Импрессионисты в москве где посмотреть
Перейти к содержимому

Импрессионисты в москве где посмотреть

  • автор:

Музей русского импрессионизма

Стендап каждый день

Идея создания Музея русского импрессионизма появилась у коллекционера Бориса Минца еще в 2012 году. Впервые как единое собрание полотна были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге.

Музей русского импрессионизма

В 2015 году Музей русского импрессионизма вошел в состав ICOM (Международный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образовательными и просветительскими программами. А совместный с «Иностранкой» проект «Картина в библиотеке» почти за 3 года объехал несколько крупных российских городов и вывел Музей в финал «Интермузея-2016».

Основа постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма, расположившейся на −1 этаже — картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова. Постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма охватывает значительный период времени. Самая ранняя картина «В овраге» Василия Поленова — учителя Константина Коровина и Валентина Серова — датирована 1879 годом.

Многие картины, представленные сегодня в залах музея, были возвращены в Россию из-за рубежа. Десятилетия спустя на родине снова оказались «Лето» Николая Богданова-Бельского и «Венеция» Бориса Кустодиева, обе работы Петра Кончаловского из музейного собрания и «Горная деревня» Николая Дубовского. Учредитель Музея не позволил покинуть страну «Гурзуфу» Константина Коровина. Картины Игоря Грабаря, Константина Юона, Юрия Пименова, на которые сегодня может взглянуть каждый, раньше практически нигде не выставлялись.

Музей русского импрессионизма

Само понятие «русский импрессионизм» до сих пор вызывает жаркие споры. Импрессионизму в России не повезло. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. А после революции так и вообще оказался «вне системы». Но несмотря ни на что, многие художники и до, и после политического переворота в стране, продолжали творить в импрессионистической стилистике, продолжали экспериментировать на своих полотнах со светом, цветом, стремились передать настроение, эмоцию, уловить тончайшие воздушные вибрации. Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня.

Здание на территории культурно-делового комплекса «Большевик», где сегодня располагается Музей русского импрессионизма, предназначалось для хранения муки и сахара. Постройка 60-х годов XX века заметно выделялась из общего архитектурного ансамбля, спроектированного французом Оскаром Дидио в конце XIX века. Исторические здания фабрики были возведены по заказу сыновей кондитера Сиу, тоже француза по происхождению. Место под постройку, участок на Петербургском шоссе, сыновья приобрели у московской купчихи. «Новое образцовое производство» создавалось и строилось по последнему слову техники.

Сегодня комплекс «Большевик» сохранил не только свое «революционное» название, но и исторический облик. Проект по превращению бывшего промышленного пространства в суперсовременный, уютный, светлый и комфортный культурно-деловой центр вписался в общую архитектурную концепцию градостроительной политики Москвы. А главное украшение «Большевика» — Музей русского импрессионизма.

Музей русского импрессионизма

Стоимость билетов:

  • 400 рублей — входной билет для всех гостей.
  • 300 рублей — входной билет для обладателей карты ISIC и других дисконтных программ (оформляются на кассе Музея).
  • 200 рублей — входной билет для студентов российских вузов.
  • 100 рублей — билет для пенсионеров и инвалидов III группы.
  • Дети до 18 лет проходят в музей бесплатно.

Режим работы:

  • понедельник, вторник, пятница-воскресенье — с 11:00 до 20:00;
  • среда и четверг — с 12:00 до 21:00.

Отличники, Музей русского импрессионизма, 9 февраля — 21 мая 2023

В конце XIX — начале XX самые перспективные выпускники петербургской Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества получали возможность после окончания учебы отправиться в пенсионерскую поездку «для усовершенствования в искусстве» — путешествие по Европе: Франции, Германии, Италии и другим странам. В работах, созданных молодыми художниками за рубежом, мы видим и то новое, что они узнали и успели увидеть в Европе, и усвоенные уроки мастеров Старого Света, и эксперименты в духе новой живописи, и оригинальные творческие решения.

Продолжение выставки «Отличники» — камерная экспозиция зарубежной живописи на третьем этаже музея.

Здесь представлены работы европейских художников, чьи имена встречаются в письмах и воспоминаниях русских живописцев о заграничных поездках.

В этот период в Старом Свете классическая традиция живописи сменяется разнообразием модернистских течений — этот переход можно наблюдать и в работах художников, представленных на выставке: Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского, Василия Поленова и Ильи Репина, Бориса Кустодиева и Исаака Бродского, Александра Яковлева и Василия Шухаева. За границей молодые мастера осваивают приемы художников барбизонской школы, пишут «передвижнические» сюжеты в импрессионистической манере, работают в жанре масштабной картины-панно, создают символистские композиции.

Первый художественный проект в России , столь масштабно адаптированный для слабовидящих и незрячих гостей.

Партнер инклюзивной программы

Выставка «Отличники» — первый художественный проект в России, столь масштабно адаптированный для слабовидящих и незрячих гостей.

Традиционно к избранным произведениям представлены тактильные копии. Семь макетов, созданных при поддержке партнера инклюзивной программы Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд», по окончании проекта дополнят постоянные экспозиции региональных музеев. Составить полноценное впечатление о работах помогают ароматы-состояния от незрячих парфюмеров Pure Sense.

РУССКИЕ АКАДЕМИСТЫ

Белая лошадка, Нормандия. 1874

Холст, масло. 24,7 × 30

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

На берегу моря. 1875

Дерево, масло. 22,8 × 35

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Окраина Парижа. Монмартр. Этюд. 1874

Картон, масло. 24,7 × 32,3

Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Старые ворота. Вёль. 1874

Холст на картоне, масло. 30,5 × 24,5

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Василий Поленов. 1844–1927

Илья Репин. 1844–1930

Василий Поленов и Илья Репин окончили Академию художеств в 1871 году с правом пенсионерской поездки в Европу. При этом оба выбирают не Италию, а Францию, живут и работают в Париже, смотрят полотна импрессионистов, увлекаются живописью барбизонской школы и выезжают на пленэр в Нормандию. В столице нового искусства вчерашние студенты общаются с меценатом Саввой Мамонтовым, посещают вечера у пейзажиста Алексея Боголюбова и салон Полины Виардо и Ивана Тургенева.

Юлия Евстафьевна Кустодиева с сыном. 1904

Бумага на картоне, пастель. 50 × 65

Антикварная галерея «Петербург», Санкт-Петербург

Мужской портрет. Копия картины Диего Веласкеса «Конный портрет Филиппа IV»

Холст, масло. 79 × 64

Государственная Третьяковская галерея

Танцовщица в кабаре. 1904

Холст, пастель. 88,5 × 71,5

Государственный Русский музей

Холст, масло. 80 × 63

Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

Борис Кустодиев. 1878 – 1927

Елена Киселёва. 1878–1974

Выпускники мастерской Репина, Борис Кустодиев и Елена Киселёва, отправляются в Европу в 1900-е — но если Кустодиев вернется на родину намного раньше положенного срока, то Киселёва, напротив, и после окончания пенсионерской командировки будет жить и работать в Европе. Борис Кустодиев начнёт поездку в Париже, где будет проводить часы в Лувре и заниматься в частной студии Рене Менара; далее отправится в Испанию, где будет копировать живопись Веласкеса и Гойи и делать зарисовки пастелью в манере французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Елена Киселёва (1878–1974) работает в Париже с 1908 года. Дух французской столицы и посещение Академии Жюлиана определят живописную манеру художницы: она станет более декоративной, в решении фигур и фонов появится плоскостность, ярче будет выделен контур.

Две фигуры у статуи сфинкса. 1876

Холст, масло. 102 × 68,5

Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873

Холст, масло. 78 × 62

Тверская областная картинная галерея

Генрих Семирадский. 1843–1902

Художник польского происхождения, Генрих Семирадский едет в Европу в 1871 году, получив большую золотую медаль Академии художеств за историческое полотно «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу». Античной же истории будет в целом посвящена вся пенсионерская поездка художника: написанную им в Мюнхене картину «Римская оргия блестящих времен цезаризма» купит великий князь Александр Александрович. При этом старая олива на дороге из Рима в Альбано пишется Семирадским на пленэре — с вниманием к световоздушной среде и цветовым переходам.

Холст, масло. 102,5 × 179,2

Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

Портрет Максима Горького. Капри. 1910

Холст, масло. 134,5 × 146,5

Мемориальный музей А. М. Горького Института мировой литературы Российской академии наук

Дети на берегу моря. Капри. 1909–1919

Холст, масло. 66,5 × 97

Ярославский художественный музей

Александр Савинов. 1881–1942

Исаак Бродский. 1884-1939

Мастер масштабной декоративной картины-панно, Александр Савинов был родом из Саратова, а в Академии учился в репинской мастерской у Дмитрия Кардовского. В Европу — Париж и Лондон — Савинов в первый раз поедет в 1906 году, а в пенсионерскую командировку вместе с однокашником Исааком Бродским отправится в 1909-м. Ученик Репина в Академии художеств, Исаак Бродский (1884-1939) окажется в Европе в 1909-м: в Париже он посещает частные галереи, знакомится со знаменитым скульптором Огюстом Роденом, выставляет свои картины на осеннем Салоне. После Франции Бродский путешествует по Испании. Но любимой европейской страной для живописца стала Италия, куда он приехал в 1910 году, получив право на продолжение пенсионерства.

Государственный Русский музей

Человек и павиан. 1915

Холст, масло. 164,5 × 152

Государственная Третьяковская галерея

Василий Шухаев. 1887–1973

Александр Яковлев. 1887–1938

Ученики Дмитрия Кардовского в Академии художеств, Василий Шухаев и Александр Яковлев, ставшие ярчайшими представителями неоклассицизма в русской живописи, в пенсионерской поездке экспериментируют в духе европейского модернизма. Василий Шухаев (1887–1973) в 1912 году едет в Италию на средства Кружка поощрения молодых русских художников в Риме. В столице Шухаев много рисует в зоосаду сангиной для масштабного полотна «Поклонение волхвов», которое так и не было написано. Вместе со своим товарищем Александром Яковлевым (1887–1938) Шухаев работает над двойным автопортретом, на котором живописцы предстают в костюмах героев комедии дель арте — Пьеро и Арлекина. В Испании Яковлев напишет картину «Человек и павиан (Сиамский Вакх)», в которой синтезирует образы из древнегреческой пластики и мифологии, а также мотивы восточных (индуистских и тайских) легенд.

Пейзаж города. Амстердам. 1912

Холст, масло. 98 × 98

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Соседки (Сплетницы). 1913

Холст, масло. 76 × 87

Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва

На реке у белого моста. Конец XIX — начало XX века

Холст, масло. 62,3 × 92,4

Химкинская картинная галерея имени С. Н. Горшина

Фламандская женщина. 1913

Холст, масло. 87,5 × 87,5

Михаил Демьянов. 1873–1913

Ефим Чепцов. 1874–1950

Михаил Демьянов отправится в поездку в 1910 году и посетит Италию, Францию, Германию, а в 1911-м — Голландию. В пейзажах он работает импрессионистическими приемами; точечные мазки пуантилизма использует для изображения публики, отдыхающей на берегах реки в летний день; а в портретах читаются образы и линии Ван Гога, «подсмотренные» во время поездки по Голландии и Фландрии. Ефим Чепцов в 1912-м отправляется в пенсионерскую командировку в Париж, но вскоре перебирается в Неаполь. Итальянские работы Чепцова запечатлевают сценки из жизни простого народа, казалось бы, в духе передвижнической традиции, при этом в его картинах нет назидательности, но читается живой интерес к происходящему и героям.

Узнать больше о европейских путешествиях русских художников вы сможете в каталоге выставки. Иллюстрированное издание со статьями исследователей можно приобрести в музейном магазине или на сайте.

Участникам Клуба Друзей музея — скидка 10% на каталог и другие товары из музейного магазина

А ещё Друзья в течение года проходят в музей бесплатно, получают скидки в кафе и участвуют в специальных мероприятиях: встречах с кураторами выставок, экскурсиях в лучшие музеи Москвы, архитектурных прогулках, творческих мастер-классах и многом другом.

Участие в Клубе Друзей дает право на неограниченное посещение постоянной экспозиции и временных выставок в течение года, позволяет быть в курсе событий и новостей, приобретать билеты на любые мероприятия музея по специальной цене и делать покупки в сувенирном магазине со скидками до 10%.

Воспроизвести видео Приостановить видео

Купить билеты

Выясним, как в газете «Гудок» складывался «стиль «Тринадцати»» и почему не состоялась вторая выставка группы.

Цена:

500 руб.

Купить билеты

Сборная экскурсия по расписанию по постоянной экспозиции

Знакомство с коллекцией музея

Цена:

300 руб.

Купить билеты

Сертификат на посещение с открытой датой для двоих гостей

Искусство — это любовь. Делитесь чувствами в окружении прекрасного

Цена:

1600 руб.

Купить билеты

Карта «Друг Музея»

Посещайте все наши выставки и другие мероприятия в компании единомышленников.

Цена:

3990 руб.

Купить билеты

Сертификат на посещение с открытой датой для троих гостей

Искусство — это дружба. Поделитесь красотой с близкими

Цена:

2200 руб.

Купить билеты

Карта «Друзья музея»

Дает возможность бывать на всех выставках нашего музея и топовых проектах музеев-партнеров.

Цена:

6490 руб.

Купить билеты

Сертификат на посещение с открытой датой для одного гостя

Искусство — это время для себя. Насладитесь моментом в окружении прекрасного

Цена:

900 руб.

Купить билеты

Карта «Друг музея» в лимитированном дизайне

Выпустили карту в авторском оформлении художницы Evabardo.

Цена:

4200 руб.

Купить билеты

Экскурсия по индивидуальному заказу

Экскурсии по постоянной экспозиции и временной выставке «Группа «13». В переулках эпохи».

Когда:

Дата по согласованию

Цена:

от 4500 руб.

Купить билеты

Индивидуальные экскурсии для детей

Экскурсии и мастер-классы по постоянной экспозиции и выставке «Группа «13». В переулках эпохи».

Когда:

Дата по согласованию

Цена:

6000-7000 руб.

Купить билеты

Интерактивная программа для детей с ментальными особенностями «Обо всем на свете»

Будем следить за штрихами и линиями и учиться рисовать пятнами.

Когда:

Дата по согласованию

Цена:

Бесплатно

Зарегистрироваться

Экскурсия-исследование для подростков 14-17 лет «Все начиналось со страницы»

Рассмотрим работы группы «13», поразмышляем о прошлом и будущем и создадим собственные арт-проекты.

Когда:

27 марта, 17:30

Цена:

900 руб.

Купить билеты

Экскурсия на русском жестовом языке по выставке «Группа «13». В переулках эпохи»

Гид расскажет, как складывался стиль группы «13» и где художники искали вдохновения.

Когда:

27 марта, 18:30

Цена:

300 руб.

Купить билеты

Мастер-класс «Пишем акрилом»

Вдохновляемся работами известных мастеров и пишем свою версию.

Когда:

28 марта, 18:30

Цена:

3000 руб.

Купить билеты

Творческая экскурсия «Как стать художником» для детей от 7 до 12 лет

Расскажем, с чего начать рисунок и как с помощью цвета передать настроение.

Когда:

29 марта, 17:30

Цена:

900 руб.

Купить билеты

Карапузы и прекрасное. Импрессионизм

Расскажем о картинах нашей постоянной экспозиции и создадим свои в музейной мастерской.

Когда:

30 марта, 11:30

Цена:

от 1200 руб.

Купить билеты

Творческая экскурсия «Как стать художником» для детей от 7 до 12 лет

Расскажем, с чего начать рисунок и как с помощью цвета передать настроение.

Когда:

30 марта, 12:30

Цена:

900 руб.

Купить билеты

Карапузы и прекрасное. Новые приключения

Дети познакомятся с работами художников группа «13» и создадут работы в творческой мастерской.

Когда:

30 марта, 13:00

Цена:

от 1200 руб.

Купить билеты

Творческая экскурсия «Как стать художником» для детей от 4 до 6 лет

Будем много рисовать, экспериментировать, придумывать и общаться.

Когда:

30 марта, 14:00

Цена:

900 руб.

Купить билеты
Главная
Купить билеты
Посетителям
О музее
Выставки
Коллекция
События
Поддержка музея
Музей русского импрессионизма

Информация
Мы в социальных сетях

Сообщество музея

Главная
Купить билеты
Посетителям
О музее
Выставки
Коллекция
События
Новости
Издания
Поддержка музея
Сделать пожертвование
Друг музея
Подписаться на рассылку

Версия для слабовидящих

Часы работы

Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 – 20:00.
Среда, четверг: 12:00 – 21:00.
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы.

Что посмотреть в Музее русского импрессионизма

Что посмотреть в Музее русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма откроется для посетителей 28 мая на территории культурно-делового комплекса «Большевик», который находится недалеко от Белорусского вокзала.

Постоянную экспозицию музея посвятят развитию русского импрессионизма с 1870-х годов. В неё включат более 100 работ Игоря Грабаря, Константина Коровина, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Константина Юона и других.

Русский импрессионизм — это лишь условное название полотен живописцев России, на которых оказали влияние французские импрессионисты. Во Франции это движение в искусстве зародилось во второй половине XIX века. Затем оно широко распространилось и в других европейских странах. Наиболее яркие представители импрессионизма — Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега — особое внимание в своих произведениях уделяли цвету и свету.

Однако между работами французских и русских мастеров есть и существенные различия: для французских импрессионистов главными были прежде всего впечатления от увиденного, а их русские последователи ставили во главу угла внутреннее состояние самого художника. Они считали, что создать картину нужно за один сеанс, иначе живописец рискует потерять своё эмоциональное состояние, которое помогает творить только здесь и сейчас. Художник Константин Коровин, например, написал портрет оперного певца Фёдора Шаляпина в полный рост всего за два часа.

Эталоном русского импрессионизма часто называют знаменитую «Девочку с персиками» Валентина Серова. Интересно, что именно период увлечения этим стилем принёс художнику всенародную славу. Многие эксперты считают, что Серов перенял идеи импрессионизма от того же Коровина — своего близкого друга.

Константин Коровин: «Портрет хористки», «Париж. Бульвар Капуцинок»

(1861–1939)

Сам Константин Коровин впервые увидел работы импрессионистов в 1887 году, во время поездки в Париж. Он влюбился и в этот город, и в стиль, поэтому одно из главных мест в творчестве художника стала занимать именно французская столица. Его очаровал ритм жизни, утренние и вечерние пейзажи Парижа — Коровин много времени провёл за работой, стараясь не упустить ни крупицы того, что он видел, чтобы перенести это на полотно. Его самые известные работы того периода — «Париж утром», «Париж. Бульвар Капуцинок».

Париж утром

Следует отметить и «Портрет хористки», который называют первым произведением русского импрессионизма. Художник запечатлел на холсте молодую девушку на террасе на фоне сада, залитого солнцем. Картину высоко оценил знаменитый художник Илья Репин.

Игорь Грабарь: «Сентябрьский снег», «Уголок усадьбы»

(1871–1960)

Игорь Грабарь открыл для себя творчество импрессионистов, когда в 1894 году поступил в Академию художеств на курс Ильи Репина. Здесь же прошли его первые попытки использовать их методы в своих картинах. Через год он отправился в путешествие по Европе, где ещё больше убедился в своей приверженности этому направлению.

Грабарь вернулся в Россию через шесть лет и продолжил писать в этой манере. Так он создал «Уголок усадьбы», «Луч солнца». «Сентябрьский снег» занимает особое место в его творчестве, потому что именно здесь наиболее сильно проявилось влияние импрессионистов. Об этом говорит сочетание красок на полотне: серо-голубой фон, белый снег, яркая жёлто-зелёная листва.

Сентябрьский снег

Константин Юон: «Зима. Ростов Великий», «Конец зимы. Полдень. Лигачёво»

(1875–1958)

Влияние на представителя старшего поколения советских художников Константина Юона оказывали несколько художественных течений, и импрессионизм лишь одно из них. Мастер несколько раз приезжал в Париж в период с 1896 по 1900 год. Там Юон делал оттиски гравюр с пейзажей в манере, напоминающей рисунок акварелью. Однако он не ставил перед собой цель скопировать живопись, относящуюся к новому движению, а пытался воспроизвести её в своём стиле.

Импрессионизм смущал его в одном: он не разделял мнения, что сиюминутное внутреннее состояние автора, которое лежит в основе этого течения, можно потерять. Однако такие картины, как «Зима. Ростов Великий» и «Конец зимы. Полдень. Лигачёво», написаны под влиянием импрессионизма.

Вид Троице-Сергиевой Лавры с улицы Вокзальной

Пётр Кончаловский: «Немур. Франция», «Сбор винограда»

(1876–1956)

Пётр Кончаловский увидел произведения импрессионистов в 1895 году. Они не оставили его равнодушным, и уже через год он уехал в Париж, чтобы научиться писать так же. Кончаловскому удалось поступить в студию Жюлиана, где он проучился два года. Там мастер написал картину «Немур. Франция», ставшую образцом «оптического смешения». Небо художник изобразил мазками разных оттенков синего, лилового и розового цветов, листву деревьев — жёлтого и зелёного. Для стен домов он выбрал красный, бледно-зелёный, синий, розовый и жёлтый цвета.

Немур. Франция

В России он любил проводить лето в Абрамцеве — его вдохновляла природа. Здесь Кончаловский создал «Ирисы», «Сбор винограда». В имении Белкино он писал особняк и его окрестности, результатами стали полотна «Белкино», «Садик», «Сирень» — конечно, в импрессионистической манере.

Юрий Пименов: «Актриса», «Зимой в Москве»

(1903–1977)

Путь советского живописца Юрия Пименова к импрессионизму лежал через немецкий экспрессионизм. Его любимыми картинами были холсты Ренуара и Дега.

Самые известные его произведения этого стиля — «Зимой в Москве» и «Актриса». Белые перчатки, флакон с духами, чашка, бокал — каждый элемент на этом полотне вносит свою лепту в формирование образа главной героини. Что касается её самой, то художник изобразил только часть подбородка и руки. В совокупности это и даёт тот самый эффект мимолётности мгновения, о котором так много говорили импрессионисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *