Когда построили метро в казани
Перейти к содержимому

Когда построили метро в казани

  • автор:

История

Как показывают современные экономико-социальные расчёты, метрополитен необходим городам с населением более 800 000 человек. Однако в СССР на этот счёт была более простая планка — 1 млн. Миллионный житель родился в Казани в 1979 г. Обосновывать необходимость строителствзялся институт «Гипрокоммундортранс». Начав геологические работы в 1983-м, только к 87-му году «Метрогипротранс» и его филиал «Горьковметропроект» разработали план.

В 1988-м году, после одобрения Министерства путей сообщения, началась разработка рабочего плана. Был объявлен конкурс на название станций. В 1989 г. финансирование строительства метрополитенов в СССР уменьшается, работы замедляются. Начало строительства было назначено на 1992 г., но с развалом СССР планы изменились. О метро вспомнили лишь к 1996 году. Казань в последний момент была включена в список городов, где должны были строить метро. К концу 1996 г. были готовы документы, распоряжения правительств. Было решено финансировать стройку века пополам — Москва/Казань.

17 марта 1997 года учреждёно Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казметрострой». 27 августа 1997 была в торжественной обстановке в памятную ротонду на пл. Тукая было заложено послание к будущим пассажирам метро. На базе незагруженного строительного комплекса авиазавода имени Горбунова создан завод строительных конструкций метрополитена, для которого закуплено уникальное французское оборудование — оснастка для изготовления блоков тоннельной обделки. По Распоряжению №1433-р Правительства РФ от 12.10.2000 г. была разработана «Программа развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 г.», предусматривающая за этот период ввести в эксплуатацию в Казани 37 км линий метрополитена с 25-ю станциями.

Планирование первого пускового участка в разные годы, 1987-1999

Схема из статьи «Метрополитен в Казани», журнал «Метро» (№4 за 1999 год) ©

Тоннелепроходческий комплекс канадской фирмы Lovat, названный «Сююмбике», прибыл в декабре 1999 года и начал свою подземную работу в мае 2000 года.

Механизированный тоннелепроходческий щит отечественного производства КТ-5,6 арендован в Самаре, прибыл в июле 2002 года, проложил тоннель-съезд к электродепо, а с декабря 2003 года начал проходку перегонных тоннелей.

Второй такой щит ЩНЭ-2М арендован также в Самаре, третий щит ЩН-12 арендован в Алмате в январе 2004 года и ведет проходку с июля 2004 года.

Второй тоннелепроходческий комплекс Lovat «Катюша» арендован и прибыл из Москвы в феврале 2004 года и через месяц начал проходку тоннелей.

Третий тоннелепроходческий комплекс Lovat «Ольга» арендован и прибыл из Москвы июле 2004 года и через месяц начал проходку тоннелей.

Четвертый тоннелепроходческий комплекс Lovat «Полина» арендован и прибыл из Москвы июле 2004 года и через месяц начал проходку тоннелей.

Еще один автоматизированный тоннелепроходческий комплекс «Алтынчяч», приобретен за 8 миллионов евро у французского подразделения NFM немецкого концерна Wirth, прибыл в мае 2004 года и начал проходку в июне 2004 года.

В 2004-м году было организовано Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казанский метрополитен».

В июне 2005 г. все тоннели первого пускового участка были закончены, продолжилась отделка станций. Поскольку гейт (смычка) между ж/д и депо не был готов, все вагоны пришлось тащить от пл. Вахитова на волокушах. Каждый вагон ставили на платформу и со скрежетом и пожарными гидрантами тащили при помощи армейских «Ураганов».

27 августа 2005 г. был торжественно открыт первый пусковой участок из 5 станций «Кремлёвская»—«Горки».

29 декабря 2008 г. была открыта станция «Проспект Победы».

30 декабря 2010 г. была открыта станция «Козья слобода».

9 мая 2013 г. были открыты сразу три станции казанского метрополитена — «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек».

30 августа 2018 г. была открыта станция «Дубравная», которая стала последней станцией первой линии.

После этого активизировались работы по сооружению второй линии. 23 апреля и 29 октября 2020 г. стартовали, соответственно, две тоннеллепроходческие машины, от строящейся станции «Улица Академика Сахарова» в направлении ст. «10-й микрорайон».

Казанскому метрополитену — 15 лет!

Казанскому метрополитену - 15 лет!

Казанское метро открылось 27 августа 2005 года. Первый участок первой линии метро состоял из 5 станций протяженностью 8,14 км.

Казанский метрополитен — это скоростной, современный, популярный и доступный вид транспорта обладающий большой провозной способностью, надёжностью и точностью движения.

В городе функционирует одна линия метро из 11 станций: от станции «Дубравная» до станции «Авиастроительная». Станция метро «Дубравная», открытая 30 августа 2018 года завершила строительство первой линии в полном объеме и стала пересадочной на вторую ветку казанского метро. Общая протяженность метрополитена составляет 18,2 км.

В настоящее время парк вагонов метро состоит из 15 поездов.

Институтом «Татдорпроект» ведутся работы по проектированию и подготовке к строительству первого участка второй линии метрополитена Казани, состоящего из четырех станций: «Фучика», «100-летия ТАССР», «10 микрорайон» и «Сахарова». Длина первого участка второй линии метрополитена составит около 5,7 км. Планируется, что вторая линия метро протяженностью 20 км будет состоять из 12 станций. Строительство будет вестись поэтапно.

В проекте нового генерального плана заложено дальнейшее развитие сети метрополитена с резервацией коридоров для новых 26 станций метро.

История Казанского метрополитена

История первых проектов казанской подземки начинается в тридцатых годах прошлого века, пафосные статьи о строительстве в Казани метрополитена периодически встречались в газетах сталинских времён, однако данные статьи скорее относятся к научной фантастике — в очереди за метро стояли столицы крупных союзных республик . В самой РСФСР существовала негласная планка в 1 миллион жителей, только лишь преодолев которую, город мог начинать изыскания на тему «подземки». Окончательную точку в разговорах о метрополитене поставила начавшаяся Великая Отечественная война, которая на долгие годы отодвинула и заставила забыть о многих проектах и планах.

Страна постепенно поднималась из послевоенной трясины, жизнь нормализовалась, и тогда, в конце 1960-х, когда в городе началось массовое жилищное строительство, в Казани вновь заговорили о метро. Наконец, в 1979 году в Казани родился миллионный житель. Именно с этой даты претензии столицы тогдашней ТАССР по поводу «подземки» стали более-менее обоснованными, с этого момента начинается история казанского метро.

Городские власти приступили к корректировке транспортной составляющей генплана 1969 и к 1983 году определились с принципиальной трассировкой первой линии. Полноценный диаметр должен был соединить заводы северо-востока с центром и жилыми массивами «Горки» на юго-западе. С учётом отсутствия современных районов Савиново и Азино это была самая длинная возможная трассировка метро. В 1986 «Метрогипротранс» составил технико-экономическое обоснование первой линии метро. В 1987 документ был утверждён.

В разработанном технико-экономическом обосновании его схема принята из трех линий общей протяженностью свыше 46 км:
Первая линия (Центральная) должны пройти от северной промышленной зоны через центр к юго-восточным жилым районам.
Вторая линия (Вокзальная) должна связать железнодорожный вокзал через центр с юго-восточным жилым районом.
Третья (Приволжско-Савиновская) должна соединить все основные промышленные комплексы с жилыми массивами Заречья, центром и юго-западной частью города.

Пересадочные станции должны были располагаться на площади Куйбышева (Тукая) и вблизи улиц Декабристов, Карла Маркса и Луковского. Первая линия планировалась длиной 17,24 км и состоящая из 11 станций: «Московская». «Улица Декабристов», «Ленинская», «Кремлёвская», «Площадь Куйбышева», «Вахитовская», «Агрономическая», «Ометьевская», «Героев Татарстана», «Горки» и «Проспект Победы». «Улица Декабристов», «Площадь Куйбышева» и «Вахитовская» должны были в перспективе стать пересадочными. Первый пусковой участок протяжённостью 9,58 км должен был состоять из шести станций («Ленинская» — «Ометьевская»), одна из которых должна была быть глубокого заложения («Площадь Куйбышева») и одна наземная («Ометьевская»), остальные подземные мелкого заложения.

01. Геологические изыскания по будущей трассе Казанского метро. Газета «Вечерняя Казань», 1984 год.

В 1988-м году начались первые реальные изыскательские работы и подготовка к началу строительства. Однако уже тогда СССР испытывал экономические трудности. В 1989 году вышло закрытое Постановление Совета Министров СССР о прекращении финансирования проектирования и строительства метрополитенов во всех городах (Постановление Совета Министров СССР от 21 июля 1989 года №495 «О приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства ряда крупных и дорогостоящих строек и объектов», которым предусматривалось на шесть лет, вплоть до 1995 года (включительно), приостановить начало строительства вновь строящихся метрополитенов в девяти городах). Начало строительства первой линии было отложено на 1991 год, и к 1999 году столица ТАССР должна была получить 6 станций участка «Ленинская»-«Ометьевская». Вопреки расхожему мнению, станция на Центральном ж/д вокзале никогда не планировалась на первой линии метро, от вокзала начиналась перспективная вторая линия. Подобная практика не была исключительной для Казани, аналогичными были проекты в Новосибирске и Куйбышеве (Самаре). Естественно, в 1991 году в стране оказалось не до метростроя.

Следует отметить, что маршрут первой ветки так и остался практически неизменным с тех времён – соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промзоной, попутно «захватив» не менее населённые Московский и Авиастроительный районы.

«Наземным общественным транспортом ежегодно перевозится свыше 500 млн.человек. В одном только направлении Центр – Ленинская дамба – улица Декабристов ожидается рост пассажиропотока до 25 тыс.человек в час пик. Единственным решением, обеспечивающим растущие перевозки и удовлетворяющим современным требованиям обслуживания, является создание транспортной системы на основе сети метрополитена, – так писал в 1988 году в журнале «Метрострой», А.Сандаков, главный инженер проекта.

02. Варианты трассировки первой линии по годам. Ссылка кликабельна.

Удивительно, но в 1995 году в Правительстве РФ Казань не считалась городом, достойным «подземки». В Правительстве России был составлен список городов, в которых в ближайшее время планируется начать или продолжить строительство метро, Казани в этом списке не было. Казалось бы, на Казанском метро поставлен жирный крест! Но узнав что строительство метрополитена в Казани в ближайшее время не планируют начать, Президент и Правительство Татарстана, а также мэрия Казани, обратились в Москву, и стали добиваться того, чтобы Казань вошла в список городов, в которых планируют строить метро, используя все свои лоббистские возможности для включения города в список.

Для привлечения значительных финансовых средств на развитие Казани (в т.ч. и на строительство метро), был придуман очень хитрый ход: во время проведения археологических раскопок на территории Казанского кремля была обнаружена чешская монета чеканки 929-930 годов, что дало основание утверждать, что Казань (вопреки общепринятой практике датировки по первому летописному упоминанию) основана не менее 1000 лет назад, за год 1000-летия Казани был принят почему-то 2005-й. Именно в честь этого «грандиозного» праздника в Казани и планировалось открытие метрополитена. Возможно, свою роль сыграла и сильная экономика Татарстана. Как известно, в те годы метрострой софинансировался федералами и регионами в отношении 50:50, и не все области могли потянуть такое бремя. В Татарстане деньги нашлись, и метрострою дали зелёный свет.

03. Мемориальная ротонда на улице Петербургской посвящённая началу строительства метрополитена в столице Татарстана. Фото: 2005 года.

На фоне того оптимизма первый пусковой участок был удлинён — станция «Аметьевская» была оттянута южнее и превратилась в «Героев Татарстана». В 1997 году был учреждён «Казметрострой», был запущен завод конструкций метрополитена. 27 августа 1997 года, в Казани прошла торжественная церемония, посвящённая началу строительства метрополитена в Казани. На площади Тукая была сооружена мемориальная ротонда, в которую была заложена капсула с обращениям к будущим пассажирам метрополитена. На фоне кризисных явлений 1998 года планы первой линии были сокращены до 4 станций. Однако уже через год станцию «Горки» вернули — здесь помогло окончательное принятие решения о праздновании 1000-летия Казани. Через год первый ТПК «Lovat» по имени «Сююмбике» начал вгрызаться в казанскую почву. Со временем для выполнения работ к сроку к нему в подмогу были делегированы «Алтынчяч», «Катюша», «Полина» и «Ольга». За 1997 год на Казметро было выделено 22 млн рублей, в 1998-м – 28 млн, в 1999-м – 70 миллионов. На 1 июля 2005 года было освоено 12,358 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 7,15 млрд.

Итак, в 1997 году было начато строительство метрополитена в Казани, да и то лишь благодаря умению казанских политиков договориться с Москвой. В 2004 году стало понятно, что такие темпы стройки не позволят закончить «стройку века» к тысячелетию. Ведь согласно более ранним планам уже к апрелю 2004-го казанцы должны были пользоваться 6-ю станциями.

04. Строительство станции «Кремлёвская».

Станцию «Энергоуниверситет» («Козья слобода») из-за сложности строительства тоннеля к ней пойдёт под дном реки, из-за нехватки времени просто сократили из планов. Срочно было куплено и арендовано ещё четыре тоннелепроходческих комплекса и три щита. Стройка теперь велась полностью на деньги программы «Казань-1000». Отделочные работы на четырёх из пяти станций в авральном режиме производили летом 2005 года, благо строителей в городе было предостаточно. Не без недоделок, но всё-таки уложились в срок. 27 августа 2005 года состоялось торжественное открытие метрополитена в Казани. Первыми пассажирами метрополитена стали президенты с Саммита глав СНГ, многие российские губернаторы, руководители метрополитенов бывшего Союза и другие. После VIP-персон метро без всякой помпы открыли для всех желающих.

В ходе строительства, к сожалению, не обошлось без происшествий. При строительстве станции «Площадь Тукая» произошёл прорыв подземных вод — на современных картах не было канализационных сооружений, которые потом нашлись на карте 1884 года. Большому количеству исторических зданий из-за метростроя пришлось спешно укреплять фундамент.

05. Станция «Кремлёвская» в день открытия.

Первый участок из пяти станций оказался не слишком популярным и являлся скорее аттракционом для туристов. Суточный поток составлял 15-20 тысяч пассажиров. Что неудивительно, ведь три из пяти станций находились в центре, а ещё две были расположены в неплотных жилмассивах. Метрополитен надо было строить дальше, и Татарстан за 5 лет практически без участия Москвы ввёл в эксплуатацию две станции — «Проспект Победы» (2008) в густонаселённом районе и заречную «Козью слободу» (2010). После ввода этих ключевых станций пассажиропоток в будние дни поднялся до 100 тысяч пассажиров.

Новой вехой развития Казани после тысячелетия стала проводившаяся в городе «Универсиада». При финансовой поддержке федерального центра в 2013 году Казани были открыт участок сразу из трёх станций — «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек» (тат. «Юность»). В настоящее время будничный поток составляет порядка 140-150 тысяч пассажиров.

06. Станция «Авиастроительная» в день открытия.

Метро в Казани

История первых проектов казанской подземки начинается в тридцатых годах XX века. Сначала осуществлению этого проекта помешала Великая отечественная война. Потом о метро в Казани вновь заговорили в 1960-е годы, годы начавшегося массового жилищного строительства. И вот, в 1979 г. в Казани родился миллионный житель, с тех пор претензии столицы тогдашней ТАССР по поводу «подземки» стали более-менее обоснованными, т.к. метрополитены, в те времена, могли строить только «города-миллионеры».

Реальное движение началось в 1983-м г. В 1988-м г. начались первые реальные работы, но в 1989 г. вышло закрытое Постановление Совета Министров СССР о прекращении финансирования проектирования и строительства метрополитенов во всех городах, а после произошли и события 1991 г., последовали 90-е, когда о метро в Казани, казалось, можно было забыть. К тому же в середине последнего десятилетия XX века Казань и не вошла в список из 9 городов, где должен появиться метрополитен, составленный Правительством РФ. Правительство Татарстана и мэрия Казани, обратились в Москву, и стали добиваться того, чтобы Казань вошла в список городов, в которых планируют строить метро.

Решение о строительстве Казанского метрополитена было принято президентом России Борисом Ельциным в 1996 г., финансирование же этого строительства началось в 1997 году, тогда же начались работы по строительству. Маршрут первой ветки остался практически неизменным со времен середины XX века. Он соединяет спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промзоной, проходя по Московскому и Авиастроительному району.

2005 год: Казанский метрополитен самый короткий в мире

Открытие Казанского метрополитена было приурочено к празднованию тысячелетия города. Его торжественно открыли 27 августа 2005 г. президенты Минтимер Шаймиев, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Уже через два часа после прохода поезда с высокими гостями метрополитен был открыт для всеобщего пользования.

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, Минтимер Шаймиев, президент РТ, Владимир Путин, президент РФ и Камиль Исхаков, мэр Казани (все должности, кроме В.Путина, на 2005 г.)

На момент открытия метро в Казани состояло из 5 станций: Кремлевская, площадь Тукая, Суконная слобода, Аметьево, Горки. Тогда длина метро составляла 7,1 км. В 2005 г. метрополитен был самым коротким в мире, что позволило ему попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Но рекорд продержался недолго – в 2007 г. метростроители начали самый ответственный проход – под рекой Казанкой к новой точке, которая стала затем станцией метро «Козья слобода». До ее запуска 30 декабря 2010 г. успели запустить станцию «Проспект Победы», которую открыли 29 декабря 2008 г.

2012 год: семь станций и перспективы на будущее

В настоящее время Казанский метрополитен включает 7 станций, его протяженность 11,8 км. Путь от одного конца маршрута станции «Проспект Победы» до другого – «Козья слобода» занимает 15 минут.

В настоящее время пассажиров перевозят восемь поездов, интервал движения в пиковый период (7.00-9.00 и 17.00-19.00) составляет три минуты 40 секунд, в межпиковое время — около девяти минут. Сегодня пассажиропоток казанского метро составляет до 70 тыс. человек в сутки.

К маю 2013 г. метрополитен должен увеличиться еще на три станции, откроются станции «Московская», «Декабристов», «Заводская». С их вводом пассажиропоток должен по прогнозам главы дирекции по строительству подземных транспортных сооружений Казани Анатолия Церцеиля увеличиться втрое – до 200-220 тыс. человек в день. Пассажиропоток за 2011 г. достиг 18,8 млн человек.

Ввод в эксплуатацию станции «Дубравная» также запланирован на ближайший год, но точные сроки не называются. Скорее всего она будет открыта уже после Универсиады. Станция находится всего в квартале от станции «Проспект Победы», но ее наличие необходимо для пересадки на вторую линию.

Метро ускоряется на финансовой подпитке

На начало строительства в 1997 г. федеральное правительство пошло на то, чтобы финансировать стройку на паритетных началах совместно с республиканским правительством. В связи с этим объем инвестиций на 1997 г. был заявлен в размере 240 млрд руб. Но метростроевцы этих денег не увидели. Было 58 млрд руб., то есть по 29 млрд с обеих сторон. Напряжение с финансированием ощущалось все годы строительства, но метро строили даже тогда, когда казалось, что денег больше не будет. Когда в 1999 г. было принято решение о праздновании в 2005 г. тысячелетия Казани, метро стало главным предъюбилейным объектом, и по значимости, и по размерам вложения средств.

В настоящее время работы развернуты в огромных масштабах. Это стало возможным благодаря крупным финансовым вливаниям из федерального бюджета. К предварительно запланированным 2 млрд руб. из республиканского бюджета на строительство метро в 2011-2012 гг. было дополнительно выделено еще 10,5 млрд руб. из федерального центра в виде межбюджетного кредита. Для сравнения в целом в 2009 г. МУП «Казметрострой» освоил лишь 800 млн руб., но это не самый лучший показатель, поскольку 2008-2009 оказались одними из самых тяжелых, кризисных лет для «Казметростроя». Уже годом позже, в 2010 г. финансовой подпиткой строительства стали 2,6 млрд руб. Общий объем финансирования строительства казанского метрополитена в 2010-2011 гг. составил 14,6 млрд руб.

Метро в Казани к 2013 году

В мае 2013 г. в Казани откроется еще три станции метро. Все три появятся в заречье — на правом берегу Казанки: на пересечении Декабристов, Усманова и Волгоградской; на Воровского; на пересечении улиц Копылова и Индустриальной. 24 сентября специальным постановлением исполкома за этими станциями закрепили имена: «Юность», «Северный вокзал» и «Авиастроительная».

Проект станции «Авиастроительная».

Проект станции метро «Юность».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *