Богдад или багдад столица чего
Перейти к содержимому

Богдад или багдад столица чего

  • автор:

Как был построен идеальный город

Город Багдад (Madinat al-Salam, «город мира», в смысле центр мироздания) был основан халифом аль-Мансуром (Абу Джафар Абдуллах ибн Мухаммад) в 762 году. На голом месте, с нуля. Город не сохранился, но он известен по описаниям и изображениям.

Выйти из полноэкранного режима

Уильям Мьюр. Реконструкция плана Багдада в период с 767 по 912 год н. э., 1883

Развернуть на весь экран

Уильям Мьюр. Реконструкция плана Багдада в период с 767 по 912 год н. э., 1883

Фото: William Muir

Этот текст — часть проекта «Оправдание утопии», в котором Григорий Ревзин рассказывает о том, какие утопические поселения придумывали люди на протяжении истории и что из этого получалось.

Это был правильный круг диаметром около 2000 м. Город был окружен двумя рядами стен, внешние высотой 30 м, внутренние — 50, между ними — ров с водой. В него вело четверо ворот с торжественными арками, в большей степени символического, чем военного назначения, хотя проходы к воротам образовывались зданиями казарм. К стенам примыкали два кольца застройки, верхние этажи жилые, нижние — лавки и базары. Внутри колец застройки не было, там был парк с прудами. В центре была мечеть и дворец халифа (златовратный дворец), его центром был тронный зал с зеленым куполом и конной статуей воина ислама на нем. Через 24 года после основания города халифом Багдада стал Харун ар-Рашид, сын аль-Мансура (Абу Джафар Харун ибн Мухаммад), с правления которого в Европе принято отсчитывать золотой век ислама. Хотя правильнее, конечно, начинать с аль-Мансура: просто Харун ар-Рашид оказался героем «Сказок тысячи и одной ночи», а Багдад — местом их действия. Но так или иначе в IX–XI веках это действительно был центр мира и по богатству, и по мощи, и по развитию культуры.

Связывать Багдад с утопической традицией не принято. Культура арабского халифата синкретична. Самым очевидным прототипом считается цитадель Эрк-Калой, центр Мерва (теперь Туркмения), предыдущей столицы аль-Мансура. Но она была в 10 раз меньше — и ни жилья, ни парка там не было. Возможно, буддийское влияние. Ближайшим соратником аль-Мансура был Халид ибн Бармак, он происходил из Балха (теперь Афганистан) с буддийским монастырем Навбахар, которому Бармакиды покровительствовали до перехода в ислам. Тот был построен в форме колеса с улицами-спицами. Кроме того, мы находимся на территории исторического зороастризма с высокой значимостью солярных символов. Ну и, наконец, все это лишь возможные влияния, важнее то, на что они влияют. Багдад был столицей ислама, а ислам имеет свое представление о городе.

Процитирую Шарифа Шукурова (лучшего, на мой вкус, исследователя мусульманского искусства в России): «Ислам грезит городом. Город — это то, где родился ислам как единство — культурной целостности, а также то, во что он устремлен». Далее о Рае: «Можно составить довольно точную картину пространства Рая, заметными чертами которой оказывается архитектурный ландшафт с текущими внизу реками. Архитектура Рая может быть и многоэтажной, парадоксально урбанизированной, сугубо городской. Кораническое видение Рая совмещает в себе ветхозаветное и новозаветное представления о Рае как о саде и как о нерушимом Граде (Небесный Иерусалим). Для проведения возможных сближений коранических описаний с предшествующей традицией следует упомянуть апокалиптическое упоминание Древа Жизни посредине Града и по обе стороны реки». И наконец, о Багдаде: «Одной из диковин дворца аббасидского Багдада было следующее: посреди круглого пруда стояло дерево, ветви которого были из серебра и золота, а на них висели разноцветные листья. На ветвях были рассажены серебряные птицы и щебетали».

Для понимания всех этих чудес привлечения европейской утопической традиции очевидным образом не требуется. Тем не менее есть несколько ошарашивающее сходство мансуровского Багдада с последующими европейскими утопиями — от Сфорцинды Филарете до города-сада Говарда,— и оно заставляет как-то к себе отнестись. Есть историки, которые полагают, что было множество разных изобретений колеса, происходивших в разных странах независимо друг от друга, но таких немного и обнаруживать себя в их числе тревожно.

Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом.

Нам неизвестны архитекторы, строившие Багдад, вернее сказать, нам известно, что эти люди не были архитекторами. Замысел города принадлежит Машаллаху ибн Асари аль-Басри (изначально Менассия, иудей, принявший ислам), это математик, астроном и астролог, и Наубахту Ахвази аль-Фариси,— он тоже астролог, а также руководитель центра переводов в Мерве. Его сын Аль-Фадль ибн ан-Наубахт при Харуне ар-Рашиде возглавил багдадскую библиотеку, преобразованную в 820-е годы в Байт аль-хикма, Дом мудрости, исламскую академию, ставшую в известной степени прообразом всех европейских академий. Переводческая деятельность этих институций грандиозна. На арабский были переведены труды Платона, Аристотеля, Птолемея, Евклида, Архимеда и т. д., а время ее существования (до 1258 года, разграбления Багдада монголами) называется исламским просвещением или исламским ренессансом. Однако история этого просвещения довольно длинна (около 200 лет), и начиналась она не с переводов античных философов и ученых. Оба ученых, привлеченных для основания Багдада, были астрологами или магами.

Средневековая просвещенная (основанная на трактатах, обучении, лабораториях) магия — это род философии. Круг проблем, которые затрагивает это знание, сегодня, вероятно, следует отнести к компетенции естественных наук, хотя тут есть несовпадения. Важно понимать, какая картина мира стояла за решениями этих проблем. Это, во-первых, представление о всеобщей связанности материи — небесные тела, вещества, стихии, геометрия мира, числа и символы, а также человек, его тело, темперамент, судьба и т. д., связаны между собой. Это, во-вторых, представление о том, что такая связь простирается за границы физического мира к метафизике. Это, в-третьих, представление о том, что в силу всеобщей связанности мир податлив манипуляции, то есть, скажем, в силу связанности определенного человека с определенными минералами и звездами можно существенно изменить его судьбу, перенося любое действие на благоприятное время, или с помощью талисманов, нейтрализующих вредное воздействие светил и притягивающих благотворное. Это открывает некоторые перспективы в проектировании городов, в особенности идеальных и утопических.

Как я понимаю, не известно точно, какими соображениями руководствовались Машаллах и Наубахт, создавая план Багдада. Мы, однако, можем судить об этом по косвенным данным. На основании различных эллинистических трактатов и собственно арабских исследований в XI веке был составлен трактат «Гаят аль-Хаким» («Цель мудреца»), который в Европе известен под именем «Пикатрикс». Это компендиум «герметического» знания, включающего в себя астрологию, астральную, симпатическую и талисманную магию и, что важно для нас, некоторые градостроительные представления.

«Пикатрикс» относит все магическое знание к откровениям Гермеса Трисмегиста (откуда оно имеет другое название — герметическое). Трактат сообщает:

«Гермес построил город в длину двенадцать миль, в котором воздвиг крепость, которая с четырех своих сторон имела четверо врат. У восточных враг он поставил форму орла, у западных же врат — форму тельца. У южных врат форму льва, и у северных воздвиг форму пса. И в них же заставил пойти неких духовных духов, которые разговаривали голосами; так что никто не мог войти этими вратами, не получив от них разрешения. Там же он насадил неких деревьев, среди которых расположил большое древо, которое плодоносило всеми видами фруктов. На вершине же этой крепости он приказал возвести некую башню, которая достигала в длину тридцать локтей, и на ее вершине распорядился круглый плод , цвет которого менялся каждый день на протяжении семи дней. По истечении же семи дней принимал прежний цвет, который имел. И этот город ежедневно освещался цветом того плода, и так вот этот город каждый день сиял цветом. Вокруг той башни было много воды, в которой обитало много видов рыб. Вокруг же города распорядился поставить разные образы, благодаря которым тамошние жители становились добродетельными и чистыми от порока, злобы и лени. И город этот назывался Адоцентин (Adocentyn, arab. Ашмунайн). Они же были обучены в древних науках, и в глубинах и тайнах, а также и в науке астрономии».

Я далек от утверждения, что Багдад воспроизводит Адоцентин. Различия достаточно существенны, сходства объясняются тем, что эллинистические герметические трактаты, на которые он опирался, сами писались под воздействием авраамических описаний Рая. Мне важно то, что в рамках той парадигмы, к которой принадлежали основатели Багдада, город мог пониматься как магический инструмент, который своей геометрией и материалами непосредственно влияет на судьбы и настроения его жителей. Это важнейшая составляющая европейской утопической традиции — «Пикатрикс» непосредственно повлиял на «Город Солнца» Кампанеллы, а косвенно на всю ренессансную традицию идеального рода.

Античное наследие идеального города, разумеется, не сводится к этой традиции. Хотя изначально она восходит к респектабельным истокам — Гипподаму и через него Пифагору,— более авторитетным для Европы было не герметическое, а собственно философское знание, и прежде всего Аристотель и Платон. Но и оно не было проигнорировано арабским ренессансом. Здесь есть сложность, связанная с тем, что основные переводы античной философии на арабский начались на полвека позже, при внуке аль-Мансура аль-Мамуне, тогда же сложилась специфическая школа арабской философии — мутазилизм,— идеей которой было соединение платоновской и аристотелевской традиции с откровением Пророка. Аль-Мансур же интересовался прежде всего астрологическими сочинениями. Однако из того, что тексты античных философов еще не переводили, не следует, что о них не знали. Можно предположить, что они были достоянием узкого круга ученых, знавших греческий язык,— но такими были практически все, кто составлял школу при библиотеке Наубахта.

Через полтора века после основания Багдада появляется собственно арабский трактат, относящийся к классической традиции философии идеального государства,— сочинение аль-Фараби (Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед) «О добродетельном городе». Аль-Фараби называют «вторым учителем» (после Аристотеля), это большой средневековый философ, он написал больше сотни сочинений о природе, математике, логике, медицине, астрономии. Город не был главной сферой его интересов, думаю, высказаться на эту тему его заставило то, что для античности идеальный город (государство) — это своего рода обязательный элемент философской системы, без сочинения на эту тему не обходится ни один крупный философ. Подобное понимание сюжета — если ты философ, то каков твой идеальный город,— сохранила и арабская традиция.

Это сочинение нельзя назвать острым и новаторским — аль-Фараби очень спокойный, чтобы не сказать несколько догматичный философ, следующий скорее аристотелевской, чем платоновской интонации, он не столько рассказывает о своих открытиях, сколько пишет учебник, суммирующий мысли предшественников (что, разумеется, имело огромное значение для мусульманского и косвенно христианского мира). Тем не менее отмечу два момента, которые мне кажутся принципиальными в его понимании города. Во-первых, он мыслит город не как место проживания, но как средство достижения человеком высшего совершенства. «Величайшее благо и высшее совершенство могут быть достигнуты в первую очередь городом, но никак не обществом, стоящим на более низкой ступени совершенства. Так как природа блага в действительности такова, что она достигается по желанию и свободному выбору (а зло также достигается по желанию и свободному выбору, так что город может способствовать достижению некоторых целей, представляющих собой зло), всякий город может послужить достижению счастья». Это следование платоновской линии. Платон, как мы помним, мыслил город (государство) именно как инструмент для восхождения к метафизическому идеалу. Аль-Фараби специально указывает, что «добродетельный город противоположен невежественному городу, городу безнравственному, городу обмена и заблудшему городу»,— все эти оппозиции образуются городами, не соотнесенными с метафизикой «добродетели» (Платон сказал бы «справедливости», а блаженный Августин — Града небесного), и все трактуются не как первые ступени в образовании города, но как деградация от добродетели, что тоже вполне по-платоновски.

Город и ислам — понятия нераздельные, и связь эта коренится в глубинах самой культуры.

С другой стороны, аль-Фараби мыслит город как организм. «В городе есть определенный человек — глава и прочие люди, приближающиеся к этому главе по своим степеням, каждый из которых согласно собственному положению и способностям осуществляет то действие, которого требует преследуемая главой цель. Они находятся на первой ступени. Ниже их следуют другие люди, которые действуют в соответствии с целями первых,— эти занимают вторую ступень. Далее таким же образом следуют люди, которые действуют в соответствии с целями этих последних. Так располагаются по порядку различные члены городского объединения вплоть до тех, кто действует согласно целям этих последних, и кто служит, но не обслуживается. Они занимают низшую ступень и являются людьми самого низкого положения». Эту иерархию он сопоставляет с различными частями человеческого тела, от ума до конечностей. Это скорее аристотелевский взгляд на дело, предполагающий, что человеческое общество растет естественным путем, а не создается философами, ведающими истину.

Впрочем, глава (голова) добродетельного города высовывается за метафизический горизонт. Аль-Фараби говорит о его знании добродетели. Развивающий его идеи Авиценна (который известен нам как великий врач, но помимо этого он один из важнейших средневековых метафизиков) говорит о Пророке или имаме как главе добродетельного города. Причем рассказывает о нем, что он видит истину вещей, в то время как остальные — только тени вещей на стенах ограничивающей их пещеры, что прямо соединяет Пророка с Платоном.

Принято считать, что ислам, по крайне мере до исламизма Мадиди, Кутба и Хомейни, до ХХ века, не использует утопию как направление политической и философской мысли. Однако мне кажется, это связано только с тем, что само понятие утопии введено Томасом Мором позднее, чем закончился золотой век Багдада. Арабской мусульманской культуре Европа обязана тем, что до Ренессанса дошло наследие античной науки и философии не меньше, чем Византии, и я рискую высказать предположение, что в это наследие входил и идеальный город — путь от Платона до Мора лежит через Багдад.

Повторюсь, это не общепринятое суждение. Я основываюсь на следующем. Классический идеальный город — это институт из четырех компонентов. Во-первых, идеальная форма. Во-вторых, магическая парадигма, предполагающая, что этот город правильно вписан в гармонию мироздания через астрологию и смежные парадигмы. В-третьих, философия города как инструмента для исхода из повседневности в метафизику Добра, Блага и Справедливости. В-четвертых, наличие в городе Дома мудрости — академии, университета — школы для превращения человека в совершенного горожанина. Все эти четыре компонента налицо в арабском ренессансе и более или менее вероятны в строительстве Багдада.

Ощущение исключительной традиционности всего, что так или иначе связано с «золотым веком» ислама, где зороастризм, буддизм, ислам и неясные неолитические символы прессуются в один образ древности, хотя и очень понятно на фоне бесконечных руин в пустынях от Туркмении до Марокко, но является глубоко ложным. Багдадский халифат никак не был традиционным обществом. Напротив, это было свежее, очень, если так уместно выразиться, сочиненное государственное образование, которое создавалось из самых разных традиций, которые нужно было прямо сейчас скреплять чем-то решительно новым, ранее здесь неизвестным. Мне кажется, что такой скрепляющей структурой оказалась утопия.

  • Журнал «Коммерсантъ Weekend» №9 от 25.03.2022, стр. 12
  • Григорий Ревзин подписаться отписаться
  • Проект Weekend «Оправдание утопии» подписаться отписаться

Багдад

Багдад на карте

Багда́д (араб. بغداد ‎) — столица Ирака, административный центр мухафазы Багдад.

С населением более 8 миллионов человек (2018 год) является самым крупным городом страны и одним из самых больших городов Ближнего Востока. Багдад — политический, экономический и культурный центр Ирака. В нём находятся правительство, все центральные государственные и религиозные учреждения и множество дипломатических представительств [2] .

Этимология

Есть несколько версий происхождения названия. Наименование «Багдад» встречалось на ассирийских клинописных записях IX века до нашей эры и на отмеченных печатью царя Навуходоносора II вавилонских кирпичах (VI век до н. э.) [3] .

Значение поселения Багдад резко возросло со времени его основания халифом Абу Джафар аль-Мансуром. Халиф выбрал название Мадинат ас-Салаам, что в переводе с арабского означает «город мира». Это было официальное название, оно чеканилось на монетах и использовалось в других официальных целях, хотя большинство людей продолжали использовать старое название [4] [5] . К XI веку название «Багдад» стал почти единственным именем всемирно известного мегаполиса.

Наиболее широко распространённая версия происхождения названия — из среднеперсидского языка [6] [7] [8] от слов bagh ( ) — «бог» и dād ( ) — «данный», что переводится как «божий дар» или «богом данный». Это, в свою очередь, прослеживается и в древнем персидском языке [9] . Менее распространённая версия связывает название с сочетанием слов bāgh — «сад» и dād — «данный», переводимым как «подаренный сад», «данный сад» [4] [5] .

География

Фотография Багдада со спутника

Багдад расположен почти в центре Ирака, на берегу реки Тигр, неподалёку от устья реки Дияла. Город занимает центральное положение по отношению к другим крупным городам страны: отсюда до Басры — 445 км, до Мосула — 356 км, а до Эрбиля — 318 км.

Естественная растительность представлена в основном гребенщиком, финиковой пальмой, а в прибрежной зоне — солончаковыми травами, камышом, тростником, ивой. У берегов реки Тигр строят гнёзда водоплавающие птицы, в частности утки, цапли, пеликаны, гуси, в речных водах водятся промысловые рыбы: карп, сом и др. В окрестностях столицы встречаются мелкие грызуны и вараны, много вредных насекомых, особенно москитов и комаров, являющихся переносчиками малярии.

Климат

Погодные условия в черте города и его окрестностях складываются под влиянием субтропического и средиземноморского климата. В январе средняя температура воздуха составляет около +10 °C, в июле — около +34 °C. Среднегодовой уровень осадков — от 160 до 180 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в декабре — январе. Лето длится с мая по октябрь: в это время в Багдаде отмечается очень жаркая, знойная погода (в июле днём температура воздуха в среднем составляет около +43 градусов), дожди крайне редки. Зима длится с декабря по март; максимальная температура воздуха зимой не превышает +18 градусов. Бывали случаи выпадения снега (последний раз такое случилось в январе 2008 года) [10] . 21 января 2011 года зафиксированы заморозки: от −1 °C до −3 °C, что близко к абсолютным минимальным значениям.

В мае-июне отмечаются ветры, дующие с северо-запада; в этот период в Багдаде и его окрестностях часто случаются пыльные и песчаные бури — «хамсины».

Климат Багдада

Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 24,8 27,1 30,9 38,6 43,5 48,8 50,0 49,9 47,7 40,2 35,6 25,3 50
Средний максимум, °C 15,9 18,2 24,3 31,1 37,1 41,9 44,8 46,1 41,1 35,0 27,4 18,5 31,8
Средняя температура, °C 9,7 12,0 16,6 22,6 28,3 32,3 34,8 34 30,5 24,7 16,5 11,2 22,77
Средний минимум, °C 3,8 5,5 9,6 15,2 20,1 23,3 25,5 24,5 20,7 15,9 9,2 5,1 14,9
Абсолютный минимум, °C −11 −10 −5,5 −0,6 8,3 14,6 22,4 20,6 15,3 6,2 −1,5 −8,7 −11
Норма осадков, мм 27,2 19,1 22,0 15,6 3,2 0,0 0,0 0,0 0,0 3,3 12,4 20,0 122,8
Источник: Climatetemp
Солнечное сияние, часов за месяц [11]
Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Солнечное сияние, ч 192.2 203.3 244.9 244.9 300.7 348.0 347.2 353.4 315.0 272.8 213.0 195.3 3240.8

История

Возникновение

Небольшие поселения на территории современной иракской столицы, по данным археологических раскопок, существовали уже в XIX—XVIII вв. до н. э. Багдад был основан на западном берегу реки Тигр 30 июля 762 года и первоначально имел форму круга в плане [12] ; строительство города как столицы государства Аббасидов началось по распоряжению халифа Абу Джафар аль-Мансура. После захвата власти в Арабском халифате Аббасиды решили перенести столицу из Дамаска на восток, ближе к Хорасану, служившему оплотом их сторонникам. Кроме того, новая столица была ближе к географическому центру халифата, значительно расширившего в VII—VIII веках свои восточные пределы.

IX—XIII века

В IX—X веках Багдад превратился в наиболее крупный культурный и экономический центр ближневосточных территорий. Здесь довольно быстро и успешно развивались ремесленное производство и торговля с другими странами. В Багдад поступали различные продукты и дорогие товары из Аравии, Индии и далёких европейских государств. В исторических документах, составленных арабским учёным Ибн-Хордадбехом в конце IX века, упоминалось о торговых связях Багдада с купцами ар-Рус (русы). В период правления Аббасидов (VIII—XIII вв.) Багдад являлся столицей Арабского (в некоторых источниках Багдадского) халифата [13] .

После распада государства Аббасидов политическая и административная роль города значительно упала, однако его культурное значение по-прежнему оставалось очень важным для всех арабских стран. Багдад быстро приобрёл статус крупного научного центра: ещё в начале XIII века здесь открылось более 30 библиотек. В 945 году город вошёл в состав владений династии Буидов, с 1055 года находился на территории государства Сельджуков, а в 1258 году в Багдад вторглись войска хана Хулагу [14] , разорившие и разрушившие город. Багдад перешёл под контроль Иранского ильханата Хулагуидов.

XIV-XIX века

С 1356 года по 1411 год Багдад был центром провинции султаната монгольской династии Джалаиридов. В конце XIV века, а затем в начале XV веков, Багдад подвергся нашествию войск Тамерлана, в результате чего многие городские постройки были уничтожены, а ценности разграблены. Между 1393 и 1405 годами Багдад входил в империю Тамерлана.

С 1411 года по 1469 год Багдад был центром провинции султаната династии Кара-Коюнлу; с 1469 года по 1508 год являлся центром провинции государства династии Ак-Коюнлу; с 1508 года по 1523 год — центром провинции государства династии Сефевидов.

С 1523 года по 1529 год Багдад был во власти курдов, а с 1529 года по 1534 год Багдад вновь был центром провинции государства Сефевидов. В 1535 году в результате турецко-персидской войны 1514—1555 гг. Багдад был присоединён к Османской империи.

В 1623—1638 годах Багдад вновь был под контролем Сефевидов в результате очередной турецко-персидской войны, но в 1638 году Багдад был окончательно присоединён к Османской империи, в составе которой находился вплоть до 1917 года.

XX век

В 1917 году в город вторглись войска Великобритании и оккупировали его территорию. В 1920 году англичане, добившись экономического господства в Ираке, объявили Багдад административным центром подмандатной территории, а в 1921 году, после признания суверенитета государства, Багдад стал столицей королевства Ирак. В 1923 году в городе был создан Иракский музей, в котором разместились главным образом крупные археологические коллекции — памятники истории и культуры Древнего Вавилона и Ассирии, предметы искусства, обнаруженные на территории Парфянского царства, государства Сасанидов и др.

В 1941 году в обстановке противоборства между пронацистскими и пробританскими силами в городе на короткое время возник вакуум власти. В этой обстановке произошёл кровавый погром, известный под названием Фархуд, в ходе которого погибло не менее 175 человек и сожжены многие дома. Погром стал косвенной причиной массового выезда евреев из Ирака сразу же после войны.

В 1940—1950-х годах в городе многократно проходили массовые народные выступления против империалистической государственной политики, росло национально-освободительное движение, к которому примкнули тысячи жителей столицы. Самые многочисленные народные волнения имели место в Багдаде в 1948, 1949, 1952 и 1954 годах. Революционные события, развернувшиеся в Ираке в середине 1950-х годов, привели к упразднению монархической власти Хашимитов и образованию в июле 1958 года независимой Иракской Республики, столицей которой был провозглашён Багдад. В конце 1960 — начале 1970-х годов в городе была произведена национализация всех промышленных предприятий, за исключением нефтяных. В 1980—1990-х годах в результате военных конфликтов в Персидском заливе (сначала между Ираком и Ираном, а впоследствии между Ираком и Кувейтом) хозяйственно-экономическая деятельность в столице была осложнена.

В ходе Иракской войны в апреле 2003 года Багдад был занят боевыми частями армии и морской пехоты США, впоследствии в город вошли воинские подразделения некоторых других стран международной коалиции. Позже оккупационные регулярные иностранные вооружённые силы были выведены, и контроль над городом был передан местной власти, которая по-прежнему использует помощь иностранных военных и полицейских советников. [15]

В мае 2003 года в городе состоялась первая крупная манифестация мусульман-шиитов, направленная против действий США и союзников в Ираке. Начавшаяся как партизанская при американской оккупации, и после её окончания в столице, как и во всём Ираке, продолжается война, принявшая очертания террористической.

Несмотря на это, меры по восстановлению разрушенной столицы принимаются, и город постепенно застраивается заново. Пущены пригородные поезда, создаётся наземный Багдадский метрополитен (вместо начатого, но остановленного сооружения подземного метро времён Хуссейна).

В марте 2019 года Багдад был признан худшим в мире городом для жизни по версии международной консалтинговой компании Mercer. Столица Ирака оказалась на последнем 231-м месте сразу после Банги (ЦАР). При составлении рейтинга специалисты агентства учитывали экологию, жилищные условия, общественный транспорт и т. д. [16]

Административно-территориальное деление

Багдад делится на 9 административных районов, которые в свою очередь делятся на 89 микрорайонов. Эти официальные подразделения города служили административными центрами на поставку коммунальных услуг, но до 2003 года не имели политических функций. Начиная с апреля 2003 года, контролируемая США Временная коалиционная администрация начала процесс формирования новых функций для данных подразделений.

Экономика

Штаб-квартира Iraqi Airways («Иракские авиалинии»), национального авиаперевозчика Ирака, расположена в международном аэропорте «Багдад», который находится в 16 км от столицы [17] [18] . В Багдаде располагается также офис и другой авиакомпании — Al-Naser Airlines [19] .

В 2008 году возобновляется строительство Багдадского метрополитена. Он должен соединить центр столицы с пригородом Дора, расположенного южнее Багдада. В мае 2010 года был представлен новый жилищный коммерческий проект под названием «Ворота Багдада» [20] . Этот проект не только решает проблему острой потребности в новом жильё в Багдаде, но и является неким настоящим символом прогресса в охваченном войной городе, ибо в Багдаде не было проектов такого масштаба в течение десятилетий.

Население, демография

Численность населения Багдада до начала военных действий США (2003 год) составляла свыше 5,1 млн человек. Однако в результате гибели части жителей города, а также эмиграции багдадцев в другие города страны и за её пределы, количество городского населения значительно уменьшилось, точных данных на настоящий момент нет. Национальный состав населения города представлен в основном арабами (75 %), а также курдами, турками, ассирийцами, армянами, евреями и др. Государственным языком является арабский, широкое распространение имеет и курдский язык, получивший статус официального. Среди верующих жителей Багдада преобладают мусульмане шиитского и суннитского направлений (свыше 90 %), имеется незначительная часть приверженцев христианства и иудаизма.

Культура, образование

Багдад широко известен как главный город в сказках «Тысяча и одна ночь».

Создание большинства архитектурных сооружений Багдада, признанных впоследствии культурно-историческими памятниками, относится к XII—XIV векам. В их числе — дворец Аббасидов (конец XII — начало XIII вв.), мавзолей Зубайды (первая половина XIII век), медресе Мустансирия (XIII век, реконструирован в XX веке), ворота Бао аль-Вастани (первая половина XIII век), минарет Сук аль-Газаль (вторая половина XIII века), здание караван-сарая хан Марджан (середина XIV века). В начале XVI века в Багдаде была построена Золотая мечеть, или мавзолей Муссы аль-Кадима. Это сооружение реставрировалось дважды: в XVII веке и в середине XX века.

В городе работают 5 университетов, которые готовят юристов, фармацевтов, технологов и инженеров, а также ряд и институтов и Академия наук. Крупнейшей библиотекой Багдада является Публичная библиотека; также здесь находится Национальная библиотека и архив Ирака.

Достопримечательности

Памятник «Спасение иракской культуры» [21]

Среди современных скульптурных произведений — рельефный монумент из камня и бронзы «Революция 14 июня», установленный в 1960 году, и памятник Неизвестному Солдату, который был воздвигнут в 1959 году на проспекте Саадун. В западной части Багдада расположены здания парламента и правительства, а также дворец ар-Рихаб.

В Багдаде находятся 6 музейных учреждений: Национальный музей Ирака (археологический), Багдадский музей естественной истории, Музей современного искусства, Иракский военный музей.

В 1940—1950 годах был построен мост Эс-Сарафия через реку Тигр, соединивший две части столицы. С 1998 года в районе Мансур стоит мечеть аль-Рахман, стройка которой заморожена с 2003 года.

Города-побратимы

Примечания

  1. ↑Baghdad’s Trailblazing Female Mayor Zekra Alwach Faces Tough Times AheadАрхивная копия от 7 августа 2017 на Wayback Machine, Glammonitor.com, 2015-7-8
  2. ↑Статья Багдад в БРЭ(неопр.) .
  3. ↑Baghdad, Iraq(неопр.) . Дата обращения: 11 января 2013.Архивировано 14 января 2013 года.
  4. ↑ 4,04,1ما معنى اسم مدينة بغداد ومن سماه ؟(неопр.) . Seenjeem.maktoob.com. Дата обращения: 27 апреля 2010.Архивировано 14 января 2013 года.
  5. ↑ 5,05,1ما معنى (بغداد)؟ — تمت الإجابة عنه — Google إجابات(неопр.) . Egabat.google.com. Дата обращения: 27 апреля 2010.Архивировано 14 января 2013 года.
  6. ↑3 civilians wounded in IED attack in Baghdad Iraq(неопр.) . Дата обращения: 11 января 2013.Архивировано 14 января 2013 года.
  7. ↑Persian Gulf Studies Center(неопр.) . Дата обращения: 11 января 2013.Архивировано 14 января 2013 года.
  8. ↑BAGHDAD i. Before the Mongol Invasion – Encyclopaedia Iranica(неопр.) . Дата обращения: 11 января 2013.Архивировано 14 января 2013 года.
  9. ↑ Guy Le Strange, «Baghdad During the Abbasid Caliphate from Contemporary Arabic and Persian», стр. 10
  10. ↑Lenta.ru: Из жизни: В Багдаде впервые за 100 лет выпал снег(неопр.) . Дата обращения: 29 января 2010.Архивировано 14 мая 2008 года.
  11. ↑Baghdad Climate Guide to the Average Weather & Temperatures, with Graphs Elucidating Sunshine and Rainfall Data & Information about Wind Speeds & Humidity:(неопр.) . Climate & Temperature. Дата обращения: 25 декабря 2011.Архивировано 14 января 2013 года.
  12. ↑Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака в Средние века | История архитектуры(неопр.) . totalarch.ru. Дата обращения: 4 февраля 2020.Архивировано 4 февраля 2020 года.
  13. ↑Багдад, город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  14. ↑ Обороной Багдада руководил Сулейман-шах, глава огузского племени Ивэ. См.: V. Minorsky Studies in Caucasian history. — London, 1953.
  15. ↑Уроки падения Багдада: 20 лет хаоса в Ираке
  16. ↑В это место ни ногой. Назван худший в мире город для проживания(рус.) . Life.ru (13 марта 2019). Дата обращения: 13 марта 2019.
  17. ↑Авиакомпания «Iraqi Airways»
  18. ↑Iraqi Airways
  19. ↑Официальный сайт Al-Naser Airlines(неопр.) . Архивировано 15 февраля 2011 года.
  20. ↑Baghdad Gate(неопр.) . Baghdad Gate. Iraqi News. Дата обращения: 7 января 2013.Архивировано 14 января 2013 года.
  21. ↑Спасение иракской культуры, Багдад

Литература

  • Багдад, город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Ковтунович О., Ходжаш С. Багдад. — М., Искусство, 1971.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Baghdad
  • National Commission for Investment in Iraq
  • Краткая история Багдада от зарождения до падения
  • Трагическая история Багдада

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
  • Знание.Вики:Статьи без ссылки на Викисклад
  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты, основанные в 762 году
  • Страницы с неработающими файловыми ссылками
  • Знание.Вики:Готовые статьи по географии
  • Знание.Вики:Социально-экономическая география
  • Все статьи
  • Багдад
  • Города-миллионеры Ирака
  • Города Шёлкового пути
  • Города, основанные в VIII веке

Русский

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы. Имя собственное, топоним.

Корень: -Багдад-.

Произношение

  • МФА: [ bɐɡˈdat ]

Семантические свойства

Значение
  1. город, столицаИрака ◆ Сегодня в Багдаде опять жарко. ◆ Джордж Буш прилетел в Багдад.
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от среднеперс. bag-dād, bag-dāt, «богом данный», родственно русскому имени Богдан и армянскому Баграт (Բագրատ).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • В Багдаде всё спокойно

Перевод

Библиография

Сербский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. Багдад
Р. Багдада
Д. Багдаду
В. Багдад
Зв. Багдадe
Тв. Багдадом
М. Багдаду

Существительное, мужской род. Имя собственное, топоним.

Произношение

  • МФА: [ bǎɡdaːd ]

Семантические свойства

Значение
  1. Багдад (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Библиография

  • Русский язык
  • Русские лексемы
  • Русские существительные
  • Singularia tantum/ru
  • Неодушевлённые/ru
  • Мужской род/ru
  • Русские существительные, склонение 1a
  • Топонимы
  • Русские слова, тип морфемного строения R
  • Ирак/ru
  • Столицы/ru
  • Слова из 6 букв/ru
  • Сербский язык
  • Сербские существительные
  • Мужской род/sr
  • Нужно указать гиперонимы/sr
  • Ирак/sr
  • Столицы/sr
  • Слова из 6 букв/sr
  • Статьи со ссылками на Википедию/ru
  • Нужна аудиозапись произношения/ru
  • Статьи с иллюстрациями
  • Нет сведений о составе слова
  • Статьи без примеров употребления
  • Нужна этимология
  • Статьи, нуждающиеся в доработке/sr
  • Нужны сведения о морфологии/sr
  • Нужны сведения о семантике/sr
  • Нужна этимология/sr

БАГДАД — последние новости

Багдад — столица Ирака, административный центр Мухафазы Багдад. Расположен на берегах реки Тигр. Один из самых больших городов Ближнего Востока, его площадь составляет 673 квадратных километра. Численность населения, по данным на 2022 год, составляет 10,7 миллиона человек — это примерно четверть всех жителей страны. Багдад является политическим, экономическим и культурным центром Ирака. Здесь находится правительство, центральные религиозные и государственные учреждения, ряд дипломатических представительств, университет, Академия Наук и Иракский музей древностей.

Топоним «Багдад» упоминался на вавилонских кирпичах VI века до нашей эры, встречался в ассирийских клинописях IX века до нашей эры. По одной из версий, название города восходит к древнеперсидскому языку — bagh dād означает «данный богом». Считается, что город был основан в июле 762 года как столица государства Аббасидов по распоряжению халифа Абу Джафар аль-Мансура. Он назвал город Мадинат ас-Салаам, что в переводе с арабского означает «город мира», а название «Багдад» осталось «народным».

В XVII веке город был окончательно присоединен к Османской империи и оставался в ее составе до 1917 года. Позже эту территорию оккупировала Великобритания. В 1921 году, после признания суверенитета, Багдад стал столицей Ирака. В ходе Иракской войны 2003 года город был занят войсками США и других стран международной коалиции.

В 2019 году Багдад был признан худшим в мире городом для жизни по таким параметрам, как экология, жилищные условия, общественный транспорт и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *