Илья муромец из какого города
Перейти к содержимому

Илья муромец из какого города

  • автор:

Илья Муромец

Илья Муромец – герой древнерусских былин, один из трех великих богатырей (вместе с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем), воплощающих образ героя-воина. Он является главным героем не менее, чем в 15 былинах («Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» и др). Образ Ильи Муромца является одним из самых популярных в русской культуре. Он воплощен в живописи (Васнецов, Билибин, Верещагин), литературе (А.К.Толстой, Акунин), современном фольклоре (анекдоты), музыке (опера, симфония, рок-музыка), кинофильмах, мультфильмах, компьютерных играх. Именем Ильи Муромца назван ряд транспортных и технических средств и географических объектов.

История

Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того ли из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова. ». Поэтому считается, что Илья Муромец родился в селе Карачарово, недалеко от Мурома.

Предполагается, что прототипом Ильи Муромца был Илья Иванович Гущин. Он родился около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны. Он был 177 см ростом, то есть по тем временам считался очень высоким. С детства и до 33 лет Илья «сиднем сидел на печи», а потом чудесным образом получил исцеление от трех старцев, которые наградили его богатырской силой. После исцеления Илья состоял в дружине киевского князя, он был «первый богатырь во Киеве» и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. В конце жизни Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Он умер предположительно в возрасте 45-55 лет, а в 1643 году был канонизирован как преподобный Илия Печерский.

Исследования, проведенные в 1988 году специальной комиссией, подтвердили, что монах из Киево-Печерской лавры и былинный персонаж — вероятно, один и тот же человек. Ученые установили, что монах, чьи мощи находятся в Киево-Печерской лавре, жил в XI–XII веке. При исследовании скелетно-мышечной системы были обнаружены костные деформации, которые образуются в результате перенесенного в юности паралича конечностей. Тело монаха несло на себе следы многочисленных битв.

Состояние

В селе Карачарово сохранилось несколько достопримечательностей, связанных с именем Ильи Муромца. По преданиям, после исцеления Илья помогал отцу корчевать пни: он вырывал их руками из земли и бросал с высоких холмов в реку Оку. Из этих пней появился большой остров, который существует и сейчас. Троицкая церковь построена в 1828 году, она стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые дубовые бревна, по преданию, заложил Илья Муромец. В церкви хранится икона преподобного Илии Печерского (Муромского) с частицей его мощей, привезенных из Киево-Печерской лавры. В устье Карачаровского оврага стоит деревянная часовня и купальня у родника Ильи Муромца. Считается, что этот ключ забил от удара о землю копыт богатырского коня Ильи Муромца. Вода в роднике считается целебной. Над родником на холме установлен деревянный крест в память об Илье Муромце. На одном из домов в Карачарово на улице Приокской, который, по преданию, стоит на месте бывшей избы Ильи Муромца, установлена мемориальная доска.

Памятник Илье Муромцу установлен в 1999 году в Муроме на берегу Оки, где раньше располагался Муромский кремль. Эта работа Вячеслава Клыкова имеет высоту вместе с постаментом 21 метр.

Впечатления

На родину Ильи Муромца проводятся многочисленные экскурсии. Также разработана интерактивная программа «Посвящение в богатыри и богатырки». Туристов встречают Илья Муромец и Красавица. Илья произносит приветственное слово, а Красавица угощает калачом. В руках у Ильи свиток с текстом вопросов, позволяющих узнать лучшего знатока былинной и богатырской жизни. Каждый из ответивших на вопросы получает грамоту, подписанную И. Муромцем.

Илья Муромец

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.

Илия Печерский - предполагаемый прототип Ильи Муромца

Анализ мощей, который ученые провели в 1988 году, указывает на специфические особенности: погибший мужчина страдал редким заболеванием, влияющим на способность передвигаться. На костях и тканях святого замечены следы ранений. Перечисленные факты дают повод утверждать, что Илия Печерский (под таким именем похоронен мужчина) – прообраз могучего героя.

Возможно, преувеличения, которые свойственны сказаниям и легендам, – последствия постоянного пересказа. Или создатели былин добавили метафор в рассказ, чтобы произвести впечатление на слушателей.

Мощи Илии Печерского

Муромец и вправду отличался от современников. Описание героя (подтвержденное учеными) доказывает, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. Нужно упомянуть цитаты Бориса Михайличенко, исследователя мощей:

«. на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была развита мышечная система».

«Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят — «косая сажень в плечах».

Первое письменное упоминание Ильи Муромца относится к 1574 году. Литовский воевода в записке к Остафию Воловичу вскользь упоминает об отважном воине «Ilii Murawlenina » и заточении русского героя в темнице киевского князя.

Существует теория, что рукописные свидетельства о подвигах Муромца были специально уничтожены. Якобы незнатное происхождение героя бросало тень на дружинников-бояр и их потомков.

Биография

Ведутся ожесточенные споры о том, откуда родом Илья Муромец. Первоначальная теория гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области.

Илья Муромец на коне

Исследователи жизнеописания героя придерживаются объяснения, что родина силача – село Карачев, расположенное рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

Получить достоверную информацию о происхождении мужчины пока не представляется возможным. Исключать вероятность, что Илья Муромец – украинец, не стоит. Кстати, отчество прославленного героя – Иванович:

«А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец».

Малыш, который родился в семье крестьянина, с детства страдал неизвестным заболеванием. Ребенок не чувствовал нижние конечности и не мог самостоятельно передвигаться. В семье поговаривали, что причиной болезни стало проклятье. Дед Ильи не захотел принимать христианство и разрубил православную икону. За неуважение к святым расплачивался потомок язычника.

Илья Муромец на печи

Подробная биография богатыря прослеживается с 33-летия героя. Илья, страдающий от собственной немощности, лежал на печи. Внезапно в дверь постучали. «Калики перехожие» (они же народные врачеватели) помогли будущему дружиннику встать на ноги. За чудесное спасение Илья дал слово, что защитит русскую землю от врагов и замолит грех деда.

Получив долгожданную свободу, мужчина оставил родную деревню и отправился совершать подвиги. По дороге в Киев Илья столкнулся с первым серьезным противником. Соловей-разбойник терроризировал округу, не позволяя путникам преодолеть Брынский лес.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Схватка завершилась быстро, и мужчина доставил смутьяна к покоям князя Владимира. Владыка Руси был впечатлен подвигом мужчины, но крестьянский наряд вызвал у царствующей особы недовольство. Вместо обещанной за разбойника награды царь кинул к ногам Ильи поношенную шубу. Храбрец не стерпел обиды. За дерзкое поведение Муромца посадили под замок.

Возможно, на этом бы и закончились подвиги мужчины, но на Русь напали половцы. Показав военные таланты, физическую силу и крестьянскую смекалку на поле битвы, Муромец заслужил место в дружине царя.

Оружие Ильи Муромца - булава и меч-кладенец

Чуть больше 10 лет богатырь наводил порядки на территории древней Руси. Мужчина совершил немало подвигов, о которых слагали сказания и песни. Любимое оружие Ильи – тяжелая булава и меч-кладенец, который подарил мужчине богатырь Святогор.

Происходит смена власти, и на престол восходит новый владыка. Князь Игорь, о котором повествует «Слово о полку Игореве», ведет дружину в бой со старым врагом. Но кочевников оказывается слишком много, Илью Муромца тяжело ранят. И тут теории о судьбе героя вновь расходятся:

«. от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца».

Иными словами, герой погиб во время схватки. Другая былина утверждает, что верный конь выносит хозяина с поля боя. Мужчина приходит в сознание у стен монастыря и вспоминает обещание замолить грех деда. Илья бросает амуницию и принимает постриг. Оставшиеся годы мужчина проводит в Киево-Печерском монастыре, дав обещание не брать в руки оружие.

Образ Ильи Муромца у камня

В «Повести временных лет» упоминается междоусобная война между Рюриком Ростиславовичем и Романом Мстиславовичем. В сражении, кроме русских князей, участвовали наемники-половцы. Разбойники добрались до монастыря и убили священнослужителей. Илья, верный обету, не взял в руки оружие и погиб от удара копья в сердце.

Экранизации

Илья Муромец, остановившийся у камня, – привычный с детства образ. Неудивительно, что о богатыре снято много кинолент и мультфильмов, написано множество картин.

Первым примерить на себя роль могущественного дружинника удалось Борису Андрееву. Фильм «Илья Муромец» вышел в 1956 году. В основу сюжета легли классические былины о богатыре и сцены из сказок Пушкина.

Борис Андреев в роли Ильи Муромца

Советский мультфильм о воине увидел свет в 1975 году. Вторая часть была выпущена на экран через три года. Мультипликационные фильмы повествуют о знаковых событиях в жизни дружинника. Музыкальным оформлением служат композиции из оперы «Илья Муромец».

Илья Муромец в советском мультфильме

В 2007 году студия анимационного кино «Мельница» выпустила мультфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Полюбившийся малышам и их родителям образ немногословного силача (тому, кто озвучивал героя, не пришлось заучивать много текста) позже появится еще в четырех мультфильмах, посвященных русским богатырям. Голосом Муромца стали Валерий Соловьев и Дмитрий Быковский-Ромашов.

Илья Муромец в российском мультфильме

В фильме «Реальная сказка» (2010 год) былинный персонаж перенесен в современную реальность. Илья занимает должность охранника Кощея Бессмертного и вовсе не похож на истинного героя.

Алексей Дмитриев в роли Ильи Муромца

Помимо кинофильмов, образ сильного и смелого мужчины нашел отражение в живописи, музыкальных композициях, спектаклях и компьютерных играх.

Интересные факты

  • Илья Муромец упоминается в германских эпосах. В сказаниях герой носит имя Илья Русский.
  • В зарубежных источниках также упоминаются жена и дети воина, по которым мужчина скучает в дальних походах.
  • Исследователи утверждают, что Илья умер в возрасте 45-50 лет.
  • По неизвестным причинам останки Илья Муромца (вернее, предполагаемого прототипа) не поддались полному разложению. Верующие считают, что святые мощи богатыря исцеляют болезни позвоночника.

Цитаты

«Я иду служить за веру христианскую, и за землю русскую, да и за стольный Киев град. »

«Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины».

«У моего света-батюшки была корова прожорливая. Тоже много ела. Да под конец у нее пузо треснуло»

«Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде такову славу: Русь-земля не пуста стоит».

«Ты прости меня, мать, не работник я в поле, не добытчик. Калин-царь заготовил стрелу смертную в сердце Киеву. Не велика мне, молодце, честь сидеть в Карачарове».

Илья Муромец

Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделён высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что даёт ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление об единой и непобедимой Киевской Руси.

  • 1 Илья Муромец в былинах
  • 2 Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец
  • 3 Биография
    • 3.1 Смерть

    Илья Муромец в былинах [ ]

    Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Ведь даже о Василии Буслаеве – фигуре весьма колоритной – известно всего два сюжета. Существуют сотни записей былин о Ставре, Дюке, Чуриле, Садко, Соловье Будимировиче, но оригинальных сюжетов о каждом из них один-два – не более, в то время как об Илье Муромце можно назвать более десяти, не говоря уже о вариантах, которые, собранные вместе, вполне могут составить подлинную Иллиаду русского эпоса.

    Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алёша Попович – не может сравниться в этом отношении с Ильёй Муромцем.

    «Спокойное величие древнего эпоса дышит во всех рассказах, и лицо Ильи Муромца выражается, может быть, полнее, чем во всех других, уже известных сказках», – писал А. С. Хомяков в предисловии к первой публикации былин из собрания П. В. Киреевского (Московский сборник, 1852), когда былины еще считались сказками. А в 1860 году в первом выпуске Песен, собранных П. В. Киреевским, была опубликована «Заметка о значении Ильи Муромца» К. С. Аксакова, с которой, по сути, и начинаются попытки осмысления этого образа. Константин Аксаков первым обратил внимание, что образ Ильи Муромца является своеобразным рубежом, отделяющим две эпохи в развитии русского эпоса. «Илья Муромец, – подчеркивал он, – не принадлежит к титанической, но к богатырской эпохе; он есть величайшая, первая человеческая сила» .

    Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец [ ]

    Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского, в котором он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель.

    Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

    Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королём; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.

    По данным филолога С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю).

    1. Обретение силы Ильёй Муромцем (Исцеление Ильи Муромца)
    2. Илья Муромец и Святогор
    3. Илья Муромец и Соловей-разбойник
    4. Илья Муромец и Идолище
    5. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
    6. Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
    7. Илья Муромец на Соколе-корабле
    8. Илья Муромец и разбойники
    9. Три поездки Ильи Муромца
    10. Илья Муромец и Батый-царь
    11. Илья Муромец и Жидовин
    12. Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
    13. Илья Муромец и Сокольник
    14. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
    15. Камское побоище
    16. Илья Муромец и Калин-царь
    17. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
    18. Илья Муромец и Алёша Попович

    По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

    Биография [ ]

    Предполагаемая эпическая родина богатыря — село Карачарово (ныне микрорайон города Мурома, Владимирская область, Россия). Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих). Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

    Смерть [ ]

    Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря. Русские летописи не упоминают его имени.

    Село Карачарово – родина Ильи Муромца

    Село Карачарово, по письменным источникам, известно с XVII в. Оно принадлежало князьям Черкасским, Шереметевым, Разумовским. Через Е.А. Разумовскую, жену министра народного просвещения графа С.С.Уварова, как приданое, Карачарово в начале XIX в. перешло к роду Уваровых. С 1852 г. дворянская усадьба «Красная гора» в Карачарове принадлежала семье ученого-археолога, одного из основателей Московского археологического общества и Московского исторического музея, А.С. Уварову. Из памятников архитектуры в усадьбе сегодня сохранились: господский дом, два флигеля, надворные постройки и липовая аллея. В настоящее время на территории усадьбы находится воинская часть (понтонно-мостовой полк).

    В XX в. с бурным ростом Мурома городская черта дошла до границ села, и в 1960-х годах оно административно вошло в состав города как один из его районов.

    Но прежде всего, село Карачарово известно, благодаря богатырю Илье Муромцу, одному из главных героев древнерусского былинного эпоса, воплощающего народный идеал героя-воина (киевский цикл былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» и др.). Считается, что родина Ильи Муромца – село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того ли из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова. ».

    Предполагают, что Илья Иванович Гущин (народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем) родился около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны. Он был 177 см ростом, то есть по тем временам считался очень высоким, богатырем, гораздо выше своих современников. С детства и до 33 лет Илья, как говорят былины, «сиднем сидел на печи». Исследование его сохранившихся останков показало, что у Ильи были проблемы с позвоночником (дополнительные отростки на позвонках поясничного отдела, ущемлявшие нервы спинного мозга и вызывавшие паралич конечностей), которые, видимо, и ограничивали подвижность. Илья чудесным образом получил исцеление, по преданию, от трех старцев, нищих странников («калик перехожих»), которые, кроме прочего, наградили его богатырской силой и предсказали, что «смерть ему на бою не писана».

    После исцеления Илья принял православие. Он много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал абсолютно бескорыстно, только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

    Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя оружие духовным служением.
    Предположительно, умер Илья Муромец в возрасте 45-55 лет. Его мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Он был канонизирован в 1643 г. как преподобный Илия Печерский. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем, отмечая его память, по церковному календарю, 1 января.

    В селе Карачарово сохранились достопримечательности, связанные с именем Ильи Муромца. Местные предания рассказывают, что после исцеления богатырь помогал отцу корчевать пни перед распашкой поля, вырывал их руками из земли и бросал с высоких карачаровских холмов прямо в Оку. Пней было так много, что в течении реки даже появился большой остров.

    Вид на него и поныне открывается от Троицкой церкви. Построенный в 1828 г. каменный храм стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые дубовые бревна, как гласит местное предание, заложил сам богатырь Илья Муромец. Ныне храм реставрируется, восстановлена его колокольня, внутри которой действует часовня. В ней хранится икона преподобного Илии Печерского (Муромского) с частицей его мощей, привезенных из Киево-Печерской лавры.

    Первая современная икона Ильи Муромца написана в Муроме в 1992 г. по инициативе представителей рода Гущиных. В день памяти святого в 1993 г. образ с частицей мощей был торжественно перенесен в возрожденный храм Гурия, Самона и Авива (построен в 1845 г.) в Карачарове, который стоит на сельском кладбище.

    Вниз к реке Оке мимо Троицкой церкви идет дорога. Там, в устье карачаровского оврага стоит деревянная часовня и купальня у родника Ильи Муромца. Считается, что этот ключ забил от удара о землю копыт богатырского коня Ильи Муромца. Таких источников по берегу Оки не менее восьми. Их еще называют «скоками» (где конь якобы отскакивал от земли) в память об их чудесном происхождении. Вода в роднике считается целебной, и люди приезжают за ней со всего Мурома. Над родником на холме установлен деревянный крест в память об Илье Муромце.

    На одном из домов в Карачарово на улице Приокской, который, по преданию, стоит на месте бывшей избы Ильи Муромца, установлена мемориальная доска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *