Хасиды кто это такие простыми словами фото
Перейти к содержимому

Хасиды кто это такие простыми словами фото

  • автор:

Хорошую религию придумали Хасиды

А многие ли из нас знают — кто такие Хасиды? Чем они знамениты и почему возник такой вопрос?

Просто в небольшом украинском районном городке Умань, расположенном на полпути от Киева до Одессы, каждую осень возникает ажиотаж, который достигает своего апогея к Новому Году по еврейскому календарю. В прошлом году это было 24 сентября.

В этот день все евреи, которые почитают течение хасидизма, считают своей обязанностью побывать на могиле цадика Нахмана (1772–1810) — основателя брацлавского (бресловского) хасидизма, который развил это религиозное течение, придуманное еще его прадедом Исраэлем Баал ШемТова и прожил в Умани свои последние годы.

Паломники верят, что рабби Нахман, находясь на смертном одре пообещал защитить всех тех, кто приедет помолиться у его могилы.

Традиция паломничества к могиле цадика Нахмана существовала с момента его смерти с 1810 до 1920 г. Позже она пресеклась советской властью. Но, несмотря на то, что во время Второй Мировой Войны могила цадика Нахмана и все еврейское кладбище в Умани были уничтожены, после 1991 г. эта традиция возродилась и ежегодно накануне Нового года Рош ха-Шана, город наводняют десятки тысяч паломников, превращая его в маленький Израиль.

Дом — синагога

Дом — синагога

На месте могилы построена небольшая синагога и празднование Нового года проводится в течении двух дней в новолуние сентября или октября — с этого дня и начинается Новый год по еврейскому календарю.

Самое главное, что надо делать во время празднования Рош ха-Шана — провести весь этот день в молитвах и потрубить в шофар — трубу, сделанную из рога барана. Последнее действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к покаянию.

Вот так и прошла вся его жизнь в чтении и изучении этих книг.

1
Вот так и прошла вся его жизнь в чтении и изучении этих книг.

Я не буду останавливаться на теории хасидизма — желающие могут почитать об этом хотя бы в Википедии. Но, не вдаваясь в детали и почитав даже немного, в ней видны разумные вещи, которые, собственно есть и во всех других религиях и их разнообразных течениях. Чем плохи, например, вот такие хасидские мысли?:

— Ты находишься там, где твои мысли. Так позаботься о том, чтоб твои мысли находились там, где ты хочешь быть.
— Всё в мире — всё, что существует, и всё, что происходит — это испытание, предназначение которого — дать тебе свободу выбора. Выбирай с умом.
— Знай! Весь мир — это очень-очень узкий мост… И главное, совершенно не бояться!
— Музыка обладает огромной силой привлечения к Богу. Развивай в себе привычку всегда напевать какой-нибудь мотив. Он даст тебе новую жизнь и пошлёт радость в твою душу.

И таких мыслей-зарисовок у них тысячи и изложены они в пожелтевших от времени книгах разных толщин, которые, зайдя в мемориальный дом цадика, мы увидим на многочисленных книжных полках. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

В прошлом году Новый 5775 иудейский год Рош Ха-Шана пришелся на 24 сентября и в Умани было столпотворение паломников-хасидов. Их приехало в этот небольшой городок около 35 тысяч из разных стран мира и его население увеличилось сразу на треть! В это время к могиле цадика было не подступиться.

2
Молодежь, исповедующая хасидизм, не хочет ни работать, ни служить в армии

Как-то, еще лет пятнадцать назад, мы посещали в это же время в Умани знаменитый Софиевский парк и тогда впервые столкнулись с этим явлением, которое тогда только начало возрождаться после советской паузы. Весь район, прилегающий к улице Пушкина, около которой и находится эта могила, был заполонен бородатыми со свисающими пейсами, одетыми во все черное, немытыми (по обету) мужчинами-паломниками. Пройти к дому, в котором был похоронен цадик не представлялось возможным и было даже опасным — казалось, что эти черные фанаты разорвут тебя — антихриста.

Сейчас для безопасности жителей Умани и хасидов из Израиля на эти дни приезжают даже свои полицейские. И, если раньше — в начале 90-х, когда только началось это явление паломничества, между ними и местными жителями возникали какие-то трения и недовольства, то, спустя некоторое время, жители поняли, что это приносит неплохой заработок на сдаче внаем жилья, покупке паломниками квартир и домов, развитию отельного бизнеса и оказанию других благ и услуг.

На ул. Пушкина в г. Умань все надписи на иврите

Таким образом, к основному туристическому объекту города — Софийскому дендрологическому парку, нежданно-негаданно добавилась еще и встреча Нового иудейского года, привлекающая и других туристов «для поглазеть» на этот необычный для большинства жителей Украины праздник.

За неделю-две до наступления этого Нового года, мы спокойно прошлись по улице Пушкина, застроенной обычными советскими девятиэтажками и зашли в дом-синагогу, в котором и находится эта святыня. У дома два входа — один для женщин, другой для мужчин. У каждого входа для порядка стоят по нашему милиционеру и пройти в каждую из этих дверей можно свободно.

И в мужской, и в женской частях есть несколько больших комнат, в которых расставлены столы со скамьями, за которыми удобно проводить время почитывая мысли из книг, взятых со стеллажей.

«Свою набожность они проявляют шумно и весело». Кто такие хасиды и зачем едут в Украину? 9

Хасиды празднуют Рош ха-Шана в Умани, Украина. Фото paparazzza, Shutterstock.com

Казалось бы, в условиях длительного внутриполитического кризиса, к которому уже больше месяца приковано всё внимание подавляющего большинства белорусов, мало что могло бы это внимание отвлечь. Но несколько дней назад, кроме привычных уже нам многотысячных маршей на улицах и площадях белорусских городов, мы увидели на белорусско-украинской границе множество странных и непонятных с точки зрения среднего белоруса людей с экзотической внешностью. Это евреи-хасиды. В условиях коронавирусного карантина, в который вновь окунулась наша южная соседка, они пытаются пробиться к святому для них месту. Кто они такие и почему им не сидится дома в такое неспокойное время, объясняет историк Александр Пашкевич.

Хасидизм — это ответвление самой древней в мире монотеистической религии, иудаизма. По сравнению с самим иудаизмом, хасидизм относительно молод, поскольку сформировался только в XVIII веке.

Родиной и историческим центром хасидизма стала территория Речи Посполитой, а точнее — украинское Подолье, где жил ученый раввин Исраэль бен Элиэзер, вошедший в историю как Бешт (сокращенно с иврита «Добрый человек, знающий тайное имя Бога»). Этот человек и стал в 1730-х годах основателем нового учения.

Хасидизм в иудаизме можно отчасти сравнить с протестантизмом в христианстве. Как и Мартин Лютер со своими последователями, Бешт проповедовал, что познать Бога доступно не только религиозным интеллектуалам, но и простым мирянам.

Целью каждого верующего, по его словам, является двекут — единство с Богом. И достичь его можно не только годами и десятилетиями погружаясь в изучение священных книг, но и просто предаваясь радости служения Богу. Иными словами, на первое место ставилось эмоциональное восприятие Бога, а не религиозная ученость и знание обрядов, как есть в традиционном ортодоксальном иудаизме.

Поэтому среди хасидов не распространен аскетизм, а как раз таки наоборот — им свойственна приверженность веселым песням и танцам. Свою набожность они проявляют шумно и весело, полностью предаваясь чувствам. Не удивительно, что такая вера пришлась людям по нраву и начала быстро распространяться из местечка Меджибож (ныне поселок городского типа в Хмельницкой области Украины, другое название — Межибужье), где жил Бешт, в других городах и местечках Речи Посполитой. Тем более, что у Бешта были десятки учеников.

Вскоре хасидские общины можно было уже встретить практически повсюду, хотя основной центр хасидизм по-прежнему оставался в Украине.

Впрочем, чем-то совсем однородным хасидизм никогда не был: в нем всегда большую роль играли местные духовные лидеры, которых называли цадиками. Эти авторитетные люди были объектом поклонения среди единоверцев, а их взгляды оказывали непосредственное влияние на специфику хасидизма в том или ином регионе. Соответственно в рамках этого учения возникали течения, которые часто сохраняли свою особенность и после смерти цадика-основателя, тем более что его дело нередко продолжали сыновья или зятья. Таким образом возникали целые династии цадиков, а связанное с ними течение хасидизма чаще всего получало название от того местечка, в котором находилась резиденция («двор») цадика.

Были такие авторитетные хасидские «дворы» и в Беларуси, хотя здесь преобладало иное, литвацкое, течение иудаизма, которое было оппозиционным хасидам и по-прежнему делало ставку на религиозную ученость — миснагдим . Основу ее заложил в том же XVIII веке раввин из Вильни Элияху бен Шломо Залман, получивший известность как Виленский гаон (гений). Но это не помешало сформироваться мощным хасидским центрам и у нас: в Любавичах (ныне в Смоленской области, совсем близко от границы с Беларусью), в Карлине (предместье Пинска), Слониме, Койданове (ныне Дзержинск) и некоторых других белорусских городах и местечках.

Одним из самых известных хасидских цадиков был Ребе Нахман (1772—1810) — правнук самого Бешта. С его деятельностью связаны сразу несколько украинских местечек, но в конце концов своей резиденцией он сделал город Брацлав (ныне поселок городского типа в Винницкой области). Вот почему связанное с его именем ответвление хасидизма называется брацлавским. А похоронен Ребе Нахман в городе Умань (ныне в Черкасской области), куда перебрался незадолго до смерти.

Ребе Нахман умер от туберкулеза еще молодым, в 38 лет. Преемника себе он не оставил, но его духовное наследие вскоре после смерти авторитетного цадика было собрано, систематизировано и издано одним из учеников. Это и позволило брацлавскому ответвлению хасидизма не исчезнуть в последующие два столетия. А могила Ребе Нахмана на многие десятилетия стала местом паломничества единоверцев. Считается, что каждый, кто исповедует брацлавский хасидизм, должен хоть раз в жизни на ней побывать.

В 1920-е годы этой традиции суждено было прерваться. При большевистской власти воцарилось воинственное безбожие, от которого пострадали все без исключения религиозные конфессии. О массовых паломничествах на могилу цадика Нахмана при советском тоталитаризме хасидам приходилось только мечтать. А в войну евреи Восточной Европы пережили Холокост, после которого мало кто уцелел и физически.

Но само течение брацлавского хасидизма выжило и продолжало сплачивать хасидов прежде всего в Израиле, США и Западной Европе. Эти люди всегда помнили о могиле своего духовного лидера в Умани, хотя до определенного времени не имели возможности ее посещать. Даже получив советскую визу и приехав в СССР, попасть в Умань они могли бы только нелегально, так как город был закрытым для иностранцев.

Ситуация изменилась после краха коммунизма и образования независимой Украины. Ограничения для иностранцев были сняты, и могила Ребе Нахмана сохранилась, хотя и оказалась во дворе частного дома. Хасидская община выкупила этот участок, благоустроила его — и с тех пор началась история современного паломничества к святой могиле. В 1990-х на еврейский Новый год (праздник Рош ха-Шана, который отмечается в сентябре или в начале октября) Умань ежегодно посещало около 15 тысяч хасидов. В последние же годы численность паломников может превышать и 30 тысяч. Учитывая, что в городе постоянно проживает около 80 тысяч человек, можно представить, насколько меняли облик города в эти осенние дни гости из-за рубежа, которые отличаются своей внешностью, мировоззрением и традициями.

Не мешает этому и не очень-то удобное для паломничеств расположение Умани. Большинство хасидов прилетает самолетами в Киев или Одессу, а оттуда добирается до Умани автобусами — около 200—300 километров. Чтобы упростить паломникам жизнь, неоднократно возникали инициативы о переносе праха Ребе Нахмана в Израиль, но большая часть общины брацлавских хасидов этому решительно противостояла. Перенос могилы прямо противоречит личному завещанию цадика, который сам выбрал местом своего погребения Умань, пожелав лежать рядом с тысячами евреев, погибших во время так называемой Уманской резни — кровавого эпизода, гайдамацкого восстания 1768 года, вошедшего в историю под названием «Колиивщина».

А поскольку могила остается в Умани, то там расстраивается необходимая для отправления хасидских обрядов инфраструктура. Волею судьбы этот небольшой центрально-украинский город стал одним из центров иудейской жизни всей Восточной Европе.

Еврейский квартал там действует не только в период активизации паломничеств: жизнь в нем поддерживается круглый год. Надписи там не только по-украински, но и на иврите (а нередко и только на нем), работают кошерные магазины и рестораны, организована продажа сувенирной продукции. И, конечно, как центр еврейской жизни, есть синагога. Этакий своеобразный уголок Израиля среди украинских степей.

Правда, амбициозный проект по строительству новой синагоги, которая должна стать крупнейшей в Восточной Европе, уже много лет не удается до конца реализовать. Строится она почти два десятка лет, но точку поставить никак не могут — из-за финансовых проблем, из-за бюрократических преград и из-за конфликтов с местными жителями. Последние здесь, к сожалению, совсем не редкость. Хотя для многих уманчан имеется возможность неплохого сезонного заработка — они сдают паломникам жильё и оказывают им другие услуги — возникает и много бытовых недоразумений. Причины последних — и естественная разница культур, и нерешенность имущественных разногласий, и провокационное поведение той или иной стороны.

Хасиды на границе Беларуси с Украиной. Скриншот с видео « Нашей Нивы»

Хасиды на границе Беларуси с Украиной. Скриншот с видео « Нашей Нивы»

В этом году существенные коррективы в традиционное паломничество брацлавских хасидов внесла пандемия коронавируса. Украинское государство в борьбе со второй волной коронавируса снова закрывает свои границы, но хасиды живут в своей системе координат. Религиозные традиции для них — превыше запрета светских властей. Поэтому и ищут возможности попасть в святое для них место несмотря ни на что. Вот почему мы видим сегодня тысячи хасидов у наших южных границ. И нам приходится думать, каким образом эту проблему решать.

Исторический экскурс: кто такие хасиды? Противостояние литваков

sveksnos-sinagogos_

На фото: синагога в Швекшне

Исторический экскурс: кто такие хасиды?

Современные евреи часто употребляют слово «хасид» для обозначения яркой ортодоксальности, однако религиозное течение «хасидизм», воз­никшее в Восточной Европе в XVIII в., первоначально воспринималось как движение революционное и даже либерально-религиозное. Противники хасидизма, извест­ные как миснагдим, сами, в свою очередь, были ортодоксальными иудеями.

Само слово «хасид» произошло от еврейского слова חֲסִידוּת (хасидут), означающего «благочестивый» – праведник, отличающийся своим усердием в соблюдении религиозных и этических предписаний иудаизма. Религиозное движение хасидов возникло во второй четверти XVIII веке среди евреев Польши, Литвы и России. Под влиянием многих веяний того периода первоначально появились хасиды-каббалисты, выделявшиеся своей религиозностью: среди них были аскеты-одиночки, проводившие дни в постах, молитвах и покаянии, напряженно ожидавшие избавления, а также группы, пламенное ежедневное служение которых заключалось в молитвах, учении и исполнении заповедей. Их молитва была исполнена мистической медитации, сопровождалась особыми телодвижениями, ликованием, радостными песнями и пляской. По субботам они облачались в белые одеяния. Они обычно проводили много времени за тремя традиционными субботними трапезами и нередко поддерживали свое мистическое воодушевление крепкими напитками. Некоторые из них (а также из хасидов-аскетов) были тайными приверженцами учения саббатианцев. Группы первых хасидов были малочисленными и закрытыми, и их влияние на широкие массы евреев незначительным. Некоторых хасидов почитали как носителей духа святости, однако на этом этапе из их среды еще не выделились руководители, способные организовать вокруг себя сплоченную общину, в отличие от возникшего впоследствии на этой базе хасидизма бештианского толка.

Основателем движения хасидизма бештианского толка являлся рабби Исраэль бен Елиэзер (Бешт) (1700-1760). Его учение противопоставлялось учению традиционных раввинов, и было направлено на подрыв их влияния. Значительнее всего движение «хасидизм» распространилось среди беднейших слоев еврейской общины, как протест против засилья раввинов и богатых евреев.

Учение Бешта во многом опиралось на Каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Рабби Исраэль проявил себя как духовный лидер и как мистик, заговаривающий болезни, заклинающий бесов и изготовляющий амулеты. Он сплотил вокруг себя группу сподвижников и в своих кратких проповедях знакомил их со своим учением о единении с Б-гом и с мистическими откровениями, полученными в результате «восхождения души» (алият нешама). По одним из источников, Бешта учил, что вне и кроме Б-га ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение Б-гу, познание божественных тайн и слияние с Б-гом.

Другие исследователи говорят, что он постепенно стал приходить к убеждению, что Шхина – Божественное присутствие – обитает во всем живом. Каждый человек, верил он, может видеть и ощущать Шхину как внутри себя, так и вокруг; каждый может достичь духовных высот путем молитв, религиозного созерцания и постоянного стремления облагородить жизнь преданностью Б-гу и Его заповедям, добротой и любовью к любой твари. Он учил, что радостное, экстатическое “служение сердцем” важнее сухого, заученного отправления ритуала. Он по-новому осмыслил великое значение этических ценностей, которое проповедовали еще древние пророки, внушая своим учением религиозное рвение всем угнетенным и опустошенным; личным контактам человека с Б-гом и со своими ближними уделялось гораздо больше внимания, чем тонкостям еврейского права. Наконец Исраэль бен Елиэзер учил, что слияние с Б-гом может быть достигнуто не изучением Торы и Талмуда, чего требовали традиционные раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных заповедей и благочестивым поведением. Многие идеи Бешта стали центральными пунктами хасидского дви­жения, некоторые утверждения Беш­та, не будучи чем-то совершенно новым, делают упор на те аспекты иудаизма, которые обычно игнорировались, например, об­раз сердца. Бешт особенно любил утверждение Талмуда: «Бог вожделеет сердца», которое он толковал в том смысле, что для Б-га чистый религиозный дух важнее знания Талмуда.

Другая древняя доктрина, которой Бешт придавал особое значение, основывалась на стихе Исайи: «Вся земля полна славы Его!» (6:3). Если весь мир полон Божьей славой, рассуждал Бешт, то митнагдим и аскеты ошибаются, думая, что нужно отворачиваться от радостей мира. Не отвергай красоту девушки, – учил Бешт. – Но стремись, чтобы призна­ние красоты возвращало тебя к ее источнику – Б-гу. Если человек овладеет этой мудростью, то его физическое наслаждение будет влечь за собой и духовный рост. Так как мир полон Б-гом, Бешт считал, что нужно быть неизменно радостным, ведь величайшие акты творения совершаются в радости: «Ни один ребенок не появляется на свет без удовольствия и радо­сти, – учил Бешт, – так и с молитвами: если вы хотите, чтобы они были услышаны, возносите их с радостью и весельем». Это учение было серьезным вызовом многим идеям, царившим в те времена среди евреев. Многие религиозные евреи, особенно среди каббалистов, проповедовали аскетизм и требовали поста каждую пятницу и понедельник. Бешт осуждал подобную практику, считая, что она ведет к меланхолии, а не к радости.

Постороннему наблюдателю, незнакомому с учением Бешта, хасидские молитвы и службы могут показаться сумбурными и неблагообразными. Следуя экстатическому заявлению царя Давида: «Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе?» (Пс. 34:10), молящиеся ино­гда даже становились вверх ногами. Характерно, что Бешт защищал эту практику в хасидских службах, рассказывая такую притчу: «Глухой шел мимо зала, где праздновали свадьбу. Когда он заглянул в окно, то увидел людей, радостно и увлеченно танцующих. Но поскольку не слышал музыки, то принял их за сумасшедших».

Важно отметить, что согласно учению хасидов, среди благочестивых евреев ведущую роль играет “цадик” (праведник), наделенный силой чудотворения и предвидения. Отсюда и вера хасидов в харизматического лидера, первым из которых был сам Бешт. В дальнейшем его власть и авторитет в хасидской общине наследовали другие цадики. Эта преемственность сохраняется до наших дней. Бешт учил, что цадик (духовный лидер хасидов) должен служить примером религиозной жизни. Однако учение о цадике было развито уже его последователями, особенно Довом-Бером из Межирича, кото­рый сделал его центральной частью хасидизма. Он учил, что Бог прояв­ляет себя в самых незначительных поступках цадика. Один из учеников Дова-Бера говорил: «Я хожу к нему не для того, чтобы изучать Тору, а для того, чтобы смотреть, как он расстегивает свои ботинки». Дов-Бер учил, что идеальный цадик имеет более тесные отношения с Богом, чем обычный еврей, и может благословлять людей. Вера во власть и величие цадика стала одним из самых сильных и самых спорных идей хасидизма. Противники обвиняли цадиков в том, что они обогащаются за счет своих последователей. После Дова-Бера возникли многочисленные хасидские группы, каждая со сво­им цадиком, которых называли «ребе». Ребе стали чем-то вроде еврейс­кой аристократии.

Хасидизму также присуще и “миссионерское” стремление вернуть к вере евреев, отошедших от иудаизма или принявших другую религию. Особенно характерно это для так называемых любавических хасидов, по названию местечка Любавичи в Смоленской области, откуда происходит династия “любавических ребе”, где родился основатель династии рабби Шнеур Залман. Это движение называется также Хабад. Хабад Любавичская группа – это самая известная группа хасидов в США с руко­водством в Бруклине. Но хотя Любавичская группа – это наиболее авторитетная среди неверующих евреев (благодаря своей широкой общественной активности), в США действуют также десятки других хасидских династий, многие из которых также сосредоточены в Бруклине. Существуют подобные группы и в Израиле, и в России.

gaonas

На фото: Виленский Гаон

Члены еврейской общины, противившиеся влиянию хасидизма, называли себя миснагдим – буквально “противники”. Во главе их стоял Элияху бен Шломо (1720-1797), величайший из многочисленных ученых города Вильны, прозванного “литовским Иерусалимом” за множество находившихся здесь знаменитых еврейских школ. Со временем Элияху бен Шломо получил широкую известность как Виленский Гаон. Уже давно никто не получал почетный титул “Гаон” — так назывались некогда главы великих академий Суры и Пумбедиты. Так вот, в дни Виленского гаона (в конце 18 – начале 19 в. в.) конфликт между хасидами и их противниками достиг высокого напряжения. Хасидские цадики приобрели значительный вес, так как их последователи относились к ним как к посредникам между собой и Б-гом. Миснагдим же, со своей стороны, полагали, что каждый человек лично ответственен перед Б-гом и не нуждается в посредничестве. Виленский Гаон возглавил борьбу против хасидизма, и под его влиянием миснагдим отлучили хасидов от общины и запретили остальным родниться с ними. Ожесточенный конфликт вылился в резкую полемику, публикацию памфлетов, в объявления херема хасидам и обоюдные доносы властям. Со временем, однако, эта ожесточенная борьба утихла, сменившись неофициальным примирением.

Израильский историк Яаков Кац рассмотрел, как обрядовая практи­ка постепенно отделила хасидов от других евреев. Хасидизм принял другой тип молитвенника, поэтому их молитвы в синагогах стали отличаться от общепринятых и совершаться отдельно. Наконец, само объявление себя хасидами (что на иврите означает «ревностные», «святые», «праведные»), а своих оппонентов митнагдим (что значит «противники») означало, что хасиды считают себя самой «правильной» группой.

Хотя хасидизм получил широкое распространение на Украине, а позднее — в Венгрии, Польше и Галиции, превзойдя в популярности раввинистический иудаизм, он не преступал определенных границ и оставался верным всем требованиям традиционного иудаизма, причем его последователи исполняли их с особым рвением. В конце концов, оба течения в иудаизме нашли пути мирного сосуществования. Для всех митнагдим стало очевидным, что хасиды строго соблюдают правила и постановления Талмуда и “Шулхан Арух” и ни в коем случае не чуждаются изучения Закона. Хасиды и их противники продолжали идти различными путями, но научились уважать друг друга и признавать ценность вклада, внесенного в иудаизм той и другой стороной. Хасидизм с его мистическим учением превратился во влиятельное течение в иудаизме. Дополнительным фактором ослабления раскола стал интерес хаси­дов XIX — XX вв. к изучению Талмуда. С расширением движения оно все меньше внимания уделяло медитации и единению с Б-гом, и боль­ше традиционной еврейской учебе. В результате, сегодня хасидизм уже не считается мятежным течением: фактически он превратился в оплот ортодоксального иудаизма, чьих сторонников легко узнавать по черным пальто и старомодным шляпам, которые носят хасиды. Тем не менее, их поход к иудаизму все еще существенно отличается от подхода миснагдим.

По материалам прессы

  • ← В доме-музее Ч. Сугихары в Каунасе начались ремонтные работы
  • В Алитусе начался ремонт синагоги →

Хасиды

Среди ашкеназского еврейства (выходцев из европейских общин) особенно широкую известность имеют течения хасидов. Нас просят перечислить наиболее известные из этих течений.

Прежде чем привести их список, напомним, что хасидское движение зародилось в Подолии примерно в середине 18 века. Его основателю, раби Исраэлю бен Элиэзер (он же Бааль Шем Тов, сокращенно Бешт), удалось соединить воедино высокое религиозное чувство, выражающееся в молитве, с радостным и праведным отношением к жизни. Учение Бешта развивал его ученик раби Дов Бер (Магид из Межерич), после которого хасидизм разделился на два главных направления: украинско-галицийско-польское течение, лидеры которого, окружив себя общинами последователей, так называемыми «дворами», стали называться «цадиками», и белорусско-литовское течение (Любавичские хасиды, Хабад), основанное учеником Межеричского Магида, раби Шнеуром Залманом Боруховым.

На Украине и Галиции идеи хасидизма разрабатывались раби Элимелехом из Лежайска, раби Леви Ицхаком из Бердичева, раби Нахумом из Чернобыля и др. Приводим список наиболее известных ныне хасидских «дворов» в алфавитном порядке тех городов и местечек, откуда они происходят: Белз, Бреслав, Бобов, Буян, Вижниц, Гур, Карлин-Столин, Садагор, Сатмар, Слоним, Сквир, Цанз, Чернобыль. Многие известнейшие «дворы» были почти полностью уничтожены во время войны (например, Александровские хасиды).

Печатается по материалам газеты «Исток»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

Материалы по теме

Бааль Шем Тов — Бешт

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся знаток сокровенного учения и праведник, основатель хасидского движения.

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

. Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб.

В гостях у Ребе

Эзра Ховкин,
из цикла «Мудрец и извозчик»

Куры у плетня, мазанный известью домишко с соломенной крышей. Почему же душу охватывает трепет, когда приближаешься к этому дому? Потому что там живет Ребе – праведник, мудрец, духовный наставник своих хасидов.

Радостный напев

Неизвестные исполнители

История еврейского народа 103. Хасидут

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений.

Свет жизни

Рав Яков Доктор

Однажды эмир города выдавал замуж дочь, и на свадьбу срочно понадобились бриллианты Ор а-Хаима. Мудрецу передали, что сделан выгодный заказ.

Недельная глава Масэй

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Могила Бааль Шем-Това

Александр Гринвальд

На старом еврейском кладбище Меджибожа насчитывается около 200 захоронений от 1555 до 1853 годов. Большинство надгробий достаточно хорошо сохранились. Здесь похоронен основатель хасидизма Исраэль Бааль Шем-Тов и его сподвижники. В 2000 году рядом со старым еврейским кладбищем была построена синагога.

Раби Гершон бар Авраам Кутовер

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Выдающийся законоучитель и кабалист, один из ближайших учеников основателя хасидизма

Хасидская история: «Что отверзает все врата?»

Неизвестный автор

Если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую дверь.

Мелодия Бааль Шем Това

Неизвестные исполнители

Раби Исраэль бар Элиэзер Бааль Шем Тов

Неизвестный автор

Раби Исраэль бар Элиэзер Бааль Шем Тов (Бешт; 5458—5520 /1698—1760/ гг.) — выдающийся знаток сокровенного учения и праведник; основатель хасидского движения.

Циклы автора
Наш праотец Авраам

Цикл лекций рава Реувена Пятигорского, публикуется по материалам журнала «Истоки»

Понятия и термины Иудаизма

Цикл статей рава Реувена Пятигорского с короткими статьями на тему ключевых понятий и терминов Иудаизма

Очерки по недельной главе Торы

Цикл публикаций рава Реувена Пятигорского в газете Исток о недельной главе Торы

О нашем, еврейском

Цикл статей рава Реувена Пятигорского, опубликованных в газете Истоки, на разные темы

Великие раввины

Цикл коротких статей рава Реувена Пятигорского с жизнеописанием величайших раввинов древности и современности

Еврейское поведение

В этом цикле – аудиоверсии уроков из разных циклов видеолекций популярного лектора, автора статей и преподавателя Торы рава Реувена Пятигорского. Все они объединены темой «Еврейское поведение». Здесь идет речь о самых разных аспектах еврейского поведения: о скромности, о молитве, о борьбе с грехом злословия, о прощении, об актуальности еврейских праздников, об уважении, о проявлениях любви, о критике – и о многом другом, что поможет каждому из нас в ежедневной работе над качествами своего характера.

Учим Талмуд. Трактат Бава Меция

Аудиоверсия цикла видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 6-й главе талмудического трактата Бава Меция. В этой главе разбираются законы отношений между хозяином и работником, между арендатором и арендодателем, а также вопросы одалживания и проката предметов. Как расплатиться с работником, выполнившим лишь часть работы? Кто распоряжается полем, если деньги за него продавец не получил сполна? Подходит ли дерево в качестве залога? Какая польза от свидетелей? И многие другие подробности закона – в этом цикле уроков. А видеоверсию можно посмотреть здесь: Бава Меция

Учим Талмуд. Трактат Бава Кама, 6 глава, фонограмма видеоуроков

Аудиоверсия цикла видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 6-й главе талмудического трактата Бава Кама. Где можно спокойно копать яму? Бывает ли такое, что грабитель не должен платить за ущерб? Кто такой платный сторож и чем он отличается от бесплатного? И как работает еврейская презумпция невиновности? Видеоверсию этих лекций можно посмотреть здесь: Трактат Бава Кама

Учим Талмуд. Трактат Гитин, 3 глава, фонограмма видеоуроков

Аудиоверсия цикла уроков преподавателя Торы и переводчика Талмуда на русский язык рава Реувена Пятигорского по 3-й главе трактата Гитин Вавилонского Талмуда, в которой идет речь о тонкостях составления и передачи разводных писем (гет, а во множественном числе на арамейском – гитин). Что если человек передумал разводиться, а письмо уже написал? А если он хочет развестись не с той женой, которой написал гет? Любой ли человек может передать гет жене? Что делать, если гет пропал? Видеоверсию этих лекций можно посмотреть здесь: Трактат Гитин

Учим Талмуд. Трактат Брахот, 4 глава, фонограмма видеоуроков

Аудиоверсия цикла видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 4-й главе талмудического трактата Брахот. Глава называется «Тфилат Ашахар» и в ней обсуждаются законы молитвы «Шмоне Эсре». Когда произносят эту молитву? Что делать, если не прочел ее вовремя? Как молитва связана со служением в Храме? Можно ли не произносить все 18 благословений и когда разрешается молиться в одиночестве? Видеоверсию этих лекций можно посмотреть здесь: Трактат Брахот

Учим Талмуд. Трактат Макот, 2 глава, фонограмма видеоуроков

Аудиоверсия цикла видеоуроков рава Реувена Пятигорского по второй главе талмудического трактата Макот. Глава называется «Аголин» и занимается вопросами галута, то есть изгнания. В данном случае, речь идет об изгнании человека, совершившего убийство по ошибке. В ходе лекций вы узнаете о том, что такое «город-убежище», какие случаи считаются убийством по ошибке, от чего спасает выполнение заповеди, кому выгодна смерть первосвященника и многое другое. Видеоверсию этих лекций можно посмотреть здесь: Трактат Макот

Учим Талмуд. Трактат Кидушин, 2 глава, фонограмма видеоуроков

Аудиоверсия цикла видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 2-й главе талмудического трактата Кидушин (в переводе с арамейского – «посвящение»). Называется глава «Аиш мекадеш» (Мужчина посвящает). Трактат Кидушин говорит о законах посвящения женщины в жёны. Можно ли жениться через посредника? Можно ли выйти замуж, не посмотрев на жениха? Какая связь между «кидушин» и принесением жертв в Храме? Можно ли мысленно развестись? Рав Пятигорский разбирает текст Гмары, подробно объясняя и комментируя его. Видеоверсию этих лекций можно посмотреть здесь: Кидушин

Еврейская речь

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского о правильной еврейской речи. Тора учит нас всячески избегать греха злословия (лашон а-ра). Каждое сказанное нами слово оказывает влияние на нас самих, на окружающих нас людей и на весь мир. Поэтому наши мудрецы следили не только за своими поступками, но и за словами, и за мыслями. Слово – мощный инструмент, которым можно возвысить и даже духовно воскресить человека. Как же сделать так, чтобы оно не стало в наших устах оружием – ранящим и убивающим?

Учим Талмуд. Трактат Бава Меция, 6 глава

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 6-й главе талмудического трактата Бава Меция, которая занимается отношениями между работодателем и работником, а также законами, касающимися проката и аренды. Какие два вида наемных работников существуют? Что говорит еврейский закон, если работник отказался выполнять работу или заболел? Виноват ли в смерти осла тот, кто, взяв его в аренду, повел не той дорогой? Кто виноват и что делать, если зафрахтованное судно затонуло вместе с грузом? Можно ли давать ссуду под залог? Каждая лекция сопровождается соответствующим листом Талмуда и вспомогательным конспектом.

Учим Талмуд. Трактат Бава Кама, 6 глава

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 6-й главе трактата Бава Кама Вавилонского Талмуда. Этот трактат занимается законами, связанными с нанесением ущербов другому человеку и чужому имуществу. Ущерб можно нанести разными способами. Например, всего лишь выкопав яму, не привязав своего козла, или даже заснув в собственном доме, храня при этом чужую вещь. На уроках разбираются все пять категорий случаев, когда имущество одного человека наносит ущерб имуществу другого. К каждому уроку прилагаются вспомогательные материалы для скачивания: нужный лист Талмуда и конспект.

Учим Талмуд. Трактат Гитин, 3 глава

Цикл видеоуроков популярного лектора и автора статей, переводчика Талмуда рава Реувена Пятигорского по 3-й главе трактата Гитин Вавилонского Талмуда. Речь пойдет о тонкостях составления и передачи разводного письма (гета): кто и когда его пишет, в каком случае гет недействителен, можно ли его передавать через посланника, и что если неизвестно, жив ли муж, написавший разводное письмо. К каждому уроку прилагается соответствующий лист Талмуда и вспомогательный конспект.

Быть евреем

Этот цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского называется «Быть евреем». Если ты еврей, Тора требует от тебя определенного поведения, ведь ты относишься к избранному святому народу. Рав Реувен предлагает почитать, что в Пятикнижии сказано о правильном еврейском поведении, и посмотреть, как наши мудрецы и праведники вели себя в разных ситуациях. По тому, как мы относимся к окружающим, можно сказать, насколько мы продвинулись в понимании, что есть Тора.

Правила еврейской жизни

Цикл видеоуроков популярного лектора и преподавателя Торы рава Реувена Пятигорского о еврейском поведении. Рав Реувен выбирает из текущей недельной главы Торы какой-то стих, или фразу, или только одно слово – и показывает, какое правило еврейской этики, мусара, можно из этих слов выучить. Еврейская мораль – не умозрительна, а очень практична. Тора всегда дает нам ответ на вопрос – как стать лучше, как приблизиться к идеалу, как поступать в разных конкретных случаях. Этот цикл уроков – о расторопности, гостеприимстве, правдивости и других важнейших возвышенных качествах.

Злободневность еврейских дат

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского о еврейских праздниках. В еврейском календаре все даты – актуальные, будь то праздник или траурный день. Тора обращается напрямую к каждому конкретному человеку с его проблемами, привычками и целями жизни – каждым своим стихом. И, конечно, каждым праздником. Пурим, Песах, Шавуот, Суккот – необходимы каждому из нас по отдельности и всему еврейскому народу не только в качестве напоминаний о событиях нашей истории, но и в качестве этапов нашего духовного пути.

Скромность по-еврейски

Этот цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского называется «Скромность по-еврейски». В чем основа качества скромности? Всегда ли нужно проявлять качество скромности? А если ты руководитель? Как нам помогает поиск достоинств других людей в обретении скромности? И как наша обидчивость, наоборот, – мешает?

Праведность по еврейски

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского о духовной работе человека над собой. Наступает ли в жизни человека тот момент, когда исправлять в себе больше нечего? Можно ли стать щедрым, если ты скуп? Как научиться делать добро людям бескорыстно? Как перестать завидовать? Всевышний каждому из нас посылает такие испытания, которые призваны помочь нам стать лучшими людьми.

Еврейские качества

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского на тему еврейского поведения в повседневной жизни. Как правильно просить прощения и извинять? Зачем искать оправдания неблаговидных поступков других? Спокойствие и терпение – врожденные качества или можно этому научиться? С кем не стоит дружить? А главное – как практически исполнить главную заповедь Торы: любить ближнего?

Актуальное благословение и практическая молитва

«Актуальное благословение и практическая молитва» – цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского из раздела «Еврейское поведение». Наш праотец Ицхак благословил Яакова, и силу этого благословения ощущает весь еврейский народ до сих пор. Известно из истории, как молитвы праведников, просящих милосердия Всевышнего, спасали народ. Но могут ли молитвы и благословения простых людей оказывать реальное воздействие на мир?

Учим Талмуд. Трактат Брахот, 4 глава

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 4-й главе трактата Брахот – это первый из 24 томов Вавилонского Талмуда. В этом цикле пойдет речь о центральной еврейской молитве – «Амида» или «Шмоне Эсре». Мудрецы Талмуда обсуждают тонкости законов произнесения «Шмонэ Эсре». В какое время суток это делать, с каким намерением, вместе с кем, стоя или сидя? Молитва – это обязанность или право? Кто ее установил? Какие дополнения и когда вносятся в ежедневную молитву? Каждая лекция сопровождается соответствующим листом Талмуда и вспомогательным конспектом.

Правильное отношение к человеку

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского о том, как правильно относиться к окружающим нас людям. Что плохого в лести? Хорошо ли выделяться из толпы? Поддержать и утешить человека – это тоже заповедь? Что от нас требуется для поддержания чужого достоинства? И многое другое, из чего состоит еврейское поведение, – на лекциях этого курса.

Жизнь без обид

Этот цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского посвящен одному из аспектов правильного еврейского поведения – как не обижать людей. Книга Берешит учит, что лучше быть оскорбленным, чем оскорбляющим. Можно ли быть ни тем, ни другим и оставаться нейтральным во всех ситуациях? Если кто-то обиделся на наше справедливое замечание – разве мы виноваты? Правда ли, что публичное оскорбление не лучше убийства? И обязаны ли мы терпеть обиду?

Учим Талмуд. Трактат Макот, 2 глава

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 2-й главе трактата Макот Вавилонского Талмуда. Эта глава занимается законами относительно человека, который стал убийцей по ошибке. В каком случае убийство входит в эту категорию? Куда бежать еврею, который нечаянно убил ближнего, и когда он может вернуться домой? Имеет ли право внук отомстить деду за своего отца? И что если убийца сидит на дереве? Каждая лекция сопровождается соответствующим листом Талмуда и вспомогательным конспектом.

Приближать к Торе

Этот цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского – о том, как приближать к Торе тех, кто от нее пока далек. Мы уже пришли к знанию о существовании Творца, Его Торы и заповедей. Даже если мы продвинулись в этом направлении не так далеко – мы можем своим поведением помогать другим людям реализовать свой потенциал в этом мире, что и означает – приблизиться к Всевышнему.

Благодарность по-еврейски

Благодарность по-еврейски. Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского о качестве благодарности: в чем суть этого качества, как его в себе развить, что Тора говорит об этом, почему так важно быть благодарным, и к чему приводит неблагодарность.

Учим Талмуд. Трактат Кидушин, 2 глава

Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по 2-й главе трактата Кидушин Вавилонского Талмуда. «Кидушин» на арамейском языке означает «посвящение», и в этом цикле речь идет о том, каким образом мужчина посвящает себе женщину жёны. По еврейскому закону, это может быть сделано тремя способами, один из которых – это передача женщине Ктубы (брачного обязательства). Об остальных способах, а также обо всех аспектах и нюансах этих законов вы узнаете на уроках этого цикла.

Мордехай

Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя.

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Мордехай бен Яир

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя

Сущность свитка Эстер

Рав Йосеф Б. Соловейчик

В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.

Извлечь урок

Рав Реувен Пятигорский

Пурим: усилия материальные и духовные

Рав Цви Вассерман

Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги.

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?

Эпоха и чудо (Мегилат Эстер) 5. Эстер продолжает оставаться женой Мордехая даже во дворце Ахашвероша

Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»

Лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

Хроника пуримских событий

Рав Реувен Пятигорский

Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.

Недельная глава Цав

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам журнала «Истоки»

Пурим и Свиток Эстер 6

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *