Где находится сикстинская мадонна рафаэля
Перейти к содержимому

Где находится сикстинская мадонна рафаэля

  • автор:

Мадонна Рафаэля и в 500 лет — королева красоты

500-летнему юбилею творения, которое называют символом красоты и добра, посвящена беспрецедентная выставка в Дрездене. Ее успех с самого начала превзошел все ожидания.

https://p.dw.com/p/154Ix

Перед входом в Дрезденскую картинную галерею — длинные очереди. К 500-летнему юбилею одного из крупнейших шедевров мировой живописи в этом знаменитом немецком музее только что открылась выставка «Сикстинская мадонна. 500 лет культовому произведению Рафаэля». На выставке, которая продлится до 26 августа, представлено около 250 картин, рисунков, эскизов, документов и других экспонатов. Но главное на ней, конечно, — сама «Сикстинская мадонна».

Величавая простота

Ее облик исполнен благородства, смирения и душевной чистоты. Она поражает воображение красотой и искренностью. Каждый год около двух с половиной миллионов посетителей приходят в Дрезденскую галерею специально для того, чтобы полюбоваться Девой Марией с младенцем Иисусом на руках, босиком ступающей по облакам. Затаив в душе тревогу, она держит путь на Землю — чтобы отдать своего сына «в жизнь».

Она выглядит величественно, но не высокомерно. Изображенный слева на картине Папа Римский Сикст Второй преклоняет перед ней колени. С почтением опускает глаза и Святая Варвара, считавшаяся покровительницей итальянского города Пьяченцы. Лишь два ангелочка с детским любопытством устремляют вверх задумчивые взгляды.

«Сикстинская мадонна» – самое значимое полотно Рафаэля. «Час, который я провел перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Гений чистой красоты был с нею», — так выразил свои чувства Василий Жуковский, когда в 1821 году впервые увидел в Дрездене эту картину. «Сикстинская мадонна» уже давно составляет для европейца «такой же культ, как для араба черный камень в Мекке», утверждал русский художник Василий Поленов.

Бриллиант в новой оправе

Сегодня она прекрасна, как и во времена Поленова и Жуковского, как 500 лет назад, когда великий итальянский живописец Рафаэль Санти написал ее для алтаря церкви монастыря Св. Сикста в Пьяченце. Правда, сейчас шедевр поместили в новую роскошную раму. К юбилею картины эту раму изготовила мюнхенская мастерская Вернера Муррера (WernerMurrer).

Дело в том, что неоренессансное обрамление, в которое в 1950-е годы заключили полотно, с картиной сочеталось плохо. Новую раму делали вручную, по старинной технологии. Каждый отдельный элемент вырезали и покрывали позолотой. Заменили и застекление картины. И теперь «Сикстинская мадонна» сияет еще ярче, чем прежде.

Кстати, на время выставки она покинула свое привычное место в Галерее старых мастеров на втором этаже и переехала в Гобеленовый зал — помещение, которое обычно используется для проведения лекций, литературных чтений, различных торжеств. Его стены украшают гобелены, сотканные по эскизам Рафаэля. На их фоне «Сикстинская мадонна» смотрится еще лучше.

С культовым статусом

«Рафаэль в Риме», «Знаменательное приобретение «Сикстинской мадонны», «На пути к мифу», «Мировая карьера ангелочков: кич и искусство», — так называются разделы юбилейной выставки.

Чтобы разработать концепцию экспозиции, ее куратор Андреас Хеннинг (AndreasHenning) несколько месяцев провел в Италии, чтобы еще раз скрупулезно изучить историю создания и становления культа «Сикстинской мадонны». Своей фантастической популярности эта картина достигла значительно раньше, чем даже ее главная соперница — «Джоконда» великого Леонардо да Винчи. Полотно Рафаэля было возведено в ранг культового уже в первой половине 19 века.

Шедевром не только восхищались. О нем писали, его копировали и репродуцировали, а позже стали широко использовать и для рекламы. Особым «спросом» пользовались здесь и продолжают пользоваться сегодня задумчивые ангелочки, расположившиеся у ног Мадонны. Уже в 19 веке их изображения стали красоваться на украшениях и изделиях из фарфора.

Ну, а с течением времени эти зажившие собственной жизнью пухленькие крылатые мальчики сделали невероятную карьеру. Сегодня они фигурируют на открытках, плакатах, зонтиках, кошельках, сумках и даже. на туалетной бумаге. В дрезденской экспозиции представлена целая серия предметов массового потребления, на оформление которых вдохновили дизайнеров персонажи знаменитой картины.

Из Пьяченцы в Дрезден, из Дрездена в Москву

Картина «Сикстинская мадонна», высота которой составляет более трех метров (без рамы), была написана Рафаэлем в 1512-13 годах. Но широкая публика познакомилась с ней лишь два с половиной века спустя, когда в 1754 году полотно было приобретено для курфюрста Саксонии Августа III и привезено в его дрезденскую резиденцию.

Шедевр поместили в Дрезденском цвингере (Dresdner Zwinger) — роскошном комплексе, где сейчас находятся различные музеи, в том числе знаменитая Дрезденская картинная галерея. С тех пор «Сикстинская мадонна» — с некоторым перерывом — находится здесь.

Этот перерыв наступил после Второй мировой войны — в сентябре 1945 года. Так называемая «трофейная комиссия», созданная в советской оккупационной зоне Германии, провела тщательную ревизию коллекций восточногерманских музеев и в результате отобрала целый ряд величайших шедевров мирового искусства. Они подлежали конфискации — так сказать, в качестве компенсации за разграбленные и разрушенные гитлеровцами сокровища русской культуры. «Так сказать» — потому, что произведения искусства ни с точки зрения международных соглашений, ни с точки зрения морали не могут быть трофеями.

Сомнительность этой «компенсации», несомненно, понимали и в Кремле. Не случайно произведения «трофейного искусства», включая «Сикстинскую мадонну», увозили в Советский Союз тайно и местонахождение их было засекречено. «Золото Шлимана», например, прятали более четырех десятилетий, вообще отрицая, что оно находится в СССР. «Мадонне» Рафаэля повезло больше. Она была потеряна для мировой культуры «лишь» на десять лет.

Возвращение Мадонны

Вернул картину в Дрезден Никита Хрущев — после смерти Сталина и наступления периода «оттепели». В 1955 году Совет министров СССР принял неожиданное решение о возврате «Сикстинской мадонны» и других вывезенных трофейными командами шедевров «народу ГДР». Правда, в их число вошли лишь полтора миллиона из двух с половиной миллионов конфискованных экспонатов, но «жест доброй воли» все равно удался. Подавалось все это под идеологическим соусом возвращения «спасенного от фашистов культурного наследия». Никакого спасения, конечно, не было: эвакуированные коллекции в 1945 году просто реквизировали. Но каким бы ни был разыгранный спектакль, шедевр Рафаэля в итоге вернулся домой — в Дрезден.

Где находится сикстинская мадонна рафаэля

Сегодня титул самого известного художника Возрождения, бесспорно, принадлежит Леонардо да Винчи, но так было не всегда. Долгое время Рафаэль Санти из Урбино был его обладателем. Художественные Академии всего мира (в реальности того времени это звучит как Академии всей Европы) после победы классицистического стиля, чтили его произведение за образец. Они были убеждены: в них человеческий гений, гений Рафаэля достиг пика, максимального совершенства искусства доступного человеку. Отсюда следовал вывод, против которого будут бунтовать некоторые мастера XIX столетия, раз превзойти Рафаэля невозможно, художникам надлежит, в меру своего таланта, следовать пути мастера, творчески, именно творчески, повторяя манеру его.

Немецкие романтики обожествляли его. Для них Рафаэль был пророком, которому на вершине творчества открылись священные первоосновы Мира. Более того, божественной властью их отблеск ему было дано запечатлеть в своих лучших произведениях.

И ныне именно в Германии, в Дрезденской галерее, хранится картина признаваемая многими лучшим творением этого мастера Возрождения — «Сикстинская мадонна». Прекрасная греза Ренессанса. В ней нет странностей, тайн, загадок, влекущих современное человечество к «Джоконде», составляющих суть ее обаяния. Истина Леонардо зашифрована в сумраке его картин, истина Рафаэля — это свет, совершенство формы и линии, божественная гармонии цвета.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль начал в 1512 году для главного алтаря церкви монастыря Святого Сикста, что в Пьяченце. Заказчиком был известный своей любовью к искусству Папа Юлий II. Это годы высшего расцвета таланта художника. Ему еще нет и 30, но он признан среди первых мастеров Италии. Признание и успех, тогда неизменные его спутники.

«Сикстинская мадонна» — действительно работа Рафаэля и только Рафаэля. Нет, не подумайте, в его авторстве никто и никогда не сомневался. Просто перед нами одно из немногих произведений урбинского мастера, которого не касались кисти его учеников. Но не только это делает Мадонну из Дрездена особенной. Она написана на холсте, сейчас это никого не удивляет, но для эпохи Рафаэля традиционной была живопись на дереве. Кроме того, не сохранилось эскизов и подготовительных рисунков к ней. Будто в подтверждение версии о божественном откровении, явленном художником в этой картине…

…Отдернут занавес и перед нами небеса. По снегу облаков неслышной поступью к нам приближается, плывет прекрасная Дева. Ее лицо печально и задумчиво, а на руках Марии охваченный ужасом младенец Христос. Перед ними будущее. Картина мученической смерти Христа во искупление грехов человечества. И это не метафора. Не одно столетие, до покупки «Сикстинской мадонны» для Дрезденской галереи, в 1754 году курфюрстом Саксонии, мать и сын смотрели на деревянное распятие, по древней итальянской традиции установленное напротив алтаря церкви в Пьяченце… Святой Сикст (многие исследователи считают, что здесь перед нами портрет заказчика картины Папы Юлия II, которому не суждено было увидеть прекрасное творение Рафаэля оконченным) и Святая Варвара приветствуют их. Внизу картины вы встретите изображения двух милых юных ангелочков, чьи образы ни одно десятилетие столь любимы художниками и дизайнерами всего мира…

Ее воспроизведения и копии разошлись по всему миру. Ей поклонялись поэты и художники, иногда, они сходили с ума, терзаемые невозможностью повторить совершенство… О встрече с ней мечтает каждый, кому небезразлично искусство.

Музеи мира

Кто сегодня самый популярный художник эпохи Возрождения? Конечно же, Леонардо да Винчи, – ответите Вы, и будете абсолютно правы. Однако так было не всегда. Долгое время им считался Рафаэль Санти из Урбино. Все Художественные Академии Европы и всего мира после принятия классицизма в искусстве как главной идеологии на многие столетия взяли произведения Рафаэля как образец. Все мастера живописи вплоть до середины XIX века были уверены, что творчество Рафаэля – это венец совершенства в искусстве, пик гениальности человека-творца, который, в принципе, превзойти невозможно. И если это так, то надлежит идти путем мастера и, насколько позволяет собственный талант, принимать его манеру. Для немецких романтиков в творчестве Рафаэля заключалась божественная воля и столпы мироздания. И только с помощью божественной воли автору удалось взглянуть на первоосновы существования и запечатлеть их в своих гениальных творениях. Лучшее творение Рафаэля – «Сикстинская Мадонна», хранящаяся ныне в Галерее Дрездена, в Германии. Это суть всех идеалов и мечтаний Ренессанса. Это совершенное совершенство законченных форм, контуров и цветов. В ней нет таинственной напряженности и интриги, спрятанной в дымке «сфумато» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» – это бесконечная прекрасная божественная простота. Написание «Сикстинской Мадонны» относится к 1512 году, когда Папа Юлий II, известный своей любовью к живописи, заказал молодому мастеру изображение Пресвятой Девы для главного алтаря церкви Святого Сикста в Пьяченце. Это был поразительный успех для автора – ему еще не было и 30, а успех и признание уже повсюду сопровождали его. В отличие от всех последующих работ, «Сикстинская мадонна» работа исключительно самого Рафаэля, которую не коснулась кисть ни одного их его учеников. Особенным делает эту картину и то, что здесь использована техника написания на холсте, тогда как большинство произведений эпохи Рафаэля выполнены на дереве. Более того, не сохранилось ни одного эскиза к этому полотну, что как будто подтверждает версию о божественном озарении Рафаэля.

rafael3

Сиктинская мадонна

… Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса. По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева. На ее руках младенец Христос, лицо его охвачено болью и ужасом, но Мария задумчива и грустна. Печальное будущее открывается их взору – картины смертной казни Божьего Сына во искупление всех грехов человечества. Такая трактовка картины отнюдь не метафорична. В течение многих столетий, находясь на алтаре церкви Святого Сикста, Мария и младенец взирали на алтарное распятие. На полотне присутствуют также Святой Сикст (возможно в этом образе изображен сам Папа Юлий II) и Святая Варвара, которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира.«Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года, курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится по сей день.

Нравится of your page —>

О чем говорит мне эта картина? «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Марина Хайкина выбирают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сикстинская Мадонна» (Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия) написана Рафаэлем Санти в 1514 году по заказу папы Юлия II. Работа предназначалась для бенедиктинского монастыря Святого Сикста.

Марина Хайкина, искусствовед:
«МЫ ВСТУПАЕМ В ДИАЛОГ С БОЖЕСТВЕННЫМ»
«Cквозь приоткрытый занавес Мария с Младенцем на руках сходит нам навстречу по облакам, в которых угадываются херувимы. Мадонна смотрит прямо на зрителя, и мы встречается с ней взглядом. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Внизу холста изображен мраморный парапет, из-за которого задумчиво выглядывают два ангела – самый тиражированный и известный образ эпохи Возрождения. Считается, что Рафаэль на улице увидел двух этих мальчиков, мечтательно застывших у витрины булочной, и перенес на свое полотно. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини.

Обилие воздуха дает ощущение свободы и легкости, которые у Рафаэля сопровождают торжественный момент. Прямая связь между земным и небесным, связь взглядов подчеркивается театральностью композиции: мы видим занавес, карниз, на который он крепится, все это похоже на сцену, где совершается действо. Главным оказывается момент божественного явления, момент, который художник вправе изобразить, а зритель имеет право в нем участовать. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Раньше художники изображали одну или две фигуры, которые указывали на Мадонну и тем самым вовлекали зрителя в картину. Здесь все решено по-иному. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Речь идет не о том, как представляют себе божественное верующие, а о его явлении и диалоге с ним. Решиться на воплощение такого диалога мог только художник Возрождения – творец, считавший себя равным Богу. Именно поэтому Микеланджело посмел изобразить то, как Бога и человека связывает неразрывная нить, Леонардо поместил Иисуса вровень с трапезничающими монахами, а Рафаэль посмотрел в глаза Мадонне».

Андрей Россохин, психоаналитик:
«ОН ЗНАЕТ, ЧТО НЕ СМОЖЕТ ЕЕ УДЕРЖАТЬ»

«Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу… Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Ключевое слово тут «беспокойство». Многие исследователи писали о тревоге, исходящей от картины, объясняя ее тем, что Рафаэль хотел передать боль матери, предвидящей страдания сына. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Почему все они находятся за занавесом? Собирается ли художник впустить этих людей или, наоборот, хочет поскорее закрыть занавес, чтобы оставить их там и защитить от их взглядов Мадонну? Если присмотреться, там много взрослых, мужских лиц с открытыми ртами, мало похожих на ангелов. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Чтобы понять смысл, бессознательно вложенный Рафаэлем в этот фон, надо знать историю создания картины. Считается, что прообразом Мадонны служила любовница Рафаэля – Маргерита Лути, дочь булочника. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Я предполагаю, что неосознанно в этих лицах за спиной Мадонны Рафаэль изобразил тех мужчин, которые роились вокруг нее и желали ее соблазнить. По всей видимости, художник обвинял именно их. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить.И тому тоже есть причина. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. А спустя три года умер его отец. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. Второй ангелочек устремляет взгляд, полный надежды, к Мадонне, как бы веря в воскрешение умершей матери. Интересно, что прообразом этих двух ангелочков стали два мальчика, смотрящие на витрину недоступной для них булочной. Это важнейшее обстоятельство, если мы вспомним, что любовницей Рафаэля была дочь булочника. Рафаэль надеялся обрести потерянную мать в своей возлюбленной и одновременно был уверен, что он потеряет ее, так же как свою мать. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Так что я чувствую в картине двойное напряжение – мужскую страсть, сжигающую ревность и глубочайшую детскую боль от потери матери, наивную мечту о ее воскрешении. Возможно, сознательно рисуя страдание Мадонны, предвидящей потерю сына, бессознательно он вкладывал в эту картину иной смысл – свою собственную обреченность и знание, что он не сможет удержать свою женщину ни как любовницу, ни как мать».

Рафаэль Санти (1483-1520), итальянский живописец, график, архитектор эпохи Возрождения. Работал в Перудже, Урбино, Флоренции. В 25 лет переехал в Рим, где был назначен официальным художником папского двора. На протяжении всей жизни писал мадонн (известны 42 картины), многофигурные композиции, портреты. Шесть лет руководил строительством собора св. Петра в Риме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *