Где находится симонов монастырь в москве
Перейти к содержимому

Где находится симонов монастырь в москве

  • автор:

МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

Основан в 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его учеником и племянником — преподобным Федором, уроженцем Радонежа.

Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях — к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля — и был заложен монастырь.

Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и святой Феодор, стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, сохранившаяся и поныне.

Тогда же была заложена каменная церковь Успения Божией Матери. Церковь была освящена в 1405 году. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце XV века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле.

Московский Симонов монастырь. Картина XIX века
Московский Симонов монастырь. Картина XIX века

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря в XV-XVII веках вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: преподобный Кирилл Белозерский, святитель Иона, митрополит Московский, святитель Геронтий, митрополит Московский, патриарх Московский и всея Руси Иосиф, архиепископ Ростовский Иоанн, знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек.

В 1383 году Симонова обитель первой на Руси сделалась ставропигиальной, войдя под непосредственное управление патриарха Константинопольского. Монастырь вскоре прославился по всей России, и сюда стекались огромные вклады. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Феодор Алексеевич. Специально для него здесь были устроены кельи, где царь молился во время Великого поста.

В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами — дар царевны Марии Алексеевны.

Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров, вероятно, уже человек немолодой и строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали раннемосковской архитектуры, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев, много строивший в Москве и в Киеве. Наряду с Яковым Бухвостовым он является самым выдающимся зодчим конца 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода «друзья-конкуренты», работавшие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной индивидуальностью.

Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий каменную ограненую кладку. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин.

В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.

Вид Симонова монастыря
Вид Симонова монастыря

По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

Башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь — строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году набег крымского хана Казы-Гирея.

Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни — пятигранная Кузнечная и круглая Солевая — построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

в 1812 году подвергся разорению от французов.

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для строительства дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил известный архитектор Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем ее проект был изменен, и возводилась она уже в «русском» стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему силуэту и местоположению — близ монастырской ограды — колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Ее высота составляла более 90 метров. Огромная пятиярусная колокольня Симонова монастыря зрительно замыкала перспективу излучины Москвы-реки и была видна на много верст вокруг. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы.

В 1896 году Успенский собор монастыря был реставрирован и освящен.

фото Симонова монастыря. Конец ХIХ в.
фото Симонова монастыря. Конец ХIХ в.

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович — крещеный касимовский царевич, по прихоти Ивана Грозного венчанный в 1574 году «царем и великим князем всея Руси» и через два года свергнутый. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д.В. Веневитинов (1805-1827), писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), его сын Константин Сергеевич Аксаков |1817-1860), композитор А.А. Алябьев (1787-1851), известный библиофил и коллекционер А.П. Бахрушин (1853-1904), дядя А.С. Пушкина — Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

Живописное местоположение монастыря вдохновляло многих поэтов, писателей и художников. Около монастыря находился пруд, по преданию, выкопанный Сергием Радонежским.

Монастырь в советское время

С 1923 года в части монастыря размещался музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. Был выпущен путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 году.

В мае 1929 года был закрыт последний храм монастыря.

В ночь на 21 января 1930 года, в 6-ю годовщину смерти В. И. Ленина, Успенский собор Симонова монастыря (на то время одно из древнейших зданий Москвы) и стены вокруг него были взорваны, также погибли колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители.

От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с обезглавленной церковью Тихвинской иконы Божией Матери, и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

С 1931 г. в трапезной монастыря находился киноклуб. Трапезная реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг.

В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Веснинами был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева.

Московский Симонов монастырь, 2008 г. Фотография Иванова Дмитрия с сайта sobory.ru
Московский Симонов монастырь, 2008 г. Фотография Иванова Дмитрия с сайта sobory.ru

Наши дни

В 1992 году была зарегистрирована община глухих и слабослышащих Тихвинского храма бывшего Симонова монастыря.

В 1995 году остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

  • крепостные стены (три прясла): были сооружены в 1630 г., при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м.
  • Солевая башня (угловая, юго-восточная), построена в 1640-е гг.;
  • Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене), имеет пятиугольную форму и расположена на южной единственной сохранившейся стене монастыря. Это самая малая башня монастыря была возведена в 1640-е гг., а ее высокий шатер достраивался в течение последующих 40 лет. Башня имеет одноярусный наблюдательный пункт, в отличие от других башен, где он двухярусный
  • «Дуло» (угловая, юго-западная башня), увенчана высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой
  • «Водяные» ворота (1/2 XVII в.);
  • «Келарский корпус» (или «Старая» трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); Старая трапезная — название XX века, Келарский корпус — название XIX в., Хлебная палата — название XVIII в. В 1485 году построили «келарский» корпус — двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно — одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.
  • «Новая» трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
  • «Сушило» (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.
  • Казначейские кельи (1/3 XVII в.).

Утраченные храмы

Успенский собор Московского Симонова монастыря. Фотограф К.Фишер
Успенский собор Московского Симонова монастыря. Фотограф К.Фишер

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор был заложен в 1379 году, когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 года.

В 1476 году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.

Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.

В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом преподобный благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 году храм обновляли.

В январе 1930 года Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.

Церковь Николая Чудотворца Московского Симонова монастыря
Церковь Николая Чудотворца Московского Симонова монастыря

Церковь Николая Чудотворца

В 1834 году над восточными воротами была возведена надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

Церковь уничтожена в начале 1930-х годов.

Колокольня с храмом Иоанна Постника и Александра Невского Московского Симонова монастыря
Колокольня с храмом Иоанна Постника и Александра Невского Московского Симонова монастыря

Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне

В 1832 году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к 1839 году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.

В 1929 году была взорвана и разобрана на кирпич.

Церковь Спаса Всемилостивого Московского Симонова монастыря
Церковь Спаса Всемилостивого Московского Симонова монастыря

Церковь Всемилостивого Спаса

В 1591 году монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события в 1593 году над древними западными вратами был сооружен небольшой Спасский храм.

Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.

Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 года.

Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 года.

Церковь прп. Александра Свирского Московского Симонова монастыря. Фото с западной стороны
Церковь прп. Александра Свирского Московского Симонова монастыря. Фото с западной стороны

Церковь Александра Свирского

В конце XVIII века у северной стены Симоновой обители появилась пристройка – монастырская больница. Вскоре при ней была устроена церковь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1774 году при церкви устроили трапезную с приделом Сошествия Святого Духа. В середине XIX века в монастыре проводились крупные строительные работы. Была перестроена и больничная церковь, которую в 1853 году переосвятили во имя преподобного Александра Свирского.

Храм закрыли в 1929 году, а на следующий год он со многими другими монастырскими постройками был взорван.

Настоятели

  • свт. Феодор (1370 — 1386)
  • прп. Кирилл Белоезерский (1390 — 1396)
  • Иларион (1396 — 26 августа 1406)
  • Сергий (Азаков)
  • Варфоломей (уп. 1436) [1]
  • Иона
  • Иоанн
  • cвт. Геронтий (упом. 1447 — 1453)
  • Афанасий (1453 — 62)
  • Антоний (октябрь 1463)
  • Евсевий
  • Досифей (декабрь 1471)
  • Антоний (1474) [2]
  • Герасим (март 1475)
  • Симеон (1477)
  • Аарон (1481)
  • Нифонт (1482 — 1484)
  • Зосима Брадатый (1485 — 26 сентября 1490)
  • Феогност (1494 — 1499)
  • свт. Вассиан (Санин) (ок. 1502 — 1506)
  • Варлаам (1506 — 3 августа 1511)
  • Кассиан (1511 — 1514)
  • Иоанн (1514 — 9 февраля 1520)
  • Герасим (Замыцкий) (1520 — 1526)
  • Игнатий (1528)
  • Макарий (1528)
  • Филофей (август 1528 — 1543)
  • Савва (Черный) (1543 — 24 февраля 1544)
  • Трифон (Ступишин) (1544 — 10 марта 1549)
  • Алексий (Ступишин)[3] (1550 — 1555)
  • Феоктист (11 декабря 1556)
  • Филофей (25 апреля 1557)
  • Феоктист (апрель 1558 — 15 февраля 1559)
  • Макарий (1559 — 1560)
  • Филофей (1560 — 1562)
  • Феоктист (февраль 1563 -1570)
  • Иов (1571 — 1572)
  • Феодосий 1574
  • Гермоген (1577 — 1580)
  • Корнилий (1583 — 1584)
  • Иосиф (1584 — 1586)
  • Тихон (1588 — 1593)
  • Сильвестр
  • Макарий (1596 — 1598)
  • Иона (1598 — 1605)
  • Пимен (1606 — 1607)
  • Филофей (1608 — 1610)
  • Иcaия (15 мая 1612)
  • Павел (сентябрь 1612 — август 1613)
  • Иринарх (1613 — 1615)
  • Иона (1615 — 1620)
  • Левкий (1620 — 6 июля 1634)
  • Сергий (3 сентября 1634 — 1637)
  • Иосиф (Дьяков) (1639 — 1642)
  • Илия (1642 — 1653, + сентябрь 1654)
  • Феодосий (29 декабря 1655)
  • Герасим (в октябре 1656, в январе 1658)
  • Прохор (в мар. 1659 — 1663)
  • Кирилл (уп. 1663, 1664 и 1665)
  • Варнава (1665 — 1666)
  • Мисаил (упом. в июле, августе 1666 — 9 июня 1667)
  • Варсонофий (Еропкин) (упом. в августе 1667 — 9 апреля 1671)
  • Павел (май 1671 — 15 сентября 1674)
  • Пахомий Козел (15 сентября 1674 — июнь 1679).
  • Павел (упом. август 1679 — 12 июня 1680)
  • Гавриил (Домецкий) (1680 — 1691)
  • Павел
  • Варфоломей (1691 — 1697)
  • Феоктист? (1697)
  • Карион (Заухонский) (1697 — 28 октября 1703)
  • Рафаил (Краснопольский) (нач. 1704 — 1708)
  • Иосиф (Туробойский) (1708 — 1710 [4])
  • Дорофей (Короткевич) (1710 — 1712)
  • Петр (Смелич) (Сумилявич) Серб, (январь 1713 — 31 июля 1725)
  • Иоанникий (Любибратич) (1725 — 24 января 1733)
  • Амвросий (Юшкевич) (4 августа 1733 — 2 февраля 1736)
  • Лука (Конашевич) (4 февраля 1736 — 18 сентября 1737)
  • Кирилл (Флоринский) (? — июль 1741)
  • Гервасий (Корда) (25 октября 1737 — 9 марта 1745)
  • Гавриил (Краснопольский) (24 марта 1745 — 24 сентября 1771)
  • Амвросий (Андреевский) (18 января 1772 — 4 марта 1783)
  • Дорофей (4 марта — 30 октября 1783)
  • Павел (Пономарев) (27 ноября 1783 — 13 октября 1785)
  • Иосиф (13 октября 1785 — 10 июля 1788)
    • Указом 6 мая 1788 монастырь велено было упразднить, а 4 апреля 1795 он обращен в прежнее состояние.

    Использованные материалы

    • «Монастырь Симонов» // Сайт «Русское Православие»
      • http://ortho-rus.tk/articles/monastyri-1581.html
      • http://sobory.ru/article/?object=03108
      • http://www.dionisy.com/additional/69/
      • http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-prav. tml

      [1] Строитель при великом кн. Василии Дмитриевиче (Огшс.Рум. Муз., 780)

      [2] Собр. грам., I, 249

      [4] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 172.

      Редакция текста от: 25.02.2024 16:29:49

      Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

      «МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ» еще можно поискать:

      полнотекстовый поиск в Древе: Google
      в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
      в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

      Симонов монастырь

      0 slide

      Один из наиболее пострадавших московских монастырей и один из самых значимых в истории столицы. Симонов монастырь был утрачен более чем на две трети, в ХХ веке был уничтожен его собор – один из древнейших в Москве. И всё же осколки его истории дошли до наших дней, словно показывая, к чему может привести неуемная жажда разрушений.

      Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 году чуть поодаль от своего сегодняшнего места – там, где сейчас располагается церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Его основателем стал святой Федор – ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. А название обитель получила не от храма, а по монашескому имени боярина Степана Ховрина, который пожертвовал землю для создания монастыря и принял в нем иночество с именем Симон. В 1379 году обитель была перенесена немного на север и больше уже не меняла свое местоположение. В это же время началось строительство каменного собора Успения Божией Матери, завершенное к 1405 году. В XVI веке построены существующие каменные стены: архитектором, предположительно, был Федор Конь, создатель Смоленского кремля, стен Белого города в Москве и Малого собора Донского монастыря. Стены и башни Симонова монастыря – шедевр русской фортификации, он не раз принимал участие в боях и выдерживал осады неприятеля. Сохранившиеся до наших дней башни «Дуло», «Соляная» и «Кузнечная» перестроены в 1640‑х годах. Монастырь был упразднен в 1771 году для размещения в его стенах чумного карантина, но в 1795 году снова был восстановлен по ходатайству графа Мусина‑Пушкина.

      Центром монастырского ансамбля являлся массивный пятиглавый собор Успения Божией Матери. Южнее располагалась трапезная, построенная в 1677 году на средства царя Федора Алексеевича с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на основе старой постройки. В архитектурном отношении это было очень необычное здание: помимо четверика церкви, особо выделялась широкая смотровая башня, с которой царь любовался видами Москвы и окрестностей. Её фасады были украшены окнами с наличниками сложной формы, с запада она венчалась декоративной ступенчатой композицией с голландскими мотивами. Над западными вратами возвышалась церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1593 году в память о победе над крымским ханом Казы‑Гиреем, а над восточными – храм святого Николая Чудотворца. С севера в составе монастырской стены находилась колокольня, построенная на средства купца Ивана Игнатьева в 1835‑1839 годах по проекту архитектора К.А. Тона – создателя Храма Христа Спасителя. Наконец, при здании монастырской больницы был одноглавый храм преподобного Александра Свирского.

      Целый ряд русских святых и известных архиереев, вошедших в историю, начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре: митрополит Московский Иона, патриарх Иосиф, святой Кирилл Белозерский. Монастырский некрополь был полон известных имен русской литературы и искусства: Д.В. Веневитинов, С.Т. и К.С Аксаковы, А.А. Алябьев и многие другие.

      Возле Симонова монастыря находился пруд, который, согласно легенде, выкопал сам преподобный Сергий Радонежский. Однако в литературу и народную память он вошёл под названием «Лизин пруд» благодаря книге Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: главная героиня произведения покончила с собой из-за предательства возлюбленного, бросившись в этот пруд.

      В 1920 году монастырь был упразднен, но здания поначалу сохранялись: в части из них был устроен музей фортификации. Однако к 1930 году и он оказался закрыт, а в ночь на 21 января 1930 года бо́льшая часть монастыря вместе с Успенским собором начала XV века была взорвана. Это самая крупная потеря культурного наследия Москвы в 1930‑х годах. Тогда же полностью уничтожен монастырский некрополь, лишь некоторые могилы были перенесены на Новодевичье кладбище. На месте уничтоженной части монастыря появился Дворец культуры завода «ЗИЛ», созданный по проекту братьев Весниных.

      Сегодня мы можем видеть не более трети монастырского ансамбля: из шести храмов остался только один – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Также сохранилось три башни с полуразрушенными фрагментами монастырских стен, келарский корпус, трапезная, солодёжня и казначейские кельи. Эти постройки долгое время использовались в производственных целях, здесь делались рыболовные крючки и снасти, поэтому все они находятся в очень плохом состоянии. Искаженное перестройками здание Тихвинской церкви с трапезной передано верующим в 1995 году, с этого момента ведется реставрация. Община здесь особенная – для глухонемых и слабослышащих.

      Симонов мужской монастырь

      Симонов монастырь

      Симонов мужской монастырь был основан во второй половине XIV века и считался одним из наиболее значимых и богатых на территории Подмосковья. Ныне он находится в пределах Москвы, в Южном административном округе столицы.

      Симонов монастырь

      Состоятельные люди жертвовали обители солидные денежные средства, ее посещали коронованные особы. Царю Федору Алексеевичу даже была отведена келья, в которой он любил уединиться от мирских дел. На территории монастыря также находился некрополь, где обретали вечное успокоение именитые деятели искусства и русской культуры, а также представители почитаемых дворянских родов.

      Симонов монастырь

      История

      Заложил обитель, став ее основателем, преподобный Федор, приходившийся племянником и преданным учеником святейшего Сергия Радонежского. Строительные работы начались в XIV веке на землях, кои были пожертвованы на благое дело боярином московским Ховриным. При иноческом постриге его нарекли Симоном. От этого имени и пошло название монастыря.

      За свою непростую многовековую историю монастырь являлся не только духовной колыбелью православья, но и важным форпостом, обеспечивающим защиту на подходах к южным границам Москвы. Он был хорошо укреплен, и не раз его стены становились преградой, сдерживающей вражеские полчища. Однако в период Смутного Времени богатейший Симонов монастырь претерпел варварское разорение и опустошение.

      Симонов монастырь

      Указом ее Величества Екатерины II в 1771 году, монастырь был упразднен. Это время совпало с разразившейся эпидемией чумы, охватившей Москву и косившей сотни ее жителей. Монастырские помещения стали пристанищем для изолированных больных. Только спустя немногим более двух десятилетий благодаря ходатайству А. Мусина-Пушкина обитель вновь обрела свой церковный статус и зажила прежней жизнью.

      Симонов монастырь

      В 20-е годы, в советский период, Симонову монастырю вновь пришлось пережить ликвидацию. На протяжении 7 лет здесь размещались экспозиции музея, и даже в одном из храмов было разрешено отправлять церковную службу.

      Симонов монастырь

      Но в 30-е годы по решению правительственной комиссии монастырские стены, пять церквей, колокольня и другие постройки подверглись сносу. Более двух третей всего архитектурного ансамбля утрачено безвозвратно.

      Симонов монастырь

      Симонов мужской монастырь в наши дни

      Все возвращается на круги своя. В 90-х годах прошедшего столетия обитель вновь вернулась в лоно церкви и начала возрождаться. Частично были предприняты работы по реставрации некоторых строений.

      Симонов монастырь

      К сожалению, до нашего времени сохранилась лишь небольшая часть древних построек: фрагменты южной крепостной стены с несколькими уцелевшими башнями, здания трапезных: старое и более позднее строение с церковью, братский корпус и ряд хозяйственных построек.

      Симонов монастырь

      Уцелевшие монастырские стены, куда вошла часть более старого сооружения крепости, возводившаяся, по мнению ученых, Федором Конем, датируются 30-ми, а три башни – 40-ми годами XVII века. Особое внимание привлекает угловая башня, называемая «Дуло». Ее верх увенчан шатровой конструкцией с дозорной двухъярусной надстройкой. «Солевая» вежа по архитектурному решению напоминает «Дуло», но гораздо скромнее в размерах и декоре. Самая маленькая башня – «Кузнечная», она находится в прясле, то есть в сохранившейся стене, имеет пятиугольную форму и тоже снабжена небольшим смотровым пунктом в один ярус.

      Симонов монастырь

      Строение трапезной выдержано в московском барочном стиле и украшено росписью, имитирующей каменную граненую кладку. Главный фасад завершен ступенчатым щипцом, характерным для западноевропейской архитектуры. К трапезной примыкает небольшая по размерам церквушка. Хозяйственные постройки и келарский корпус используются ныне как мастерские.

      Симонов монастырь

      Симонов монастырь

      Симонов монастырь представляет духовную, архитектурную и историческую ценность, притягивая многочисленных верующих и любознательных туристов.

      Симонов монастырь

      Симонов монастырь

      Симонов монастырь в Москве и сегодня пленяет своей архитектурой, хоть от его построек и мало что осталось. Это место не на слуху даже у жителей города, а туристы здесь вообще большая редкость. Но те, кто находят это место, пребывают под впечатлением от него. Это смешанные чувства восторга от облика величественных строений и горечи от их состояния и разрухи вокруг.

      Монастырь до сих пор не может оправиться от тех разрушений, которые были ему нанесены в годы советской власти. Однако постепенно собираются средства и готовится план реставрационных работ, которые позволят привести в порядок постройки. В трапезной работает храм Тихвинской иконы Божией Матери, при нем была создана община неслышащих, слабослышащих и слепоглухих.

      Панорама архитектурного ансамбля московского Симонова монастыря на Яндекс. Картах:

      История Симонова монастыря

      Датой основания обители считаются 1370-е годы, изначально она находилась в другом месте — сейчас там располагается церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1379 году монастырь перенесли в другое место, его назвали Новое Симоново. В этом же году заложили первый каменный Успенский собор, его освящение состоялось в 1405 году. В нем хранилась Тихвинская икона Божией Матери, ею преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

      В середине XV века на территории монастыря начинает возводиться кирпичная ограда. Его владения постепенно расширяются, и он становится одним из самых почитаемых и красивых монастырей страны. Над его архитектурным ансамблем трудились талантливейшие архитекторы того времени. Среди них Федор Конь, прославившийся строительством Кремля в Смоленске, Осип Старцев. Последний построил в обители Трапезную палату в стиле московского барокко. Славился монастырь и своей братией, из их числа со временем многие прославились как подвижники и святые, к примеру святой Кирилл Белозерский, святой Иона, митрополит Московский и всея Руси, преподобный Максим Грек.

      Архитектурный ансамбль монастыря

      Архитектурный ансамбль монастыря, © Максим Ершов

      Раньше многие монастыри были не только местом молитвы, но и фортификационными сооружениями, Симонов монастырь не исключение. Наряду с другими обителями он защищал подступы к Москве на южном направлении. Не раз его мощные стены, самоотверженность воинов и монахов спасали столицу. Так, в конце XVI века удалось отразить нашествие войска татарского хана Казы-Гирея, позднее сдержать натиск предводителя восстания крестьян Ивана Болотникова. Сам монастырь много страдал от различных потрясений, наиболее сильны разрушения были после Смутного времени. Почитаемый монастырь восстановили с усердием и любовью.

      Тяжелые времена настали для него во второй половине XVIII века, во время эпидемии чумы его закрыли и использовали в качестве изолятора для содержания зараженных этой болезнью людей. В конце XVIII века прошения о восстановлении монастыря были удовлетворены. Сильный удар нанесло обители вторжение армии Наполеона — многие постройки пострадали от пожара, сам монастырь был разграблен. Благодаря пожертвованиям из казны и от частных лиц удалось восстановить утраты.

      Времена испытаний сменились периодом процветания и вплоть до начала XX века монастырь преображался. В это время на его территории появилась колокольня, построенная по проекту известного архитектора Константина Тона. Она была архитектурной доминантой всего города, так как являлась самым высоким сооружением.

      Вид на Солевую башню

      Вид на Солевую башню, © Максим Ершов

      Коренным образом все поменялось после Октябрьской революции, ценности обители перенесли в Оружейную палату. В 1923 году ее и вовсе закрыли, учредив в стенах Тихвинского храма музей военно-крепостной обороны. Еще сильнее тучи сгустились над монастырем после решения построить на его территории дворца культуры. В 1930 году по приказу властей был взорван Успенский собор вместе с окружавшими его стенами, разрушениям подверглись колокольня, надвратные церкви и другие постройки.

      Уцелели трапезная с Тихвинским храмом и южная стена с тремя башнями. В части помещений располагались цеха по производству рыболовных снастей. Постепенно оставшиеся постройки бывшего Симонова монастырь ветшали и разрушались. В 1991 году Храм Тихвинской иконы Божией Матери передали церкви, в нем начала работать община для людей с нарушением слуха. Первые богослужения прошли в 1995 году.

      Сейчас ведутся подготовительные работы по реставрации уцелевших построек монастыря, каждый желающий может пожертвовать деньги на восстановление территории бывшего монастыря. Жители и гости города могут посетить экскурсии, знакомящие с архитектурным ансамблем, территорией обители, ее богатой историей. С расписанием экскурсий можно ознакомиться на официальном сайте Тихвинского храма.

      Трапезная с храмом Тихвинской иконы Божией Матери, Кузнечная башня

      Трапезная с храмом Тихвинской иконы Божией Матери, Кузнечная башня, © Максим Ершов

      Храмы Симонова монастыря

      К началу ХХ века на территории действовало 6 храмов с 22 престолами. Первым появился Успенский собор, его иконостас был расписан Максимом Греком и Андреем Рублевым. О богатстве украшения храма можно судить по сохранившимся золоченым Царским вратам, которые сейчас выставлены в экспозиции Эрмитажа. В архитектурном ансамбле монастыря были Спасская церковь, церкви Сошествия Святого Духа, Знамения Пресвятой Богородицы и другие религиозные постройки.

      До наших дней сохранился только храм Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный при трапезной Симонова монастыря в 1677 году. В нем регулярно проводятся богослужения. В храме 4 придела (Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Феодора архиепископа Ростовского, преподобного Сергия Радонежского, Всех Святых) и крестильный храм преподобного Александра Свирского. Среди святынь храма — мерный список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, иконы покровителей Симонова монастыря, «Исцеление глухонемого», «Умягчение злых сердец», Симоновских святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *