Какие залы в школе современной пьесы
Перейти к содержимому

Какие залы в школе современной пьесы

  • автор:

Школа современной пьесы

Старинный особняк на Трубной площади, в котором сейчас находится «Школа современной пьесы», считается одним из самых красивых мест в Москве. А богатая история здания нынешнего театра сделала место на углу Неглинной и Петровского бульвара еще заманчивее для посещения.

Сейчас здесь ставят современную драму, а когда-то, еще до революции, городская элита и богема собирались в местном ресторане «Эрмитаж» на банкеты и культурные вечера. Здесь придумали рецепт знаменитого салата оливье, здесь прошла свадьба Чайковского и пел для друзей Шаляпин – в общем, место пользовалось невероятной популярностью.

В 1989 году историческое здание было отдано театру. После пожара, случившегося в 2013 году, потребовалось немало времени на реставрацию – восстановленный театр открылся заново только в январе 2019. Зрительный зал превратился в зал-трансформер, а все оборудование полностью обновили.

Московский театр «Школа современной пьесы»

Основная сцена: г. Москва, ул. Арбат, д. 26; Студия — г. Москва, Малый Николопесковский пер., д. 3.

Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение»

г. Москва, 1-я Новокузьминская ул., д. 1.

г. Москва, Комсомольская пл., д. 4.

Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

г. Москва, ул. Павловская, д. 6.

г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 61.

Московский драматический театр «Модерн»

г. Москва, Спартаковская пл., д. 9/1а.

Внутренние помещения театра «Школа современной пьесы»

Внутренние помещения театра

Купец первой гильдии Яков Пегов совместно с кулинаром Люсьеном Оливье, которые познакомились, согласно московской легенде, из-за общей любви к нюхательному табаку, открыли на месте кабака трактир-ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади.

Пегов и Оливье сами занимались оформлением интерьеров и устройством кухни. “Эрмитаж” был известен как парижский ресторан высшего разряда с богатыми интерьерами, от парадного большого колонного зала «под мрамор», до помещений в восточном вкусе, которые давали понять «как бесцеремонна и явна» была распущенность нравов. Гостей с 11 утра до 4 часов ночи обслуживали официанты, одетые в традиционную для простых москвичей одежду с белой рубашкой навыпуск. А коллектив из 60-ти поваров готовил заграничные деликатесы и подавал различные горячительные напитки.

«Эрмитаж» был излюбленным местом московской интеллигенции. В 1870-1880-е годы в здании проходили «академические обеды», на которых сподвижники юриста и социолога Владимира Танеева и приглашаемая им московская профессура обсуждали злободневные политические вопросы. Здесь на изысканные банкеты собиралась вся московская знать. П. Д. Боборыкин в шутку заявил, что в Москве есть лишь три культурных центра: Московский университет, Малый театр и Эрмитаж.

Современникам особенно запоминались потешные детали, контрастирующие на фоне всего вышеперечисленного: роскошное заведение нарочито называлось трактиром, официантов звали подобно персоналу трактира “половые”, что подчеркивалось их формой, а в зале располагался механический орган в подражание трактирам той эпохи. Известный московский повар Люсьен Оливье, создатель знаменитого одноименного салата, по некоторым сведениям, именно в этом здании придумал свое изобретение.

Окончательно «Эрмитаж» был закрыт в начале 1920-х годов. Моссовет переименовал его в «Дом крестьянина», залы с лепниной и фресками Врубеля стали использовать как хранилище. И только в 1989 году в здании на Неглинной улице был открыт московский театр «Школа современной пьесы». А 3 ноября 2013 года в театре произошел пожар. Под языками пламени и противопожарными реагентами исчезли или существенно пострадали: угловой корпус строения 1, вестибюль со стороны Неглинной улицы, парадная лестница главного входа со стороны Петровского бульвара, зал бывшего ресторана, «Зимний сад» на 3-м этаже. Сгорели деревянные балки перекрытий и дверные полотна, обрушился лепной декор. Последствия пожара в объекте культурного наследия России реставрировали шесть лет и закончили работы в январе 2019.

Говорящее название. Как устроен театр «Школа современной пьесы»

Говорящее название. Как устроен театр «Школа современной пьесы»

История и сегодняшняя жизнь театра, который в этом году празднует тридцатилетие, — в материале mos.ru.

«Школа современной пьесы» появилась в 1989 году, когда режиссер Иосиф Райхельгауз задумал создать собственный театр, где играли бы только пьесы, которые раньше нигде не ставились. В то время он плотно сотрудничал с «Современником» и Театром на Таганке, его хорошо знали зрители и уважали коллеги. За 10 лет до этого Иосиф Леонидович входил в состав режиссерской коллегии Театра имени Станиславского, но с этой должности его попросили уйти из-за… отсутствия московской прописки. Идея создать свой собственный театр зародилась уже тогда.

Прежде всего он задумался над тем, где его артисты будут репетировать и выступать, и приступил к поиску подходящего здания. Все это время рядом с ним были друзья и соратники — актеры Альберт Филозов и Любовь Полищук, именно они стояли у истоков «Школы современной пьесы». Втроем они много гуляли по центру Москвы, буквально исследовали каждую улицу. В итоге им приглянулся старинный особняк на углу Неглинной и Петровского бульвара. Обстоятельства сложились удачно, и в том же году Райхельгауз получил это здание.

203-летний особняк

Особняк, построенный в 1816 году, имеет славное прошлое. Именно здесь до революции располагался ресторан «Эрмитаж» под руководством легендарного повара Люсьена Оливье. Рецепт своего знаменитого салата, без которого сегодня не обходится практически ни одно застолье в нашей стране, он создал именно здесь. Вообще место было очень популярным: композитор Петр Чайковский праздновал здесь свою свадьбу, Федор Шаляпин выступал бесплатно для друзей, а писатель Иван Тургенев отмечал юбилей.

Одна из самых ярких страниц «Эрмитажа» — празднование Татьянина дня. Традицию ввели профессора и студенты Московского университета. В этот день было принято приезжать в ресторан и гулять до первых петухов. Пол застилали опилками, чтобы не запачкать, дорогую посуду меняли на дешевую — чтобы не жалко было бить. Гости много пили, пели и выкрикивали политические лозунги.

Ресторан просуществовал до 1917 года, затем в здании организовали Дом колхозника. Специалисты со всей страны проводили в нем слеты, могли остаться здесь на ночлег. Чуть позже в особняке открылся кинотеатр «Труд» на 400 мест. А перед войной сюда переехало издательство «Советская наука», которое потом переименовали в «Высшую школу». Выпускали в основном учебники для вузов.

Здание много ремонтировали в XIX веке. В начале ХХ столетия над ним работал известный архитектор Александр Бруни, который предложил провести сюда канализацию. После этого ремонт в особняке не делали больше ста лет — первая масштабная реконструкция закончилась совсем недавно.

«Школа современной пьесы»: начало

Едва получив здание, Райхельгауз и его команда приступили к репетициям первого спектакля — «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. Премьера состоялась 27 марта 1989 года. Постановку наградили премиями за режиссуру и лучшие мужскую и женскую роли, их сыграли Альберт Филозов и Любовь Полищук.

Театр прогремел на весь город. Следующие премьеры — «Поджигатель» по Максу Фришу и «Все будет хорошо, как вы хотели» по Семену Злотникову — собирали полные залы. Еще через год «Школа современной пьесы» поехала на первые гастроли — сразу в Израиль. Спустя некоторое время Иосиф Райхельгауз поставил спектакль «А чой-то ты во фраке», где главные роли также сыграли Филозов и Полищук. В последующие годы стали проводить вечера Булата Окуджавы и музыкальные вечера, участвовать в разнообразных фестивалях. Первые концерты певицы и актрисы Елены Камбуровой также прошли на сцене этого театра.

Иосиф Райхельнауз создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы»

В 1994 году — громкая премьера: актер и режиссер Сергей Юрский ставит спектакль «Стулья» по пьесе Ионеско в собственном переводе. Другая премьера — спектакль Райхельгауза по пьесе Николая Климонтовича «Без зеркал». В следующем году — еще несколько новых спектаклей. На сцене блистают Лев Дуров, Владимир Качан, Ольга Гусилетова, Мария Миронова, Михаил Глузский, Армен Джигарханян и другие.

В 1998-м спектаклем Райхельгауза «Любовь Карловны» по пьесе Ольги Мухиной открылась сцена «Зимний сад» на 200 зрителей. Тогда же в труппу пригласили новых артистов — выпускников актерской мастерской ВГИКа. Первое десятилетие театра в 1999 году отметили с большим размахом: на один вечер большой зал снова превратился в тот самый ресторан «Эрмитаж».

В 2000-е годы с театром начинает сотрудничать Евгений Гришковец. По его пьесе ставится спектакль «Город», который показывают на международных театральных фестивалях. С 2016-го драматург сам выходит на сцену в одной из самых аншлаговых постановок театра — «Пока наливается пиво».

В 2003-м «Школа современной пьесы» стала учредителем международного конкурса современной русскоязычной драматургии «Действующие лица». Лучшие спектакли включают в репертуар.

2009 год стал особенно звездным для театра: спектакль «Москва. Психо» Андрия Жолдака показали на фестивале «Золотая маска» в специальной программе Russian Case.

Пожар, ремонт и реставрация

В 2013 году в здании театра произошел пожар. Он начался во время спектакля в большом зале, как раз там, где был ресторан «Эрмитаж». Общая площадь пожара составила 500 квадратных метров. В огне погибли декорации и костюмы — не удалось спасти почти ничего.

Причиной пожара назвали короткое замыкание электропроводки. Правительство Москвы решило провести в здании капитальный ремонт и реставрационные работы.

Вскоре театру пришлось переехать в Дом культуры имени А.С. Серафимовича. Временно все репетиции и показы проходили там. Первый спектакль, представленный в тех стенах, — «Русское варенье» Иосифа Райхельгауза по пьесе Людмилы Улицкой. Чуть позже появилась постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина», которая вошла в лонг-лист «Золотой маски».

Прежде чем приступить к реставрации здания на Неглинной, специалисты изучили план конца XIX века. Материалы искали в архитектурных и исторических архивах. В результате нашли документы, по которым было понятно, как строили здание, как оно выглядело изначально. Нашлись во время работ и вещи из ресторана «Эрмитаж» — меню, кухонная утварь (ножи, подносы), а также старинное зеркало, которое решили повесить на первом этаже. Еще во время реставрации удалось воссоздать историческую лепнину и раскрыть фрески на входе в зал «Зимний сад».

Во время ремонта полностью поменяли оборудование. «Эрмитаж» превратился в зал-трансформер: с помощью новой системы поднимающихся частей сцены — плунжеров — можно регулировать высоту разных ее участков.

Сделали звукоизоляцию, позволяющую играть спектакли одновременно на всех сценах — раньше такой возможности в этом старинном особняке не было. Кроме того, увеличили количество гримерок и других необходимых помещений.

Ремонт закончился в 2019 году. Возвращение домой труппа отпраздновала, устроив веселое новоселье.

Что посмотреть

Тем, кто еще не был в «Школе современной пьесы», стоит начать знакомство с театром с иммерсивной постановки «На Трубе». Это исторический променад, во время которого артисты рассказывают о самом особняке, о знаменитых людях, которые здесь когда-то бывали, о происходивших здесь событиях. Гостей проведут по мраморным лестницам, покажут предметы, которые находятся здесь с позапрошлого века.

Визитная карточка — спектакль Иосифа Райхельгауза «Город», с которого началось сотрудничество театра с драматургом Евгением Гришковцом. Главный герой — человек, который не может разобраться в себе, в своих желаниях и целях. Во всей полноте его образ раскрывается через диалоги с отцом, женой и другом. «Город» — участник международных фестивалей. Режиссер получил за него премию Москвы. Впервые постановку показали в 2002 году, и до 2017-го она не сходила с афиш. В этом году показы возобновили.

Еще один спектакль Райхельгауза — «Спасти камер-юнкера Пушкина». В основе — одноименная повесть Михаила Хейфеца, ставшая призером международного литературного конкурса «О Петербурге в прозе и стихах». Главный герой — молодой человек Михаил Питунин, который с детства не любил стихи Пушкина. Однако он пересмотрел свое отношение, когда в его жизни появилась одна прекрасная пушкинистка. Именно этой постановкой 1 декабря открыли филиал «Школы современной пьесы» в Берлине. Начиная с сезона 2018/2019 года театр регулярно играет спектакли своего репертуара на сцене Российского дома науки и культуры в столице Германии.

«Ганди молчал по субботам» — первая премьера в историческом здании театра после ремонта. Спектакль поставил молодой режиссер Филипп Гуревич по одноименной пьесе Анастасии Букреевой. Главный герой — подросток Мот, у которого разводятся родители. Пережить распад семьи мальчику помогает мудрая бездомная по имени Лиза.

Пьеса — лауреат конкурса драматургов «Действующие лица» 2017 года. А Филипп Гуревич — лауреат программы «Класс молодой режиссуры» (2017). Учрежденный театром конкурс для молодых режиссеров ежегодно проходит при поддержке Департамента культуры Москвы.

Иосиф Райхельгауз более 30 лет преподает в ГИТИСе. В большинстве московских театров сегодня работают его выпускники разных лет.

Осенью 2018 года театр начал совместный проект с ГИТИСом под названием «Кафедра». Театр показывает на своей сцене наиболее удачные дипломные и курсовые работы студентов. Увидеть их можно в Белом зале».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *