Почему агора считалась центром полюса
Перейти к содержимому

Почему агора считалась центром полюса

  • автор:

Афинская агора (Ancient Agora of Athens)

Афинская агора (Ancient Agora of Athens)

Афинская агора представляет собой музейный комплекс, основанный на месте бывшей городской площади Древних Афин, располагавшейся на пологом склоне к северо-западу от Акрополя.

Название «агора» происходит от греческого «собирать, созывать», что отражает главное назначение площади как основного места встреч в городе. Во времена расцвета Древних Афин Агора, размер которой составлял около 40 гектаров, была центром экономической, политической, общественной и религиозной жизни полиса.

В настоящее время Агора является значимым памятником древнегреческой архитектуры и популярной достопримечательностью Афин, границами которой служат торговые улицы района Монастираки. На территории Агоры находятся многочисленные руины главных храмов и зданий города, несколько наиболее сохранившихся построек — дорический храм Гефеста (известный как Гефестейон) и церковь Святых Апостолов Солакиса (византийская церковь, возведенная здесь в X веке), а также археологический музей, в котором можно ознакомиться с артефактами, найденными в ходе раскопок Агоры.

По отзывам бывавших здесь туристов, один из самых хороших периодов для посещения — это весна, когда Агору украшает множественная цветущая растительность, а температура воздуха не мешает длительному пребыванию на открытом воздухе. На территории достопримечательности можно не только погулять, осмотреть руины и постройки, но и понаблюдать за работой реставраторов.

Афинская агора (Ancient Agora of Athens)

История Агоры

По оценкам археологов, Агора как место поселения использовалась людьми уже около 3000-го года до н. э. Считается, что решение об основании на этом месте городской площади было принято в VI веке до н. э. во времена афинского правителя Солона.

Месторасположение Агоры в Афинах, как впрочем и площадей в других полисах Древней Греции, было выбрано недалеко от главного центра поклонения — Акрополя, величайшего архитектурно-храмового комплекса, возвышающегося над всем городом. Естественными границами площади стали холм Ареса (Ареопаг) на юге, река Эридан на севере и холм Колон Агорский (или Агореос Колонос) на западе.

В 520 годах до н. э. на площади появились первые здания городского значения — Юго-восточный фонтан и Алтарь двенадцати богов. После утверждения в Афинах демократии важность общественной жизни стала возрастать, а с ней усиливаться и роль городской площади, что, соответственно, ускорило темпы ее строительства. В 508–507 годах до н. э. на Агоре появились Старый булевтерий и Стоя Аттала (она же Царская).

В течение последующих нескольких веков Афинская агора переживала подъемы и упадки вместе с полисом, не раз разрушалась (в ходе греко-персидской войны 480–479 годо в. до н. э. и после взятия Афин Суллой в 86 году до н. э.), но каждый раз восстанавливалась и отстраивалась вновь. За эти годы здесь появилось множество новых зданий: Пестрая стоя, Толос, Новый булевтерий, Стоя Зевса Освободителя, Южная стоя I и II, Средняя стоя, Монетный двор, храм Гефеста, храм Аполлона Патрооса, Одеон Агриппы и некоторые другие. На Агору были перенесены Юго-западный и Юго-восточный храмы, в которых поклонялись семье императора, а также храм Ареса.

В 267 году Афины, а вместе с ними и Агора, были разрушены герулами, после чего по восточной границе площади была построена оборонительная стена, фактически исключавшая ее из официального центра города. В IV–VI веках, во время последнего расцвета Афин, площадь вновь стала местом сосредоточения важных городских построек. Однако вскоре, в 580-х годах, Афины подверглись нападению южных славян, в ходе которого Агора в очередной раз превратилась в руины, пустовавшие несколько последующих столетий.

В X веке Агора стала обычным жилым кварталом. В 1834 году после становления Афин столицей Королевства Греции территория Агоры была включена в новый план строительства города.

В 1857 году здесь начались первые раскопки. В течение последующих лет они велись Афинским археологическим обществом (в 1857–1912 годах), Германским археологическим институтом (в 1896–1897 годах), Американской школой классических исследований в Афинах (с 1931 года по настоящее время).

Некоторые из построек Афинской агоры, сохранившиеся лучше всего, были отреставрированы и восстановлены и в настоящее время доступны для осмотра посетителями. В их числе: Стоя Атилла (ныне — Музей Агоры), Церковь Святых Апостолов (построенная около 1000-го года), Гефестейон.

Афинская агора (Ancient Agora of Athens)

Структура Афинской агоры

Историки дают следующее описание Афинской Агоры: по диагонали ее пересекала широкая (около 12–20 метров) улица — Панафинейская, получившая свое название по проходящему на ней торжественному шествию в честь покровительницы города, богини Афины. Для удобства наблюдения жителями за ходом процессии во время празднеств, рядом с улицей были размещены колоннады и здания с выступами и ступеньками, на которых можно было разместиться.

Между северной и центральной частью Агоры находился Алтарь 12-ти богов (одна из наиболее ранних построек площади), считавшийся центром полиса, его нулевым километром. На самой северной окраине площади были обнаружены руины Пестрой или Расписной стои, получившей название из-за некогда украшавших ее красивых панелей, изображавших военные победы афинян.

Большинство самых важных зданий располагалось в западной части площади — у подножия Колона Агорского. Среди них:

  • Булефтерион — место для встреч буле (совета пятисот);
  • Толос — куполообразное здание, в котором заседали 50 пританеев (представителей буле);
  • Метроон — здание, посвященное матери богов и служившее хранилищем афинского архива;
  • Монумент эпонимов — длинный постамент для 10 бронзовых статуй героев-эпонимов афинских фил;
  • Храм Аполлона Патрооса (в настоящее время имеются лишь его остатки);
  • Храм Зевса Фратриоса и Афины Фратрии, отличавшийся совсем небольшими размерами — 5 м на 3,5 м;
  • Царский портик (он же Стоя Басилевска или Царская стоя) — резиденция басилевса, архонта Афин, ответственного за религиозные и законодательные вопросы;
  • Стоя Зевса Элефтерия — галерея, посвященная Зевсу как богу — защитнику свободы и независимости, вмещавшая художественные композиции, решения народного собрания, а также щиты граждан, погибших за свободу Афин.

На холме, за западными постройками, возвышался храм Гефеста, покровителя кузнечного дела, и Афины Эргани, покровительницы керамики и ремесел, сооруженный в 460–420 годах до н. э.

Афинская агора (Ancient Agora of Athens)

В южной части Агоры находились:

  • Юго-западный и Юго-восточный фонтаны;
  • Эакион — храм бога Эака, сына Зевса и Эгины, известного своим справедливым судом;
  • Южная стоя I, Южная стоя II и Средняя стоя — места, где сосредотачивалась коммерческая деятельность;
  • Монетный двор — большое прямоугольное здание, от которого до наших дней сохранился лишь фундамент.

С каждой стороны площади около входа на нее были установлены мраморные столбы с надписью «Я есть граница Агоры», датируемые началом V века до н. э. За столбами с юго-западной стороны Агоры располагалась долина с мастерскими и жилыми домами, так называемая «ремесленная область».

Около 15 года до н. э. в пустовавшей центральной части Агоры был построен большой двухэтажный одеон (концертный зал), получивший название в честь спонсора его строительства — полководца Марка Випсания Агриппа.

Афинская агора (Ancient Agora of Athens)

Значение

Агора в Древних Афинах была не просто площадью, она играла важную роль в жизни полиса и исполняла несколько функций.

Коммерческий центр. Агора была главным местом в Афинах, где осуществлялась торговля и банковские операции. За порядком и честностью осуществляемых на площади сделок следили смотрители рынков, представители рыночной полиции, метрономы и другие чиновники.

Административный центр. На Агоре находились здания, где размещались органы городской власти. Здесь велась активная общественная жизнь согласно принципам греческой демократии, обсуждались и принимались законы, основные из которых даже были высечены в камне на постройках напротив Стои Атилла;

Место поклонения. По важности в качестве места святилищ, храмов и алтарей Агора в Древних Афинах уступала лишь Акрополю. Богом-покровителем Агоры был Зевс (вдохновляющий ораторов, дарующий им уверенность и харизму), которому здесь посвятили алтарь, храм и стою. Одним из самых известных храмов этого места был храм Гефеста, Бога кузнечного мастерства и огня, покровителя искусства и ремесел. Также на площади размещались: храм Аполлона, алтарь Двенадцати богов, стоя Гермеса, стоя Аттала и многие другие сооружения и статуи.

Культурный центр. Площадь служила местом проведения различных мероприятий — с этой целью здесь был построен Одеон со зрительным залом на 1000 мест. Кроме того, в юго-восточной части Агоры находилась Библиотека Пантена, где граждане могли ознакомиться с текстом множества рукописей из папируса и пергамента.

Афинская агора (Ancient Agora of Athens)

Часы работы музея и цены

Музейный комплекс Ancient Agora of Athens в зимний сезон (ноябрь—март) открыт ежедневно с 08:30 до 15:30, за исключением вторника, когда его рабочий день начинается с 10:00. Зайти в музей можно до 15:15. В летний сезон часы работы увеличиваются — комплекс открыт ежедневно с 08:00 до 19:00.

Агора закрыта для посещения в праздничные дни в Греции: 1 января, 25 марта, 1 мая, в Пасху, 25 и 26 декабря.

Вход в музейный комплекс платный, цена полного билета составляет 10 евро, льготного — 5 евро. Билет дает право на посещение всего музейного комплекса Древняя Агора, который включает в себя Археологический музей Афинской агоры и сохранившиеся памятники греческой архитектуры.

Есть возможность посетить Агору по единому билету (special ticket package), распространяющемуся на вход в 11 музеев: Афинский Акрополь, Древняя Афинская агора, Музей Древней Агоры, Археологический музей Керамика, Археологические раскопки Ликеон, Библиотека Адриана, Керамик, Храм Зевса Олимпийского, Римская Агора, Северный склон Акрополя, Южный склон Акрополя. Стоимость единого билета составляет 30 евро (15 евро для родителей или учителей, сопровождающих школьников), действует он в течение 5 дней.

Стоит также отметить, что в Греции существует ряд праздничных дат, в которые можно посетить музейный комплекс совершенно бесплатно, это: 6 марта, 18 апреля, 18 мая, 5 июня и в последние выходные сентября. Кроме того, вход на Агору свободный в каждое первое воскресенье месяца в период низкого туристического сезона — с 1 ноября по 31 марта.

Экскурсии от Спутника

Экскурсии от Tripster

Как добраться до Агоры в Афинах

Площадь располагается в 700 метрах к северо-западу от Акрополя и в 1,5 километрах к западу от центральной площади Афин — площади Синтагма (в переводе с греческого — Конституции). Центральный вход на территорию археологической зоны находится со стороны улицы Адриану (Adrianou).

Из общественного транспорта рядом (в пределах 300 метров) имеются:

  • 2 станции метро — «Монастираки» (греч. ΜΟΝΑΣΤΗΡΑΚΙ, англ. Monastiraki) и «Тисио» / «Фисион» (греч. ΘΗΣΕΙΟΥ, англ. Thission) — ветки М1 и М3;
  • остановка «Площадь Монастираки»: автобусы № 025, 026, 027, 035, 227, 500.

Также добраться до Афинской агоры можно на арендованном автомобиле. На территории музея есть собственная парковка.

Координаты Агоры: 37.974685, 23.722424.

Если же хотите доехать до достопримечательности наиболее удобно и быстро, можно воспользоваться услугами такси. Заказать машину можно через одно из мобильных приложений, например, Uber, Star Taxi, TaxiAthens.

Видео о Древней Агоре в Афинах

Афинская агора

Афинская Агора́ — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 5 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Греческое слово агора́ (др.-греч. ἀγορά ) происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах Агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь — монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская Агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали её с юга и запада. Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н. э. [1] По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Храмы, алтари и боги-покровители

Все было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища. Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремесел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом. Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалеку храм Матери богов был окружен множеством памятников героям. Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм — храмом Аполлона Отца. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах. На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов. В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы. Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деяния 17:15-21) Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов. Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приемов, особенное оживление вносят три разные вида капителей — дорические, ионические и египетские. [2]

Административный центр

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе хранились эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон горы. Здесь члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания. Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Коммерческий центр

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V—IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре так же расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты. [3] Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана. Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими.

Место в культурной жизни

Для культурных мероприятий был сооружён Концертный зал. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1 000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известный в древнем мире. Для любознательных граждан была устроена Библиотека Панеция. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора — приятного места для прогулок, чтения и размышления.

Агора сегодня

То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро Фисион или Тезейон. В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного базара. Само место ассоциируется с магазинами и минимаркетами. Сегодня Агора стала так же излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Тёмные века, Архаическая эпоха, Афины и Спарта

Бронзовый коллапс (1205 до н. э. — 1150 до н. э.). Происходило масштабное исчезновение цивилизаций. Извержения вулканов, голод, землетрясения, засуха и войны. Утрата многих производственных и культурных традиций, в том числе письменности (линейное письмо Б было забыто, греки остаются без письменности около четырёх столетий), разрушением всех крупных государств и многих городов того времени.

Катастрофа бронзового века

После этого шли тяжелые 1000-750 гг. до н.э. — Холод и волки. Упадок городов. Мало людей.

Почему ветхий завет такой жестокий? Да, потому что он является прямым отражением бронзового коллапса.

Аркадий Романов

Древняя Греция, та которую мы привыкли видеть, начинается как раз с миграции Дорийцев.

К VIII веку дорийцы смягчаются и греческая культура начинает восстанавливаться, появляется письменность.

С VII века до н.э. формируется греческая общность различных племен и городов Эллады, объединенных единой культурой. Сами греки себя называли Эллины. “Греки” — это их название на латинском. “Эллада” — по латински Греция.

Греки всегда были рядом с морем, поэтому оно и всё, что с ним связано является неотъемлемой частью их культуры.

Ещё такие же особенности с самоназваниями:

  • Греки называли Африку Ливией. А вот римляне Африкой — так мы её и называем.
  • Римляне воевали с галлами (в переводе петух, из-за их характерного шлема) — сами галлы называли себя кельтами.

Древние Греки никогда не жили как единое государство. Их связывала только единая культура.

Отцы поэзии, свидетели “Тёмных веков” — Гомер и Гесиод.

Ахилл, Гектор, Аякс, Одиссей, Агамемнон — стали путеводными образами для каждого эллина.

Плодородная земля занимает 20% территории. Растёт только ячмень, олива, виноград. Основные занятия: рыболовство, охота, торговля, пиратство. Тем не менее греки занимались и земледелием (оливки играли важную роль), и скотоводством. Научились делать оружие из железа. В XI-VII веке создают собственный алфавит на основе финикийского, только у греков есть гласные звуки.

Архаическая эпоха

В VIII-VI веке в Греции насчитывалось несколько сотен полисов. Полисы в большинстве своём были маленькими, их можно было пройти за один день, все жители друг друга знали. Каждый полис чеканил свою монету с названием города и некоторым изображением. Граждане полиса имели земельный надел, имели право голоса по важным вопросам полиса и в случае войны должны были защищать свою родину. Если ты продавал свой надел за долги, ты терял гражданство.

В Древней Греции было рабство, но оно отличалось от того, которое мы привыкли видеть. Здесь рабы были и членами семьи, и инструментом. В основном они были соседями своих хозяинов. В какой-то момент вторые победили их на поле битвы и те, как пленные и оставленные в живых были должны своему победителю. Несколько лет они работали на него, а потом им даровали свободу, но они могли и остаться.

В это время проходила “Великая колонизация” греков. Они расселялись во все стороны в больших количествах — южная Италия, Крым, черноморское побережье, Египет. Связано это было с разными причинами — одной из которых называют избыток сырья, позволявший мыслить прогрессивно. Также повлияло на колонизацию: численность населения, нехватка земли, необходимость в новых торговых отношениях, поиск нового сырья, колонизация для некоторых была возможностью выбраться из долговой кабалы и начать новую жизнь.

На северном побережье черного моря из разных колоний образовалось Боспорское Царство (V век до н.э.) со столицей Пантикапей. Оно активно поставляло хлеб в Афины.

Полисная система — города-государства. Население росло, в какой-то момент, уже сложно было прокормить всех, поэтому началась колонизация. И именно колонии поставляли продовольствия полисам.

Агора — центр полиса, место торговли и жарких споров.

Аркадия — историческая область в центре Пелопонесса.

Аргонавты — в древнегреческой мифологии участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго». Они должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана. (Спойлер) В итоге нашли его и вернулись в Грецию.

Метрополия — материнский город. Все остальные по отношению к нему колонии, которые поддерживают его. К примеру, Киев, когда-то был метрополией по отношению к другим городам Древней Руси.

Гоплит — древнегреческий тяжеловооружённый пеший воин ближнего боя.

Люмпен — здесь. — социальная прослойка неимущих и не желающих трудиться граждан. По Марксу, — деклассифицированные социальные элементы, исключенные из общества.

Талант (валюта) — равнялся 26 кг серебра.

Афины и Спарта

Спарта (Лакедемон — отсюда буква Л на щитах) — самый воинственный полис Греции. Государство, которое всем смыслом своего существования считало войну.

Мессенская война, 730-710 гг. до н.э. Порабощение целого народа на Пелопоннесе и превращение их в илотов. Илоты обеспечивали спартанский народ всем необходимым, а сами спартанцы занимались исключительно военным делом.

Законы Ликурга IX-VIII в. до н.э. — первые спартанские законы:

  • Мужчины воюют (спартанец имел право только воевать, ничем другим ему заниматься нельзя).
  • Илоты работают.
  • Периэки (средний класс между илотами и спартанцами) свободны.
  • Женщины на спорте.
  • Олигархия правит (власть у маленького кол-ва людей — НО был совет старейшин и эрфуртский суд, который мог выдвинуть импичмент против царя). В Спарте было два царя-полководца.

Ликург дал устные законы. Взял обещание у Спартанцев им следовать. Сам уехал в Дельфы, там морил себя голодом и умер. Велел сжечь его тело и развеять пепел. Он так никогда и не вернулся в Спарту, чтобы никто не смог нарушить обещания, чтить его законы.

В детстве девочек тоже обучали постоять за себя, их заставляли заниматься спортом. Женщины имели право голоса, получали образование, наследовали землю — в то же самое время в демократических Афинах подобное считалось дурным тоном.

Агогэ — система воспитания мальчиков в Спарте. Помимо того, что слабых сразу “отсеивали”, с самого детства дети подвергались испытаниям. В 7 лет мальчиков забирали из семей и отправляли в агелы (военные лагеря). Кто не справлялся, тот погибал. Одежду им разрешалось носить только с 12 лет. В 20 лет они вступали в спартанскую армию, где служили до преклонного возраста.

Спартанцы славились своей краткостью изречений. Они говорили кратко, но при это содержательно. Их речь была “лаконичной”, такое название дано в честь области (Лакония), в которой расположена Спарта. Одним из известных лаконизмов спартанцев является ответ Филлипу II:

Однажды, царь Македонии Филипп II отправил письмо спартанцам, которое гласило:

«Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город!»

Спартанцы прислали ответ:

«Если».

Детей заставляли воровать, причем вынуждали, так как недокармливали. При этом, очень жестоко наказывали, если обнаруживали за воровством — таким образом, ребенок с детства учился быть ловким и хитрым. Их учили на подобных историях:

Спартанская история о лисенке. Мальчика застукали с лисенком под туникой. И когда его спросили, что у тебя там. Он ответил с каменным лицом: ничего. В это время, лисенок проделывал путь в его живот. Когда взрослые ушли. Мальчик упал и умер. Мораль — стой всегда до конца.

Путь посвящения в совершеннолетие (обряд инициации). Нужно пойти в деревню к илотам и убить одного наиболее сильного, и принести его голову.

Спартанцы всегда пили сильно разбавленное вино. Считалось, что пить чистое вино — это учесть челяди, илотов. У них даже был такой ритуал, дать илоту сильно напиться, а потом показывать своим спартанским детям, что бывает с такими людьми — какие они жалкие и ничтожные. В — воспитание.

Афины были очень демократичные. Полисом правили девять архонтов, избираемых на год.

В 621 г. до н.э. Дракон (Драконт) составляет для Афин очень суровые законы (нынче даже есть выражение — драконовские законы) — за любое нарушение смерть, даже малое. В 594 г. до н.э. Солон упрощает эти законы, делая их более человечными. Далее медленно зарождалась тирания (Писистрата и Писистратидов), которая была результатом эгалитарной власти как раз из-за законов Солона.

После тирании Писистрата во избежание появления нового тирана были приняты меры по превентивному изгнанию нежелательных элементов. Было голосование на черепках (остракизм) — люди писали имя на черепке и бросали в общую кучу. Если имя появлялось 6 тыс. раз, то тебя изгоняли на 10 лет из Афин.

В Греции были Театры. Один театр мог вмещать весь полис. Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мегалополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест. (Звучит слишком круто, поэтому добавлю источник — История Древней Греции (Под ред. В.И. Кузищина))

�� Если статья вам понравилась, подписывайтесь и ставьте лайки.

У вас есть дополнения или уточнения к тексту? Прошу написать их в комментарии — этим вы поможете другим читателям лучше ориентироваться в теме. Не забудьте указать источник.

Афинская агора

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2022 года; проверки требуют 2 правки.

Афинская агора, храм Гефеста, церковь Святых Апостолов и стоя Аттала

Афи́нская агора́ (греч. Αγορά της Αθήνας ) — городская площадь Афин [1] , занимающая территорию приблизительно 40 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя [2] [3] .

Греческое слово агора́ (др.-греч. ἀγορά ) происходит от ἀγείρω «собирать, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой классических исследований в Афинах (ASCSA) под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах [ править | править код ]

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь — монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон Агорский ограничивали её с юга и запада [3] . Археологические данные свидетельствуют о том, что люди использовали агору как место поселения уже в позднем неолите, около 3000 года до н. э. Найдены черепки изделий в колодцах и ямах. В поздний элладский или микенский период (1550—1100 годы до н. э.) и железный век (1100—700 годы до н. э.) здесь находилось кладбище с гробницами-толосами и камерными гробницами в первый период и сидячими и простыми погребениями в ямах во второй. Существовало небольшое поселение в геометрический период. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь [3] .

История [ править | править код ]

Первые общественные здания Юго-восточный фонтан и Алтарь двенадцати богов построены в 520 годах до н. э. во время тирании Писистратидов. С установлением демократии в Афинах в 508—507 годах до н. э. больше внимания стало уделяться общественной жизни и строительство быстро расширялось. Сначала были построены Старый булевтерий и Царская стоя, местопребывание «архонта-басилея» (царя) [4] . В юго-западном углу были поставлены два пограничных каменных столба [3] . Для Агоры началась новая жизнь и она стала играть более значительную роль.

В ходе греко-персидской войны (480—479 до н. э.) агора была разграблена и разрушена. После изгнания персов агора была восстановлена и интенсивно застраивалась в течение IV века до н. э., что связано с расцветом Древних Афин. Были построены Расписная стоя, Толос, Новый булевтерий, Стоя Зевса Элефтерия, Южная стоя I, Монетный двор, Дикастерий, храм Гефеста, храм Аполлона Патрооса, Юго-западный фонтан и другие здания. При Александре Македонском наступил политический упадок Афин, за которым последовал культурный расцвет во II веке до н. э. Были построены Средняя стоя и Южная стоя II. Стоя Аттала была построена царем Пергама Атталом II [3] .

После взятия Афин Суллой в 86 году до н. э. большинство зданий агоры были разрушены в наказание за то, что в Первой Митридатовой войне Афины были на стороне Понта, а не Рима. Афины вновь достигают расцвета при Октавиане Августе (27 до н. э.—14). До середины I века агора лежала в руинах, затем здесь возникли мастерские по производству керамики и обработке металла и мрамора. Во время правления Адриана (117—138) агора восстановлена и вновь достигла расцвета [5] [6] . В 15 году до н. э. в центральной части агоры Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы для театральных представлений. Сюда были перенесены Юго-западный и юго-восточные храмы, в которых поклонялись семье императора. Из Палини был перенесён храм Ареса [3] .

В 267 году герулы разрушили агору до основания. Были построены оборонительные стены. В IV—VI веках построены роскошные городские здания и Афины переживали последний расцвет, связанный с неоплатонизмом. В 395 году Афины пережили нападение вестготов во главе с Аларихом I, далее последовали новые нападения варварских племен. В 580-х годах южные славяне захватили и разрушили агору, что привело к окончательному упадку [3] . В X веке агора превратилась в жилой квартал. В 1834 году Афины становятся столицей Королевства Греции и агора застраивается по новому плану строительства [7] .

Первые раскопки осуществляет Афинское археологическое общество в 1857—1912 годах и Германский археологический институт в 1896—1897 годах. В 1890—1891 годах при рытье котлована для железной дороги Афины — Пирей были раскопаны фундаменты зданий агоры. В 1931 году Американская школа классических исследований в Афинах (ASCSA) начинает раскопки, финансируемые Джоном Рокфеллером. Раскопки продолжались до 1941 года. В 1945 году раскопки были продолжены и продолжаются в настоящее время. Для раскопок потребовалось снести более 400 зданий на площади 12 гектаров [7] .

В XIX веке восстановлены четыре фигуры мраморных гигантов и тритонов на фасаде гимнасия (Одеона Агриппы). В 1953—1956 годах Американская школа классических исследований в Афинах восстановила Стою Аттала в качестве Музея агоры и Церковь Святых Апостолов, построенную около 1000 года. В 1972—1975 годах проводились работы по реставрации и консервации Гефестейона, в 1978 году восстановлена крыша [7] .

Панафинейская улица [ править | править код ]

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её ширина была 12—20 метров [8] . Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с Дипилоном, главными городскими воротами, к Акрополю [9] . По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Описание [ править | править код ]

На северной стороне, ближе к центру площади находится Алтарь двенадцати богов, построенный в 522—521 годах до н. э. Алтарь считался центром Древних Афин и выполнял роль начальной точки отсчёта дорожных расстояний [9] .

Самые важные здания были построены у подножия Колона Агорского у дороги, условно называемой Западной дорогой. Толос (470 до н. э.), круглый Пританей, служил местом для собраний 50 пританов Буле (Совета пятисот). Новый булевтерий (середина V века до н. э.), с расположенными амфитеатром местами [8] , служил местом собраний для Буле, законодательного органа власти, разрабатывавшего законопроекты, выносимые на рассмотрение Экклесии (Народного собрания), и имел портик, где были установлены камни с высеченными на них законами [2] . Метроон (начало II века до н. э.), здание с четырьмя комнатами и колоннадой на фасаде, служил святилищем Матери богов и хранилищем государственного архива [2] [8] . Монумент эпонимов (350 год до н. э.) был длинным постаментом для 10 бронзовых статуй героев-эпонимов афинских фил. Также в западной части агоры находятся остатки храма Аполлона Патрооса (Отчего, 325 год до н. э.) с четырьмя ионическими колоннами на фасаде [8] , так называемый, потому что посвящен отцу Иона, родоначальнику ионян, племени, к которому относились афиняне. Здесь же целла небольшого храма Зевса Фратрия и Афины Фратрии (350 год до н. э.) и Царская стоя, местопребывание «архонта-басилея» (царя) [9] . Стоя Зевса Элефтерия (Освободителя, V век до н. э.), культ которого возник после битвы при Платеях в 479 году до н. э., когда греки изгнали персов, по фасаду украшена дорическими колоннами, а внутри — ионическими [2] .

Над агорой на холме Колоне Агорском на западе возвышался храм Гефеста и Афины (середина V века до н. э.), известный как Тесейон [9] .

В юго-западной части агоры найдены мраморные пограничные столбы (500 до н. э.), для обозначения входа на площадь. Рядом с одним из них находилась мастерская Симона, кожевника, согласно Диогену Лаэртскому у него часто бывал Сократ [9] [10] .

Дальше на юго-западе проходит долина, ведущая к холму Пниксу. Здесь находятся мастерские и жилые дома, так называемая «ремесленная область». Большое, так называемое «известняковое здание» предварительно определено как Десметерион, тюрьма, в которой был казнён Сократ [9] .

В южной части агоры находятся Юго-западный фонтан (340—325 до н. э.), Эакион (начало V века до н. э., ранее определяемый как Гелиея), Южная стоя I (430—420 до н. э.), Южная стоя II (II век до н. э.), Юго-восточный фонтан (530—520 до н. э.) и Монетный двор (400 до н. э.). Византийская церковь Святых Апостолов построена около 1000 года н. э. [9]

Во II веке до н. э. построена Средняя стоя, служившая местом торговли и разделившая площадь на две неравные части. В северной части около 15 года до н. э. Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы, большой концертный зал. Позже был возведён фасад Одеона с колоннами в виде фигур гигантов и тритонов. К северу от Одеона находится дорический периптеральный храм Ареса, перенесённый из Палини в римский период [9] .

Находящаяся в восточной части агоры Стоя Аттала (159—138 до н. э.) полностью восстановлена в качестве Музея агоры [9] .

В северной части обнаружены руины Расписной стои (стои Пойкиле), получившей название из-за украшавших некогда её расписных деревянных панелей [9] .

На северном склоне холма Ареопага, связанного с культом Ареса и хтонических божеств Эвменид, мстительниц за убийство, были найдены руины больших роскошных зданий IV—VI века, так называемых «философских школ», возможно неоплатонизма. У южного подножья найдены руины храмов и жилых домов древнего дема Коллита при раскопках Вильгельма Дёрпфельда и Германского археологического института в 1890-х годах [9] .

Храмы, алтари и боги-покровители [ править | править код ]

Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища.
Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремёсел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.

Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалёку храм Матери богов был окружён множеством памятников героям.

Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм — храмом Аполлона Отеческого [11] . Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах.

На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу Фратрию и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов.

В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы.

Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деян. 17:15—21).

Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринуждённых прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.

Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приёмов, особенное оживление вносят три разные вида капителей — дорические, ионические и египетские [12] .

Административный центр [ править | править код ]

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе, а затем в Метрооне хранились государственный архив и эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета Буле располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон скалы. Здесь, а затем в здании Булевтерий члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания.

Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Коммерческий центр [ править | править код ]

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V—IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре также расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты [13] . Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана.

Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими. Банковскими операциями занимались трапезиты, сидящие за четырёхногими столами (трапезами) в стоях.

Место в культурной жизни [ править | править код ]

Для культурных мероприятий был сооружён Одеон. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известных в древнем мире.

В правление Траяна (98—117) в юго-восточной части агоры была построена Библиотека Пантена. Согласно найденной надписи принадлежала римлянину Титу Флавию Пантену и построена около 100 года [4] . Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора — приятного места для прогулок, чтения и размышления.

Агора сегодня [ править | править код ]

То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Тисио». В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного рынка. Само место ассоциируется с магазинами и торговыми лавками. Сегодня Агора стала также излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *