Город в индии где сжигают на реке
Перейти к содержимому

Город в индии где сжигают на реке

  • автор:

Варанаси – город мертвых

Этот город священен… Священен на столько, что некоторые международные конвенции ООН в этом городе не имеют силы, так как отменены правительством Индии в связи с особенными обычаями и традициями, дух которых поддерживают миллионы паломников. Этот город построен Шивой, этот город и есть Шива. Одно из имён Варанаси — Каши, что переводится как сияющий. Одно из обращений к Шиве, — Каши Вишванатх, то есть Высший Владыка Сияющего Города.

Каждая религия имеет свой священный город, представляющий собой место массового паломничества и несёт первостепенную культовую значимость. В иудаизме – Иерусалим, в католичестве – Ватикан, в исламе – Мекка, в индуизме – Варанаси. Во все выше перечисленные города ежегодно съезжаются миллионы паломников на поклонение, кроме города Варанаси.Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5 000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии. Варанаси входит в семёрку священных городов индуизма. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно, в котором сосуществуют вечность и бытие и в этом месте можно увидеть, что собой представляет настоящая Индия.

Казалось бы, обычная набережная любого города, пусть и со своим колоритом. Ну моются люди, кто то брется,кто то что то стирает или омывает.Ну подумаешь, бедный квартал и тд. Но нет, это фактически целый обряд.

Это место-фактическое кладбище-крематорий, и не только.Индуизм подарил тем, кто его исповедует, метод гарантированного достижения мокши(очищение кармы перед следующей (освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.). Достаточно умереть в священном Варанаси (ранее – Бенарес, Каши. – Прим. авт.) – и сансара заканчивается. Наступает мокша. При этом важно отметить, что хитрить и бросаться в этом городе под машину – не выход. Так мокши точно не видать. Даже если индус отдал концы не в Варанаси, этот город все равно способен повлиять на дальнейшее его существование. Если кремировать тело на берегу священной реки Ганг в этом городе, то карма на следующую жизнь очищается. Вот и стремятся сюда индуисты со всей Индии и мира – умирать и гореть.

Варанаси - город мертвых 1

Варанаси - город мертвых 2

Варанаси - город мертвых 3

Варанаси - город мертвых 4

Варанаси - город мертвых 5

Варанаси - город мертвых 6

Варанаси - город мертвых 7

Варанаси - город мертвых 8

Варанаси - город мертвых 9

Варанаси - город мертвых 10

Варанаси - город мертвых 11

Варанаси - город мертвых 12

Варанаси - город мертвых 13

Варанаси - город мертвых 14

Варанаси - город мертвых 15

Варанаси - город мертвых 16

Варанаси - город мертвых 17

Варанаси - город мертвых 18

У Варанаси все-таки своя жизнь. Вот по Гангу плывет труп, рядом мужик стирает и отбивает о камень белье, кто-то чистит зубы. Почти все купаются со счастливыми лицами. “Ганг – наша мама. Вам, туристам, не понять. Вы смеетесь, что мы пьем эту воду. Но для нас она священна”, – объясняют индусы. И действительно – пьют и не болеют. Родная микрофлора. Хотя канал Discovery, когда снимал фильм про Варанаси, сдал пробы этой воды на исследования. Вердикт лаборатории страшный – одна капля лошадь если не убьет, то уж точно подкосит. Гадости в той капле больше, чем в списке потенциально опасных инфекций страны.

Это Маникарника Гхат – главный крематорий города. Повсюду тела, тела и еще раз тела. Ждут своей очереди в костер, которых – десятки. Гарь, дым, треск дров, хор обеспокоенных голосов и бесконечно звенящая в воздухе фраза: “Рам нам сагагэ”. Вот из костра высунулась рука, показалась нога, а теперь покатилась голова. Вспотевшие и щурящиеся от жара рабочие бамбуковыми палками переворачивают являющиеся из огня части тела. Ощущение такое, что попал на съемки какого-то “ужастика”. Реальность уходит из-под ног…

Сегодня тут ежедневно превращают в пепел от 200 до 400 тел. Причем не только со всей Индии. Сгореть в Варанаси – последняя воля многих индусов-иммигрантов и даже некоторых иностранцев. Недавно, например, кремировали пожилого американца.

Чтобы сжечь тело, потребуется 300-400 килограммов древесины и до четырех часов времени. Килограмм дров – от 4 рупий. Вся траурная церемония может стартовать уже от 3-4 тысяч рупий, или 60-80 долларов. А вот максимальной планки нет. Люди побогаче для запаха добавляют в костер сандаловое дерево, килограмм которого дотягивает до 160 долларов. Когда в Варанаси умер махараджа, его сын заказал костер полностью из сандалового дерева, а вокруг разбрасывал изумруды и рубины. Все они по праву достались работникам Маникарники – людям из касты дом-раджа.

Это низшее сословие людей, так называемые неприкасаемые. Их судьба – нечистые виды работ, к которой относят и сжигание трупов. В отличие от других неприкасаемых, каста дом-раджа имеет деньги, на что намекает даже элемент “раджа” в названии.Каждый день эти люди чистят территорию,просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Задача – найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают ребятам дом-раджа, что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут.

Маникарника – не единственное в городе место для кремации. Тут сжигают умерших естественной смертью. А километром ранее, на Хари Чандра Гхат, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают нищих, не собравших денег на дрова. Хотя обычно в Варанаси проблем с похоронами нет даже у самых бедных. Дерево, которое не догорело на предыдущих кострах, бесплатно отдают семьям, у которых не хватило дров. В Варанаси всегда можно собрать деньги среди местных жителей и туристов. Ведь помогать семье покойного – для кармы хорошо. А вот в бедных селах с кремацией проблемы. Помочь некому. И символически обгоревшее и выброшенное в Ганг тело – не редкость.

В местах, где в священной реке образуются запруды, даже существует профессия – сборщик трупов. Мужчины плавают на лодке и собирают тела, по необходимости даже ныряя в воду. Рядом грузят в лодку привязанное к большой каменной плите тело. Оказывается, далеко не все тела можно сжечь. Запрещается кремировать садху, ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации,посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь внутри – дети. Не получится кремировать больного лепрой. К телу их привязывают камень, и бросают с лодки на середину реки Ганга. Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Кремация на костре стоит немалых,по местным меркам, денег и далеко не все могут это позволить. Иногда купленной древесины не всегда достаточно для кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.

Говорят, успешные исходы – не редкость. “Четыре года назад в 300 метрах от Маникарника отшельник поймал и оживил тело. Семья была так счастлива, что хотела озолотить садху. Но тот отказался, ведь если возьмет хоть одну рупию – потеряет всю свою мощь”, – рассказал мне Каши Баба. Еще не сжигают животных, ведь они – символы богов. Но что потрясло меня больше всего, так это существовавший до сравнительно недавнего времени жуткий обычай – сати. Сожжение вдов. Умирает муж – жена обязана гореть в том же огне. Это не миф и не легенда. По словам Каши Баба, это явление было распространенным еще каких-то 90 лет назад.По информации учебников, сожжение вдов запретили в 1929-м. Но эпизоды сати случаются и сегодня. Женщины много плачут, поэтому им запрещено находиться возле костра. Но буквально в начале 2009 года для вдовы из Агры сделали исключение. Она хотела последний раз проститься с мужем и попросилась подойти к огню. Туда и прыгнула, причем когда костер пылал уже вовсю. Женщину достали, но она сильно обгорела и умерла до приезда врачей. Кремировали в том же костре, что и ее суженого.

Разжигать костер можно только естественным способом. Если умерла женщина – полностью не сжигают ее таз, если мужчина – ребро. Эту обгорелую часть тела обритый мужчина пускает в Ганг и через левое плечо из ведра тушит тлеющие угли.

Река Ганга каким то чудесным образом могла очищать себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз. Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы.Несмотря на то,что я уже выше указывал про сборщиков трупов, на самом деле данная функция ими очень слабо выполняется. Именно поэтому трупы могут плавать там очень долго, проходя фактически полный цикл разложения…

Город в индии где сжигают на реке

Варанаси - город мертвых

Варанаси — один из древнейших городов мира и самое священное место у индусов. Варанаси не зря называют Городом Мертвых — ежедневно в этот город привозят, сжигают и топят в реке Ганг сотни мертвых тел.

Самый неприятный город из нами посещенных в Индии.

Варанаси с населением в 1 500 000 человек является центром индийского паломничества. Миллионы индусов ежегодно совершают религиозное паломничество в город мертвых — Варанаси с обязательным омовением в священной реке Ганг. Огромное количество белых туристов приезжает сюда чтобы отречься от мирских проблем, проникнуться духовностью, достичь душевного равновесия. Большое значение этот город имеет и для буддистов, ведь именно в пригороде Варанаси — Сарнатх — Будда, по преданию, прочел свою первую после просветления проповедь пяти первым последователям.

Как добраться до Варанаси?

Добраться до Варанаси можно несколькими способами:

  • на самолете (не только из индийских городов, но и напрямую из других стран, т.к. аэропорт в этом городе международный);
  • на автобусе из соседних городов;
  • на поезде. Из Нью Дели или Калькутты.

Поезд Дели — Варанаси

Самый оптимальный, на наш взгляд способ — это поезд. Не так дорого как самолет и не так долго и утомительно как автобус. Мы ехали на поезде Дели — Варанаси. Билеты на поезд, лучше всего покупать заранее, т.к. это направление достаточно популярное и их может не оказаться на ближайшие даты. Удобнее всего приобретать их через интернет. Как это сделать можете прочитать в нашей подробной статье про индийские поезда и билеты. Билеты обошлись нам в 840 индийских рупий со всеми налогами, а сама поездка заняла 17 часов в вагоне-слиппере.

Река Ганг и её воды

Несомненно, главной достопримечательностью Варанаси является река Ганг и ее набережные — Гхаты.

Ганг — одна из самых длинных рек (2700 км) в Южной Азии и безусловно, одна из самых грязных. Сюда сбрасываются стоки промышленных предприятий, человеческие нечистоты, отходы жизнедеятельности, не догоревшие тела кремированных на ее берегу трупов. Более того, некоторые категории умерших не сжигают. К ним привязывают камень и сбрасывают в многострадальную реку. И несмотря на это, индусы купаются в ней, моются и даже пьют. Ганг для них священна, она для них мама. Индусы убеждены, что ее воды смывают грехи, а поэтому она априори чиста и, мало того, что безопасна, но и обладает оздоровительным эффектом. Но не думайте, что река не оказывает никакого отрицательного влияния на самих индусов, не говоря уже о неподготовленных иностранцах. Оказывает, и еще как, особенно на слабые детские организмы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, из 1,5 млн индийских детей, которые ежегодно умирают от заболеваний, передающихся через воду, 30-40% на счету Ганга. Просто большинство индусов не связывают плохое самочувствие с купанием в реке. А те кто связывают все равно совершают ритуалы омовения, потому что она священна, потому что религия того требует.

Купаться в реке мы, конечно, не стали, но на лодке покатались по ее водам. Осматривать город отсюда куда приятнее, чем толкаясь на узких улочках Варанаси. А на другом берегу реки за 20 рупий можно покататься на лошадях.

Варанаси - город мертвыхВаранаси - город мертвых

Варанаси - город мертвых

Гхаты Варанаси

Набережная Ганга состоит из ступеней простирающихся на несколько километров и называемых Гхатами. Гхаты служат для ритуальных обрядов. Большинство из них используется для купания в реке (а также бытовых нужд, таких как стирка, мытье и вообще для чего угодно), на двух из них происходят обряды кремации.

Варанаси - город мертвых

Каждый набожный индус мечтает умереть в Варанаси и быть кремированным на берегу священного Ганга, ведь тогда он гарантированно завершит цикл перерождений и достигнет высшего состояния — мокши. Считается, что огонь очищает душу умершего, но есть такие категории покойников, которые и так чисты, поэтому в сжигании не нуждаются. Их то как раз и сбрасывают с камнем в реку. К ним относятся монахи, отказавшиеся от мирской жизни и посвятившие себя молитвам и медитациям, дети, беременные женщины (потому что внутри ребенок). Так же не кремируют умерших от укуса кобры. Считается, что они не умирают, а впадают в кому. Их заворачивают в пленку, кладут на плот из бананового дерева, прикрепляют записку с именем и адресом и пускают в плаванье по Гангу в надежде, что медитирующий на берегу монах выловит и оживит «уснувшего».

В Варанаси, городе мертвых, существует два Гхата, где кремируют огнем, но есть еще электрокрематорий (не такой священный и почетный), для нищих, у которых совсем нет денег на дрова. Кремации происходят постоянно, 24 часа в сутки.

Варанаси - город мертвых

На паре других Гхатов ежедневно на рассвете и на закате проводится церемония Ганга Арати. Так индусы отдают дань уважения матери Ганге. Церемонию проводят пять браминов (с утра — семеро). Они жгут ароматические палочки, поют, проводят манипуляции с горящими чашами. В конце церемонии многие опускают на воду корзиночки с горящими свечками, при этом загадывая желание.

Варанаси - город мертвыхВаранаси - город мертвыхВаранаси - город мертвых

Наши впечатления от Варанаси

Что же касается наших впечатлений от Варанаси, города мертвых, то они у нас больше негативные, чем нейтральные. Даже если не брать в расчет, что мы приехали сюда в самый жаркий сезон и помирали от жары — город не располагает к себе. Очень тесный, грязный и многолюдный. На улочках, где можно дотянуться руками до двух стоящих напротив друг-друга домов умудряются ходить толпы индусов, ездят мотоциклы и гадят коровы. Мусором покрыт практически каждый клочок земли и везде жутко воняет. Не сказать, что это все удивительные для Индии в целом явления, но в Варанаси это все более ярко выражено и пересекает черту здравого смысла.

Надо быть крайне необъективным псевдо-супер-духовным человеком, чтобы отыскать во всем этом мракобесии хоть что-то духовное, возвышенное и космическое.

Мы провели здесь 4 дня, бродили по городу, сплавлялись по Гангу, наблюдали за кремацией, различными обрядами и церемониями, пытались отыскать хоть что-то позитивное, но все напрасно. Хотя, один приятный момент все же был. Это рассвет на реке. Такой чистый, красивый, спокойный, такой не сочетающийся со всем, что происходит вокруг…

Варанаси – город мертвых в Индии

Мы часто представляем путь развития человечества как некие единые этапы, через которые так или иначе проходят все государства и народы, в итоге приходящие к единым знаменателям — определенной форме правления, религии или обрядам. Однако это не так: человечество создало невероятно разные культуры, со своими обычаями в самых разных областях жизни, в том числе и с погребальными обрядами.

Территория современной Индии объединяет множество регионов и культур с совершенно разным климатом, рельефом, верованиями, языками и культурами. Сегодня мы поговорим об одном из древнейших городов не только в самой Индии, но и в мире. Это город Варанаси (Varanasi), один из духовных центров индуизма, основанный, по легенде, самим богом Шивой, столица древнего царства Каши, известный некогда как город света. Сюда каждый день прибывают тысячи людей — не только для того, чтобы совершить ритуальное омовение в водах Ганга. Здесь расположены священные площадки для кремации, в которых на протяжении тысяч лет находят последнее пристанище множество верующих индуистов. Рассказываем об истории города и том, как сложилась здесь традиция кремации.

Почему Варанаси — город мертвых?

Говорить о том, что Варанаси (также Банарес и Бенарес; Индия не пользуется этими названиями, оставшимися от колонизаторов) является исключительно городом смерти, не совсем корректно. Это древнейший город со множеством памятников архитектуры, культуры и искусства.

Археологи смогли обнаружить свидетельства того, что люди жили на территории современного Варанаси и его окрестностей как минимум за две тысячи лет до нашей эры. Позднее, с появлением Ислама и появлением династии великих Моголов, некоторые храмы индуистских богов были уничтожены правителями-мусульманами. Однако позднее многие религиозные сооружения восстановили, а город оставался одним из центров индуистской духовности. Однако здесь можно обнаружить и мечети — в частность известная мечеть Аламгир (Alamgir Mosque) Варанаси, построенная на месте храма Вишну. При приходе на территорию Индии британцев Варанаси остался одним из важных административных центров. Кроме того, это родина нынешнего главы государства, премьер-министра Нарендра Моди, который представлял город в парламенте страны с 2014 года.

По легенде, к появлению города в Индии Варанаси имеют отношение двое из ключевых индийских божеств: четырехрукий Шива и трехголовый Брахма. Во время боя Шива оторвал одну из трех голову мудреца Брахмы и по обычаю повязал ее себе на пояс, чтобы показать свою воинскую доблесть. Однако, когда бог гулял у реки Ганг, голова упала и целиком ушла под землю. Поэтому индусы считают это место священным. Даже герои классического эпоса «Махабхарата» посещают Варанаси; город в Индии дает им надежду вымолить у Шивы прощения за братоубийство.

Варанаси

Особенную роль для города играют гхат — это ступени, спускающиеся прямо к водам реки Ганг. Большинство гхат используются для религиозных омовений в водах, считающихся священными. Однако некоторые площадки среди которых Дашашвамедх, Маникарника, Панчганга и Харишчандра — традиционно используются для кремации, причем эта традиция уходит корнями очень глубоко.

Варанаси известен, как «город, где сжигают на реке в Индии», но правда глубже и интереснее. Дело в том, что Варанаси является одним из семи священных городов (Сапта Пури) Индии. Смерть и последующая кремация здесь дают человеку шанс обрести мокша — то есть освобождение. Это означает, что здесь душа человека может вырваться из колеса Сансары, то есть бесконечного цикла смерти и перерождения, и обрести наконец покой и просветление. Именно поэтому Варанаси является одним из центров кремации в Индии. Существует даже расхожая фраза Kāshyām maranam muktih — «Смерть в Каши — это освобождение».

Особенно популярным является гхат Маникарника. По легенде, именно здесь долгие тысячелетия предпочитал медитировать бог Вишну, которому его просветление и мудрость помогли убедить бога Шиву не разрушать город. Согласившийся на это Шива посетил Варанаси вместе с супругой Парвати. Для них Вишну устроил купальную на берегу Ганга, и во время омовения бог обронил в купальню сережку. Отсюда происходит и название гхата — «Мани» означает «Драгоценность», а «Карника» — ухо.

Варанаси в целом является одним из центров почитания Шивы. Считается что тем, кто умирает в городе, бог лично является во время последних мгновений жизни, чтобы обучить тарака-мантре. Эта мантра и является ключом к спасению, к переходу в новую жизнь (корень «тарака» на санскрите означает одновременно «лодку» и «спасение», «преодоление»). Произнеся ее, человек получает возможность вырваться из цикла Сансары, а его душа обретает новую форму существования.

Паломничество в Варанаси

Каждый год Варанаси посещают более миллиона паломников. Среди них — не только индуисты, но также джайнисты и буддисты. Так, в пригороде города Сарнате Будда Гаутама, по легенде, прочитал свою первую проповедь, а у одной из ступ впервые встретился со своими учениками. Джайнисты полагают, что в городе родилось четверо из тиртханкар — святых, которые смогли преодолеть собственные низменные страстии получить мокшу, освободившись от цикла перерождения.

Однако наиболее многочисленнвми являются, все же, паломники-индуисты. Значительная часть из них — шюпредставители шайвизма, то есть течения, которое почитает Шиву как наиболее важного из трех богов тримукти (тройки богов, состоящей из Шивы, Вишну и Брахмы). Часть паломников приезжают в город, чтобы стать частью культа бога Шивы. Это может быть как посещение его храмов, так и попытка стать агхори — аскетом, подвергающимся тяжелым лишениям во имя веры. Агхори часто обитают на кладбищах и местах захоронений, растирают тела пеплом, оставшимся после кремации и используют посуду, сделанную из человеческих костей и черепов. Таким образом они отдают дань одному из аспектов Шивы — аспекту разрушения и повторяют ритуальные практики, которые практиковал сам бог.

Однако есть и паломники, которые приезжают в Варанаси для того, чтобы умереть в городе и обрести мокшу после кремации. Чаще всего это пожилые люди, тяжелобольные, вдовы и так далее. Все они прибывают в Варанаси в надежде на мокша, которая прервет бесконечную цепь перерождений, смертей и страданий.

Почему индусы сжигают трупы?

Кремация в Индии и индийской культуре существует очень давно. Известно, что она укрепилась еще в ведическую эпоху, став основным способом захоронения. Индуисты считают, что человек состоит из пяти основных элементов: огня, воды, земли, воздуха и пустоты, и кремация (антьешти) возвращает тело к его исходным элементам.

Кроме того, следует отметить, что в жарком и влажном климате Индии кремация зачастую является наиболее безопасным и санитарно приемлемым, так как не позволяет телу долго разлагаться. В то же время практика сбрасывания несгоревших останков в реку может являться источником болезней и заражения.

Как происходит сожжение тел в Варанаси?

Тела в Варанаси сжигают на специально выделенных для этого гхатах — например, Маникарника. Здесь на каменных постаментах горят костры для кремации, которые поддерживают целыми семьями и родами. Считается, что эти костры горят, не угасая, тысячи лет, однако никакого подтверждения этому заявлению нет.

Перед смертью тела покойных украшают цветами и бижутерией, умащают ароматическими маслами и травами. Тело мужчины или вдовы обертывают в белую ткань, женщины, чей муж еще жив — в алую.

Затем старший сын, совершив ритуал омовения, проводит погребальный ритуал. Украшенное тело помещают в пламя. Затем пепел развеивают над Гангом, а несгоревшие останки (в случае, если они есть) сбрасывают в воды реки. Если человеку не хватило денег на нужное количество дров для погребального костра, в воде может оказаться и полусгоревшее тело.

Ритуал кремации проходит на глазах у людей, и часто родственники предлагают прохожим порадоваться за своих близких, которые смогут достигнуть Мокши. А вот фотография не приветствуется: считается, что пленка может «поймать» душу и не дать ей освобождения.

Почему ритуал проходит у реки Ганг?

Ганг в представлении индуистов считается не просто священной рекой, а священной сущностью, богиней Ганга, воды которой смывают с человека его грехи. В посмертие же Ганга помогает душам умерших переродиться или же достичь мокши. Именно поэтому практически все погребальные костры расположение непосредственно у вод Ганга.

Кого нельзя кремировать в Варанаси?

Традиционно в индуизме не принято кремировать детей, особенно до трех лет. Как правило, их тела предают земле. В Варанаси же не кремируют не только детей, но также беременных женщин и отшельников — садху. Их тела, как правило, погружают в воды Ганга и отпускают плыть по течению.

Как живут обычные люди в Варанаси?

Варанаси — один из центров шелкопрядильного ремесла и промышленности в Индии, известный на всю страну своими шелковыми платками, сари и тканями с серебряной и золотой нитью. Другая развитая в регионе промышленность — металлургическая.

В целом же общая занятость городских жителей составляет 29% от всех проживающих в городе. Многие также занимаются мелким ремеслом: изготовлением украшений, игрушек и других мелких предметов, выращивают манго и другие культуры.

Туризм в Варанаси

Варанаси — не самый развитиый для туризма город, он принимает в основном туристов из других городов Индии и Непала, многие из которых приезжают сюда, чтобы умереть в священном городе.

Большинство иностранных туристов приезжают сюда из Японии и Шри-Ланки. Туристам, направляющимся сюда, следует остерегаться мошенничества и карманных краж, а также сделать прививки от эндемичных болезней. Следует учитывать, что из-за низкой грамотности многие местные жители не говорят на английском языке.

Вопросы и ответы

Могут ли провести процедуру кремации над иностранным гражданином в Варанаси?

Да, в теории это возможно. Однако стоит учитывать, что доставить сюда тело уже умершего человека из другой страны будет очень сложно и дорого. Легче будет организовать процедуру кремации в том случае, если человек умрет непосредственно в городе. Для полноценной кремации необходимо будет закупить дерево для костра, на котором горит тело.

Действительно ли погребальные костры в Варанаси не гаснут в течении тысячелетий?

Такова легенда, которую активно поддерживают в самом городе. Однако подтвердить или опровергнуть ее невозможно, так как документального подтверждения этой легенде нет.

Представлены ли в Варанаси другие религии, кроме индуизма, джайнизма и буддизма?

Да. В городе также есть около двадцати христианских церквей и мусульманские мечети.

Варанаси — город мертвых

Говорят, что Варанаси — самый старый город на земле.
Так что можно сказать, что это город мертвых.
Не знаю, на сколько он старый, но самый грязный — это точно.
Не беда, если не обращать внимание на коровьи какашки под ногами и запах мочи от тротуаров и сразу открывается всего столько красивого и интересного!
Особенно со стороны Ганга.

Ну а пока, взяв такси из аэропорта до забронированного отеля (могу его рекомендовать: называется Ganpati Guesthouse, мы проталкиваемся в сутолоке городского движения Варанаси.

Варанаси город мертвых

Варанаси город мертвых

Водитель довозит нас до узкой улочки, а далее мы идем с проводником вглубь городского лабиринта Варанаси.
Рядом с Гангом.
Да, забыл сказать — город Варанаси расположен на западном берегу реки Ганг — священной реки индусов.

А само место — Варанаси — вообще самое священное: это место где Шива ушел в нирвану в виде огненного столба.
Туристам (по их просьбе конечно), показывают неугасимый огонь, который горит в этом месте уже более 3000 лет.

Варанаси растянулся вдоль реки, так как постепенно строились новые и новые гхаты (ступени ведущие к воде) где проходят важные для индуистов церемонии в которых не последнюю, а скажем так — важнейшую роль играет вода Ганга.

Варанаси город мертвых

Трансфер из аэропорта Варанаси

Такси от аэропорта до города рублей 400, ехать что-то около часа.
В Ganpati Guesthouse бронировал комнату с балконом и видом на реку и не прогадал: вид потрясающий.
На крыше геста ресторан: есть мясо (курица), есть пиво. Цены нормальные.
Номер в гесте 55 баксов (кондиционер, душ, туалет). Бесплатный интернет wi-fi

Рядом отель Alka — у него еще более козырный номер с огромной террасой, где можно пить чай и смотреть на проплывающие трупы….
Да…
Трупы в Ганге плавают:

Мы как раз только заселились в наш номер перед этим пройдя по лабиринтам узких проходов (улицей этот не назовешь) где старались не наступить в коровью какашку (коровы в Индии священные животные, но так иной раз хочется дать какой-нибудь буренке под грязный зад пендаля).

Поднялись на крышу нашего Ganpati Guesthouse в ресторан. Взяли пива и еды.
Сидим на речку смотрим и трескаем курицу в специях.
Смотрим, что-то по течению мимо плывет внизу.
Андрей приблизил зумом и сфотографировал, а потом начали рассматривать — точно — это полуобгоревший человеческий труп…

Дело в том, что выше нас по течению расположен небольшой крематорий.
Ниже нас по течению — большой и самый значительный в Индии крематорий.

Как попасть на небо

Чтобы индусу прервать цепь реинкарнаций и наконец-то отдохнуть в нирване, нужно, чтоб его тело сожгли, а пепел развеяли по реке Ганг.
Тогда он гарантированно попадает на небо, как в свое время попал туда Шива.
Вот и жгут тела.
А почему полуобгоревший поплыл? — потому, что денег у родственников было мало на дрова или просто плохие дрова были — поэтому и не догорел:

Варанаси город мертвых

Родственники бреют голову и одевают белые одежды в честь траура и веселятся — ибо умерший попал в рай.
А чтоб навсегда порвать с ним связь надо купить глиняный горшок, зачерпнуть воды из Ганга и вылить 4 раза вперед, один назад, а потом горшок разбить. Вот тогда процедура ухода умершего на небеса считается выполненной.
О кремации позже, а пока мы рассматриваем снимок.

В отеле можно взять лодку с лодочником для поездке по реке (город приятнее осматривать с воды, чем шарится по лабиринтам среди лежащих коров, голодранцев и йогов):

Варанаси город мертвых

Варанаси город мертвых

К тому же всегда можно пристать к берегу и сфотографироваться с понравившимся персонажем.
А их там море.
Вот например йог Вася из Варанаси:

Поездка по реке Ганг

В гестхаусе предлагаются групповые лодочки, ну а ехать с незнакомыми людьми и зависеть от их самочувствия, толерантности и внутренних правил совершенно не с руки, поэтому арендуем приват лодку с мотором размером с небольшой авианосец. На вопрос:
— А нет поменьше?
Следует простой ответ:
— Нет
Но мы не в накладе.
Где найдешь в простой жизни таких персонажей:

Варанаси город мертвых

Первый — юнга и работает на лодке якорем.
Вернее он за ним зачем-то ныряет.
Может нравиться купаться или к курсам PADI готовится

Варанаси город мертвых

Второй пузатый — рулевой.
Рулит одной рукой, а газует потянув ногой тросик газа.
Поехали сначала вверх по течению.
Во время поездки видели проплывающую тушу коровы.
Животных не принято кремировать, так же как беременных, детей до 10 лет и укушенных коброй.
Они и так святые, поэтому их просто в речку кидают. Без огня.

Варанаси город мертвых

Вопрос: беременную не жгут — это логично: ребенок тот что внутри у неё — от по умолчанию святой, дети до 10 лет — тоже считаются святыми (только не в нашей стране, где в этом возрасте некоторые уже на героине плотно сидят)… А укушенный коброй почему такой чести удостоился? (экономия семейного бюджета на дровах)? Ответ: потому что у Шивы кобра висит на шее как ожерелье, значит святая тоже…

Варанаси город мертвых

Варанаси город мертвых

Варанаси город мертвых

Проехали много гхатов.
Я их сначала пытался считать, а потом сбился и плюнул на это дело.
Наш гест расположен у какого-тот центрового гхата.
Тут в любое время суток полно всякого народу и сброду. Йоги и религиозные люди, попрошайки и торговцы и просто люди встречаются поговорить.
Так что расположение гестхауса Ganpati Guesthouse хорошее.
Перед посадкой в лодку встретили вот этого человека.
Как ни пытался у него узнать за какую футбольную команду он болеет — так и не раскололся:

Крематорий в Варанаси

А потом поплыли вниз по течению к тому самому — самому старому крематорию.
При подъезде к нуму было указание спрятать фототехнику и ничего не фотографировать.
Подозреваю, что хотели получить некоторую сумму для того, чтобы съемку разрешили.
Тем не менее внутрь того пространства, которое зовется крематорием, а на самом деле открытая площадка и здания вокруг являющиеся хранилищем дров, не пускают женщин.
Говорят, что при кремации нельзя плакать, так как это привязывает мертвеца к земле, а ему на небо.
Женщины, как повелось — существа чувствительные и чуть что — сразу рыдать.

Тем не менее женщину недалеко от кострища на снимке я разглядел.
А пока лодочник спрашивает — хотим ли мы пойти посмотреть крематорий, так сказать, с близкого расстояния?

Варанаси город мертвых

Внутри крематория на Ганге

Естественно мы за.
— Зачем мы тогда сюда приехали? — конечно же чтоб по крематориям ходить…
Наша лодка пристает к другой лодке, доверху нагруженную дровами.
Это дрова особого дерева, так как по словам добровольца, который тут же стал нашим гидом, как только ноги наши ступили на засыпанный опилками пополам с коровьем дерьмом нижний уровень строения названного хосписом, эти дрова стоили просто до хрена денег.
Если мне память не изменяет, то около 300 рупий за 1 кг.

Варанаси город мертвых

Волонтер провел нас в хоспис с балкона которого открывался вид на кремационные костры.
В темной комнате полулежало несколько человек.
Бабушка старушка готовилась к смерти.
Это нам опять же волонтер сказал.
Нет у нее денег на достаточное количество дров, чтоб отбыть экспрессом в нирвану.
Вот и коротает свой век тут, на голом цементном полу.

Варанаси город мертвых

Стало мне очень жаль бабушку.
Захотелось помочь ей побыстрее сгореть.
Дал я ей денег на дрова и мои спутники тоже дали. При этом, как сказал наш волонтер, мы улучшаем карму.
Мне похеру моя карма, мне действительно было жалко старушку, так как я принял за чистую монету ее игру в бедность.
Лишь только увидел вспыхнувшую в ее глазах алчность, когда подхватив положенные ей на дрова деньги в подол, она принялась их пересчитывать.
Причем явно выражая недовольство суммой в 1500 рупий (наверно американцы дают по 100 баксов)

Варанаси город мертвых

И тут все стало на свои места — как и должно было быть в месте чрезвычайно популярном у туристов работают профессиональные разводилы.
Бабушка, которая на глазах умирает у нескольких десятков туристов в день.
Волонтер, прозрачно намекающий, что фотографировать нельзя, но пресса получает разрешение на фотографирование (за денежное вознаграждение естественно).
Вся эта трагичность мигом улетучилась и стало смешно.
Смешно над собой и своей жалостью к людям. Какая в попу жалость? Жалеть надо животных, которые не могут врать.

Варанаси город мертвых

Но поскольку мы клюнули на эту приманку, надо было обыграть наше сострадание дальше: пусть устроят нам экскурсию по этому гхату.
Мы прошлись мимо огромных поленниц с дровами.
Посетили магазинчик, где можно купить приятно, по евро-стандарту оформленные полешки с сандаловых деревом.
За какие-то 3000 рупий…
Посетили вечный огонь, который горит на этом месте уже 3000 лет, ибо сам Шива горел на этом огне.
Дали себе помазать лоб пеплом от этого костра.

Варанаси город мертвых

Прошли мимо брадобреев, приводящих родственников умерших в торжественный поминальный вид.
Прошли мимо бригад каких-то оборванцев, которые палками ворошат огонь кострищ.
Родственник не жжет умершего — он лишь покупает пук соломы и подпалив его в священном огне поджигает многоярусное сооружение из дров, на вершине которого лежит тело, завернутое в цветастые тряпки.

Увидел баночки в магазине — что это такое?
Это масло. Чтоб тело быстрее сгорело.
Масло сливочное? Похоже на то… Подумал, может купить бабусе еще и масла — на завтрак будет бутеры мастерить себе…

Варанаси город мертвых

Вообщем вся эта постановка под названием кремация мгновенно превратилась для меня просто в мыльную оперу.
Многосерийную.
Поэтому пропал интерес что либо фотографировать внутри.
Просто мараться не захотелось.
Мы сухо поблагодарили нашего волонтера по-английски, а по-русски послали его на хер и вернулись на свою лодку.

На следующее утро мы договорились на 5:30 с лодкой поехать поснимать рассвет на реке.
Уже вечерело.
Мы зашли в наш ресторан и негромко беседовали за неплохой едой и пивом.
Так что на крыше слышался только иврит — много туристов из Израиля в Индии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *