Где находился лицей в котором учился пушкин
Перейти к содержимому

Где находился лицей в котором учился пушкин

  • автор:

Где находился лицей в котором учился пушкин

«Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей».

А. С. Пушкин, «Была пора: наш праздник молодой» (1836)

19 (31) октября 1811 г. в окрестностях Санкт-Петербурга в Царском Селе состоялось торжественное открытие Императорского лицея, основанного с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Впоследствии 19 октября отмечался выпускниками как «День лицея».

Инициатива создания привилегированного высшего учебного заведения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и министру юстиции М. М. Сперанскому. Учебная программа Лицея была составлена Сперанским ещё в 1808 г. Главное место в процессе обучения было отведено наукам нравственного и исторического характера.

Утверждённое в 1810 г. императором Александром I «Постановление о Лицее» уравнивало новое образовательное заведение в правах и преимуществах с российскими университетами. Обучение в Царскосельском лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года каждый. Первый курс именовался начальным, второй — окончательным. Воспитанников обучали языкам (русский, латинский, французский и немецкий), наукам нравственным (закон Божий, философия и основы логики), математическим и физическим (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), историческим (история российская, история иностранная, география и хронология), изящным искусствам и гимнастическим упражнениям (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Лицеисты, готовившиеся к военной карьере, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов.

Располагался Лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811 г. архитектором В. Стасовым сообразно нуждам учебного заведения. На первом этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором — столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал. На третьем этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали дортуары — комнаты воспитанников.

За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек, в том числе 234 — по гражданской части, 50 — по военной, 2 — по флотской. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 г. — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Многие из лицеистов стали государственными деятелями, дипломатами, сенаторами (А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, Д. А. Толстой и другие) или учёными (К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и другие).

В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Санкт-Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей. Учебное заведение разместилось в здании Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. Лицей был закрыт 29 мая 1918 г. постановлением Совета Народных Комиссаров.

Лит.: Глущенко Л. И. Педагогика Царскосельского лицея в 1811–1817 гг. Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет // Коллеги. 2006. № 2; Грот К. Я. Пушкинский Лицей (1811-1817). СПб., 1911; Егоров А. Д. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Иваново, 1995; Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811-1843. СПб., 1911; Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. М., 2007; Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. СПб., 2002; Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.,1999; Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811-1917. СПб., 1999; Селезнёв И. А. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 г. СПб., 1861; То же [Электронный ресурс]. URL: http://books.google.com/books?id=aJJXwsyT5t8C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.

См. также в Президентской библиотеке:

Царскосельский музей-лицей

Фото: А-Парк.рф

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

Великолепные аутентичные заведения в городе ждут вас также, чтобы погрузиться в древние русские традиции и укрепить свое здоровье. Воспользуйтесь каталогом бань Санкт-Петербурга, чтобы выбрать идеальную сауну или баню под свой вкус и провести время с удовольствием и пользой. Откройте для себя истинную русскую культуру отдыха!

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «. разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

Царскосельский лицей

Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны . а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности. »

Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «. до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

Матюшкин - фото, потрет Бакунин - фото, потретВольховский - фото, потрет

Матюшкин Ф. Ф. Бакунин А. П. Вольховский В. Д.

Корсаков - фото, потрет Яковлев - фото, потретГорчаков - фото, потрет

Корсаков Н. А. Яковлев М. Л. Горчаков А. М.

Карамзин - фото, потрет Державин - фото, потретМалиновский - фото, потрет

Карамзин Н. М. Державин Г. Р. Малиновский В. Ф.

Энгельгардт - фото, потрет Пущин - фото, потретДельвиг - фото, потрет

Энгельгардт Е. А. Пущин И. И. Дельвиг А. А.

Интервью с нынешним директором лицея, Сергеем Некрасовым, читайте в разделе «Город в лицах».

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».


Редакция сайт Пушкин.спб.ру

19 октября 1811 года состоялось открытие Императорского Царскосельского лицея

19 октября отмечается День Царскосельского лицея

Именно 19 (31 по новому стилю) октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея – учебного заведения для дворянского «юношества, особенно предназначеннаго к важным частям службы государственной».

Лицей был основан по указу императора Александра I, а его программа была ориентирована на подготовку государственных чинов высших рангов. Несмотря на то, что из стен Лицея вышла целая плеяда выдающихся людей – декабрист Вильгельм Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, канцлер Российской империи Александр Горчаков, писатель Михаил Салтыков-Щедрин, прославил его в первую очередь, конечно же, поэт Александр Сергеевич Пушкин, который начал писать стихи ещё будучи лицеистом. Его строки «Друзья мои, прекрасен наш союз!» стали программными для всех лицеистов.

Царскосельский лицей был первым в России. Само название – Лицей – ему дал государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский. Сперанский, работавший в ту пору над планами преобразования Российского государства, полагал, что выпускники Лицея должны были обладать широтой знаний, умением мыслить, любить Россию и трудиться для её блага.

19 октября отмечается День Царскосельского лицея

«Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами»

– подчеркивалось в «Постановлении о Лицее» (1810),
подписанном Александром I,
с его текстом можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Под нужды Лицея был отдан дворцовый флигель Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне это город Пушкин). На торжественном открытии нового учебного заведения присутствовали император с семьёй, высшие сановники и культурные деятели. Подробное описание церемонии даёт её участник, воспитанник Лицея, будущий декабрист Иван Пущин в издании «Записки И. И. Пущина о Пушкине» (1907), а официальную версию приводит историк, библиограф, выпускник Лицея 1856 года Дмитрий Кобеко в книге «Императорский Царскосельский лицей» (1911).

«Ближайшим поводом к учреждению Лицея послужило, по-видимому, намерение Императора Александра I создать учебное заведение, в котором могли бы, совместно с несколькими сверстниками, пройти курс наук малолетние великие князья, братья Императора. Однако со временем от этой идеи отказались»,

– писал Дмитрий Кобеко.

«Постановление о Лицее» строго регламентировало требования к поступающим: воспитанники должны были показать свои знания при поступлении, обладать высокой нравственностью и быть здоровы физически. Возраст поступающих колебался от 10 до 12 лет, кроме того, ученикам необходимо было предоставить свидетельство о своём дворянстве.

В основу обучения был положен принцип «…не затемнять ум детей пространными изъяснениями; но возбуждать собственное его действие». Царскосельский лицей был закрытым учебным заведением, его воспитанники находились на полном пансионе, выезд за пределы Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

«…Зародыш той неразрывной, отрадной связи, которая соединяет первокурсных Лицея. На этом основании, вероятно, Лицей и был так устроен, что по возможности были соединены все удобства домашняго быта с требованиями общественнаго учебнаго заведения»,

– писал Иван Пущин.

19 октября отмечается День Царскосельского лицея

Иван Пущин

Примечательно, что особым пунктом устава был полный запрет телесных наказаний. И это выгодно отличало Лицей от частных пансионов и военных школ.

Хотя распорядок у воспитанников Лицея был армейский. Программу обучения разработал лично Михаил Сперанский.

Лицеисты вставали ровно 6 часов утра, шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 начинались уроки в классах, с перерывом на завтрак, обед и прогулки в парке, с 15 до 17 часов проходили последние уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. После ужина, повторения уроков и вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.

«Предметы учения в Лицее разделяются на два курса, из коих первый называется начальным, второй окончательным. Каждый совершается в три года. Начальный курс в Лицее составлять будут следующие предметы: A. Грамматическое учение языков… B. Науки нравственныя… C. Науки Математическия и Физическия… D. Науки Историческия… E. Первоначальныя Основания изящных письмян…F. Изящныя искусства и гимнастическия упражнения… Курс окончательный составлять будут следующия науки: A. Науки нравственныя. B. Физическия. C. Математическия. D. Историческия. E. Словесность. F. Языки. G. Изящныя искусства и гимнастическия упражнения»,

В Лицее служили семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики. Среди педагогов были представители не только российской, но и зарубежной профессуры, например, французский язык преподавал профессор Давид де Будри, родной брат знаменитого революционера Жан-Поля Марата.

Несмотря на то, что Лицей располагался во дворце, его воспитанники жили достаточно аскетично. Комнаты учеников Пушкин, например, называл «кельями». Стены спален порой не везде доходили до потолка, что позволяло соседям, в частности Пущину и Пушкину, переговариваться.

«В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник…»

Первый выпуск из Лицея состоялся в июне 1817 года. Лицеистов этого выпуска называли «чугунники» – на память о крепкой дружбе им подарили кольца в виде соединённых рук, которые были изготовлены из разбитого после выпуска чугунного колокола, шесть лет созывавшего учеников на занятия.

В 1843 году Лицей был переведён из Царского Села в Петербург и по указу Николая I стал называться Императорским Александровским лицеем, сохранив традиции лицея Царскосельского.

«Невидимо склоняясь и хладея, / Мы близимся к началу своему… / Кому ж из нас под старость день Лицея / Торжествовать придется одному?»

– вопрошал Александр Пушкин
в стихотворении «19 октября», написанном в 1825 году.

День открытия Лицея первые лицеисты объявили своим праздником и постановили отмечать его ежегодно. Даже когда из 30 человек выпуска 1811 года в живых останется только один. Последним лицеистом знаменитого первого выпуска оказался Александр Горчаков, скончавшийся в 1883 году.

Среди членов Императорского Русского исторического общества было немало выпускников Царскосельского лицея.

На нашем сайте в разделе Архив Русского исторического общества (1866 — 1920 гг.) размещён Список членов Императорского Русского исторического общества, окончивших курс в Императорском Александровском Лицее (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 4. Л. 111).

Текст: Анна Хрусталёва

Царскосельский лицей

В начале XIX века в Российской империи открылся первый привилегированный лицей — Царскосельский лицей для дворянских детей. За свою недолгую историю существования он успел выпустить выдающихся деятелей искусства, политиков, военных командующих и чиновников. Самым известным был Александр Пушкин, в честь которого сейчас и назван мемориальный музей в Царском селе.

Расположение
Россия, Санкт-Петербург, Садовая ул., 2
Время работы
СР-ПН, c 10:30 до 18:00; ВТ, выходной

История Царскосельского лицея

Лицей в Царском селе просуществовал в 1811 по 1843 год. За это время он успел выпустить 12 классов с 280 лицеистами, многие из которых стали известными людьми и внесли свой вклад в развитие Российской империи.

Основание лицея в Царском селе

В 1810 году Александр I подписал указ о создании бесплатной школы для дворянских детей. Подразумевалось, что в ней будут готовить чиновников, государственных деятелей и помощников императора. Разработку программы поручили графу Михаилу Сперанскому.

Сперанский хотел, чтобы Лицей не просто подготавливал образованных чиновников, а воспитывал благочестивых людей. Лицеистам за 6 лет предстояло изучить не только технические и гуманитарные науки, но и этику, логику и риторику.

Для занятий и проживания учеников переделали одну из построек Екатерининского дворца. Уроки проводили в классах с конторками — прародители современных парт, а жили лицеисты в том же здании, в небольших комнатках.

За время работы правила Лицея, предметы и срок обучения изменялись. Но основная направленность оставалась неизменной — главное место в программе всегда занимали гуманитарные и юридические науки.

Позже при Лицее открыли Благородный пансион, в котором ребята проходили подготовку к учебе. Его создали, чтобы устранить разницу в уровне знаний у учеников и готовить их к поступлению в Лицей или к военной службе. В отличие от лицейского образования, учеба в пансионе была платной.

Лицей проработал до 1843 года, после чего был перенесен из Царского Села в Санкт-Петербург. Его переименовали в Александровский лицей и разместили в здании петербургского сиротского дома.

Лицей в воспоминаниях Пушкина

В 1811 году родители привезли Пушкина в Петербург и почти отдали его в Иезуитский коллегиум. Но услышав о новом Лицее, Сергей Львович добился, чтобы сыну разрешили сдавать вступительные экзамены. Это решение кардинально изменило будущее 12-летнего Александра.

Пушкин успешно сдал экзамен и стал одним из 30 первых лицеистов. В Лицее он изучал нравственные дисциплины, русский и иностранные языки, историю, физику и математику. В свободное время занимался изящными искусствами и гимнастическими упражнениями.

В Лицее Пушкин написал свои первые стихи, а его поэтический дар высоко оценили одноклассники и педагоги. Еще во время учебы он отправлял свое творчество в журналы для печати и вступил в литературный кружок «Арзамас».

Поэт был признателен своим педагогам, а особенно — Куницыну. Он посвятил ему не один стих. Его потрясла вступительная речь педагога о служении Отечеству и гражданском долге, которую он запомнил на всю жизнь.

Свою комнату в Лицее Пушкин называл «студенческой келью». Комнатка была очень скромной и действительно напоминала монашеское жилище. По площади была меньше 10 квадратных метров, а из мебели — только железная кровать, комод, стол и стул.

Интересно, что хоть Пушкин и был рад возможности учиться в Лицее, учеба его напрягала. Давил жесткий распорядок дня, надзиратели, неинтересные обязательные предметы и отсутствие возможности уехать их Царского Села. Но, с другой стороны, здесь он нашел своё признание и верных друзей.

Музей в Царскосельском лицее

Сейчас в здании бывшего Царскосельского лицея находится мемориальный музей, посвящённый Пушкину и лицеистам. Всего 9 залов, где выставлено более 500 экспонатов, связанных с учебой и жизнью в Царском селе.

Ежегодно в музее-лицее проходят десятки выставок коллекций из других музеев, благотворительные акции и вечера. А сотрудники музея устраивают научные конференции и проводят лекции.

Интересные факты о Царскосельском лицее

  • Царскосельский лицей был первым в России. Его создали по указу Александра I для обучения дворянских детей.
  • В лицее с самого начала был запрет на телесные наказания, об этом даже написано в уставе. Для того времени это было нетипично — в гимназиях и школах сечение розгами было нормой.
  • В лицее были очень строгие правила. Каникул как таковых не было — только один месяц отдыха летом, в который все равно нужно было оставаться в Царском селе. Родным разрешали навещать только в праздники и выходные. Свободного времени ученикам не давали: поднимали в 6 утра и расписывали день вплоть до молитвы в 10 вечера.
  • Здесь участвовал в своей первой дуэли Александр Пушкин. Будущий писатель повздорил с Вильгельмом Кюхельбекером, и они действительно стреляли друг в друга. Правда, обошлось без жертв — револьверы были заряжены клюквой.
  • «Пушкинский» выпуск был первым и самым успешным за всю историю лицея. В одно время с поэтом учились будущие канцлер Горчаков, дипломат Сергей Ломоносов и директор Императорской библиотеки Корф.
  • События войны 1812 года лицеисты переживали с болью и тревогой. После Московского пожара начальство даже стало разрабатывать план по эвакуации на Север, а ученикам и педагогам уже начали шить теплые бараньи тулупы.
  • Одной из традиций лицея стал раскол чугунного колокола перед выпуском. Разбивали тот самый колокол, который призывал на занятия, а осколки раздавали выпускникам.

Режим работы и стоимость посещения

Музей в Царскосельском лицее открыт каждый день с 10:30 до 18:00, по вторникам закрыт на выходной.

Входной билет для взрослых стоит 150 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров — 60 рублей. За аудиогид доплачивают еще 150 рублей, за экскурсию с гидом в группе — 180 рублей.

Где находится Царскосельский лицей и как до него добраться

Царскосельский лицей находится в Пушкине, в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. На машине доберетесь за час, на общественном транспорте за 1 час 30-45 минут.

На карте найдете лицей по адресу улица Садовая, дом 2.

Рядом есть остановка т«Леонтьевская улица». Туда доберетесь на автобусе 371, 382, 385 или маршрутке К-342.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *