На берегу какой реки возник древний новгород
Перейти к содержимому

На берегу какой реки возник древний новгород

  • автор:

На берегу какой реки возник древний новгород

Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中

  • Карта города
  • Транспорт, расписание
  • Туристский инфоцентр
  • Активный отдых
  • Афиша
  • Гостиницы
  • Достопримечательности
  • Заказать тур
  • Культурная жизнь
  • Рестораны, кафе
  • Экскурсии
  • Афиша
  • Сборные экскурсии
  • Интернет-магазин экскурсий и сувениров
  • Рестораны, кафе
  • Гостиницы
  • Для детей
  • Достопримечательности
  • Транспорт, расписание
  • Отдых и развлечения
  • Путеводитель по Великому Новгороду
  • Памятка туристу
  • Активный отдых
  • Карта города
  • MICE
  • Аудиогид
  • Туристические компании

Главная / Великий Новгород для туриста / История Великого Новгорода. Великий Новгород для туриста.
История Великого Новгорода

А также:

  • Узнайте, почему Великий Новгород называют Родиной России.
  • Читайте о средневековом торговом Ганзейском союзе.
  • Великий Новгород — Ганзейский город. Окна и двери.
  • Посмотрите наш новый онлайн-проект «Экзамен на отлично» со Сбыславом, Евфимией и Агафьей — для всех, кто интересуется историей России!

Здесь не носили лаптей, а ходили в кожаных сапогах, здесь мостили улицы с древних времен, простолюдины вели оживленную переписку, а князей звали и прогоняли когда хотели. Здесь можно постоять на том самом месте, откуда, по преданию, сбросили в реку кровожадного языческого бога Перуна , искупаться в озере, на берегу которого пел свои чарующие песни купец Садко, поучаствовать в ристалищах современных новгородских витязей. Здесь, и только здесь вы в полной мере ощутите связь времен и исконную атмосферу Земли Русской.

Старейший город России, колыбель русской демократии, средневековый центр торговли и ремесел, крупнейший партнер Ганзейского Союза в XII-XVII вв., связующее звено между средневековой Европой и Русью и рубеж на границе двух цивилизаций — все это Великий Новгород.

Слово «новгородцы» впервые звучит в летописи под 859 годом. Предметом научных споров до сих пор остаются точная дата возникновения Новгорода и местоположение «старого» города. В последнее время преобладает точка зрения, по которой роль старого города отдается Городищу, расположенному на правом берегу Волхова, в 2 километрах от современного города. Именно там, вероятно, находилась резиденция князя Рюрика, призванного в IX в. на княжение в Новгород и положившего начало династии Рюриковичей. В X в. город был перенесен на новое место и назван Новгородом. После покорения Киева князем Олегом во главе новгородской дружины и образования единого государства Киевская Русь, Новгород становится вторым по значению центром нового государства. В свое время здесь княжили Владимир Красное Солнышко и его сын Ярослав Мудрый.

Но уже в 1136 в Новгород обретает принцип вольности в князьях: отныне они сами решают, какого князя пригласить, а длительность его пребывания на новгородском столе зависит от того, придется ли он по нраву новгородцам. С конца XIII века князь не приглашался. В этот период Великий Новгород — столица Новгородской вечевой республики. Вече решает вопросы войны и мира, принимает законы и заключает договоры с другими землями, а также избирает Владыку — архиепископа Новгородского, который с 15 века фактический глава Новгородской вечевой республики. Конец новгородской республики приходится на 1478 г., когда московское войско одержало победу над новгородцами в битве на реке Шелонь. Новгород и все его земли вошли в состав централизованного государства Московская Русь, территория которого от этого увеличилась в 5 раз! Тем не менее, до начала 18 века Новгород не теряет значения центра международной торговли и ремесел, чему способствовало выгодное географическое положение на пересечении путей из стран Балтии в Средиземноморье («из варяг в греки») и через Поволжье на Восток. Торговые связи Новгорода распространялись от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя.

Император Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» рассказывает, что россы плывут в Константинополь, в первую очередь из города «Немогард, в котором сидит Святослав, сын Игоря». Несомненно, речь идет о Новгороде, а то обстоятельство, что в греческом тексте употреблен странный для византийского уха глагол «сидит» в смысле «правит», свидетельствует, что сведения получены от самих руссов и буквально переведены императору его толмачами. Информация относится ко времени до вокняжения Святослава Игоревича в Киеве (около 964 года) и является тем самым первым упоминанием о ныне существующем российском городе в византийской литературе. В 1045 году было начато строительство главного храма Новгорода, нареченного Святой Софией в воспоминание о главном соборе Константинополя. Русь копировала Византию не в строительстве, а в живописи.

В конце 1300-х годов в Новгород прибыл Феофан Грек. Он привез с собой совершенно уникальный, неслыханный на Руси стиль письма. Его экспрессивная манера характеризуется свободой и раскованностью, невероятной подвижностью, иногда эскизностью. Художник, прекрасно владевший навыками «школьной» живописи, отказался от классической гармонии и покоя в пользу максимальной выразительности композиций, поз, жестов.

За минувшие столетия история Новгорода была богата событиями. Вот лишь вкратце основные события Земли Новгородской:

  • 859 г. — Новгород впервые упоминается в «Повести временных лет» в связи со знаменитым путем «из варяг в греки».
  • 862 г. — призвание варяга Рюрика на княжение.
  • 1019 г. — князь Ярослав Мудрый дарует Новгороду независимость от Киева и права вольного города.
  • 1044 г. — при князе Владимире начинается строительство каменных стен Кремля (Детинца).
  • 1045 г. — в Детинце закладывают первый каменный храм Святой Софии.
  • 1136 г. — Новгород становится «волен во князьях» и превращается в республику, во главе которой стоит вече.
  • 1242 г. — Ледовое побоище, победа новгородцев во главе с князем Александром Невским.
  • 1471 г. — битва на реке Шелони, поражение новгородцев от москвичей и начало присоединения Новгорода к Москве.
  • 1478 г. — конец Новгородской республики.
  • 1570 г. — разгром Новгорода Иваном Грозным.
  • 1611-1617 гг. — оккупация Новгорода шведами.
  • 1706 г. — основание первого в Новгороде Греко-латинского училища братьями Лихудами.
  • 1727 г. — Новгород становится губернским центром.
  • 1862 г. — открытие памятника «Тысячелетие России».
  • 1865 г. — открытие музея общества любителей древности, первого провинциального музея в Российской империи.
  • 1941-1944 гг. — оккупация фашистскими войсками.
  • 1951 г. — в ходе археологических раскопок найдена первая берестяная грамота.1993 г. – первым из российских городов Новгород вступил в Ганзейский союз Нового времени.
  • 1997 г. — Новгород награжден почетным знаменем совета Европы за достижения в экономическом и социальном развитии.
  • 1999 г. — Новгороду возвращено историческое название — Великий Новгород.
  • 2001 г. – В Великом Новгороде открыт первый в России городской Офис Туризма и туристско-информационный центр «Красная Изба».
  • 2009 г. — Великий Новгород отпраздновал свой 1150-летний юбилей.
  • 2009 г. — первым из российских Великий Новгород принял Международный форум «Ганзейские дни Нового времени».
  • 2012 г. – Великий Новгород стал основным центром празднования 1150-летия зарождения российской государственности.
  • 2014 г. — Великому Новгороду исполняется 1155 лет.

Начиная с 50-х годов XX века в черте города и на Рюриковом Городище систематически проводятся масштабные археологические раскопки, в которых участвуют местные и приезжие ученые, а также студенты и школьники. За это время было найдено более 2000 свинцовых печатей, огромное количество оружия, украшений, предметов быта и разнообразных музыкальных инструментов. Главная же гордость новгородских историков — более 1000 берестяных грамот самого разного содержания и в прекрасной сохранности. Среди них попадаются деловые письма, любовные послания, записи кулинарных рецептов, комментарии к Библии, коммерческие расчеты и даже каракули учеников. Эти находки указывают на поголовную грамотность жителей средневекового Новгорода, включая женщин и простолюдинов, и помогают лучше понять образ жизни наших далеких предков. Тонкая, тщательная работа по дереву, металлу, коже и стеклу, богатство и обилие предметов и многочисленность берестяных посланий не может не восхищать. Все это говорит нам о былом величии, могуществе и важности Великого Новгорода — политического, религиозного, торгового и культурного центра древней Руси.

На протяжении веков Великий Новгород — ведущий партнер Ганзы — торгового союза немецких городов, контролировавшего важнейшие торговые пути по Балтике и северным морям. Торговля Ганзы с Русью осуществлялась через Новгород — дальше на Русь ганзейские купцы не ходили, весь товар распродавая именно в Новгороде, откуда его развозили уже к своей выгоде русские купцы. Партнерские отношения Новгорода и Ганзы, крайне выгодные для обеих сторон, регулировались специальными договорами и уставом Ганзейского двора — «Скра». В договорах прописывались гарантии безопасной торговли. Наиболее существенными были статьи о предоставлении «чистого пути» ганзейским купцам в Новгородскую землю, а новгородцам — по Балтике. Важнейшие статьи русского средневекового экспорта: меха и воск, мед и лен — высоко ценились по всей Европе. Многие западноевропейские монархи и знатные особы носили роскошные шубы и шапки из новгородских драгоценных мехов — горностая, соболя, куницы; свечи из русского воска мерцали в огромных алтарях готических соборов. С Запада импортировались дорогие ткани, сукна, а также цветные металлы, используемые во многих ремеслах, которыми особенно славились новгородские мастера.

Ганзейские купцы везли греческие, французские, испанские и, конечно, рейнские вина. Ввозили и балтийскую сельдь, соль, а в неурожайные годы и хлеб.

В Новгороде находилась одна из крупнейших в Европе Ганзейских контор, расположенная на Ярославовом Дворище — месте средневекового Торга. В ее состав входили Готский и Немецкий дворы. Окруженные тыном из толстых бревен, дворы напоминали крепости. Внутри дворов находилась вся необходимая для длительного пребывания ганзейских купцов в Великом Новгороде инфраструктура.

В 1980 г. на традициях Средневековой Ганзы, которую по праву называют прообразом Евросоюза, основан Ганзейский союз Нового времени. В 1993 г. Новгород стал первым российским членом Ганзейского Союза Нового времени и ежегодно представляет свои средневековые традиции на Международных Ганзейских днях. В 2009 году город отметил свое 1150-летие и стал хозяином XXIX международного форума «Ганзейские дни Нового времени», который прошел под девизом «Расширяя границы…».

Новгородская цивилизация — новый сайт, адресованный всем, кто интересуется отечественной историей вообще, и новгородской историей в частности.

*Благодарим Анатолия Андреева и Артура Виснапа за предоставленные фотоматериалы.

Великий Новгород

Великий Новгород – это город-музей, в нём сохранилось множество памятников XI и более поздних веков. Исторические памятники Новгорода и окрестностей являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Колокольные звоны в Великом Новгороде (видео нашей путешественницы Lucia McCreery из Бруклина)

Колокольные звоны в Великом Новгороде (видео нашей путешественницы Lucia McCreery из Бруклина)

Софийский собор и памятник Тысячелетию России

Софийский собор и памятник Тысячелетию России

Берестяная грамота из коллекции Новгородского музея

Берестяная грамота из коллекции Новгородского музея

Икона из коллекции Новгородского музея

Икона из коллекции Новгородского музея

Собор Св. Софии

Собор Св. Софии

Церковь Спаса Преображения на Ильине

Церковь Спаса Преображения на Ильине

Музей Витославлицы

Музей Витославлицы

Музей Витославлицы

Музей Витославлицы

Новгородский кремль

Новгородский кремль

Время основания Новгорода с точностью определить довольно трудно. Официально считается, что его основали в 859 году. Длительное время Новгород являлся одним из самых влиятельных и богатых городов Руси. Сейчас город является административным центром Новгородской области и в нём проживает около 225000 человек.

В древности Новгород, лежащий в двух километрах от истока Волхова из озера Ильмень, разделялся этой рекой на две половины, или стороны: Софийскую на левом и Торговую на правом берегу. Центром города был Кремль, или Детинец на Софийской стороне.

Новгородский Кремль

Новгородские летописи относят строительство первой каменной крепости к 1044 году. Кремль стоит на берегу реки Волхов, длина его стен составляет 1487 метров, ширина достигает 6 с половиной, а высота — 15 метров. До наших дней сохранилось 9 башен Кремля.

novgorod-019.jpg

По одной из версий, крепость называли Детинцем потому, что при нападении неприятеля там укрывали детей.

На территории Кремля находится Софийский собор. Считается, что он построен в 1045-50 годах и является самым старым храмом России. В храме встречали дорогих гостей, послов, подписывали мирные договоры и хранили княжескую казну. Без благословления Св. Софии новгородцы не начинали никакого общественного дела.

До наших дней сохранились фрагменты росписи интерьера 12 века, позднейшая роспись конца 19-го века и старинный иконостас.

На центральной площади Новгородского Кремля, перед зданием Присутственных палат, стоит памятник Тысячелетию России. Этот памятник был открыт 8 сентября 1862 году в честь тысячелетнего юбилея Российской государственности. На памятнике изображены фигуры самых выдающихся людей в истории России на тот момент. Расходы по сооружению памятника достигли полумиллиона рублей серебром.

На территории Кремля, в двухэтажном здании Присутственных мест, расположены основные экспозиции Новгородского музея. Наибольший интерес представляют коллекция русских икон XI – XIX веков, берестяные грамоты, изделия ремесленников, воинское снаряжение и другие артефакты с древнейших времен до конца XVII века.

Торговая сторона

Торговая часть находится напротив Кремля, на другом берегу реки Волхов.

Южная часть Торговой стороны в древности называлась Ярославовым Дворищем. Здесь находился дворец князя Ярослава Мудрого, бывшего князя Новгородского, а потом и великого князя Киевского. На этом месте сейчас стоит старинный Никольский собор (1136) и ещё несколько церквей.

На берегу реки велась торговля и располагались лавки древнего Торга. Новгород был важнейшим торговым центром, так как он имел сообщение с Европой по реке Волхов, Ладожскому озеру, реке Неве и Балтийскому морю. В Новгороде находился ганзейский торговый двор иностранных купцов. Основными экспортными товарами были пушнина, воск и кожа. Ввозились металлы и изделия из них, включая серебро и золото, сукно, соль, вина и множество других товаров.

В 17-18-м веках на месте Торга был выстроен Гостиный двор. Сейчас от него осталась только Аркада Гостиного двора, одна из визитных карточек Великого Новгорода. К сожалению, сами торговые ряды Гостиного двора были разобраны в конце 1940-х — середине 1950-х.

novgorod-012.jpg

Севернее Ярославова Дворища селились обеспеченные горожане. Существует легенда, что на углу улиц Московской и Рогатицы стоял дом Марфы-Посадницы (Марфы Борецкой), которая в конце 15-го века была одним из лидеров сопротивления Московской гегемонии. Якобы, из её дома на Софийскую сторону под рекой Волхов шёл подземных ход.

От Ярославова Дворища идёт улица Ильина, на которой находится древняя церковь Спаса Преображения на Ильине (1374), знаменитая фресками византийского и русского мастера Феофана Грека (Theophanes the Greek). Церковь открыта для посещения летом в сухую погоду, а зимой и во время дождя она закрыта, дабы влажность не повредила росписи.

В непосредственной близости к этой церкви располагается Знаменский Собор (1688).

Юрьев монастырь

К югу от Кремля, на левом берегу реки Волхов располагается Юрьев монастырь. По преданию, он был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым после победы над народом «чудь». Длительное время Монастырь был одним из самых богатых на Руси. После секуляризационной реформы Екатерины Великой 1764 года Юрьев монастырь пришел в упадок.

В 1825-1827 году иждивением графини Анны Орловой-Чесменской, духовной дочери архимандрита Юрьева монастыря Фотия, была произведена значительная перестройка церквей и зданий, построена больница для монахов и гостиница для гостей и паломников.

Главным храмом монастыря является собор Святого Георгия, построенный в 1119-1130 годах.

Музей Витославлицы

Неподалеку от Свято-Юрьева монастыря, на территории бывшей дворянской усадьбы графини Анны Орловой-Чесменской, с 1964 года располагается музей деревянного зодчества «Витославлицы». В этом музее любознательный посетитель может познакомиться с образцами традиционного северного деревянного зодчества – церквями, часовнями, крестьянскими избами, ветряными мельницами et cetera.

Исторические сведения взяты из:

  • С.В. Бураковскiй «Путеводитель по Новгороду и его окрестностямъ» 1891.
  • В.П. Ласковскiй «Путеводитель по Новгороду» 1910.

Легенды о возникновении Новгорода

Существует несколько легенд о возникновении Новгорода Великого.

Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород, краса и слава русской вольницы. Его построили древние славяне, которые жили общинным строем, сообща обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, занимались промыслами и торговлей. Скандинавские сказы рассказывают, что поначалу где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру, на островном холме был построен укрепленный городок и возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо и мудро правили ими по законам вечевой республики. Один из таких старейшин, Гостомысл, жил в первой половине IХ века, и были у него три дочери. На средней из них как будто бы был женат конунг Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в г.Хедебю (Дания). В то время шведы («варяги») напали на Новгород и завоевали его, но новгородцы восстали и изгнали шведов «за море» (859год). Гостомысл умер вскоре после того (861 год) и завещал Новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика. Так они и сделали. 8 сентября 862 года конунг Рюрик прибыл в Новгород на 160 кораблях и установил свое владычество как князь Новгородский. С тех пор начались «исторические времена».

Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.

Это было замечательное «государство в государстве», или Республика Святой Софии Премудрости Божией, во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, кончанскими старостами, архимандритами крупнейших монастырей. Все они составляли «Совет господ», или «300 знатных кушаков», которые правили богатейшим государством, простиравшимся от Новгородского(Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Корабли древних новгородцев ходили на Новую Землю и Шпицберген, в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Польшу. «Господин Великий Новгород» входил в знаменитый Ганзейский торговый союз.

Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:

Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Илмерь, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Именем младшего сына Словена была названа река Волховец.

Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда — моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск.

Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. Такова легенда.

История города

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.

XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *