Байконур где находится в какой области
Перейти к содержимому

Байконур где находится в какой области

  • автор:

Байконур

Космодро́м «Байконур» (от каз. Байқоңыр / Baykoñīr — «богатая долина») — первый, а также крупнейший (по площади) в мире действующий космодром, основанный в Советском Союзе (на территории Казахской ССР) 12 января 1955 года и введённый в эксплуатацию 15 мая 1957 года.

Расположен на территории Кызылординской области Республики Казахстан между городом Казалинском и посёлком Жосалы, вблизи посёлка Тюратам. Из-за близости к этому посёлку космодром в международных спутниковых справочниках обозначается как «Tyuratam Missile and Space Complex» (TTMTR). Занимает площадь 6717 км².

Космодром и город Байконур (до 1995 года — город Ленинск) вместе образуют комплекс «Байконур», состоящий из 15 стартовых комплексов девяти типов для запусков ракет-носителей, 4 пусковых установок для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, 11 монтажно-испытательных корпусов (МИК) и прочей инфраструктуры.

«Байконур» был построен и использовался как первый и основной космодром СССР вплоть до распада Советского Союза 26 декабря 1991 года, после чего космодром из союзной собственности перешёл в ведение ставшей независимой республики Казахстан.

На данный момент Байконур арендуется руководством России у руководства Казахстана (договор аренды заключён на период до 2050 года). Стоимость эксплуатации космодрома составляет около 9 млрд рублей в год; стоимость аренды комплекса Байконур составляет в районе 7,4 млрд рублей в год, расходы на поддержание объектов космодрома — около 1,5 млрд рублей в год, это составляет 4,2 % от общей суммы бюджета «Роскосмоса» (по состоянию на 2012 год). Кроме того, из федерального бюджета России в бюджет города Байконура ежегодно осуществляется безвозмездное поступление в размере 1,16 млрд рублей (по состоянию на 2012 год). В общей сложности космодром и город обходятся бюджету России в 10,16 млрд рублей в год.

На протяжении ряда лет космодром Байконур сохранял лидирующее место в мире по числу пусков, второе место занимали стартовые комплексы (принадлежащие НАСА и Космическим силам США) в районе мыса Канаверал во Флориде, а третье — Гвианский космический центр (космодром Европейского космического агентства (ЕКА) во французской Гвиане). В частности, в 2015 году с Байконура за год было запущено 18 ракет-носителей (второе место занимал космодром на мысе Канаверал в США с 17 пусками за год, третье — Гвианский космический центр (космодром ЕКА во французской Гвиане) с 12 запусками за год). С 2016 года лидером по количеству запусков стал космодром на мысе Канаверал (США).

История

Строительство

Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва.

Созданная в СССР межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, разработанная для доставки водородной бомбы и использовавшаяся в дальнейшем как прототип для создания ракет-носителей для осуществления пилотируемых космических полётов, требовала создания нового полигона для испытаний — ранее они проводились на полигоне Капустин Яр, что в Астраханской области.

В 1954 году начинает свою работу специальная комиссия по выбору места для строительства полигона, которая руководствовалась следующими критериями:

  • обширный и малонаселённый район, земли которого мало использовались (или малопригодны) для сельского хозяйства (существовала необходимость отчуждения немалых площадей земли в районах падения ступеней ракеты, трасса полёта которых не должна проходить над крупными населёнными пунктами);
  • наличие железнодорожной магистрали для доставки различных грузов на полигон, в том числе блоков ракет;
  • надёжные источники пресной воды для обеспечения полигона питьевой и технологической водой в больших объёмах;
  • расстояние между стартом ракеты и местом падения её головной части (полигон Кура на Камчатке) — не менее 7.000 км.

Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона:

  • Марийская АССР;
  • Дагестан (западное побережье Каспийского моря);
  • Астраханская область (вблизи города Харабали);
  • Кызылординская область в Казахской ССР.

Имелся ещё один важный фактор при выборе полигона: первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150—250 км, третий — отстоящий от старта по трассе полёта на 300—500 км. Этот фактор в конечном счёте и стал решающим в выборе местоположения полигона — Кызылординской области, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском — в труднодоступной горной местности, а в астраханском — один из пунктов пришлось бы размещать на акватории Каспийского моря.

Таким образом, для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сыр-Дарьи и железной дороги Москва—Ташкент. Также преимуществами места как полигона для запусков послужили практически постоянно солнечная погода (более 300 солнечных дней в году) и относительная близость к экватору. Линейная скорость вращения Земли на широте Байконура составляет 316—323 м/с, на широте Плесецка — 212 м/с.

Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустынной местности посередине между двумя райцентрами Кызылординской области Казахстана: Казалинском и Джусалы — место располагалось около разъезда Тюра-Там Среднеазиатской железной дороги (ныне носит название Торетам).

С декабря 1954 г. по май 1955 года в данной местности свою работу проводила рекогносцировочная экспедиция, состав которой состоял из десятков военных специалистов различных специальностей: ракетчики от полигона Капустин Яр, строители-проектировщики военных объектов из ЦПИ-31, учёные-специалисты из ракетного НИИ-4 министерства обороны, военные медики-эпидемиологи, специалисты по распространению радиоволн, а также топографы и геологи. Экспедицию разместили в пассажирских железнодорожных вагонах, для которых на станции Джусалы был построен специальный тупик, обнесённый двухрядным заграждением из колючей проволоки. Также на этой территории располагался прикомандированный из Туркестанского военного округа автобатальон для транспортных функций. Аэродром Джусалы был модернизирован и расширен; туда перебазировали транспортную эскадрилью в составе трёх самолётов Ли-2 и шесть лёгких самолётов Ан-2. Району присвоили кодовое имя «район Леоновки».

12 февраля 1955 года ЦК КПСС и совет министров СССР совместным постановлением № 292-181сс утвердили создание научно-исследовательского испытательного полигона № 5 министерства обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Руководителем строительства полигона назначили военного строителя, генерал-майора Г. М. Шубникова. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года.

Строительные работы на полигоне начались во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. В тот же день, 5 мая, 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.

Официальным днём рождения космодрома считают 2 июня 1955 года, когда директивой генерального штаба была утверждена штатная структура пятого научно-исследовательского испытательного полигона, а также создан штаб полигона — войсковая часть 11284. К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих составляла 3.600 человек.

Происхождение названия

Самолёт Lockheed U-2 (модификация U-2C) в окраске «Сейбр» (Sabre), 1975 год.

Истинное место расположения полигона стало известным разведке США 7 августа 1957 года; над территорией СССР пролетал самолёт-разведчик Lockheed U-2, и в ходе своего полёта он засёк инфраструктуру полигона. с 1957 года и вплоть до начала 1990-х годов западные источники обозначали полигон по имени ближайшей жд-станции — Тюратам (Tyuratam).

Год спустя, осенью 1958 года, Советский Союз проводит крупномасштабные испытания в интересах создания системы противоракетной обороны. Испытания прошли через полигоны Капустин Яр, Тюра-там и Сары-Шаган. Близ населённого пункта Байконур Карагандинской области специально для проведения испытаний оборудовали стартовую установку для пуска лёгких ракет. Всё оборудование доставляли по железной дороге до станции Карсакпай, а оттуда — автотранспортом к месту своего назначения. После окончания испытаний надобность во временной стартовой позиции близ Байконура отпала, и весной 1959 года её демонтировали. После запуска 12 апреля 1961 года космического корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным в международные организации были сообщены координаты этой стартовой позиции в качестве координат места, откуда стартовал «Восток», название «Байконур» в открытой печати закрепилось за настоящим космодромом — НИИП № 5.

Краткая хронология использования космодрома

  • 12 января 1955 года — прибытие на разъезд Тюра-Там первого подразделения военных строителей для подготовки мест дислокации и разворачивания строительно-монтажной инфраструктуры. Начало строительства посёлка.
  • 12 февраля 1955 года — постановление совета министров СССР о создании полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет.
  • 20 июля 1955 года — начало строительства первой стартовой площадки.
  • 15 мая 1957 года — запуск первой ракеты Р-7 с космодрома. Следующий, также неудачный, — через месяц.
  • 21 августа 1957 года — первый успешный запуск, ракета доставила условный боеприпас на Камчатку.
  • 4 октября 1957 года (22.28) — начало космической эры, запуск первого в мире искусственного спутника Земли ПС-1 с помощью Р-7.
  • 29 января 1958 года — посёлок (административный центр полигона, носивший неофициальное название Заря) получил официальное название Ленинский.
  • 9 мая 1959 года — на одной из стартовых площадок Байконура собран старт новой конструкции инженера-изобретателя Я. И. Колтунова (из научной группы под рук. акад. М. К. Тихонравова), что позволило при выполнении тех же задач во много раз уменьшить размеры вновь строящихся подобных сооружений и тем самым снизить их стоимость.
  • 29 июля 1960 года — за успешное испытание ракеты Р-7 и в связи с 5-летием указом президиума Верховного совета СССР полигон награждён орденом Красной Звезды.
  • 3 августа 1960 года — приказом министра обороны СССР день 2 июня определён как день основания полигона.
  • 24 октября 1960 года — при испытании МБР Р-16 произошёл пожар, в результате которого погибло 76 военнослужащих и представителей промышленности (в том числе главнокомандующий РВСН главный маршал артиллерии М. И. Неделин, руководители испытания от полигона полковники А. И. Носов и Е. И. Осташёв).
  • 12 апреля 1961 года (9.07) — дата первого космического полёта человека — Ю. А. Гагарина.
  • 9 мая 1962 года — президиум Верховного совета СССР установил день космонавтики.
  • 16 июня 1963 года (9.29) — запуск ракеты Восток-6, на которой был осуществлён первый в мире полёт женщины-космонавта В. В. Терешковой.
  • 1 ноября 1963 года — запуск первого космического боевого спутника Полёт-1.
  • 18 марта 1965 года (10.00) — запуск ракеты Восход-2, на которой был осуществлён первый в мире выход человека в открытый космос — А. А. Леонова.
  • 8 мая 1965 года — указом президиума Верховного совета СССР полигон награждён орденом Ленина.
  • 16 июня 1965 года — первый пуск ракеты-носителя (РН) «Протон».
  • 21 июня 1966 года — указом Верховного совета Казахской ССР посёлок Ленинский переименован в город Ленинск.
  • 27 октября 1967 года — первый пуск РН «Циклон».
  • 21 февраля 1969 года — первый пуск РН «Н-1».
  • 15 января 1971 года — указом президиума Верховного совета СССР полигон награждён орденом Октябрьской Революции.
  • 1980 год — в центре города установлен макет РН «Союз».
  • 20 февраля 1986 года — выведен на орбиту базовый блок орбитальной станции «Мир».
  • 15 мая 1987 года — старт РН «Энергия».
  • 15 ноября 1988 года — старт РН «Энергия» с орбитальным кораблём «Буран».
  • 25 мая 1992 года — в Москве подписано соглашение между Россией и Казахстаном о порядке использования космодрома Байконур.
  • Июль 1993 года — создано управление национального аэрокосмического агентства Казахстана на Байконуре.
  • 10 декабря 1994 года — подписан договор между Россией и Казахстаном об аренде космодрома Байконур (вступил в силу 25 сентября 1995 года).
  • 20 декабря 1995 года — указом президента республики Казахстан город Ленинск переименован в город Байконур.
  • 1 февраля 1999 года — запуском функционально-грузового блока «Заря» на околоземную орбиту начато строительство международной космической станции.
  • Байконур
  • Космодромы СССР и России
  • Космонавтика Казахстана
  • Российское военное присутствие за рубежом
  • Кызылординская область
  • Космические центры

Космодром Байконур, Казахстан

Космодром Байконур, Казахстан

Космодром Байконур – это огромный комплекс по запуску ракет, первый и крупнейший космодром мира. Он расположен в южной части Казахстана, и занимает площадь 6717 кв. км. Неподалеку, в 30 км южнее находится одноименный город Байконур, где живет обслуживающий персонал. В настоящее время, космодром и город находятся в аренде у Российской Федерации, вплоть до 2050 года.

Космодром Байконур появился в 1957 году, когда были завершены первые строительные работы, и прошел первый запуск ракеты Р-7. С тех пор, на протяжении 30 лет он расширялся: строились стартовые площадки и цеха для сборки новых типов ракет, станции для заправки топливом, комплексы для управления и отслеживания ракет, и другая важная инфраструктура. На сегодняшний день здесь действуют несколько стартовых площадок, огромный аэродром «Юбилейный», музей космонавтики, а также монтажно-испытательные комплексы и центры управления.

Космодром Байконур

Космодром Байконур

Космодром Байконур

Некогда секретный объект, сегодня космодром Байконур — это уникальный комплекс, который может посетить любой желающий. Для этого надо лишь приобрести тур у одной из 40 компаний, которые получили лицензию от Роскосмоса — государственного предприятия, управляющего космодромом. Туристическая компания «Адвантур» также имеет такую лицензию.

Карта космодрома Байконур

История космодрома Байконур

Зарождение космодрома Байконура произошло в мае 1954 года, когда правительство СССР приняло постановление о создании межконтинентальной баллистической ракеты и полигона для испытаний. После многочисленных исследований и соблюдения необходимых условий, для строительства будущего космодрома была выбрана степная область на берегу реки Сыр-дарья, вблизи поселка Тюра-Там. 12 января 1955 года на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей. А спустя 2 года, 5 мая 1957 года был введен в эксплуатацию первый стартовый комплекс, который позже назовут «Гагаринский старт». С этого момента и по сегодняшний день космодром Байконур пережил множество значимых событий.

21 августа 1957 года был совершен первый успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты под названием Р-7.

4 октября 1957 года с Байконура был запущен первый искусственный спутник Земли. А всего через месяц, 3 ноября был отправлен второй спутник с первым живым существом – собакой Лайкой.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур был отправлен в космос первый человек. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин.

19 апреля 1971 года с Байконура был запущен ракета-носитель «Протон-К», который вывел на орбиту Земли первую в мире пилотируемую орбитальную станцию «Салют».

15 июля 1975 года с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Союз-19», который состыковался с американским кораблем «Апполон», ознаменовав новую эпоху в освоении космоса.

20 февраля 1986 года с космодрома Байконур на ракете-носителе «Протон-К» был доставлен на орбиту базовый модуль станции «Мир». Вместо запланированных 5 лет, станция «Мир» проработала на орбите Земли 15 лет.

20 ноября 1998 года на орбиту был отправлен модуль «Заря», который стал первой частью МКС. Этот день считается днем рождения МКС.

Космодром Байконур

Космодром Байконур

Космодром Байконур

27 января 2016 года пресс-служба Роскосмоса сообщила о том, что более 40 туристических компаний смогут организовывать туры на Байконур. С этого дня некогда секретный объект могут посетить все желающие. Туристическая компания «Адвантур» входит в этот список .

Достопримечательности космодрома Байконур

Самым первым и главным объектом космодрома Байконур является стартовая площадка №1, также называемая «Гагаринский старт». Именно отсюда была запущена первая ракета, затем первый искусственный спутник Земли, и отсюда стартовал корабль с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, в честь которого и была названа стартовая площадка. С нее было совершено уже более 600 запусков ракет в космос, и сегодня она так же используется для отправки космонавтов на МКС. Зона безопасного наблюдения запуска составляет радиус 1,4 км, и видимость со смотровой площадки очень хорошая.

Стартовая площадка №31 – вторая по значимости на космодроме Байконур. Она является дублирующей для «Гагаринского старта», и чаще используется для отправки грузовых кораблей на МКС. Для нее также действует зона безопасного наблюдения радиусом 1,4 км.

Для запуска тяжелых грузовых ракет «Протон» на Байконуре имеется стартовая площадка №81. Примечательно, что для нее безопасная зона начинается с расстояния 3 км, но свидетели запусков говорят, что несмотря на то, что расстояние со смотровой площадки в 2 раза дальше чем на запуске «Союза», грохота и зрелищности в 5 раз больше.

На территории космодрома Байконур также имеется аэродром «Юбилейный», который был построен для посадки космических челноков «Буран». К сожалению, огромная взлетно-посадочная полоса длиной 4500 метров всего один раз приняла этот космический корабль, и проект был закрыт. Однако, сегодня «Юбилейный» используется для специальных рейсов, которые доставляют на космодром спутники и габаритные детали ракет.

Космодром Байконур

Космодром Байконур

Космодром Байконур

Помимо этого, на космодроме имеется музей истории космонавтики, который включает в себя большое здание с тысячами экспонатов, экспозицию на открытом воздухе с реальными двигателями ракет и космическим челноком «Буран», а также в комплекс музея входят домики Королева и Гагарина, где жили отец русской космонавтики и первый космонавт мира .

Транспорт на космодроме Байконур

Космодром Байконур расположен в 30 км на север от города Байконур и занимает площадь 6717 км². В прошлом из города курсировал поезд, перевозивший сотрудников, но сегодня сеть железных дорог космодрома используется только для перевозки ракет. Персонал перемещается по территории на легковых автомобилях и автобусах. Туристов обычно возят на автобусе или минивэне. К тому же, все стартовые площадки, сборочные цеха и различная инфраструктура расположены друг от друга на расстоянии от 2 до 15 километров. Поэтому пешие прогулки от места до места неудобны, и к тому же, запрещены. На территории космодрома расположено множество КПП и патрули службы безопасности .

Юрисдикция и пропускной режим

Космодром Байконур расположен на территории Казахстана, но до 2050 года находится в аренде у России. В связи с этим, на территории космодрома и города действует российское законодательство, и в качестве валюты используются исключительно российские рубли.

Важно знать, что несмотря на то, что Байконур больше не является секретным военным объектом, для того, чтобы попасть на космодром, необходимо иметь разрешение от Роскосмоса (организации, отвечающей за космическую отрасль в России), и на всех КПП на въезде и выезде в обязательном порядке проверяют наличие данного разрешения. При этом, чтобы получить разрешение на посещение Байконура надо подать заявку за 2 месяца до поездки .

Природа и климат

Космодром Байконур раскинулся на просторах степной равнины, покрытой скудной растительностью. Зеленая трава и цветы здесь бывают только в весенние месяцы, а все остальное время земля окрашена в желтые цвета. По пути на космодром можно увидеть верблюдов. В полях можно заметить различных мелких птиц, а также грызунов.

Климат на космодроме резко-континентальный – это значит, что здесь сильные суточные и годовые перепады температур и относительно мало осадков (120 мм в год). Зима здесь холодная, до -10 градусов по Цельсию, а лето сухое и жаркое – до +40 градусов. Лучшее время для поездки на космодром Байконур – весна. Однако расписание запусков ракет происходит круглый год, по расписанию. Перенос запуска возможен лишь при штормовом ветре, но это очень редкое явление для Байконура .

Сувениры

Запуск ракеты – незабываемое зрелище! Но порой хочется увезти с Байконура что-нибудь на память. И такая возможность есть: в музее космодрома Байконур располагается небольшая сувенирная лавка, в которой можно приобрести различные брелки, магниты и аксессуары на космическую тематику, а также коллекционные монеты и макеты ракетоносителей в масштабе 1:100. Но учтите, что сувенирная лавка небольшая, а на запуск приезжает много туристов: порой самые интересные предметы раскупают очень быстро, и лучше заглянуть туда пораньше.

Если же вы хотите приобрести что-то уникальное и высококачественное, например спецодежду работников космодрома, флаги, настольные часы или что-то другое, тогда лучше найти сувенирный магазин в городе Байконур. Он расположен по адресу ул. Глушко, общежитие №3, второй этаж.

Космодром БАЙКОНУР

В 50-х годах XX века одним из важнейших компонентов отечественной оборонной системы стала принципиально новая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 разработки ОКБ-1 С.П. Королева. Для создания новой ракеты имелись все необходимые предпосылки, но требовался и новый полигон для ее доработки. Поиски территории велись по всей стране. С этой целью в 1954 году было издано специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором министерствам обороны, среднего машиностроения, авиационной, оборонной и радиотехнической промышленности предписывалось к 1 января 1955 года выбрать полигон для доводки баллистической ракеты Р-7, а к 1 марта 1955 года доложить свои предложения созданной Государственной комиссии.

Рабочая группа, изучив тактико-технические требования и задачи будущего полигона, облетев территорию различных районов страны, доложила результаты своей работы. Наиболее выгодным и отвечающим в наибольшей степени всем намеченным требованиям размещения оказался район полустанка Тюра-Там. Это участок территории Кзыл-Ординской области Казахской ССР по течению реки Сырдарьи. Вблизи не было населенных пунктов. Предложения комиссии были утверждены заместителем министра обороны СССР по специальному вооружению маршалом артиллерии М.И. Неделиным, и 12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 292-181 о создании Научно-исследовательского испытательного полигона №5 Министерства обороны СССР.

Разработанные проекты штатов полигона и его организационной структуры 24 мая 1955 года были представлены в Генеральный штаб на утверждение. В предложениях первоначально было указано 20 частей и отдельных подразделений и, собственно, управление полигона. Предложенные штаты были утверждены директивой начальника Генштаба от 2 июня 1955 года. Впоследствии эта дата приказом министра обороны СССР от 3 августа 1960 года была объявлена днем годового праздника НИИП-5 Минобороны и входящих в него воинских частей. Сегодня 2 июня отмечается как День города и космодрома Байконур.

Весной 1955 года на всей территории полигона – от станции Тюра-Там до Камчатки – развернулась огромная стройка со сроком ввода всех объектов к концу 1956 года. В связи с тем, что сроки создания полигонного комплекса были крайне сжатыми, строительство всех объектов было начато одновременно: 5 мая было заложено первое здание жилого городка испытателей, 22 июня уложен первый кубометр бетона дороги в сторону площадки №2, расположенной в 38 км от жилого городка и железнодорожной станции Тюра-Там. А 20 июля строительные части приступили к работам по сооружению первого стартового комплекса на площадке №1.

Работы велись круглосуточно. Об их масштабах говорит тот факт, что только для строительства одной стартовой пусковой установки военными строителями был вырыт котлован глубиной 45 м, длиной 250 м и шириной более 100 м, вывезено более 1 млн. кубометров грунта и уложено свыше 30 тыс. кубометров бетона. В каждую смену, днем и ночью, под светом прожекторов, работало не менее 60 мощных самосвалов. В самые напряженные дни, в январе-феврале 1956 года, из котлована вывозилось до 15 тыс. кубометров грунта.

В феврале-марте 1956 года начались работы по строительству измерительных пунктов, и прежде всего первого ИП на площадке №18, а затем второго и третьего, удаленных от первого на 30-40 км. Их строительство было сопряжено с огромными трудностями, так как все строительные материалы приходилось доставлять на большие расстояния автотранспортом и даже самолетами, но к концу сентября 1956 года формирование семи измерительных пунктов, двух пунктов радиоуправления и базы падения 1-й ступени было завершено.

Несмотря на тяжелейшие климатические и бытовые условия, огромный объем работ по сооружению первой стартовой позиции был выполнен за 1 год и 4 месяца. В декабре 1956 года стартовый комплекс был готов к проведению испытаний с примерочным изделием. В установленные сроки были сданы первый монтажно-испытательный корпус (МИК) на площадке №2, другие вспомогательные объекты.

В ноябре-декабре 1956 года, к началу летных испытаний ракеты Р-7, были возведены: стартовая позиция на площадке №1, монтажно-испытательный корпус на площадке №2, монтажно-сборочный корпус головных частей на площадке 2А, бетонная дорога на стартовую площадку №1, железнодорожные подъездные пути, водопровод с тремя станциями подъема и система пожарных резервуаров, линии электропередачи, центральный пункт связи и службы единого времени, приемный и передающий радиоцентры, три пункта радиоуправления (два базовых, удаленных от старта на расстояние 25 км, и «хвостовой», удаленный на расстояние 500 км), девять измерительных пунктов в районе падения 1-й ступени, ретрансляционный пункт в Иркутске и шесть измерительных пунктов на Камчатке, аэродром и десятки других вспомогательных объектов. В 1956 году на площадке №3 было развернуто строительство крупнейшего в этом регионе страны кислородно-азотного завода, крайне необходимого для проведения испытаний, который уже в сентябре 1957 года выдал первую продукцию.

Одновременно с возведением специальных объектов полигона строился и жилой городок испытателей – поселок «Заря», будущий город Ленинск, а ныне – всемирно известный город Байконур. Строительство нового полигона велось ударными темпами. Генератором стройки полигона был заместитель министра обороны маршал артиллерии М.И. Неделин, который уже в июне 1955 года посетил район основной базы и ознакомился с темпами возведения объектов полигона и поселка испытателей, а затем регулярно посещал и знакомился с ходом строительства, помогал решать нелегкие задачи на уровне правительства страны.

15 мая 1957 года Государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первого стартового комплекса полигона на площадке №1, и в этот же день состоялся первый, хоть и неудачный, пуск ракеты Р-7, на базе которой позже была создана одна из самых надежных ракет-носителей – «Союз».

21 августа 1957 года успешным пуском МБР СССР известил весь мир о том, что в Советском Союзе создана сверхдальняя межконтинентальная баллистическая ракета, способная доставить ядерный заряд в любую точку земного шара.

Летом 1957 года был утвержден план выведения на орбиту первого искусственного спутника Земли, а уже 4 октября оператор центрального пульта лейтенант Б. Чекунов поворотом стартового ключа известил мир о начале нового времени – эры освоения космоса.

После запуска первого спутника начался триумфальный путь советской космонавтики. В космосе первыми побывали животные, с помощью новых ракет-носителей – «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», созданных на базе Р-7, отправлены на Луну, Марс и Венеру первые автоматические межпланетные станции, запущены спутники связи, телевещания.

12 апреля 1961 г. с первой стартовой площадки Байконура был запущен космический корабль «Восток» с первым летчиком-космонавтом планеты Юрием Алексеевичем Гагариным. Началась новая, величайшая эпоха – эпоха освоения человеком космического пространства. В тот же день на главной площади поселка Ленинский (ныне город Байконур) главнокомандующий Ракетными войсками Маршал Советского Союза К.С. Москаленко вручил космодрому Боевое Знамя.

Со временем для освоения космического пространства создавались все новые и новые модификации и типы ракет, и все они испытывались на Байконуре. За полвека на космодроме получили путевку в жизнь космические комплексы на базе ракет типа «Спутник», «Восток», «Восход», «Космос», «Молния», «Союз», «Циклон», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия», «Рокот», «Днепр», «Стрела». На экспериментальной испытательной базе космодрома отработаны боевые ракетные комплексы конструкторских бюро С.П. Королева, В.П. Мишина, В.П. Глушко, М.К. Янгеля, В.Ф. Уткина и В.Н. Челомея с ракетами Р-7, Р-7А, Р-9, Р-9А, Р-36 (М, М1, М2), Р-36 орб, УР-200, УР-100 (Н, К), МР-УР-100 (Н) УТТХ.

За значительный вклад в укрепление обороны страны, решение народнохозяйственных и научно-исследовательских задач космодром Байконур награжден орденом Красной Звезды (1960 г.), орденом Ленина (1965 г.) и орденом Октябрьской революции (1976 г.).

Космодром Байконур создавался и функционировал как научно-испытательный полигон МО СССР. Необходимость его модернизации назрела к концу 80-х – началу 90-х годов: в это время Россия начинала выходить на мировой рынок космических услуг.

В 1991 году, в силу политических перемен в стране, космодром Байконур оказался на территории суверенного государства – Республики Казахстан. На основании «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур», подписанного президентами РФ и РК 28 марта 1994 г., а также «Договора аренды комплекса Байконур между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан» от 18 ноября 1994 г., город и космодром Байконур был арендован Россией у Казахстана.

С 1995 по 2011 годы проведена поэтапная передача объектов космодрома от Министерства обороны РФ Российскому авиационно-космическому агентству и администрации города Байконура, в связи с чем многие соединения и воинские части космодрома были расформированы. Реализацией космических программ стали полностью заниматься гражданские специалисты, большинство из которых – бывшие военные испытатели, прослужившие на Байконуре не один десяток лет.

Наши дни

С конца 90-х годов прошлого века возник вопрос о техническом перевооружении космодрома. Это было связано с переходом на модернизированные типы ракет-носителей, а также с реализацией новых космических программ России, таких как ГЛОНАСС; программ международного сотрудничества и коммерческих проектов (совместные предприятие Starcem для РН «Союз», ILS для РН «Протон», «Наземный старт» для РН «Зенит»).

С 1999 года на стартовом комплексе площадки 1 (Гагаринский старт) проведено больше 80 работ по доработке. Было смонтировано и введено в эксплуатацию 27 новых систем и агрегатов, построено 5 зданий и сооружений, в том числе, газификационная и гелиевая компрессорная.

Большая работа была проведена по модернизации стартового комплекса площадки 31. Выполнено около 100 работ по усовершенствованию систем; проведено дооборудование СК для обеспечения пусков РН «Союз» с РБ «Фрегат», РН «Союз-2» модификаций 1а и 1б. Новые смонтированные системы и агрегаты позволили обеспечить подготовку запусков космических аппаратов «КОРО», «Метеор», «Метоп», «Галилео-2А», «Глобалстар», «Радарсат-2», «Бион-М», «Ресурс-П», «Канопус», «Иджипсат», «Фотон-М», OneWeb, а также космических кораблей следующего поколения «Союз МС» и «Прогресс МС».

По Государственной программе РФ «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» на стартовых комплексах «Союза» также планируются работы по повышению надежности, точности измерения силовых нагрузок и эксплуатационных характеристик, увеличение срока службы стартовых систем, транспортно-установочного агрегата, а также доработка стационарных холодильно-нагревательных установок и пультов.

На стартовых комплексах «Протона», на левом фланге космодрома, было проведено свыше 50 доработок, введено в эксплуатацию 125 новых агрегатов и систем.

Существенной модернизации подвергся стартовый комплекс РН «Зенит» на площадке 45. Этот стартовый комплекс в перспективе планируется эксплуатировать в рамках совместного российско-казахстанского проекта «Байтерек», а также для проведения испытаний новой РН «Союз-5», которая будет использоваться, в том числе, и для выполнения пилотируемых программ.

В эксплуатации на космодроме Байконур находится 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено более 35 технических комплексов для предстартовой подготовки ракета-носителей, космических аппаратов и разгонных блоков. Эти комплексы также подверглись модернизации. На технических комплексах площадок 31, 112 и 254 были смонтировано порядка 50 новых системы и агрегатов, в числе которых: резервные источники электроснабжения, системы силового энергообеспечения и освещения, дымоудаления, вентиляции, опреснительные и другие установки.

Полностью реконструирована заправочно-нейтрализационная станция на площадке 91. Модернизировано 14 и введено в эксплуатацию 11 новых технологических систем газового контроля, сбора и нейтрализации паров и промстоков, заправки пероксидом водорода, автоматического контроля параметров температурно-влажностного режима и чистоты ТВР, подачи дыхательного воздуха, дистанционного контроля паров КРТ и содержания кислорода в воздухе, а также запущен универсальный агрегат термостатирования космической головной части. Введен в эксплуатацию в 2019 году новый комплекс подвижных средств заправки баков низкого давления РБ «Бриз-М».

На измерительном комплексе космодрома Байконур за последние 15 лет была проведена замена морально и физически устаревших наземных приемно-регистрирующих станций ПРА-МК и УРТС-2М 80-х годов выпуска на малогабаритные приемно-регистрирующие станции (МПРС). Модернизирована система сбора измерительной информации с измерительных пунктов. Теперь информация передается по каналам волоконно-оптической связи на модернизированные комплексы сбора и обработки измерительной информации информационно-вычислительного центра. Проведена модернизация всех антенных систем в части замены систем наведения и электрических приводов. Введены в строй новые системы такие как: командно-измерительная система Клен-СП, приемные пункты системы единого времени на базе аппаратуры «Балтика».

Проведенная модернизация измерительного комплекса позволила снизить потребление электроэнергии на 80%, увеличить пропускную способность каналов для передачи измерительной информации в 16 раз, уменьшить штат сотрудников на 20%.

Все проделанная работа за все это время по переоснащению наземной космической инфраструктуры была направлена не только на модернизацию и своевременное обновление всей эксплуатационной составляющей космодрома, но и связана с переходом на новые цифровые ракеты-носители «Союз-2», «Протон-М», «Зенит-2S», разгонные блоки «Фрегат», «Бриз-М», «ДМ».

Лозунги

Байконур — самый крупный космодром в мире

Байконур — общая площадь комплекса космодрома: 6717 км2

Байконур — более 10 тысяч сотрудников

Байконур — почти 5 тысяч пусков ракет

Байконур — 1-я (знаменитый «Гагаринский старт») и 31-я площадки предназначены для ракет-носителей, которые выводят в космос грузовые «Прогрессы» и пилотируемые «Союзы»

Байконур — дружба России и Казахстана

Байконур — международное сотрудничество

ул. Щепкина, д.42, стр.1,2, Москва, 129110

Адрес для направления корреспонденции:
105318, РФ, г. Москва, ул. Ткацкая, д.7

Байконур, Казахстан

Байконур, Казахстан

Чем заняться на Байконуре – туры и достопримечательности

Путеводитель по Байконуру

  • 1. Расположение и транспорт
  • 2. Природа и климат
  • 3. Юрисдикция и пропускной режим
  • 4. Достопримечательности
  • 5. Сувениры

Человечество постоянно стремится к новому, неутомимо ищет «белые пятна», чтобы заполнить их. И когда жажда путешествий открыла нам все уголки Земли, взгляд устремился в Небо. Жюль Верн и Герберт Уэльс еще до зарождения космонавтики мечтали о полетах в космос, но как обычно это бывает, толчком для путешествий к звездам стала война – «Холодная война» между СССР и США. Появление ядерного оружия потребовало быстрой доставки опасного груза к врагу, начались испытания ракет, и это потребовало создание испытательных полигонов. Именно так началась история Байконура.

В 1954 году руководство СССР поставило перед учеными и военными задачу — найти подходящее место для строительства полигона. Необходимо было учесть несколько условий: обширный малонаселенный и неиспользуемый для сельского хозяйства район, наличие железной дороги для доставки грузов и блоков ракет, наличие большого источника питьевой и технической воды, и другие специализированные параметры. Однако, на территории огромной страны нашлось всего 3 подходящих места, и больше всех для строительства космодрома подошел степной район Казахстана у реки Сырдарья, вблизи маленькой деревни Тюратам, мимо которой проходила железная дорога Москва-Ташкент.

Байконур

Байконур

Байконур

12 января 1955 года местные жители увидели, как неподалеку остановился поезд, хотя до этого дня никогда такого не было, и из него высадись многочисленные военные и строители, которые сразу начали сооружать палаточный лагерь. Так началось строительство первого и крупнейшего космодрома в мире . Подробнее об истории Байконура.

Расположение и Транспорт

Байконур находится в юго-западной части Казахстана, посреди пустынной степи. Ближайший крупный город – Кызылорда, находится в 240 км восточнее. Чтобы добраться до Байконура можно воспользоваться одним из трех способов: прилететь специальным рейсом Москва-Байконур, который совершается раз в неделю; долететь из Алматы/Астаны до Кызылорды, и оставшийся путь преодолеть на машине; либо приехать на ночном поезде, который отправляется из Алматы и Шымкента .

Природа и Климат

Байконур находится зоне степной равнины, не берегу реки Сыр-дарья. Растительность скудная, но сам город Байконур хорошо озеленен. Животный мир так же представлен различными хищными птицами, грызунами, а отправляясь в Байконур на автомобиле, можно увидеть верблюдов.

Байконур

Байконур

Байконур

Климат резко-континентальный. Поэтому зима холодная – до -10 градусов по Цельсию, а лето сухое и жаркое – до +40 градусов. Наиболее комфортное время для поездки – весна и ранняя осень. Однако, на расписание запусков ракет погода практически не влияет: запуск могут перенести лишь в случае штормового ветра скоростью более 50 м/сек, что является исключительным явлением .

Юрисдикция и Пропускной режим

Байконур находится на территории Казахстана, но до 2050 года находится в аренде у России. В связи с этим, на территории города и космодрома действует российское законодательство, и в качестве валюты используются исключительно российские рубли.

Важно знать, что несмотря на то, что Байконур больше не является секретным военным объектом, для того чтобы попасть в город и на космодром, необходимо иметь разрешение от Роскосмоса (организации отвечающей за космическую отрасль в России), и на всех КПП (на въезде и выезде) в обязательном порядке проверяют наличие данного разрешения. При этом, чтобы получить разрешение на посещение Байконура надо подать заявку за 2 месяца до поездки .

Достопримечательности

Байконур связан исключительно с космосом, и поэтому все достопримечательности города и космодрома связаны с историей ракетостроения и освоения околоземного пространства. Хотя есть несколько исключений: старый паровоз, одна православная церковь и совсем новая мусульманская мечеть.

Байконур

Байконур

Байконур

Главные достопримечательности Байконура это два музея (один в городе и один на космодроме), и многочисленные памятники, расположенные на улицах города. Здесь много бюстов известным ракетостроителям и космонавтам, однако самым ярким памятником является макет ракеты «Союз».

Сувениры

Если вы захотите увезти с Байконура не только колоритные фотографии на космическую тематику, но также захватить несколько сувениров, то выбор здесь небольшой. Самый скудный выбор на Центральном рынке Байконура –здесь можно найти дешевые магнитики и коллекционные монеты. Небольшие сувенирные лавки есть в музеях Байконура, где представлены не только магнитики и монеты, но также копии ракет, статуэтки, и прочая атрибутика.

Если же вы хотите уникальности – спецодежда сотрудников космодрома, флаги с символикой, настольные часы, качественные копии ракет, и т.д. – то необходимо отправиться по адресу ул. Глушко, общежитие №3, где на втором этаже здания спрятался уникальный сувенирный магазин Байконура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *