Что такое ботик петра 1
Перейти к содержимому

Что такое ботик петра 1

  • автор:

Что такое ботик петра 1

    • Политика
    • ВМФ
    • Украина
    • ВМС США
    • ВМС Европы
    • ВМС Азии
    • Другие ВМС
    • Пиратство
    • Происшествия
    • Соцобеспечение
    • Курьезы
    • 23 февраля
    • Арабский мир
    • 9 мая
    • День ВМФ
    • Структура ВМФ
      • Структура ВМФ
      • Балтийский флот
      • Черноморский флот
      • Тихоокеанский флот
      • Северный флот
      • Каспийская флотилия
      • Боевые возможности ВМФ РФ и ВМС США
      • Подводные лодки
      • Надводные корабли
      • Офицер
        • Командир корабля, командир части
        • Помощники командира
        • Командир БЧ оружия
        • Командир БЧ связи/управления
        • Командир электромеханической БЧ
        • Корабельный врач
        • Командир группы, инженер
        • Штурман
        • Старшина команды
        • Техник
        • Специалист
        • Младший командир — старшина, сержант
        • Хронология трех веков Российского Флота
        • Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв.
        • Регулярный военный флот Петра Великого
        • Русский флот в послепетровский период
        • Русский парусный флот в XIX в.
        • Паровой броненосный и миноносный флот
        • Подводные лодки в Российском императорском флоте
        • Флот накануне и в период Первой мировой и Гражданской войн
        • Становление советского флота
        • Флот накануне и в период Великой Отечественной войны
        • История родов сил ВМФ
          • Надводные силы
          • Подводные силы
          • Морская авиация
          • Береговые войска
          • Наука и Флот — исторический обзор
          • Наука и современность
          • Тактика и оперативное искусство
          • Научные проблемы кораблестроения и их решение
          • Научные проблемы корабельной энергетики
          • Оружие кораблей ВМФ
          • Радиоэлектронное вооружение
          • Авиация ВМФ и роль науки в ее развитии
          • Навигация и океанография
          • Флотские ученые
          • Военно-морская академия
          • Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. ВВМУ им. М.В. Фрунзе)
          • Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова)
          • Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова
          • Военно-морской инженерный институт
          • Балтийский государственный технический университет («Военмех»)
          • Военно-Медицинская академия
          • Военный университет МО РФ
          • Нахимовское училище
          • Ломоносовский морской колледж ВМФ
          • Морской кадетский корпус
          • Балтийский военно-морской институт
          • Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова
          • Кадетская Россия: школы и корпуса
          • Издания с материалами о ВМФ
          • Литература
            • Рекомендуем прочесть
            • Книжная полка
              • Справочники, словари, руководства, указатели
              • Исследования, документалистика
              • Фундаментальные, энциклопедические, общеисторические труды
              • Мемуары
              • Художественные исторические труды, публицистика, поэзия, карикатура
              • Одна «Булава» — хорошо.
              • Международное морское право
              • Законы
              • Указы и постановления
              • Корабельные уставы
              • Кодексы
              • Стандарты, правила
              • Каталог бизнес-организаций
              • Каталог товаров и услуг
              • Как загрузить в каталог данные о товарах/услугах?
              • О кают-компании
              • Поэтический иллюминатор
              • Вернисаж
              • Анекдоты, флотские байки, пословицы
              • История одной жизни
              • «Море зовет» и «На побывке»
              • Песни — душа поет о море
              • Ностальгия
              • Computer & mobile
              • Ссылки

              Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия

              Ширится география доставки военных грузов

              Новые направления
              доставки
              военных грузов

              С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ. БОТИК ПЕТРА I
              «СВЯТОЙ НИКОЛАЙ»
              И СОХРАНЕНИЕ РЕЛИКВИИ

              Аннотация. В статье рассматривается история обретения и использования национальной реликвии – ботика «Святой Николай», который вошел в историю как «Дедушка русского флота». Для сохранения реликвии на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге было построено одно из первых музейных зданий в России – Ботный дом. О сохранении реликвии, продолжении традиции созданий копий ботика и реставрации здания также пойдет речь в статье.

              Ключевые слова. Ботик Петра I, Дедушка русского флота, Ботный дом, морские парады, Петропавловская крепость, копия ботика «Святой Николай».

              Ботик (от англ. «boat» – лодка), сделанный в XVII веке в Англии, был обнаружен 16-летним Петром I в «амбаре, где лежали остатки вещей дому деда Микиты (Никиты) Ивановича Романова» [10], в родовой вотчине бояр Романовых – подмосковном селе Измайлове. Сам Петр впоследствии рассказывал об этом так: «И несколько времени спустя случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе, и между которыми увидел я судно иностранное, спросил… Франца (Тиммермана), что то за судно? Он сказал, что то бот Английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно. Потом я его паки спросил: есть ли такой человек, который бы его починил и сей ход показал? Он сказал, что есть. То я с великою радостью cиe услыша, велел его сыскать» [13, с. 25; 10]. Голландский мастер Карштен (Карстен) Брандт починил бот, не бывший в употреблении много лет, сделал мачты и паруса, и юный Царь Петр, катаясь на этом ботике по реке Яузе и Просяному пруду в селе Измайлово, приобретал первые навыки практической навигации, приобщаясь к морскому делу. Необычность судна сказывалась во всем: в обводах корпуса, парусном вооружении, наличии резьбы. На транце (плоском срезе кормы) помещались две маски и барельеф: «Святой Николай, архиепископ Мир Ликийских, покровитель моряков и путешественников, благословляет уходящий в плавание корабль», отсюда название ботика «Святой Николай». Материал, техника: дерево, медь, роспись масляными красками, длина судна – 6 м, вес: 1280 кг [6, с. 463–482].

              Скорее всего, Петр I пользовался ботиком всего 2–3 недели. В 1701 году по приказу Царя ботик был перевезен в Московский Кремль. После первых побед русского флота в морских сражениях архиепископ Феофан Прокопович посоветовал Петру I «ботик сей блюсти и хранить в сокровищах на незабвенную память последнему роду» [9, c. 105]. В 1722 году по приказу Императора специально для ботика мастером Иваном Петровичем Зарудным был сооружен пьедестал, украшенный картинами и надписями, которые сочинил сам Петр Великий: «. децкая утеха… принесла мужески триумф» [3].

              В 1723 году по высочайшему приказу ботик был доставлен из Москвы в Санкт-Петербург, 11 августа 1723 года на Кронштадтском рейде произошла торжественная встреча ботика с Балтийским флотом, салютовавшим из полутора тысяч орудий кораблику, команду которого составили самые известные люди того времени во главе с Петром I [1, c. 124–127]. «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют! От него при помощи Божеской флот на юге и севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!» – сказал Царь после парада [8, c. 83, 84]. Так маленький кораблик стал национальной реликвией.

              Сначала он хранился в Адмиралтействе, а с 30 августа 1723 года Петр I передал его на хранение в открытом каземате Государева бастиона Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости. Артиллерия крепости встретила кораблик салютом в 21 выстрел, на что ботик отвечал выстрелами своих четырех пушечек. Летопись Петропавловской крепости сообщает об этом так: «Ботик, наименованный Петром “дедом русского флота”, осенью был спущен с Галлиата (галиота. – М. Л.), привезшего оный из Кроншлота и провожаем гребной флотилией до Невских ворот Петропавловской крепости, где втащен на берег и поручен Коменданту на вечное хранение, как памятник основания русского флота» [2, c. 42].

              До 1917 года из крепости ботик вывозился с тех пор 6 раз:
              – первый раз 30 августа 1724 года для торжественной встречи мощей святого благоверного Великого Князя Александра Невского, после чего Петр Великий указал выводить ботик ежегодно 30 августа с торжеством к Александро-Невскому монастырю;
              – второй и третий раз в 1744 и 1745 годах, когда Императрица Елисавета Петровна, во исполнение завещания своего отца Петра Великого, устраивала церемониальное шествие ботика;
              – четвертый раз ботик покидал крепость в 1803 году, когда участвовал в торжественном праздновании столетия Петербурга. Для этого он был поставлен на 110-пушечном корабле «Гавриил» на середине Невы, против памятника Петру Великому;
              – пятый раз это произошло в царствование Императора Николая I, во время морского парада 28-го июня 1836 года. Ботик был принят адмиралтейств-советом от коменданта крепости, спущен на воду и, по сделанному с крепости салюту, проведен к Новому Адмиралтейству, где передан на буксир парохода и отведен в Кронштадтскую гавань с подобающими салютами. 2 июля ботик выведен из военной гавани и поставлен при карауле, на пароходе «Геркулес», на возвышенное место, обитое красным сукном. «Геркулес» под адмиральским флагом, после прибытия государя и Императорской фамилии, обошел корабельную линию, приветствуемый барабанным боем и криками «ура». На салют всех кораблей ботик отвечал 7 выстрелами [3, 463–482].

              В шестой раз 30 мая 1872 года, в день 200-летнего юбилея со дня рождения Петра Великого, ботик снова принят адмиралтейств-советом и поставлен на убранную коврами баржу, на нем поставлена мачта и флагштоки, на которых подняты флаг и гюйс, а когда ботик вышел на середину реки, то на нем подняли при подобающем салюте штандарт. Сопровождаемый Наследником Цесаревичем Александром Александровичем (будущим Александром III) и Императорской фамилией, ботик был приведен к парадной пристани у памятника Петру I, где встречен духовенством и войсками, отсюда после молебна и салюта в 101 выстрел отправлен на Путиловскую пристань, где встречен кавалергардами, поставлен на особую платформу и при особом карауле в тот же день отправлен в Москву на выставку и поставлен в морской отдел. Во все продолжение Политехнической выставки ботик находился в Москве, и его окружали собственноручные работы гениального Царя-моряка и все то, что непосредственно могло напомнить его труды и заботы о пользе флота [12, c. 205]. После выставки ботик снова сдан коменданту Петропавловской крепости.

              Практически каждый следующий за Петром I правитель России хотел продемонстрировать преемственность от, пожалуй, самого известного российского Императора. При дщери Петровой – Императрице Елизавете Петровне – было принято решение о строительстве специального дома для хранения национальной реликвии. 10 мая 1761 года Сенат, имея рассуждение по этому поводу, приказал: «Архитектору Висту, учиня смету, подать в Сенат к поставке находящегося в Петропавловской крепости блаженныя вечной славы достойныя памяти государя Императора Петра Великого бота особой каменной покой с окнами во что стать может, а пристойное место на тот покой отвесть сенатору генерал-поручику обер-коменданту и ковалеру Ивану Ивановичу Костюрину по сношению с генералом-фелтцейхмеейстером сенатором и ковалером графом Петром Ивановичем Шуваловым» [2, c. 14–15].

              Так началась история Ботного дома в Петропавловской крепости – одного из первых мемориальных музеев России, посвященного славной летописи Военно-Морского Флота России. Свое название здание, естественно, получило в связи с тем, что здесь хранилась национальная реликвия – ботик Петра I «Св. Николай». Ботный дом построен по проекту архитектора Александра Виста в 1761–1765 годах. Когда возведение здания было закончено, выяснилось, что ширина проема дверей не соответствует ширине бота, и архитектору пришлось расширять двери за свой счет. В июле уже 1767 года Екатерина II приказала перенести ботик в построенные для него покои без всякой церемонии.

              Так как здание на Соборной площади возводилось специально для хранения ботика Петра I, архитектор Вист использовал черты построек начала XVIII века, сочетая их с элементами нового архитектурного стиля, классицизма. В результате появилось произведение, в котором барочные формы сочетаются со строгостью классической архитектуры. Восточный и западный фасады украшены классицистическими портиками с парными колоннами. Рисунок наличников, высокая кровля с переломом, мелкая расстекловка окон и сейчас напоминают о строениях петровской эпохи.

              Первоначально пол в центральной части был пониженным и представлял собой сухую чашу с трехступенчатыми бортами. В середине чаши был установлен ботик, обнесенный деревянной балюстрадой. Иностранец, посетивший Петербург в то время, писал, что для тех, кто желает видеть реликвию, «дежурный офицер отворяет двери, оставляя трость и шпагу у дверей и, подходя к ботику, снимает шляпу, что дОлжно делать и зрителям» [5, c. 150].

              В 1920–1930-х годах Ботный дом находился в ведении Государственного музея Революции. В 1932 году здание было передано в распоряжение Ленинградского отделения Государственной книжной палаты Главнауки (Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями), и ботик Петра I вывезен в Петергоф. С 1940 года он является экспонатом Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург).

              Ботный дом пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1950-х годах в Ботном доме размещалось книгохранилище Государственной Публичной библиотеки. В 1954 году здание было передано на баланс Государственного музея истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

              После того, как ботик покинул специально для него построенный павильон, Ботный дом остался без реликвии, которой обязан своим именем.

              В преддверии празднования 300-летия Российского флота в 1995–1996 гг. на АООТ «Петрозавод», ведущем свое начало от Охтинской Адмиралтейской верфи, основанной Петром I в 1721 году, была сделана точная копия-реплика ботика в соответствии со старинной технологией из схожих материалов. Авторы реконструкции – Александр Леонидович Ларионов и Евгений Валерианович Войшвилло. Решение о постройке модели-реконструкции было принято в связи с тем, что подлинный петровский ботик не мог принять участия в морском параде на Неве. Копия ботика участвовала в параде по случаю Дня Военно-морского флота и 300-летия Российского флота 26 июля 1996 года. Затем копия-реплика ботика была установлена на территории Петропавловской крепости в Ботном доме; ныне она является экспонатом Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Надо отметить, что это не единственная реплика национальной реликвии.

              Во время последней реставрации здания в 2017 году было воссоздано понижение центральной части, балюстрада, восстановлен стилобат и входные ступени западного и восточного фасадов, окраска интерьера.

              На протяжении всей истории существования здания его крышу украшали разные скульптуры, в 1826 году деревянная скульптура «Навигация» была заменена на алебастровую статую Нептуна, выполненную академиком Н. А. Токаревым. В 1891 году на крыше Ботного дома установлена терракотовая женская фигура «Аллегория навигации» работы скульптора Давида Йенсена, замененная в 2003 году гальванопластической копией. Скульптура Д. Йенсена в настоящее время представлена на экспозиции «История Петропавловской крепости», которая находится в Невской куртине крепости.

              Почувствовав интерес к морскому делу, Петр продолжил свои труды на Плещеевом озере. На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей. В 1722 году Петр I приказал воеводам переяславским «беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите: то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегшии сей указ» [11, c. 510]. Однако, небрежением воевод от петровской Потешной флотилии до наших дней сохранился только бот «Фортуна». В 1803 году бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом, в котором он представлен и в настоящее время. Так как это судно носит женское имя, его иногда называют «Бабушкой русского флота» [7, c. 43–52].

              С этих маленьких лодок начинается история нашего великого Российского флота. И в наши дни подлинный «дедушка русского флота» участвует в морских парадах, водруженный на современные могучие корабли, и уже праправнучата отдают честь своему предку.

              Список источников и литературы

              1. Берхгольц, Ф. В. Дневник камер-юнкера Фридриха Вальгельма Берхгольца. – М., 1903. Ч. 3. 1723-й год.

              2. Блэк, И. Г. Дома в Петропавловской крепости. Рукопись. – Л., 1952.

              3. Ботик Петра Великого. Левый борт. И. Ф. Зубов по рисунку И. П. Зарудного. 1722 г. Бумага, гравюра фортом и резцом.

              4. Веселаго, Ф. Ф. Дедушка русскаго флота. 1688–1832 гг. // Русская старина. – 1871 г. – Т. IV. – № 11.

              5. Георги, И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. – СПб., 1794.

              6. Летопись Петропавловской крепости. Т. 1. – СПб.: ГМИ СПб., 2008.

              7. Мешкунов, В. С. Ботики Петра I // Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества». – 1989. – № 2.

              8. Нартов, А. А. (по авторской рукописи) / подготовка текста рукописи и приложений, вступительная статья П. А. Кротова. – СПб.: Историческая иллюстрация, 2001.

              9. Прокопович, Феофан. Слово похвальное о флоте российском… 8 сентября 1720 // Феофан Прокопович. Сочинения / под ред. И. П. Еремина, АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом). – М.; Л.: АН СССР, 1961.

              10. Снимок с собственноручной записки Государя Петра Великаго о находке ботика и первых плаваниях Его Величества // Русский военный флот. СПб., 1904.

              11. Указ о сохранении кораблей // ПСЗ РИ. Т. 6. № 3903. 7 февраля 1722. СПб., 1830.

              12. Устрялов, Н. История царствования Петра Великого. Т. 2. Потешные и Азовские походы. – СПб., 1858.

              13. Шубинский, С. Н. Двухсотлетие «Дедушки русского флота» // Исторический вестник. – 1888. Июль.

              Использование материалов сайта без согласования с архивом запрещено. © ПермГАСПИ, 2009–2023

              Разработка сайта: Компания «Архивные Информационные Технологии»

              Ботик Петра I

              3 ноября 1691 года Петр I отдал приказ строить у озера в Переславле–Залесском дворец «для пришествия великих государей». Местом для царских хором выбрали холм Гремяч за монастырским селом Веськово. К потешному двору примыкал деловой двор, состоявший из амбаров и мастерских, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. За ним располагалась кузница и судоверфь, на которой строили малые суда.

              К середине XVIII века и постройки петровского времени на холме Гремяч обветшали. Среди оставшихся предметов в 1802 году губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, обнаружил бот «Фортуна» — единственное уцелевшее судно. По его инициативе с переславцев собрали средства на постройку каменной палатки для хранения ботика и «остатков дома Петрова». 1 августа 1803 года бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом.

              «Фортуна» — судно потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере

              Основатель

              В амбаре села Измайлово Пётр I обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли

              Ботик Петра I — «ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА»

              Ботик был обнаружен 16-летним Петром в 1688 г. в царском селе Измайловском под Москвой, Тогда же родилась версия о его английском происхождении, не доказанная и не опровергнутая до сих пор. Петр I, плавая на ботике по Просяному пруду и реке Яуза, учился хождению под парусами. В 1701 г. ботик был поставлен под навес на территории московского Кремля у колокольни Ивана Великого. В январе 1722 г. по случаю торжеств в Москве, посвященных окончанию Северной войны, ботик поставили в Кремль на всеобщее обозрение. Тогда же Петр I назвал его «дедушкой русского флота». Зимой 1723 г. ботик сухим путем доставили в Шлиссельбург, оттуда 30 мая по Неве он пришел в Санкт-Петербург, где торжественно был встречен судами Невского флота. Его поставили на хранение на адмиралтейском дворе. 11 августа 1723 г. Петр I использовал ботик для парада Балтийского флота в Кронштадте, туда и обратно он перешел с командой царских гребцов совместно с судами Невского флота. 30 августа 1723 г. в день празднования 20-й годовщины Ништадтского мира, он был поставлен в Петропавловской крепости на больверке Государева бастиона, а после постройки в 1765 г. «Ботного домика» хранился там. Петр I повелел ежегодно 30 августа провозить ботик по Неве, это торжество было проведено в 1724 г., а после его смерти только в 1744 и в 1745 г. 16 мая 1803 г. в день празднования 100-летия Санкт-Петербурга ботик установили на палубе ново построенного на Главном Адмиралтействе линейного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве. 3 июля 1836 г. ботик показан на параде корабле Балтийского флота в Кронштадте, где он стоял на палубе военного парохода «Геркулес», на котором император Николай I принимал парад. В Кронштадт и обратно ботик был доставлен буксировкой. 28 мая 1872 г. в связи с празднованием 200-летия Петра I, ботик экспонировался на Политехнической выставке в Москве. Туда он был доставлен на железнодорожной платформе, а последние сотни метров до павильона прошел на веслах по Москве-реке. В 1928 г. ботик передали в Петергофский музей-заповедник, а 29 августа 1940 г. – в Центральный военно-морской музей (ЦВММ). В 1941 г. ботик был эвакуирован на речной барже в г. Ульяновск, где хранился до 1946 г. Впервые в отечественной истории ботик Петра I в период с 9 января по 10 марта 1997 г. находился в США (город Нью-Йорк), где был представлен в экспозиции выставки в галерее «Либерти стрит» Международного финансового центра в связи с фестивалем «Салют, Санкт-Петербург». Реставрационный центр «Уильямстаун Арт Консервейшн» при посредничестве фирмы «Атлантик Челендж Фаундейшн» (США) с участием Центрального военно-морского музея выполнил работы по реставрации ботика. В Нью-Йорк и обратно доставлялся морским транспортом в специальном контейнере.

              Ремонты и реставрации ботика:

              1688 г. – ремонт, установка мачты и паруса;

              1722 г. – ремонт перед отправкой в Санкт-Петербург, обивка медной обшивкой;

              1836 г. – ремонт перед парадом в Кронштадте;

              1872 г. – ремонт перед отправкой в Москву, замена медной обшивки;

              1966 г. – реставрация специалистами ЦВММ;

              1997 г. – реставрация в Нью-Йорке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *