Ростральные колонны что это такое
Перейти к содержимому

Ростральные колонны что это такое

  • автор:

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ — СИМВОЛ МОРСКИХ ПОБЕД

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них — Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода».

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны — один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера — его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной — «Волхов» и «Нева», у северной — «Днепр» и «Волга»), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ — РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация». Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем — в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет — выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ «Спецпроектреставрация» предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры — тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

«Петербург — город камня» — так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

Ростральные колонны (Санкт-Петербург)

Ростра́льные коло́нны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. Ростральные колонны — один из символов Санкт-Петербурга и символ морских побед. Они построены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона, выполняли функцию больших фонарей. Ростральные колонны помогали ориентироваться приходящим в порт Санкт-Петербурга кораблям в ночное время или тумане, указывали путь, куда нужно было причаливать кораблям [1] .

Архитектура

Ростральные колонны Ансамбль Стрелки Васильевского острова

Ростральные колонны представляют собой полую конструкцию из кирпича и туфа, установлены на массивном пьедестале, с открытой площадкой над дорическими капителями колонн. Квадратные пьедесталы установлены на широких квадратных стилобатах, в которых устроены двери в галереи, ведущие на внутренние лестницы колонн. Фусты колонн снаружи оштукатурены и окрашены в цвет кирпичной кладки, основания облицованы серым гранитом. По верху стилобата выполнено покрытие из гидроизоляционного бетона, эластичной и штукатурной гидроизоляции [2] . Колонны украшены скульптурными изображениями: на каждой есть четыре пары декоративных металлических ростров старинных военных и торговых кораблей. На пьедесталах над входами — обращённые на запад и восток ростры античных торговых судов, со змеевидными ниже пояса крылатыми обнаженными женскими фигурами-наядами [3] .

Женская фигура на Ростральной колонне

Выше перпендикулярно им находятся ростры римских военных кораблей, с таранами и маскаронами свирепых оскаленных хищников — это крокодиловые головы и рыбы. Третий ряд — ростры, изображающие торговые суда — головы водяных, четвёртый ряд — ростры военных кораблей — морские коньки [4] . Размеры ростров уменьшаются с каждым ярусом, декор верхних ярусов проще и не включает фигуративных изображений. На каждом уровне на сторонах, перпендикулярных оси ростров, помещены якоря. Ростры и якоря выполнены из листовой меди и окрашены в тёмно-зелёный цвет. На верхних квадратных площадках установлены металлические треножники-жертвенники с полусферическими чашами-светильниками. Жертвенники выполнены из чёрного окрашенного металла, декорированы элементами из патинированной латуни и бронзы. Открытия площадок и верха фустов колонн выполнены из медных листов, ограждение площадок — из стали. Выход на площадки осуществляется через дверные проёмы с металлическими заполнениями. У подножия колонны подиума установлены аллегорические памятные скульптуры — Волга, Днепр, Нева и Волхов [5] .

История

В 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона возвели две Ростральные колонны. Архитектор украсил колонны рострами кораблей. Ростральные колонны стали стали воплощением военно-морской мощи и величия Российской империи. Традиция в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные рострами, или носами, вражеских кораблей, пошла из Древнего Рима [6] .

С латыни «rostra» переводится как «нос корабля (во множественном числе «rostrum»).

Над проектом Ростральных колонн трудился так же русский скульптор-камнетёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи Вологодской губернии. У подножия колонн находятся статуи морских божеств выполненные Иосифом Камберленом (Joseph Camberlain), открытие которых состоялось в 1815 году. Триумфальное сооружение Ростральных колонн традиционно ассоциируется с мощью Санкт-Петербурга и России. Воплощением этих качеств являются скульптуры, расположенные у подножия колонн. По распространенной версии, аллегорически они воплощают великие реки России: северная колонна — Волгу и Днепр, южная колонна — Неву и Волхов. Однако сам архитектор Тома де Томон об этом написал [7] :

База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции.

В качестве скульптурного материала использовался пудостский известняк, добываемый в селе Пудость Гатчинского района, хотя изначально, Тома де Томон хотел отлить весь скульптурный ансамбль из бронзы, но ему пришлось отказаться от этой идеи из-за сложности и дороговизны работы. Внутри каждой Ростральной колонны есть винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку, где находится огромная лампа-чаша, установленная на металлическом штативе. С момента строительства этих сооружений и до 1896 года в чашу Ростральных колонн наливали конопляное масло, и поджигали, в результате чего появились два огромных огненных столба. Ростральные колонны были больше фонарями, нежели маяками, как некоторые полагали, на реках их не ставили. Хотя они помогали пришвартовываться приходящим в порт кораблям. Высота каждой Ростральной колонны составляет 32 метра [8] . В 1896 году к Ростральным колоннам было подведено электричество. Из-за больших расходов этот способ освещения на Ростральных колоннах использовался не долго. По экономическим соображениям, к 250-летию города, в 1957 году к чашам Ростральных колонн был подведен газ, после чего на них запылали 7-метровые факелы. В наше время Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова зажигают только по праздниками или в честь торжественных мероприятий проходящих в Санкт-Петербурге [9] .

Реставрация

Первая реставрация Ростральных колонн производилась в 1926-1928 годах. При реставрации скульптур Ростральных колонн была выявлена масса нарушений, допущенных при предыдущем ремонте. Многие детали пришлось восстанавливать с использованием новых крепежей и опор. Во время Великой Отечественной войны украшения Ростральных колонн значительно пострадали: они были пробиты осколками бомб и снарядов и проржавели. В ходе реставрации 1947—1948 годов их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда же были заменены четырёхугольные площадки, на которых стоят чаши-светильники. Восстановлением в этот период руководил скульптор И. В. Крестовский [10] . Следующие реставрационные работы проходили в 1998-1999 годах. В 2011, 2013 и 2014 годах, по заказу газораспределительной организации были выполнены локальные работы по реставрации фустов колонн и реконструкция системы зажигания факелов. Каменные стены внутренних винтовых лестниц были зачищены и обработаны закрепляющими грунтовками [11] . Работы по реставрации скульптур начались в середине мая 2019 года. Реставраторы удалили с поверхности скульптур раствор тонировки, атмосферные загрязнения и биологические поражения, дефектные вставки и мастиковки. Затем специалисты укрепили пудостский известняк в зонах деструкции, произвели восполнение утрат, заделку трещин и мастиковку. Наиболее крупные дефекты докомпоновывались натуральным известняком. Финальный этап: на поверхность скульптур наносится защитный известковый состав [5] .

Газификация

Горящий факел на Ростральной колонне

Важное мероприятие было организовано по случаю 250-летия Санкт-Петербурга. Газовая служба восстановила давнюю, очень красивую городскую традицию и зажжения огней на Ростральных колоннах. Трубопровод природного газа был подведен к Ростральным колоннам, внутри колонн проложен вертикальный стояк, а в чаше установлена большая газовая горелка. 6 июня 1957 года на одной из Ростральных колонн был успешно осуществлен тестовый запуск оборудования. 23 июня 1957 года горожане и гости города, участвовавшие в вечерних торжествах на Васильевском острове и набережной Невы, смогли насладиться красотой зажженных факелов на Ростральных колоннах. Вот уже много десятков лет городская газовая служба выполняет почетную обязанность — обеспечивать надежное снабжение природным газом уникальных потребителей, следит за сохранностью оборудования и отвечает за стабильную работу системы зажигания, запального устройства и оборудования для сжигания газа. Факелы зажигаются в городе несколько раз в год, а также по всероссийским праздникам и особым случаям [9] .

Литература

  • Юрков О. В. «Ростральные колонны» — Санкт-Петербург: Реноме, 2014. — 464 с.

Примечания

  1. ↑Удивительные факты о Ростральных колоннах в Санкт-Петербурге(рус.) . Аудиогид-путеводитель по Санкт-Петербургу. Дата обращения: 30 августа 2023.
  2. ↑Ростральные колонны Санкт-Петербурга(рус.) . Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 30 августа 2023.
  3. ↑Ростральные колонны в Петербурге(рус.) . Я — Петербурженка. Дата обращения: 30 августа 2023.
  4. ↑Завершается реставрации скульптур Ростральных колонн – Невы, Волхова, Волги и Днепра(рус.) . Новости Санкт-Петербурга. Дата обращения: 30 августа 2023.
  5. ↑ 5,05,1Ростральные колонны на Васильевском острове — самое интересное! Скульптуры 4-х рек(рус.) . Аудиогид-путеводитель по Санкт-Петербургу. Афиша СПб. Дата обращения: 30 августа 2023.
  6. ↑Ростральные колонны (Санкт-Петербург)(рус.) . Новости, факты, события. Дата обращения: 30 августа 2023.
  7. ↑Ростральные колонны(рус.) . Живая картина. Всё о туризме, отдыхе и путешествиях. Дата обращения: 30 августа 2023.
  8. ↑Ростральные колонны — символ морских побед(рус.) . Журнал Наука и жизнь. Дата обращения: 30 августа 2023.
  9. ↑ 9,09,123 июня исполняется 60 лет газификации Ростральных колонн(рус.) . Администрация Санкт-Петербурга (официальный сайт). Дата обращения: 30 августа 2023.
  10. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.Завершается реставрация скульптур Ростральных колонн – Невы, Волхова, Волги и Днепра(рус.) . Администрация Санкт-Петербурга. Дата обращения: 30 августа 2023.
  11. ↑Масштаб объектов и уровень задач(рус.) . Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Дата обращения: 30 августа 2023.

Ссылки

  • Ростральные колонны
  • Ростральные колонны в Санкт-Петербурге
  • Ростральные колонны, Архитектор Тома де Томон
  • Ростральные колонны на Васильевском острове — самое интересное
  • Ростральные колонны — символ величия военно-морского флота России

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Знание.Вики:Статьи без ссылки на Викисклад
  • Статьи с шаблонами-карточками без имени
  • Страницы с неизвестными параметрами шаблона Достопримечательность
  • Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
  • Знание.Вики:Готовые статьи по истории
  • Все статьи
  • Памятники Санкт-Петербурга
  • Памятники России
  • Памятники
  • Памятники XIX века
  • Памятники архитектуры России
  • Памятники архитектуры
  • Объекты культурного наследия России федерального значения
  • Ростральные колонны
  • Сооружения Жана Тома де Томона
  • Аллегорические скульптуры
  • Построенные в 1810 году
  • Объекты культурного наследия Санкт-Петербурга
  • Объекты культурного наследия России по алфавиту
  • Федеральные объекты культурного наследия в Санкт-Петербурге
  • Колонны Санкт-Петербурга
  • Памятники архитектуры по алфавиту

Ростральные колонны

Ближе к середине 18 века в Санкт-Петербурге возникла потребность в расширении торгового порта. Решение принималось на самом высоком уровне, и в 1733 г. его переместили с о. Березового, где кораблям было уже тесно, на Васильевский остров. На Стрелке Васильевского была возведена вся сопутствующая инфраструктура: Таможенный приказ, Биржа, пакхаузы, склады, погрузочные площадки и т.д. Поток грузов рос стабильно, и в конце столетия порт показывал цифру в 1000 судов в год, заходивших в Северную столицу с различными целями.

Но в зарождающуюся промышленную эпоху скоро и этого пространства стало мало. Сегодня морской порт Санкт–Петербурга находится на Гутуевском острове. Но остатки прошлой мощи до сих пор доступны для осмотра на Васильевском. Одна из таких Ростральные колонны.

Практика возведения различных триумфальных сооружений в честь побед на море пришла к нам с запада – из Древнего Рима и Древней Греции. Обычно в память о битве воздвигалась колонна, которую украшали ростром – это передняя часть побеждённого корабля или группы кораблей. У нас их тоже строили западные специалисты – в 1810 г. архитектор Жан Франсуа Тома де Томон разработал проект и руководил постройкой ростральных колонн.

Они несли не только декоративную функцию, но и сугубо практическую – достигая в высоту 32 метров, на самой верхушке находились специальные подставки-треножники для подачи сигналов кораблям. Для обслуживания были предусмотрены винтовые лестницы.

Примечательно, что до этого наверху была жаровня, в которой кипятилось конопляное масло. Смешиваясь с влажным морским воздухом, оно разбрызгивалось и прилетало сверху на всех, кто проходил мимо. В чём был смысл такого варварского обычая, история умалчивает. В 1896 к колоннам подвели ток и зажгли специальные лампы. Но по причине дороговизны электроэнергии и большого энергопотребления приборов, от этого тоже скоро пришлось отказаться. Прогресс дошел к колоннам только в 1957 г., ровно к юбилею Северной Пальмиры. К колоннам подвели газ, и они озарились «лисьим хвостом» высотой в семь метров. Сегодня огни зажигаются только по особым случаям.

Изначально колонны планировались делать из бронзы. Именно металл должен был хранить память о былых сражениях и передать его потомкам. Но возведения таких конструкций не позволяли технологии того времени. В итоге бронза была заменена на пудостский известняк. Этот минерал добывался недалеко, в пределах города. Заодно сэкономили и на доставке. Особенность этого известняка в том, что как только он извлечён из карьера, он легко обрабатывается даже обычным ножом. Но под солнцем и воздухом камень быстро набирает прочность. Лучшие резчики были выписаны из Франции – Камберлен и Тибо.

Но у пудостского известняка есть и ряд недостатков: он очень чувствителен к перепадам температур, промышленному смогу, осадками и климату северных регионов. Итог – скульптуры быстро разрушались и требовали и частой реставрации. Последствия не заставили себя ждать. Ведущий искусствовед Крестовский писал, что после каждой реставрации все фигуры оказались выкрашенные разной масляной краской.

А в процессе реставрации гипс, цемент и штукатурки успели попасть и на «здоровые» изваяния. В камни с разными целями вбивали гвозди и арматуру. Отвалившиеся части меняли на такие же, только из другого камня или даже цемента, а потом всё окрашивалось.

Вторую жизнь Ростральные колонны получили в 1997-98 г.г. после реставрации сотрудниками Эрмитажа. За дело взялись глобально – изваяния очистили от сажистых наслоений, следов биоорагнизмов, результатов предыдущих «реставраций» и т.д. На пораженные места установили 100% копии из «родного» пудостского известняка. Так и спасли символ морского величия Санкт–Петербурга.

Зачем зажигают Ростральные колонны, и откуда они вообще появились на стрелке Васильевского острова

«Ростральные колонны» – то словосочетание, которое могут выговорить лишь коренные петербуржцы, а историю их появления и жизни на В.О. не знают порой и они. «Санкт-Петербург.ру» начитался про такой нынче редкий «огонь на Неве» и рассказывает достоверные факты и любопытные легенды о нем.

Факелы на Неве

Ростральные колонны уже двести лет стоят на стрелке Васильевского острова Петербурга. Некоторые жители и гости города называют их то «расстрельными», то «растрелльными» колоннами в честь известного русского архитектора Растрелли. Молодежь предпочитает называть их просто факелами. «Санкт-Петербург.ру» разобрался в истории появления Ростральных колонн и их судьбы.

Первая Ростральная колонна появилась еще в 260 году до н. э. в Риме в честь победы над карфагенянами в морской битве при Милах. Название произошло от латинского слова «rostrum», что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом нос, больше похожий на клюв птицы, применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побежденных судов украшались колонны, которые с Древнеримских времен воздвигались как символы морских побед. Традиция украшать колонны трофеями перекочевала со сражений на земле.

Ростральные колонны в Петербурге придумывались как олицетворение мощи и величия морского флота Российской империи. Этим монументальным сооружениям придавалось огромное значение. Об этом говорит в том числе тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились французским архитектором Тома де Томон под строгим руководством Совета Академии художеств, возглавляемым Андреяном Захаровым.

Окончательный проект по формированию облика стрелки Васильевского острова был утвержден 26 февраля 1804 года. Сразу после этого была создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем» во главе. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 году.

1910-е годы. Фото: citywalls.ru

Наяда, водяной и голова крокодила

На стволе каждой колонны симметрично в четыре яруса укреплены по восемь корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества – наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую – изображения морских коньков. Колонны также украшены рельефными якорями.

Фонарь на южной колонне указывает путь в Большую Неву, а на северной – в Малую. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов. Однако сам Тома де Томон писал: «База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

В городском фольклоре, конечно, существует своя версия значения колонн. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь до основания города жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову. Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

1947 год. Фото: citywalls.ru
1970-е годы. Фото: citywalls.ru

Масло – нет, электричество тоже не подойдет

В качестве материала для скульптур сначала была выбран чугун, но из-за сложности работы выбор пал на пудостский известняк, который добывался в поселке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку. Раньше на ней располагалась огромная чаша-светильник с металлической треногой, удерживающей ее. Сначала для освещения использовали смоляные факелы, которые позже попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно для проходящих мимо горожан.

Ростральные колонны служили маяками в темные ночи и во время тумана вплоть до 1885 года, когда торговый порт из центра был переведен на Гутуевский остров. В 1896 году с появлением электричества в Петербурге была попытка подключить на колоннах светильники с мощными лампами, однако этот способ оказался слишком дорогим и от него отказались «по причине великого расхода».

В 1957 году к запоздалому 250-летию Ленинграда партией было поручено в срочном порядке оборудовать Ростральные колонны горелками и подключить их к газовому снабжению. Специалисты 6 июня провели пробный пуск газового оборудования, а 23 июня возродили красивую традицию зажигания огня в честь праздника.

1816 год. Фото: citywalls.ru

«Доделки» и настоящая реконструкция

Советские годы и Великая Отечественная война нанесли значительный урон памятникам. В советское время было принято к важным юбилейным датам в быстром темпе поправлять и подлатывать памятники без должной реконструкции и ремонта. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И все это щедро замазывалось свежей масляной краской. Во время войны украшения на колоннах были пробиты осколками и сильно поржавели.

В 1947-1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры, их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырехугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники.

И только в 1998-1999 годах специалисты провели настоящую реконструкцию и восстановили памятники архитектуры. Был целый ряд работ по новой реставрационной технологии, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства. Фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки». Затем при помощи специального раствора укрепили недостающие детали из известняка. В качестве соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.

Яркие языки пламени на крупные праздники

Многие туристы любят фотографироваться у одной из статуй колонны, так как она представлена на 50-рублевой купюре образца 1997 года вместе с изображением реки Невы.

В честь крупных праздников и годовщин на колоннах зажигают настоящий огонь. Семиметровый столб пламени ярко горит над акваторией Невы. Увидеть это можно в такие даты как Новый год и Рождество, День полного снятия блокады Ленинграда (27 января), День Победы (9 мая), День города и в день проведения праздника выпускников «Алые Паруса». В порядке исключения список может быть расширен, так, например, от огоня на Ростральных колоннах зажгли факел Паралимпиады в Сочи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *