Гэс 2 москва что это
Перейти к содержимому

Гэс 2 москва что это

  • автор:

ГЭС-2: как выглядит и что предлагает новое культурное пространство Москвы

В конце 2021 года в Москве открылось новое модное пространство — Дом культуры «ГЭС-2». Сюда стекаются люди, которые хотят познакомиться поближе с местом, где уже кипит активная творческая жизнь. По просьбе KudaGo гид и организатор экскурсий Виктория Фролкова рассказывает историю здания бывшей электростанции, о его реставрации, посыле и о том, чего нам ждать в будущем от нового ДК. Ещё больше прогулок по Москве — в нашем спецпроекте «Влюблённым в Москву».

5662

ГЭС-2 и её история

ГЭС-2 — одна из старинных электростанций в Москве. Изначально её строили как трамвайную, а затем она выросла до самой большой ЭС в городе. ГЭС-2 возвели за два года, с 1905 по 1907 год, для питания сети московского трамвая, который заработал в 1899 году. В 2006 году станцию закрыли из-за «физического и морального износа», а также из-за «избыточной стоимости производимой электроэнергии». Несколько лет назад здание было продано с торгов предприятию главы ПАО «Новатэк» Леониду Михельсону под строительство современного арт-пространства, после чего фонд современного искусства V-A-C, также принадлежащий предпринимателю и меценату Михельсону, начал реконструкцию здания. Проектированием нового пространства занимался известный итальянский архитектор Ренцо Пиано, который нам знаком по работе центра Помпиду в Париже.

Архитектура ГЭС-2

Здание располагается на Болотной набережной и выходит боковым фасадом машинного зала на набережную Москвы-реки. Постройка имеет достаточно простую композицию для электростанции, ритм которой создают широкие окна. Во внешнем фасаде угадываются элементы «неорусского стиля», которые встречаются во многих работах архитектора Василия Башкирова, автора проекта ГЭС-2. Вы точно знакомы с работами этого зодчего — именно он создал главный фасад здания Третьяковской галереи, работая по эскизам Виктора Васнецова. По первоначальному плану, к огромному машинному залу присоединялось здание котельной, имевшее сходство с католической базиликой. Башню украшало шатровое завершение, которое напоминало башни Московского Кремля. Но в советское время его снесли из-за того, что шпиль мешал фону кинотеатра «Ударник», который сейчас тоже находится на реконструкции. К счастью, во время реставрации башню всё же вернули на законное место. Привлекают внимание и синие трубы, которые уже стали визитной карточкой нового пространства. Это ещё один некогда утраченный важный элемент ГЭС-2. Высота труб — аж 62 метра — неслыханно высокое сооружение на Якиманке начала XX века! Их демонтировали в 1941 году из-за налётов вражеской авиации, а затем заменили на простые металлические трубы.

Современная концепция

С начала декабря 2021 года для того, чтобы прийти и изучить ГЭС-2, нужно записаться на сайте. Запись открыта на несколько недель вперёд. При себе нужно иметь билет, паспорт и QR-код. На входе вы можете взять путеводитель, который подскажет, что на данный момент происходит на территории ГЭС-2 и какие мероприятия планируются в будущем. На наш взгляд, единственный минус путеводителя в том, что в нём нет исторической справки о здании и его истории. А ведь это очень важно, когда оказываешься в таком пространстве. На данный момент заняты только несколько пространств, но в будущем это место станет одним из самых крупных современных домов (или даже дворцов) культуры в Москве. Что мы успели заметить во время прогулки по ГЭС-2? На первом этаже одно из самых крупных пространств ДК занято съёмками сериала «Санта-Барбара» в прямом эфире. Перед вами раскинулся кинопавильон с гримёрками, складом техники и декораций, а также плейбек и звуковое оборудование. В путеводителе есть объяснение: «Дом культуры ГЭС-2 запускает программу „Святые Варвары“». Она состоит из пяти сезонов: каждый из них длится около полугода и посвящён сквозной теме, объединяющей все проекты. „Санта Барбара“ — это посыл зрителю, в котором он должен задуматься об одном из самых главных моментов в постсоветской культуре России». По сути это не просто съёмки сериала, а живая скульптура автора Рагнара Кьяртанссона. Через современность мы можем изучать историю прошлого, в особенности то, что было феноменом современного искусства. На первом этаже — выставка современных художников, как из России, так и из других стран. Многие работы олицетворяют русскую культуру и весьма интересны. Помимо выставочных пространств есть небольшая библиотека с хорошей подборкой книг по искусству и архитектуре, кафе, где можно выпить кофе, и книжный магазин. Всё это располагается в большом светлом помещении.

Глина

Ещё за несколько месяцев до открытия ГЭС-2 в Москве поднялась волна недовольств новой скульптурой, которую установили перед домом культуры — «Большая глина № 4» Урса Фишера. Как только москвичи не называли эту скульптурную композицию, но нужно отдать должное художнику — через шум и недовольства, но его работа определённо привлекла внимание к новому пространству в Москве, а открытие стало большим культурным событием в Москве. Как сам автор описал свою работу: «Она первобытна, как древний тотем, и проста, как детская поделка». Скульптура выполнена из алюминия, но изображает куски глины, с которой работает художник. На глине мы можем увидеть даже отпечатки пальцев. Это рабочий материал для творчества, что подкрепляет и общую концепцию ГЭС-2 как общественного и культурного пространства.

Ренцо Пиано

Реконструкция здания электростанции предполагала возвращение ГЭС-2 исторического облика именно первоначальной Трамвайной электростанции. Дополнительно стояла задача переосмыслить некогда промышленное пространство под место для реализации творческих идей. Когда вы приходите в ГЭС-2, вы будто бы оказываетесь в стерильном пространстве — есть только стёкла и перекрытия белого цвета. Днём здание залито естественным светом, падающим через широкие окна, дополнительное освещение практически не требуется. В вечернее время мы попадаем в освещённый мир своих собственных отражений в стёклах. Работает эффект той самой глины, только внутри пространства: здесь мы можем лепить всё, что захотим. Как мы уже говорили, проектом реконструкции занимался и руководил итальянский архитектор Ренцо Пиано. Часто говорят, что зодчий перенял похожие принципы с центра Помпиду в Париже. Но даже синие трубы, которые только ленивый не назвал типичным приёмом архитектора, везде разные — от их строения до цветовой палитры. С уверенностью можно сказать, что архитектор смело работает с открытыми пространствами, делая их максимально светлыми и податливыми, доступными для творчества. Новая жизнь ГЭС-2 только начинается, но через год все свободные площади будут заняты, и мы сможем проводить целый день в одном пространстве, путешествуя с этажа на этаж и погружаясь в мир современного искусства. Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+

Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.

Дом культуры и культур: что такое ГЭС-2 и зачем туда идти

Фото: Иван Ерофеев

В Москве после долгих лет реконструкции открылась ГЭС-2 — бывшая электростанция и будущая точка притяжения современного искусства и культуры в самых разных проявлениях. Рассказываем, зачем, за чем и за кем тянуться

Здание ГЭС-2 на Болотной набережной

Главным арт-конфликтом этого лета оказался спор вокруг 13-метровой скульптуры швейцарского художника Урса Фишера. Установленная на Болотной набережной, 15, «Большая глина № 4» — увеличенный примерно в 50 раз комок глины, который художник когда-то разминал в руках, — расколола критиков, любителей искусства и простых горожан на два непримиримых лагеря: тех, кого ассоциации с такой формой оскорбляют, и тех, кто, испытывая противоположные эмоции, видит в скульптуре продолжение западных традиций абстрактного искусства, а вместе с тем, в конце концов, украшение Болотной.

«Большая глина» появилась на набережной перед будущим домом фонда V-A-C в преддверии открытия его долгожданной постоянной площадки. V-A-C был основан в 2009 году итальянкой Терезой Мавикой, до того руководившей Stella Art Foundation — одной из первых российских галерей, представлявших западное искусство, — вместе с бизнесменом и коллекционером Леонидом Михельсоном. В 2014-м он приобрел бывшую электростанцию на «Красном Октябре», чтобы превратить ее в царство современного искусства, а год спустя объявил, кто приведет это здание в чувство Ренцо Пьяно. Последние десять лет фонд устраивал программы на сторонних площадках. Выбор всегда был интересным и неочевидным: к примеру, Центральный музей Вооруженных Сил РФ с проектом Михаила Толмачева о войне в 2014 году и Музей истории ГУЛАГа с имитацией заседаний суда (проект «Процессы. Опыты искусства в музее») или хореографический променад с рассуждением о сути прогресса — проект Тино Сегала, случившийся в Музее архитектуры им. Щусева в 2017 году. Одна из самых масштабных затей развернулась в стенах самой ГЭС-2 в середине процесса ее преобразования в том же 2017-м: огромный художественно-музыкальный фестиваль «Геометрия настоящего», захвативший подвалы, галереи и верхние этажи электростанции, где, скажем, аудиоинсталляция композитора Марии Теряевой соседствовала с картиной Василия Кандинского «Резкий и мягкий». В 2019-м город и вовсе ждал трехчастный проект «Генеральная репетиция» в стенах ММОМА, где работы из коллекции Леонида Михельсона (а заодно самого Московского музея современного искусства и международного Kadist) превращались в актеров, исполнявших чеховскую «Чайку».

Музей как город в городе

Тереза Мавика говорит, что «ГЭС-2» — это больше чем музей: «Это город в городе. Больше чем красивое здание, больше чем благоустроенная территория. Мы работаем над тем, чтобы «ГЭС-2» стал важным общественным местом на карте Москвы. Мы не только объединяем в одном пространстве различные виды искусства, но и создаем полноценную городскую среду с парковкой, кафе, магазином, библиотекой, детской площадкой, мастерскими».

Березовая роща

Березовая роща
© Глеб Леонов

В цифрах это четыре этажа (36 400 кв. м площади) под стеклянной крышей, киноконцертный зал на 420 посадочных мест, 600 берез и 80 тыс. кустарников на новом искусственном холме со сложной системой полива, а еще — солнечные батареи площадью 5500 кв. м. И конечно, трубы высотой 70 м, превращающие здание в лендмарк. Эти трубы, которые раньше воздух загрязняли, а теперь его очищают, напоминают своим цветом классические работы Ива Кляйна. Архитектор здания Ренцо Пьяно считает, что они «самого исторически московского синего цвета — из палитры Малевича». Ренцо Пьяно — культовая фигура для музеев, которые пытаются переизобрести сами себя: в 1971 году он выиграл конкурс на строительство Центра Помпиду и тем самым изменил представление о современном музее. С того момента музей перестал быть равным памятнику с шедеврами и превратился в место, где культура приносит удовольствие: с библиотекой, кафе, возможностью проведения концертов. Перед входом появилась площадь для паблик-арта — и музей максимально приблизился к тому, чтобы быть честным воплощением публичного пространства в самом центре города. Тереза Мавика рассказывает, что для московского проекта Пьяно был выбран в том числе и за свою любовь к воде: первое, что он спросил, оказавшись на набережной перед ГЭС-2: «Как они используют реку, когда она замерзает?»

Музей как фабрика культуры

Тереза Мавика никогда не стеснялась критиковать парадоксальную гордость музеев, например, долгими очередями. В противовес классическому музею с демонстрацией достижений искусства она вместе с кураторской командой решила создать место по образу и подобию советских домов культуры, где искусство не только потребляли, но и производили.

Будущий магазин на Проспекте

Будущий магазин на Проспекте
© Глеб Леонов

Первым руководить таким производством будет исландский художник Рагнар Кьяртанссон, который считает, что повторение умиротворяет душу. Два года назад он шесть часов подряд пел в Театре Маяковского о том, что «Печаль победит счастье», а сейчас в течение 98 дней будет переснимать культовую «Санта-Барбару» (около сотни серий!), и за всем процессом будут наблюдать посетители. Цель проекта — понять, какие ценности 90-х до сих пор актуальны для жителей России. Это — часть продолжительной (пять сезонов, первый — четыре месяца) программы фонда под заголовком «Святые Варвары, или Оба хуже», связанной с переосмыслением клише, через которые мы воспринимаем современную Россию.

Также в первом сезоне запланированы две большие выставки: «В Москву! В Москву! В Москву!» (ее курирует тот же Кьяртанссон) и «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Она объединит рейв, танцевальную процессию, выставку и стендап. Кроме того, стоит ждать еще десять проектов и 183 мероприятия, в числе которых, к примеру, кинопрограмма «Машина времени: 1986‒2000», экспериментальный балет, лекции и концерты.

Выставочные залы и хранилище, традиционные для классических музеев, занимают нижние этажи, но Дом культуры не институция, вращающаяся исключительно вокруг визуального искусства и выставочного формата, по словам главного куратора фонда Катерины Чучалиной. «Есть набор идей, которыми наполнена программа, и мы приглашаем поговорить о них людей, которые работают в музыке, кино, театре, хореографии, визуальном искусстве, теории, литературе, поэзии, дизайне, архитектуре. Для меня это очень важный и радикальный жест — попытаться пригласить представителей разных направлений искусства к диалогу в одном пространстве. Со стороны кажется, что российская культура — это общее сплоченное поле, но на самом деле оно по-прежнему очень сегментировано», — говорит она.

Аудио/видеостудия в «Сводах»

Аудио/видеостудия в «Сводах»
© Глеб Леонов

Музей как пространство для всех

Пожалуй, это будет первый настолько доступный культурный проект в городе. Все выставки здесь будут бесплатными, как и занятия с детьми в студиях. А цены на спектакли и билеты в кино не превысят 200‒400 руб. Участие в творческих мастерских с доступом ко всему оборудованию также обещают сделать бесплатным. В районе Большого Каменного моста исторически располагались водочные склады, а сейчас оставшиеся от них помещения превращаются в мастерские с лабораториями. Тереза Мавика всегда мечтала сделать город привлекательным для творческих людей: «Они будут знать, что именно в Москве есть, например, идеальное репетиционное место для особенной балетной постановки».

Катерина Чучалина в свою очередь рассказывает, что фонду было важно запустить движение художественного производства, и называет это направление мантрой V-A-C. Теперь, наконец, для этого есть физическое место: центр художественного производства «Своды». В его 11 рабочих помещениях можно будет посмотреть, как пекут хлеб, а заодно поэкспериментировать с большим количеством материалов — от дерева и пластика до керамики и текстиля, поскольку центр художественного производства включает керамическую, слесарную, столярную, текстильную мастерские. Еще здесь разместятся звукозаписывающая и видеостудия, фотолаборатория, 300-литровая печь для обжига керамики, а также роборука KUKA, располагающая возможностями фрезеровки и 3D-печати. «Мастерские художников находятся в непосредственной близости от выставочного пространства. Тем самым мы хотим показать, что производство не вынесено куда-то за пределы культурной институции, это часть жизнедеятельности искусства и культуры», — подчеркивает Чучалина.

Ресторан «ГЭС-2»

Ресторан «ГЭС-2»
© Иван Ерофеев

Музей как образ жизни

Помимо зрелищ немалое внимание здесь отведено и, собственно, хлебу: в «Сводах» уже работает пекарня «ХЛЕБ-2», где можно попробовать местную выпечку и десерты вместе с кофе. Ресторан «ГЭС-2» с сотней посадочных мест и картой из 150 вин разместится на двух этажах ризалита, будет здесь и несколько кафе: на минус первом этаже, под актовым залом («Столовая») и на главной артерии здания («Остановка»). За кухню отвечает команда The Stolen Artichoke, также занимающаяся московским рестораном «Вадваре». И в «Вадваре», и в «ГЭС-2» один и тот же шеф — Эмануэле Поллини, до московской главы своей жизни отработавший в двух трехзвездочных мишленовских ресторанах: Martín Berasategui и Maaemo.

Резюме таково: Дом культуры продуман так, чтобы можно было провести здесь весь день — от завтрака и до ужина, от экспозиций до концертов и кинопоказов. Пусть так и будет. И пусть в качестве исключения и силами искусства, а вернее, искусств не печаль победит счастье, а наоборот.

ГЭС-2 в Москве: самая популярная не гидроэлектростанция в России

Наверняка многие слышали о Доме культуры, который недавно заработал на территории ГЭС-2 в Москве. Так, здание бывшей электростанции стало новым местом притяжения для москвичей и гостей столицы, а также одной из основных площадок, аккумулирующих современное искусство. Но почему обычную электростанцию называют ГЭС или трамвайной станцией и как ЭС прошла путь от энергетического объекта до Дома культуры — рассказываем в нашем материале.

ГЭС-2 в августе 2021 года. Источник изображения: wikipedia.org

ГЭС-2 в августе 2021 года. Источник изображения: wikipedia.org

Г – значит государственная

Многие думают, что ГЭС-2 в Москве — это небольшая гидроэлектростанция, которая раньше функционировала на реке, давшей название городу. Но это не так: первая буква аббревиатуры означает «государственная». Однако и так было не всегда. Раньше ГЭС-2 называлась трамвайной, потому что была создана для обеспечения городской контактной сети электричеством. Первая трамвайная линия заработала в Москве в 1899 году, а эксплуатацией и обслуживанием нового вида транспорта поначалу занимались частные компании. Вскоре трамваи столицы стали достоянием государства, вслед за этим была построена государственная электростанция Москвы — ГЭС. Окончание в виде двойки станция получила в 1925 году.

Внешний и внутренний вид

Интерьер ГЭС-2 после переделки в выставочный зал (2021). Источник изображения: Mos.ru

Интерьер ГЭС-2 после переделки в выставочный зал (2021). Источник изображения: Mos.ru

Проектом Трамвайной ГЭС занимался архитектор Василий Башкиров (его руке принадлежит фасад Третьяковской галереи). Изюминкой здания станции стала полностью стеклянная крыша – результат сотворчества двух известных инженеров Николая Сушкина и Владимира Шухова. Раньше в комплексе Трамвайной станции даже была часовая башня, но ее демонтировали в 1930-е, а до этого большевики использовали ее как пулеметную точку. Во времена Великой отечественной ГЭС лишилась 62-метровых узорчатых труб, их убрали, чтобы избежать авиаударов по зданию. Масштабную модернизацию тут проводили не раз: в 1965 и в 90-ых. Но в середине нулевых ГЭС-2 окончательно вывели из эксплуатации – оборудование пришло в негодность, а экологическая обстановка в центре города оставляла желать лучшего. Здание было передано фонду современного искусства V-A-C и вскоре зажило новой жизнью.

Дом Культуры

Городская центральная электрическая станция (1913 г.). Источник изображения: wikipedia.org

Городская центральная электрическая станция (1913 г.). Источник изображения: wikipedia.org

В 2009 году зданию ГЭС-2 присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. Архитектурную концепцию будущего Дома культуры «ГЭС-2» разработало международное архитектурное бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора здания Центра Жоржа Помпиду в Париже, а также других важных культурных сооружений в разных странах. В реставрации объекта принимали участие и российские компании. Совместными усилиями специалисты вернули станции ее первоначальный облик, удалили пристройки, восстановили ту самую башню с часами и фонарь котельного отопления, кровля здания осталась прозрачной и в нее были внедрены солнечные батареи.

Дом культуры «ГЭС-2» стал отличным примером энергообъекта прошлых лет, который в наши дни использует альтернативные источники энергии. Помимо солнечных батарей, здесь фильтруется воздух. Это делается при помощи 70-метровых труб. В здании также имеется система сбора и очистки дождевой воды.

Очищенная вода затем используется в технических целях (например, для полива цветов). ГЭС-2 превратилась в настоящий Дом культуры в самом классическом понимании этого словосочетания. Здесь проходят художественные выставки, спектакли и концерты, работает библиотека, есть детская площадка, кафе, рестораны и еще много всего, что привлекает сюда москвичей и туристов.

Почему «ГЭС-2» — это Дом культуры, и что он предлагает публике

Фото: Глеб Леонов / пресс-служба

Дом культуры «ГЭС-2» объявил дату открытия — 4 декабря. Главная задача институции — взаимодействовать с публикой в культурном пространстве и создавать условия как для знакомства с идеями, так и их для рождения

Вместе с изданиями «Афиша», «Артгид», AD и Blueprint мы рассказываем об организации «ГЭС-2» и планах на первые сезоны. Начнем с истории о том, почему новая институция в центре столицы носит название Дом культуры.

Об истории

Дома культуры — наследие народных домов, досугово-образовательных центров, которые появились в России конца XIX века. В народных домах находились театральные сцены, библиотеки и читальни, мастерские, концертные залы и музеи. Работали такие учреждения на средства меценатов и при участии государства.

После революции 1917 года народные дома пережили «ребрендинг», получили полноценную официальную господдержку и стали называться домами и дворцами культуры. Их строили по всей стране как центры социальной, профессиональной и коллективной жизни.

С распадом СССР многие дома культуры оказались в кризисе: площади сдавали под торговлю, офисы и ночные клубы. В бывших союзных республиках сохранившиеся дома культуры переименовали в культурные центры, сохранив за ними досугово-просветительское назначение.

Но во все времена их основной задачей было приобщать людей к активному участию в культурных процессах.

Работая над концепцией общественного пространства в здании бывшей электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной, фонд V–A–C задавался вопросами, какую роль должна брать на себя современная культурная институция и каким голосом говорить с публикой. Ответы подсказало наследие традиционных и не потерявших актуальность домов культуры — следуя их примеру, «ГЭС-2» поставил в центр своей деятельности не художественное произведение, а зрителя.

Иными словами, если музеи предназначены для демонстрации предметов искусства, Дом культуры «ГЭС-2» ориентируется на зрителя и видит в нем соратника в производстве культуры и знаний. Особенность новой институции кроется в создании места, где возникает импульс к творческой деятельности, не элитарной, а свойственной каждому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *