Родион щедрин где живет сейчас 2023
Перейти к содержимому

Родион щедрин где живет сейчас 2023

  • автор:

Родион Щедрин передал Музею музыки свои рукописи и письма

Фонд Музея Музыки пополнился новыми рукописями и письмами Родиона Щедрина. В честь этого в Прокофьевском зале музея прошла торжественная церемония передачи материалов из личного архива композитора и из коллекции Фонда творческих инициатив.

Михаил Брызгалов, Евгения Кривицкая и Екатерина Мечетина сразу оценили щедрый дар Родиона Щедрина.

Михаил Брызгалов, Евгения Кривицкая и Екатерина Мечетина сразу оценили щедрый дар Родиона Щедрина. / Александр Корольков/ РГ

В 2022 году директор Музея музыки Михаил Брызгалов обратился лично к композитору с просьбой прислать материалы для фонда. Символично, что ровно за 80 лет до этого, в 1942 году, Музей обращался к другому композитору — Сергею Рахманинову, и это стало зарождением его фонда, который на сегодняшний день насчитывает 2700 единиц хранения.

«Родион Константинович — музыкальный гений своего времени, — рассказал Михаил Брызгалов. — Нам было очень важно, чтобы фонд постепенно пополнялся новыми рукописями. Щедрин достаточно быстро и положительно отреагировал на нашу просьбу. В этот раз были переданы три рукописи, но это уже является для нас историческим событием. А в будущем, я уверен, что найдутся еще фондообразователи».

Композитор передал следующие автографы: Вариацию на тему Диабелли для фортепиано, Мессу-поминовение «Майе Плисецкой — вечная память» для смешанного хора без сопровождения и Концерт для чтеца, ансамбля и струнного оркестра по рассказу Михаила Зощенко «Приключения обезьяны» (клавир и партитура).

«Родион Щедрин непосредственно связан с нашей Консерваторией, — поделился ректор Александр Соколов. — Выпускник, а ныне член Попечительского совета и Почетный профессор сделал многое для нашего вуза. Его хоровое письмо — это очень сложная музыкальная ткань. Часть его сочинений была написана специально для нашего Камерного хора, после общения с его руководителями — Борисом Тевлиным и преемником Александром Соловьевым. Состав хора постоянно обновляется новыми прибывшими студентами, что не отменяет поддержку высокого уровня исполнения, и каждое поколение хоровых дирижеров продолжает расти на сочинениях Щедрина».

На вечере хор представил публике сочинения, которые стали хоровой классикой ХХ века и композицию, вошедшую в новый сборник хоровых сочинений «Век двадцать первый». Щедрин постоянно экспериментировал с жанрами, достаточно вспомнить частушки, хоровые пословицы или телеграммы для органа, с последними из которых случилась невероятная история.

Профессор Московской консерватории, органистка Евгения Кривицкая обратилась к Щедрину с просьбой прислать ей ноты телеграмм, на что композитор ответил, что ноты утеряны. Но по счастливому случаю, они обнаружились в архиве его друга, хранителя органов консерватории Натальи Малиной, и она с разрешения композитора предоставила Евгении для исполнения.

Музею музыки были переданы три рукописи Родиона Щедрина, это уже является для нас историческим событием

Фонд пополнился последним на данный момент оркестровым сочинением Щедрина — «Приключения обезьяны». Написанное в 2020-м году, произведение имеет немалый интерес у публики и исследователей. Для небольшого ознакомления на вечере показали отрывок из премьерного исполнения Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Фото: Александр Корольков/ РГ

Из фортепианной музыки — неотъемлемой части композиторского мастерства Щедрина — в копилку музея попала Вариация на тему Диабелли. Екатерине Мечетиной как любимой пианистке Щедрина выпала честь исполнить миниатюрный шедевр, а вместе с ней небольшой цикл «Дневник» из семи пьес, выстроенный по аналогии с семи днями недели. Этот цикл Екатерина представила слушателям еще 20 лет назад по просьбе самого автора. Технически сложные, но безупречные по стилю «дневниковые записи» и Вариацию еще предстоит осмыслить. Музыкальный язык Щедрина непростой, но изысканный и структурно оформленный, это одно из главных отличий его стиля.

Среди других сочинений зрители услышали вокальные опусы композитора в исполнении Алены Кузнечиковой и Марии Челмакиной. Представили как ранние сочинения Щедрина, так и поздние опусы, как признанные шедевры, так и малоизвестные страницы творчества.

Завершился вечер знаменитым «Маршем монтажников» из фильма «Высота» Александра Зархи. Кстати, Щедрин сочиняет по сей день, его творческий дух неиссякаем. Его музыка звучит все чаще на концертной эстраде, а поступившие ноты совсем скоро попадут в руки исследователей, в том числе, Валентине Николаевне Холоповой — автору монографии о Щедрине.

Первый в России Дом-музей Родиона Щедрина откроют в Алексине

Первый в России Дом-музей Родиона Щедрина откроют в Алексине

В городе Алексине Тульской области, где прошли детские годы композитора Родиона Щедрина, будет создан Дом-музей Щедриных. Об этом 25 февраля на пресс-конференции заявил губернатор Тульской области Алексей Дюмин на совместной пресс-конференции в Валерием Гергиевым в Большом театре России 25 февраля, накануне спектакля Мариинского театра «Сказание о невидимом граде Китеже» (с проведением пресс-конференции связана задержка спектакля на 25 минут. Другие спектакли, которые Мариинский театр дал в Москве во время обменных гастролей — «Псковитянка» 23 февраля и «Ночь перед Рождеством» 24-го — также начались с задержкой около получаса и заканчивались около полуночи.

Щедрин родился 16 декабря 1932 в Москве, но вскоре семья переехала в Алексин Тульской области, в 60 километрах от Тулы, где в конце XIX – начале ХХ века служил настоятелем Успенского собора его дед. В Алексине семья Щедриных жила до эвакуации в Куйбышев в 1941.

В Доме-музее будут представлены уникальные материалы о жизни и творчестве Родиона Щедрина.

Создание Дома-музея — совместный проект Фонда Валерия Гергиева и Правительства Тульской области. Фонд выкупил дом, где провел детство и куда потом часто возвращался Родион Щедрин. Там жили его родители: отец Константин Михайлович и мама Конкордия Ивановна, дед Михаил Михайлович. Родион Щедрин говорил, что именно в Алексине он «напитался духом русской глубинки, народным духом», отразившимся в его операх «Не только любовь», «Левша», русской литургии «Запечатленный ангел», которая впервые прозвучала в 2022 именно в Алексине, в Успенском храме. Цикл для струнного оркестра «Российские фотографии» открывается частью «Старинный город Алексин» — в память о дорогом композитору месте.

«Хотелось бы, чтобы в имении Щедриных звучала музыка, проходили творческие мероприятия с участием артистов Большого и Мариинского театров», — сказал губернатор Алексей Дюмин.

Большой и Мариинский много лет сотрудничают с Родионом Щедриным. По заказу Большого театра были написаны балет «Конек-горбунок» и опера «Мертвые души». Для своей супруги Майи Плисецкой Родион Щедрин создал «Кармен-сюиту» и сочинил еще три балета на известные литературные сюжеты — «Анна Каренина», «Дама с собачкой» и «Чайка», премьеры которых прошли на сцене Большого.

На сцене Кировского (Мариинского) театра творчество Щедрина впервые было представлено в 1978. Режиссер Борис Покровский и дирижер Юрий Темирканов перенесли из Большого театра в Ленинград постановку «Мертвых душ». В 1983 хореограф Дмитрий Брянцев поставил в Кировском театре свою версию «Конька-Горбунка».

В годы руководства Валерия Гергиева Мариинский стал домом музыки Щедрина. На этой сцене под руководством Гергиева состоялись мировые премьеры опер «Очарованный странник» (2007), «Левша» (2013), «Рождественская сказка» (2015). В 2017 впервые в Мариинке поставлена опера «Не только любовь». Сегодня в репертуаре театра все эти оперы, а также «Лолита» (премьера 2020); балеты «Кармен-сюита» (премьера 2010) и «Конек-Горбунок» (2009).

Симфонии, концерты, другие симфонические сочинения Родиона Щедрина неизменно входят в репертуар оркестра Мариинского театра.

Один из камерных залов Новой сцены Мариинского театра назван именем Щедрина.

16 декабря 2023 Щедрину исполнился 91 год. В настоящее время композитор проживает в Германии.

6 марта 2024, накануне Международного женского дня, в МАМТе — премьера оперы Щедрина «Не только любовь». Оперы, написанной в 1961, по духу и эстетике оставшейся в советском прошлом, и при этом одного из наиболее ярких сочинений композитора.

В свое время Майя Плисецкая и Родион Щедрин передали архив своей семьи в ЦГАЛИ. В Москве, на Большой Дмитровке, недалеко от Большого театра, разбит сквер Майи Плисецкой и установлен ей памятник. В квартире великой балерины на Тверской д. 25/9 открыт музей-квартира (филиал ГЦТМ имении А.А. Бахрушина). В этом доме жили народные артисты СССР Сергей Лемешев, Александр Мелик-Пашаев, Александр Гаук, пианист Эмиль Гилельс, солисты Большого театра народные артистки РСФСР Елизавета Шумская, Наталья Шпиллер, заслуженный артист РСФСР Соломон Хромченко, народный художник СССР Александр Дейнека, драматург Николай Эрдман…

А вот Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу не везет. Его музея-квартиры до сих пор нет ни в Москве, ни в Петербурге. Усилия вдовы, Ирины Антоновны, пока ни к чему не привели. Может быть, маэстро Гергиев и тут посодействует?

В музее-квартире Майи Плисецкой ежедневно бывает несколько десятков посетителей

Квартира — слепок души ее хозяина. Это общеизвестный факт. Квартира величайшей балерины ХХ века Майи Михайловны Плисецкой, которая свои талантом заставляла замирать миллионы душ, поднимая их выше и выше — поражает своей скромностью, граничащей с аскетизмом.

Самый центр Москвы: улица Тверская пересекается с Мамоновским переулком. Чопорная «сталинка», узкий подъезд, тихая консьержка с взглядом-рентгеном. Лестница с чуть подъеденными временем ступеньками, видавший жизнь и людей лифт.

Шестой этаж, квартира № 31, черные, оббитые искусственной кожей двери. Которые запираются на простецкий замок.

Никаких «прихожих», в тамбуре две вешалки для одежды, пуфик, да тесный шкафчик. Стол на всю ширину гостиной, вокруг него одинаковые стулья.

Фото: Александр Корольков/РГ

Спальня. Главным украшением которой является платяной шкаф из карельской березы. Скромная кровать. В гостиничных номерах сегодня кровати часто длиннее и шире.

Прикроватные тумбочки, незамысловатые светильники. Понимаешь, что Майя Михайловна спала с левой стороны. Здесь, в тумбочке, стоит пара очень женских шкатулок.

А справа — фотография Родиона Щедрина. Там все по-мужски аскетично.

Два неодинаковых кресла, витражи с фотографиями хозяев квартиры. От молодых и задорных, до взрослых и задумчивых. Посередине витража фото гениальной Лили Брик, той самой музы Владимира Маяковского, в доме которой Майя Плисецкая и Родион Щедрин и познакомились осенью 1955 года. Даже по расположению фото видно их отношение к Лилии Юрьевне…

Туалетный столик с тремя зеркалами. Два флакона с парфюмом, кисточка для макияжа.

На манекенах пара строгих костюмов покойной хозяйки квартиры. Фрак Родиона Щедрина. А вот стильный до изящности кроя костюм Пьера Кардена, в котором Майя Плисецкая танцевала гениальный балет «Анна Каренина».

На шкафу три объемных чемодана с ними в разное время гениальная танцовщица разъезжала по миру.

Чемоданы старого фасона, без современных, удобных колесиков. Их надо было таскать. Не носить, а именно таскать.

Фото: Александр Корольков/РГ

В шкафу ее балетные костюмы и помнящие боль и усталость ее ног-пуанты…

— Музеем эта квартира чуть больше года назад, ее хозяин Родион Константинович Щедрин подарил ее Бахрушенскому музею. Теперь квартира — филиал музея. В день к нам приходит до сорока человек. География посетителей — многие страны мира. А если говорить о России, то от Владивостока до самого запада страны, — говорит Алина Юрьевна, смотритель музея.

Приходят сюда и студенты хореографических училищ, колледжей и академий.

…Потемневший от времени, местами вытертый паркет. Он никогда не знал лака, искусственного блеска.

Самый простой ремонт. Ничего из «дорого-богато». Никакого золота и тем более никакой позолоты. Самое дорогое — это подарки. Японские куклы, фарфоровые фигурки лебедей. На льняном коврике застыла посмертная маска Бетховена, любимого композитора Родиона Щедрина.

Фото: Александр Корольков/РГ

Аскетичная кухня. Узкий кухонный гарнитурчик, небольшой столик. Метровая ниша: там много лет ставила раскладушку домработница Катя. Которая прожила в семье долгие десятилетия.

Катя стала настоящим членом семьи. Плисецкая и Щедрин купили ей отдельную квартиру, в последние годы она просто приходила готовить и вести домашний быт.

Не вчера замечено: чем больше масштаб личности, тем проще и непритязательней сама личность. А в этой квартире жили две Личности. Великая балерина и большой композитор.

Жили скромно, просто до незатейливости. Своим талантом и бунтарским духом заставляли вздрагивать добрую половину человечества.

А собственные души лечили в тихой квартире со скрипучим паркетом, куцым балкончиком и деревянной дверью. Возле которой до сих пор живет пластмассовый, копеечный звонок. Кнопку которого нажимал цвет мирового искусства.

Справка «РГ»

Квартира двух народных артистов Советского Союза Майи Плисецкой и Родиона Щедрина построена на их деньги в жилищном кооперативе Большого театра. Ее жилая площадь 80 квадратных метров, общая- 105.

Как говорил Родион Щедрин, большая часть «квартирных» денег -это гонорары за написанную им музыку к фильмам «Высота», «А если это любовь», «Коммунизм».

Легендарная пара жила здесь с 1963 года по 1990 год. Потом большую часть времени они проводили в Германии, а на Тверской бывали наездами.

Майя Плисецкая умерла от инфаркта 2 мая 2015 года в Германии. Сердечный приступ с ней случился прямо на стадионе, во время футбольного матча. Она долгие годы была заядлой болельщицей.

Родион Щедрин живет в Германии.

В 2025 году будет отмечаться столетний юбилей великой балерины. Балетный мир ждет, что к этому времени на стене ее московского дома откроется мемориальная доска, посвященная богине танца.

Родион Щедрин: Только любовь и искусство нетленны

Это была удивительная любовь: шли годы, а их чувства друг к другу не тускнели. Фото: Василий МАЛЫШЕВ/РИА Новости

Последние тридцать с лишним лет Родион Щедрин живет в Мюнхене, он член Баварской музыкальной академии. И продолжает писать музыку не на компьютере, как сегодня делают многие, а по старинке — от руки.

С Майей познакомила Лиля Брик

Если не знать, то и не догадаешься, что автор «Марша монтажников» («Не кочегары мы, не плотники, но сожалений горьких нет. ») и изысканного балета «Кармен-сюита» — один и тот же человек. На гонорар, полученный за музыку к фильму «Высота» (Щедрин написал ее, будучи студентом консерватории), он купил свой первый автомобиль — серую «Победу», на которой однажды прокатил по Москве в первый день знакомства свою будущую жену — Майю Плисецкую.

Родион Щедрин написал 7 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 14 концертов, многочисленные произведения камерной, инструментальной, вокальной, хоровой музыки. Он сочинил музыку к киноклассике: кроме «Высоты», были «Коммунист», «А если это любовь?»; к мультикам — «Колобок», «Петушок — Золотой гребешок», «Самый главный»…

Но прежде всего знаменит он своими балетами. Все написаны для жены — великой балерины, примы Большого театра Майи Плисецкой.

Они познакомились в конце

1950-х в доме Лили Брик, возлюбленной Маяковского. Щедрин был в ту пору аспирантом консерватории. А Плисецкая — уже прима-балерина Большого театра. В то время Щедрин еще не был вовлечен в балет, если и слышал имя Плисецкой, то представлял, кто это, поверхностно. За первым знакомством последовал бурный роман. Как рассказывала Майя Михайловна, ее подкупили в Щедрине природное обаяние, легкость характера и талант.

Писать музыку для кино было выгодно. Это был настоящий доход, на который, помимо упомянутой машины, он вскоре купил квартиру на улице Горького (нынешней Тверской), в которую они с Майей и вселились в 1963 году.

После того как главный советский симфонист Дмитрий Шостакович отказался адаптировать для балета великую оперу Жоржа Бизе — не захотел с ним «конкурировать», за эту работу взялся Щедрин. Ради жены, ради ее мечты. Он создал свою хореографическую версию.

Премьера балета «Кармен-сюита», поставленная кубинским хореографом Альберто Алонсо, состоялась 20 апреля 1967 года. А уже на следующий день балет запретили. Тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева пришла в ужас: «Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована…» Но Фурцеву смирили, и она разрешила спектакль, который прошел в Большом 132 раза и около двухсот раз по всему миру.

В роду были священники

Родион Щедрин родился в музыкальной семье, хотя его дед по линии отца был православным священником. И родные дяди тоже. По рассказам Родиона Константиновича, дядья и отец были от природы музыкально одаренными, каждый играл на каком-то инструменте, в юности у них был оркестр братьев Щедриных.

Его отец Константин Михайлович обладал «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с первого раза) и абсолютным слухом. На талантливого 14-летнего юношу обратила внимание актриса Малого театра Вера Пашенная, когда приезжала в городок Алексин Тульской области, где жили Щедрины. За свой счет она повезла сына священника в Москву, чтобы показать ректору Московской консерватории Ипполитову-Иванову. Тот тоже пришел в изумление от способностей мальчугана и принял его в консерваторию на подготовительный курс. Вера Пашенная помогала материально, пока он учился. После окончания консерватории в 1917 году отец Родиона Щедрина вернулся в Алексин и основал там музыкальную школу.

Мама работала старшим экономистом в бухгалтерии Большого театра. Ее звали Конкордия Ивановна. Зная балетные нравы, она не хотела, чтобы сын женился на балерине. Как утверждает младший брат Майи Плисецкой — Азарий, Конкордия Ивановна завидовала успехам знаменитой невестки, получившей все доступные в Советском Союзе звания значительно раньше Родиона Щедрина. Уже на следующий год после замужества Майя Плисецкая стала народной артисткой СССР (Щедрин получит это звание 22 года спустя). К тому же Майя была старше на 7 лет.

Но этот «неравный» брак был счастливый. И принес немало выгод каждому. Став женой одного из самых молодых и перспективных членов Союза композиторов, Плисецкая выглядела более благонадежно в глазах партийных чиновников. Прекратилось ее преследование со стороны КГБ. Но и произведения Щедрина в таком количестве оказались на сцене Большого театра (а после и других театров) в значительной степени благодаря знаменитой супруге. Как прима-балерина, Плисецкая могла выбирать репертуар. Неудивительно, что она отдавала предпочтение сочинениям мужа.

Их счастливый союз продлился больше полувека. Десять лет назад в интервью Владимиру Познеру Родион Константинович, отвечая на вопрос о своих трех желаниях, сказал, что желание у него только одно: быть вечно с женой Майей. Ее не стало весной 2015 года. И, как стало известно потом, последней ее волей было: «Когда настанет печальный час ухода из жизни, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».

Ибо, как говорит Родион Щедрин, только любовь и искусство нетленны.

5 балетов Щедрина:

«Анна Каренина» (1972)

«Дама с собачкой» (1985)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *