Где и когда жил м и глинка
Перейти к содержимому

Где и когда жил м и глинка

  • автор:

Михаил Глинка

Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца — Ивана Николаевича Глинки.

Михаил Глинка

Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.

Михаил Глинка в молодости

В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.

Начало карьеры

Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.

Михаил Глинка на Кавказе

В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.

Михаил Глинка

Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Михаил Глинка с женой

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Знаменитая Анна Керн

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.

Михаил Глинка и Екатерина Керн

Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.

Михаил Глинка и Александр Пушкин

Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

Могила Глинки

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

Интересные факты

  • Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
  • После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
  • У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
  • Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.

Глинка Михаил Иванович

0 slide

0 slide

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804, с. Новоспасское, Смоленская губерния — 3 [15] февраля 1857, Берлин) — русский композитор. До шести лет Михаил воспитывался бабушкой Фёклой Александровной. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.

Образование

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В 1822 году Михаил Иванович успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила.

Деятельность

По окончании пансиона он усиленно изучает западноевропейскую музыкальную классику. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, где знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена. Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом.

В 1837 году Михаил Глинка, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября декабря 1842 года.
Им были созданы увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Камаринская».

Романсы и песни Глинки — гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов — Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок” и “Попутная песня”.

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Смерть

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Петербургские адреса Михаила Ивановича Глинки

Михаил Иванович Глинка

Родился М.И. Глинка в 1804 году в селе Новоспасском Ельнинского уезда Смоленской губернии, там же прошло его детство. Но, несмотря на это, город на Неве без натяжки можно назвать родным городом композитора. Здесь он учился, начал свой творческий путь. Тут созданы им почти все произведения, в том числе величайшие творения — оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

Рассветным утром зимнего дня в конце 1817 года через заставу на Средней Рогатке в Петербург въехал небольшой запряженный цугом возок. За ним, скрипя полозьями, тащился обоз со всякими деревенскими припасами. Проехав по Московской дороге, путники свернули на Загородный, миновали Владимирскую площадь и по Невскому доехали до Знаменской улицы (ныне ул. Восстания). Здесь остановились у роскошного особняка, принадлежавшего старому и заслуженному генералу Василию Васильевичу Энгельгардту.

Младший брат матери будущего композитора Евгении Андреевны — Иван Андреевич Глинка служил управляющим имения Энгельгардта в Смоленской губернии и поэтому жил с семейством в его доме. Здесь и поселился прибывший в столицу 13-летний Миша Глинка, сопровождаемый матерью.

Вблизи Калинкина моста на Фонтанке и поныне существует двухэтажный, построенный в форме буквы «П» дом, центральный корпус которого с мезонином увенчан треугольным фронтоном. Теперь он значится под № 164. Сюда 2 февраля 1818 года в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте был зачислен Михаил Глинка. Гувернером и преподавателем российской словесности в пансионе был недавно окончивший Царскосельский лицей поэт В.К. Кюхельбекер, а профессором права — А.И. Куницын, преподававший в Царскосельском лицее.

Еще в детстве мальчик пристрастился к музыке — в семье, в дядюшкином оркестре, а также слушая народные песни своей няни.

Весь досуг свой Миша отдавал музыке и уже в эти годы сочинял ее, одновременно совершенствуясь у известных педагогов в игре на фортепиано и беря уроки скрипичной игры. Другой его страстью стали оперные и балетные спектакли в Большом театре. Часто посещал Глинка и концерты любителей музыки в доме Ф.П. Львова (Почтамтская ул., 7/4).

С августа 1820 года пансион с Фонтанки, где он помещался в доме надворного советника Отто, переехал в собственное помещение в Роты Семеновского полка (ныне угол улиц Социалистической и Правды, 11/7). В конце июля 1822 года Глинка окончил пансион, 3 июля на торжественном акте он выступил в концерте и имел большой успех.

К этому времени Глинка был уже автором нескольких музыкальных произведений. Его интерес к музыке становится все более глубоким и серьезным. По его собственному признанию, он уже тогда «много работал на русские темы». В последующем композитор жил в Петербурге с более или менее продолжительными перерывами, делая поездки на родину, в Москву.

Вот перечень петербургских адресов, где жил М.И. Глинка в разные годы. Осень 1822 — март 1832 года — Караванная улица. Лето 1824 — конец лета 1825 года — Коломна, дом Фалеева (ныне Канонерская ул., 2).

К тому времени Глинка уже был зачислен на службу в канцелярию Совета путей сообщения — в здание, где теперь размещается Университет путей сообщения (Московский пр., 9). В 1825 году композитор написал романс на слова Е.А. Баратынского «Разуверение», принесший ему известность и признание. Вскоре Глинка переезжает на новую квартиру — в дом Нечаевой на Загородном проспекте (теперь территория дома № 42). Ширится круг его знакомств, его охотно приглашают на музыкальные вечера.

На одном из таких вечеров летом 1826 года у генерала П.П. Базена Глинка впервые встретился с Анной Петровной Керн, воспетой Пушкиным. Произошло это в бывшем Юсуповском дворце на Фонтанке (ныне дом № 115). Летом следующего года на даче своего друга Штерича в Павловске уже известный композитор познакомился с поэтом В.А. Жуковским и композитором М.Ю. Виельгорским.

10 мая 1828 года Глинка оставил службу и целиком посвятил себя любимому делу — сочинению музыки. Он поселился в доме на углу Невского и Владимирского проспектов (ныне дом № 49/2). Недалеко отсюда в доме № 9 на Загородном проспекте жил лицейский друг и товарищ Пушкина А.А. Дельвиг. Михаил Иванович часто стал бывать здесь, на стихи хозяина дома он сочинял музыку. Одна из таких песен «Не осенний частый дождичек» впоследствии была использована композитором для романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» в опере «Иван Сусанин».

В литературном салоне Дельвига, у Олениных в Приютино, на квартире В.А. Жуковского, в так называемом Шепелевском доме Зимнего дворца (ныне на этом месте находится здание Нового Эрмитажа) Глинка постоянно виделся с Александром Сергеевичем Пушкиным. Свидетельством искренней любви и преклонения композитора перед великим поэтом служат десять романсов на стихи Пушкина и опера «Руслан и Людмила», написанная уже значительно позже, после смерти поэта, в 1842 году.

Именно на вечере у Жуковского 29 марта 1835 года родилась идея создания оперы «Иван Сусанин». Композитор жил тогда на Вознесенском проспекте (ныне участок дома № 14). На протяжении всего времени работы над оперой Глинка постоянно делился мыслями о ней с Пушкиным, Жуковским и кружком близких ему людей. Когда опера была закончена, композитор, сменив к тому времени несколько адресов, в конце 1836 года переехал ближе у Большому театру — в дом Мерца на углу Фонарного и Глухого переулков (ныне угол переулков Фонарного и Пирогова, № 3/8).

Впервые оркестровая репетиция первого акта оперы, в подготовке которой деятельно помогал А.С. Даргомыжский, состоялась 1 февраля 1836 года в особняке Юсупова на Мойке (ныне Дворец работников просвещения, наб. Мойки, 94). А после долгих и мучительных усилий 27 ноября 1836 года в Большом театре состоялась премьера «Ивана Сусанина», названная тогда по воле Николая I «Жизнь за царя». Восторженно встретили оперу Пушкин, Гоголь, Одоевский. 13 декабря, меньше чем через месяц, в доме Всеволожского (угол пр. Римского-Корсакова и ул. Глинки, 35/8) состоялось чествование композитора. В нем приняли участие Виельгорский, Вяземский, Жуковский, Пушкин. Каждый из них приветствовал композитора стихами, составившими «Шуточный канон». Заключительную строфу прочитал Пушкин:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В дальнейшем, проживая в столице, Глинка сменил еще по меньшей мере 12 адресов. Так, жил он на набережной Мойки в здании Капеллы (ныне наб. Мойки, 20), у Измайловского моста в доме Гарновского (ныне угол Измайловского проспекта и наб. Фонтанки, 2/120), на Большой Мещанской улице, дом Шуппе (ныне ул. Плеханова, 16), на Гороховой улице, дом Давыдова (Гороховая ул., участок дома № 5). Последний его адрес с 25 августа 1854 года по 27 апреля 1856 года — Эртелев переулок, дом Томиловой (ул. Чехова, 7).

Весной 1856 года, чтобы вырваться из удушающей его обстановки, Глинка покидает Петербург и выезжает в Берлин.

А вскоре после этого в Берлине он простудился и скончался 3 (15) февраля 1857 года в возрасте 52-х лет. 23 февраля в Конюшенной церкви, где 20 лет до этого отпевали Пушкина, была отслужена панихида по Глинке, 27 мая гроб с его прахом, привезенный из Берлина, был захоронен в Александро-Невской лавре.

Источник: По И. Кашницкому. Даринский А.В и др. «Санкт-Петербург 1703-1917». С 234-237. Фирма «Глагол» 2000 г.

Помогите ответить на вопросы! Очень нужно!

Помогите ответить на вопросы о Глинке!
1. Где и когда жил Глинка?
2. События эпохи, сформировавшие личность и взгляды Глинки.
3. Современники Глинки, оказавшие влияние на его творчество.
4. Значение творчества. Почему Глинку называют основоположником русской классической музыки?
5. С кем сравнивают Глинку по значению для русского искусства и почему?

Голосование за лучший ответ

1.Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца. Десяти лет начал учиться игре на фортепьяно и скрипке.

В 1817 году родители привозят Глинку в Петербург и помещают в Благородный пансион при Педагогическом институте. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у пианиста и композитора Дж. Фильда. По окончании пансиона в 1822 году он усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди.

В 1830 году композитор уезжает за границу — сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии он изучает прославленный вокальный стиль bel canto и сам много сочиняет в «итальянском духе». В 1833 — 1834 годах Глинка живет в Германии и под руководством немецкого теоретика З. Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Ден, один из передовых теоретиков своего времени, обобщил и привел в систему все накопленные Глинкой практические знания.

В 1834 году Глинка возвращается в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету Жуковского, останавливается на предании об Иване Сусанине. Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинка назначается капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководит в течение двух лет.

В 1844 году Глинка уезжает во Францию, а затем в Испанию. Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры — «Арагонская охота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), написанные на испанские народные темы.

По возвращении из-за границы он создает свое значительнейшее симфоническое произведение — «Камаринскую» (1848), в которой по словам Чайковского, «как дуб в желудке», — вся русская симфоническая школа. В 1852 году Глинка вновь уезжает за границу, где проводит с небольшим перерывом последние годы своей жизни. Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине. Впоследствии тело композитора было перевезено в Петербург.

настя РябышеваГуру (4601) 7 лет назад

2.На мировоззрение М. И. Глинки повлияли два великих исторических события: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г.
http://www.belcanto.ru/glinka.html

настя Рябышева Гуру (4601) 3.Итальянские оперные композиторы, Джон Филд (пианист, композитор), Верстовский (автора русских романтических опер).

настя РябышеваГуру (4601) 7 лет назад

5.Михаил Иванович Глинка — основоположник русской музыкальной классики, родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки: национальной русской оперы, национальной инструментальной музыки, русского романса. В лице Глинки русская музыка впервые выдвинула законченного классического мастера мирового значения. А сравнить его по значению в русском искусстве можно только с А. С. Пушкиным ( с ним он, кстати, был знаком, встречался и находился в дружеских отношениях).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *