Что такое манеж в москве
Перейти к содержимому

Что такое манеж в москве

  • автор:

Выставочный зал «Центральный Манеж»

Стендап каждый день

Центральный Манеж в настоящее время является главным выставочным залом Москвы. Он был построен в 1817 году императором Александром I к пятилетней годовщине победы России в Отечественной войне 1812 года. Проект разработал испанский архитектор А. А. Бетанкура.

Выставочный зал «Центральный Манеж»

Ранее в нем располагалась площадка для военных учений, затем гараж для правительственных машин. В 1957 году здание было передано Главному управлению культуры города Москвы и стало местом проведения многочисленных выставок, ярмарок, концертов и фестивалей.

Интересным событием в двухсотлетней истории Манежа считают выставку «Православная Русь. Моя история. Романовы», когда из-за огромного количества посетителей выставку продлевали несколько раз. Тогда впервые можно было увидеть дневник последнего российского императора Николая II, личные вещи императорской семьи, чудотворную икону Феодоровской Божией Матери.

Много шума наделала выставка картин Ильи Глазунова в 1978 году. Всего за один месяц ее посетило более полумиллиона человек. На выставке были представлены четыреста картин, многие из которых касались запрещённых тем. Можно было своими глазами увидеть такие знаменитые картины, как «Русский Икар», «Возвращение блудного сына», «Царевич Дмитрий», «Борис Годунов».

Выставочный зал «Центральный Манеж»

Здание неоднократно страдало от пожара, последний случился в 2004 году. После этого восстановлением и изменением интерьера занимался архитектор П. Ю. Андреев. Реконструкция позволила значительно увеличить выставочные площадки и количество парковочных мест вблизи Кремля. Теперь выставки могут быть размещены на трех этажах.

Режим работы:

  • ежедневно c 12:00 до 22:00, кроме понедельника.

Стоимость входных билетов:

  • не фиксированная, зависит от проводимых мероприятий и выставок.

Манеж

0 slide

Первая Международная автомобильная выставка в Манеже в 1908 году.

Манеж

ЦАО, Манежная пл., дом 1

Построенное в рекордные сроки (всего за шесть месяцев!), здание Манежа представляло собой уникальную постройку.

Открыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом , чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Интересное рядом Проложить маршрут
Архитектурный стиль :
Классицизм
Годы постройки :
1817, 1824-1825
Архитекторы :
О.И. Бове, А.А. Бетанкур, П.Ю. Андреев, К. Ламони
Назначение постройки
Общественное учреждение

Информация о здании

В XVII – XVIII веках на месте будущего Манежа находилась площадь, где торговали дровами, сеном и мхом, которым конопатили деревянные стены домов (с тех времен и существует название Моховой улицы). Пожар 1812 года уничтожил деревянную застройку улицы, но уже к 1817 году большая часть зданий была выстроена заново. В этом же году 30 ноября, ко дню парада войск — по случаю пятилетней годовщины разгрома армии Наполеона императором Александром I, и открылся Манеж.

Построенное в рекордные сроки (всего за шесть месяцев!), здание Манежа представляло собой уникальную постройку не только по своим размерам (166,1Х44,7 м – самое крупное строение в России на протяжении полутора веков), но и по планировке. Первоначально Манеж предназначался для проведения смотров, учений и парадов, по проекту, в нем должны были легко помещаться до 2 тысяч солдат. Начальник Главного управления путей сообщения и публичных зданий генерал-инженер А. А. Бетанкур разработал проект и поручил его строительство Л. Л. Карбонье. Тот, в свою очередь, представил императору еще два проекта, но Александр утвердил первый – «бетанкуровский», исполнявший главное его условие: Манеж не должен был иметь внутри ни одной подпирающей потолок колонны. Августин Бетанкур разработал для перекрытия здания не имеющую мировых аналогов безопорную конструкцию из деревянных ферм.

Уже через год стропила дали осадку и были поправлены Луи Карбонье, а в 1824-м и вовсе сделаны заново инженером-поручиком А. Я. Кашперовым. Но это не помешало славе о русском Манеже разнестись по всей Европе. Иностранные инженеры приезжали изучать систему его перекрытий.

В 1824 году А. Бетанкур умирает. А в 1825-м принимается решение украсить Манеж скульптурами. Декором фасада занимается главный архитектор «Фасаднической части» Комиссии для строения Москвы Осип Бове ; и после окончания работ Манеж прочно занял свое место в списке шедевров мировой архитектуры.

Было бы странно использовать столь престижную площадку в самом центре города исключительно для военных смотров. Поэтому почти сразу Манеж стал выступать в роли Центрального выставочного зала, помещения для народных гуляний, благотворительных вечеров и концертов. В 1867 году, когда в Москву приехал со своим концертом Гектор Берлиоз, ему для выступления определили именно Манеж, а не Большой театр.

В Манеже выступали клоуны, цыганские оркестры, терские казаки, фокусники, проводились популярные в то время благотворительные лотереи.

В 1899 году в Манеже прошел карнавал клуба циклистов (велосипедистов) под названием «Москва». Искусству управления велосипедом обучали здесь же. Среди учеников был и престарелый Лев Толстой, которому обучение давалось крайне нелегко, сказывались годы. Однако сам Лев Николаевич считал, что виновата в его неуспехах одна дама, тоже из новичков. Он переживал: «У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую – мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но — тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось уже несколько раз. Теперь я стараюсь посещать манеж в часы, когда, я надеюсь, ее там нет».

Перед 1917 годом в Манеж городские власти загоняли бунтующих студентов из расположенного на другой стороне Моховой столичного университета. После революции в здании разместился правительственный гараж. В 1940-м деревянные фермы в Манеже заменили металлическими, но они вскоре на 1,5 метра прогнулись; c тех пор периодически ставили временные опоры. Интересно, что чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой на полуметровую высоту. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. В войну 1941 — 1945 годов всю махорку выкурили, но конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. А на чердаке еще долго стоял густой запах табака.

В 1957 году Манеж переоборудовали под Центральный Выставочный зал, здесь проходили Всесоюзные художественные выставки. А в 1962 году открылась знаменитая городская выставка «XXX лет МОСХА», к которой была присоединена экспозиция студии профессора Э. М. Белютина «Новая реальность». Знаменита она на весь мир скандалом, учиненным Н.С. Хрущевым, после его знакомства с работами студийцев. «На два года на лесозаготовки!», «Все запретить!», «ПидАрасы!» — таковы, говорят, были эмоциональные оценки Хрущева. Только в 1990 году в Манеже открылась выставка «Новой реальности» под многозначительным названием: «От Манежа до Манежа». 400 участников, около тысячи произведений — имена Белютина и художников «Новой реальности» стали своего рода международным брендом.

14 марта 2004 года, примерно в 21.20, по неизвестной причине, вспыхнул чердак здания, огонь моментально охватил всю его огромную кровлю. В тушении участвовало до 100 пожарных расчетов, двое пожарных погибли. Однако гордость Манежа — уникальные деревянные конструкции Бетанкура — сгорели полностью…

Ровно через год, к 18 апреля – Дню исторического и культурного наследия Москвы -новый Манеж был торжественно открыт снова. Площадь здания увеличилась почти вдвое, появились эскалаторы, подземный этаж. В подземной части разместились выставочный зал с галереями, вестибюль с гардеробом, инженерно-технические и подсобные помещения. В основной части — главный выставочный зал, административные помещения, конференц-зал, кафе и ресторан.

Здание Манежа является объектом культурного наследия федерального значения.

Центральный Манеж

Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений).

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества.

Сергей Хачатуров

Адрес:

125009, г. Москва,
Манежная пл., д.1,
м. Охотный ряд,
м. Александровский сад,
м. Библиотека им. Ленина

Манеж

Время работы: ежедневно, кроме четверга, с 10:00 до 20:00 (касса — до 19:30), четверг — с 10:00 до 21:00 (касса — до 20:30); понедельник – выходной.

Как добраться до Манежа: ст. метро: Охотный ряд, Библиотека им. Ленина

Московский Манеж – одна из архитектурных достопримечательностей столицы, располагается между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. Начиная с 1957 года, в здании постоянно проходят различные выставки, экспозиции и прочие публичные мероприятия. С 1967 года официальное название – Центральный выставочный зал Манеж.

Длина фасадов этого одноэтажного здания составляет около 180 метров, общая площадь — 6 500 квадратных метров. Постройка выполнена в стиле классицизма. Торцовые фасады украшают гладкие фронтоны и семь арочных проемов с окнами и дверями. На боковых фасадах в усиленном варианте повторяется мотив аркад. Главным фасадом должен был быть южный, выходящий к Кутафьей башне. Силуэт высокой двускатной кровли облегчают часто расположенные слуховые окна. К кровле был подвешен потолок, скрывающий ажурную конструкцию. Это первый случай использования подвесного потолка в России. Все внутреннее пространство помещения было открытым и отлично просматривалось, так как его строили для выездки коней. Прекрасную освещенность обеспечивали окна, составлявшие около трети общей площади стен.

Своим появлением Манеж обязан пожару 1812 года. До Отечественной войны на этом месте располагались многочисленные купеческие лавки, которые сгорели во время московского пожара. В 1817 году город готовился к празднованию пятой годовщины победы. Планировалось провести смотр войск, для чего из Санкт-Петербурга в Москву прибывал сводный гвардейский отряд, состоящий из героев войны. Император Александр I приказал построить Манеж (Экзерциргауз), рассчитанный на пехотный полк в 2 000 человек, где и должен был пройти этот парад.

Разработка проекта была поручена инженеру-механику, начальнику главного управления путей сообщения и публичных зданий, инженер-генералу А. А. Бетанкуру. Его задачей было построить огромное здание, в котором полк мог бы маневрировать без помех. Строительство возглавил генерал А.Л. Карбонье. Для строительства Манежа он выбрал Моховую площадь (пл. им. 50-летия Октября). В июне 1817 года проект был утвержден, а закончить строительство нужно было к 1 октября 1817 года.

Поскольку сроки строительства были очень сжатыми, то еще до утверждения проекта Карбонье начал проводить подготовительные работы. В строительстве также участвовали главный архитектор Ламони и инженер-поручик А. Я. Кашперов. Проект, который подготовили специалисты, не имел аналогов. Конструкция стропил предполагала создание сооружения шириной 45 метров без внутренних опор. Все 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Строительные работы велись очень интенсивно. В город со всех окраин везли вековые лиственницы, так как особенные стропила должны были быть изготовлены из очень прочного материала.

Манеж в Москве открылся 30 ноября 1817 года. На фасаде здания размещена мемориальная доска, на которой написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.». Здание стало настоящим чудом инженерного искусства. Общее внутреннее пространство составляло 7424,67 квадратных метров. Над ним возвышалась кровля, опиравшаяся на деревянные стропила длиной 44,86 метров каждое, которые не имели опор. Для сохранения конфигурации стропил деревянные балки связывались сложной системой металлических тяг, длина которых регулировалась специальными гайками. На протяжении многих лет при Манеже существовала воинская команда, которая следила за исправностью стропильных конструкций. Деревянные стропила прекрасно сохранились, и до сих пор выполняют свои функции.

Однако такой прочности и надежности удалось достичь не сразу. В июле 1818 года в двух стропильных фермах возникли трещины. Вероятно, это случилось из-за жары, пересушившей дерево, но в числе главных причин называли поспешность при строительстве и возможные ошибки в расчетах. Карбонье исправил поврежденные стропила, но кровля проседала и дальше. По этой причине в 1819 году Бетанкур был вынужден выступить с предложением о серьезной перестройке кровли. Правда, реализация этого проекта была отложена на несколько лет. Лишь в 1823-1824 году была создана специальная Комиссия по обследованию конструкции кровли под руководством инженера-полковника Я. Де-Витте. В результате вместо 30 стропил было установлено 45, также была несколько улучшена конструкция стропил. Разработкой проекта занимался военный инженер и полковник Р.Р. Баусс, а основным исполнителем работ был Кашперов.

В Комиссию по обследованию Манежа также входил О. Бове. Поскольку в ходе перестройки возникла необходимость к проведению некоторых ремонтных работ, то он разработал эскизы для украшения карниза Манежа.

Бове предложил украсить фасады лепными украшениями, воспевавшими военную силу России. Вместе Кашперовым он продумал и практические способы воплощения своей идеи, а также составили смету. Согласно эскизам Бове торцевые фасады должны были декорироваться достаточно просто, иметь только мелкий рельеф под карнизом. Летом 1925 года декоративные элементы в виде военных атрибутов римских легионеров, изготовленные по рисункам Бове, укрепили внутри и снаружи Манежа. Этот декор придал законченность всему зданию – прекрасному образцу классицизма в России. По плану в глухих простенках Манежа должны были установить также горельефы «Военные доспехи», но эта идея не была осуществлена. Случилось так потому, что после смерти Александра I (1925 г.) новый наследник не проявлял особого интереса к строительству.

Первое время Манеж использовали для проведения строевых парадов и смотров, несколько лет здесь также размещались дворцовые конюшни. Но так продолжалось недолго, с 1831 года в его помещении начали проводить различные культурные мероприятия. Здесь состоялась первая выставка этнографии народов России, первая международная выставка автомобилей и велосипедов, политехническая, сельскохозяйственная и промышленная выставки. В здании Манежа давал концерты пианист А.Г. Рубинштейн, дирижировал композитор Г. Берлиоз, здесь разыгрывались представления о военных событиях 1812 года, устраивались массовые гуляния и ярмарки.

После Октябрьской революции Манеж использовали в качестве гаража для правительственных машин. Зданию не уделяли нужного внимания, и к 1930 году балки кровли просели почти на метр. Их укрепили металлическими листами и подперли колоннами, разрушившими единое пространство Манежа. В 1941 году в здание Манежа попала фугасная бомба, но особых разрушений она не принесла. После Великой Отечественной войны тройные въездные ворота со стороны площади сменили трехарочным входом с гранитными ступенями.

После смерти И.В. Сталина здание Манежа вернули городу, и в нем начались реставрационные работы. Реставрацией Манежа руководил Д. Кульчинский. Чтобы вернуть помещению первоначальный вид, вначале пришлось взорвать автомобильные эстакады и очистить стены от масляной типографской краски, которой Манеж покрыли в войну для маскировки. По сохранившемуся образцу были восстановлены рельефы с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем, уничтоженные в революционное время. В реставрации Манежа принимали участие метростроевцы вместе с Василием Полежаевым.

1 декабря 1962 года в Манеже проходила выставка художников-авангардистов «30 лет МОСХ». Выставку посетил глава государства Никита Хрущев, который резко раскритиковал творчество художников. «Нашему народу такое не нужно!» – заявил Хрущев. Результатом такого осуждения стала кампания против абстракционизма и формализма, развёрнутая в стране.

В 1970-е годы зрители ходили в Манеж смотреть картины Ильи Глазунова. В 1998 году на выставке «Арт Манеж — 98» художник Авдей Тер-Оганьян представил перформанс «Юный безбожник». В процессе представления он разрубил топором православные иконы, за что против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды.

В начале 2000 годов в Манеже проходили всероссийские выставки меда. 14 марта 2004 года здание Манежа охватил страшный пожар, которому присвоили пятую (высшую) категорию. Он начался вечером, а потушили его только в 4 часа утра. От Манежа остались лишь стены. Крыша сгорела целиком. Погибла также большая часть произведений 92 театральных художников, участвовавших в выставке «Итоги сезона». При тушении пожара погибли два пожарника. Причина пожара не установлена, виновные не были найдены, и к уголовной ответственности никого не привлекли. Интересно, что уже на следующий день Москомархитектуры выступил с сообщением о разработанном проекте восстановления Манежа с двумя подземными уровнями и автостоянкой. Этот проект был приготовлен задолго до пожара, он оценивался 25 миллионов евро. В итоге Манеж полностью перестроили по проекту архитектора П.Ю. Андреева. В здании появились эскалаторы, лифты и стеклянные ограждения. Потолок здания открыли, заново изготовили фермы Бетанкура. После реставрации слуховые окна на крыше получились более акцентированными.

Большинство искусствоведов и архитекторов считают, что реконструкция совершенно исказила первоначальный замысел А.А. Бетанкура, и новый вариант Манежа – всего лишь откровенный новодел. В мае 2004 года в ЦДХ проходила международная выставка «Арх Москва», где можно было увидеть экспозицию Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева «Утраты». Экспозиция представляла собой символические могилы Манежа, Военторга и гостиницы Москва. Из положительных моментов, которые принесла реконструкция Манежа, можно назвать увеличение выставочных площадей Манежа и количества парковочных мест вблизи Кремля. В апреле 2005 года Манеж открылся после реконструкции, здесь прошла выставка художника Сергея Андрияки и его учеников.

С 2005 года Манежем управлял «Торговый дом Шатер», уполномоченная компания Правительства Москвы по строительству гостиниц в столице. В ноябре 2011 года Манеж перешел под управление Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Музейно-выставочное объединение «Столица». Почти сразу же после смены управляющего в Манеже произошла авария. Погрузочный кран, выполняющий работы по подготовке к выставке, проломил пол и провалился в подвальное помещение.

Общая площадь Манежа сейчас равняется 12 000 квадратным метрам. Внутренний интерьер выполнен в стиле хай-тек. Два верхних этажа занимают административные здания и кафе. В Манеже регулярно проходят различные выставки, шоу-программы, презентации и прочие культурные мероприятия.

1817 г. – было построено здание Манежа
1818 г. -в двух стропильных фермах возникли трещины
1819 г. — треснули ещё несколько элементов, стропила начали проседать
1824 г. — Осип Бове входит в Комиссию по обследованию Манежа и берётся за работы по отделке Манежа
1838 г. — со стороны Александровского сада к фасаду пристраивается ротонда
1831 г. – в Манеже регулярно проводятся выставки
1867 г. — Гектор Берлиоз совместно с Николаем Рубинштейном дирижировал в Манеже оркестром и хором
1865—1867 г.г. – в Манеже проходила этнографическая выставка
1872 г. — проводится Политехническая выставка
1894 г. — отсюда россияне провожают в последний путь императора Александра III
1904 г. — была проведена реставрация здания архитектором И. И. Рербергом
1917 г. — Манеж служил гаражом для правительственных автомашин
1941 г. — в здание попадает немецкая фугасная бомба
1962 г. – в Манеже прошла выставка художников-авангардистов
1967 г. — Манеж стал Центральным выставочным залом столицы
1970-е гг. – Манеже работала выставка работ Глазунова
1990-е гг. — в Манеже поселяется ярмарка авангардного искусства «ART-MIF»
1996 г. — впервые проводится выставка «АРТ-Манеж»
1999 г. — была проведена градостроительная выставка «Москва, XXI»
2004 г. – Манеж почти весь сгорел во время пожара
2005 г. — Манеж открыт после реконструкции 1967 г. Манеж стал Центральным выставочным залом столицы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *