Монастырь под волоколамском как называется
Перейти к содержимому

Монастырь под волоколамском как называется

  • автор:

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь под Волоколамском

Красивый и торжественный, сверкающий белыми стенами и золотыми куполами, мощный, как крепость, — Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь под Волоколамском считается одной из важнейших святынь Подмосковья. Сюда можно приехать как самим, так и с экскурсионной либо паломнической группой.

Монастырю уже 540 лет, он был основан преподобным Иосифом Волоцким, общественным и церковным деятелем, писателем, богословом, в 1479 году. Главный собор, Успенский, построен в 17 веке, украшен великолепными изразцами и расписан мастерами палехской школы. В Германовой башне монастыря когда-то хранилась одна из богатейших русских библиотек, книги переписывались иноками вручную.

Обитель связана с именами Ивана Грозного и Бориса Годунова, Малюты Скуратова и Василия Шуйского, Михаила Горбачева и Сергея Бондарчука.

При монастыре есть чайная, где продают вкусные молочные продукты и мед, и церковный магазин. Паломники могут переночевать в гостинице.

Адрес: Волоколамский р-н, с. Теряево

Координаты: 56.172094, 36.099257

Режим работы: 9:00-20:00 (летом), 10:00-16:00 (зимой)

Официальный сайт: iosif-vm.ru

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Иосифо-Волоцкий монастырь был основан 1 июня 1479 года. Основатель обители, преподобный Иосиф Волоцкий, родом из этих мест — из села Язвище (сейчас около него проходит Новорижское шоссе, не доезжая Волоколамска). Вместе с семью сподвижниками он построил здесь первую часовню и кельи.

Сначала все было деревянным, но уже в 1785 году появился первый каменный храм. Братия монастыря быстро выросла до 400 человек, обители покровительствовали знатные московские семьи. А она защищала подступы к столице: в начале 17 века поляки почти год осаждали хорошо укрепленный монастырь.

В монастыре собрали богатейшую библиотеку, рукописи из нее до сих пор исследуют историки и филологи.

Обитель всегда была близка власти — Москва совсем рядом. Сюда ссылали политических заключенных, в том числе высокопоставленных (как царь Василий Шуйский), а также впавших в немилость священнослужителей — в монастырской темнице сидел митрополит Московский Даниил, не по своей воле провел семь лет в этих стенах преподобный Максим Грек.

После революции и до 1981 года в монастыре располагался детский дом. Во время Великой Отечественной войны была разрушена 76-метровая колокольня. С 1981 по 1989 год здесь был историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1989 году обитель передали Русской Православной Церкви.

Интересные факты

  • Монастырские пруды — рукотворные, первый из них был вырыт еще в 15 веке. На берегах прудов живут птицы, занесенные в Красную книгу.
  • Самая высокая башня монастырской стены — Северная, или Кузнечная: 4 метра 41 сантиметр. А толщина стен 2 метра 48 сантиметров.
  • Интерьеры Успенского собора расписывали маслом мастера из Палеха в начале 20 века, до этого на стенах была роспись «в итальянской манере». Видимо, поэтому они выглядят такими нарядными, в них много золотой краски в сочетании с красным и синим цветом.
  • Изразцы в отделке Успенского собора и башен фотографируют все туристы. Что такое изразец? По сути, керамическая плитка для отделки стен и и печей, которая была очень популярна на Руси. Монастырские изразцы покрыты «муравой» — прозрачной зеленой глазурью.

Что посмотреть на территории монастыря

Богоявленская церковь


Древнейшая церковь в монастыре, построенная в 1504 году. Больше 500 лет назад!

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Пятиглавый собор в центре архитектурного ансамбля часто сравнивают с Успенским собором Московского Кремля. Сохранился резной иконостас 17-18 веков с золочеными рамами для каждой иконы, огромные красивые изразцы. Это третий собор: первый был деревянным, второй каменным, богато украшенным, с иконами кисти Андрея Рублева, а в конце 17 века возвели нынешний, еще больше, богаче и наряднее.

Монастырские стены

Прогуляйтесь вдоль монастырских стен с семью башнями, украшенными изумрудного цвета изразцами, которые так и хочется назвать крепостными — вид у них внушительный. И это не иллюзия, монастырь действительно выполнял роль крепости. И бойницы в стенах, стоящих с 17 века, — не случайность. Внутри стен есть проходы, куда можно добраться по лестницам внутри башен.

Какие святыни хранятся

  • Мощи преподобного Иосифа. Мощи обретены лишь в 2001 году — во время археологических раскопок на месте предполагаемого захоронения основателя обители. Нашли их 31 октября, этот день отмечается как один из монастырских праздников.
  • Вериги, которые Иосиф носил при жизни. Идентификацию святых мощей проводили специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ. Они же увидели вмятины на ключицах: это следы тяжелых металлических вериг, состоящих из цепей, крестов и пластин, которые монах носил под одеждой. Вес вериг 15 кг. Сейчас они хранятся в киоте у раки со святыми мощами.
  • Современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери. Подлинник иконы прислал в монастырь в 1572 году Малюта Скуратов, главный опричник Ивана Грозного. Рядом с Богоматерью на ней изображены святые митрополиты московские Петр и Иона. Чудесами икона прославилась с первых дней своего появления в монастыре. В 1954 году ее вывезли из обители и отреставрировали, сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Современный список был написан в 2007 году, его освящали в музее и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Иосифо-Волоцкого монастыря

Монастырь в культуре и искусстве

В монастыре под Волоколамском жил известный богослов — игумен Иосиф, автор книги «Просветитель», один из лучших толкователей библии и продолжатель церковной традиции. Благодаря ему слава о монастыре как центре просвещения привлекала сюда десятки лет мыслителей, богословов и почитателей словесности. Об этом говорит и тот факт, что в Германовой башне монастыря когда-то находилась одна из богатейших русских библиотек, книги переписывались иноками вручную. Здесь был заложен Музей библии.

Под крышей монастыря писал свои иконы Андрей Рублев. Богатая культурная традиция нашла отражение и в архитектуре Иосифо-Волоцкого монастыря. Туристы со всей страны приезжают сюда, чтобы посмотреть на знаменитые монастырские изразцы, покрытые «муравой» — прозрачной зеленой глазурью. Она так отличается от традиционной церковной своей глянцевостью и яркостью, что ни один турист не может удержаться от желания ее потрогать.

Величественными видами местных церквей любовались художники. У Арсения Андрюшина и Анны Ягужинской есть серия работ, посвященных Иосифо-Волоцкому монастырю в разное время года.

На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын Малюта Скуратов, а также представители известных дворянских фамилий – Шаховских, Голицыных, Муравьевых. Даже теща Пушкина, помещица Наталья Гончарова. Она много лет была прихожанкой местного храма.

«Отметилась» святыня и в большом кино. На территории монастыря режиссер Сергей Бондарчук снимал «Пожар Москвы» — одну из серий знаменитой киноэпопеи «Война и мир». Многие жители Волоколамского района участвовали в массовке и вспоминают, как в перерыве между съемками артисты играли с местными мальчишками в футбол. Особенно любил погонять мяч Вячеслав Тихонов, исполнитель роли Андрея Болконского.

Расписание служб

6:30 Начало Братского молебна у мощей преподобного Иосифа, монашеское правило и Божественная литургия
7:30 Монашеское правило, молебен и Божественная литургия (по субботам, воскресеньям и церковным праздникам)
17:00 Вечернее богослужение. По воскресеньям читается акафист преподобному Иосифу

Чайная открыта с понедельника по пятницу с 10:00 до 16:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 16:00.

Магазин работает с 10:00 до 17:00, без выходных.

Монастырская гостиница — с 8:00 до 22:00, без выходных.

Заказать экскурсии можно с 11:00 до 16:30. В воскресенье и в дни церковных праздников экскурсии проводятся после литургии, в 11:30-12:00. Однодневная экскурсия из Москвы с посещением монастыря стоит 1500-1900 рублей.

Экспертное мнение

Татьяна Бабурова, директор музея «Волоколамская земля»:

«Монастырь спасли дети»

— В советские годы монахи не жили в монастыре, здесь создали приют для детей, оставшихся без семьи. И вот представьте: ребята, вооружившись кистями и ведрами с краской, замазывали зеленой и голубой краской прекрасные росписи Иосифо-Волоцкой обители. Однако оказалось, что дети таким образом сохранили лики святых: они остались под слоем краски и дошли до наших дней.

В 1941 году немцы захватили монастырь и оторвали иконостас в храме: его вид поражал красотой любого. Ценность была бы потеряна, если не детдомовский мальчишка Вася Костиков. Его эвакуировали вместе со всеми, когда пришли немцы, но он сбежал, вернулся в родное Теряево и стал героем. Вася увидел у врагов ящик, в который они погрузили иконостас, и заменил его похожим ящиком, только с хламом.

Как добраться

Электричка

С Рижского направления до станции Чисмена или Волоколамск. В пути около двух часов. Далее на автобусе до села Теряева 45-55 минут

Рейс «Москва — Волоколамск», отправление от станции метро «Тушинская». В пути около двух часов. Далее на автобусе до села Теряева 45-55 минут

Из Москвы по Новорижскому шоссе, на 98-м километре сверните направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На перекрестке поверните налево, затем 2,3 км до перекрестка в Теряево. На этом перекрестке поворот направо и еще около 1 км до монастыря. На Новорижском шоссе и перекрестках есть указатели «Иосифо-Волоцкий монастырь». Время в пути зависит от пробок, в идеале чуть больше полутора часов

Иосифо-Волоцкий монастырь

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь — это одна из важнейших святынь Московской области, расположенная под Волоколамском. Белокаменный монастырский комплекс впечатляет посетителей мощью, красотой и сверкающими золотыми куполами. Интерес также вызывает возраст обители, составляющий больше 540 лет. Монастырь носит имя основателя Иосифа Волоцкого, известного богослова, почитаемого в лике преподобных.

291 1 0 11 мин. на чтение

Характеристики Иосифо-Волоцкого монастыря

Названия: Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 56.172457 северной широты, 36.099101 восточной долготы

Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Теряево

Ближайшие города: Волоколамск, Москва

Дата основания: 1479 год

Основатель: Иосиф Волоцкий

Конфессия: православие

Тип: мужской

Состояние: действующий

Местное время:
Погода: 6 °C небольшая облачность Ощущается как: 4 °C
Давление: 762 мм рт.ст. Влажность: 70% Ветер: 1.9 м/c

История Иосифо-Волоцкого монастыря

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1479 году. Именно тогда преподобный Иосиф Волоцкий начал работы по возведению монастыря, который посвятил Успению Божьей Матери. В качестве мецената выступал князь Борис Васильевич Волоцкий, время правления которого датируется 1462—1494 годами. На момент начала строительства будущий монастырь считался частью Новгородской епархии. После смерти князя к власти пришёл его сын Фёдор Борисович.

Монастырь ещё не был достроен, но возникли проблемы — правящий князь конфликтовал с Иосифом Волоцким. Основатель обители пытался переоформить своё детище под покровительство Московской епархии и выйти из-под влияния князя Фёдора Борисовича. Но даже обращения к государю всея Руси Василию Ивановичу не помогли, поскольку и тогдашний новгородский епископ был против подобного действия.

Однако строительство понемногу продолжалось, первым строением был каменный собор, возведённый по правилам традиционного русского зодчества. До настоящего времени строение не сохранилось, сейчас на его месте расположен новый храм Успения Божией Матери, выполненный в стиле московского барокко.

Строение отличалось монументальной вычурностью и уникальной росписью, которую наносил известный в те времена живописец Дионисий. Через несколько лет после обустройства церкви построили восьмигранную колокольню, Смоленский храм Одигитрии. В течение 1543—1552 годов монастырь возглавлял игумен Гурий. В течение 9 лет он занимался расширением обители и увеличением числа послушников.

Особую значимость монастырь приобрёл в XVI веке. В его стенах заключали еретиков и предположительных врагов государства, богослужения посещали представители знати и крестьяне из окрестных поселений. Как правило, узниками обители являлись представители старообрядчества, писатели, духовные деятели, политики. Количество монастырской братии достигло 400 человек, монастырь укрепили высокими каменными стенами.

XVIII стал сложным периодом для русского монашества, соответственно, пострадал и Иосифо-Волоцкий монастырь. Ещё со времён правления Петра I в России действовали антимонастырские законы, ограничивавшие право владения земельными ресурсами для церковных учреждений. Проблемы усугубились секуляризацией земель, которые принадлежали церкви, — такую политику проводила Екатерина II в 1764 году.

В результате количество монахов резко сократилось, а сама обитель приходила в упадок. В течение нескольких лет количество братии уменьшилось до 20 человек, обитель находилось в плачевном состоянии. В середине XIX века монастырь начал оживать благодаря Церкви архиереев, в состав которой вошли пять постриженников Иосифо-Волоцкой обители. Появился приют, увеличилось финансирование.

Монастырь после 1917 года

С приходом Советской власти былая слава мужского монастыря померкла. Важную и, в то же время, негативную роль сыграла любовь царской семьи к древней мужской обители. В 1918 году у монахов отобрали здания, подворья. В течение четырёх последующих лет кельи покинули оставшиеся постриженники. Последний игумен монастыря Нил Тютюкин, заставший приход большевиков, продолжал молиться, не отказывался от сана, из-за чего был расстрелян в 1937 году.

Монастырь перестал выполнять основную функцию. В течение нескольких десятилетий после 1917 года в его стенах располагался детский дом, госпиталь во время ВОВ и другие советские учреждения. О реставрации и обновлении построек вопрос не поднимался. Поэтому строения медленно разрушались, большая часть реликвий бесследно исчезла либо была уничтожена.

В 1970 году правительство разрешило проведение реставрации полуразрушенных зданий. Слишком маленькое финансирование тормозило процесс восстановления монастырского комплекса. Сказывалось и отсутствие грамотных реставраторов — например, попытка перестроить здание трапезной в стиле XVI века закончилась неудачей, стены разрушились ещё больше.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Архитектура Иосифо-Волоцкого монастыря

Мужской Иосифо-Волоцкий монастырь по праву входит в число известных архитектурных ансамблей XV—XVII веков и демонстрирует высокое мастерство русских зодчих. Обитель расположена на пересечении двух рек — Сестры и Спировки, в 25 км от города Волоколамска. Находящиеся рядом села Язвище и Спирово являются родиной предков Иосифа Волоцкого. На момент основания монастыря местность была покрыта хвойным лесом.

Существует легенда, что место выбрали не случайно. Якобы неведомые силы расчистили для Иосифа лес и осушили болотистые равнины. Преподобный принял к сведению произошедшее знамение и начал строительство именно на данной территории. Первым объектом архитектурного комплекса была деревянная келья, расположенная в глубине леса рядом с родником. Позднее на её месте возвели Успенский собор из камня.

Первые постройки были возведены при жизни Иосифа Волоцкого и выполнялись из дерева. Ограда, церкви, подсобные помещения — всё строилось из дерева. Впоследствии началась перестройка монастыря, первой из камня сделали ограду. Иосифовский пруд также был создан при Иосифе. Период правления игумена Гурия ознаменовался появлением второго, Гурьевского пруда.

Сведения о создании Подстенного водоёма не сохранились. Четвёртый пруд, названный Митрополичьим, появился последним, в конце XVIII века. С 1543 года вокруг монастыря строилась каменная крепостная ограда. Проект состоял из девяти башенных сооружений, которые делали монастырь полноценной оборонительной крепостью.

Начало XVII века ознаменовалось польско-литовской интервенцией — крепостные постройки выдержали осаду, но частично разрушились. Соответственно, ограда, башни и часть внутренних построек восстанавливались заново в более укреплённом виде. Внутренняя часть монастырского подворья содержит настоятельские покои. Это двухэтажное строение, расположенное рядом с входными воротами. Там же находится каменное здание казначейства.

Если двигаться вглубь от входной группы, можно рассмотреть каменную просфорню, которая выполнена в строгих традициях русского зодчества без архитектурных излишеств. Также на территории расположены братские каменные бани со своим небольшим прудом, хозяйственные помещения с кузницей и отдельный большой корпус. В двухэтажной постройке из камня обустраивались отдельные кельи, в которых жили иеромонахи и иеродиаконы.

Собор Успения Богородицы

Главное храмовое сооружение строили трижды. Первым строением была небольшая деревянная церковь, которую заложил лично Иосиф Волоцкий в 1479 году. Через 5 лет на её месте начали строить каменный храм. В 1486 году белокаменный Успенский собор был освящён, внутри начали проводить церковные службы. Внутренние росписи стен и алтаря выполнял известный художник Дионисий.

Живописец привлёк к работе над росписью своих детей и монастырских иноков. Храм имел пять глав, которые венчали массивные деревянные кресты. Вся внутренняя часть собора была отделана железными конструкциями. Интерьерная часть храма отличалась богатством и монументальностью. Церковные сцены кисти Дионисия были дополнены иконостасом с иконами, отделанными окладами с драгоценностями.

В 1688 году каменный Успенский храм разобрали ещё раз. Вместо прежнего обветшавшего строения началось возведение более масштабного собора, работами руководил дьяк Захарий Богдан Силин. Строительство завершилось к 1692 году, внутренняя и внешняя отделка продолжалась последующие 4 года. Освящение храма осуществили в 1696 году. Строение получилось величественным и масштабным.

Архитектурная особенность Успенского собора заключается в монолитной цельности здания, основой которого выступает подклет из белого камня. Храм имеет четыре столпа и пять глав, три стороны здания окружены массивной аркадой и папертью. Ещё одна особенность — обилие изразцов, которыми украшены все строения на территории монастыря. Величественными украшениями собора являются карнизы, полуколонны и рельефные тимпаны.

Снаружи и внутри собора чётко прослеживается вертикальная направляющая — зодчие стремились создать иллюзию очень высокого здания. Также выделяются большие окна, строгость форм, отсутствие излишеств и симметрия во всех элементах постройки. Данная особенность характерна для русской архитектуры XVII века, как и изразцы, подчёркивающие горизонтальные линии стен собора и визуально разделяющие фасадную часть на ярусы.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Реликвии Иосифо-Волоцкого монастыря

Из древних святынь до настоящего времени у монастырских служителей получилось сохранить вериги преподобного Иосифа Волоцкого. Богослов всю жизнь носил их на своём теле. Сейчас реликвия расположена возле раки с его мощами. Вериги были обнаружены во время подготовки Иосифа к погребению. Ещё одна святыня обители — Волоколамская икона Божьей Матери, находящаяся здесь с 1532 года.

До 2001 года мощи Иосифа находились под спудом, были оттуда извлечены и перемещены в монастырь. Сегодня каждое воскресенье паломники, посетители, монахи и другие посетители обители могут приложиться к мощам и получить желаемое благословение после чтения акафиста. Мощи открытые, их можно просто увидеть при посещении воскресной службы внутри Успенского монастырского храма.

Отдельного внимания заслуживает таинственная могила Малюты Скуратова, которую до сих пор не обнаружили. Ходят легенды, что он похоронен именно в монастыре. Григорий Скуратов-Бельский возглавлял опричников Ивана Грозного, погиб в 1573 году. По свидетельствам тогдашних очевидцев, его похоронили где-то на территории обители. Могила до сих пор не найдена, но есть надгробие, гласящее о захоронении.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Иосифо-Волоцкий монастырь сегодня

Сейчас в монастыре проживают немногим больше 15 человек. Монастырь мужской, является ставропигиальным. Территория облагорожена, большая часть соборов, башен и сопутствующих построек восстановлена в максимальном сходстве с первоначальным видом. Монастырь доступен для паломников, желающих помолиться у мощей Иосифа Волоцкого и стремящихся окунуться в древнюю историю обители.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Режим работы Иосифо-Волоцкого монастыря

Обитель работает ежедневно с 6.30 до 22.00, находится в селе Теряево Волоколамского городского округа Московской области. Добраться можно разными способами. Автобусный рейс «Москва — Волоколамск» отправляется от станции метро «Тушинская», выходить нужно в посёлке Теряево. На автомобиле путь пролегает по Новорижскому шоссе, на электропоезде необходимо ехать до одной из станций — «Волоколамск» или «Чисмена».

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь вблизи Волока Ламского (ныне – город Волоколамск Московской области) основан великим русским святым преподобным Иосифом Волоцким в 1479 г. Преподобный Иосиф (1439-1515), будучи человеком неравнодушным к проблемам и трудностям мира, был твёрдо убеждён, что монастыри должны быть центрами просвещения и благотворительности. Монастырь помогал окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержал богадельню и приют для сирот.

При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси. Здесь собирались и переписывались книги, библиотека монастыря не знала себе равных.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в. в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».

Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.

В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).

В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.

В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.). Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г. праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий. Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека. В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев. Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках. В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.

Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами. Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений. Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.

Наместник

Архимандрит Сергий (Воронков)

Святые и подвижники благочестия

21 Января / 3 Февраля, 21 Июня / 4 Июля
5 / 18 Июля, 25 Сентября / 8 Октября
20 Июня / 3 Июля, 5 / 18 Декабря
7 / 20 Марта
9 / 22 Сентября, 18 / 31 Октября
В вос­кре­се­нье пе­ред 26 ав­гу­ста
23 Июня / 6 Июля, 25 Сентября / 8 Октября, 6 / 19 Ноября

Праздники и чтимые даты

15 / 28 Августа
21 Января / 3 Февраля
9 / 22 Сентября
3 / 16 Марта
Неделя Всех Святых
18 / 31 Октября
21 Июня / 4 Июля
17 / 30 Июня
24 Августа / 6 Сентября
5 / 18 июля
25 Сентября / 8 Октября

Святыни и святые источники

5 / 18 Февраля
3 / 16 Марта

Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла

В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда. Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником. Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада. Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Памятник панфиловцам, Иосифо-Волоцкий монастырь и старинные усадьбы Волоколамска

Памятник панфиловцам, Иосифо-Волоцкий монастырь и старинные усадьбы Волоколамска

Волоколамский район богат старинными усадьбами, роскошными дикими лесами и одичалыми парками; здесь много мест, славных военной историей. Особенно хорошо видна округа с мостика над лестницей, тут лучшее фотоместо центра Волоколамска.

Неожиданный кремль

Если о Коломенском, Дмитровском, Можайском и других кремлях Подмосковья известно много, то Волоколамский кремль знают меньше, хотя он сохранился лучше других. Он расположен в центре города и виден издалека – величественные храмы за краснокирпичной оградой манят прогуляться по окружающему кремль валу и наделать роскошных фото. Отсюда Волоколамск виден, как на ладони. Фронтальная часть кремля – красный Никольский собор, в котором находится музей, закрытый для посещения Воскресенский собор и колокольня; все это – за живописной оградой. А какие тут кованые двери, куда уж современным системам безопасности! Все уголки кремля доступны, можно гулять, дышать полной грудью и наслаждаться историческими пейзажами. За кремлем находится отель «Николь».

Волоколамский кремль

В кремле расположен не только краеведческий музей (он интересно вписан в пространство церкви), но и картинная галерея с работами местных авторов.

Есть экскурсии как по музею, так и по кремлю. За 200 рублей можно подняться на колокольню и сделать еще больше снимков. Квест-поход в местный исторический туалет поможет составить представления о быте горожан Волоколамска времен нашествия Наполеона.

Волоколамский историко-археологический музей

Многоярусная колокольня кремля высотой 52 метра напоминает знаменитого «Ивана Великого» в московском Кремле. Параллель становится еще очевиднее, если учесть, что упоминания о Волоколамске (Волоке на Ламе) в исторических документах датируются 1135 годом – на 12 лет раньше, чем о Москве.

Волоколамские земли уникальны еще и тем, что в XI веке здесь сошлись три славянских племени – кривичи, вятичи и словене. Позади кремля находится романтический старинный пруд и самая настоящая действующая тюрьма.

История СИЗО-50/2 города Волоколамска уходит в 1813-15 годы, когда архитектор Татаринов воздвиг здесь Присутственные места. В их камерах содержались от 25 до 35 местных жителей, осужденных за воровство и конокрадство. В военное время в здании тюрьмы работало три военных трибунала. В годы застоя тут отбывал срок поэт Игорь Губерман.

Великолепный монастырь

Иосифо-Волоцкий монастырь в местечке Теряево является одним из наиболее известных объектов волоколамских земель – и одним из самых красивых монастырей Подмосковья. До него от города – не больше 20 минут по хорошей дороге. Тут можно гулять часами, впитывая благодать и любуясь на красоту старинных стен с остроконечными башенками и зеленоватыми бликами изразцов, на величественные старинные церкви. В Успенском соборе изумительная акустика, создающая полную иллюзию звукоусиления. На территории монастыря действует единственный не только в Московской области, но и в России Музей Библии.

Иосифо-Волоцкий монастырь

На территории монастыря сохранились останки разрушенной в войну колокольни с храмом Смоленской Одигитрии. Трудно поверить, что на таком небольшом основании возвышалась башня, с которой можно было увидеть Москву.

В Иосифо-Волоцком монастыре находились в заточении первый русский интеллигент Максим Грек и царь Василий IV Иоаннович (Василий Иванович Шуйский). Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года – французы.

После закрытия монастыря в советское время на его территории расположился детский дом, а иконостас с древними иконами был загорожен киноэкраном. После войны эвакуированный детдом вернулся в монастырские стены и находился тут еще много лет.

В монастыре привечают паломников, поят чаем и кормят вкуснейшими пирожками. Если голод ощущается сильнее, можно поехать перекусить в кафе или ресторан Волоколамска – и исследовать район дальше.

Изразцы – уникальные детали подмосковных монастырей. Рельефные изразцы называются ценинными, покрытые прозрачной зеленой глазурью – муравлеными. Изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря уникально, оно было закуплено в московской мастерской Степана Иванова Полубеса и сохранено даже в жестокие годы войны. Теперь красотой можно любоваться без ограничений. Кстати, изразцовый иконостас есть в Ново-Иерусалимском монастыре Истры.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Стариные усадьбы и крутой советский индастриал

Неподалеку от монастыря, в старинном местечке Ярополец, есть много интересного. Уникальный сельский музей с барельефами партийных вождей, сюрреалистическая парная скульптура Ленина и Крупской — это стоит видеть. Как и расположенные по соседству некогда великолепные усадьбы Гончаровых и Чернышевых, по которым можно погулять неспешно, впитывая атмосферу веков. Когда-то тут фланировала теща Пушкина, а поэт наведывался к ней за книгами.

Нынче «русский Версаль» лежит в живописных руинах, шикарный террасный вязовый парк пребывает в запустении, но даже это запустение величественно и прекрасно. Также в Яропольце находится другой примечательный объект прошлого – но уже советского.

Ярополецкий музей

Ярополецкая ГЭС была воздвигнута на базе мельницы усадьбы Чернышевых силами местных крестьян, а в 1919 году на ее открытие наведались Ленин с супругой. ГЭС не работает с 1980-го, но тут до сих пор есть что посмотреть, а в запрудах есть, кого половить: среди местных жителей ходят легенды о карасях, вступающих в нешуточное единоборство с рыбаками. Для любителей индустриальной эстетики и ностальгии — место, рекомендованное к посещению.

Ярополецкая ГЭС

Эпичный монумент панфиловцам

Он находится в деревне Дубосеково. После выхода фильма о подвиге 28-ми панфиловцев интерес к этому объекту снова вырос – впрочем, с 1975 года у монумента наверняка побывало большинство московских и подмосковных школьников. Десятиметровые титаны с суровыми лицами воистину впечатляют: только так и можно было заслонить подступы к Москве. Скульптуры в стиле соцреализма дополнены потрясающим современным музеем с виртуальными активностями. Пожалуй, это лучшее место Подмосковья, чтобы рассказать школьникам о войне доступно, ярко, правдиво.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *