Сколько картин в третьяковской галерее
Перейти к содержимому

Сколько картин в третьяковской галерее

  • автор:

Сколько всего картин насчитывает Третьяковская галерея?

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков — иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов) ; живопись XVIII — первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений) ; русская графика XVIII — начала XX века (свыше 30 тысяч произведений) ; русская скульптура XVIII — начала XX века (ок. 1000 экспонатов) ; коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Остальные ответы

Похожие вопросы

Третьяковская галерея: основание и основатель

Читальный зал гуманитарной литературы (корп. 2, ауд. 416-419) приглашает вас на книжную выставку, посвященную 190-летию со дня рождения Павла Михайловича Третьякова (1832–1898), русского предпринимателя, мецената, коллекционера произведений русского изобразительного искусства, основателя Третьяковской галереи.

Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем города Москвы, он же — одно из самых крупных собраний российского искусства, насчитывающее более 190 тысяч экспонатов хранения. Пожалуй, ни один экскурсионный маршрут по Москве не обходится без знакомства с Государственной Третьяковской галереей. Посещение этой достопримечательности, расположенной в одном из наиболее интересных районов Москвы — Замоскворечье, не только дает возможность увидеть великолепную коллекцию произведений искусства, но и позволяет погрузиться в разные исторические эпохи, взглянуть на знакомые факты с нового ракурса.

Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым, такой сохранилась она и до наших дней.

22 мая 1856 года Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Этот день считается днём основания знаменитой Третьяковской галереи.

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П. М. Третьякова были поистине удивительны. Он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на шум критики и недовольство цензуры, как это было, например, с «Сельским крестным ходом на Пасхе» В. Г. Перова или с «Иваном Грозным» И. Е. Репина. Покупал, если даже не все в картине отвечало его собственным взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина «Крестный ход в Курской губернии», социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к концу1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности. С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В. В. Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой.

В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов первое помещение Третьяковской галереи. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

Новый период в истории Третьяковки начался после национализации галереи, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость. За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото — и слайдотекой.

В настоящее время Третьяковская галерея располагается на двух основных территориях: в историческом здании в Лаврушинском переулке для посетителей открыта экспозиция классического русского искусства до рубежа ХIХ-ХХ веков, а экспозиция на Крымском Валу является непосредственным ее продолжением и представляет изобразительное искусство с 1910-х годов вплоть до произведений новейших течений ХХ-ХХI веков. Произведения из собрания галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах. С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию галереи. Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет-проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской галереи и изданию электронных каталогов выставок.

Литература, представленная на выставке:

Государственная Третьяковская галерея : альбом репродукций / [авт. вступ. ст. В. Чесноков]. – Москва : Советский художник, 1965. – [64] л. ил.

Государственная Третьяковская галерея. Искусство второй половины XIX — начала XX века : альбом репродукций / [авт. вступ. ст. Т. Коваленская]. – Москва : Изобразительное искусство, 1970. – 204 с. : ил.

Государственная Третьяковская галерея : очерки истории, 1856 – 1917 / F[отв. ред. канд. искусствоведения Я. В. Брук]. – Ленинград : Художник РСФСР, 1981. – 350 с. : ил. — К 125-летию основания Третьяковской галереи.

Горина, Татьяна Николаевна. Русское искусство второй половины XIX века / Т. Н. Горина. — Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1962. — 74 с. : ил.

Гомберг-Вержбинская, Элеонора Петровна. Передвижники. Книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана / Э. П. Гомберг-Вержбинская. — Ленинград-Москва : Искусство, 1961. — 208 с. : ил. — (Рассказы об искусстве).

Боткина, Александра Павловна. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве / А. П. Боткина. — 2-е изд. — Москва : Искусство, 1960. — 354 с. : ил.

Безрукова, Дина Яковлевна. Третьяков и история создания его галереи / Д. Я. Безрукова. — Москва : Просвещение, 1970. — 104 с. : ил.

Ненарокомова, Ирина Сергеевна. Почетный гражданин Москвы. П. Третьяков : страницы жизни / И. С. Ненарокомова. — Mосква : Молодая гвардия, 1978. — 224 с. : ил. — (Пионер — значит первый).

Кукина, Елена Михайловна. Мир русского искусства : энциклопедический словарь / Е. М. Кукина. — Москва : Русский язык – Медиа, 2005. — 484,[12] с. : ил.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • 1601 просмотр

История создания Третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея — один из самых крупных музеев мира. Он включает в себя более 200 000 скульптур и картин. Шедевры Третьяковки отражают национальную историю и культуру, и чтобы внимательно ознакомиться с достоянием, не хватит и дня. Рассказываем, как появилась одна из главных картинных галерей в нашей стране и какие работы в ней представлены сегодня.

История Третьяковской галереи

В 1774 году прадед основателя музея Е. М. Третьяков приехал в Москву со своей семьёй из Калужского наместничества. Из поколения в поколение род Третьяковых занимался продажей хлеба, дров, полотна.

Основатель музея

В 1832 году родился П. М. Третьяков — меценат и предприниматель, который позже открыл публичную картинную галерею. Собственно, в его честь она и названа. У Павла было девять младших братьев и сестёр, из которых четверо умерли от скарлатины в 1848 году. С того времени родители решили обучать детей дома, поэтому П. М. Третьяков получил домашнее образование, стал помогать отцу в торговле и преуспел в этом деле.

После смерти главы семейства Павел вместе с братом Сергеем продолжили ремесло отца, а в 1851 году купили здание в Лаврушинском переулке, 10. Оно располагается в Замоскворечье — историческом районе Москвы. Через несколько лет в этом доме Третьяковы основали музей.

Как появилась первая коллекция

В то время среди богатых предпринимателей столицы распространилось меценатство, многие из них становились благотворителями. Не миновала эта участь и Павла Третьякова. Сначала в 1854-1855 годах будущий основатель галереи купил несколько графических листов и холстов художников голландской живописи. В 1856 году он приобрёл ещё две работы русских живописцев — «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова и «Искушение» Н. Г. Шильдера.

За следующее десятилетие П. М. Третьяков добавил в своё собрание картины пейзажистов И. И. Шишкина и М. П. Клодта, реалиста В. Г. Перова, мариниста Л. Ф. Лагорио. Третьяков верил в силу и будущее русского искусства, в отличие от многих современников. Главной целью основателя было создать общественный музей и представить широкой публике полную коллекцию произведений отечественных художников.

Здание Третьяковской галереи

П. М. Третьяков был страстным коллекционером — картин становилось с каждым годом всё больше и домашнее хранилище уже не вмещало все полотна. Тогда к особняку стали пристраивать дополнительные помещения.

  • В 1873 году сделали первую пристройку с южной стороны дома.
  • В 1882 музей расширили за счёт придомовой территории. Тогда открыли шесть новых залов.
  • В 1885 году добавили ещё одно помещение с тремя залами на верхнем и пятью на нижнем этажах.
  • В 1892 году пристроили три зала наверху и три внизу.

После смерти П. М. Третьякова управлять галереей стал Совет попечителей. В него вошли дочь основателя музея А. П. Боткина, князь В. М. Голицын, коллекционер И. Е. Цветков, художники В. А. Серов и И. С. Остроухов.

На заседании в 1900 году решили изменить переднюю часть здания и построить её в русском стиле. В проекте участвовал художник В. М. Васнецов, который нарисовал новый облик музея. Здание строили с 1902 по 1904 годы. Выразительный белокаменный фасад стал лицом Третьяковской галереи.

Третьяковка в начале XX века

В 1913 году руководителем галереи назначили живописца и искусствоведа И. Э. Грабаря. С тех пор в музее произошло множество изменений.

  • Образовался новый состав Совета галереи. В него вошли старшая дочь основателя музея В. П. Зилоти, князь С. А. Щербатов, коллекционер А. П. Ланговой, архитектор Р. И. Клейн.
  • И. Э. Грабарь провёл реформы. Он решил разместить картины каждого художника в отдельном зале и упорядочить коллекцию в хронологической последовательности. Также в музее составили полное описание работ: с каждой картины сняли рамку, обмерили и сфотографировали.
  • Появилась мастерская для реставрации. В ней при повреждении холста специалисты укрепляют красочный слой, восстанавливают места, где порвалось полотно.

Третьяковка в советские годы

В 1918 году Совнарком принял декрет о национализации музея. Тогда же изменили название на Государственную Третьяковскую галерею. Благодаря передаче коллекции в собственность власти, в Третьяковку добавилось много работ из Государственного музейного фонда.

В 1936 году построено ещё одно здание с северной стороны главного корпуса по проекту А. В. Щусева — одного из ключевых советских архитекторов. В корпусе находятся четыре зала на верхнем этаже и четыре на нижнем.

Во время Великой Отечественной войны выставку перевезли в Новосибирск и Пермь, чтобы экспонаты не пострадали от взрывов. В 1941 году на здание несколько раз падали бомбы. По окончании войны большинство залов музея восстановили и вернули коллекцию обратно. 17 мая 1945 года состоялось открытие Третьяковской галереи для посетителей. Тогда в музее было представлено 2500 работ.

В мае 1956 года исполнилось 100 лет с даты основания музея. На тот момент собрание включало более 35 000 экспонатов.

Третьяковская галерея в наши дни

Сегодня музеем управляет искусствовед З. И. Трегулова. Перед Третьяковкой стоят следующие задачи:

  • продолжать дело основателя галереи П. М. Третьякова, то есть формировать российскую культуру;
  • сохранять историю;
  • популяризировать искусство.

Коллекция занимает 62 зала и представляет русское искусство XII-XX веков. Рассказываем об основных залах и экспозициях.

Древнерусское искусство

В 1904 году появилась постоянная выставка иконописи из коллекции основателя Третьяковской галереи. В 1920 годах её дополнили работами из Первого Пролетарского музея и Национального Музейного фонда. В 1930-е в фонд музея поступили экспонаты из государственных реставрационных отделов и храмов. Коллекция пополнилась иконами, скульптурами, новыми картинами и фресками.

В собрание входит более 8000 предметов искусства, и его до сих пор пополняют. Посетители могут увидеть здесь полотна А. Рублёва «Троица», «Распятие» Дионисия, живопись домонгольского периода.

Портреты и академические произведения

В XVIII веке возникли новые художественные направления (классицизм, барокко, рококо) и жанры — историческая живопись, пейзаж, портрет. Начинается становление светского (нерелигиозного) типа культуры.

Среди известных работ этого периода в Третьяковке представлены «Прощание Гектора с Андромахой» А. П. Лосенко, «Портрет А. С. Пушкина» О. А. Кипренского, «Явление Христа народу» А. А. Иванова.

Художники-реалисты

Во второй половине XIX века зародилась новая тенденция в искусстве — показывать в произведениях реальную действительность мира. Кроме того, изображение характеров и эмоций людей, быта позволило создать работы, которые отражали состояние человечества той эпохи.

Вот некоторые значимые картины этого периода: «Сосны, освещённые солнцем» И. И. Шишкина, «Сельский вид» А. К. Саврасова, «Покорение Сибири Ермаком» В. И. Сурикова.

Эпоха модерна в Российской империи

В конце XIX века появился новый художественный стиль. Модерн отличает символизм, гибкие линии, округлые формы. Важные представители русского модерна — М. И. Врубель и Н. К. Рерих.

В Государственной Третьяковской галерее можно увидеть работы этого периода, например, «Заморские гости», «Ашрам», «Пантелеймон-целитель» Н. К. Рериха и «Демон (сидящий)», «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова», «Пророк», «Царевна-лебедь» М. И. Врубеля.

Живопись рубежа XIX-XX веков

В этот период общество находилось в ожидании больших перемен в жизни и стране. Создавались творческие союзы, чтобы сформировать новую культуру. Так в 1898 году возникло объединение «Мир искусства», в состав которого входили художники А. Н. Бенуа и К. А. Сомов, художественный деятель С. П. Дягилев, пианист В. Ф. Нувель, литературный критик Д. В. Философов. Союз называется так, потому что основатели считали важной каждую эпоху истории искусства. Тогда художники переосмыслили все стили живописи и стилизовали их в новых работах как отголоски прошлого.

Посетители Третьяковской галереи могут ознакомиться с произведениями: «Девочка с персиками» В. А. Серова, «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна» А. Я. Головина, «Красавица» Б. М. Кустодиева.

Графика и сокровищница

Участники объединения «Мир искусства» также популяризировали графику. В начале XX века художники использовали все виды этого изобразительного искусства — от наброска до офорта (техники глубокой печати). В залах Третьяковки представлены графические произведения В. В. Кандинского, К. С. Малевича, В. И. Сурикова.

В сокровищнице музея собраны старинные изделия из драгоценных камней и металлов, украшения, иконы, книги.

Государственная Третьяковская галерея входит в топ-30 самых посещаемых музеев мира и есть в виш-листе каждого путешественника, который приезжает в Москву. Собрание Третьяковки занимает несколько зданий в центре столицы. Музей не только приглашает посетить выставки произведений живописи и скульптуры, но и поучаствовать в других мероприятиях мира искусства.

Часто задаваемые вопросы

Какие картины в Третьяковской галерее самые известные?

В коллекции Третьяковской галереи в Москве находятся произведения начиная с древнерусского периода и до наших дней. Это самое большое собрание национального искусства России в стране.

История Третьяковской галереи началась в 1856 году, когда П. М. Третьяков приобрёл первые картины в свою коллекцию. Незадолго до этого, в 1851 году, старинный купеческий род Третьяковых купил здание в центре Москвы, в Лаврушинском переулке. Произведения искусства в собрании Павла Третьякова, которых становилось всё больше, хранились именно в этом особняке. К нему пристраивали дополнительные помещения, чтобы хранить в них коллекцию произведений и устраивать выставки.

Собрание русского искусство Павла Третьякова стало знаменито не только на весь город, но и на всю Россию. В 1892 году меценат передал в дар Москве свою коллекцию и ту часть дома, в которой она располагалась. Произведения искусства из коллекции брата Павла Третьякова, Сергея, также передали городу. Московская городская дума дала переданной в дар коллекции название — Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В 1893 музей официально открыли для посещения.

В историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке располагается выставка произведений русских иконописцев, художников, скульпторов с XII столетия и по начало XX века — всего 200 000 экспонатов. В музее наиболее известны картины:

  • «Всадница» К. П. Брюллова;
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова;
  • «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого;
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова;
  • «Грачи прилетели» А. К. Саврасова;
  • «Незнакомка» И. Н. Крамского;
  • «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина;
  • «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова;
  • «Иван Грозный и сын его Иван. » И. Е. Репина;
  • «Демон сидящий» М. А. Врубеля.

Новая Третьяковка начала свою историю в 1964 году, когда утвердили проект создания Государственной картинной галереи СССР в Москве на улице Крымский вал. Там планировалось проводить выставки искусства художников России — в том числе чтобы разгрузить небольшое историческое здание галереи. В 1983 году сооружение здания галереи завершилось. Размах нового музея был огромен: 12 тысяч м2 площади для размещения постоянных и временных выставок, большие залы с возможностью трансформации под потребности экспозиций, парковые пространства вокруг здания, в том числе на набережной Москвы-реки. В 1985 году Государственную картинную галерею СССР объединили с Третьяковской. С тех пор музей на Крымском Валу стал известен как Новая Третьяковка.

Изначально в Новой Третьяковке была представлена коллекция произведений искусства русских художников, созданных в 1920-1960 годах. Постепенно собрание расширялось, и сейчас здесь можно увидеть искусство, созданное на протяжении всего XX столетия, а также в XXI веке. Среди известных произведений:

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича;
  • «Над городом» М. З. Шагала;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова;
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Утро» Т. Н. Яблонской.

Почему Третьяковская галерея так называется?

Начало коллекции национального искусства России положил Павел Третьяков из рода Третьяковых — купцов из города Малоярославца, в 1774 году приехавших в Москву. Продолжая дело отца — занимаясь торговлей и сдачей в аренду коммерческой недвижимости в Москве — Павел Третьяков активно участвовал в благотворительности, а также увлекался искусством. В 1856 году он приобрёл в личную коллекцию первые произведения. С этого момента Третьяковская галерея начала свою историю. Собрание Павла Третьякова становилось всё обширнее, и это были картины исключительно живописцев из России. Брат Павла Сергей также имел собственное собрание картин русских художников.

После того как Павел Третьяков в 1891 году передал свою коллекцию произведений искусств авторов из России в дар Москве, городская дума приняла решение дать музею название «Государственная художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Собрание картин Сергея Третьякова тоже было передано городу, поэтому в первоначальном варианте названия галереи есть и его имя.

После установления в России советской власти все галереи и музеи были национализированы. Третьяковская галерея не избежала этого. Обычно после национализации и передаче в ведение Народного комиссариата просвещения музей менял своё название. Если он был назван в честь владельца или основателя, то его имя и фамилия из официального наименования исчезали. Но Третьяковской галерее повезло, и благодарить за это нужно В. И. Ленина. В 1918 году Ленин внёс в название музея поправку, добавив в него слово «имени». Поэтому он продолжил называться практически так же, как и раньше. Или просто — Третьяковская галерея, Третьяковка.

Третьяковская галерея: в каком зале произведения И. К. Айвазовского?

Выставку работ И. К. Айвазовского в Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, дом 10) можно увидеть в зале № 19. В собрание музея входят не все произведения искусства , созданные великим маринистом — хотя бы потому, что их свыше шести тысяч . В коллекции Третьяковской галереи находятся картины :

  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»;
  • «Морской берег»;
  • «Неаполитанский залив утром»;
  • «Вид Леандровой башни в Константинополе»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Чёрное море»;
  • «Радуга»

На какой улице находится Третьяковская галерея?

Историческое здание Третьяковской галереи находится в самом центре Москвы, в старинном районе — Замоскворечье,в Лаврушинском переулке, 10. На этой улице располагалась церковь Святого Николая в Толмачах, которая впоследствии стала частью Третьяковской галереи.

Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Это также центральная часть Москвы. Здание стоит на набережной Москвы-реки около внушительного Крымского моста. Напротив располагается главный городской парк — Парк Горького. Отсюда виден Кремль, Храм Христа Спасителя, памятник Петру Первому авторства Зураба Церетели и арт-пространство «Красный Октябрь».

Сколько картин в третьяковской галерее

СПЕЦПРОЕКТЫ
  • Залы 1–7. Живопись и скульптура XVIII века
  • Залы 8–15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
  • Залы 16–31, 35–37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
  • Врубелевские залы 32–34
  • Залы 38–48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков
  • Залы 49–54. Графика ХVIII — начала ХХ века
  • Зал 55. Сокровищница
  • Залы 56–62. Древнерусское искусство

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми
Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой»
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина
Карл Брюллов. «Всадница»
Александр Иванов. «Явление Христа народу»
Иван Крамской. «Неизвестная»
Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»
Василий Суриков. «Боярыня Морозова»
Виктор Васнецов. «Богатыри»
Михаил Врубель. «Принцесса Греза»
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь»
Михаил Врубель. «Демон сидящий»
Зинаида Серебрякова. «За туалетом»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»
Валентин Серов. «Девочка с персиками»
Андрей Рублев. «Троица»
Спас Нерукотворный
Владимирская икона Божией Матери
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Создание Третьяковской галереи
Создание Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891

Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *