Кто построил софийский собор в киеве
Перейти к содержимому

Кто построил софийский собор в киеве

  • автор:

КИЕВСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР

Киевский собор св. Софии, Премудрости Божией, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главный храм киевских митрополитов. Собор, выстроенный преимущественно из плинфы, большой (37 Х 55 м) пятинефный с 5 апсидами 13-главый крестово-купольный храм, со ступенчатым построением основных сводов. Окружен с 3 сторон двухъярусными галереями. В галереи с запада встроены 2 башни, лестницы которых ведут на просторные хоры.

Строительство собора

София Киевская в XI в. Реконструкция.
София Киевская в XI в. Реконструкция.

Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым. Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под 1018 г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги, но четких подтверждений этой версии не существует. Строительство храма осуществлялось скорее всего в 1030-х гг., предположительно в 1037 г., и, вероятно, было связано с приездом в Киев из Константинополя митрополита-грека Феопемпта — первого в ряду Предстоятелей Русского Церкви, упоминаемых Нестором Летописцем в «Повести Временных Лет». Строили собор скорее всего греческие мастера, прибывшие вместе с митрополитом. Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что строительство Софии Киевской было связано с восстановлением юрисдикции Константинопольского Патриархата над Русской Церковью (гипотеза Приселкова-Карташева) в период правления Ярослава Мудрого: Десятинная церковь, бывшая главным храмом Руси при св. Владимире, таким образом уступала место Софийскому собору, который отныне становился кафедральным храмом митрополитов-греков. Однако в конце своей жизни Ярослав рассорился с Византией и даже воевал с греками, что отразилось на положении Русской Церкви. В 1051 г. был поставлен первый митрополит русского происхождения — Иларион. В связи с его интронизацией Софийский собор впервые упомянут как вполне законченный и освященный храм.

Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити — настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к 1052 г. — к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Несмотря на значительные утраты, часть этого убранства сохранилась до наших дней. Среди священных изображений Софии Киевской наиболее известны мозаичная икона Божией Матери «Нерушимая Стена», украшающая алтарную абсиду, а также икона Благовещения, расположенная на столпах восточной арки. По своим размерам (55х37 м) и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. И размах, с которым был построен главный храм недавно крещеной Руси, и его посвящение не столько подражали Софии Константинопольской, сколько соперничали с ней. Построенный Ярославом Мудрым Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков. Мраморный саркофаг с останками Ярослава доныне стоит под сводами Софии Киевской. В кафедральном митрополичьем храме были также погребены и многие Предстоятели Русской Церкви времени Киевской Руси.

Нашествие Батыя и упадок собора

Впервые храм серьезно пострадал в 1240 г. при разграблении Киева ордами Батыя. Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Особенно пострадали галереи и западная часть храма. Тем не менее и после Батыева погрома Софийский собор продолжал считаться кафедральным храмом русских митрополитов. Несмотря на разрушения в нем продолжали совершать богослужения. Но постепенно он приходил во все большее запустение, как и весь Киев. Митрополит Кирилл III, возглавивший Русскую Церковь после Батыева нашествия, мало жил в своем кафедральном граде — почти вся его жизнь прошла в разъездах по епархиям, в которых первосвятитель восстанавливал церковную жизнь после монголо-татарского разорения. Тем не менее великий первоиерарх, скончавшийся в Переславле-Залесском, все же был погребен в Софии Киевской. Около 1299 г. преемник Кирилла — св. митрополит Максим — окончательно оставляет разоренный и пришедший в упадок Киев и переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, под защиту князей Северо-Восточной Руси. Однако и сам Максим, и его преемники продолжают сохранять титул митрополита Киевского и всея Руси, а Софийский собор — статус кафедрального митрополичьего собора. И все же Предстоятели Русской Церкви редко посещают его, и древний собор продолжает ветшать. Частые и опустошительные набеги татар и литовцев еще более ускоряют его разрушение.

В XIV в. большая часть западно-русских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Литовские государи — Гедимин и его потомки — стремятся разделить прежде единую Русскую Церковь и создать отдельную Литовско-Русскую митрополию, дабы их православные подданные (а они составляли тогда более 90% от всего населения Литовского княжества) не зависели от митрополитов Киевских и всея Руси, переселившихся со времени св. Петра и св. Феогноста в Москву. Иногда Литовским князьям удавалось добиться поставления отдельного митрополита для Литвы, который в таком случае мог поселиться в Киеве, при Софийском соборе. Так, при Ольгерде в болгарском Тырнове был в нарушение канонов поставлен на митрополию Литовской Руси Феодорит, пытавшийся утвердиться в Киеве, но не слишком в том преуспевший. София Киевская какое-то время служила митрополией и для других ставленников Ольгерда — Романа и Киприана. Однако к возрождению Софийского собора эти кратковременные эпизоды не привели. Когда в первой четверти XV в. великий князь Литовский Витовт вновь вознамерился поставить митрополита для Литовской Руси, его ставленник — Григорий (Цамблак) — поселился не в разоренном и опасном Киеве, а в Новогрудке, неподалеку от столичной Вильны.

В дальнейшем, после того, как стало окончательным разделение единой Русской Церкви на две митрополии — автокефальную Московскую и Киево-Литовскую (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), Софийский собор продолжает лишь формально считаться главным храмом последней. Митрополиты Киевские лишь изредка наведываются сюда из Новогрудка и Вильны. Храм по-прежнему продолжает страдать от набегов крымских татар. Так, он был разграблен крымчаками в 1497 г. Тогда же татарами был убит митрополит Киевский св. Макарий, который ехал в Киев, чтобы привести в порядок разоренный кафедральный собор [1].

Захват собора униатами

Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что, по словам современника, некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли. Вероятно, в эти же годы в Софии Киевской прекращаются богослужения. Иначе трудно понять, как собор смогли захватить униаты, хотя лишь на короткое время. Это произошло после заключения в 1596 г. Брестской унии. Власть польского короля в Киеве была не слишком сильна, и православные сумели здесь организовать решительное сопротивление унии, насаждаемой Сигизмундом III. Православные киевляне отразили попытки католиков захватить Киево-Печерскую Лавру и другие киевские храмы. Однако немногочисленные изменники Православия сумели утвердиться в заброшенном Софийском храме и удерживали его около трех десятилетий. Правда, распорядились они православной святыней весьма своеобразно. Сохранилось сообщение о том, что в 1605 г. униатский поп Филипп, управлявший Софийским собором, «каменье тесаное на столбах и сходах разным людям пораспродавал». В результате хозяйничанья католиков полностью рухнула западная галерея собора.

Возвращение собора православным и долгожданное восстановление

Ставший в 1633 г. православным митрополитом Киевским св. Петр (Могила) уже в самом начале своей деятельности добился у короля Владислава IV разрешения отобрать разоренный и поруганный Софийский собор у униатов и заняться, наконец, его восстановлением. Митрополит Петр привлек к восстановлению Софии Киевской итальянского архитектора Октавиано Манчини.

Тогда же были забелены его древние мозаики и фрески. К открытию фресок было приступлено по высочайшему повелению лишь в 1848 г. Работа эта велась без должной осторожности, и открываемые фрески немедленно и весьма грубо реставрировались. В 1885 году А. Праховым были открыты мозаики в куполе и на внутренней стороне триумфальной арки.

Петр (Могила) вновь сделал Софийский собор кафедрой митрополитов Киевских и Галицких — этот статус храм сохранял вплоть до начала XX столетия. Тогда же при Софийском соборе был учрежден небольшой мужской монастырь. К сожалению, несмотря на то, что при Петре (Могиле) в соборе были проведены гигантские восстановительные работы, митрополит так и не успел их завершить до своей кончины — западная часть собора продолжала оставаться в руинах. Окончательно собор был возрожден только в конце XVII в., после того, как Киевская митрополия вновь вошла в состав Московского Патриархата при патриархе Иоакиме и митрополите Киевском Гедеоне. В возобновлении храма принимали участие не только малороссийские зодчие, но и московские мастера, почерк которых угадывается в форме некоторых наличников собора. В целом же Софийский собор в это время приобретает черты, свойственные памятникам украинского барокко — храм получает грушевидной формы главы, его стены украшаются лепниной.

В течение XVIII — XIX вв. продолжаются строительные работы в Софийском монастыре. Собор украсился новым роскошным иконостасом из позолоченного дерева, рядом с ним были выстроены высокая колокольня, теплая зимняя церковь (т.н. «Малая София»), здания митрополичьих покоев и монашеских келий. В последний раз переделки затронули Софию Киевскую в 1882 г., когда был перестроен западный фасад собора. В течение Синодального периода (XVIII — нач. XX вв.) Софийский собор продолжал оставаться кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких. Многие из них были погребены в соборе. В Софии Киевской совершались архиерейские хиротонии: в частности, здесь был рукоположен во епископа св. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский.

В Софийском соборе похоронены митрополиты: в 1824 году — Серапион (Александровский), в 1837 году — Евгений (Болховитинов).

Революция. Собор в руках у раскольников

Драматические перемены в судьбе собора наступили после Октябрьского переворота 1917 г. На Софийский храм, воспринимавшийся в качестве символа Киевской Руси, начинают претендовать приверженцы автокефалистского раскола, который окончательно оформился в 1921 г., когда была образована т.н. «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Ее «первоиерархом» раскольники избрали запрещенного в служении за раскольническую деятельность протоиерея Василия Липковского. Однако Патриарший Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и другие епископы православных епархий Украины категорически отказались участвовать в проводимом в Киеве при поддержке большевиков лжесоборе раскольников-автокефалистов, и рукоположить епископов для УАПЦ. В результате приверженцы раскола приняли беспрецедентное решение — в нарушение канонов совершить «рукоположение» Липкивского «соборно», то есть с участием священников, диаконов и мирян, а не епископов, как требуют каноны Православной Церкви. Кощунственная «хиротония» раскольничьего лжемитрополита была совершена в Софийском соборе, который со времен средневековья не видел подобного бесчинства. Позднее Липкивский «рукоположил» других лжеархиереев УАПЦ. За противные канонам «хиротонии» раскольников-липкивцев в народе прозвали «самосвятами». К сожалению, именно эти деятели, совместившие в своем учении националистические и обновленческие идеи, захватили в свои руки величайшую святыню Православной Руси — Софийский собор.

Закрытие и превращение в музей

Однако деятельность раскольников-самосвятов продолжалось недолго. Поначалу большевистская власть покровительствовала им, надеясь с помощью липкивцев изнутри разрушить церковную жизнь на Украине. Но за раскольниками пошло ничтожно малое число православных верующих. Убедившись в неэффективности раскольничьей «церкви», советская власть перестала поддерживать УАПЦ, и уже в начале 1930-х гг. она прекратила свое существование на территории советской Украины. В 1934 г. году Софийский собор был закрыт, а в 1935 г. древний храм был превращен в музей-заповедник. Участь Софии Киевской была все же более благополучной в сравнении с Михайловским Златоверхим монастырем и другими киевскими памятниками, уничтоженными в годы советской власти. В отличие от Успенского собора Киево-Печерской Лавры не пострадал Софийский храм и в годы Великой Отечественной войны. Правда, после закрытия София лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства — были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 кг) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены 8 иконостасов боковых приделов, разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI в., восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

Собор в постсоветское время

Перемены в статусе храма наступили в конце т.н. «перестройки». Власти Украины стали изредка разрешать совершение богослужений в Софийском соборе, который сохранял при этом статус государственного музея-заповедника и поныне остается таковым. В октябре 1990 г. здесь была совершена Божественная Литургия, которую возглавил Патриарх Алексий II. Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности в управлении. В то же время в конце 80-х — начале 90-х гг. на Украине стали возрождаться националистические настроения. На их волне была вновь образована «Украинская автокефальная православная церковь». Ее возглавил избранный в 1990 г. «патриархом Киевским» Мстислав (Скрыпник), для «интронизации» которого власти также предоставили Софийский собор. Вновь, как и в 20-30-х гг., в Софии кощунствовали раскольники. Однако украинские власти так и не решились передать Софийский собор раскольникам из УАПЦ или т.н. «Украинской православной церкви — Киевского патриархата» (образованной в 1992 г., после ухода в раскол бывшего митрополита Киевского Филарета). Но и канонической Украинской Православной Церкви, единственной правопреемнице той Церкви, которая существует со времен Крещения Руси, храм также не был возвращен. В дальнейшем Софийский собор еще неоднократно предоставлялся раскольникам для совершения «богослужений». По инициативе президента Кучмы в нем также проводились «экуменические молебны», в которых, как правило, принимали участие представители раскольничьих сообществ, различных протестантских деноминаций и даже исламских и иудейских общин. Священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата неизменно отказывается от участия в подобных мероприятиях, противоречащих канонам Православной Церкви. Впрочем, многострадальный собор в последние годы пережил и не такое — в его алтаре устроили свой шабаш приверженцы т.н. «Белого братства», возглавительница которого — Марина Цвигун — пошла гораздо дальше, чем самозванный «патриарх Киевский» Филарет, провозгласив себя ни много ни мало, как живым воплощением Бога.

Настоятели, ключари

  • Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
  • Платон (Левицкий) (1742 — 1744)
  • Досифей (Далеховский) (упом. 1758)
  • Иларион (1764 — 1766)
  • Иосиф (1766 — 1767)
  • Виктор (Лодыженский) (1768)
  • Мелхиседек (1771 — 1774) [2]
  • .
  • Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
  • Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824) [3]
  • Стефан Семяновский (1824 — 1829) [4]
    • Каллистрат Соколовский (упом. 1826 [5] — 1829)
    • Михаил Кучеровский (1829 — ?) [7]
    • Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 [8])
    • Григорий Крамарев (1856 — 22 июля 1863)
    • Николай Оглоблин (5 августа 1863 [10] — 1877)
    • Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
    • Михаил Богданов (1879 — 1886 [11])
    • Василий Розов (2 сентября 1886 — 30 декабря 1890)
    • Александр Браиловский
    • Пётр Орловский (4 декабря 1894 — 1 августа 1908 [12])
    • Николай Браиловский (1 июня 1909 — 1919)
    • Александр Должанский[17]
    • Иоанн Церерин[19]

    Библиография

    • Д. В. Айналов и Е. Редин. «Киево-Софийской собор». Спб. 1889.
    • Гр. И. Толстой и Н. П. Кондаков. «Русские древности», вып. IV. Спб. 1891.
    • Лазарев В. Н., Мозаика Софии Киевской, М., 1960; София Киевская. Материалы и исследования, К., 1973.

    Использованные материалы

    • http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=109&did=451
    • http://nesusvet.narod.ru/ico/books/grabar/grabar_6_1_03.htm
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?rpc6_4667

    [1] Св. Макарий был погребен в Софийском соборе. Здесь же его мощи почивали после обретения вплоть до закрытия собора в 1934 г. Позднее они были перенесены в Киевский Князь-Владимирский собор, где находятся и в настоящее время «в плену» у раскольников-филаретовцев

    [2] Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с.27.

    [3] Серебренников В. В., «Киевская академия с половины XVIII века до преобразования ее в 1819 году», Киев, 1897, с. 48 — 49, http://books.google.com/books?id=yvjvAgAAQBAJ&pg=PA48

    [4] Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890, http://books.google.com/books?id=kkhdAAAAcAAJ&pg=PA890 ; http://www.nibu.kiev.ua/elfond/012/index.html ; Серебренников В. В., «Киевская академия с половины XVIII века до преобразования ее в 1819 году», Киев, 1897, с. 53, http://books.google.com/books?id=yvjvAgAAQBAJ&pg=PA53

    [5] Евгений (Болховитинов), митр., Письма к игумену Серафиму (Покровскому): Письмо № 81 (сноска 135), https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhovitinov/pisma-k-igum. rce

    [6] Закревский Н. В., Описание Киева / Изд. Моск. археологич. об-во, т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890

    [7] В 1826 г. упом. свящ. Киево-Софийского собора, затем ключарем; Евгений (Болховитинов), митр., Письма к игумену Серафиму (Покровскому): Письмо № 65 (сноска 118), https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhovitinov/pisma-k-igum. rce

    [8] Белик Жанна Григорьевна «Складывание научного подхода к реставрации древнерусской живописи и роль Пешехоновых в этом процессе», Диссертация. канд. искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2006, 265 с. http://www.dslib.net/muzee-vedenie/vozrozhdenie-drevnerusski. tml

    [9] Лебединцев П., прот., [некролог] (+ протоиерей Иоанн Михайлович Скворцов) // Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 17( 2), с. 514; № 18 (2), с. 554.

    [10] «Распоряжения епархиального начальства», Киевские епархиальные ведомости, 1863, № 16 (1), с. 146.

    [11] С. I. К. «К прошлому 50-летнему юбилею протоиерея Михаила Мартиновича Богданова» //Киевские епархиальные ведомости,1895, неофиц. ч. № 23 (1декабря), с.1130 — 1137.

    [12] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К — П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 426.

    [13] ЛЮБЛЮ АКАДЕМИЮ И ВСЕГДА БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ИМЯ ЛЮБВИ К НЕЙ.» (ПИСЬМА ПРОФЕССОРА КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Д.И. БОГДАШЕВСКОГО к А.А. ДМИТРИЕВСКОМУ). Вестник ПСТГУ : История. История Русской Православной Церкви. 2013.Вып.5 (54). С. 75-107 Сноска 72, http://pstgu.ru/download/1390568356.5Sukhova.pdf

    [14] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том I. А — Й. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2014, с. 536.

    [17] Василий Анисимов, Огонь, который нельзя загасить: ЧАСТИЧНЫЙ СПИСОК ПОГИБШЕГО ДУХОВЕНСТВА г. КИЕВА 1931 год., http://archivorthodoxy.com/page-429.html

    [18] Настоятель кафедрального Софийского собора в городе Киеве, имел пять лет высылки в Архангельский край и там умер. См. Глава XVI. Пострадавшее духовенство. Краткие известия о пострадавшем духовенстве разных областей. Настоятели и монахи Свято-Троицкого и других монастырей Киевской митрополии, https://proza.ru/2016/09/22/1211

    [19] «Союзом боязни связуем…» (Письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)), Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(9). 2015, с. 142.

    Редакция текста от: 09.09.2023 13:36:19

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «КИЕВСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Софийский собор в Киеве: история собора

    Софийский собор в Киеве фото

    Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.

    Софийский собор в Киеве: описание

    Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии Софийский собор в Киеве начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.

    Софийский собор

    После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.

    Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году Софийский собор был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.

    Софийский собор Киев

    В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
    Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.

    Софийский собор в Киеве

    Софийский собор в Киеве сегодня

    Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором Софийского собора стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.

    Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого Софийский собор в Киеве превратили в музей.

    софийский собор в киеве был построен при князе

    Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

    История Софийского собора в Киеве

    Софийский собор в Киеве

    В четверг, 14 июня, Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнит в Большом зале Московской консерватории ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный». Именно маэстро Федосееву во многом принадлежит заслуга создания единого произведения из разрозненных музыкальных номеров Прокофьева, написанных к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». РИА Новости и портал классической музыки ParaClassics проведут на сайте информагентства прямую трансляцию концерта в рамках проекта Weekend.

    В четверг, 14 июня, Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнит в Большом зале Московской консерватории ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный» и концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Святой Софии Киевской» Валерия Кикты. РИА Новости и портал классической музыки ParaClassics проведут на сайте информагентства прямую трансляцию концерта в рамках проекта Weekend.

    Софийский собор в Киеве (София Киевская) – памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства.

    Точное время строительства храма неизвестно. «Повесть временных лет», летописный памятник Киевской Руси, датирует время постройки Софийского собора 1037 годом, во времена княжения Ярослава Мудрого. Некоторые же исследователи утверждают, что Софийский собор был заложен в 1017 году, при князе Владимире I Святославиче.

    Но все же большинство ученых, на основании анализа летописных памятников, полагают, что строительство Софии Киевской было начато именно в 1037 году. Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву. Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов и обратил их в бегство. Во славу своей победы на том месте, где были повержены полчища врагов, и заложил храм. В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.

    Как считают специалисты, в строительстве собора Святой Софии принимало участие 40 мастеров и около 100 помощников. Длилась стройка 2-2,5 года, еще несколько лет заняла внутренняя отделка и роспись. Для строительства собора Ярослав вызвал мастеров из Константинополя.

    Изначально собор представлял собой пятинефное (неф — продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводам) прямоугольное в плане здание (55х37 метров) с двенадцатью крестовидными столбами. Собор был увенчан тринадцатью куполами (ныне у храма 19 куполов), символизировавшими двенадцать апостолов и Христа, главный купол был расположен в центре храма, четыре – над алтарной частью и восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор был окружен двумя рядами галерей, имевших вид «гульбища» – открытого балкона. На втором этаже располагались «полати», предназначавшиеся для князя, членов его семьи и знатных горожан.

    Стены Софийского собора выкладывались из крупных гранитных блоков, заливавшихся «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Ряды крупных камней отделывались «плинфой» – оранжево-розовым широким и плоским кирпичом толщиной от 2,5 до 4 сантиметров. Наружная кладка оставалась открытой, фасады здания не штукатурились. Для кровли собора строители использовали свинцовые листы, которые укладывались на каменные своды и купола.

    Стены, своды и столбы Софийского собора украшали великолепнейшие фрески. Фресковая роспись Софийского собора занимала около 5 тысяч квадратных метров, из них 2 тысячи квадратных метров уцелели в оригинале до наших дней.

    За свою почти тысячелетнюю историю Софийский собор неоднократно разрушался, восстанавливался, подвергаясь коренной перестройке. Впервые храм серьезно пострадал в 1240 году при разграблении Киева ордами Батыя. Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Затем были крымские ханы, литовские князья, времена униатства.

    Лишь после того, как митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и организовал при соборе мужской монастырь, София Киевская постепенно начала восстанавливать свое былое величие. До середины XVII века внешний вид Софийского собора практически не изменялся, архитектурный облик храма оставался почти таким же, каким он был в XI столетии. Правда, само здание находилось в плачевном состоянии. В 1633-1647-х годах после нескольких столетий упадка была предпринята первая попытка восстановления Софийского собора. В здании был произведен ремонт, заменена прохудившаяся крыша, настелены новые керамические полы, сооружен богато оформленный иконостас.

    В 1697 году большой пожар уничтожил все деревянные здания Софийского монастыря. После этого печального события в Софии Киевской были начаты капитальные восстановительные работы. В это время возвели Софийскую трехъярусную колокольню — четвертый ярус был достроен в 1852 году — еще один уникальный памятник архитектуры, находящийся на территории Софийского монастыря. Серьезной перестройке подверглось и здание Софийского собора, приобретя характерные того времени черты украинского барокко.

    В 1722-1730-х годах на территории Софийского монастыря была построена трапезная, которая спустя столетие была реконструирована в так называемую Теплую, или Малую Софию, а также пекарня, в здании которой позже размещалась консистория (епархиальное управление). Во время реставрационных работ середины XIX века Софийский собор получил новую крышу и позолоченные купола, а также чугунные полы. В конце XIX века была осуществлена последняя дореволюционная перестройка Софийского собора – был серьезно реконструирован западный фасад здания.

    В 1934 году решением советского правительства комплекс сооружений объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником.

    После закрытия София Киевская лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства – были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 килограмм) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены восемь иконостасов боковых приделов, разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI века, восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

    В 1990 году Софийский собор был включен ЮНЕСКО в Список объектов мирового культурного наследия.

    В октябре 1990 года здесь была совершена Божественная литургия, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности в управлении.

    Спустя 20 лет, в июле 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь возглавил молебен в Софийском соборе Киева.

    Фрески и мозаики Софийского собора

    Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты ее в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

    В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века были расчищены из под позднейших наслоений. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стенописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

    К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

    Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанного в 1651 году во время его визита в Киев. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

    © РИА Новости.
    Фреска «Дочери Ярослава Мудрого» в Софийском соборе в Киеве. XIв.

    Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене – святых. Расчистка этих фресок была осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934 1935 годах. На северной стене Софийского собора, кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого – в XIX веке.

    В своде главного алтаря изображена огромная фигура Оранты – Богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней – синий хитон, пурпурный мафорий (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят) с золотыми складками и красные сапожки. Из за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

    Под Орантой – многофигурная композиция «Евхаристия» – символическая сцена причащения апостолов. В центре престол, вдоль которого стоят ангелы с рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.
    В нижнем ярусе апсиды (свода) изображены «отцы церкви» («святительский чин») – святители и архидиаконы (мозаика сохранилась в верхней части фигур).

    Саркофаг Ярослава Мудрого

    В восточной части внутренней и внешней северных галерей собора в древности была великокняжеская усыпальница. Здесь были похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодич, Владимир Мономах и другие. До наших дней сохранился лишь саркофаг Ярослава Мудрого, который экспонируется в алтарной части бывшей северной внутренней галереи. Он состоит из прямоугольного ящика и двускатной крышки с выступами по углам. Ящик и крышка саркофага украшены резными изображениями виноградной лозы, пальмы, кипариса, рыб, птиц, крестов и других древнехристианских символов. Вес гробницы – 6 тонн. Саркофаг Ярослава Мудрого сделан из проконесского мрамора и, очевидно, привезен из Византии.

    В 1936-1939-х годах, во время вскрытия и исследования саркофага Ярослава Мудрого, ученые обнаружили в нем мужской и женский скелеты, кости которых были перемешаны. Этот факт, а также полное отсутствие каких-либо предметов и одежды свидетельствуют об ограблении гробницы. Сопоставление результатов анатоморентгенологичного исследования костей с данными летописи доказало, что мужской скелет – это скелет Ярослава Мудрого. Женский скелет – скелет жены Ярослава Ирины. По черепу Ярослава Мудрого известный советский скульптор антрополог Михаил Герасимов воссоздал скульптурный портрет князя, который экспонируется в северной внешней галерее собора.

    В сентябре 2009 года саркофаг Ярослава Мудрого был вновь вскрыт для антропологического исследования.

    В апреле 2010 года украинская газета «Сегодня» со ссылкой на одного из сотрудников Софии Киевской сообщила, что останки, хранящиеся в Национальном заповеднике София Киевская как кости Ярослава Мудрого, могут не принадлежать киевскому князю.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Софийский собор в Киеве

    Одна из самых известных духовных святынь Киева – Софийский собор. Согласно летописям, он был построен в 1037 году князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенежским войском. Первоначально имел немного другой вид, чем тот, что мы видим сейчас. Если хотите больше узнать о Софийском соборе – приходите на нашу экскурсию по Киеву «Софийский и Михайловский соборы».

    В древних летописях сохранились свидетельства возведения Софии Киевской, а также ряда других объектов Ярославом. Это Ирининская церковь, древние фундаменты которой сейчас раскапывают на территории Софийского заповедника, Церковь Святого Георгия, Золотые ворота. Некоторые историки склонны считать датой основания Святой Софии 1017 год – древние летописи гласят, что в это время на ее территории уже функционировала резиденция Киевского митрополита. К слову, Дом митрополита на территории Софии Киевской можно посетить и сегодня.

    Интерьер Софийского собора

    Интерьер Софийского собора

    В 1240 году, во время татаро-монгольской навалы, Софию разграбило войско князя Батыя. В 1242-1280 годах, при митрополите Кирилле ІІ, его отремонтировали и привели в порядок. В 1596 году собор перешел к Украинской греко-католической церкви – униатам. Позже, в 1633 митрополит Петро Могила забрал его, отреставрировал, открыл на территории мужской монастырь.

    При гетмане Иване Мазепе, на рубеже XVII-XVIII векав, когда действовал митрополит Варлаам Ясинский, Софию полностью перестроили. Она восстала в новом виде – в стиле украинского барокко.

    В 1699-1702 годах построили колокольню, тогда же отлили колокола. Один из них, сделанный в 1705 году, до сих пор хранится на втором этаже колокольни. Он именуется «Мазепой».

    В 1934 году Софию назвали Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». В него, кроме самого собора, позже вошла также колокольня, въездные ворота, кельи и другие объекты, которые вместе образуют уникальный исторический архитектурный ансамбль древнего Киева.

    Интерьер Софийского собора

    При реставрации Софии миру открылись древнейшие фрески ХІ века. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Здесь – сцены из жизни святых, лики известных великих Святителей и лица ангелов, Апостолы и иллюстрации к главным церковным праздникам и дням. Самая главная фреска – Богоматерь Оранта, «Нерушимая стена». Софийский собор получил Европейскую золотую медаль, ведь сохранил артефакты мирового значения. Кроме фресок, можно посмотреть и фрагменты древней кладки. Среди выбеленных стен собора в некоторых местах проглядываются старые коричневые кирпичи.

    В 1990 году Софийский собор в Киеве внесли в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Богатый и пышный, сверкающий золотыми куполами на солнце, выбивающийся среди буйной столичной зелени – воистину уникальный собор и сегодня остается таким, которому нет аналогов в мире.

    София – это не только архитектура, легенды и фрески, это еще и древний некрополь. Именно здесь был похоронен Ярослав Мудрый, его сын Всеволод и его семья. Мраморный саркофаг, где лежали останки Ярослава, сохранился до сих пор. А вот мощи киевского князя куда-то исчезли. Это заметили, когда вскрывали усыпальницу в 2009 году. До этого ее открывали еще трижды. Есть также еще одна гробница, которая уцелела до наших дней. Она пуста, но ее связывают с Владимиром Мономахом. Также здесь похоронены митрополиты.

    Кроме того, Софийский собор, древнейшая памятка, изображен на купюре номиналом в 2 гривны. Памятник Ярославу, который держит макет собора на своих ладонях, можно увидеть возле Золотых ворот в Киеве. Еще один, поменьше и малоизвестный – в закоулках Андреевского спуска, у подножия Андреевской церкви. В 1965 году «Нерушимую Софию» изобразили на почтовой марке. В 2011 году Нацбанк выпустил серебряную монету номиналом в 50 гривен в честь 1000-летия основания Софийского собора.

    Автор: Александра Горчинская
    Фото: Виталий Стельмах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *