Почему новодевичий монастырь так называется
Перейти к содержимому

Почему новодевичий монастырь так называется

  • автор:

Новодевичий монастырь

В начале XVI века на левом низинном берегу Москвы-реки появился Новодевичий монастырь — крепость, закрывавшая врагу путь на Москву с юго-запада.

Новодевичий монастырь, фото 2015 года

Новодевичий монастырь основали в 1524 году по обету Василия III — через 10 лет после возвращения Смоленска в состав русских земель.

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в Кремле.

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий монастырь

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из Кремля в Новодевичий переселилась его вдова — царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады б Яр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Новодевичий монастырь

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые — Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

Новодевичий монастырь

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».

В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря — пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу Успенского собора в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого.

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Новодевичий монастырь

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже — представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Инфографика: Новодевичий монастырь

Говорят, что. . сначала Новодевичий монастырь заложили на месте, из которого бил сильный ключ. Строительство пришлось перенести, а колодец и ручей назвали Вавилон. На этот источник положили плиту, а позже заложили часовню. На рубеже XVIII-XIX веков митрополит Платон (Левшин) передал ее кремлевскому Чудову монастырю. Одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение названия: «Вавилонским он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал» .

. колокольня Новодевичьего монастыря должна была быть семиярусной — но ее не достроили из-за свержения царевны Софьи в 1689 году. Колокольню украшают часы, которые отбивают каждую минуту: так Петр хотел напомнить Софье о ее преступлении .

. после стрелецкого бунта на льду Новодевичьего пруда Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Этот пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях в поиске своих мучителей .

. Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока не увидит гибели Новодевичьего монастыря. Он велел поджечь обитель. Но французам не удалось выполнить приказ Наполеона: монахини вовремя потушили тлеющие фитили. Чтобы спасти монастырь, живший рядом москвич поджог свой дом. Именно это зарево увидел ожидавший на Воробьевых горах Наполеон. Император решил, что Новодевичий горит, и покинул Москву .

Новодевичий монастырь на фотографиях разных лет:
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь
  • Новодевичий монастырь

А что об истории московского Новодевичьего монастыря знаете вы?

История обители

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим Московским князем Василием III в честь возвращения древнего русского города Смоленска в состав русских земель. Смоленск 110 лет (с 1404 г.) принадлежал Великому Литовскому княжеству. На рубеже XIII-XV вв. на месте княжеств Древней Руси выросли два мощных государства: Русь Московская и Русь Литовская. В состав Литовской Руси входили древние русские города – Киев, Полоцк, Чернигов, Минск, Орша, Пинск и другие, а с 1404 года и Смоленск. Для Московской Руси было важно вернуть утраченные земли древнерусского Киевского государства. В первой половине XVI в. между Московским княжеством и Литвой войны следовали одна за другой: 1500-1503 гг., 1507-1508 гг., 1512-1522 гг., 1534-1537 гг.

Все 3 похода на Смоленск возглавлял Великий князь Василий III, и продолжались они с 1512 по 1514 гг. Первые два похода были неудачными. В результате третьего похода, в котором участвовало 80 тыс. человек, и последующих дипломатических переговоров, длившихся до 1522 года, Смоленск остался в составе Московской Руси почти на 90 лет, до 1611 года, после чего опять отошел к Речи Посполитой (после объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского в 1569 г.).

Не случайно монастырь расположился на юго-западном направлении, от Москвы, наиболее уязвимом при набегах крымских татар и западных нашествий, и являлся защитой Москвы в ряду других монастырей, окружавших Москву. Он строится недалеко от Смоленской дороги в излучине Москвы-реки, на левом ее берегу у трех водных переправ (в XV в. упоминается село Лужниково). Ныне эта местность называется Лужники.

Василий III выделяет на создание монастыря 3000 рублей серебром и два дворцовых села Алабузино и Трапарево.

Монастырь создавался как царский, придворный. В нем проживали родственницы Ивана Грозного – Ульяна Палецкая, невестка царя, вдова младшего брата Грозного Юрия; Елена Шереметьева, также невестка Ивана Грозного, вдова сына Ивана; Ирина Годунова, вдова царя Федора Иоанновича, сестра боярина, будущего царя Бориса Годунова; Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова; вдова Ливонского короля Магнуса Мария Владимировна, дочь князя В.А. Старицкого; жена царя Василия Шуйского Екатерина Буйносова-Ростовская; мать Марии Долгорукой, жены царя Михаила Романова. С 1689 года в монастыре проживали старшая сестра Петра I, царевна Софья Алексеевна, ее родные сестры Евдокия, Екатерина и Мария Милославские, а также первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Монастырь оставался царским до первой четверти XVIII века, а потом здесь проживали насельницы из разных сословий.

Новодевичий монастырь был связан с важнейшими политическими и военными событиями русской истории. Например, с избранием Бориса Годунова на царство в 1598 году. Эти события описал А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов»: место действия Кремль и Новодевичий монастырь.

После смерти царя Федора Иоанновича обрывается царская династия Рюриковичей. Вдова Федора, царица Ирина Годунова, переселяется из Кремля в Новодевичий монастырь. Большой Земский собор 1598 года выбирает Бориса новым царем. Борис не принадлежал к царскому роду, но в годы правления Феодора был его соправителем, ближайшим боярином. Он знал, что его выберут царем, но хотел, чтобы этому предшествовали многократные упрашивания, поскольку это придавало ему вес как всенародно избранному монарху: на Руси не было принято принимать почесть с первого раза. В связи с этим Борис, вслед за своей сестрой Ириной, переезжает в Новодевичий монастырь. И тогда к стенам монастыря дважды были организованы большие крестные шествия. Во главе с патриархом Иовом, духовенство, бояре, люди всех сословий вышли из Кремля и пошли в монастырь просить Бориса на царство. После второго крестного хода, когда Борис дал свое согласие занять царский престол, в стенах Новодевичьего монастыря патриарх Иов благословил его на царство. Это произошло 21 февраля 1598 года по старому стилю. Борис Годунов венчался на царство в Успенском соборе Кремля 1 сентября 1598 года, где по традиции венчали русских государей. Борис правил 7 лет и скончался на 55-ом году жизни (по одной из версий в результате отравления).

Другие важнейшие события русской истории, связанные с монастырем, происходили в конце XVII века.

Расцвет монастыря совпадает с семилетним правлением царевны Софьи Алексеевны (1682-1689 гг.), когда начинается интенсивный период каменного строительства, который и продолжался в течение всего времени ее правления. За эти годы были построены все основные здания барочного ансамбля: надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами (1683-1688 гг.), двухъярусная Успенская церковь с трапезными палатами (1685-1687 гг.), надвратная Преображенская церковь и Лопухинские палаты (1687-1688 гг.), монастырская колокольня (1689-1690 гг.). Последовательно формируется привычный архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря. В этот период в монастыре работают иконописцы Оружейной палаты под руководством Федора Зубова, а с 1686 года работами по созданию иконостасов в новых церквях руководит глава художественных мастерских Посольского приказа Карп Золотарев.

Весь период своего правления Софья была регентом своих младших братьев, царей Ивана и Петра. В 1689 году Петру исполняется 17 лет. Между ней и Петром начинается борьба, в результате которой Петр стал единовластным правителем, а Софья, по приказу младшего брата была переведена в Новодевичий монастырь, в котором пережила и второй стрелецкий бунт 1698 года, который произошел под Ново-Иерусалимским монастырем. Есть предположение, что Софья из монастыря передала письмо стрельцам с воззванием подниматься на восстание и просить ее вернуться на царство. Факт существования письма так и не был достоверно установлен, поскольку архив монастыря сгорел. Стрелецкий бунт 1698 года был жестоко подавлен: в Москве было казнено свыше 1500 стрельцов, а около 240 было казнено на Девичьем поле, перед монастырем. После второго стрелецкого бунта Софья была пострижена в монахини с именем Сусанна и последующие шесть лет проживала в более строгих условиях в стрелецкой караульне при Напрудной башне монастыря. Перед смертью она постриглась в схиму с именем Софья, а в 1704 году была похоронена в Смоленском соборе. Рядом с нею находятся белокаменные гробницы ее родных сестер – Евдокии и Екатерины Милославских, а также первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Не следует забывать, что монастырь был “монастырем-сторожем”, монастырем-крепостью, и поэтому был свидетелем драматической военной истории Русского государства.

Когда в 1571 году войска Девлет-Гирея подошли к Москве в Новодевичьем монастыре вспыхнул-пожар, а в 1591 году во время нашествия Казы Гирея на стенах монастыря уже была установлена артиллерия.

Вступив на престол, Борис Годунов жертвует в монастырь 1000 рублей серебром на строительство мощной крепостной стены (длина 870 метров, с 12 башнями и 4 стрелецкими караульнями).

В 1605 году Лжедмитрий I вступает в Москву, а в 1606 году монастырь попадает под осадное положение. Под его стенами собираются смоленские и рязанские полки для защиты Москвы. В 1610-1611 гг. в монастыре стояли 4 роты польско-литовских солдат под командованием польских офицеров. Битва за освобождение Москвы между русским ополчением К. Минина и Д. Пожарского и войском гетмана Яна Ходкевича началась 22 августа 1612 года у стен монастыря. Армия Ходкевича переправилась через Москву-реку у монастыря, который в этот период был занят польскими войсками. Войско Ходкевича состояло из 12 тыс. человек, русская армия насчитывала 8-10 тысяч. 25 августа у стен монастыря началась битва за освобождение Москвы, и в начале этой битвы был освобожден монастырь, а через два месяца, 26 октября 1612 года, Кремль и Китай- город. – Монастырь был разорен и сожжен, как и большая часть Москвы. В монастыре не оставалось монахинь, была разграблена его казна, большой урон нанесен церквям и другим постройкам. На период правления первых Романовых пришелся этап восстановления монастыря.

Ровно через 200 лет, 8 сентября 1812 года, две тысячи французских солдат под командованием маршала Наполеона генерала Даву заняли Новодевичий монастырь. Они захватили все кельи и храмы, кроме Смоленского собора. Непрошеные гости не отличались деликатностью: ночевали в алтарях, обедали на престолах, а напротив северных ворот поставили шесть пушек. В Успенской церкви французы разместили раненых. Монахини ухаживали за ранеными, готовили еду, шили белье. 25 сентября монастырь посетил Наполеон и распорядился, чтобы все помещения монастыря использовали под провиантские склады, а также отдал приказ взорвать располагавшуюся за стеной монастыря церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь стала единственной в Москве, которая была взорвана по приказу Наполеона. Прожили французы в монастыре месяц. Перед отступлением они попытались взорвать главный храм – Смоленский собор, в подклете которого разместили 6 бочек с порохом, положили на них горящие фитили и ушли. Когда монахини вошли в Смоленский собор, там уже был пожар. Быстро потушив огонь, они спасли храм от взрыва, а монастырь от пожара. После пребывания французских солдат все храмы монастыря пришлось переосвящать.

В годы Советской власти Новодевичий монастырь закрывался постепенно.

Весной 1918 года в монастырь заселили 200 курсантов из Наркомата просвещения, в 1920 году – 300 рабочих из Петрограда, а в 1925 году в монастыре проживало 456 человек. В 1920 году умерла предпоследняя игумения Леонида Озерова, и тогда же была избрана сестрами и утверждена Патриархом Тихоном игумения Вера Победимская. В 1920 году монастырь был преобразован в православное братство, в которое вошли около 1000 человек – 200 монахинь и прихожане. В 1922 году монастырь был закрыт, и 2 марта 1922 года здесь был основан музей, который в 1934 году стал филиалом Государственного Исторического музея и оставался таковым до 2010 года. 1 января 2011 года на территории монастыря был основан Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви, который продолжает традиции Государственного Исторического музея.

В 1994 году под руководством игумении Серафимы (Черной), происходившей из потомственного дворянского рода Чичаговых, в обители началось возрождение монашеской жизни.

Новодевичий монастырь: прогулка сквозь века

Московский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь по праву считается жемчужиной русского зодчества: величественные белые стены, резные красно-белые ярусы храма, колоколен и башен считаются одним из самых великих шедевров московского или, как его еще называют, нарышкинского барокко.

Новодевичьим монастырь был назван, поскольку считался действительно «новым» относительно других московских монастырей – Зачатьевского женского монастыря и Вознесенского монастыря московского Кремля. Однако по истечении времени назвать монастырь «новым» язык не повернётся – ведь он был основан еще при Василии III, в первой половине XVI века! Главный собор монастыря – Смоленский – является свидетелем тех далеких времён. Однако обо всё по порядку.

Добираться до монастыря удобнее всего от м. «Спортивная». Выйдя из метро, поверните направо, и по улице 10-летия Октября вы выйдете прямо к Новодевичьему монастырю – его величественные красно-белые стены ни с чем не спутаешь.

Первая достопримечательность встречает нас сразу же у входа – это Преображенская надвратная церковь. Сооруженная в 1680-е гг., эта церковь относится к тем постройкам, которые были сооружены по приказу царевны Софьи в период её регентства. Храм по праву считается одной из жемчужин стиля «нарышкинское барокко» в целом и ансамбля монастыря в частности. Изящные окна, колонны коринфского ордера и, конечно же, сочетание красного и белого цветов придают храму пышность и величественность; вытянутая форма создаёт ощущение устремлённости в небеса, которое сразу заставляет Вас почувствовать себя на пороге святого места, Божьего дома. По сути, отнесение этого храма к нарышкинскому стилю не совсем точно: особенности планировки храма, построенного в самом начале формирования это стиля в России, ещё не отвечают точным архитектурным требованиям, к этому стилю предъявляемых. Однако для неспециалистов он является органичным и, несомненно, прекрасным архитектурным шедевром.

Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря.

Пойдя сквозь тройную арку, Вы попадаете на территорию самого монастыря. За его стенами Вы увидите множество интересных объектов разных эпох, многие из которых старше самого монастыря на несколько столетий!

Пройдя сквозь врата, поверните по дорожке направо. Находящиеся по правую руку Лопухинские палаты датируются 1687-1688 гг. и названы по имени Евдокии Лопухиной. Первая жена Петра I подарила ему не только радость супружества, но и еще один весьма щедрый подарок — совершеннолетие. Замужество в те далёкие времена имело такую функцию – женитьба «недоросля» автоматически делала его взрослым и состоявшимся гражданином. А, как следствие, вместе с совершеннолетием женитьба на Евдокии давала Петру и право взойти на престол, наконец сменив властную сестру Софью. Воспитанная в духе Домостроя, Евдокия не разделяла прозападных интересов Петра, и вскоре после того, как царь, быстро потерявший интерес к молодой супруге, уехал в Архангельск, она сблизилась с противниками политики государя. В 1697 году после раскрывшегося заговора были отправлены в ссылку отец и брат царицы, а вскоре и она сама была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальско-Посольский монастырь – традиционное место ссылки царских жён. В получивших её имя Лопухинских палатах последняя русская царица пожила лишь при внуке — Петре II.

Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Напротив Лопухинских палат расположены другие палаты – Певческие. Выстроенные в 1718-1726 годах, они являются самым большим жилым зданием на территории монастыря. Издавна в этом здании располагались братские кельи, здесь же проживала наместница, и лишь в XIX веке палаты обрели своё современное название – Певческие — после того, как сюда заселили монахинь-певчих.

Певческие палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всем известно, что монастыри в древности выполняли не только функции Божьего храма. Они были центрами учёности, экономическими и военными оплотами городов. То же самое можно сказать и о Новодевичьем монастыре. С XVI века монастырь был одним из главных оборонительных рубежей Москвы. Однако на тот момент стены его не были еще столь монументальными и прочными, какими мы их видим сейчас. В 1571 году войско хана Девлета I Герая подчистую сожгло монастырь. Борис Годунов, сделавший немало для сохранения и поддержания Новодевичьего монастыря (при нём он переживал самый настоящий расцвет), и выстроил наконец мощные стены вокруг святого места. Высота их достигала 13 метров, а ширина – 3 метров – попробуй захвати! Именно тогда ввысь взметнулись и башни крепостных стен, а при них появились помещения для стрельцов, так называемые Стрелецкие караульни.

Стрелецкие караульни Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всего их четыре, они располагаются подле угловых башен монастыря. В каждой из них могло разместиться до 350 стрельцов. Одну из таких караулен вы увидите напротив Певческих палат – следующая постройка по правую руку от Вас после Лопухинских палат. Эта стрелецкая караульня расположена при одной из самых знаменитых башен Новодевичьего монастыря – легендарной Напрудной башне.

Надпрудная башня Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Именно сюда была заключена Петром I коварная интриганка Софья после организованного ею стрелецкого бунта. На полотне И.Е. Репина можно лицезреть, какая это была могучая и волевая женщина – огонь в глазах, растрепанные волосы, могучая стать – ну просто демоница во плоти. Новодевичий монастырь стал для Софьи судьбоносным местом. Во время своего регентства, а по сути – царствования, Софья развернула здесь широкомасштабное строительство. Именно благодаря ей монастырь приобрёл ту пышность, красоту, яркость и изящество, которым славится московское барокко. Практически весь монастырь, кроме палат Ирины Годуновой, монастырских стен и старого Смоленского собора, подвергся реконструкции и обновлению. В 1680-90 годы выросли могучие стенные башни, изящная колокольня, надвратные церкви Преображения и Покрова, церковь Успения и т.д.

В 1689 году Пётр, дабы оградить жадную до власти родственницу от искушений, доставил её в Новодевичий монастырь, к тому времени полностью принявший роль «придворной» обители. Здесь Софью постригли в монахини, и уже под именем Сусанны она из окон стрелецкой караульни наблюдала за казнью своих сподвижников — стрельцов. Какая ирония судьбы: именно благодаря Софье Новодевичий монастырь приобрёл известный нам роскошный вид и одновременно с этим стал её темницей. Очень интересное народное поверье связано с Напрудной башней монастыря, в которой томилась царевна. Если подойти к башне с внешней стороны стен, то можно увидеть, что она вся исписана желаниями, оставленными теми, кто не чужд суеверию. Действительно, многие верят, что проживавшая здесь царевна помогает тем, кто пришёл навестить её в темнице. Кто знает, может, это действительно так. Однако портить облик исторического памятника всё-таки не обязательно: по преданию, достаточно лишь прикоснуться к башне и подумать о том, чего хочется больше всего, и желание обязательно сбудется.

Пройдя мимо Певческих палат, Вы увидите Успенскую церковь с трапезными палатами. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть крышу не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

Успенская церковь Новодевичьего монастыря с трапезными палатами. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Справа от Успенской церкви находится небольшое аккуратное сооружение в стиле ампир, создание которого приписывают самому Доменико Жилярди – известнейшему московскому зодчему итальянского происхождения, снискавшему славу одного из главных ампирных мастеров Первопрестольной. А само здание – это мавзолей князей Волконских, где покоятся офицеры, князья Дмитрий Михайлович (1770-1835) и Сергей Александрович(1786-1838) Волконские. Как ни странно, но мавзолей на долгие годы затерялся за величием своих блистательных соседей – других памятников монастыря, и изучению его никто не уделял особого внимания. О его истории известно лишь, что архитектурный шедевр был возведён в 1830-х годах над могилой князя Дмитрия Михайловича, а оба родственника были героями Отечественной войны 1812 года.

Мавзолей князей Волконских в Новодевичьем монастыре. Photo by Ananda / fotki.yandex.ru

По дорожке, плавно огибающей Успенскую церковь и трапезную, мы попадаем к палатам Ирины Годуновой и примыкающей к ним Амвросиевской церкви. Это одно из немногих строений монастыря, к которому не приложила руку Софья: строение датируют XVI-XVII веками. Ирина Годунова, сестра Бориса Годунова, добровольно отправилась в монастырь на девятый день после смерти своего мужа, царя Фёдора Иоанновича, и постриглась в монахини под именем инокини Александры. Расчёт её был прост: фактически власть в государстве принадлежала ей, однако позиции её были не столь сильны, как позиции её брата Бориса. Ирина провела масштабную работу, «агитируя» бояр, духовенство, простой люд просить Бориса принять царство. Именно сюда пришла толпа просителей, и именно здесь Борис Годунов официально принял приглашение на царство. Инокиня Александра прожила здесь до самой своей смерти в 1603 году.

Амвросиевская церковь и примыкающие к ней палаты Ирины Годуновой в Новодевичьем монастыре.

Церковь св. Амвросия Медиоланского, примыкающая к палатам Ирины Годуновой, – маленький, бесстолпный одноглавый храм с непростой историей. Церковь то функционировала, то стояла закрытой, то перестраивалась. Храм использовался даже в качестве хранилища Государственного исторического музея. С 1994 года храм находится в собственности РПЦ, а каждый год 7 декабря в нем совершаются службы в честь святителя Амвросия Медиоланского. Как ни прискорбно, но и эта постройка не сохранилась в первоначальном виде – пожар 1796 года не пощадил и ее.

Миновав храм и палаты, мы попадаем к главной святыне Новодевичьего монастыря – Смоленскому собору. Это древнейшее каменное здание на территории монастыря, датируемое 1524-1525 гг. Построенный по образцу Успенского собора московского Кремля, Смоленский собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Это шестистолпный шрам на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. Во время переустройства монастыря царевной Софьей храм стал главным смысловым узлом всего архитектурного ансамбля. В интерьерах монастыря сохранились аутентичные фрески и иконостас XVI века. Здесь покоятся сёстры Петра I – Евдокия, Екатерина и, разумеется, Софья, чья судьба так тесно переплелась с историей монастыря.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

Чтобы полюбоваться храмом, можно обойти его вокруг, а по пути рассмотреть еще несколько интересных достопримечательностей. Одна из них – надвратная церковь Покрова 1687-88 гг. постройки. Это вторая надвратная церковь монастыря, которая располагается на одной линии с надвратной церковью Преображения. Она не такая пышная и нарядная, но не уступает в изяществе остальным памятникам московского барокко. Церковь трёхглавая, боковые главы её предназначаются для размещения колоколов. Видно, что Софья позаботилась о том, чтобы, входя в монастырь, люди сразу чувствовали, что вступают в место святое – иначе как объяснить тот факт, что оба прохода в монастырь увенчаны надвратными церквями. Если это действительно так, то можно констатировать с уверенностью – нужный эффект достигнут!

Надвратная церковь Покрова и Мариинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

К надвратной церкви Покрова вплотную примыкают Мариинские палаты, названные так по имени их знатной обитательницы – сестры Петра I Марии. Это невероятной красоты здание было построено в 1683-1688 гг. и за изящество внешнего убранства названо «Русским теремом». Палаты строились специально для царевны Марии, которая, в отличие от буйной своей сестрицы Софьи, в придворных интригах не участвовала. Но из-за добрых отношений с сестрой-бунтаркой и с первой женой Петра Евдокией (той самой, что после будет жить в Лопухинских палатах) особенным расположением брата царевна Мария, вероятно, не пользовалась.

Подле угловой Чеботарной башни располагается интересное здание Больничных палат. Здание использовалось в качестве больницы для солдат и офицеров, а вокруг него был разбит аптекарский огород.

Больничные палаты Новодевичьего монастыря.

Сразу за Смоленским собором расположена настоящая жемчужина архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря – великолепная барочная колокольня. Строительство колокольни была начато во время масштабных реконструкций Софьи в 1683 году и приостановлено в 1690 году. Считается, что колокольня должна была состоять из шести ярусов, но так и не была достроена – по сей день в ней лишь пять ярусов. Долгое время это изящное строение было вторым по высоте зданием Москвы после колокольни Ивана Великого. По строению колокольню даже правильнее было бы назвать храмом «иже под колоколы», в котором ярус звонницы расположен непосредственно над помещением храма. Храмов в колокольне два — церковь святых Варлаама и Иосафа в первом ярусе и церковь Иоанна Богослова во втором. Колокола помещаются на третьем и пятом ярусах. С этим строением связано множество символических моментов. Например, звонница расположена с восточной стороны от Смоленского собора – как и Столп Иоанна Великого относительно Успенского храма в Кремле. В основе формы обеих колоколен – восьмиугольник, что в православии считается символом Царства Небесного. В сочетании с основным предназначением этих строений – местом, где звонят церковные колокола – рождается образ вестников Царства Божьего (ведь звон колоколов в православии считается олицетворением благой вести). Церковная символика довольно сложна и многогранна, и изучать её можно поистине бесконечно. Но даже не являясь знатоком истории религии и архитектуры, можно без сомнений причислить колокольню Новодевичьего монастыря к списку главных архитектурных шедевров русского зодчества.

Смоленский собор и колокольня Новодевичьего монастыря.

Рядышком с колокольней расположено здание Филатьевского училища, построенное в 1871-1878 гг. По сути это был приют, выстроенный для девочек-сирот из разных сословий Н.П.Филатьевой, вдовой тайного советника сенатора В.И.Филатьева. Здесь и ранее располагалось здание приюта: по указу Петра I в 1725 году в Новодевичьем монастыре был открыт приют для девочек-сирот, где их обучали плетению голландских кружев, однако до наших дней это первое здание не сохранилось. В 1899 году в здании Филатьевского училища была открыта и церковно-приходская школа, однако с приходом советской власти и училище, и приют, и школу закрыли. Сейчас в здании Филатьевского училища расположен секретариат Новодевичьего монастыря РПЦ.

Филатьевское училище в Новодевичьем монастыре.

Пожалуй, одним из самых необычных объектов Новодевичьего монастыря можно считать часовню Прохоровых, построенную в неорусском стиле архитектором В.А.Покровским в XIX веке. Она расположена на территории некрополя у стен Смоленского собора. Эта надгробная часовня-усыпальница установлена над захоронением владельца знаменитой Трёхгорной мануфактуры И.Я.Прохорова и его семьи. На первый взгляд, кажется странным, что захоронение обыкновенного, пусть и знаменитого, промышленника находится в столь знаменательном месте. И тому, разумеется, есть причина. Дело в том, что Иван Яковлевич в течение всей жизни уделял много сил, времени и средств для успешного функционирования Новодевичьего монастыря. К тому же, здесь в качестве монахини долгие годы жила сестра промышленника.

Часовня Прохоровых в Новодевичьем монастыре. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Казначейские палаты – следующее строение на нашем пути. Здание XVII века предназначалось для хранения казны (ведь все помнят, что монастыри были важными экономическими центрами?), а также в ней проживали старицы обители. Сразу за Казначейскими палатами находятся площадка для отдыха и подробный макет монастыря, там можно передохнуть и еще раз осмотреть объекты, которые вы уже лицезрели вживую.

Казначейские палаты Новодевичьего монастыря.

При посещении Новодевичьего монастыря нельзя забывать о том, что совсем рядом с ним находится, пожалуй, один из самых знаменитых некрополей Москвы – Новодевичье кладбище.

Новодевичье кладбище.

Не все любят посещать места успокоения и последнего людского приюта; однако некрополь Новодевичьего монастыря можно считать скорее музеем, чем кладбищем. Здесь находятся захоронения знаменитых писателей, политиков, учёных и артистов, оставивших заметный след в истории России: М.Булгаков, С.Бондарчук, Р.Быков, А.Вертинский, В.Гиляровский, Н.Гоголь, Л.Гурченко, Б.Ельцин, М.Ермолова, Л.Зыкина, З.Космодемьянская, Л.Ландау, И.Левитан, А.Маресьев, Ю.Никулин, Н.Островский, М.Ростропович, К.Станиславский, А.Твардовский… Список можно продолжать ещё очень долго. Здесь всегда можно почтить память великих людей прошлого; и не стоит бояться таких мест – Новодевичье кладбище сложно назвать страшным или сакральным местом. Это, скорее, светлый островок тихой грусти и величия нашего общего прошлого, прошлого, которое нужно чтить и бережно хранить в памяти, передавая из поколения в поколение. Удобнее всего пройти на кладбище через южные ворота монастыря (те самые, что увенчаны надвратной церковью Покрова).

Покинув стены монастыря и глубоко проникшись духом его истории, можно продолжить прогулку в романтичном и тихом сквере у Новодевичьих прудов. Отсюда открывается потрясающий вид на стены монастыря, особенно на закате. Пруды здесь образовались довольно давно из старицы Москвы-реки. Потом их берега укрепили, высадили растительность, проложили дорожки, а через сами пруды перекинули белокаменный мостик, который на сегодняшний день уже украшен парой десятков свадебных замочков.

Сквер у Новодевичьих прудов.

В сквере у Новодевичьего монастыря в 1991 году был установлен забавный памятник «Дайте дорогу утятам». Подарок жены американского президента Барбары Буш Раисе Горбачёвой сразу полюбился москвичам, даже слишком: малыши-утята дважды становились жертвами вандалов, а однажды похитили даже их маму! В 2000 году, слава Богу, все утята были возвращены на место, и композиция полностью восстановлена. Утята с мамой стали своеобразным символом добрых отношений между Россией и США, а также предметом восторга всех детей и взрослых, которые когда-либо его видели. Действительно, памятник просто заряжает добротой и позитивом.

Памятник «Дайте дорогу утятам» в сквере у Новодевичьего монастыря.

Подытоживая всё выше сказанное, хочется лишь сказать, что Новодевичий монастырь и прилегающие к нему живописные территории на протяжении всей многовековой истории Москвы играли в ней весьма важную роль. Эти стены сдерживали атаки монголов и французов, заключали внутри царских жён и сестёр, ведали делами земными и божественными. Это место – поистине знаковое для Москвы и москвичей, оплот красоты и духовности, который на самом деле заслуживает посещения.

Новодевичий монастырь

Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь. Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.

При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.

Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.

При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.

Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.

Центральный офис

город Нижний Новгород, улица

Варварская, дом 27/8, офис 22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *