Сколько всего экспонатов в эрмитаже
Перейти к содержимому

Сколько всего экспонатов в эрмитаже

  • автор:

Эрмитаж — визитная карточка Санкт-Петербурга

Побывать в Санкт-Петербурге и не посетить Эрмитаж — возможно ли это?! Мы искренне убеждены, что нет! Самый большой, великий, лучший — всё это о нем. Вы можете пропустить разводку мостов и даже не поехать в Петергоф, но отсутствие этого музейного комплекса в Вашем экскурсионном маршруте по культурной столице будет досадным упущением. Эрмитаж по праву входит в топ лучших мировых музеев. Здесь собрана огромная коллекция произведений изобразительного и прикладного искусства, предметов старины, оружия от каменного века до наших дней. А его кладовые поистине бездонны!

Начнём с самого популярного вопроса у большинства туристов: “А Эрмитаж и Зимний дворец — это одно и то же?”

Зимний дворец входит в состав музейного комплекса Государственный Эрмитаж. Он состоит из 6 исторических зданий, которые находятся вдоль Дворцовой набережной на Неве. Здания, которые являются открытыми для общественности, включают Эрмитажный театр, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Зимний дворец. Само же название, слово «Эрмитаж» в переводе с французского языка (hermitage) значит уединенное место. Что, кстати, весьма иронично, ведь каждый день музей посещают около 10 000 туристов.

Но правдиво, ведь изначально, дворец был частной собственностью Екатерины II. В 1764 году императрица приобрела в Берлине у немецкого коммерсанта И. Гоцковского (в Берлине) коллекцию из 225 картин. В основном, это были произведения фламандской и голландской школ. Все картины привезли в Петербург, и они находились в своих нишах и комнатах. Апартаменты Зимнего Дворца, где была размещена личная коллекция, Екатерина II, стала называть Эрмитажем, поскольку она любила наслаждаться своими шедеврами в полном уединении, без лишних глаз. И именно этот, 1764 год, и считается годом основания Эрмитажа. Но лишь этими картинами все не ограничилось, количество коллекционных экспонатов стремительно увеличивалось. Екатериной II и последующими императорами выкупались произведения самых известных коллекций: Генриха фон Брюля, Антуана и Пьера Кроза, Роберта Уолполя и других. Каталоги картин Зимнего Дворца уже в 1774 году состояли из 2 080 произведений искусства. Кроме картин, там были гравюры и рисунки, предметы античной древности, скульптуры, западноевропейское прикладное искусство и даже целые библиотеки! Так по указу императрицы из Польши привезли библиотеку братьев Залуских из почти трехсот тысяч томов книг, десяти тысяч рукописей и бесценной коллекции гравюр.

До середины 19 века музей был открыт для посещения только избранным. Нужно было получить разрешение и пропуск в залы у начальника придворной охраны. С 1852 года же Эрмитаж официально открыл двери для всех желающих. И было построено здание Нового Эрмитажа. С этого года музейный комплекс официально стал называться «Императорский Эрмитаж». В 1920-ее годы Эрмитаж и Зимний Дворец стали, практически, единым целым. Экспозиции музея занимают почти все помещения бывшего Дворца. А это немало, ведь общая площадь Эрмитажа 233 345 квадратных метров. Дворец имеет 365 залов, 117 различных лестниц, 1057 комнат, 1945 окон.

Подробнее об окрестностях Эрмитажа.

На сегодняшний день в музее более трёх миллионов экспонатов, из которых более 60 000 картин. Например, в зале Кандинского и Малевича находится знаменитый «Черный квадрат». Это четвертый по счету его «черный квадрат», но не менее прекрасный, чем предыдущие. Тут Вы сможете насладиться шедеврами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ван Гога, Репина. Работы импрессионистов размещены отдельно, в здании Генерального Штаба: Моне, Ренуар, Мане, Дега, Писсарро, Сислей, Сезан, Гоген, Матисс, Пикассо. Здесь регулярно проводятся временные выставки, посвященные редким работам этих творцов.

Чтобы посмотреть на все экспонаты, останавливаясь у каждого хотя бы на минуту, потребуется 12 лет. Чтобы узнать и изучить все, не хватит и жизни. Протяженность экскурсионных маршрутов в Эрмитаже более 22 км.

И все они начинаются с роскошной главной лестницы. Вы наверняка уже видели ее на открытках и многочисленных фото. Посольская или Иорданская лестница — главная лестница дворца. Когда-то иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани. Сегодня можем пройтись по ней мы с Вами, на несколько минут замерев от восторга окружающей красоты!

Самая милая и необычная достопримечательность Эрмитажа — это его коты. Первый пушистый хранитель появился тут в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна тоже выписала из Казани несколько десятков котов, поскольку очень боялась грызунов сама и переживала за сохранность произведений искусства из своей личной коллекции. Как чудесно, что сейчас традиция сохранилась, и в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.

Стоит ли идти с экскурсией или наслаждаться шедеврами самостоятельно — выбирать Вам. Но будьте готовы к тому, что в кассу всегда стоит очередь. И зарядите телефон. Поверьте, Вам захочется сделать множество фото на память!

В Петербурге никогда не знаешь, во сколько и где закончится твой день, даже если начался он во дворце! И как здорово, когда есть место, где тебя всегда рады встретить и разместить в уютном и удобном номере. Мы знаем все секреты гостеприимства, умеем предугадыв ать желания наших гостей и продумали сервис до мелочей, чтобы с первых минут Вы могли окунуться в нашу фирменную атмосферу позитива и комфорта. Выберите для своего отдыха элегантный отель, спроектированный с учетом всех Ваших потребностей и пожеланий для своего отдыха в Санкт-Петербурге, и в незнакомом городе Вы всегда будете возвращаться домой!

Эрмитаж как учебник по истории техники

Общепризнанно, что Государственный Эрмитаж — один из крупнейших и интереснейших музеев мира. В Эрмитаже около трёх миллионов экспонатов. Произведения искусства выставлены в витринах или ждут своего часа в хранилищах. Это поле деятельности искусствоведов, историков, археологов и этнографов.

Главные ворота Зимнего дворца. Открытка начала ХХ века.
Наука и жизнь // Иллюстрации

Шильда (фирменная табличка) Санкт-Петербургского металлического завода на стене вентиляционной камеры в подвале Зимнего дворца.

Машинный зал электростанции во дворе Нового Эрмитажа. Фото начала ХХ века.
Электростанцию разобрали в 1955 году.
Электрическая розетка в одном из залов Зимнего дворца. Начало ХХ века.
Николаевская лестница в Новом Эрмитаже. Завод Ф. К. Берда.
Решётка пандуса Октябрьского подъезда Зимнего дворца. Завод Ф. К. Сан-Галли.
Зонтик (навес) над входом в Старый Эрмитаж (Малый подъезд). Завод Ф. К. Берда.

Флагшток. Верхняя часть укреплена на крыше Зимнего дворца, нижняя — на чердаке. Санкт-Петербургский металлический завод.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кирпичи с клеймами заводов В. А. Ранненкампфа, Л. А. Витковского и Захаровых. Конец XIX — начало XX века.

Воздушная камера амосовской печи в подвале Малого Эрмитажа.

Чугунный щит с домкратом, изготовленные на заводе Ф. К. Берда для Зимнего дворца, восстанавливаемого после пожара 1837 года.

Выколотная скульптура на парапете Зимнего дворца. Через открытый каркас видно внутреннее устройство. Изготовлена на фабрике А. П. Морана. Конец XIX — начало XX века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Вентиляционная камера и её оборудование находятся в подвале Зимнего дворца. Работа Санкт-Петербургского металлического завода.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Но в музее есть ещё чердаки и подвалы, где прежде не ступала нога «благородного» человека. Вездесущие инженеры, исследуя перекрытия, изучая клейма на металлоконструкциях и кирпичах, осматривая остатки прежней отопительной системы, смогли составить своеобразную энциклопедию по истории техники XIX — начала ХХ века.

Архитектурный ансамбль Государственного Эрмитажа создавался почти сто лет — с 1754 по 1851 год. Зимний дворец, самый величественный и старший по времени постройки (1754—1762), Елизавета Петровна заказала Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектор не уложился в отведённые сроки, а императрица, не дождавшись нового дворца, умерла в 1761 году. Обживала дворец уже после коронации Екатерина II. С её коллекций художественных произведений и начал свою историю Государственный Эрмитаж. Затем построили два специальных музейных здания — Малый Эрмитаж и Старый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр. Первый публичный художественный музей — Императорский (Новый) Эрмитаж — появился при Николае I.

Все эти здания проектировали лучшие архитекторы, строили с соблюдением новейших технологий, оборудовали с использованием новейших инженерных наработок, и теперь Эрмитажный комплекс стал для нас, потомков, своеобразным «учебником» по истории развития техники.

…В начале 1838 года на Дворцовой площади развернулось огромное строительство: восстанавливали Зимний дворец после катастрофического пожара. Гибель императорской резиденции взволновала все слои российского общества. Представители разных сословий «обращались с просьбой принять от них часть достояния их на отстройку дворца».

Эрмитаж всегда был полигоном для испытания и внедрения различных технических новинок. Восстановили дворец всего за 15 месяцев. В работах принимали участие более двадцати различных крупных предприятий — в основном петербургские казённые и частные заводы, фабрики, мастерские. Так, Адмиралтейство, где вплоть до 1844 года строили парусные корабли, поставляло строительный лес. Завод Ф. К. Берда изготовил бронзовые капители и базы для колонн, чугунную лестницу с подъёмной машиной, водоподъёмную машину для системы водоснабжения дворца. Около пяти миллионов «цилиндрических гончарной работы горшков для выведения сводов и висячих перегородок» Зимний дворец получил от гончарного завода Гинтера. Завод пневматических печей генерала Н. А. Амосова поставил во дворец «пневматические печи с приборами собственного его изобретения». Механический завод Клейворта во всём дворце устроил водопроводы и ватерклозеты. Императорский фарфоровый завод изготовил детали каминов и вазы для интерьеров дворца. Императорский стеклянный завод — больших размеров зеркала, шлифованные стёкла, люстры и канделябры. Императорская шпалерная мануфактура «устилала покои коврами высших достоинств своего изобретения». Люстры для парадных залов доставили во дворец бронзовые заводы Николса—Плинке и Шрейбера.

Специализированные заводы поставляли кирпич, мрамор, каменные плиты, алебастр, известь, белила, краски и компоненты для их приготовления.

Огонь неузнаваемо изменил цвет стен дворца. Спроектированный архитектором Ф. Б. Растрелли Зимний дворец был выкрашен «песочной с тонкой прожелтью краской, а орнаменты белой известью» по образцу, утверждённому императрицей Елизаветой Петровной. В ходе восстановительных работ фасадам главной резиденции императора возвратили первоначальный колорит, который и сохранялся до середины XIX века. Всё это время фасады оставались в жёлто-белой гамме — могли меняться только её оттенки. В православии жёлто-белый цвет символизирует солнечное сияние, божественный свет, небесную благодать, царственность, славу и достоинство.

Во второй половине XIX века фасады Зимнего дворца несколько раз меняли окраску, становясь то охристо-терракотовыми, то розовато-оранжевыми. Привычный для нас облик Зимний приобрёл при реставрации 1946 года. Тогда стены окрасили окисью хрома с добавлением изумрудного оттенка, межэтажные карнизы, колонны и наличники обрамлений оконных проёмов сделали белыми, а капители колонн и декоративные лепные элементы — золотисто-охристыми.

Конструкции, поддерживавшие крышу и перекрытия залов Зимнего, были сделаны из дерева. И эти огромные массы сухой древесины привели к тому, что огонь, вспыхнувший в одном месте, быстро охватил все помещения. После пожара, бушевавшего почти трое суток, остались одни кирпичные стены и кирпичные своды подвалов. При восстановлении дворца было решено применять строительные материалы, не поддерживающие горения. И в первую очередь — железо. Специально для Зимнего дворца разработали конструкции из кованого железа: треугольные стропильные фермы для поддержания кровли и эллиптические балки и шпренгели для перекрытия залов. Все крупные металлоёмкие конструкции изготовил Александровский чугунолитейный завод. Более мелкие — казённая Военная мастерская, которой руководил в то время инженер-полковник И. К. Кроль. Новые конструкции в Зимнем дворце заняли огромную площадь — 25 000 м2.

Многое тогда делалось впервые. Впервые в мире железо использовали в таких гигантских объёмах в качестве конструкционного материала. Впервые были установлены стропильные фермы, которые применяются в гражданском строительстве до сих пор, и оригинальные плоские фермы-шпренгели. Первым примером применения тонкостенных конструкций стали эллиптические балки.

В 1851 году, при Николае I, по проекту архитектора Лео фон Кленце возведено здание Императорского Эрмитажа (Новый Эрмитаж). Железные стропила над первым публичным музеем России были изготовлены на двух петербургских заводах: Александровском чугунолитейном и Механическом колёсном заводе Э. Нобеля. Завод Э. Нобеля выполнял разнообразные военные заказы (мины, канонерские лодки), выпускал и станки, паровые машины, различное оборудование, в том числе впервые в России трубы центрального отопления. После поражения в Крымской войне правительство расторгло с фирмой Нобеля все соглашения. Фирма обанкротилась, и Эмануэль Нобель с младшим сыном Людвигом уехали на родину, в Швецию. А в 1862 году Людвиг Нобель вернулся в Россию и недалеко от бывшего предприятия отца основал машиностроительный, литейный и котельный завод «Людвиг Нобель», ныне «Русский дизель».

В 1843 году во время строительства здания Нового Эрмитажа Литейно-механический завод Ф. К. Берда изготовил и установил в «предостерегательных колодцах канализационной системы чугунные выдвижные щиты с домкратами» для защиты подвалов от наводнений (проект И. К. Кроля). В 1847 году на заводе были отлиты решётки из чугуна, их установили на кровле Нового Эрмитажа и на портике с атлантами. Решётка на кровле пережила войну, но в 1950-е годы в связи со значительными повреждениями её демонтировали. Сейчас она хоть и медленно, но воссоздаётся.

В 1850—1860-е годы архитектор А. И. Штакеншнейдер проводил масштабную реконструкцию Малого и Старого Эрмитажей. Тогда завод Ф. К. Берда заменил деревянные стропильные системы этих зданий на железные. По проекту А. И. Штакеншнейдера в Висячем садике Малого Эрмитажа был создан зимний сад под стеклянной крышей с металлоконструкциями Ф. Берда (в 1920-е годы сад разобрали).

В середине XIX века изготовили многие служебные и парадные лестницы Малого, Старого и Нового Эрмитажей. В их числе красивейшие чугунные решётки Советской лестницы в Старом Эрмитаже (в XIX веке на первом этаже Старого Эрмитажа проходили заседания Государственного совета) и Николаевская лестница в Новом Эрмитаже, зонтик (навес) над служебным входом в Старый Эрмитаж. Кстати, такие навесы, порой занимавшие всю ширину тротуара и позволявшие в непогоду посуху добраться до извозчика, имели многие петербургские дома. Но у нового времени свои скорости, и эти сооружения на красивых литых стойках поперёк тротуаров мешали движению пешеходов. К тому же навесы необходимо было ремонтировать. Денег, как всегда, не хватало, поэтому после Великой Отечественной войны они постепенно стали исчезать с городских улиц. Из двух навесов у здания Старого Эрмитажа сохранился один.

В 1886 году на Литейно-механическом заводе Ф. К. Сан-Галли (ныне ОАО «Буммаш») изготовили трое ворот и несколько решёток к пандусам подъездов Зимнего дворца из кованого железа, с рельефными выколотными украшениями из листового железа. Проект ворот разработал архитектор Зимнего дворца Н. А. Горностаев, модели выполнил художник-декоратор и архитектор Р. Ф. Мельцер. И в этом же году на заводе были созданы металлические конструкции павильона и паросиловая установка электростанции Зимнего дворца (6 котлов, 4 паровые машины, 2 локомобиля — общая мощность 445 л. с.). Эта электростанция была одной из самых современных и мощных не только в России, но и в мире.

Яркий поэтический облик в белые ночи Зимнему дворцу придаёт балюстрадная скульптура. Первоначальная растреллиевская скульптура, выполненная из пудожского камня, во время пожара 1837 года сильно пострадала. Скульптуру несколько раз реставрировали, и всё-таки к концу XIX века она оказалась в очень плохом состоянии. Современники рассказывали, что отваливались и падали вниз большие куски. В 1892—1902 годах каменную скульптуру заменили на пустотелую, выбитую из медных листов. Внутри каждую фигуру держит стальной каркас на центральной трубе-стойке, заведённой на 1,5 м в кирпичную кладку парапета. Работой руководил архитектор Д. И. Иенсен. Модели предложил профессор Академии художеств скульптор М. П. Попов. Все 176 фигур изготовлены на Художественной бронзолитейной и гальванической фабрике А. П. Морана.

Несколько инженерных заказов для Зимнего дворца выполнил Санкт-Петербургский металлический завод (ныне Ленинградский металлический завод на Свердловской набережной входит в ОАО «Силовые машины»). В 1885 году деревянную «мачту для штандарта» заменили на флагшток «из конических труб котельного железа, склёпанных между собой и тщательно очеканенных». В 1887 году произведена огромная работа по реконструкции стропильной системы Зимнего дворца. Кованые конструкции, сделанные после пожара на Александровском заводе, над некоторыми залами получили боковые смещения, их усилили дополнительными фермами, выполненными из проката. В начале 1890-х годов в покоях императора Николая II появились системы водяного и водовоздушного отопления с котельной во внутреннем дворике.

В XIX веке бурный подъём переживало и производство кирпича. В 1903 году в Петербурге насчитывалось 82 частных кирпичных завода. Некоторые заводы оснащались специальными машинами с паровыми или нефтяными двигателями. С середины XIX века петербургские кирпичи клеймятся. И сейчас во время ремонтов и реставраций зданий Эрмитажного комплекса обнаруживаются кирпичи с разнообразными клеймами. В коллекции насчитывается около 60 кирпичей различных заводов Петербурга.

Конечно, в создании Эрмитажа участвовало огромное число больших и маленьких предприятий, от заводов до мастерских. Большинство не дожило до наших дней. Но их изделия продолжают жить, формируя неповторимый облик музея.

На примере Эрмитажного комплекса можно проследить, как менялась система отопления. Здание, спроектированное Растрелли, отапливалось печами и каминами. При строительстве Нового Эрмитажа в середине XIX века в помещениях были устроены так называемые амосовские печи воздушного отопления. Такие же печи установили в Зимнем дворце после пожара. Печи располагались в подвалах и конструктивно состояли из двух частей: топки и воздушной камеры. В топке горели дрова. Горячий дым, перед тем как попасть в дымовую трубу и выйти наружу, проходил через систему железных труб, находившуюся в воздушной камере. В эту камеру подавался воздух с улицы, который при контакте с раскалёнными трубами нагревался и по каналам внутри стен здания попадал в помещения, расположенные выше. Амосовское отопление исправно выполняло свою функцию, но наряду с достоинствами имело и существенные недостатки. Подаваемый на этажи воздух был очень сухим, в нём содержалась сажа, при работе печей в залы доносился гул из душников. Кроме того, в отапливаемых помещениях невозможно было поддерживать постоянную температуру, так как во время топки печи давали слишком горячий воздух, а когда их переставали топить, они быстро остывали. Одновременно остывали залы Нового Эрмитажа, и такие колебания температуры и влажности плохо влияли на сохранность экспонатов и интерьеров музея. Да ещё сажа, содержавшаяся в нагретом воздухе, покрывала всё кругом тёмным налётом…

Первым, кто обратил внимание на негативное воздействие амосовского отопления на музей, был Андрей Иванович Сомов, с 1886 года занимавший должность старшего хранителя Картинной галереи Эрмитажа. Именно по его инициативе в 1891 году была создана Комиссия по переустройству отопления, председателем которой стал Эрнест Иванович Жибер, глава петербургского Общества архитекторов. С этого момента началась двадцатилетняя история создания системы отопления, отвечающей нуждам музея.

Комиссию несколько раз распускали и вновь создавали. В её работе в разные периоды принимали участие самые видные учёные и инженеры-строители. От Эрмитажа в комиссию входили директора и хранители. Они выдвинули жёсткие условия, которым должна была соответствовать новая система.

В 1897 году, после нескольких лет безуспешной работы, Андрея Ивановича Сомова, Михаила Павловича Фабрициуса и Василия Леонтьевича Пашкова откомандировали за границу. Они побывали в Германии, Австро-Венгрии, во Франции, в Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ознакомились с системами отопления 28 крупнейших музеев Европы. Стало понятно, что в новой эрмитажной системе можно и нужно использовать отработанную тёплую воду электростанции, построенной в одном из дворов Нового Эрмитажа в 1886 году, а при вентиляции помещений необходимо широко применять электроэнергию (для подачи воздуха и регулировки его параметров). Но финансирование комиссии было приостановлено: в 1904 году началась Русско-японская война, вслед за ней революция 1905 года.

Работы возобновились лишь в феврале 1910 года. Создание проекта поручили инженеру Николаю Петровичу Мельникову, незадолго перед этим спроектировавшему систему отопления и вентиляции Михайловского театра. В июле 1911 года проект Мельникова был принят. Министр Императорского двора барон Фредерикс писал о нём так: «Проект заключается в том, что спускавшаяся ранее в Неву за ненадобностью тёплая вода, уносившая бесполезно более половины тепла, содержащегося в сжигаемом на электрической станции Зимнего дворца топливе, будет использована для отопления Эрмитажа и нагревания вентилирующего это здание воздуха, который предположено нагнетать так, что наружная пыль и копоть не будут проникать в помещения Эрмитажа и портить находящиеся там художественные сокровища».

После проведения торгов фирма «Артур Коппель» начала работы по приспособлению электростанции для использования отработанной воды, а фирма «Братья Кертинг» — по монтажу системы отопления в зданиях Эрмитажа. Электростанция была готова к декабрю 1911 года, система водяного отопления в залах — к осени 1912-го, система вентиляции — к 1914-му (в связи с трудностями, возникшими при создании системы увлажнения воздуха, подаваемого в залы).

Всё было устроено очень разумно. На чердаках располагались две вентиляционные камеры. В них с помощью электровентиляторов подавался воздух с улицы. Здесь он фильтровался, подогревался в водяных калориферах (в них использовалась отработанная вода электростанции) и попадал в специальный отсек, облицованный свинцовыми листами, где увлажнялся. В этой камере, оснащённой множеством трубочек с форсунками, распылялась под давлением вода. Управление же новой системой отопления и вентиляции осуществлялось с диспетчерского пульта, находившегося в подвале в средней части Нового Эрмитажа. Сюда по электрическим проводам приходила информация о температуре и влажности от многочисленных гигрометров и термометров, расположенных в залах, и от датчиков воздушного давления, находившихся в воздуховодах. Эти данные позволяли следить за климатом в помещениях и оперативно управлять параметрами воздуха с помощью электроприводов на водяных задвижках и воздушных заслонках. Влажность и температура круглосуточно поддерживались в строго определённых значениях, что и было необходимо для сохранности произведений искусства.

Так в 1914 году была создана система отопления и вентиляции, которую считают первой системой кондиционирования воздуха, установленной в музее. Кстати, широкие чугунные радиаторы — их можно увидеть под окнами в Романовской галерее — не просто сохранились с того времени. Они используются и сегодня.

К сожалению, вентиляционная система проработала лишь до 1919 года, когда её обслуживание стало недостаточно квалифицированным. Оборудование на чердаках повредили, а позднее и вовсе демонтировали.

Сейчас в Новом Эрмитаже работает современная система кондиционирования. А система водяного отопления, пережившая несколько ремонтов, действует до сих пор, — она подключена к городской ТЭЦ.

Это лишь некоторые штрихи, свидетельствующие о том, что Эрмитаж можно рассматривать ещё и как политехнический музей.

Для иллюстрирования статьи использованы фотографии П. С. Демидова, С. А. Маценкова, Ю. А. Молодковца, С. В. Суетовой, В. С. Теребенина, Л. Г. Хейфеца.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2014.

Тайны и легенды Эрмитажа

В городе туманов и белых ночей любят истории о призраках, загадочных явлениях и зловещих знаках. Эрмитаж — настоящий кладезь для собирателей местных баек и легенд. Какие тайны хранит главный музей Петербурга — читайте в подборке KudaGo.

23345
Фото: shutterstock.com

Необычные экскурсии в Санкт-Петербурге от местных жителей. 18+
Реклама. Tripster Limited/Трипстер Лимитед. ИНН 9909537328.

Смотрите также:

  • Знакомство с Петербургом: небанальные экскурсии по городу
  • Обучающие курсы в Санкт-Петербурге
  • Страшные квесты-перформансы для любителей хорроров
  • Театр «Буфф»: 10 спектаклей, на которых стоит побывать
  • Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу

Кровожадная богиня Сехмет

Кровожадная богиня Сехмет

Один из самых зловещих экспонатов Эрмитажа — статуя египетской богини Сехмет. Раз в году в полнолуние на коленях фигуры якобы появляется кровавая лужица. Замечает её только охрана — к утру жидкость успевает высохнуть. По другой версии, влага выступает не каждый год, а лишь накануне каких-то больших бед и потрясений. Вообще Сехмет — богиня кровожадная и суровая, в Древнем Египте она покровительствовала войне и палящему солнцу. Согласно мифу, она хотела уничтожить род людской, но вмешались другие боги. Они разлили красное вино, которое Сехмет приняла за кровь и начала жадно пить, после чего опьянела и заснула.

Дворцовая площадь, д. 2

Ожившая мумия

Ожившая мумия

В Египетском зале Эрмитажа хранится мумия жреца Па-ди-иста — уникальный экспонат, которому более трёх тысяч лет. У людей впечатлительных он может вызывать отвращение, а иногда и довольно странные видения. В 2004 году одна смотрительница заявила, что мумия оживает. По её словам, на левом плече жреца внезапно начала сокращаться мышца, а потом там появился нарост размером с орех. Через несколько дней он пропал, и мумия больше не двигалась. Эта история только подогрела интерес публики к загадочному экспонату.

Тайна часов «Павлин»

Тайна часов «Павлин»

Часы «Павлин» — визитная карточка Эрмитажа: посмотреть на них съезжаются тысячи туристов со всего мира. В 1777 году их купил князь Григорий Потёмкин, чтобы сделать подарок Екатерине II. Но сюрприз не удался: часы сильно пострадали при перевозке и ко двору попали в нерабочем состоянии. Реанимировать механизм князь поручил гениальному русскому мастеру Ивану Кулибину. Тот разобрал часы, понял их устройство, починил и заново собрал, добавив некоторые детали. Оживающий «Павлин» произвёл фурор при дворе. Когда часы заводили, птица распускала хвост, поворачивалась спиной к публике, ненадолго так замирала и возвращалась в исходное положение. По одной из версий, этим жестом Кулибин хотел выразить своё отношение к правящему дому.

Быль о ленинградском д’Артаньяне

Быль о ленинградском д’Артаньяне

Об одном интересном случае в стенах Эрмитажа написал Михаил Веллер в «Легендах Невского проспекта». Секретарь обкома выдавал замуж дочь и решил украсить свадебный стол царским золотым сервизом из запасников. О его возмутительных планах якобы узнал хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк. Когда группа товарищей из Смольного приехала в Эрмитаж, их встретил рыцарь в гремящих латах и с мечом. Но потом вышла промашка — в те времена залы музея охраняли овчарки, которые накинулись на воителя. У конника было только одно незащищённое латами место, куда и вцепились собаки. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению сервиза оказалась провалена.

Подземные ходы под Эрмитажем

Подземные ходы под Эрмитажем

По легендам, под Эрмитажем есть множество подземных ходов, которые соединяют дворец с другими местами. Один из них, как считается, ведёт к особняку Матильды Кшесинской — балерины Мариинского театра, которая была известна романтическими связями с мужчинами из царской семьи. Другой тайный ход начинается за престолом в Малом тронном зале и связывает Эрмитаж с Главным штабом. Согласно преданию, перед смертью каждый император видел тень своего предшественника, выходящую из-за трона.

Кланяющийся Пётр Первый

Кланяющийся Пётр Первый

Ореолом загадок окутана восковая фигура Петра Первого, которую горожане иронично называют чучелом царя. По одной из версий он оживает только по ночам, но многие утверждают, что свели знакомство с императором днём. По словам гостей музея, восковой правитель вставал, кланялся и указывал на дверь — видимо, хотел сказать, что пора бы и честь знать. Внутри фигуры действительно спрятаны шарниры, которые позволяют сажать её в кресло и ставить на ноги. Но никаких механизмов, которые приводили бы её в движение, реставраторы не нашли.

Исполняющие желания атланты

Исполняющие желания атланты

Десять фигур атлантов поддерживают портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы. Петербуржцы уверены, что исполины охраняют город и его жителей, а также исполняют сокровенные желания. Возможно, такое поверье пошло ещё со времён блокады Ленинграда, когда снаряд угодил прямо в портик. Атланты сильно пострадали, но выстояли. Теперь к несгибаемым колоссам приходят люди со своими чаяниями. Если вы хотите заручиться поддержкой гиганта, дотянитесь до большого пальца его правой ноги и загадайте желание.

Мистический «Чёрный квадрат»

Мистический «Чёрный квадрат»

В Эрмитаже выставлена авторская копия «Чёрного квадрата» 1932 года. Первую версию картины Малевич создал в 1913 году для оперы «Победа над солнцем». Чёрный квадрат был полной противоположностью красному солнечному кругу, он символизировал подчинение природы человеку. Споры вокруг «иконы безбожного времени» не утихают и сейчас, но одно несомненно: «Чёрный квадрат» обладает мощной энергетикой. Кто-то рядом с картиной падает в обморок, кто-то, напротив, приходит в сильное возбуждение. Впрочем, многих посетителей он оставляет равнодушными или пробуждает только эстетический интерес.

«Гробница Гомера»

«Гробница Гомера»

В зале Юпитера хранится несколько античных гробниц, и одна из них, как утверждает народная молва, принадлежит Гомеру. Саркофаг привезли из экспедиции графа Орлова-Чесменского и показали Александру Строганову — страстному коллекционеру диковинок. Он окрестил памятник «гробницей Гомера», это название стало переходить из уст в уста и окончательно закрепилось. Но это не более чем красивая легенда. Учёные выяснили, что гробницу сделали во II веке нашей эры, а Гомер жил на несколько столетий раньше. Но это не объясняет другой загадки памятника: почему задняя и лицевая стенки выполнены в разных стилях? До сих пор неизвестно, была гробница такой изначально или её переделывали.

Тайна золотой маски

Тайна золотой маски

Другой загадочный предмет античной коллекции — золотая посмертная маска из погребения Рескупорида. В 1837 году в Керчи археологи обнаружили каменный саркофаг с женским скелетом. Останки были усыпаны украшениями, череп венчал золотой обруч, а лицо прикрывала маска. Археологи предположили, что это гробница жены царя Рескупорида. Такая точка зрения была общепринятой до середины XX века, а после Второй мировой войны учёные засомневались. Некоторые из них считают, что гробница принадлежала самому царю. Чьё же лицо скрывала золотая маска, неизвестно до сих пор.

«Ники смотрит на гусар»

«Ники смотрит на гусар»

Эта история вполне реальная, но всё равно удивительная. Несмотря на революцию, Гражданскую войну и страшную блокаду, в Зимнем дворце уцелело несколько окон с дореволюционными стёклами. На одном из них рядом с Малахитовой гостиной нацарапана надпись: «Ники смотрит на гусар». Её сделала императрица Александра Фёдоровна, подразумевая императора Николая II. Рассмотреть «граффити» вряд ли получится: оно находится довольно высоко и скрыто занавеской.

Призрак императора

Призрак императора

Петербуржцы любят рассказывать истории о призраках, которые живут чуть ли не в каждом дворце. В Эрмитаже обычно встречают членов царской фамилии, чаще всего — императора Николая I. Туманная фигура показывается только по ночам и явно не жаждет общения с простолюдинами. Впрочем, царственной особе говорить необязательно: призрака Николая I узнают по военной выправке и мундиру с эполетами. Ещё ходят байки о персонажах разных картин, которые будто бы оказались в нашей реальности и ищут дорогу назад.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Если вы только приехали в Санкт-Петербург или давно не были в музеях — достопримечательности Эрмитажа обязательно вас заинтересуют. Это крупный музейный комплекс, где собрано около 3 млн экспонатов. В 2016 году он вошел в мировой топ-10 по посещаемости среди всех музеев мира. Сюда приезжают из Европы, Азии и других уголков планеты, чтобы увидеть просторные залы и посмотреть на уникальные экспонаты. Их начали коллекционировать русские монархи ещё в 18 веке.

Исторические факты и современное устройство

История Эрмитажа в Санкт-Петербурге начинается в 1764 году. Основателем считается Екатерина II, решившая оформить частное собрание коллекций. Художественный и культурно-исторический музей открыли для посетителей в 1852 году. Но корни — гораздо глубже, первые шаги к открытию на самом деле совершил Пётр I. Во времена его правления собрано большое количество экспонатов. До екатерининских времён коллекция практически не пополнялась.

По императорскому указу к Зимнему дворцу сделали пристройку — Эрмитаж. Она использовалась для собраний в кругу приближённых лиц. Здесь была и личная коллекция живописи императрицы. Благодаря ей, мы можем любоваться картинами Тициана и Рафаэля. Екатерина очень любила живопись и была готова покупать дорогие полотна.

Эрмитаж сегодня

В настоящее время Эрмитаж Санкт-Петербурга состоит из нескольких частей — Большой, Новый, Малый, также сюда относится здание Главного штаба, Зимний дворец, Эрмитажный театр и Дворец Меньшикова. Внутри — множество отделений, посвящённых разным эпохам, начиная с каменного века, заканчивая концом XX в.

Перечислять всё, что находится внутри, можно бесконечно. Поэтому советуем ознакомиться с базовыми сведениями и структурой Эрмитажа, а затем отправляться на интересующие выставки. Посмотрите фото внутри и снаружи — поймёте, что будет интересно лично вам.

Временные выставки

Кроме просмотра постоянных экспонатов, которые всегда находятся в музее, вы можете попасть на временную выставку. Тематики бывают различными: одни посвящены науке, интегрированной в искусство, другие — связаны со внутренней жизнью музея. Хороший пример — День Эрмитажного Кота. Екатерина II во времена своего правления даже придала котам статус охранников. Кошек здесь всегда было достаточно. Часто проводятся выставки, посвящённые азиатской культуре. Экспонируются картины современных художников, кукольных мастеров — идей всегда множество.

Как попасть в Эрмитаж?

Сначала нужно понять, где находится Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Адрес — Дворцовая набережная, 34. Главный вход расположен со стороны Дворцовой площади. Нужно доехать до м. Адмиралтейская, пройти несколько метров по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейского парка, затем пойти на площадь. Запутаться сложно. Желательно смотреть актуальную информацию на сайте: в некоторых случаях вход посетителей с билетами будет с другой стороны.

Руководство Эрмитажа в Санкт-Петербурге радует посетителей возможностью бесплатного посещения. В первый четверг каждого месяца вход свободный. Также это распространяется на 18.05 и 7.12. Но предупреждаем: в эти дни посещение не слишком комфортно. Приходится стоять длинную очередь — вплоть до центра Дворцовой площади. И внутри будет слишком людно — экспонаты рассмотреть сложно. Особенно когда сюда приводят толпы организованных групп.

Смотрите то, что интересует

Оптимальный вариант — выбрать экскурсию. Чтобы посмотреть все экспонаты, одного дня не хватит точно. Поэтому рекомендуется найти хорошего гида и отправиться туда, где вам будет интересно. Экскурсионные маршруты могут быть обзорными. Рассказы про историю Эрмитажа, проход по главным отделам, общая экскурсия с посещением мест, на которые вы хотели посмотреть. Вы будете переходить от одной тематики к другой, чтобы сформировать общее представление.

Существуют тематические экскурсии, если вы хотите посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге с конкретной целью. Например, при желании подробно изучить экспонаты экспрессионизма. Тогда нужно обращаться к гиду, который на этом специализируется. Экскурсия будет увлекательной и долго не наскучит. Подобным образом посетители записываются на демонстрацию интерьеров и рассказ об их особенностях — направлений множество.

Подбор экскурсионных туров

«Спутник» регулярно обновляет информацию по действующим экскурсиям. Записаться на них и оформить бронь можно в режиме онлайн. Это удобно: даётся гарантия, что ваше место не займут. А ознакомиться с текущими предложениями вы сможете в каталоге экскурсий по Петербургу.

Музей Эрмитаж — место, которое нужно посетить обязательно. Здесь будет интересно даже тем, кто не претендует на звание эксперта в искусстве. Залы с множеством экспонатов привлекают внимание и вызывают желание узнать больше. А интерьером можно любоваться часами.

Поэтому выберите подходящую экскурсию и отправляйтесь лицезреть культурное достояние России и всего мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *