Фонтан дружбы народов какие республики
Перейти к содержимому

Фонтан дружбы народов какие республики

  • автор:

Фонтан «Дружба народов»

Фонтан «Дружба народов» — несомненный символ ВСХВ-ВДНХ. Но по проекту он должен был назывался «Золотой сноп» и выглядеть иначе.

Фонтан «Дружба народов», фото 2015

Фонтан «Дружба народов» по проекту К. Топуридзе, Г. Константиновского, З. Баженовой, А. Тенета, И. Чайкова, З. Рылеевой, В. Гаврилова, В. Клявина открыли в 1954 году.

В образах 16 подруг-сестер в национальных костюмах увековечены все республики СССР, но расположены они не так, как на гербе СССР. Например, Россия (девушка с косой на голове и пшеницей в руках) стоит в центре, а братские славянские республики Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке) — по бокам. Если смотреть на фонтан от Главного павильона ВДНХ, то последовательность республик будет (по часовой стрелке): РСФСР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Карело-Финская ССР, Эстонская ССР, Армянская ССР, Молдавская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР, Казахская ССР, Белорусская ССР.

Фонтан получил имя «Дружба народов» накануне открытия. Изначально он должен был называться «Золотой сноп» и показывать изобилие советского сельского хозяйства. Поэтому центром композиции стал огромный сноп из колосьев, подсолнухов и конопли. Прямо под ним разместилась насосная станция, куда можно было попасть по подземному ходу из павильона РСФСР.

Говорят, что. . скульптуры девушек с фонтана «Дружба народов» должны были быть бетонными с цветной смальтой, но Сталин спросил: «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдется?». И тогда скульптуры отлили в бронзе и покрыли сусальным золотом .

Фонтан «Дружба народов» на фотографиях разных лет:
  • Фонтан дружбы народов.
  • Фонтан дружбы народов.
  • Фонтан дружбы народов. Карелия
  • Фонтан дружбы народов.
  • Фонтан дружбы народов. Туркмения
  • Фонтан дружбы народов. Туркмения
  • Фонтан дружбы народов. Таджикистан
  • Фонтан дружбы народов. Таджикистан
  • Фонтан дружбы народов. Латвия
  • Фонтан дружбы народов. Литва
  • Фонтан дружбы народов. Литва
  • Фонтан дружбы народов. Грузия
  • Фонтан дружбы народов. Грузия
  • Фонтан дружбы народов. Узбекистан
  • Фонтан дружбы народов. Украина
  • Фонтан дружбы народов. Росиия
  • Фонтан дружбы народов. Белоруссия
  • Фонтан дружбы народов. Казахстан
  • Фонтан дружбы народов. Казахстан
  • Фонтан дружбы народов. Азербайджан
  • Фонтан дружбы народов. Киргизия
  • Фонтан дружбы народов. Молдавия
  • Фонтан дружбы народов. Армения
  • Фонтан дружбы народов. Армения
  • Фонтан дружбы народов. Эстония
  • Фонтан дружбы народов. Эстония
  • Фонтан дружбы народов
  • Фонтан «Дружба народов»
  • Фонтан «Дружба народов»
  • Фонтан «Дружба народов»
  • Фонтан дружбы народов.
  • Фонтан дружбы народов
  • Фонтан дружбы народов
  • Фонтан дружбы народов
  • Фонтан дружбы народов

А вы бы хотели что-то добавить к рассказу о фонтане «Дружба народов»?

16 аллегорических скульптур фонтана «Дружба народов»

Самый большой фонтан Выставки — «Дружба народов», созданный по проекту архитектора Константина Топуридзе, — был запущен на Центральной аллее 1 августа 1954 года. И сегодня он является одним из любимых мест встречи москвичей и гостей столицы. Примечательно, что на момент проектирования фонтан имел другое название — «Золотой сноп». Оно должно было отражать ценность сельскохозяйственных культур для Советского Союза. Но композиция фонтана стала решающим фактором в выборе финального наименования: вокруг изобильного снопа «кружатся» девушки, всем своим обликом олицетворяя дружбу народов. Статуи фонтана «Дружба народов» символизируют советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу республик, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия. Фигуры расположены в том же порядке, в котором и республики на гербе СССР, а сам герб, в свою очередь, опирается на Конституцию 1954 года.

Вес каждой золотой скульптуры — 2,5 тонны, а высота — четыре метра. Для того чтобы бронзовые изваяния вновь засияли, мастерам потребовалось шесть килограммов сусального золота. 25 специалистов-реставраторов за четыре месяца восстановили 16 золотых красавиц.

Скульптура, которая олицетворяет РСФСР, обращена к Центральному павильону. По замыслу создателей — архитектора Константина Топуридзе и Григория Константиновского — она торжественно встречает гостей, совершающих променад от Главной арки. Облаченная в национальный сарафан бронзовая фигура в руках держит сноп пшеницы — национальное достояние страны.

Украинская ССР

На гербе Украинской ССР изображены пшеница, виноград и подсолнух — главные символы сельского хозяйства Украины. Эти же дары природы держит в руках скульптурное изваяние в народном венке с цветами и лентами и в традиционном наряде. При реставрации было обнаружено, что у фигуры пропал подсолнух. Работа по восстановлению элемента проводилась по архивным чертежам.

Узбекская ССР

Изваяние создано скульптором и художницей декоративно-прикладного искусства Зинаидой Баженовой. Аллегорическая фигура в руках держит хлопок, демонстрируя народное достояние республики Узбекистан. Национальные черты угадываются по головному убору. Косы свободно спадают за спину, а широкий рукав вышитой рубашки словно развевается под порывами ветра.

Грузинская ССР

Для образа Грузинской ССР позировала первая красавица Тбилиси — Родам Амирэджиби, княжна и жена поэта Михаила Светлова. Ее прекрасные черты, воплощенные в бронзе и покрытые сусальным золотом, сияют на солнце. Она тоже облачена в традиционный наряд. Грозди винограда в ее руках напоминают о том, что грузинское виноделие по праву можно считать народным сокровищем.

Литовская ССР

Лента в волосах и драпировки костюма литовской девушки также сияют на солнце. В одной руке она держит лен и ячмень, а в другой — цветы и дубовые листья. Лен, ячмень, цветы и дуб — все это можно найти на гербе Литовской ССР. Эти растения прославили республику, а девушка запечатлела навсегда ее торжество.

Латвийская ССР

Скульптура работы Зинаидой Баженовой олицетворяет Латвийскую ССР. Интересна детальная проработка образа: кроме национального костюма и связки колосьев в руках, которые призваны прославить сельское хозяйство региона, авторы виртуозно изобразили брошь, украшающую ворот. Это традиционное латышское украшение называется сакта.

Таджикская ССР

Платье свободного кроя подчеркивает изящный скульптурный силуэт, олицетворяющий Таджикскую ССР. Республика Таджикистан также выбрала символом на гербе хлопок, потому у девушки со множеством заплетенных косичек в руках именно он. Косички эти доставили реставраторам немало трудов: на то, чтобы заново покрыть позолотой каждую из них, ушло двое суток кропотливой работы.

Туркменская ССР

Известно, что позировала для статуи туркменская пианистка Гозель Аннамамедова, учившаяся на тот момент в Московской консерватории. В руках девушка держит хлопок — как и Таджикистан, Туркменистан выбрал его своим символом. На голове у девушки особым образом повязанный тюрбан — знаковый элемент национального костюма.

Карело-Финская ССР

Девушки расположены в том же порядке, в котором и республики на гербе СССР, а сам герб, в свою очередь, опирается на Конституцию 1954 года. Отсюда и шестнадцатая республика. Карело-Финская ССР стала автономной только в 1956 году. Убирать карельскую девушку с цветами и растущей у ног елочкой и рушить таким образом скульптурный замысел, конечно, никто не стал.

Эстонская ССР

Историки утверждают, что прототипом скульптуры Эстонской ССР была балерина Вирве Кипле-Парсаданян, и она выбрана для позирования во время учебы при ГИТИСе. На девушке традиционный наряд Муху, третьего по величине острова Эстонии, с характерным головным убором. На гербе Эстонской республики изображены сосновая ветвь и пшеничный колос.

Армянская ССР

Тема изобилия сельского хозяйства отразилась и в образе аллегорической скульптуры Армянской ССР: в руках у бронзовой девушки виноград — символ республики. Под воздействием водных потоков листья частично были разрушены за годы существования фонтана, но сейчас их восстановили до мельчайших деталей, опираясь на архитектурные чертежи.

Молдавская ССР

Кукуруза — известная «царицей полей» республик Советского Союза. Но украшала она именно герб Молдавской ССР. Скульптура держит в руках кукурузный початок, а под ногами у нее виноградные лозы и крупные гроздья, сияющие на солнце. Виноград — еще одно сокровище Молдавии, и девушка с гордостью демонстрирует его.

Киргизская ССР

Девушка с двумя сияющими на солнце золотыми косами и в остроконечном головном уборе держит в руках гирлянду из цветов и хлопка. Это Киргизская ССР, чьи луга и засеянные хлопком поля прославили республику на весь Союз. Любопытный факт: она должна была оказаться на месте Молдавской, а Молдавская, соответственно, на ее, но при установке фигуры еще в 1950-е перепутали и так и оставили.

Азербайджанская ССР

Хлопок был одним из главных сокровищ Советского Союза: его даже называли «белым золотом земли». Сразу несколько золотых девушек держат в руках цветы хлопка, и скульптура Азербайджанской ССР не стала исключением, сохранив память о том, насколько высока была ценность этой культуры.

Казахская ССР

Отлитая из бронзы фигура, которая олицетворяет Казахскую ССР, составляет фонд самых известных работ скульптора и художницы Зинаиды Баженовой. Прославляя земледелие и сельское хозяйство, статуя держит в руках сноп колосьев пшеницы. Национальные черты угадываются в головном уборе из перьев.

Белорусская ССР

По часовой стрелке обойдя восьмигранный бассейн фонтана, габариты которого составляют 81 на 56 метров, посетители видят скульптуру, символизирующую Белорусскую ССР. Элементы костюма воссозданы из бронзы с исторической точностью. Прославляя сельское хозяйство республики, в одной руке фигура держит лен, в другой — яблоко. Рядом с ней начинает новый круг РСФСР.

Параллельно с восстановлением скульптур и декоративных элементов фонтана прошла работа по обновлению гидротехнических систем и укреплению каркасов конструкций комплекса. Гидравлическая система фонтана обеспечивает работу нескольких сотен водяных струй, которые по сценарию меняют общую композицию. Рисунок струй в последние годы был упрощен в связи с ветшанием механизмов. Теперь он будет полностью восстановлен. Во всем великолепии стремительные потоки воды засверкают в лучах весеннего солнца уже в этом сезоне.

Фонтан «Дружба народов»

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Моб. приложение

Давайте теперь подробно изучим фонтан. Все советские республики представлены в виде радостных золотых женщин. Освобожденные и эмансипированные, но сохранившие традиции, обычаи и национальные костюмы они стали запоминающимся акцентом выставки. Незабываемым — уж точно. Золотые женщины – это все-таки сильный жест! И не поспоришь. Женщины – главное богатство нашей страны. И главная загадка фонтана тоже. В советское время никогда не публиковали описания отдельных статуй-республик. В результате до последнего времени было совершенно неясно, кто тут кто. Но недавно исследователь ВДНХ Павел Нефедов создал реконструкцию, на основе которой и попытаемся разобраться в золотом хороводе.

Для начала найдем статую РСФСР. Она со снопом и с косой, уложенной вокруг головы. От нее пойдем по часовой стрелке. Сначала Украина – с венком из подсолнухов на голове. Далее Узбекская ССР – строгая девушка с двумя косами. Потом Грузия – с длинной косой и виноградом. За ней Литва – в высоком ярусном кокошнике и Латвия, похожая на студентку на уборке урожая – со снопом. После Таджикская ССР – растаманские косички и цветок хлопка в руке. Туркмения – очень серьезная, с длинными косами и тоже с хлопком. А далее – внимание! – та самая 16-я республика – Карело-Финская ССР с цветами. После нее Эстония в высоком коническом головном уборе. Армения похожа на Грузию. Тоже с виноградной лозой, но с двумя косами. За ней Молдавия в косынке и с кукурузой. Потом Киргизия в чалме и с цветами, большеглазая Азербайджанская республика с хлопком, виноградом и толстыми косами, Казахская ССР со снопом и наконец Белоруссия – в косынке и с фруктами.

Отдельного внимания достоин и символический сноп из главных сельскохозяйственных культур СССР, вокруг которого девушки водят хоровод. В нем не только пшеница и подсолнухи, но и листья конопли – одной из ведущих культур Советского Союза. Коноплю выращивали для производства пеньки, из которой делали мешки и канаты, а также на масло.

Создавал 16 колхозниц коллектив советских скульпторов. Самый известный из них – Иван Чайков. А руководили всем процессом архитекторы Константин Топуридзе и Григорий Константиновский. Топуридзе также создал два других знаменитых фонтана выставки – «Каменный цветок» и «Колос». А еще он был мужем знаменитой актрисы Рины Зеленой.

Фонтан «Дружба народов»

Фонтан «Дружба народов» — один из символов не только ВДНХ, но и Москвы. Его композиция состоит из нескольких частей. Овальная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в большой сноп.

Вокруг снопа стоят статуи 16 позолоченных девушек, символизирующие советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу административно-территориальных единиц, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия. Девушки в руках держат сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалась на полях ее родной республики. Узнать о каждой из золотых красавиц можно из нашего материала.

Читать дальше

Когда построен, кто автор

Создан в 1954 году. Архитектор — К.Т. Топуридзе, инженер — В.И. Клявина, скульпторы — З.В. Баженова, А.И. Тенета, И.М. Чайков, З.В. Рылеева, В.П. Гаврилов.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

Впервые за 65 лет (с октября 2018 года по апрель 2019 года) прошла комплексная реставрация этого уникального архитектурного памятника. Около шести месяцев понадобилось специалистам для обновления гидротехнической системы фонтана, укрепления каркасов его конструкций, а также реставрации декоративных элементов.

Фонтан представляет собой сложную систему из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. Площадь бассейна фонтана составляет 3,8 тысячи квадратных метров.

История создания

Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.

В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке — к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна — и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский — и так расцвел «Каменный цветок».

Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, восьмиугольная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.

Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее.

Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.

Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, — это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения».

Композиция

Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.

Порядок расположения фигур был скопирован с Герба СССР, который опирался на список республик, закреплённый в Конституции СССР в редакции от 25 февраля 1947 года. В нём республики были отранжированы по численности населения (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР и т. д.). В фонтане скульптуры расставили в том же порядке, только распределяя республики то вправо, то влево. Единственным исключением стали Молдавская ССР и Киргизская ССР, по неизвестной причине перепутанные местами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *