Ярославский вокзал какой район москвы
Перейти к содержимому

Ярославский вокзал какой район москвы

  • автор:

Ярославский вокзал

Как добраться до Ярославского вокзала: ст. метро Комсомольская.

Ярославский железнодорожный вокзал в Москве является самым крупным по объему перевозок. На Ярославском вокзале начинается самая протяженная во всем мире Транссибирская магистраль Москва-Владивосток, длина которой 9 302 километра. От перрона Ярославского вокзала отходят поезда в столицы таких государств как: Китай, Монголия, КНДР. Также вокзал принимает некоторые поезда Нижегородского направления Курского вокзала по ветке Фрязево-Мытищи.

На станции всего 16 путей. Из них шесть предназначены для поездов дальнего следования, два – поезда Спутник, а остальные восемь – обслуживают пригородные электрички.

Ярославский вокзал – один из трех, расположенных на площади «Трех вокзалов». В 17 веке на этом месте находилось большое Каланчевское поле, которое в западной части доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы, где в то время еще существовал деревянный царский дворец. У дворца была вышка (в переводе с татарского – каланча), и сам дворец назывался Каланчевским, а площадь, которая тянулась от него до Красного пруда, назвали Каланчевским полем.

Непосредственно на месте современного Ярославского вокзала располагался Новый полевой артиллерийский двор – это был завод по производству пушек и снарядов, здесь же располагались и оружейные склады. Земля, на которой размещался двор (20 гектаров), принадлежала ямщикам Переяславской ямской слободы. В 1812 году артиллерийский двор был уничтожен грандиозным взрывом снарядов, которые там хранились. Взрыв был настолько мощным, что его ощутили жители всей восточной части Москвы.

Инициатива строительства железной дороги от Москвы в сторону Ярославля принадлежала профессору математики МГУ Ф.В. Чижову. Строительство Ярославской железной дороги решили осуществлять без привлечения иностранного капитала. Для прокладки участка от Москвы до Сергиева Посада Чижов привлек московских купцов, заинтересовавшихся выгодным вложением средств. Одним из самых активных соратников профессора был отец Саввы Мамонтова – купец И.Ф. Мамонтов.

В отношении места для вокзала разногласий и споров не было. Его выделили на одной линии с Николаевским (Ленинградским) вокзалом, согласно с существующим регламентом для казенных зданий. Одним из учредителей строительства был Чижов, и по его рекомендации для создания проекта здания пригласили петербургского архитектора Р.И. Кузьмина.

В Уставе железной дороги было указано, что спустя три года после начала строительных работ, движение поездов должно быть открыто. Срок истекал летом 1862 года. Параллельно с окончанием укладки железнодорожного полотна, заканчивалось и строительство вокзала. Наполовину были готовы также паровозное депо и вагонный сарай. В общем на сооружение всего комплекса ушло около 220 000 рублей.

Поскольку протяженность участка железной дороги была весьма скромной, то и вокзал спроектировали небольшой. Всю левую часть здания отдали под размещение управления дороги. Строительство продолжалось с 1860 по 1862 год. В итоге, на Каланчевской площади выросло белое здание строгих линий, изящное и деловое. Над зданием возвышался флагшток с флагом ведомства путей сообщения. В депо станции к этому времени прибыли восемь паровозов фирмы Борзиг.

На момент открытия Ярославской железной дороги у нее было всего шесть станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талица (Софрино), Хотьково и Сергиев Посад. В 1900 году на станции Сергиева Посада для паломников, прибывающих в Лавру, построили дополнительный летний вокзал на 100 квадратных саженей. 22 июля 1862 года с Ярославского вокзала отправился первый поезд по маршруту Москва-Сергиев Посад. Вплоть до 1870 года поезда с Ярославского вокзала ходили только до Сергиева Посада, а общая длина путей составляла 69 километров.

Без существенных изменений Ярославский вокзал просуществовал до 1900 года. В 1900 году Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога стала казенной, и перешла в ведение Министерства финансов, а с 1 января 1902 г. дорога перешла в подчинение Министерства путей сообщения России. Железная дорога удлинилась, теперь она доходила до Архангельска, к тому же, к ней присоединились Шуйско-Ивановская, Ярославско-Костромская, Ярославско-Рыбинская и Александровско-Ивановская дороги, и даже с учетом реконструкции вокзал не справлялся с пассажиропотоком. В связи с этим Ярославский вокзал решили реконструировать. Рядом со старым зданием появилась пристройка, а над самим зданием надстроили второй этаж. Но эти изменения существенно не улучшили ситуацию, нужно было строить новый вокзал.

Разработку проекта нового здания для Ярославского вокзала поручили архитектору Ф.О. Шехтелю – известному русскому архитектору, живописцу, графику и сценографу. Федор Осипович Шехтель был одним из самых ярких архитекторов стиля модерн в Европе, на его счету очень большое число воплощенных архитектурных проектов не только в Москве, но и в других городах России.

Проект, который Шехтель предложил на суд инстанций, получил единогласное одобрение везде, и у императора Николая II в том числе. Казалось бы, можно было начинать строительство, но из-за неблагоприятных погодных условий (начались затяжные дожди), работы пришлось отложить до весны 1902 года.

Для возведения здания Шехтель использовал новые строительные материалы, такие как железобетон, облицовочную плитку, металлоконструкции. Таким образом, у архитектора получилось построить вокзал намного экономичнее и быстрее, чем это было бы при использовании старого штукатурного способа. Общая сумма расходов на строительство здания нового Ярославского вокзала в Москве равнялась 300 000 рублям.

В 1906 году вокзал был достроен. Он представлял собой здание в неорусском стиле, гораздо превосходящее по размерам своего предшественника. И наружное и внутреннее оформление Ярославского вокзала очень необычное и запоминающееся. Над входом в вестибюль Шехтель поместил рельефные гербы главных городов, связанных Ярославской железной дорогой: Москвы, Архангельска и Ярославля.

Перрон Ярославского вокзала был построен в 1910 году по проекту еще одного талантливого русского архитектора – Л.Н. Кекушева. Во время реконструкции вокзала, проводившейся в 1965-1966 году, у перрона появилась пристройка со сплошной стеклянной стеной. Первая электричка с Ярославского вокзала отправилась в июне 1929 года.

Очередная реконструкция Ярославского вокзала в Москве была проведена в 1995 году. Была произведена перепланировка помещений, благодаря чему удалось в два раза увеличить число обслуживаемых пассажиров. Кассовый зал перенесли на первый этаж, и теперь 35 касс по продаже железнодорожных билетов располагаются более удобно. В старом кассовом зале площадью 1 500 квадратных метров оборудовали зал ожидания. Кроме того были отремонтированы колонный зал и галерея, установлена автоматическая система пожаротушения, электронная информационная система.

1860-1862 г.г. – строился Ярославский вокзал
22 июля 1862 г. — с Ярославского вокзала отправился первый поезд по маршруту Москва-Сергиев Посад 1870 г. – до этого времени поезда с Ярославского вокзала ходили только до Сергиева Посада, а общая длина путей составляла 69 километров
1902-1906 г.г.- по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала
1910 г. — по проекту архитектора – Л.Н. Кекушева был построен перрон Ярославского вокзала
1929 г. – с Ярославского вокзала отправилась первая элестричка
1965-1966 г.г. – была осуществлена реконструкция вокзала и перрона
1995 г. – прошла очередная реконструкция Ярославского вокзала

Ярославский вокзал (Москва) (Московская область — Россия)

Где находится Ярославский вокзал (Москва) вы сможете определить на представленной ниже карте. Туристическая карта с возможностью просмотра достопримечательностей, мест отдыха и объектов инфраструктуры. Популярные маршруты до Ярославского вокзала Москвы (Московская область) из других городов, населенных пунктов и других объектов. Для расчета расстояния от/до Ярославского вокзала Москвы воспользуйтесь формой прокладки маршрутов.

Ярославский вокзал (Москва) на подробной карте России

Необычные экскурсии

Посмотреть все

Рассказать друзьям:

Ярославский вокзал (Москва) (Московская область — Россия) комментарии

Добавляем и комментируем любые интересные моменты связанные с этим местом.

Ярославский железнодорожный вокзал

Ярославский вокзал города Москвы — крупный транспортный узел, связывающий столицу России с городами Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с Монголией, КНДР и Китаем. Само же здание пассажирского вокзала является памятником архитектуры начала XX века.

Ярославский вокзал имеет 16 путей: 6 — для поездов дальнего следования, 2 — для поезда «Спутник», остальные — для пригородных электричек. Станция Москва-Ярославская ежедневно обслуживает более 300 поездов, в основном северного направления. Железнодорожные билеты можно приобрести на поезда до Ярославля, Перми, Воркуты, а на пригородных электричках добраться до Балакирево, Сергиева Посада, Мытищ и др.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с расписанием следующих с вокзала поездов, а также приобрести электронные билеты на необходимый рейс.

Адрес

Ярославский жд вокзал располагается на площади трех вокзалов по адресу: 107140, г. Москва, Комсомольская площадь, д. 5.

Рядом с ним находится павильон станции московского метро «Комсомольская», Казанский и Ленинградский вокзалы, платформа Каланчевская Курского, Рижского и Смоленского направлений Московской железной дороги.

Как проехать наземным транспортом:

  • автобусы № 40, 122;
  • троллейбусы № 14, 22, 25к;
  • трамваи № 7, 37, 50.

Как добраться на метро?

Быстрее всего добраться до Ярославского вокзала Москвы — на метро. Ближайшие станции — Комсомольская Кольцевая и Комсомольская Радиальная Сокольнической линии. Станция метро имеет два наземных вестибюля. Наземный вестибюль работает только для выхода пассажиров, для входа в метро следует использовать подземный переход.

Телефоны

Единая справочная служба РЖД: 8 (800) 775-00-00
Центр содействия мобильности: 8 (800) 775-00-00 доб. 1
Справочная Ярославского вокзала: (495) 921-08-17, 921-59-14
Дежурный: (495) 266-93-20
Багажное отделение: (495) 266-61-23
Стол находок и камера хранения: (495) 266-83-10

Время работы билетных касс

Касса Время работы Комментарий
№ 1 09:00 — 21:00 гибкий график работы
для обслуживания льготных категорий граждан и УВОВ, в том числе для маломобильных пассажиров
№ 2 00:00 — 24:00
№ 3 00:00 — 24:00 Администратор
№ 4 08:00 — 20:00 гибкий график работы
№ 5 10:00 — 22:00 гибкий график работы
касса возврата билетов
№ 6 08:00 — 20:00 гибкий график работы
№ 7 00:00 — 24:00 гибкий график работы
перерыв — с 15:00 до 16:00, с 03:30 до 04:30
№ 8 00:00 — 24:00 гибкий график работы
касса разных сборов, для оформления багажа в специально оборудованном купе, ручной клади и провоза животных
№ 9 10:00 — 22:00 гибкий график работы
№ 10 07:00 — 19:00 гибкий график работы
№ 11 11:00 — 23:00 гибкий график работы
№ 12 09:00 — 21:00 гибкий график работы
№ 13 10:00 — 22:00 гибкий график работы
№ 18 10:00 — 22:00 гибкий график работы
№ 27 00:00 — 24:00 гибкий график работы
касса для оформления справок о стоимости проезда

Услуги на Ярославском вокзале

  • Информационно-справочные услуги
  • Услуги пребывания/проживания на вокзале
  • Услуги по хранению ручной клади и багажа (тарифы)
  • Транспортные услуги
  • Коммуникационные услуги
  • Офисные услуги (ксерокопирование)
  • Санитарно-гигиенические услуги
  • Место для пеленания ребенка, комната матери и ребенка
  • Линейный отдел полиции
  • Банкоматы (ВТБ, Сбербанк, банк Москва-Сити)
  • Услуги носильщиков
  • Зона отдыха для пассажиров
  • Кафе, магазины
  • Платный туалет
  • Медпункт (Узловая поликлиника на станции Лосиноостровская, круглосуточно)
  • бесплатный Wi-Fi
  • Платный зал ожидания (телефонная связь по городу, подзарядка гаджетов)
  • Услуги платной автостоянки (на южном фасаде — 200 руб/час, бесплатно 15 минут; на восточном фасаде — 150 руб/час, 1200 руб/сутки)
  • Заказ такси
  • Оформление проездных документов на поезда дальнего следования
  • Оформление проездных документов на поезда пригородного сообщения
  • VIP-Сопровождение

Вход в здание и выход на привокзальную площадь Ярославского вокзала оборудованы пандусами. В зале № 2 отведены места для лиц с ограниченными возможностями и установлены телефоны-автоматы для инвалидов-колясочников.

На втором этаже можно перекусить в кафе «Картошка», «Пицца и блины», «Кафе и кулинария», а на первом — в «Стардогс» или «KFC». В здании также расположены салоны мобильной связи и сувенирные магазины.

Каждый пассажир может в любое время узнать информацию об интересующем поезде (номер пути, время прибытия/отбытия, номер состава). Для этого на всех этажах Ярославского вокзала установлены табло прибытия и отбытия.

Ярославский вокзал в Москве

Шедевр Фёдора Шехтеля на площади трёх вокзалов

Что связывает известного мецената Савву Мамонтова, писателя Антона Чехова и чукчу Василия с Крайнего Севера? Как ни странно, здание Ярославского вокзала. Один из старейших вокзалов в Москве и во всей стране хранит множество интереснейших историй и богатое культурное наследие. Рассказываем, как строился и чем знаменит Ярославский вокзал.

Ярославский вокзал на карте Москвы

История создания Ярославского вокзала

Ярославский вокзал

В середине XIX века Москва была крупным торговым центром и транспортным узлом в Российской империи — от неё проходило около 50 шоссейных и грунтовых дорог, но пути размывало дождём. Поэтому развитие Москвы и экономики всей империи в это время зависело от железнодорожного сообщения. В 1857 году Александр II повелел построить первую в стране сеть железных дорог. Планы были масштабными: проложить 4000 вёрст и соединить Санкт-Петербург, Москву и Варшаву, 26 губерний, основные судоходные реки и порты Балтийского и Чёрного морей. На тот момент Москва сообщалась только с Санкт-Петербургом — в столицу можно было уехать с Петербургского вокзала (нынешнего Ленинградского) до Московского вокзала-близнеца. Следом за этим направлением начали строительство рязанских и ярославских железнодорожных путей. Соединить Москву с Ярославлем решили в 1859 году. Эту идею впервые озвучил профессор математики МГУ и теоретик промышленного развития Фёдор Чижов. Его поддержали местные деятели, среди которых были дворяне братья Шиповы, инженер Андрей Дельвиг и купец Иван Мамонтов — отец известного мецената Саввы Мамонтова. Они учредили общество по строительству ярославской дороги, которая стала первой «русской» железнодорожной магистралью, построенной без иностранных вложений. У ярославского направления было не только экономическое, но и религиозное значение. По подсчётам, на тот момент по Ярославскому шоссе проезжало около 150 тысяч пассажиров и 4 тонн грузов в год и ещё полмиллиона паломников в Троице-Сергиеву лавру. Поэтому решили строить сначала небольшой участок в 64 версты до Сергиева Посада, где находится монастырь. Но с условием императора продлить его до Ярославля в ближайшее время: прокладывать дорогу без экономической выгоды он посчитал роскошью. Участок для вокзала в Москве нашли не сразу. Сначала хотели возвести здание в районе Сухаревской башни (сейчас — метро «Сухаревская»). Считалось, что здесь начинается путь к Троице-Сергиевой лавре, откуда Дмитрий Донской ездил к Сергию Радонежскому перед Куликовской битвой. Даже думали не строить новый вокзал вовсе, а пустить поезда с существующего Петербургского. Но в итоге возвели здание рядом с ним — на Каланчёвской площади на месте бывшего артиллерийского двора.

1895-1898 года. Ярославский вокзал • 1862-1862 года. Николаевский вокзал • 1900-1905 года. Рязанский вокзал

Первая двухэтажная постройка с башенкой в середине была гораздо меньше нынешнего здания и гармонировала с существующим Петербургским вокзалом. Тупиковый вокзал построили за два года и назвали Троицким, как и железную дорогу до Сергиева Посада. Архитектором здания стал Михаил Левестам, а доработкой занимался Роман Кузьмин. Они же спроектировали ещё один вокзал, который строили через дорогу одновременно с Ярославским, — Казанский, предназначенный для сообщения с Коломной и Рязанью. Их даже закончили в один год — первые железнодорожные составы на новых направлениях были официально запущены в июле 1862-го.

Перестройка и реставрация

Ярославский вокзал

Спустя три года Троицкую дорогу решили продлить до Ярославля, заодно переименовать вокзал и железнодорожный путь в Ярославский. Новый участок связал Москву с Волгой и способствовал развитию промышленности провинции. Увеличился объём не только пассажирских перевозок, но и товарных: в столицу из Поволжья стали поступать дрова для отопления, строительные материалы и уголь для самоваров. Ярославский вокзал для такой нагрузки оказался маленьким, поэтому в 1870-х его решили перестроить. Сначала к существующему зданию пристроили корпуса по бокам, а главный фасад оставили, отчего пропорции нарушились: новые постройки были гораздо больше центральной части. К 1900 году потребовалась новая перестройка из-за продления дороги до Архангельска. Этой реконструкцией занялся архитектор Лев Кекушев, а позже к проекту подключился Фёдор Шехтель, который построил множество особняков и общественных зданий в Москве и стал одним из основоположников русского модерна в архитектуре. Запоминающиеся черты Ярославского вокзала как раз его рук дело — здание стало одним из первых, где этот стиль проявился ярче всего в Москве. Архитектор вдохновился одним из временных сооружений на Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году. Павильон под названием «Крайний Север» был посвящён железной дороге ярославского направления и достижениям и перспективам освоения Русского Севера. Статья по теме Главные здания Фёдора Шехтеля в Москве

Фёдор Шехтель • Лев Кекушев

Сооружение не имело аналогов в стране и выглядело новаторским: в нём уже зарождались модерновые архитектурные черты. Созданием павильона занимался художник, декоратор и архитектор Константин Коровин под впечатлением от экспедиции по Северу. Для внутреннего оформления он даже привёз шкуры белых медведей, белух, челюсти кита и рубашки поморов. Художник взял с собой в Новгород и гостя — чукчу Василия, который во время выставки доставал из бочки живую селёдку и ел её сырой, чем потряс публику. В Ярославском вокзале такого интерактива уже не было, но Шехтель позаимствовал объёмы для нового фасада и украсил здание керамическими панно с северными мотивами — изображениями чаек, медведей и моржей. В здании появились также растительные орнаменты в стиле модерн, мозаичный фриз из зелёной плитки и элементы древнерусской архитектуры в виде высокой кровли, башенок и широкого козырька над входной группой. А в оформлении интерьеров поучаствовал сам Коровин и молодой художник Михаил Врубель. Новому зданию дали и новое название под стать — Северный вокзал.

1896 год. Павильон «Крайний Север». Архитектор: К. А. Коровин • 1901 год. Проект русского павильона для выставки в Глазго. Архитектор: Ф. О. Шехтель • 1902-1904 года. Строительство Ярославского вокзала

Обратно в Ярославский его переименовали только в 1955 году. С тех пор вокзал несколько раз обновляли: перестроили со стороны перрона для увеличения площади, добавили советскую символику в оформление, но общий облик здания со времени реконструкции Шехтелем в 1907 году остался неизменным.

Интересные факты

  • На открытие вокзала пригласили митрополита Филарета. Священнослужитель освятил место и посмотрел на чудо техники, которое не видел раньше: для него сделали показательный пуск состава.
  • По традиции путь до Сергиева Посада верующие должны были преодолевать пешком. Но после строительства ярославской дороги паломники пересели на поезда. Говорили, что бабушки даже ехали на моление стоя, чтобы сохранить часть обычая.
  • В 1890 году с Ярославского вокзала в свою знаменитую поездку через всю Сибирь на Сахалин отправился Антон Чехов. Впечатления от путешествия великий писатель увековечил в книге «Остров Сахалин».
  • На Ярославском вокзале начинается самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская магистраль протяжённостью 9288 километров. Здесь установлен километровый столб с нулевой отметкой, а на вокзале во Владивостоке, где заканчивается дорога, стоит такой же памятник с отметкой «9288». Путь от Москвы до конечной станции по магистрали занимает шесть дней.

1902-1904 года. Ярославский вокзал • 1904 год. Вестибюль

Основные направления

Ярославский вокзал — один из крупнейших в стране. Ежедневно он обслуживает около 600 составов и принимает 250 тысяч пассажиров. Отсюда можно поехать как на Дальний Восток, так и в пригород Москвы: с вокзала отправляется около 300 электричек и 40 поездов дальнего следования каждый день.

Поезда

От Ярославского вокзала идут составы до самых отдалённых точек страны: Владивостока, Хабаровска и Иркутска. Отсюда также отправляются поезда до Урала: Воркуты, Сыктывкара, Челябинска, Екатеринбурга, Перми, Красноярска и Новосибирска. С Ярославского вокзала можно уехать и в путешествие по городам Золотого кольца: Переславлю-Залесскому, Ростову, Ярославлю и Костроме.

Архитектурные детали. Фото: babs71

Электрички

От Ярославского вокзала отправляются пригородные поезда до Пушкино, Красноармейска, Фрязино, Софрино, Болшево и Щёлково. И ходят электрички по самому первому маршруту, проложенному от Ярославского вокзала до Сергиева Посада.

Ярославский вокзал

Где находится

Ярославский вокзал расположен по адресу Комсомольская площадь, 5, где соседствует с Ленинградским и Казанским вокзалами. Поэтому в быту место называют площадью трёх вокзалов. Ярославский вместе с Ленинградским находится на северной стороне площади, а Казанский — на южной.

Адрес Ярославского вокзала

Как добраться

До Ярославского вокзала можно доехать на общественном транспорте. Удобнее всего добираться на метро — площадь трёх вокзалов находится на станции «Комсомольская» кольцевой линии.

Ещё у ж/д вокзала останавливается наземный транспорт. Сюда можно доехать на автобусах и трамваях и выйти на остановке «Метро „Комсомольская“».

Заключение

Ярославский вокзал — один из главных транспортных узлов столицы и всей страны. А ещё важный архитектурный памятник, в котором запечатлён популярный в начале XX века стиль — модерн. Изучить его экстерьер и интерьер особенно увлекательно на одной из экскурсий с местными краеведами. Так ни одна деталь не ускользнёт от вашего внимания.

Автор: Милита Герберсаген

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *