Где находится новоспасский монастырь в москве
Перейти к содержимому

Где находится новоспасский монастырь в москве

  • автор:

МОСКОВСКИЙ НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

  • Адрес: Россия, 115172, г. Москва, Крестьянская пл., 10
  • Тел.: 676-95-70
  • Официальный сайт: http://www.novospasskiymon.ru/
  • Проезд: ст. м. «Пролетарская», «Крестьянская застава»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новоcпасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (+ 1543 г.), отец патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, + 1586 г.), мать царя Михаила Федоровича Ксения Иоанновна Романова (вел.государыня инокиня Марфа, + 1631 г.) и его дочь царевна Ирина Михайловна (+ 1679 г.), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский) (+ 1885 г.) и Петр (Екатериновский) (+ 1889 г.).

Московский Новоспасский монастырь, 1912 г.
Московский Новоспасский монастырь, 1912 г.

В монастыре перезахоронена инокиня Досифея (+ 1810 г.), погребенная на территории, монастыря по завещанию. Духоносная московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал вел.кн. Сергей Александрович (+ 1905 г.), дядя св.страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы вел.кн. Елизаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссоданный по хранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в 20 веке.

Настоятельский корпус выстроен патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII века. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII веке.

В бытность Патриарха Никона, архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Обширный некрополь был уничтожен. В его стенах был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

Монастырь возвращен Русской Православной Церкви в декабре 1990 г.. Богослужение возобновлено в марте 1991 г., с середины 1992 г. совершается ежедневно. Возродилась монашеская жизнь.

При монастыре действуют: Воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Монастырь выпускает периодическое издание для подростков «Православная юношеская газета». Работает филиал сектора заочного обучения Московской духовной семинарии. На территории монастыря проводит занятия Центр по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Издается православный молодежный журнал «Наследник». Имеется библиотека.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)
  • Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архит. С.У. Соловьев, воссоздан в 1995—2002 гг.).
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.).
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев патриарха Филарета (1795 г., архит. Е.С. Назаров).
  • Храм свт. Николая, бывший больничный, братский (1652 г.). С 1911 по 1918 гг. существовал придел мч. Петра Авессаломита (храм восстанавливается).
  • Храм прп. Сергия Радонежского устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архит. И. Жеребцов (храм восстанавливается).
Московский Новоспасский монастырь, план-схема
Московский Новоспасский монастырь, план-схема

План монастыря

  1. Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
  3. Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
  4. Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
  5. Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
  6. Часовня (начало XX века).
  7. Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
  8. Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
  9. Крепостные стены монастыря (XVII век). Архит. Ф. Конь.
  10. Юго-восточная башня (XVII век).
  11. Юго-западная башня (XVII век).
  12. Западная башня (XVII век).
  13. Северо-западная башня (XVII век).
  14. Северо-восточная башня (XVII век).
  15. Настоятельский корпус (XVII век).
  16. Братский корпус (XVII век).
  17. Иконная лавка (конец XVIII века)
  18. Свечная мастерская (конец XX века)
  19. Хозяйственный двор.

Святыни

Два мощевика с частицами свв.мощей вселенских и других святых, чтимая икона Смоленской Божией Матери, вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича (XVI в.); икона Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на св.горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.; икона Нерукотворенного Образа Спасителя (19 век) — список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре. Иконы святых с частицами святых мощей.

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00. Ежедневно (за исключением седмичных дней Великого Поста), по окончанию Литургии молебен Божией Матери перед иконой «Всецарица», по воскресным дням — водосвятный молебен.

Монастырь имеет подворье с действующим храмом Архистратига Михаила (адрес: 143397, Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20. 913-76-62).

Настоятели, наместники

  • Иоанн I (1330 — 1346)
  • Петр (1346 — 1353)
  • Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
  • Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
  • Симеон (1382 — 1382)
  • Сергий I (1389 — 1389)
  • Игнатий (1389 — 1404)
  • Феодосий (1404 — 1404)
  • Матфей (1404 — 1404)
  • Иларион (1406 — 1406)
  • Савва (1410 — 1410)
  • Трифон (1453 — 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
  • Герман (1474 — 1474)
  • Елисей (1483 — 1488)
  • Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
  • Савва (1526 — 1530)
  • Феодосий (1539 — 1542)
  • Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
  • Никифор (1554 — 1558)
  • Галактион (1558 — 1565)
  • Антоний (1565 — 1568)
  • Вассиан II (1569 — 1575)
  • Свт. Иов (1575 — 1581)
  • Иоаким (1581 — 1589)
  • Сергий II (1589 — 1589)
  • Сильвестр (1589 — 1598)
  • Закхей (1598 — 1599)
  • Сергий III (1599 — 1606)
  • Евфимий I (1610 — 1613)
  • Иосиф I (1613 — 1619)
  • Нифонт II (1623 — 1623)
  • Лаврентий I (1627 — 1629)
  • Митрофан (1629 — 1629)
  • Тихон I (1630 — 1631)
  • Иосиф II (1631 — 1637)
  • Лаврентий II (1638 — 1638)
  • Иона (1639 — 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
  • Никон II (1649 — 1654)
  • Питирим (1654 — 1655)
  • Сергий IV (1656 — 1656)
  • Иосиф III (1658 — 1663)
  • Прохор (1663 — 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 — 1697)
  • Макарий I (1674 — 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
  • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 — 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
  • Иоасаф II (1702 — 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
  • Моисей (1711 — 1714)
  • Арсений (1715 — 1716)
  • Сергий V (1716 — 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
  • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
  • Феофил (1730 — 1732)
  • Иларион II (1733 — 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 [1])
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 [2])
  • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
  • Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
  • Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
  • Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
  • Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
  • Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2018 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (26 февраля 2019 — 11 октября 2023)
  • Григорий (Петров) (с 11 октября 2023)

Использованные материалы

  • http://www.patriarchia.ru/db/text/262286.html
  • http://www.spasnanovom.ru/guide
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 142-146.

[1] В 1758 году назначен во епископа Воронежского, но отказался.

[2] 17 апреля назначен, но не был, а 6 августа хиротонисан во епископа Воронежского

Редакция текста от: 12.10.2023 17:56:06

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

«МОСКОВСКИЙ НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ» еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь является одним из крупнейших функционирующих в настоящее время монастырей Москвы. Ежедневно обитель посещает огромное количество прихожан, людей, которым необходима помощь, посетителей, интересующихся историей, культурой, православием, а также обычных туристов.

В монастыре бережно хранятся самые разнообразные православные святыни: части ризы Иисуса Христа, остатки облачения Богоматери, фамильные драгоценности царской семьи Романовых, а также сокровища их родственников и предков.

Архитектурный ансамбль монастыря является примером традиционного московского зодчества XVII–XVIII веков. В обители в настоящее время функционирует пять храмов, открыто собственное издательство, работает воскресная школа.

Крепостные стены монастыря

Крепостные стены монастыря, © Nomad

Расписание богослужений

Расписание богослужений в Новоспасском монастыре стандартное: по утрам службы проходят обычно в 8 часов, вечерами — в 17 часов. По выходным и праздникам: в 7 и 9 утра.

Расписание богослужений в Новоспасском монастыре:

  • понедельник — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем);
  • вторник — 08:00 (Часы, Божественная Литургия, Праздничный молебен), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем);
  • среда — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем); четверг — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня со славословием);
  • пятница — 08:00 (Часы, Божественная Литургия), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем);
  • суббота — 08:00 (Часы, Божественная Литургия в Покровском соборе), 17:00 (Всенощное бдение с литией);
  • воскресенье — 07:00 (Часы, ранняя Литургия в Усыпальнице), 09:00 (Часы, Литургия в Покровском соборе), 17:00 (9-й час, Вечерня, Утреня с полиелеем).

Часовня в честь 300-летия Романовых

Часовня в честь 300-летия Романовых, © vladkonst

Подворье

У Новоспасского ставропигиального мужского монастыря существует несколько официальных подворий.

Подворья Новоспасского монастыря:

  • храм Иоанна Предтечи (месторасположение — село Сумароково, Рузский район, Московская область);
  • храм Архистратига Михаила (деревня Милюково, Первомайский сельский округ, Наро-Фоминский район, Московская область);
  • храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (село Дураково, Калужская область).

Храмы Новоспасского монастыря

На территории Новоспасского ставропигиального мужского монастыря расположено несколько храмов.

Храмы Новоспасского монастыря:

  • главный храм — Спасо-Преображенский собор (построен в 1645–47 годы);
  • храм в честь преподобного Романа Сладкопевца (1900–02 годы, реконструкция — 1995–2002 годы);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 год);
  • храм иконы Божией Матери «Знамение» (1795 год);
  • храм святого Николая Чудотворца (1652 год);
  • храм преподобного Сергия Радонежского (1787 год).

Усыпальница Романовых

Усыпальница Романовых, © Андрей Л

Изначально главная церковь и другие здания Новоспасского монастыря были построены из дерева. Но уже в 1491 году здесь был заложен первый храм из камня, освященный в честь Преображения Господня, который функционировал вплоть до 1497 года, после чего был полностью разобран.

В 1645 году на территории будущего монастыря началось возведение Спасо-Преображенского собора. Он был построен прямо над могилами рода Романовых. Внушительный собор венчался пятиглавым куполом. Храм был возведен по примеру Успенского собора, только был немногим меньше по размеру. До сих пор здесь можно увидеть фрески XVII века. Собор был освящен в 1649 году.

В 1650 году на северо-западе монастыря была построена Никольская церковь. Рядом с ней расположена колокольня 1759 года постройки. На втором ярусе здания расположен храм Преподобного Сергия Радонежского.

Храм Покрова Святой Богородицы был возведен в 1675 году. Он был освящен целых три раза: в 1675 году по окончании строительства, в 1813 году после завершения войны с Наполеоном, а также в 1997 году. В церкви хранится чудотворная вятская икона Спаса Хлыновского.

В 1795 году был построен храм Иконы Знамения Божией Матери. Знаменский храм также является усыпальницей рода Шереметевых.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь на google-панорамах Москвы

История

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь считается одним из древнейших монастырей города. В начале своего существования он располагался на территории Данилова монастыря, а позднее — на территории Кремля. В конце XV века обитель переехала на Крутицкий холм, расположенный на одном из берегов реки Москвы.

В Новоспасском монастыре хранятся фамильные драгоценности рода Романовых, так как по традиции самих императоров всегда хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, а их родственников и других великих князей — в усыпальнице Новоспасского монастыря. Во время революции все могилы были уничтожены, а в 1990-е годы — восстановлены.

В настоящее время в усыпальнице расположена церковь во имя святого Романа Сладкопевца, который являлся покровителем рода. Здесь также можно посетить маленький музей, рассказывающий об истории монастыря.

Интерьер Новоспасского монастыря на google-панорамах

Архитектура

Внешний вид Новоспасского монастыря менялся в течение времени его существования. Первые стены из камня появились здесь только в XVII веке. Они также выполняли важную стратегическую функцию — защиты Москвы от нападения врагов.

У главного входа в монастырь расположены ворота, на которыми находится колокольня XVIII века, которая является одной из высочайших в городе — 78 метров. Центральный храм монастыря — Преображенский собор — был построен в XVII веке. Внутри него можно увидеть старинные росписи, в ряду которых есть уникальная картина родословного дерева семьи Романовых. На паперти собора изображены 10 античных философов: Аристотель, Платон, Гомер и другие.

Неподалеку от собора находится храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в XVII веке. Рядом с ним расположена церковь иконы Божией Матери «Знамение» XVIII века, возведенная в стиле классицизма. Здесь и находится усыпальница некоторых знаменитых русских аристократов: Черкасских, Шереметьевых, Урусовых и других.

Экскурсии от Спутника

Экскурсии от Tripster

Как добраться до Новоспасского монастыря

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь находится в Таганском ​районе Центрального административного округа Москвы.

Ближайшая к монастырю станция московского метро называется «Пролетарская». Она расположена на ​Таганско-Краснопресненской линии.

Также недалеко находятся остановки общественного городского наземного транспорта: «Новоспасский проезд (по требованию)» автобусов № н13 (ночной), с856, «Динамовская (3-й Крутицкий переулок)» автобуса № 984, «Динамовская (Симоновский Вал)» трамваев № А, 38, «Новоспасский мост» водного транспорта.

Также можно воспользоваться услугами такси в Москве: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил и многими другими.

Видео про Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Большинство исторических источников указывают на то, что первоначально обитель Всемилостивого Спаса, основанная святым благоверным князем Даниилом Московским, находилась там, где теперь расположен Данилов монастырь. Великий князь Московский Иоанн Калита в 1330 году перевел ее в Кремль, на Боровицкий холм. На Крутицком холме, где он и находится ныне, монастырь обосновался при Иоанне III (1462–1505), именно тогда его стали называть «Спас на Новом» – Новоспасский.

Первоначально храм и другие строения монастыря были деревянными, но в 1491 году царь Иоанн III заложил новый каменный собор в честь Преображения Господня. Почти со времени перемещения на Крутицкий холм монастырь становится местом погребения бояр Романовых и других знатных боярских родов. К моменту воцарения на русском престоле Михаила Романова, в обители, под сводами соборного храма Преображения Господня и в усыпальнице Знаменского храма, покоились уже несколько поколений его предков. Сам царь со своим отцом – святейшим патриархом Филаретом и все последующие государи уделяли особое внимание благоустроению Новоспасского. Можно сказать, что ХVII век был для обители периодом расцвета церковного строительства.

С 1640 по 1642 год она была обнесена каменной оградой с бойницами и башнями взамен обветшавшей деревянной. Особенно щедро царские пожертвования стали поступать в монастырь в настоятельство будущего патриарха Никона. В 1647 году была завершена постройка нового величественного Спасо-Преображенского собора. К могилам Романовых в определенные дни совершались торжественные царские выходы; пожертвования на помин души предков составили богатейшую некогда монастырскую ризницу. В XVII столетии монастырь обрел свою главную святыню – Нерукотворный образ Христа Спасителя, торжественно перенесенный в Москву из города Хлынова (нынешняя Вятка). Икона исчезла при закрытии монастыря в 1918 году.

В 1786 году над главным въездом в монастырь вознеслась величественная четырехъярусная колокольня, строившаяся с перерывами почти пятьдесят лет. Она как бы перекликалась с колокольней Ивана Великого, напоминая о древней связи обители с Кремлем. Это лучшее произведение архитектора Ивана Жеребцова, похороненного здесь же, в основании построенной им колокольни. Последний русский император Николай II посещал древнюю обитель в 1900 году (в память об этом в усыпальнице Романовых был устроен храм во имя Романа Сладкопевца) и в 1913-м, в дни торжеств, посвященных 300-летнему юбилею дома Романовых.

С приходом советской власти насельники монастыря были выдворены из обители. С 1918 года здесь действовал концентрационный лагерь, затем находилось Главное управление местами заключения. После войны в перестроенных и изуродованных церквах разместились различные учреждения, склады, жилые помещения. В 1968 году, в связи с решением создать на территории монастыря «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся более двадцати лет.

В начале 1991 года Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первая Божественная литургия состоялась 23 марта 1991 года. За небольшой срок произошло превращение заброшенной и оскверненной святыни в один из духовных центров Москвы. Огромная заслуга в этом принадлежит первому наместнику обители, ныне почившему архиепископу Костромскому и Галичскому Алексию (Фролову).

В стенах Новоспасского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла создан Центр образования духовенства Москвы. Братия окормляет несколько медицинских учреждений, в том числе онкологический институт имени П.А. Герцена, где устроен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

А в самой обители пребывает один из чтимых списков этого чудотворного образа, написанный монахами Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Богородица дарует всем, просящим с верою, великие милости. Многочисленные записи в специальных монастырских тетрадях свидетельствуют об исцелениях.

В Новоспасском монастыре создан и действует общедоступный музей, где собрана небольшая коллекция, которая рассказывает об истории обители в разные периоды. Уникальность ее составляют личные вещи великого князя Сергея Александровича Романова. Он более десяти лет был московским генерал-губернатором и много сделал для первопрестольного града. Останки убиенного террористом великого князя ныне покоятся в усыпальнице Романовых, а на территории монастыря в 1998 году воссоздан Крест-памятник, некогда стоявший в Кремле на месте его гибели и уничтоженный в годы лихолетья.

Накануне дня памяти святых Царственных Страстотерпцев в обители устраивается Романовский вечер, посвященный династии Романовых. Издавна Новоспасский монастырь считался царским. С XV века в обители совершались захоронения бояр Романовых. Трижды Новоспасский монастырь посещал царь-страстотерпец Николай II. В Новоспасском монастыре для всеобщего посещения открыт так называемый Итальянский дворик, где в советские годы производились расстрелы.

При обители действуют воскресная школа, учебно-методический центр «Православие и образование», молодежное движение «Молодая Русь». Издаются православный молодежный журнал «Наследник» и «Православная юношеская газета» для подростков. Регулярно проходят занятия в Центре по реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости.

Наместник

Дионисий, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Святые и подвижники благочестия

5 / 18 Июля
4 сентября
3 ноября, 16 августа

Праздники и чтимые даты

6 / 19 Августа
1 / 14 Октября
18 / 31 августа
3 / 16 Июля, 4 / 17 Июля
28 Июля / 10 Августа
4 сентября
27 Ноября / 10 Декабря

Святыни и святые источники

16/29 августа в Новоспасском монастыре
18 / 31 Августа
Новоспасский монастырь
28 Июля / 10 Августа
12/25 января
в Покровском храме

Храмы и Богослужения

Спасо-Преображенский собор и храм в честь преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых.

восстановлен в 1992 г.

Основан в 1491 году при великом князе Иоанне III.В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII веке при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 года Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора. План собора представляет вид корабля — наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма. Величественный пятиярусный иконостас — типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором — Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем — 12 великих праздников, еще выше — Пророки, и в середине — Богоматерь, в верхнем — Праотцы, и в середине их — Бог-Отец. На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича — устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются си величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич. Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) — священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е годы. Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII века. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове. При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: «Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма».
Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий — последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.
После 1917 года монастырь закрывают и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые годы в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.
Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва. 23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия, а 4 октября 1992 года Его Святейшество в сослужении архипастырей и духовенства совершил освящение Спасо-Преображенского собора Великим архиерейским чином. В 1993 году из фондов ГИМ была возвращена фреска XVII века с изображением устроителей собора — царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Вместе с ней в обитель словно вернулись ее царственные покровители. Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся сложнейшие работы по восстановлению уникальных росписей XVII века, в мае 2007 года завершились работы по главному четверику собора. Реставрационные работы продолжаются до настоящего времени.

Богослужение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в летнее время.

Храм в честь Покрова Божией Матери
восстановлен в 1997 г.
Богослужения проходят в зимний период

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век)

Храм во имя Покрова Богоматери примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому, имея с ним общую паперть. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году, возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году..
В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был выстроен новый иконостас.
По бокам главного алтаря находятся два предела: правый — во имя святой . великомученицы Варвары — устроен в 1758 году, а левый — во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского, освященный в 1757 году, вскоре после открытия мощей и прославления этого святителя.
В 1877 году весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары — изображениями преподобных дев и мучениц.

В 1918 году Новоспасский монастырь закрыт, службы в храме прекратились. Покровский храм был снова освящен только в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 году начались работы по его росписи, главным образом, силами братии.

Иконы в Покровском храме с мощами святых.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых.

С северо-западной стороны Преображенского храма находится церковь в честь Знамения Богоматери. Икона Знамения Богоматери была родовой в семействе бояр Романовых. Первоначально храм был сооружен царем Михаилом Федоровичем над тем местом, где были погребены привезенные сюда тела бояр Романовых, дядей царя и родных братьев патриарха Филарета: Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей.

Однако в 1791 году храм был разобран в виду ветхости. И в том же году, взамен разобранного, около старого места граф Шереметьев возводит новый храм, также во имя Знамения Богоматери.
Постройка произведена по проекту архитектора Назарова, сотрудника знаменитого Бажанова. Строился храм четыре года и 15 января 1795 года бы освящен епископом Воронежским Мефодием, прежним настоятелем Новоспасского монастыря.
В 1812 французы превратили храм в конюшню, и в 1813 году церковь была вновь освящена. Знаменский храм – двухэтажный. Верхний этаж по отношению к нижнему представляет хоры, где и устроен сам храм, а нижний — усыпальницу. Под алтарем храма помещена фамильная усыпальница графов Шереметьевых. Под Знаменским храмом погребены также князья: Лобановы-Ростовские, Черкасские, Сицкие и Урусовы.

В первые годы Советской власти монастырь был превращен в женскую тюрьму, затем здесь был «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных. Храм Знамения Пресвятой Богородицы был густонаселенным тюремным бараком. В 30-ые годы — период новой волны репрессий — часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм, и здесь расстреливали. После войны храм превратили в медвытрезвитель. В 1967 году благодаря Павлу Корину, медвытрезвитель был закрыт. В данный момент идут реставрационные работы по внутреннему убранству Знаменской церкви.

Храм в честь святителя Николая чудотворца (XVIII век)

В северо-западном углу братских келий помещается храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице.
В подвальном этаже под Никольской церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда были сажаемы присылаемые в монастырь преступники. Здесь в продолжение 6 недель был подвергаем мучениям святой преподобный Дионисий, бывший настоятель Троице-Сергиевой обители, заточенный в Новоспасский монастырь как мнимый еретик.
При большевиках Никольский храм не закрывался дольше других. Он имел отдельный вход со стороны улицы. Богослужения в нем продолжались до 1926 года. И это было время полулегального существования монастыря в качестве приходской общины под названием «Братство во имя Преображения Господня». В 30-ые годы Никольский храм превра
тили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.

Колокольня с храмом в честь преподобного Сергия Радонежского (XVIII век)

Первая колокольня монастыря была сооружена в начале XVII века на средства Патриарха Филарета Никитича справа от Спасо-Преображенского собора близ церкви Знамения. Это была шатровая колокольня, на ней были устроены часы боевые, колокол боевой, да два колокола перечастных». В колокольне Патриарх устроил храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий Патриарх Филарет был освобождён из польского плена. Наличие часов сближает старую колокольню с современной, которая была заложена в царствование императрицы Елизаветы Петровны на восточной стороне ограды. Колокольня была построена в 1759-1785 году. Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Жеребцов, наиболее известный из учеников архитектора Евлашева. После смерти он был погребён в первом ярусе колокольни. В конце 50-х годов XVIII века были построены первый и второй этажи колокольни, затем её постройка была приостановлена из-за нехватки средств вследствие проведённой императрицей Екатериной II секуляризации церковного имущества. Лишь через 20 лет при поддержке императрицы Екатерины II постройка колокольни была возобновлена. Тогда же были надстроены 3 и 4 ярусы. Её глава была позолочена на средства московского купца Васильева. Вся постройка обошлась в 80 000 рублей — сумму, по тем временам внушительную. Высота колокольни до главы 80,41 метра. По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой 81 метр. Колокольня украшена фронтонами, колоннами, декоративными чашами. Во втором ярусе колокольни находится храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Этот храм устроен в 1787 году на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной. В 1812 году в храме выгорело всё, что было деревянного. Каменные своды храма обрушились вследствие падения на них большого колокола весом 1100 пудов и полуелейного колокола в 425 пудов. В 1816 году своды храма были заделаны, оштукатурены и на частные пожертвования установлен новый иконостас. Все иконы, находящиеся в иконостасе, принадлежат кисти итальянских мастеров. Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая устроена на втором ярусе колокольни. В четвёртом ярусе расположены колокола. На верху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса. В основании колокольни расположены главные ворота монастыря.

Новоспасский монастырь

На обратном пути с Крутицкого подворья мы, как и планировали, зашли в Новоспасский монастырь. Если вы не читали про Крутицкое подворье и не знаете, где находится Новоспасский монастырь, то специально для вас скажу, что он расположен на ст.м. Пролетарская, выход на 3-й Крутицкий переулок в сторону Новоспасского шоссе, 5 минут пешком, и справа вы увидите высокую колокольню монастыря.

Колокольня Новоспасского монастыря

Колокольня Новоспасского монастыря

Когда мы подошли к монастырю увидели табличку с надписью, что женщинам без головного убора и в брюках на территорию монастыря заходить запрещено, только в платке и в юбке. А подруга моя была в джинсах, и никакого платка с собой у нас тем более не было. Мы же не мусульмане, однако.

Женщинам без платка на голове и в брюках входить на территорию монастыря запрещено

Женщинам без платка на голове и в брюках входить на территорию монастыря запрещено

Оказалось, что всё гораздо проще. Перед входом лежали две корзины: одна с платками, другая с тряпками, из которых можно смастрячить что-то наподобие юбки. Подруга, после того как напялила всё это на себя, стала похожа то ли на монашку, то ли на шпионку.

На территории Новоспасского монастыря

У Новоспасского монастыря интересная история. Основан он был князем Даниилом, сыном Александра Невского на месте, где сейчас расположен Даниловский монастырь. Сын Даниила Иван Калита перенёс монастырь в Кремль, т.к. хотел иметь возле своего дворца монашескую обитель. Во время нашествия на Москву татарского Хана Тохтамыша Спасский монастырь разграбили и сожгли, убили настоятеля. Однако великий князь Дмитрий Донской отстроил Спасский монастырь заново. Во время правления Иоанна III началось строительство нового каменного царского дворца на территории Московского Кремля, и нахождение здесь монастыря посчитали неудобным. Он был перенесён туда, где находится по сей день и стал называться монастырем Спаса на Новом или Новоспасским.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Вообще все эти переносы довольно странные. Перенос – это фактически снос старого и строительство нового монастыря. Не проще ли было оставить старый монастырь там, где он был, а на новом месте построить новый. Тем более странно, что князь Даниил построил монастырь за пределами города. В то время Москва была небольшим поселением, и место где сейчас расположен Данииловский монастырь возле нынешней Серпуховской заставы находилось бы за пределами города, а в те времена монастыри выполняли ещё и оборонительную функцию. Поэтому как-то нелогично. Но это пусть историки разбираются.

На территории Новоспасского монастыря

В Новоспасском монастыре изначально хоронили представителей знаменитых боярских родов, в основном Романовых. Их погребенья до сих пор находятся в Преображенском соборе. В период правления Михаила Фёдоровича начинается расцвет монастыря. Его окружают каменными стенами с бойницами, дают охрану от набегов татар. Монастырь приобретает большое военное значение. Начинают обустраивать жилые здания, а в свои последние годы Михаил Фёдорович приступает к постройке Преображенского собора, который достраивает уже его сын Алексей Михайлович.

В Новоспасском монастыре покоится княжна Тараканова - внебрачная дочь Елизаветы Петровны

В Новоспасском монастыре покоится княжна Тараканова — внебрачная дочь Елизаветы Петровны

На территории Новоспасскогом монастыря кроме рода Романовых покоятся останки рода Шереметьевых, в чьих усадьбах Кусково и Останкино мы бывали ранее, а также княгини Таракановой – внебрачной дочери императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Григорьевича Разумовского.

В монастыре проходит реконструкция

Многие строения в Новоспасском монастыре сейчас находятся на реконструкции, в том числе и главный собор монастыря – Спасо-Преображенский, внутри проводятся реставрационные работы. Думаю, вскоре монастырь предстанет перед всеми во всей своей красе. Весной здесь особенно красиво. Мы попали на время цветения вишни и было приятно прогуливаться по ухоженными дорожкам и тропинкам, вдыхая сладковатый аромат вишни. Пока весна, у вас ещё есть время застать этот период, поспешите!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *