Что такое парфенон 5 класс история
Перейти к содержимому

Что такое парфенон 5 класс история

  • автор:

Парфенон

Парфено́н — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, посвящённый богине Афине. Храм находится в Афинах. Строительство храма приходится на 447—438 годы до нашей эры Авторы — Иктин и Калликрат. Скульптурная отделка — Фидий (закончена в 432 году до нашей эры). Храм входит в архитектурный ансамбль Афинского акрополя и внесён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афину описывали, подразумевая её девственность [1] .

Архитектура

В качестве материала для строительства храма был использован пентелийский мрамор, добываемый возле Афин, на возвышенности Пентелэ. Пентелийский мрамор представляет собой почти белый (непосредственно после добычи) и приобретавший позднее теплый желтоватый оттенок камень. Этот несколько крупнозернистый, иногда с тонкими прослойками слюды материал обладает отличными механическими свойствами и поддаётся точной обработке. Благодаря присутствию в составе железа со временем камень приобретает благородную патину.

Парфенон предназначался для установки статуи Афины, выполненной из золота и слоновой кости скульптором и архитектором Фидием. Размеры храма согласованы с величиной статуи, поскольку она являлась центром всей композиции. По подсчётам некоторых исследователей, высота статуи достигала 10 метров [2] .

Парфенон задумывался как периптер — пря­мо­уголь­ный в пла­не ан­тич­ный храм, целла ко­то­ро­го ок­ру­же­на ко­лон­на­дой с одним рядом колонн [3] . По разным данным, Парфенон имел 46—50 колонн: центральные фасады — по 8 колонн, боковые — по 17.

Чтобы не допустить оптических искажений пропорций храма, авторы проекта прибегли к следующим архитектурным приёмам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые имели наклон к центру храма и имели несколько больший объем [4] . При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Всё это позволило добиться эффекта прямых линий, создающий безупречный облик храма. Размеры храма — 63,54 × 30,89 м. Поставлен храм на трёхступенчатой ​​основе — стереобате.

Реплика скульптуры Афины из Парфенона

Скульптурный декор

Советский и российский историк Людмила Петровна Маринович в книге «Судьба Парфенона» о роли и значении скульптуры Афины в Парфеноне пишет:

Её значение в создании общего облика Парфенона столь велико, что некоторые исследователи даже утверждают, что весь Парфенон можно воспринимать как своего рода постамент для скульптуры [4] .

Афина в скульптурном воплощении была представлена спокойно стоящей в длинной одежде, с эгидой на груди и в шлеме, украшенном сфинксом и двумя грифами. Левой рукой богиня опиралась на щит, а в вытянутой вперед правой руке держала фигуру своей спутницы Ники, богини Победы. Статуя была утеряна в неизвестное время, предположительно в первом тысячелетии.

Скульптурный декор храма был выполнен под руководством Фидия, часть декоративных элементов скульптор выполнил сам. Западная фронтонная композиция демонстрировала спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. Восточный фронтон учёные не смогли восстановить достоверно, однако высказываются предположения, что основная идея представленной здесь сцены — рождение богини Афины [4] .

На метопах (гладкой или с барельефами части фриза в дорической колонне между рядами триглифов [5] ) восточного фриза воспроизведены эпизоды борьбы богов и гигантов, западного — битвы афинян с амазонками, южного — схватки кентавров с лапифами, северного — падения Трои. Новаторским было решение Фидия выбрать для фриза не мифологический сюжет, а изображение панафинейского шествия, связанного с центральным празднеством античных Афин.

Метопы Парфенона
Метопы Парфенона. Лапиф сражается с кентавром.
Фрагмент фриза Парфенона
Метопа с южной стороны
Фрагмент фриза Парфенона

Важную роль в декоре храма играла также живопись. Правильный выбор цвета выделял формы и подчеркивал композицию сооружения. В частности, фриз был ярко раскрашен: триглифы были синими, фон метоп — красного цвета, тении — тёмно-красным.

Судьба

Дохристианская эпоха

Храм в скором времени стал своеобразным символом афинского государства. Так, заседания народного собрания Афин обычно проходили недалеко от Акрополя, на холме Пникс, с которого были видны и окрестности Афин, и Парфенон. Афинские политические деятели использовали это обстоятельство в своих выступлениях; они стремились воодушевить своих сограждан, напоминали им о славе предков, воплощением которой был, в частности, Парфенон. В речи «Против Андротиона о нарушении законов» Демосфен приводит следующий пример:

«Вы, разумеется, знаете, что те люди, которые воздвигли Пропилеи и Парфенон, а также соорудили из средств, захваченных у варваров, другие храмы (которыми мы так естественно гордимся), некогда, как вы слышали, оставили город и, оказавшись запертыми на Саламине, спасли свое достояние и всё государство, одержав победу в морском сражении [6] ».

В 86 году до нашей эры Афины были захвачены римлянами под предводительством полководца Суллы, город был разграблен и практически разрушен. Мраморные и бронзовые скульптуры, картины, рельефы, мозаики, художественные сосуды были переправлены морем в Италию. Акрополь, включая Парфенон, также был разграблен после сдачи его защитников. По свидетельству Аппиана, с Акрополя было взято около 40 фунтов золота и около 600 фунтов серебра [7] .

Во время римского присутствия в Афинах в Парфеноне случился пожар (возможно, вследствие землетрясения), после которого в храме проводились довольно значительные по масштабам ремонтные работы. Средств на полное восстановление храма оказалось недостаточно, и его крышу было невозможно восстановить, взамен мраморной черепицы реставраторы использовали обычную керамическую.

В это же время сильно пострадала и статуя Афины, которую всё же удалось восстановить. Именно к этому времени относится создание большого числа копий статуи. Исследователи считают, что это связано с ремонтом [8] .

Время византийского господства

В связи с переходом Афин во владения Византийской империи, где единственно разрешённой религией было христианство, старые языческие храмы были закрыты или разрушены, запрещалось следование древним религиозным обрядам. При императоре Феодосии I (в последней четверти IV века) был закрыт Парфенон, а его двери опечатаны. Вскоре после 429 года из Парфенона исчезла статуя Афины [4] .

Возрождение к жизни Парфенона при императоре Юстиниане I было связано с использованием Парфенона в качестве христианского храма. Для этого вход в храм сделали с западной стороны, а в восточной его части устроили апсиду (полукруглый, а иногда многоугольный выступ в стене христианских церковных зданий). Позже, в VIII веке, нишу апсиды украсили мозаиками пресвятой Девы, были установлены иконостас и жертвенник.

Храм стал епископской церковью Афин. К 1018 году храм был окончательно приспособлен для нужд христианских священников. Потолок Парфенона и древняя крыша были разрушены, а на их месте возведён купол. Колонны оказались соединёнными тонкой каменной стенкой, а в пространстве между этой стенкой и основной частью храма были устроены молельни [9] .

Турецкий период

В 1460 году Афины уже находятся под властью турецкого султана. По указу Магомета II Парфенон стал мечетью: был разрушен алтарь, уничтожен иконостас, росписи на стенах забелены известью. Над юго-западным углом храма, где ранее располагалась сокровищница Афины, был построен минарет.

Парфенон-мечеть после взрыва

23 сентября 1867 года во время венецианской осады внутрь Парфенона попадает одна из бомб, при взрыве которой детонировали хранившееся в храме запасы турецкого пороха. Взрыв наносит серьёзный урон зданию: были разрушены три из четырёх его стен, обрушилась вниз бо́льшая часть фриза, не сохранилось ни одной части крыши, рухнули вниз огромный мраморный архитрав, триглифы и метопы [4] .

После победы венецианцы планировали зимовать в Афинах и защищать крепость, однако когда выяснилось, что план не выполним, было принято решение об отступлении, а полководцу Морозини Сенат Республики предписал взять с собой какой-либо из памятников, который он посчитает достаточно высокохудожественным.

Начались работы по снятию с фронтона скульптурной группы с изображением сцены спора между Афиной и Посейдоном, колесницу морского божества с четвёркой коней. Работы были организованы настолько плохо, что сразу после отделения от поля фронтона мраморные кони рухнули вниз, увлекая за собой другие фигуры.

Парфенон сегодня

В начале XIX века британский дипломат лорд Элгин вывез из Греции, всё ещё находившейся под властью Османской империи, четверть сохранившихся элементов храма. Небольшие коллекции также оказались в Австрии, Италии, Франции, Дании и Германии. В сохранности до наших дней дошло лишь около половины скульптур храма, из них одна половина находится в Афинах, а вторая, известная как мраморы Элгина, хранится в Британском музее.

В 2020 году Греция вступила в переговоры с Ватиканом о возвращении некоторых элементов храма. В декабре 2022 года папа римский Франциск распорядился передать Афинам три элемента фриза, экспонировавшиеся с XIX столетия в музеях Ватикана. В их числе — скульптуры, изображающие лошадь и две мужские головы, их вернули Греции в марте 2023 года [10] .

Примечания

  1. ↑Парфенон (Parthenon)(неопр.) . Достояние Планеты (3 мая 2018). Дата обращения: 26 августа 2023.
  2. Leipen N. Athena Parthenos: A Reconstruction. — Toronto: Royal Ontario Museum, 1971. — С. 23. — 95 с.
  3. ↑Периптер(рус.) . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 22 августа 2023.
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. — М. : Языки русской культуры, 2000. — С. 16. — 352 с.
  5. ↑ Большой словарь иностранных слов. — М. : ИДДК, 2007.
  6. ↑ Демосфен. Речи. — М. : Памятники исторической мысли, 1996. — Т. III. — 624 с.
  7. ↑Аппиан. Римские войны.. — СПб. : Алетейя, 1994.
  8. Robertson М., Frantz A. The Parthenon Frieze. — Oxford: London, 1975. — С. 162.
  9. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия) / М. Литвинова, В. Линде, В. Савина. — М. : Альфа-Книга, 2008. — С. 76. — 1278 с.
  10. ↑Как Греция борется за возвращение скульптур Парфенона на родину(неопр.) . Московские новости (3.05.2023). Дата обращения: 22 августа 2023.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
  • Знание.Вики:Готовые статьи по истории
  • Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
  • Все статьи
  • Архитектура
  • Античность
  • Храмы
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Памятники

Парфенон — эталон античного зодчества

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

  1. Краткая история и описание
  2. Парфенон — великолепный образец дорического стиля
  3. Скульптуры Парфенона — мифы в камне
  4. Храм Парфенон на карте

Краткая история и описание

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели. Парфенон в ГрецииВид на Афинский акрополь и храм Парфенон Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками! Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Парфенон в ГрецииХрам Парфенон в ночной иллюминации Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь. Парфенон в ГрецииВид на храм Парфенон с запада В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

Парфенон в Греции

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее. Вид на храм Парфенон с юго-востока

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон в Греции

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны. Южный фасад храма Парфенон

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина. Парфенон в ГрецииВосточный фасад храма Парфенон На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. Парфенон в ГрецииФрагмент восточного фасада храма Парфенон А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

← ГРЕЦИЯ АФИНЫ ЕВРОПА →

Парфенон — главный храм Акрополя

Парфенон — один из самых известных памятников античной архитектуры. За свою многовековую историю он пережил немало: землетрясения, войны, взрывы, перестройку в христианскую церковь, католический собор и мусульманскую мечеть, разграбления и даже многолетнюю реставрацию. Когда мы увидели Парфенон своими глазами, то первая мысль, которая возникла «Ух ты! Он действительно существует, и он такой, как на картинках в учебнике истории». Но надо сказать, что далеко не все так воодушевлены видом главного храма Акрополя. В сети можно найти очень много отзывов туристов, чьих ожиданий Парфенон не оправдал. Если с вами произошло то же самое — это абсолютно нормально! Нас, например, совсем не впечатлила Мона Лиза, и мы по этому поводу совсем не переживаем. Если вас это не успокоило, то вот вам еще пример: известный американский баскетболист Шакил О’Нил, когда его спросили видел ли он Парфенон во время своей поездки в Грецию, ответил журналистам, что не запоминает название клубов, в которых тусуется. Наше личное мнение, что все самое захватывающее в Парфеноне — в его истории и мифах, которые его окружают, а не во внешнем виде. Безусловно, не менее интересны особенности архитектуры храма, но мы в этой теме мало что понимаем, но тем не менее, в нашей сегодняшней статье попробуем рассказать и об этом. Для тех, кто не хочет читать много букв, а хочет узнать имя зодчего Парфенона из пяти букв, то сразу скажем, что правильный ответ — Иктин или Фидий, смотря какой версии придерживается составитель кроссворда. А для остальных мы продолжаем.

Парфенон - главный храм Афинского Акрополя

Парфенон — главный храм Афинского Акрополя

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма). Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины. Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Метопы Гекатомпедона в Новом музее Акрополя © сайт музея

Метопы Гекатомпедона в Новом музее Акрополя © сайт музея

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм — неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистрата (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь — Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на северном склоне Акрополя у стены Эрехтейона.

Колонны пре-Парфенона на северном склоне Акрополя

Колонны пре-Парфенона на северном склоне Акрополя

Строительство Парфенона

В 449 году на народном собрании Афин было принято решение о перестройке Акрополя, который после окончания греко-персидских войн лежал в руинах. Важнейшее место в скульптурном ансамбле было отведено новому величественному и роскошному храму в честь богини Афины. Для строительства святилища были выбраны лучшие строители, зодчие, архитекторы, художники, а средств на возведение нового алтаря не жалели.

Храм Парфенон в наши дни

Храм Парфенон в наши дни

Так как Афины на тот момент были демократическим городом, то каждый житель имел право знать, как расходуются выделенные средства. Именно поэтому все финансовые и строительные отчеты вырезались на камнях и выставлялись для всеобщего обозрения. Эта методика ведения отчетности в наши дни частично помогает археологам восстановить хронологию событий, оценить затраты и даже узнать причины срыва сроков. К сожалению, «отчеты по Парфенону» сохранились в очень плохом виде: часть отсутствует, а часть тяжело поддается расшифровке.

Отчеты на камнях

Отчеты на камнях

Считается, что строительство Парфенона началось в 446 году до нашей эры. Для нового храма была выбрана ровная площадка в самом высоком месте священной скалы. Первые пару лет были посвящены добыче мрамора и доставке его на священную скалу. В большинстве случаев камни добывались из горы Пентеликон (23км от Афин), подвергались частичной обработке, затем доставлялись на Акрополь и уже здесь приобретали свои окончательные формы.

Для этих целей была сооружена специальная каменотёсная мастерская, в которой и велись работы по приведению мрамора в «нужную кондицию». Для выполнения работы каменотесов привлекались как свободные жители города, так и рабы. Рабы, как правило, выполняли черновую работу, а вот сложные и ответственные операции по вырезанию пазов и шлифовке мрамора выполняли только свободные люди.

Парфенон в 1873 году © Dimitris Constantine

Парфенон в 1873 году © Dimitris Constantine

Если говорить об авторе Парфенона, то тут есть несколько версий. Самая распространенная — сам проект был создан и придуман Иктиным, а непосредственно руководил работами Калликрат. Не остался в стороне и Фидий, который занимался отделкой и внешним украшением храма. Некоторые историки спорят с этим и говорят о том, что Фидий не только «украшал» Парфенон, но и руководил работами, а Иктин и Калликрат лишь помогали ему. Учитывая, что строительство Парфенона пришлось на эпоху Перикла, который очень уважал Фидия, то лично нам эта версия кажется более правдоподобной. Но самое интересное в том, что в эпиграфических документах, сообщающих о строительстве Парфенона, все эти имена вообще отсутствуют. Безусловно, все трое сыграли важную роль при строительстве Парфенона, а кто из них был «самым главным» уже не так важно.

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

К 438 году основные работы были закончены, и храм был освящен в день празднования Панафиней. Но стоит сказать, что различные доработки, касающиеся главным образом внешнего вида храма, длились вплоть до 432 года до н.э., речь идет о создании скульптур метоп, фриза, фронтонов и т.д.

Архитектура Парфенона

Наверное было бы логично продолжить статью дальнейшей историей Парфенона, но мы должны остановится на его архитектурных особенностях. Если они вас не очень интересуют, то можно смело пропустить этот раздел.

Парфенон в наши дни

Парфенон в наши дни

По своему внешнему виду Парфенон представляет собой классический прямоугольных храм с колоннадой (периптер) из 46 колонн. Размеры храма 69.54м в длину и 30.89м в ширину. По своему стилю храм относится к дорическому ордеру с рядом элементов ионического. Например, вместо характерных для дорического ордера шести колонн на фасаде, он имеет восемь, а это уже ионический стиль. Боковые стены с каждой стороны украшает 17 колонн (включая угловые), каждая из которых имеет по 10-12 барабанов. Высота колонн с капителями — 10.43 метра, а диаметр от 1.905 до 1.944м, причем кверху он уменьшается. Крыша храма была выполнена из черепицы.

Колонны Парфенона

Мы позволим себе не углубляться во внутреннее устройство храма, потому как людям, не связанным с архитектурой, все эти пронаосы, амфипростили и стилобаты ни о чем не расскажут, а тех, кто в этом понимает наше невежество в описании сильно повеселит. Лучше мы расскажем о скульптурном украшении храма, тем более, что частично оно сохранилось до наших дней и увидеть его может любой желающий, если отправиться в Афины или Лондон.

Парфенон

Над скульптурным оформлением Парфенона работал Фидий и этот факт почти не оспаривается историками. Условно все оформление храма можно разделить на четыре значимых части: золотая статуя Афины Парфенос, метопы внешнего фриза, внутренний фриз и скульптуры на фронтонах.

Скульптура Афины Парфенос

Центральное место в храме отводилось огромной статуе Афины Парфенос, которую выполнил Фидий. Это была классическая хрисоэлефантинная скульптура (выполненная из слоновой кости и золота) высотой 11 метров. До наших дней статуя богини не сохранилась, но ее внешний облик удалось восстановить по многочисленным копиям и рисункам. В левой руке Афина держит щит, на внешней стороне которого изображена битва с амазонками, а на внутренней — битва с титанами.

По легенде, в барельефе битвы амазонок Фидий изобразил себя в образе Дедала, а Перикла — в образе царя Тесея. В правой руке Афины Парфенос — богиня Ника. На всех копиях она выглядит совсем крошечной, в оригинале же это был отдельный архитектурный шедевр высотой почти 2 метра. Пьедестал статуи был украшен сценой рождения Пандоры — первой женщины.

Статуя Афины Парфнос в Нэшвилле

Статуя Афины Парфнос в Нэшвилле

С историей статуи связан грандиозный скандал: Фидия и Перикла обвинили в растрате государственных средств, которые были выделены на создание статуи Афины. По одним данным Фидий смог доказать свою невиновность, по другим, все-таки оказался в тюрьме. Принято считать, что статуя была уничтожена во время пожара в пятом веке нашей эры, но некоторые ученые пытаются доказать, что она «прожила» гораздо дольше, так как в X веке упоминание о ней всплывает в истории Константинополя.

Метопы Парфенона

Говоря о скульптурном украшении Парфенона нельзя не рассказать о метопах, или, как их еще называют, о дорическом фризе храма, который украшал внешнюю колоннаду. Внешний фасад Парфенона украшали 92 метопы, на каждой из которых был создан отдельный шедевр в виде барельефа. Все их объединяла между собой единая тема. Южный фасад украшен сценой битвы кентавров с лапифами, на севере — эпизоды Троянской войны, западную сторону украшала битва амазонок, а на востоке — битва богов с гигантами. До наших дней сохранилось 57 метоп, основная часть принадлежит восточному фасаду. Сорок две метопы можно увидеть в Новом музее Акрополя в Афинах, а 15 в Британском музее в Лондоне.

Метопы Парфенона в Новом музее Акрополя в Афинах

Метопы Парфенона в Новом музее Акрополя в Афинах

Метопы Парфенона

Ионический фриз Парфенона

Еще один фриз, но уже в ионическом стиле, был создан для украшения верхней части внутреннего помещения храма. Длина этого скульптурного полотна составляла 160 метров, а высота 1.02 метра. На барельефе изображено панафинейское шествие, картина включает в себя 378 изображений людей и богов и около 200 животных и представляет собой уникальное произведение античного искусства. До наших дней из 115 пластин сохранилось 96: пятьдесят шесть из них можно увидеть в Лондоне, а сорок находятся в экспозиции музея Акрополя, также фрагменты можно увидеть в Ватикане, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Палермо и Вюрцбурге.

Ионический фриз Парфенона в Афинах

Ионический фриз Парфенона в Афинах

Фронтоны Парфенона

Ну и последняя скульптурная особенность Парфенона, о которой мы не можем не упомянуть — это его фронтоны. Внутреннюю часть фронтонов восточного и западного входа украшали гигантские скульптурные композиции, которые к нашим дням почти не сохранились. С восточной стороны был изображен миф о рождении Афины из головы Зевса, а с западной был представлен знаменитый спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. До наших дней дошли лишь части 30 статуй: 19 из них можно увидеть в Британском музее, а 11 находятся в Афинах.

Статуи с фронтона Парфенона в музее Акрополя

Статуи с фронтона Парфенона в музее Акрополя

Как это ни странно, но в декоре Парфенона огромную роль сыграла живопись. Сейчас в это сложно поверить, но раньше главный храм Акрополя был цветным. Особенно ярко был раскрашен фриз: триглифы — синие, фон метоп — красный, тении — темно-красные. Скульптурные группы также были раскрашены как на метопах, так и на фронтонах. Колонны же, кроме узкой полоски, отделяющей шейку капители, сохраняли естественный цвет пентеликонского мрамора.

Колонны были естественного цвета мрамора, а вот фриз был цветным

Колонны были естественного цвета мрамора, а вот фриз был цветным

Дальнейшая история Парфенона

Но вернемся к истории самого знаменитого античного храма в мире. Практически сразу после окончания строительства Парфенона в Греции разразилась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой первые потерпели сокрушительное поражение и лишились всего, что у них было, включая свой демократический политический строй. Лишь спустя несколько лет афинянам удалось освободится от навязанного режима и частично, хоть и в гораздо меньшей степени, чем раньше, восстановить свою государственность. Но не успели греки оправиться от гнета спартанцев, как пришла эпоха македонцев сначала в лице царя Филиппа II, а затем его сына Александра Македонского. Несмотря на то, что в 323 году до нашей эры Александр Великий покончил с афинской демократией, он не стал разрушать Афины и его святыни, как это обычно делают завоеватели. Более того, он приказал повесить на восточном фасаде Парфенона четырнадцать щитов, а позднее преподнес Афине-победительнице дары в виде 300 доспехов побежденных персов.

Парфенон в Афинском Акрополе

Парфенон в Афинском Акрополе

В конце IV века до нашей эры к власти пришел Деметрий Полиоркет, который использовал Парфенон в качестве своего дворца, в котором поселился вместе со своими многочисленными любовницами. А дальше каждый новый правитель превосходил предыдущего по степени надругательства над священным для афинян местом. Так в начале III века до н.э. афинский тиран Лахарес приказал снять все золото, которым была украшена одежда статуи Афины Парфенос, предположительно именно в это время статуя была «переодета» в бронзу. По другим данным, после того, как статую «раздели» — она пропала вовсе.

Парфенон в 1860 году © Francis Frith

Парфенон в 1860 году © Francis Frith

В начале II века до нашей эры в Парфеноне устанавливается огромный памятник в честь одного из представителей пергамской династии Атталидов. Он был установлен справа от входа в храм и в высоту практически доставал до крыши. Спустя несколько десятков лет слава Атталидов пошла на спад и монумент быстренько переделали в честь императора Августа. Как это ни странно, но античные историки не упоминают о пожарах, которые были в Парфеноне, и какие разрушения они нанесли.

Эту информацию частично можно обнаружить лишь в сохранившихся речах древнегреческих ораторов, которые иногда в своих трактатах используют отсылки к истории. Тем не менее, археологам удалось установить, что в III веке в Парфеноне бушевал огромный пожар, который уничтожил крышу и внутренние перекрытия, мраморные блоки потрескались, колоннада в восточной части храма практически обрушилась.

Парфенон в строительных лесах в 2017 году

Парфенон в строительных лесах в 2017 году

Реставраторы того времени, видимо, приходились далекими родственниками московскому мэру, потому что при реконструкции храма не ставилась задача восстановить облик святилища или сохранить уникальные скульптурные украшения, задача была сделать быстро. Поэтому крышу сделали только для того, чтобы защитить внутренние помещения, а на восстановления колонн пошли блоки, которые остались от разрушенных храмов, а также мраморные таблички с финансовой отчетностью.

Превращение в христианский храм

Точных сведений о том, когда именно храм Афины был превращен в христианскую церковь история не сохранила. Но археологи предполагают, что это произошло в V-VI веке нашей эры. Именно тогда Парфенон был разграблен, а все сохранившиеся на тот момент сокровища были вывезены в Константинополь. В византийский период истории Афин Парфенон служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы и был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник. Значимость храма была настолько велика, что император Василий II прибыл в Афины в 1018 году с единственной целью — поклониться Парфенону.

Украшения Парфенона в 1873 году © Dimitris Constantine

Украшения Парфенона в 1873 году © Dimitris Constantine

Во времена правления Оттона де ла Роша в Парфеноне разместилась резиденция французского архиепископа. На какой-то период храм превратился в католическую церковь и стал именоваться собором Афинской Богоматери (Notre Dame d’Athenes). В течение следующих 250 лет власть над Афинами сначала перешла к каталонцам, а затем к итальянцам. При первых Парфенон стал называться Санта-Мария-де-Сетинас, а при вторых сменил имя на Санта-Мария-ди-Атене.

Парфенон

Перестройка античных храмов в христианские была довольно распространенным явлением, вспомнить хотя бы храм Гефеста в Агоре. При перепланировке страдал как внешний облик храма (например, чтобы добавить света в скульптурном фризе Парфенона были прорублены окна), так и внутренний. Все, что могло пригодиться для совершения богослужений оставляли или переделывали, остальное же безжалостно уничтожали.

Превращение Парфенона в мечеть

В середине XV века Афины переходят под власть Османской империи, которой в то время правил Мехмед II Завоеватель. Акрополь был преобразован в турецкий гарнизон: в Эрехтейоне разместился гарем султана, в Пропилеях поселился военный комендант, а Парфенон почти сразу же превратили в мечеть. Христианские и языческие росписи забелили, чтобы не было видно, а построенную в христианские времена колокольню переоборудовали в минарет. Почти два столетия Парфенон был мусульманских храмом. В 1687 году во время очередной турко-венецианской войны Парфенон был разрушен.

Парфенон в 1865 году © Jakob August Lorent

Парфенон в 1865 году © Jakob August Lorent

Произошло это 26 сентября 1687 года. Надеясь, что противник не станет обстреливать бывшую христианскую святыню, османы решили спрятать в Акрополе женщин, детей и боеприпасы, но глава венецианской армии генерал Отто-Вильгельм Кёнигсмарк, несмотря ни на что приказал обстрелять Акрополь. Пушки были установлены на холме Филопаппу, поэтому и Парфенон, и другие строения священной скалы были как на ладони. После попадания снаряда в храм произошел взрыв, в результате которого большая часть храма обрушилась. С этого момента история Парфенона становится историей руин.

Руины Парфенона в наши дни

Руины Парфенона в наши дни

Вскоре венецианцы оставили Афины, а турки вновь разбили гарнизон на Акрополе, но гораздо более скромный. В руинах Парфенона была построена новая мечеть, а вот то, как она выглядела сейчас может узнать каждый. Дело в том, что на первой известной фотографии Парфенона, сделанной в 1839 году, мусульманский храм прекрасно виден невооружённым глазом.

Первая известная фотография Парфенона (1839 год)

Первая известная фотография Парфенона (1839 год)

Рисунок новой мечети на руинах Парфенона, предположительно 1838 год

Рисунок новой мечети на руинах Парфенона, предположительно 1838 год

Окончательное разрушение Парфенона

Постепенно могущество Османской империи стало падать и без надежной защиты памятники Акрополя стали быстро ветшать. Нередко камни от них шли на строительство домов, известны случаи, когда разбивали колонны, чтобы достать свинцовые скобы, которые соединяли барабаны. Как правило, все это было делом рук местных жителей, которым нужно было как-то выживать. Но не остались в стороне и европейцы, которые устроили настоящую охоту за уцелевшими фрагментами фризов и скульптурами.

Самый известный случай — это «мраморы лорда Элджина», которые сейчас выставляются в Британском музее (мы подробнее рассказывали об этом в статье про Новый музей Акрополя). Можно встретить фрагменты фриза Парфенона в Лувре, которые вывез из Афин в 1780 году французский дипломат Огюст де Шуазёль-Гуфье. Но самое печальное то, что судьба большинства фрагментов так и остается неизвестной.

Парфенон в 1893 © Andre Salles

Парфенон в 1893 © Andre Salles

Памятник античного искусства и история его реконструкций

В 1832 году Греция получает долгожданную независимости и уже через два года (28 августа 1834 года) Парфенон официально становится не просто руинами, а памятником античного искусства. Именно с этого времени в истории Парфенона наступает новый этап — этап археологических раскопок и бесконечной реставрации. В 1835 году на территории Акрополя были снесены все постройки, оставленные турками, венецианцами и прочими «варварами». Начались масштабные исследования, результатом которых стало то, что на холме остались лишь памятники, построенные до нашей эры, все остальное было снесено, как, например, Франкийская башня, располагавшаяся чуть южнее Пропилеев.

Франкийская башня (фото 1869-1874 годов)

Франкийская башня (фото 1869-1874 годов)

Справедливости ради стоит заметить, что шли и восстановительные работы. Так в 1840-х годах было частично реконструировано четыре колонны северного фасада и одна с южной стороны храма, около полутора сотен мраморных блоков были возвращены в стены внутренних помещений Парфенона. К сожалению, в 1894 году произошло сильное землетрясение, которое серьезно повредило храм и привело к новому витку реставраций. После землетрясения к работам над восстановлением древнего святилища был привлечен греческий архитектор Николаос Баланос, которые посвятил этому делу 40 лет своей жизни. Во многом благодаря ему, Парфенон приобрел тот вид, который мы можем сейчас видеть.

Процесс восстановления северной колоннады, который объединил здание в единое целое. До этого руины выглядели как остатки двух разных зданий (1923-1928 года)

Процесс восстановления северной колоннады, который объединил здание в единое целое. До этого руины выглядели как остатки двух разных зданий (1923-1928 года)

Уже после смерти архитектора, его труды подверглись жесткой критике, и надо сказать, что не просто так. Главная проблема была в том, что для скрепления блоков Николаос использовал металлические стержни, которые со временем ржавели и разрушали мрамор. В 1986 году было принято демонтировать крепления и заменить их на титановые.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Работы по восстановлению Парфенона идут и в наши дни, и когда они будут завершены не знает никто. Помимо работ над внешним видом, планируется провести реставрацию и внутри храма. Если все получится, то в скором времени туристы смогут увидеть остатки апсиды, сохранившийся с христианской эпохи, и постамент статуи богини Афины Парфенос.

Существует шутка, что строительный кран рядом с Парфеноном стоит так давно, что скоро сам станет объектом ЮНЕСКО

Существует шутка, что строительный кран рядом с Парфеноном стоит так давно, что скоро сам станет объектом ЮНЕСКО

Копии Парфенона в мире

Помимо оригинального Парфенона в Афинском Акрополе существует несколько известных копий, которые, безусловно, заслуживают внимания:

  • Копия Парфенона в американском Нэшвилле, созданная в 1897 году архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом. Главная ее особенность в том, что это полномасштабная реплика знаменитого античного храма. Сначала он был создан из дерева, а в первой четверти XX века здание перестроили в бетоне. В 1990 году храм украсила статуя богини Афины Парфенос.
  • Зал славы Вальхалла — это еще одна копия Парфенона, но уже в меньшем размере, которая расположилась в баварском городе Регенсбург. Реплика была создана в 1842 году архитектором Лео фон Кленце, тем самым, что построил в Санкт-Петербурге здание Нового Эрмитажа.

Также миниатюрные модели Парфенона можно увидеть в некоторых парках миниатюр, например, в парке Tobu World Square в Японии или Window of China на Тайване.

Парфенон в Нэшвилле

Парфенон в Нэшвилле

Купить билеты в Парфенон онлайн. Экскурсии в Акрополь на русском языке.

Увидеть Парфенон можно бесплатно с холма Филоппапу, но он будет очень далеко. Если купить билет в Акрополь, тогда можно подойти к величайшему античному храму довольно близко. Обратите внимание, что оригинальные части фризов и фронтонов хранятся в Новом музее Акрополя, а непосредственно на священной скале можно увидеть лишь копии. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), а билет в Новый музей Акрополя — зимой обойдется вам в €5, а вот в летний период (апрель-октябрь) уже €10.

Можно воспользоваться сервисами и купить билеты заранее, иногда цена билета выше, чем в кассе, но вам не нужно тратить несколько часов на очереди, иногда есть скидка и билеты обойдутся дешевле

  • Билеты со скидкой без очереди в Новый музей Акрополя — €8.5
  • Билеты со скидкой в Новый музей Акрополя — €7.0
  • Билеты в Новый музей Акрополя с доступом на временные выставки — €13.0
  • Билеты в Акрополь без очереди с доступностью в тот же день — €23.0
  • Экскурсия по Афинам — €37+ билеты в Акрополь.
  • Экскурсия с посещением Акрополя — €275

Стоимость билетов в Парфенон

Стоимость билетов в Парфенон

Уникальный античный храм еще очень долго будет волновать умы археологов, историков и архитекторов — сложно представить сколько событий и судеб людей видели эти мраморные колонны, какие секреты он еще скрывает. Стоит ли тратить драгоценные двадцать евро на осмотр груды камней каждый решит для себя сам, но наше личное мнение: вы не видели Афин, если не побывали в Акрополе и не увидели своими глазами эти красивейшие руины древнего Парфенона.

Книги о Парфеноне

  • Мэри Берд «Парфенон» (серия «Биография чудес света») купить на Лабиринте
  • Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. «Судьба Парфенона» скачать на Litres

Парфенон на карте Афин

Парфенон — главный храм Акрополя 2018-06-02T18:26:59+03:00 2023-01-06T20:39:20+03:00 Natalya ‘Poznamka’

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Главный храм Акрополя

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

акрополь

Интересные факты об Акрополе 15193 4.73 1

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах пусто Парфенон Парфенон Парфенон

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.

Парфенон

Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

Храм богини Артемиды

Храм богини Артемиды в Эфесе 15193 4.2 3

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Храм Парфенон в Афинах

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *