Сколько залов в новой третьяковке
Перейти к содержимому

Сколько залов в новой третьяковке

  • автор:

Сколько залов и какие насчитывает Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — крупнейшее собрание произведений искусства в России. Фонд музея вмещает коллекцию экспонатов XI — начала XXI веков. Сегодня здесь представлено более 200 тысяч шедевров живописи и скульптуры. А началась история одного из значимых музеев мира всего с двух картин из небольшой частной экспозиции.

Домашняя коллекция

В 1851 году семья Третьяковых приобрела дом в Лаврушинском переулке. Позднее этот особняк стал хранилищем частной коллекции, а потом и публичным музеем. Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, был купцом и меценатом, вкладывал значительные суммы в благотворительность и страстно любил искусство.

Третьяков хотел создать музей национального уровня. В 1856 году он приобрёл работы русских художников, которые и положили начало галерее. Этот год считают датой основания Третьяковки. Первое время меценат размещал произведения в своей усадьбе, но коллекция быстро росла. Места для экспонатов постоянно не хватало — к дому неоднократно достраивали помещения.

В 1892 году коллекционер подарил своё собрание Москве. Уже тогда в ней находилось более 1200 работ. Сюда вошла и коллекция Сергея Третьякова, брата Павла, который тоже разделял любовь к искусству. Несмотря на то, что галерея больше не принадлежала семье, основатель продолжал покупать картины и дарить их музею. Усадьба Третьяковых перешла в городские владения вместе с коллекцией. Сегодня это главный корпус галереи.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году И. Э. Грабарь стал директором галереи. Время его работы в музее называют «периодом реформ». Новый руководитель преобразил экспозицию, расположив её по особому принципу: произведения каждого художника должны были находиться в одном зале, а все картины галереи — в хронологическом порядке.

После февральской революции музей национализировали. В это время экспозиция стала активно пополняться произведениями из Государственного музейного фонда и частных коллекций. Галерею продолжали достраивать, открывали новые площадки.

Во время Второй мировой войны предметы искусства вывезли в Пермь и Новосибирск. Эвакуация произведений проходила в несколько очередей. Первыми в тыл отправили особо ценные экспонаты, а вторую очередь вывозили уже в ускоренном режиме — тогда немецкие войска сбросили на галерею две фугасные бомбы. В нескольких местах был повреждён потолок, рухнуло межэтажное перекрытие, вышли из строя системы отопления и вентиляции. Спустя несколько месяцев в здание попала ещё одна фугасная бомба. Хранить экспонаты в таких условиях становилось всё сложнее — зимой в помещении было холодно, попадал снег. Четвёртую, завершающую очередь эвакуации удалось провести только в сентябре 1942-го.

С 1942 по 1944 музей ремонтировали. А 17 мая 1945 галерея снова открылась для публики.

Залы Третьяковки

Схемы залов художественной галереи много раз перестраивали. Основная экспозиция выставлена в 62 залах и занимает два этажа. Произведения разместили в соответствии с эпохами их создания.

Зал иконописи

Древнерусская живопись находится в залах 56–62. Начало этой части экспозиции положил ещё сам Третьяков. В 1890 году он приобрёл иконы из коллекции И. Л. Силина, которые демонстрировались в Историческом музее во время VIII Археологического съезда. Позже из частных собраний были выкуплены и другие ценные работы XII–XVII веков. Здесь представлены знаменитые образы Дионисия, «Троица» Андрея Рублёва, икона Богоматерь Владимирская, выставленная в музее-храме в Толмачах.

Залы XVIII-XIX веков

В залах 1-7 выставлена живопись и скульптура XVIII века. Здесь можно увидеть полотна Никитина, Левицкого, Боровиковского и других мастеров. Большую часть выставки занимают портреты, но встречаются пейзажи и картины, созданные по мотивам мифов Древней Греции.

8-15 залы Третьяковской галереи содержат работы периода романтизма. Одними из первых посетителей встречают полотна Кипренского, в том числе известный портрет Пушкина. Здесь находится самая крупная картина Третьяковки — «Явление Христа народу» Иванова. Она достигает 5,4 м в высоту и 7,5 м в ширину.

Залы второй половины XIX века

С 16-го зала начинается другая часть собрания: картины Репина, Сурикова, Левитана и других художников того времени. Здесь вы встретите знаменитое произведение Васнецова «Богатыри», на создание которого художнику потребовалось 20 лет.

Залы рубежа XIX-XX веков

Искусство этого периода размещено в 11 залах Третьяковки. Здесь увидите пейзажи Левитана и Коровина, портреты Серова и Серебряковой, исторические полотна Нестерова.

Зал графики

Графические работы находятся в залах 49–54. Экспозиция время от времени обновляется. Также в зале проходят сменные выставки.

Залы мастеров

Это залы, где демонстрируют работы одного живописца. Например, произведениям Врубеля выделено несколько залов — с 32 по 34 включительно. Здесь вы увидете панно «Принцесса Грёза». Врубель написал его под впечатлением от пьесы Эдмонда Ростана. Мастер изобразил центрального персонажа драмы — трубадура, которому в бреду болезни видится его избранница.

Сокровищница русского искусства

В этом зале хранятся изделия из ценных камней и металлов, церковные предметы, переплёты книг, ювелирные работы разных периодов.

Современное искусство на Крымском Валу

Экспозиция отечественного искусства XX-XXI веков находится в Новой Третьяковке. Здесь можно познакомиться с работами в разных стилях: авангард, социалистический реализм, андеграунд, нонконформизм и другие. В галерее проводят ретроспективы выдающихся художников, а также устраивают экспериментальные выставки молодых живописцев.

Часто задаваемые вопросы

Картины каких художников есть в Третьяковской галерее?

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке — это сотни тысяч произведений искусства исключительно русских авторов — иконописцев, художников , скульпторов. Экспозиция организована по хронологическому принципу. Благодаря этому посетители за одно посещение могут познакомиться с русским искусством почти полностью. Более современные работы, созданные в XX и XXI веках, находятся в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В галерее собрано свыше 400 работ художников XVIII столетия, в том числе мастеров русского портрета — В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова.

Экспозиция произведений художников первой половины XIX века в галерее более обширна и насчитывает свыше тысячи работ. Это такие авторы, как К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Федотов.

В Третьяковской галерее находится обширная коллекция произведений русских художников второй половины XIX столетия. Самые выдающиеся художники, чьи работы представлены в экспозиции исторического корпуса в Лаврушинском переулке — В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. И. Суриков, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. К. Айвазовский, И. И. Шишкин, И. Е. Репин.

Среди художников рубежа XIX и XX веков особенно выделяются М. А. Врубель, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, М. В. Нестеров, В. А. Серов.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу представлены работы художников, работавших в начале XX века, в советское время и в современной России. Самые знаменитые из авангардистов первой четверти XX столетия — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Среди советских художников стоит обратить внимание на произведения Ф. П. Решетникова, А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской. Также можно увидеть неформальное советское искусство — работы И. И. Кабакова, Э. В. Булатова, М. А. Рогинского.

В каком зале Третьяковской галереи находятся работы И. К. Айвазовского?

Экспозиция произведений всемирно известного русского художника -мариниста Ивана Айвазовского находится в историческом корпусе Третьяковской галереи по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10 в зале № 19. Всего в галерее можно увидеть семь произведений Айвазовского:

  • «Радуга»;
  • «Чёрное море»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Вид Леандровой башни в Константинополе»;
  • «Неаполитанский залив утром»;
  • «Морской берег»;
  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».

Почему Третьяковская галерея так называется?

Своим названием крупнейшая в России экспозиция произведений русского искусства — Третьяковская галерея — обязана своему основателю и его брату, Московской городской думе и, как ни удивительно, В. И. Ленину.

П. М. Третьяков — основатель Третьяковской галереи — из старинного купеческого рода родом из города Малоярославец (в 60 километрах от Калуги). В XVIII веке Третьяковы перебрались в Москву. Павел Третьяков продолжил дело своего деда и отца — занимался торговлей и сдачей коммерческой недвижимости в аренду. Кроме того, он занимался благотворительностью и интересовался русским искусством. Первые картины в личную коллекцию он приобрёл в 1856 году. Принято считать, что Третьяковская галерея начала свою жизнь именно в этом году. Особенностью собрания Павла Третьякова было то, что он коллекционировал произведения только русских художников.

В 1892 году Павел Третьяков решил передать свою коллекцию произведений искусства русских художников в дар городу Москве. Дума назвала галерею в честь братьев Третьяковых, Павла и Сергея.

Почему в названии Третьяковской галереи упомянут брат Павла Третьякова Сергей? Он также собирал произведения искусства русских художников. Когда Павел Третьяков передал своё собрание в дар Москве, он также включил в него коллекцию своего брата.

Какова роль Владимира Ленина в названии Третьяковской галереи? После установления власти Советов все галереи, государственные и частные, были национализированы. При этом из их названий убирали имена и фамилии их основателей или владельцев. Такая судьба могла ждать и Третьяковскую галерею. Однако Ленин решил не убирать из названия фамилию её основателей.

Какие самые известные картины Третьяковской галереи?

Экспозиция русского искусства в историческом здании Третьяковской галереи (дом 10 в Лаврушинском переулке) насчитывает 200 000 произведений русских художников , скульпторов и иконописцев. Они относятся к периоду с XII по XX век . Самые известные картины в Третьяковке:

  • «Демон сидящий» М. А. Врубеля ( зал № 33).
  • «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова ( зал № 28);
  • «Грачи прилетели» А. К. Саврасова ( зал № 18);
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова ( зал № 17);
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова ( зал № 10);
  • «Всадница» К. П. Брюллова ( зал № 9);
  • «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого ( зал № 16);
  • «Иван Грозный и сын его Иван. » И. Е. Репина ( зал № 30);
  • «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина ( зал № 25);
  • «Незнакомка» И. Н. Крамского ( зал № 20).

В Новую Третьяковку (расположена по адресу: улица Крымский Вал, дом 10) идут, чтобы познакомиться с более современными произведениями русских художников . Здесь представлено искусство начала XX века, когда творили знаменитые авангардисты — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Экспозицию продолжают произведения советских художников , следовавших официальной государственной парадигме — А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской, Ф. П. Решетникова. Также в галерее выставлены работы неформальных советских художников — Франсиско Инфанте-Арана, Э. В. Булатова, И. И. Кабакова, М. А. Рогинского. Произведения современных русских авторов также выставлены в галерее на Крымском Валу.

Произведения русских художников -авангардистов вы увидите в залах № 3 по № 14. Самые знаменитые из них:

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Над городом» М. З. Шагала.

Наиболее знаменитые картины советских художников периода с 1920 по 1980 годы в Новой Третьяковке представлены в залах с № 15 по № 36. Самые известные:

  • «Утро» Т. Н. Яблонской.
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова.

Произведения неформальных советских художников можно увидеть в залах № 31, № 32 и № 37). В их числе:

  • «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства» Франсиско Инфанте-Арана;
  • «Ответы экспериментальной группы» И. И. Кабакова;
  • «Горизонт» Э. В. Булатова;
  • Брюки «Дураки едят пироги» М. А. Рогинского.

Новая Третьяковская галерея в Москве

Новая Третьяковская галерея находится в просторном здании, которое располагается в Парке Музеон, на набережной Реки Москвы. Здание было построено в 1983 году в стиле советского конструктивизма архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым. Парковая зона вокруг художественной галереи представляет большой интерес.

В парке искусств Музеон можно посмотреть сотни скульптур Советской эпохи
Гранитный памятник Сталину в парке Музеон в Москве

В Новой Третьяковке можно посмотреть художественные коллекции современного искусства, относящиеся к периоду 20-21 веков. Здание галереи будет закрыто на полную реконструкцию с 2023 по 2028 год. В этот период ее коллекции можно будет посмотреть в Коммунарке.

Необходимость строительства нового здания появилась в 1970-х годах. В главном здании Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке не хватало места даже для основных экспозиций, а коллекция современного искусства постоянно пополнялась.

Главный вход в Третьяковскую Галерею
Картина «Три богатыря». Васнецов В.М., 1889 год Третьяковская галерея

Постоянная экспозиция новой Третьяковки занимает 37 залов на 4-м этаже. На других этажах проходят многочисленные временные выставки, которые вызывают большой интерес. Все залы галереи очень просторны, находиться в них очень комфортно.

Русский авангард в Новой Третьяковке

В залах с 3 по 14 Новой Третьяковки можно посмотреть коллекцию русского авангарда. Это самая интересная часть галереи, где представлены наиболее ценные произведения искусства. Самой известной картиной Новой Третьяковки является Черный Квадрат Казимира Малевича. Здесь их даже два. Нарисовать квадрат не составляет труда для любого человека, однако, он является лишь частью коллекции геометрических фигур Малевича, которая стала вершиной супрематизма, художественного стиля начала 20 века.

Сколько залов в новой третьяковке

Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».

Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.

Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».

Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».

Советское искусство
Советское искусство

Живопись и скульптура ранней советской эпохи, 1920–50-х годов занимают десять залов — с 15-го по 25-й. Здесь вы найдете произведения Татьяны Яблонской, Александра Дейнеки, Юрия Пименова и других знаменитых художников того времени. А в залах 16−36 выставлены произведения от периода хрущевской оттепели до конца 1980-х.

Александр Дейнека. Вратарь. 1934. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Дейнека. Вратарь. 1934
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Дейнека создавал картины, посвященные спорту, авиации и военным подвигам, настенные росписи для станций метро, скульптуры, книжные иллюстрации и агитационные плакаты. Картина «Вратарь» стала одной из самых известных работ художника на тему спорта. Он изобразил голкипера, который ловит мяч в прыжке, практически паря над землей. Дейнека также запечатлел детали, которые были привычны для футбола 1930-х годов, но почти не встречаются сейчас. Например, на картине вратарь играет без перчаток, а в современном спорте они обязательны. И само его положение в воздухе характерно для спортивной техники того времени: сейчас вратари редко ловят мяч в прыжке, а если это и случается, то по-другому разворачивают корпус.

Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.

Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.

Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.

Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.

Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»

Татьяна Яблонская. Утро. 1954. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Татьяна Яблонская. Утро. 1954
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, ее печатали в периодических изданиях и в учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Отрощенко (она носила фамилию отца), которой тогда исполнилось 13 лет. Помещение на картине — одна из двух комнат коммуналки в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь.

Когда Елена Отрощенко выросла, она поступила в Строгановскую художественную академию, где познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Оказалось, что он с детства был влюблен в девочку с репродукции картины, которая висела у него дома. Вскоре Отрощенко и Бейсембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.

Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».

Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.

Третьяковка перевесила ХХ век по-новому

В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков

В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу привычная развеска постоянной экспозиции искусства ХХ века с хрестоматийными полотнами подверглась изменениям, которые приятно порадуют любителей авангарда и советской живописи — как добавлением экспонатов из фондов, так и неожиданными сопоставлениями знакомых картин.

Процесс перекомпоновки постоянной экспозиции в Новой Третьяковке начали в первые месяцы локдауна, весной 2020 года, воспользовавшись закрытием музея для планового ремонта кровли (позже к нему прибавилась экстренная замена ливневого водоотвода). В августе прошлого года в первую группу залов, открывшихся после ремонта и смены экспозиции, вошли пространства, посвященные русскому авангарду с начала века и до Малевича включительно. Теперь пришла очередь анфилады, начинающейся с зала ОСТа и Дейнеки и заканчивающейся новейшими течениями. То есть речь идет о перетасовке всей постоянной экспозиции четвертого этажа (залы № 15–38).

Как рассказала нашему изданию Ирина Пронина, научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века ГТГ и одна из авторов обновленной постоянной экспозиции, новая развеска является отчасти экспериментальной. Кураторам хотелось взглянуть на историю развития отечественного искусства свежим взглядом, для чего они занялись сопоставлением, казалось бы, несопоставимого, сочетанием официального и камерного. Так, «Будущие летчики» Александра Дейнеки соседствуют с «Судом народа» Соломона Никритина, а многоголовая «Первая конная армия» Александра Герасимова рифмуется со стеклянными банками в «Советских консервах» Бориса Яковлева. Неожиданные параллели и переклички доставят большое удовольствие тем, кто умеет их видеть.

Советское парадное искусство, которое раньше занимало почетные пространства, теперь оказалось смещено, уступив главное место тем гонимым когда-то художникам, чье творчество сегодня мы начинаем ценить все больше и больше. Воспевание колхозного труда и военных подвигов стало второстепенным по сравнению с «Капустой» Павла Кузнецова, занявшей почетное место в зале № 28. Целый зал удалось выделить для совсем камерного и тихого искусства 1920–1930-х годов. Это работы Ростислава Барто, Ивана Безина, Юрия Васнецова, Нины Кашиной, Нины Симонович-Ефимовой, Антонины Софроновой и других. Собранные вместе, они создают ощущение отдельной выставки, в музее помельче ставшей бы хитом года.

Обновлению восприятия давно знакомых залов способствует то, что перемещению подверглась и скульптура. Ряд экспонатов, например «Футболисты» Иосифа Чайкова, которые находятся на реставрации, еще вернется, другие же пока отдыхают от наших взглядов. Так, азбучный бронзовый «Булыжник — орудие пролетариата» уступил место гигантскому деревянному тонированному «Тигру» 1944 года мало кому известного Исидора Фрих-Хара.

Ирина Пронина отдельно отметила появление в постоянной экспозиции деревянной скульптуры Дмитрия Цаплина «Встающий человек» (до 1924). Этот образец советского ар-деко попал в собрание Государственной Третьяковской галереи совсем недавно, и его приобретение и последующее появление в залах в музее считают отдельным достижением.

Дополнительный неожиданный акцент новой экспозиции добавляют объекты Вячеслава Колейчука, равномерно распределенные почти по всем залам — таким образом ГТГ решила показать выставку его кинетического искусства. Взгляд сквозь бронзовую «Ленту Мебиуса» 1981 года на «двух вождей после дождя» («Сталин и Ворошилов в Кремле», 1938) придает полотну Александра Герасимова новые глубины. (Выставка «Вячеслав Колейчук. Живая линия. К 100-летию Второй весенней выставки ОБМОХУ» будет идти до 26 сентября.)

Еще несколько временных элементов — это расширенные экспозиции Ефрема Зверькова и Ивана Чуйкова, которым выделили по залу в качестве альтернативы выставкам к 100-летию первого и памяти недавно умершего второго.

Раздел живописи второй половины ХХ века дополнительно расширен за счет произведений, отобранных Третьяковкой из перераспределенного между нею и РОСИЗО собрания Международной конфедерации союзов художников. Кое-что из них раньше мелькало на выставках, но сейчас корпус этих работ можно оценить гораздо внимательнее.

Отдел новейших течений показывает свои недавние приобретения, а пресс-служба музея подчеркивает, что в экспозиции были обновлены именные залы коллекционеров Владимира Некрасова и Леонида Талочкина. Таким образом, новая постоянная экспозиция ощущается как совокупность большого числа интересных и концептуальных выставок, поэтому любителям искусства, несомненно, захочется сюда возвращаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *