Кхмеры где живут в какой стране
Перейти к содержимому

Кхмеры где живут в какой стране

  • автор:

Мон-кхмерские народы

Народы этой языковой семьи рас­селены в Индокитае и в прилега­щих частях китайской про вин­ции ньнань. Есть теория, объединя­ющая эту семью вместе с мундаской в Индии в одну аустроазиатскую семью. Как в Индии, так и в Индокитае носи­тели этих языков считаются древней­шим населением. Отсюда наш инте­рес к мифологии и религии мон-кхмерских народов. Тем более что в их число включаются народы, находя­щиеся на таких ступенях обществен­ного развития, когда еще люди не знали производящего хозяйства. Речь идет о семангах и сеноях полуострова Малакка и о некоторых других. Упо­мянутые архаические народы и в расовом отношении отличаются от окружающего южномонголоидного населения. Так, семанги относятся к низкорослому негритосскому типу, сенои — к веддоидному.

По своим историческим судьбам мон-кхмерские народы очень несхо­жи. С одной стороны, это упомянутые охотники и собиратели Малакки, живущие разобщенными группами, долго сохранявшие обычаи охоты за головами, мотыжные земледельцы ва, а с другой — моны и кхмеры, соз­давшие первые государства в Индоки­тае. Что обо всем этом могут сказать мифология и исконные религиозные верования?

Характеризуя в целом мон-кхмер­скую метафизику, можно сказать, что она довольно равнодушна к космосу. Сюжеты космологии, конечно, здесь представлены, но они как бы призем­лены, еще точнее, приводнены. Вот соответствующие мифы семангов.

Существовала Манои (Ланинг, Куунг) — первоначальное женское существо. Одно из имен этой первона­чальной женщины — Куунг — озна­чает именно «вода». Манои — созда­тельница мира. Иногда она изобра­жается черепахой. Среди Мирового океана с помощью своих внуков Манои водрузила ветвь дерева рамбу­тана на спину подводного зверя. Земля появилась около дерева позднее, принесенная навозным жуком. В других версиях мифа Манои становится женой Та Педна, небес­ного бога. Последний путешествовал со своим братом по образовавшейся земле. Ловили рыбу в море. Из их сломанного удилища образовались две горы. Одна из них — Бату Рибн, стоящая в центре мироздания. В одном из вариантов гора появляется без всякого вмешательства Та Педна, в результате деятельности двух вну­ков Манои. Выуживание земли — естественный сюжет океанийской мифологии, и ее влияние на семангов не исключено.

Та Педн (Кета, Мольтек, Англай, Пле) — это высшее небесное боже­ство. Он обитает среди других духов на небе. Иногда говорят, что он живет в солнечном свете или что Та Педн и есть солнце. Иногда образ Та Педна сливается с образом Карея, бога грома. По некоторым представ­лениям, Та Педн живет на востоке, его младший брат — на западе. У Та Педна есть жена Манои. В мифах семангов заметна тенденция переня­тия функций создателя мира Та Педна от женщины Манои.

Особых ритуалов в честь Манои и Та Педна нам обнаружить не удалось, что подтверждает предположение о заимствовании основ или деталей этих мифов. Зато совсем иначе обстоит дело с Кареем. Это бог грома у негри­тосских племен джахай, ланох и кента на полуострове Малакка. Хотя пред­ставления о нем не отличаются ясно­стью: Карей рассматривается и как то же лицо, что и Та Педн, и как стар­ший брат последнего или даже отец. Карей и Та Педн имеют разобщенные функции в мифе. Карей обитает в пещере и олицетворяет гром как при­родное явление. Он выступает как грозное и злое божество. Его осо­бенно боятся женщины. Для умило­стивления Карея при громе семанги пускали свою кровь из раны, нанесен­ной в икру ноги.

Миф о Карее трудно назвать космо­логическим, он не раскрывает космо­генеза, т. е. происхождения, строения и развития Вселенной. Но важная метафизическая мысль в нем присут­ствует — истекающая кровь уносит опасность.

В мифологии развитых мон-кхмер­ских народов сотворению мира все же уделено внимание. Но это больше вариации на темы известных индуист­ских или буддийских сюжетов. Вот средневековый камбоджийский Махешвара. Его деятельная сила про­являлась в том, что он непрерывно спускался с неба на гору Мотан, поро­ждая на земле все формы жизни. Его культ процветал при королевском дворе. Культ Махешвара имел явное шиваитское происхождение (Махеш­вара — это Шива), но, по некоторым данным, в его образе очень рано ска­залось влияние буддизма (Махешвара считался бодхисаттвой, спуска­ющимся к людям на землю).

Для кхмеров, создателей древней­ших камбоджийских государств, типи­чен миф о промах — небесных суще­ствах, ставших родоначальниками людей. По древнекхмерской космого­нии вокруг горы Сомеру (Меру) нахо­дятся в океане четыре острова, один из которых, Чумпуйтвип, населен людьми. Над горой Сомеру находится райский мир красивых долгоживущих существ тевода. Еще выше них мень­ший по размеру мир более совершен­ных существ-промов. Наконец, последний — двадцать седьмой — небесный мир Нипеау (Нирвана), где живет только Будда. Земной мир уже был населен людьми, но их из-за гре­хов погубили тевода. Землю сначала жгло семь солнц, потом все залил потоп. Когда вода стала убывать, нa землю были посланы в качестве стра­жей восемь промов. Они попробовали на вкус морскую пену, захотели есть и ели землю, а когда появились расте­ния, то перешли на них. По другой версии они ели сначала грибы, затем плоды лианы и, наконец, рис. От последнего их животы наполнились экскрементами, и в их телах откры­лись по два отверстия. Когда это произошло, промы стали существами, имеющими пол. Они начали строить жилища, возделывать рис и преврати­лись в людей.

Представление о существовании некогда нескольких солнц, характер­ное для всего Востока Азии, очевид­но, было также у всех мон-кхмеров. По крайней мере, у ва в Северном Таиланде есть обряд, имитирующий стрельбу кузнеца из лука в солнце.

Более интимны у мон-кхмеров отношения с водой. Если в Индии и в Индокитае у многих народов наги (змеевидные существа) опасны, то у кхмеров это благодетельные суще­ства, даже партнеры по браку. Наги обитают под землей и в водных источ­никах. Могут превращаться в кра­сивых женщин. По одному из мифов основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в мир нагов, сидя на дереве, которое каждую ночь опускал ось под землю. Там он женился на дочери царя нагов, который дал ему са.мпот (поясную одежду) с изображением нагов. В память этого в Камбодже в старину жених должен был дарить невесте такой сампот. С нагами у камбоджий­цев связаны очень древние представ­ления тотемического характера. Наги выступают как первопредки, в кото­рых могут превращаться люди в пере­ломные моменты жизни. Например, прежде во время брачной церемонии жениху и невесте спиливали немного передние зубы, «чтобы они не смогли превратиться в нагов». Женщина-на­га — центральный образ кхмерских династийных мифов. Существует сообщение XIII в. о том, что кхмер­ский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой нагой, и от этого зависело благосостояние страны.

Изображения наги часты на барель­ефах Ангкора, ими оформлены перила и балюстрады. До сих пор рукояти крестьянских серпов делают в форме змеи-наги. В камбоджийском буддизме к нагам двойственное отно­шение: по одному из мифов нагу Мучилинде принадлежит заслуга спа­сения Будды во время потопа, по дру­гому — один из нагов обманом стал учеником Будды и был разоблачен. Теперь при приеме в послушники неофит должен ответить, не является ли он нагом.

Монский вариант связей между нагами и людьми выглядит так. Зингьяик — мифический холм у монов (Нижняя Бирма). Это место, где вступили в брачный союз пришед­ший из Индии «чародей солнечной расы» и нага, хтоническое божество. Монские короли рассматривались как их потомки. Наследование по мате­ринской линии у монских правителей связывалось с происхождением от нагов как хозяев земли. Культ же небесных духов у монов оформлен сравнительно поздно.

У мон-кхмеров в сюжетах о проис­хождении риса отражены гармо­нично-женственные отношения к зем­ле. Рис не был послан с неба богами, а попал к людям из-под земли (или даже из-под воды). Вот миф о Пейсрап — душе риса у кхмеров. Это женщина. Иногда ее называют Преас Ме («свя­тая мать риса»). Некогда люди не бес­покоились о выращивании риса, он сам прилетал в амбары. Но одна жен­щина ударила рис коромыслом. Рис убежал и спрятался в трещине камня. Рыба проникла туда и упросила рис вернуться. Но с тех пор людям прихо­дится очень заботливо относиться к рису и его возделывать.

У банаров и других народов Цент­рального Вьетнама рис был принесен людям муравьем Хмоч-Кенту. Собы­тие связано с потопом, вызванным тем, что ворон (или коршун) обидел краба. В барабане спаслись брат и сестра. У них был только вареный рис. После потопа муравей принес два зерна (или колоса). Рис, выросший из них на следующий день, был огром­ного размера. Одного зерна хватало на обед. Растения не возделывали, зерна, созрев, сами мчались в амбары. Так было до тех пор, пока женщина по имени Со Крок не прогнала рис в поле.

Интересен цикл мифов ма, срэ, банаров и других народов Централь­ного и Южного Вьетнама о Иду. Это верховное божество-демиург. Часто он выступает в образе красной птицы. В подземном мире Брах Тинге Иду создал огонь, а также каменные ору­дия, которыми люди начали пользо­ваться. Там же появились буйвол, свинья и куры. С подземным миром связано и само происхождение людей, которые вышли через отверстие в земле. Его уже не существует. Вышел мужчина, но его жена с ребенком там остались, так как в проходе застрял буйвол с двумя головами. Показы­вают скалу, в которую этот буйвол превратился. Мир, созданный Иду, отличался от современного. Человек не нуждался в доме, а жил под деревь­ями, листву которых Иду сделал непроницаемой для дождя. Люди получали все без труда. У них всегда под рукой были плоды, мясо и рыба. Рис рос сам, а мотыга сама для него подготавливала почву. Человек только указывал, где ей работать. Топор сам рубил лес. Но мотыга была слишком усердна и без конца требо­вала новой работы. Ленивые люди забросили ее далеко.

Примечательно, что локальные кадастрово-земельные духи в мон­кхмерской мифологии оказываются связанными с водной стихией. Таковы неак та, духи — хранители местности у кхмеров. Живут неак та на возвы­шенных местах в деревнях и в водое­мах. С каждым из неак та связывается местный цикл мифов. Культ неак та весьма популярен в Камбодже и носит выраженный аграрно-магический характер. В древности почитание неак та дало почву королевским куль­там горы. Современный же камбод­жийский буддизм включил в себя культ неак та.

Кадастровые духи у монов — ан­тагонисты водных, но это явный результат религиозной политики, проводившейся государством. Дева­тау сотапан — «духи, победившие водный потоп». Они рассматриваются как мужские по природе в противопо­ложность хтоническим божествам­нагам, женским. Деватау сотапан числом 36 были канонизированы в XV в. правителем монского государства в Пегу. Это число связано с делением ~ средневекового государства Рамана­десы на 32 округа, объединенных четырьмя провинциями. В каждом округе, а также в провинциях были свои духи-хранители деватау сотапан. Их культу были посвящены ступы. Представление о деватау сотапан было включено в систему монского буддизма. Деватау сотапан часто рас­сматриваются как пример кадастро­овых (земельных) божеств.

На хтоническом и явно пассивном фоне мон-кхмерской мифологии неожиданным образом про является культ небесного огненного меча. Этот сюжет вообще распространен на всем Востоке Азии, будучи часто атрибутом шаманского обряда. У мон-кхмеров культ такого меча сосре­доточен в Камбодже, на юге Лаоса и в соседних районах Вьетнама. Причем сюжет мифа о мече характерен для разных этнических групп.

Вот камбоджийский вариант о Прах Кхане — священном мече королей Камбоджи. Считалось, что взятый без специальных ритуалов, он уничто­жит страну огнем. За хранением меча следила каста камбоджийских брах­мано-баку. Согласно хроникам он был завещан потомкам ангкорским королем Джайяварманом II (IX в.). По версии горцев Камбоджи, мифиче­ский небесный герой Прах Писнокар изготовил два волшебных меча с изображением Брахмы. Один был отдан лаотянцам, его ножны – тай (сиамцам). Другой Прах Кхан был передан кхмерам, его ножны — гор­цам Камбоджи. По одной из версий рукоять Прах Кхана хранилась у касты охотников на слонов. В дру­гом варианте Преа Ен, верховный дух кхмеров, дал ножны вьетнамскому ко­ролю, рукоять—сиамскому, клинок — камбоджийскому. Прах Кхан был не только палладиумом, священным сим­волом безопасности государства. С ним связана и космогоническая симво­лика: лезвие — символ огня, ножны- воды. До конца XIX в. в Камбодже проводились раз в год ритуалы с Прах Кханом. При французах меч этот про­пал.

Миф о мече нарушает структуру мон-кхмерского мифологического мышления, и поэтому он способен к сюжетным развитиям. Такое можно видеть в версии мыонгов Южного Вьетнама. Пранг и Янг — мифичес­кие герои. Янг — младший брат, был изгнан старшим братом-вождем. Янг нашел камень, обладающий способ­ностью через все проникать. Чудо­вища сковали ему меч. Янг с его помощью отрубил голову Наге, спас дочь китайского императора и женился на ней. Перед смертью оста­вил ножны меча в Камбодже, рукоять — в Сиаме (Таиланде), клинок – у джараев.

Камбоджа — это небольшое королевство в Индокитае

Яндекс.Погода

Ранее крупной могущественной империей Юго-Восточной Азии в период IX-XIV веков — империей Кхмеров, а сегодня являющееся удивительным местом для туризма и отдыха.

Официальное название страны — Королевство Камбоджа (Kingdom of Cambodia). Занимаемая территория 181035 кв км. Пограничные государства по сухопутной границе: Вьетнам, Лаос, Тайланд. Столица: Пномпень.

Население Камбоджи на 2001 год по приблизительным подсчётам составляет 11,5 миллионов человек. Основная этническая группа Камбоджи — кхмеры, составляют примерно 90% населения Камбоджи. Порядка 7% населения Камбоджи приходиться на Тямов, 3% населения Камбоджи приходится на Вьетнамцев и Китайцев, последние в свою очередь составляют большую часть населения городов Камбоджи, и являются в своём большинстве движущей силой всего бизнеса и туризма в Камбодже. Также в отдалённых районах Камбоджи на северо-востоке страны в провинциях Мондолькири и Ратанакири можно встретить дикие племена.

Государственной религией в Камбодже согласно Конституции считается буддизм тхераведы (малой колесницы). Тем не менее в Ангкорский период с 11 по 13 века в Камбодже проповедовался буддизм махаяны (большой колесницы). Ещё до буддизма махаяны в государстве, расположенном на территории современной Камбоджи процветали сначала брахманизм, который был в последствии смещён индуизмом. В настоящее время порядка 93 % населения Камбоджи исповедуют буддизм тхераведы (малой колесницы). Порядка 5-7% населения Камбоджи исповедуют ислам (в основном Тямы). Так же существуют незначительные малые группы населения Камбоджи, поклоняющиеся языческим богам. В последнее время очень заметны тенденции обращения местного населения Камбоджи в христианство. В Камбодже до сих пор можно найти или купить предметы старины и религиозной утвари относящиеся к прежним векам, поэтому Камбоджа — удивительное место для туризма в историю.

Официальным государственным языком Камбоджи является Кхмерский язык, на нём и разговаривает большинство населения страны. За последние 5 лет в Камбодже сильно возросла популярность английского языка. Им сносно владеют практически в каждом официальном учреждении Камбоджи, гостинице, ресторане, на рынке. Практически все официальные регистрационные и другие формы для туризма в Камбодже иностранцам предлагается заполнять на английском языке. Французским языком в Камбодже владеет большой процент пожилых людей, которые получили образование в до Пол Потовской Камбодже. Также в Камбодже можно встретить достаточно много кхмеров сносно говорящих по-русски. В Пном Пене существует так называемый Русский Рынок, где во многих шопах с вами будут пытаться объясняться на русском языке. Большая часть городского населения Камбоджи хорошо владеет Вьетнамским и Китайским языками. Также в Камбодже очень популярен особенно среди молодёжи Тайский язык.

По конституции 1993 года Камбоджа («Прихричинача Кампучеа») является конституционной монархией с многопартийной демократической системой. Глава государства — король. Совет министров по конституции назначается монархом, фактически же назначается премьер-министром. Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом, состоящим из Национального собрания (123 места, члены НС избираются на пятилетний срок) и Сената (61 место, два члена назначаются монархом, двое избираются Национальным собранием, и 57 избираются в избирательных округах, все — на пятилетний срок).

Административно-территориальное деление: 20 провинций («хайтт») и 3 муниципалитета («кронг»).

Официальные праздники и выходные дни в Камбодже:

  • 1 января — Новый год.
  • 7 января — День Победы над режимом геноцида.
  • 8 марта — Международный женский день.
  • февраль — середина апреля — Чнам-Тмай или Чаул-Чнам, Новый год по камбоджийскому календарю.
  • 1 мая — День Труда. Середина мая — День рождения Будды (Висака-Бучеа).
  • 1 июня — День защиты детей.
  • 18 июня — День рождения королевы.
  • 24 сентября — День Конституции. начало октября — Пчум-Бен (День Предков).
  • 23 октября — День Парижского мирного соглашения.
  • 30 октября — 1 ноября — День рождения короля.
  • 9 ноября — День независимости.
  • 10 декабря — День защиты прав человека.

Система праздничных мероприятий в стране довольно обширная и запутанная. Множество народов, проживающих на территории Камбоджи, даже одни и те же религиозные праздники отмечают по-разному и зачастую — в разное время. Этнические китайцы и вьетнамцы отмечают лунный Новый год (Тет) в конце января или в начале февраля, а кхмеры — в середина апреля. Празднование Чнам-Тмай, приходящийся на начало сезона муссонов, — одно из самых красочных мероприятий страны. В эти дни кхмеры сооружают песчаные горки — символ буддийских ступ, (считается, что каждая песчинка в горке избавляет от грехов), проводят множество красочных шествий и костюмированных представлений. Сразу после Чнам-Тмай, в начале мая, проходит знаменитая Королевская пахотная церемония Чат-Пре-Нангкал около Королевского дворца в Пномпене.

В феврале проводится фестиваль Мик-Бочеа. 3 мая отмечают День рождения Будды (Висака-Бучеа или Висака-Пуджа). В июле-сентябре проходит буддийский Великий пост. В начале сентября проводят праздник поминовения умерших Прочум-Бен (Пчам-Бен) — один из наиболее уважаемых кхмерских праздников, посвященный предкам. В октябре проходит религиозный фестиваль Бонн-Катем. Самый важный фестиваль кхмерского календаря — трехдневный «Водный Фестиваль» Бом-Ом-Тук, проходит в конце сезона дождей (в начале или середине ноября). Это наилучшее время для посещения Пномпеня и Сиемреапа. 10-11 ноября проходит музыкально-световое представление Хидеки-Тоги («Банкет Бога»).

Банки, министерства и посольства закрыты в течение всех выходных дней и фестивалей.

Камбоджа

Флаг Королевства Камбоджа представляет собой полотнище с тремя горизонтальными полосами синего и красного цветов. На красной полосе помещено изображение Храма Ангкор-Ват. Синий цвет флага символизирует монархическую власть, красный — народ, белый — религию (буддизм и брахманизм). Храм Ангкор символизирует Вселенную, высшие божественные силы и королевскую власть (согласно камбоджийской традиции, монарх является посредником между божествами и людьми). Таким образом, центральный символ флага означает триаду — Религия-Нация-Король.

На гербе изображены слонолев (гаджасингха) и лев (сингха), стоящие на задних лапах. Сверху — королевская корона, из верха которой исходит луч света. Под короной находится меч, лежащий на пьедестале, над которым начертан символ Аум. Кхмерские надписи на ленте у основания герба гласят: preah’jao (королевский правитель) — krung (королевство) — Kâmpŭchea (Камбоджа). Таким образом, фраза целиком переводится как «Король Королевства Камбоджа».

Посольство

Адрес: Староконюшенный переулок, д.16
Телефон: +7 (495) 637-47-36
E-mail:
Web: http://www.mfaic.gov.kh/

Россияне могут оформить визу в Камбоджу не только через посольство или интернет, но и прямо на границе страны. Это делается в аэропортах и КПП, граничащих с Таиландом и Вьетнамом. Следует помнить, что по правилам получение визы на месте при переходе границы через Лаос невозможно.

Любую из виз в Камбоджу можно продлить без необходимости выезжать из государства. Это делается через отделение иммиграционной службы на месте за дополнительную оплату или через туристическое агентство, но тогда придется заплатить в два или вообще в три раза дороже.

Добраться в Камбоджу можно по воздуху на самолете или на автобусе по дорогам из соседних государств – Таиланда, Вьетнама и Лаоса.
Из Бангкока, Куала-Лумпура или Хошимина можно лететь в Сием Рип или Пномпень как лоукостом Air Asia, так и дорогими авиакомпаниями.

Королевство располагается в южной части Индокитайского полуострова и граничит с Таиландом, Вьетнамом и Лаосом. Большую часть территорий занимают равнины, их опоясывают небольшие горные массивы. Высшая точка страны – гора Ораль, ее высота составляет 1813 метров. Практически вся страна, кроме прибрежной полосы, находится в бассейне реки Меконг.

Климат в Камбодже тропический. Погода зависит от муссонов. Дождливый период длится с июня по август, а сухой и жаркий – с марта по май. В среднем температура в течение года не опускается ниже 25 градусов тепла. Несмотря на высокую влажность воздуха, здесь очень комфортно отдыхать зимой, когда на побережье дует легкий ветер.

Почти половина страны покрыта лесами. У Сиамского залива и на побережье озера Тонлесап растут мангры, а на возвышенностях – красные деревья и палисандры. Повсеместно встречаются орхидеи, пальмы и акации. На озере Тонлесап цветут лотосы, которые камбоджийцы считают «символом жизни». В Меконге обитают редкие пресноводные дельфины, а над водой порхают азиатские марабу и птицы-носороги. В лесах живут обезьяны, тигры и слоны. А в заповеднике Реам построен небольшой храм, посвященный зодиакальным животным.

Интересный факт: По количеству видов рыбы озеро Тонлесап уступает только Амазонке.

Много веков назад на территориях современной Камбоджи существовала Кхмерская империя, короли которой провозглашали себя богами. В период ослабления империи соседние Сиам и Вьетнам захватили значительные территории государства. В конце XIX века страна попала под контроль Франции и стала частью Французского Индокитая. Независимость Камбоджи была провозглашена в 1953 году, а в 1993 году правительство приняло новую конституцию, в соответствии с которой королевство стало конституционной монархией.

Местных жителей отличает спокойствие, сдержанность и глубокая религиозность. По достижении 16 лет юноши отправляются в храмы и несколько лет ведут жизнь монахов, постигая основы буддизма. При общении друг с другом камбоджийцы никогда не выказывают гнев или злость, это считается признаком дурного тона. Вместе с устной благодарностью в этой стране принято дарить небольшие подарки. Согласно верованиям камбоджийцев, душа после смерти переселяется в животных, поэтому не стоит на глазах местных жителей убивать даже мошку.

Интересный факт: Поднятый вверх большой палец руки камбоджийцы воспринимают как сексуальный призыв.

Культура Камбоджи формировалась под воздействием индуизма и буддизма. Кхемерская скульптура, пришедшая из Индии, со временем приобрела уникальные черты. Храмы, украшенные изваяниями божеств, сегодня входят в сокровищницу мировой архитектуры. Связь прошлого и настоящего отражает королевский балет, в нем используются только традиционные танцы, а актеры облачаются в пестрые национальные костюмы.

Школьное образование в стране делится на несколько ступеней. В начальной школе дети учатся шесть лет, затем три года – в основной школе и еще три – в средней. Несмотря на то что образование бесплатное, школьные принадлежности для многих семей слишком дороги, поэтому нередко дети заканчивают всего 3-4 класса. В высшие учебные заведения или колледжи идут не более 10% учащихся.

Интересный факт: В Камбодже не принято давать имена улицам. Как правило, их просто нумеруют.

В Камбодже любят спорт. Самая популярная игра – футбол. В стране существует несколько команд, выступающих на азиатских играх. Молодежь часто играет в «сепак такрав» – традиционный для Юго-Восточной Азии ротанговый мяч.

Камбоджа – одна из самых интересных и доступных для путешествия стран. Сюда приезжают, чтобы увидеть местные достопримечательности, отдохнуть на курорте Сиануквиль – погрузиться на морское дно, увидеть коралловые рифы и обломки затонувших кораблей – или отправиться в Сиамский залив на глубоководную рыбалку.

Главный туристический объект Камбоджи – храмовый комплекс Ангкор, который считается крупнейшим культовым сооружением в мире. Именно здесь снимали фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц».

Интересный факт: В Камбодже нет правил дорожного движения. Приоритет отдается большему транспортному средству.

Система здравоохранения в стране развита плохо. Многие местные жители не приемлют современных методов лечения. Кхмеры верят в духов, для исцеления они проводят ритуалы жертвоприношения. Если же человек сильно заболел, то местные жители обращаются к монахам, которые владеют санскритом, читают древние рукописи и применяют секретные методы нетрадиционной медицины.

В качестве сувенира из Камбоджи можно привезти изделия из бронзы, красного дерева и ракушек. Лучшее место для шоппинга – рынки. Здесь продается камбоджийский шелк, работы из мрамора и глины. Однако нужно быть внимательными при покупке ювелирных украшений: часто под видом драгоценностей путешественникам продают стекляшки. Из съедобных сувениров можно отметить камбоджийский перец и кофе – они отличаются настолько высоким качеством, что их нередко закупают многие мировые рестораны.

Камбоджийская кухня экзотична. Самый необычный из местных деликатесов – тарантул, на вкус он напоминает смесь курятины и трески. Рис у камбоджийцев поистине «всему голова», на его основе готовят практически все блюда. Здесь любят морепродукты, а вот мясо едят крайне редко. Среди самых популярных блюд – жареная рыба с овощами и сладким соусом «трэй тиен тю гоаэмe» и местное печенье «фелай».

Праздники в Камбодже очень своеобразные. Один из них – Прочум Бен, день умерших. В этот день жители должны оставлять в храмах рис в качестве подношения, иначе им грозит проклятие. В королевстве весело отмечают Новый год и приходящийся на начало сезона муссонов Чнам-Тмай. Весной, когда собирают урожай риса, проводят «Водный Фестиваль», он сопровождается яркими процессиями и ритуальными танцами.

Холм ядовитых деревьев Как самое страшное место Камбоджи стало местом притяжения туристов со всего мира

Пномпень — город, в котором относительно немного достопримечательностей. Главное сокровище Камбоджи — храмовый комплекс Ангкор-Ват — находится в восьми часах езды от столицы, поэтому нередко туристы воспринимают его только как перевалочный пункт на этом маршруте. И напрасно: в Пномпене есть ради чего задержаться. И это не только памятники старины вроде храма Ват Пном, с которого когда-то начался город, или королевского дворца, но и места, связанные с новейшей историей Камбоджи, — например, школа Туол-Сленг, где красные кхмеры за четыре года убили более 17 тысяч человек. Корреспондент «Ленты.ру» Иван Козлов рассказывает, почему Туол-Сленг — главное, что нужно увидеть в Камбодже.

17 апреля 1975 года радикальные камбоджийские коммунисты, известные как красные кхмеры, победили в войне с правительственными войсками: они вошли в столицу страны и буквально в тот же день выгнали из города более миллиона жителей. Пол Пот считал, что Демократическая Кампучия (так государство называлось в недолгий период его правления) должна быть аграрной страной, и на этом основании считал существование горожан бессмысленным.

По его замыслу, жители городов должны были обрести смысл жизни на сельскохозяйственных работах, но значительная их часть даже не добралась до полей и сельхозугодий, погибнув в дороге. Тем не менее столицу удалось практически полностью зачистить. Многие здания, которые до этого активно использовались, опустели, в том числе школа Туол-Сленг (с кхмерского название переводится как «Холм ядовитых деревьев»). На ее территории красные кхмеры уже через несколько дней обустроили Тюрьму безопасности S-21.

За четыре неполных года существования Демократической Кампучии через Туол-Сленг прошло более 17 тысяч человек

Фото: Иван Козлов

За четыре неполных года существования Демократической Кампучии через Туол-Сленг прошло более 17 тысяч человек; из них выжило только 12 счастливчиков, остальные были убиты. Это сравнительно немного — всего за время геноцида погибло три миллиона камбоджийцев. Большинство умерло от голода и невыносимых условий труда прямо на полях. В столичную «тюрьму безопасности» попадали люди другого сорта — чаще всего те, кого подозревали в предательстве или идейной неустойчивости. Иными словами, нередко это были сами красные кхмеры, попавшие в маховик репрессий собственной партии, который не щадил даже детей: их испуганные лица запечатлены на множестве пронзительных фотографий, ставших визитной карточкой Туол-Сленга.

Пол Пот делал ставку на подрастающее поколение, набирая в свои отряды сельскую молодежь. Многим палачам, работавшим в Туол-Сленге, не исполнилось и 18 лет. Их жертвам было еще меньше — часто они оказывались в застенках уже в десятилетнем возрасте. Здесь их наравне с другими заключенными били, пытали и в конце концов убивали. Расстрелы тут не практиковались — пули для молодой Демократической Кампучии были слишком дорогим удовольствием. Так что казнили заключенных с помощью подручных средств типа лопат, ножей, молотков, железных труб, крючьев и в особенности мотыг.

Этим незамысловатым орудиям труда, превратившимся в инструменты пыток и массовых убийств, в Туол-Сленге отведен отдельный экспозиционный стенд. Конечно, пользовались этими средствами не только на территории лагеря. В некоторых источниках можно прочесть и о других методах ликвидации «неблагонадежных» слоев населения. Например, о том, что целые группы людей палачи обвязывали колючей проволокой, по которой пускали ток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *