Дом ученых чей был особняк
Перейти к содержимому

Дом ученых чей был особняк

  • автор:

Центральный Дом Ученых на Пречистенке (бывшая усадьба Коншиной)

дом ученых

08 октября в 13-30. Центральный Дом Ученых – один из самых старых особняков улицы Пречистенки. В основе его палаты 18 века. Он менял хозяев, стиль, фасады, интерьеры, но все время был открытым хлебосольным особняком и любил много гостей. Среди его хозяев знаменитые фамилии: Архаровы, в честь кого даже полицейский полк был назван архаровским; Нарышкины – фамилия, которая со времен Петра 1 всегда вызывает живейший интерес. Тем более, что Екатерина Александровна Нарышкина была теткой Наталье Николаевне Гончаровой и Пушкин бывал в этом доме по родственному. Во второй половине 19 века, как часто бывает в Москве, великосветских владельцев сменяет буржуазия – серпуховские купцы Коншины.

дом ученых

В 1910 году старый особняк вдова текстильного фабриканта Коншина перестроила свой дом в стиле классической роскоши. Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет, который в некоторых помещениях сохранился до сих пор – все это создавало в доме роскошный декор. Архитектор А.О. Гунст проектировал обновление особняка с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря ему дом Коншиной по праву занял место в ряду самых роскошных построек Москвы начала ХХ столетия.

lesnitsa na vtoroi etazh

Дом Ученых всегда интересовал москвичей. И теперь у нас появилась возможность посетить его парадные комнаты с экскурсией. Мы осмотрим парадную анфиладу – белый зал, музыкальная гостиная, женский будуар, парадная спальня и знаменитый зимний сад с огромным итальянским окном и колоннами из настоящего мрамора. А так же вы увидите чудо-пылесосы, потайную дверь, французскую скульптуру.

bolshaya belaya gostinnaya drugoi rakurs

Участие 1300 руб. Продолжительность 1.5 часа (из них первые 20 минут на улице). Фотосъемка разрешена. Группа 15 человек. Гид — краевед и художник Ирина Левина. Запись на glavred@cozymoscow.me

Дворец великого князя Владимира Александровича (Дом ученых)

В первой половине XVIII века участок по Дворцовой набережной, на котором ныне располагается дворец великого князя Владимира Александровича, принадлежал И.А. Мусину-Пушкину. Позже здесь был построен великолепный особняк для Д.П. Волконского. В начале XIX века император Александр I распорядился передать это здание французскому послу Арману-Огюсту-Луи де Коленкуру для размещения посольства.

В 1862 году эта территория была отдана для строительства дворцов великим князьям Александру и Владимиру. Разработка проектов была поручена архитектору А.И. Резанову. Сначала планировалось построить дворец для князя Александра, однако, после смерти наследника престола Николая великий князь переезжает в Аничков дворец и участок полностью переходит во владение князя Владимира Александровича. Торжественная церемония освящения дворца состоялась в присутствии всей императорской семьи 10 августа 1874 года.

На первом этаже дворца находились личные покои владельца дворца. В его приемной висела известная картина выдающегося русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Известно, что за нее великий князь заплатил Репину три тысячи рублей. Второй этаж дворца занимала великая княгиня Мария Павловна, а на третьем этаже размещалась детская и помещения для прислуги. В северо-восточной части дворца была сделана лестница, в перила которой вплетен вензель «VM»
— что означает Vladimir и Maria. Всего во дворце имелось около трех с половиной сотен помещений. Во дворе находилась конюшня, рассчитанная на тридцать шесть лошадей. В конце XIX века во дворец было проведено электричество, а на гранитном цоколе выбили надпись: « А.И. Резанов, 1862 – 1872».
После смерти великого князя Владимира Александровича дворец перешел в собственность его жене Марии Павловне. В начале XX века в центре главного входа был установлен фонтан, который привезли из Италии.

Спустя некоторое время после Октябрьской революции 1917 года Мария Павловна покинула Россию, и во дворце разместились различные военные и медицинские учреждения. Все имущество и интерьеры были вывезены – некоторая часть отдана музеям, другая – продана заграницу. Тем не менее, во дворце сохранилось большое количество художественных произведений, собранных его бывшими владельцами. В частности, во дворце сохранилась коллекция русского и западноевропейского фарфора. В 1918 году во дворце вспыхнул сильный пожар, в результате чего пострадала великолепная Венецианская гостиная. Позже в помещениях дворца расположилась Петроградская комиссия по улучшению быта ученых, и здание получило новое название – «Дом ученых». Интерьеры некоторых парадных залов дворца и великолепная лестница работы Максимилиана Месмахера и сегодня производят огромное впечатление.

Дом Учёных (Дворец вел. кн. Владимира Александровича)

При Петре I этот участок на берегу Невы принадлежал контр-адмиралу гребного флота графу И. Ф. Боцису. В 1720 годах здесь находился дом сенатора И. А. Мусина-Пушкина. В 1763 году потомки Мусина-Пушкина продали участок на Дворцовой набережной фавориту Екатерины II А. Г. Орлову. Через два года его приобрёл купец Д. И. Папанхополо, который в 1778 году продал участок вице-канцлеру И. А. Остерману. После него участком владел генерал-фельдмаршал князь Н. В. Репнин.

В конце XVIII века здесь обитал обер-шталмейстер, генерал-адъютант и любимый брадобрей Павла I И. П. Кутайсов [1, с. 76].

В начале XIX века владельцем участка с особняком был генерал-интендант Д. П. Волконский, при котором находящееся здесь здание стало настоящим дворцом. За злоупотребления подчинённых при снабжении армии генерал был отстранён от службы. В 1807 году Александр I потребовал уступить дворец со всей обстановкой французскому послу Арману-Огюсту-Луи де Коленкуру для размещения посольства. Волконский продал его за 360 000 рублей. Французский посол был очень доволен своей новой резиденцией. Он писал:

«. император отдал французскому посольству самый красивый дом в Петербурге: это целый город, и бесспорно самый красивый дом после дворца великого князя. Часть его великолепно меблирована.

Перед войной 1812 года к французскому посольству были «неравнодушны» офицеры-кавалергарды. Они заключали пари на то, кто первый разобьёт бюст Наполеона, находящийся около окна посольского кабинета в первом этаже. Для этого они проносились на конях по набережной и кидали в окно камни. Большой доблестью среди офицеров также считалось игнорирование обязательных балов у французского посла и последующее пребывание на гауптвахте.

Парадная лестница во дворце вел. кн. Владимира Александровича

Французское посольство располагалось в особняке на Дворцовой набережной до 1839 года. После него участком владела Гофинтендантская контора. Особняк был отремонтирован. В нём разместили Запасной дворец для приёма гостей императора. С 1841 года в дворовых флигелях и главном здании размещалась Рота Дворцовых гренадер.

В 1862 году этот участок был выделен для строительства дворцов великим князьям Александру и Владимиру — сыновьям императора Александра II. Первым предполагалось построить дворец великому князю Александру Александровичу. Но после смерти наследника престола великого князя Николая Александровича он переехал в Аничков дворец. Участок на берегу Невы был полностью передан великому князю Владимиру Александровичу.

Проект дворца великого князя Владимира Александровича был поручен А. И. Резанову — профессору Императорской Академии художеств. Закупкой предметов декоративного убранства (обоев, мебели, бронзы) в Германии и Франции занимались академики И. С. Китнер и В. А. Шретер.

Строительство Владимирского дворца началось летом 1867 года, когда разобрали стены старого здания и заложили фундамент. 21 сентября 1867 года состоялась торжественная закладка дворца [1, с. 77]. Спустя всего один год здание было готово. В создании интерьеров кроме Резанова принимали участие его помощники В. А. Шретер, И. С. Китнер и А. Л. Гун.

Малиновая гостиная во дворце вел. кн. Владимира Александровича

Торжественное освящение дворца состоялось 10 августа 1874 года при присутствии всей императорской семьи. Оно было приурочено к бракосочетания великого князя Владимира Александровича с принцессой Мекленбург-Шверинской (Марией Павловной), которое произошло уже 16 августа.

Фасад дворца великого князя Владимира Александровича выполнен в духе венецианского палаццо. На нём размещены: гербы царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского.

Входы для прислуги разместились по углам здания. Мостовую перед дворцом вымостили серым гранитом.

На первом этаже дворца великого князя Владимира Александровича разместились личные покои владельца: Передняя, Приёмная Бильярдная, Гостиная, Кабинет, Библиотека, Гардеробная, Умывальня, Уборная, Баня и помещения для прислуги. Сюда можно было попасть через главный вход и вход со стороны внутреннего двора. Одну из стен Бильярдной украшала картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». За неё великий князь заплатил художнику 3 000 рублей. Из Главного вестибюля дверь справа от камина вела в запасные покои: Гостиную, Приёмную и Спальню.

Из журнала «Зодчий» 1875 года:

«Несмотря на разнообразие стилей, не замечается вовсе пестроты, глаз не чувствует утомления; напротив, везде достигнута настолько полная гармония в колерах и формах, что всё здание имеет несомненное право на почётное место между лучшими художественными произведениями зодчества нашего времени» [Цит. по: 1, с. 78].

Парадная лестница вела в парадные помещения дворца. Самое большое помещение второго этажа — Парадная приёмная (Малиновая гостиная) в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная в стиле Людовика XVI. За ней — Малая столовая в стиле английской готики (иногда её называли Готической столовой). Рядом с Малой столовой находились Буфет, Буфетная лестница и комната ведущая в Танцевальный зал.

Дубовый зал во дворце вел. кн. Владимира Александровича

В северо-восточном углу здания обустроена лестница, в перила которой вплетён вензель «VM» — Vladimir, Maria. На втором этаже также находились апартаменты великой княгини Марии Павловны: Передняя, Приёмная в помпейском стиле, Гостиная в стиле Людовика XVI, Кабинет, Будуар в мавританском стиле, Опочивальня, Уборная, Ванная и Гардеробная.

На третьем этаже разместились детские комнаты: Передняя, Буфет, Игорный зал, Спальня, Столовая, Ванная, а также помещения для воспитателей и прислуги. Над третьим этажом устроили домовую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Всего во дворце и подсобных строениях насчитывалось 356 помещений.

Кроме самого дворца на участке были построены четырёхэтажный Гофмейстерский дом с главным фасадом на Миллионной улице (№27), Конюшенный корпус на 36 лошадей в центре второго двора. В гофмейстерском корпусе устроили квартиры для служащих. Стоимость строительства дворцового комплекса составила 1 568 216 рублей 54 копейки. По предварительной смете планировалось истратить 419 568 рублей.

Вскоре после новоселья хозяйка дома приступила к наведению порядка по собственному вкусу. Изменения в интерьерах для неё производил архитектор В. А. Шретер.

В 1883 году во Владимирском дворце состоялся один из самых известных петербургских балов. Из журнала «Всемирная иллюстрация»:

«25 января у его императорского высочества великого князя Владимира Александровича, в собственном его дворце в Санкт-Петербурге, происходил костюмированный бал, отличавшийся особенным блеском и характерным разнообразием русских исторических костюмов, радушием августейших хозяев и общим оживлением» [Цит. по: 1, с. 79].

Вскоре после бала Мария Павловна снова занялась переустройством дворца. Для этого она пригласила архитектора М. Е. Месмахера. Он реконструировал Парадную лестницу, создал вторую внутреннюю лестницу, столовую в русском стиле (Дубовый зал), библиотеку, изменил облик Танцевального зала. Создание новой библиотеки было связано с передачей по завещанию Александра II великому князю Владимиру Александровичу более десяти тысяч книг. Кроме того, Месмахером во дворце был создан Зимний сад. Архитектор денежного вознаграждения за свои труды так и не получил.

Большая столовая (Дубовый зал), Большая гостиная и Танцевальный зал в стиле Людовика XV расположились в поперечном флигеле. Большую столовую украсили панно художника В. П. Верещагина: «Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Алёша Попович сражается с Тугариным Змеевичем», «Дева-заря» и «Солнечное божество». Верещагиным же было выполнено и панно Танцевального зала «Триумф Венеры».

Дворец Великого князя Владимира Александровича был оборудован всеми передовыми удобствами того времени: лифтом, водяным отоплением, вентиляцией с подогревом и увлажнением воздуха. В 1884 году во дворце появился телефон. Между Уборной Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, через которую можно было вести переговоры. В 1888 году здесь было проведено электричество.

В 1889 году на гранитном цоколе Владимирского дворца была выбита надпись: «А. И. Резанов, 1862-1872».

Библиотека во дворце вел. кн. Владимира Александровича

В 1893 году Месмахера сменил А. И. фон Гоген. Им до 1908 года был произведён капитальный ремонт церкви и приобретённого великим князем соседнего дома (Дворцовая наб., 28).

Великий князь Владимир Александрович увлекался живописью. В его дворце хранились картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Н. И. Крамского, Ф. А. Васильева, К. Е. Маковского, И. К. Айвазовского и других русских художников — всего более 60 полотен. Когда великий князь возглавлял Императорскую Академию художеств, он позволял студентам копировать принадлежавшие ему картины. Для богатой коллекции вин во дворце был создан погреб, где размещались 15 596 бутылок.

Владимир Александрович был президентом Академии художеств, почётным членом Академии наук и Михайловской артиллерийской академии.

После смерти Владимира Александровича в 1909 году дворцом владела его жена Мария Павловна, возглавившая Академию художеств. В 1911 году в центре главного двора установили фонтан, привезённый из Флоренции. Во время Первой мировой войны Мария Павловна занималась благотворительностью. В 1917 году она уехала в Кисловодск, а в 1920 году ей удалось покинуть Россию. После отъезда Марии Павловны из Петербурга во дворце жил её старший сын Кирилл.

В мае 1917 года во дворце великого князя Владимира Александровича стал располагаться Комитет по делам военнопленных Российского общества Красного креста. В июне сюда переехал эвакуационный отдел Главного управления Генштаба. 15-16 марта во дворце произошёл пожар, который захватил Венецианскую гостиную на половине Кирилла Владимировича. После октября 1917 года во Владимирском дворце разместилось правление Союза Международных Торговых Товариществ. С октября 1918 года зданием владел Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года здесь работало издательство «Всемирная литература». Всё имущество было вывезено, часть отдано в музеи, часть продано иностранцам.

12 января 1920 года весь Владимирский дворец заняла Петроградская Комиссия по улучшению быта учёных, которую возглавлял А. М. Горький. С 31 января дворец стал называться «Дом Учёных». Здесь устроили общежитие на 20 человек. При нём работали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. В этом общежитии при ходатайству Горького некоторое время жил Осип Мандельштам. Директором Дома Учёных был назначен А. С. Роде, который принимал активное участие в помощи голодавшим учёным. Благодаря этому дворец не редко называли «РОДЭвспомогательным домом».

Общежитие располагалось и в бывшем гофмейстерском корпусе. В разное время здесь жили литературовед М. П. Алексеев, директор Пулковской обсерватории С. И. Белявский, литературовед Л. Б. Модзалевский, академик-востоковед В. В. Струве и другие учёные [2, с. 174].

В настоящее время Владимирский дворец продолжает занимать Дом Учёных. Интерьеры этой великокняжеской резиденции сотрудниками организации бережно сохраняются в своём первозданном виде. Здесь проводятся общественные мероприятия, музыкальные вечера, экскурсии.

Дом Ученых

0 slide

Дом ученых неизменно привлекает внимание прохожих. Пожалуй, нет человека, который не пытался бы туда заглянуть.

Открыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом , чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Интересное рядом Проложить маршрут
Архитектурный стиль :
Классицизм, Ар-деко
Годы постройки :
Архитекторы :
Назначение постройки
Городская усадьба, Общественное учреждение

Виртуальный тур

История и Владельцы

История у дома богатейшая. Уже в 1716 году домовладение было весьма больших размеров и принадлежало полковнику Семену Ивановичу Сукину. Первые сведения о каменных палатах, возведенных тут, относятся к 1731 году. Торцом они смотрели в переулок, а протяженной частью на Пречистенку. За домом располагался обширный сад.

В 1792 году усадьбу приобретает Иван Петрович Архаров – личность весьма незаурядная, младший брат Николая Архарова – московского обер-полицмейстера. При Павле I оба брата были произведены в генералы от инфантерии. Иван в день коронования Павла получил 1000 душ и назначение командиром московского восьмибатальонного гарнизона, к тому времени уже слывшего архаровским полком. Старший был назначен на пост петербургского генерал-губернатора, а младший (при усиленном содействии старшего) в 1796-м стал московским военным губернатором. Так обе российские столицы оказались «архаровскими». Дом Архарова на Пречистенке считался одним из самых приятных и гостеприимных в Москве. Хозяин радушно встречал гостей, а наиболее любимых заключал в объятья со словами: «Чем угостить мне дорогого гостя? Прикажи только, и я зажарю для тебя любую дочь мою!», которые, впрочем, уже стали притчей во языцех. Порядок, который навели братья в столицах, имел и обратную, неприглядную сторону. Архаровцы ловили не только воров, не гнушались они и добром честных людей. Потому и слово это в русском языке имеет вовсе не положительный смысл. Карьера братьев оборвалась анекдотично и неожиданно. Перемудрил старший в своем стремлении угодить. Он, прослышав, что императору нравится окраска шлагбаумов в литовских губерниях, повелел от императорского имени петербуржцам раскрасить заборы и ворота по образцу. Дурости этой, да еще и от его имени осуществленной, Павел Архарову не простил. И сослал братьев в тамбовские деревни, откуда они вернулись в Москву уже при Александре и тихо доживали свой век.

Во время пожара 1812 года вся деревянная застройка усадьбы выгорела, пострадали и палаты. С 1829 года усадьба принадлежит княгине Е.А.Нарышкиной, жене тайного советника, действительного камергера, сенатора И.А.Нарышкина, который являлся (по жене) дядей Н.Н.Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Иван Александрович был посаженным отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года. Не исключено, что поэт с женой бывал в это время в доме на Пречистенке.

В 1844-м владение разделилось, южная часть с палатами досталась капитану лейтенанту флота С.А.Мусину-Пушкину. Известно, что в 1851-1852 годах у племянника Мусина-Пушкина Алексея Петровича останавливался нелегально заезжавший в Москву из тульской деревни декабрист М.М.Нарышкин, его навещал здесь Н.В.Гоголь.

В 1865 году усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной миллионер, крупный промышленник Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в ХVIII столетии производили полотно и парусину. Александра Ивановна несколько расширяет и перестраивает владения, но настоящие преобразования ждут участок уже после смерти И.Н.Коншина. Все его состояние, превышающее 10 миллионов рублей, досталось жене, которая ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. По воспоминаниям современников, жила она в окружении невероятного числа кошек, управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец, а всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский.

В период с 1901 по 1910 годы была осуществлена перестройка владения по проекту архитектора А.О.Гунста, который вместо кухни со стороны двора пристроил 2-этажный объем зимнего сада в виде полуротонды, тогда же был оформлен парадный въезд в усадьбу со стороны улицы с аллеей, а в саду, выходящем на Пречистенку, появился фонтан. Завершилась перестройка возведением каменной ограды и парадных ворот со львами на пилонах. Интерьер зимнего сада был выполнен в неоклассическом стиле, получившем распространение в начале XX века. Был использован прием атриума — внутреннего дворика, который завершался световым фонарем. В отделке интерьеров использовали натуральный мрамор, привезенный из Италии.

На первом и втором этажах насчитывалось 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки, площадь каждого этажа составляла около 800 кв. м. Дом имел водопровод, канализацию, специальную систему вытяжных пылесосов, сантехнику для ванной комнаты привезли из Англии, имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.

В сентябре 1914 года А.И.Коншина умерла, дом перешел к жене ее племянника, а потом к ее дочерям и их несовершеннолетним сыновьям. В 1916 году опекун малолетних наследников А.И.Коншиной за 400 тысяч рублей продал домовладение действительному статскому советнику А.И.Путилову, который лишился его сразу после революции.

С 1922 года в усадьбе размещается Дом Ученых, который в советское время играл заметную роль в культурной жизни столицы: здесь часто проводились закрытые просмотры фильмов, не выходившие на широкий экран, концерты, организовались встречи с писателями и поэтами и читались научные лекции. Необходимость в новых помещениях для обслуживания большого количества людей стала причиной строительства нового зала и вестибюля, которое было осуществлено в 30-х годах по проекту архитекторов братьев Весниных. В первом этаже здания разместился вестибюль и гардероб, на втором — зал и фойе, а на третьем — холл при балконе и ряд технических помещений.

Перестройка и реставрация

В 1970-80 годах в Доме ученых была проведена реконструкция части помещений. Изменения коснулись первого этажа дома. Тогда же разработан проект и осуществлена реставрация парадных помещений анфилады.

Интересные факты

Этот особняк стоит на углу улицы Пречистенка и Пречистенского переулка и известен всем как Дом Ученых. Ну а любителям творчества Булгакова еще и как дом, у ворот которого сидел Шарик из «Собачьего сердца» и наблюдал за гражданином, вышедшим из дома «Центрохоза».

Современное назначение

В бывшем зимнем саду сейчас размещается ресторан, а в самом доме проводятся концерты, на которые можно попасть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *