября, в день памяти Дмитрия Солунского.

Дмитриевский собор остается одной из самых драгоценных жемчужин русской культуры. Его значение высоко оценено и для мировой культуры: собор внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы экспозиции с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:

  • Понедельник-пятница, воскресенье: с 10.00 до 17.00;
  • Суббота: с 10.00 до 18.00;
  • 3-й четверг месяца – санитарный день.

Российские древности: Дмитровский собор во Владимире

В прошлом выпуске рубрики «Российские древности» автор рассказал об одном из двух храмов, четверть века назад приведших его к увлечению Древней Русью, — Успенском соборе во Владимире. Сегодня речь пойдет о втором соборе, который находится в нескольких сотнях метров от первого и на самом деле не должен называться собором. Итак, Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме.

Если Успенский собор строился, как мы помним, дважды (Андреем Боголюбским и его младшим братом, Всеволодом Большое Гнездо), то Дмитровский только Всеволодом. Великий князь Владимирский, десятый сын Юрия Долгорукого, герой «Слова о полку Игореве» (это его войско «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать»), построил этот храм специально для себя и имени себя.

Дмитрий Солунский. Икона XII века
© Государственная Третьяковская галерея

Постойте, скажете вы, но ведь князя звали Всеволод, а святой — Дмитрий, если быть точным, очень популярный на Руси в XII веке Дмитрий Солунский, культ которого в те годы был намного сильнее святого Георгия и достиг своего пика как раз при Всеволоде? Ответ, я надеюсь, понятен: Всеволод — это княжеское имя, а Дмитрий — крестильное, христианское. Всеволод Большое Гнездо очень любил своего небесного патрона. Недаром Юрий Долгорукий назвал в чего честь город Дмитров (в нем Всеволод тоже выстроил храм). Известнейшая икона Дмитрия Солунского XII века, написанная по заказу Всеволода (ее можно увидеть в Третьяковской галерее), как говорят, даже наделена портретным сходством со Всеволодом.

Дмитровский собор. Современный вид
© Алексей Паевский

Посему храм — это личный храм Всеволода-Димитрия. Летописи не называют точной даты его постройки. Храм (его почему-то часто именуют собором, хотя он не является ни главным храмом города, ни главным храмом монастыря согласно определению собора) упомянут только в общем перечне построек Всеволода: «Созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия», «постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия, в свое имя».

К созданию своего патронального и дворцового храма князь подошел основательно: съездил в Солунь (ныне — греческие Фессалоники), привез «гробовую доску» от гроба святого и «сорочку» его же — как главные реликвии своего собора. Они долго хранились в нем.

Дмитровский собор. Чертеж начала XIX века
© Public Domain

На момент постройки (историки, начиная с Николая Воронина, называют разные даты, основная — 1194-1197 годы, однако самый известный владимирский краевед Татьяна Тимофеева традиционно спорит, называя 1191 год) храм выглядел иначе. Как и церковь Покрова на Нерли, его окружали пристройки-галереи. И они почти дошли до нашего времени, но «историки-архитекторы» XIX века на глазок решили, что это поздние пристройки, и велели их разобрать при «реставрации». Единственное, что осталось — это чертежи, рисунки и акварели.

Реконструкция первоначального облика
© Сергей Шаров-Делоне
Дмитровский собор. Акварель начала XIX века
© Общественное достояние

Как и храм Покрова на Нерли, о котором мы уже писали, главная скульптурная композиция на гораздо более богато украшенном Дмитровском храме — это Давид Псалмопевец, которого слушают звери и птицы. На примере этого сюжета можно иллюстрировать «доказательность» умозрительных построений в искусствоведении. Когда-то надпись «Давид» на Боголюбовском храме была видна, а на Владимирском — нет.

Давид Псалмопевец. Рельеф Дмитровского собора
© Алексей Паевский

Замечательный искусствовед Георгий Вагнер, крупнейший специалист в области древнерусской белокаменной резьбы, построил очень красивую теорию. Дмитровский собор как бы «принимает» символическую эстафету у церкви Покрова на Нерли, выстроенной его старшим братом и предшественником на владимирском столе. Поэтому на нем изображен сын Давида, тоже царь и тоже любитель песни — Соломон. В работах Вагнера приводилась масса логичных аргументов в пользу этой практически безупречной теории. Каково же было недоумение, когда, уже изучив труды Вагнера, автор этих строк в 2004 году снова приехал во Владимир и увидел в телеобъектив возле фигуры в центральной закомаре Дмитриевского собора открывшуюся при реставрации надпись «Давид»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *