Кирило белозерский монастырь где находится
Перейти к содержимому

Кирило белозерский монастырь где находится

  • автор:

Кирилло-Белозерский монастырь и музей-заповедник

Кирилло-Белозерский монастырь и музей-заповедник – символ Вологодской области, сокровищница российской культуры и место с удивительной историей, наполненной драматическими событиями. Музей-заповедник включает в себя расположенный на берегу озера Сиверского ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря (1397 г.), Ферапонтова монастыря (1398 г.) в с. Ферапонтово и деревянную церковь Илии Пророка (1775 г.) в с. Цыпино.

Музей-заповедник известен древними иконами, в том числе из иконостаса Успенского Собора. Все они находятся в отличном состоянии и доступны посетителям в главной экспозиции музея. Здесь же можно осмотреть уникальные коллекции древнерусской живописи, шитья, памятники археологии, предметы народного искусства, сборники редчайших рукописных книг.

Историческая справка:

Кирилло-Белозерский музей-заповедник создан на основе одноименного монастыря, на сегодняшний день самого крупного в Европе.

Монастырь основан на берегу Сиверского озера около 1397 года Кириллом Белозерским, монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского. В разное время сюда были сосланы опальные Вассиан Косой, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, Б. И. Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др. Неизменное благоволение со стороны московских государей, бояр и князей немало способствовало экономической стабильности монастыря. Уже хрестоматийными стали перечисления обильных вкладов царя Иоанна Грозного, щедрые пожертвования от князей и бояр Старицких, Шереметевых, Телятевских, Воротынских, Одоевских и других. Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек и крепостных стен. В 1601-ом году во владениях монастыря находились 607 деревень, 5 селец, 11 сел и 320 пустошей.

Одна из ярчайших страниц отечественной истории — шестилетняя осада и защита кирилловской крепости от польско-литовских интервентов в 1612-1618 годах.

Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря входила в число богатейших книгохранилищ Руси. В конце XV века здесь был составлен один из первых книжных каталогов, включавший 212 названий, среди которых знаменитые «Задонщина» и «Повесть об Александре Македонском». К середине XVII века количество книг в монастырской библиотеке уже приблизилось к двум тысячам.

Кирилло-Белозерская обитель была центром паломничества многих известных книжников и мудрецов, местом обитания для ссыльной знати и наиболее крупным религиозным и культурным центром севера Руси. Комплекс архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря создавался за два века с конца 14 до конца 16-ого столетия. Структура музея-заповедника состоит из Нового Города и Малого Ивановского, а также Большого Успенского монастырей.

Состояние объекта на сегодняшний день:

В 1997 году Указом Президента Российской Федерации Кирилло-Белозерский музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Посещаемость Кирилло-Белозерского музея-заповедника составляет около 260 000 человек в год (вместе с филиалом).

Часы работы:
Экспозиции и выставки работают с 9.00 до 18.00, кассы – до 17.30
Выходной день – понедельник
С 1 мая по 30 сентября – без выходных

Контакты

Адрес: Кириллов, территория музея-заповедника
Телефон: (81757) 3-14-79, +7 (921) 722-75-84 (заказ экскурсий)

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь / Kirillo-Belozersky monastery Кирилло-Белозерский монастырь. Стены и башни XVII века / Kirillo-Belozersky monastery Кирилло-Белозерский монастырь. Стены XVII века / Kirillo-Belozersky monastery Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Ризоположения из села Бородавы / Kirillo-Belozersky monastery Успенский собор с папертями. Фото: kirmuseum.ru / Assumption Cathedral with parvises. Foto: kirmuseum.ru Церковь Архангела Гавриила и церковь Введения Марии во храм. Фото: kirmuseum.ru / Church of Archangel Gabriel, Church of the Presentation of the Virgin in the Temple. Foto: kirmuseum.ru Архимандричьи кельи / House of Father Superior Стены и башни XVII века / Walls and Towers of the 17th century

Кирилло-Белозерский монастырь, расположенный в городе Кириллове, на берегу Сиверского озера, был основан в конце XIV столетия. Его основатель – преподобный Кирилл – происходил из знатного московского боярского рода Вельяминовых. Он прошел путь от пострижника до архимандрита в московском Симоновом монастыре, однако отказался от высокого чина и в возрасте 60 лет отправился в Белозерье, где и основал обитель. Кирилловским монастырем он управлял до своей смерти в течение тридцати лет. Один из виднейших деятелей русской церкви, Кирилл Белозерский уже в середине XV века был причислен к лику святых.

Большое значение для дальнейшей судьбы монастыря имела активная деятельность основателя по расширению монастырских владений; их энергичный рост продолжался и при преемниках Кирилла. К XVI веку Кирилло-Белозерский монастырь становится одним из крупнейших вотчинников Московского государства, уступая из монастырей лишь Троице-Сергиеву. Такой быстрый рост монастыря оказался возможен благодаря активной поддержке московских великих князей, выражавшейся во всевозможных льготах, земельных пожертвованиях, денежных вкладах. Монастырь, со своей стороны, оставался верным союзником старейшей линии рода московских князей в кровавой борьбе за московский престол, которая развернулась в середине XV века при внуках Дмитрия Донского.

В 1447 году в монастырь прибыл московский великий князь Василий II Темный, незадолго до того захваченный своим соперником Дмитрием Шемякой, ослепленный им и сосланный в Вологду. Кирилловский игумен Трифон торжественно освободил Василия II от данного им «крестного целования» не «искать» вновь московского престола. Официальная поддержка церкви имела для великого князя большое значение в решающий момент битвы за московское княжение.

Особо большое внимание московские правители уделяли монастырю в XVI столетии. В 1528 году великий князь Василий III ездил в далекий Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына – будущего царя Ивана Грозного – в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Известно, что Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кирилловскому монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Он трижды посещал обитель (1545, 1553, 1569 гг.), делал богатые вклады. Перед смертью принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Растущее богатство монастыря позволило ему развить бурную строительную деятельность. Уже к концу XVI века на месте деревянных монастырских строений возник один из крупнейших по тому времени архитектурный комплекс, превосходивший числом храмов даже Троице-Сергиев монастырь.

Удаленный от столицы, обнесенный прочными стенами Кириллов монастырь на протяжении веков был одним из главных мест ссылки. Среди сосланных в Кириллов встречается немало известных в русской истории имен. Так, в 1499 году сюда был сослан подвергнутый опале один из приближенных бояр Ивана III – Василий Косой-Патрикеев, постриженный под именем Вассиана. В годы боярского правления при малолетнем князе Иване Васильевиче был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Иоасаф Скопицин. В бурное царствование Ивана Грозного Белозерье стало местом не только ссылки, но и прибежищем для опальных вельмож, пытавшихся, нередко безуспешно, найти здесь покровительство и защиту. Так, в 1560 году после отстранения от власти круга влиятельных царских советников, известных под именем «избранной рады», один из виднейших государственных деятелей этого периода, священник московского Благовещенского собора Сильвестр добровольно принял пострижение в Кириллове монастыре. Позднее его примеру последовали боярин Иван Васильевич Шереметьев и многие другие.

Особое место в истории белозерской ссылки занимает один из последних на Руси удельно-княжеских родов – род князей Воротынских, ведущих свою родословную от Рюрика. В 1534 году в Белозерье заточен полководец Иван Михайлович Воротынский; его сыновья, также выдающиеся военноначальники, Владимир и Михаил Воротынские были сосланы в Кириллов и погибли в ссылке. Позднее, при царе Федоре Иоанновиче в Белоозере был заточен один из влиятельнейших бояр, князь Иван Петрович Шуйский, умерший в монастыре в 1587 году, как полагают, насильственной смертью. Из отбывавших ссылку в Кириллове в XVII веке наиболее крупной фигурой был, безусловно, патриарх Никон (годы заточения — 1676-1681).

Во время польско-литовского нашествия Кириллов монастырь оказался одной из немногих крепостей на северо-востоке Руси, способных оказать сопротивление неприятелю. Впервые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году, в декабре ими был предпринят ожесточенный приступ крепостных стен, который удалось отразить. Вплоть до 1616 года монастырь находился под постоянной угрозой нападения.

Уже около 1630 года началось укрепление монастырских стен, пострадавших от времени и боев, а в 1640-е годы возвели несколько новых зданий.

В 1648 году, во время московского восстания городских низов и крестьян, требовавших расправы над боярством, по просьбе царя Алексея Михайловича, в монастыре укрывают его воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. За оказанную услугу царь жалует монастырю огромную сумму (40 тыс. рублей) на строительство новой крепости. Так, во второй половине XVII столетия в Кирилло-Белозерском монастыре развернулось грандиозное строительство новых крепостных стен и башен, образовавших так называемый Новый город. Оно было начато в 1653 году по царскому указу и велось в течение 30 лет. Территория монастыря увеличилась более чем вдвое, а сам монастырь приобрел славу величайшей средневековой крепости. Однако новой крепости Кириллова монастыря, как и многим другим, возведенным в XVII столетии, так и не суждено было увидеть неприятеля. На рубеже XVII и XVIII веков интенсивная строительная деятельность монастыря прерывается.

До середины XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь был наиболее значительным духовным, экономическим и культурным центром на Севере. В стенах монастыря собирались и переписывались известные средневековые литературные произведения, создавались церковные песнопения, иконы прекрасного письма и предметы церковного убранства. С середины XIX века древности Кирилло-Белозерского монастыря начали привлекать внимание любителей старины и стали предметом изучения. Вплоть до наших дней монастыри Белозерья остаются местами средоточения замечательных сокровищ русской архитектуры, живописи, прикладного искусства.

В 1924 годув Кирилло-Белозерском монастыре был организован историко-краеведческий музей, позднее преобразованный в историко-художественный. С 1968 года – Кирилло-Белозерский государственный музей-заповедник. В 1998 году он включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

История монастыря

В черте современного города Кириллова Вологодской области, на берегу Сиверского озера, расположен величественный Кирилло-Белозерский монастырь. Он был основан около 1397 года преподобным Кириллом (1337–1427, в миру — Козьма Вельяминов), монахом московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского. В Житии преподобного Кирилла, составленном в 1462 году известным агиографом Пахомием Лагофетом на основе сведений, полученных от учеников святого, кирилловского игумена Кассияна и ферапонтовского игумена Мартиниана, записано предание, повествующее об основании этой северной обители. Житие рассказывает, как однажды ночью, читая в своей келье Акафист Богородице, Кирилл услышал ее голос: «Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же можеши спастися».При этих словах святой выглянул в окно своей кельи и увидел свет, указывающийна север, в сторону Белоозера. Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт (1337–1426, в миру — Феодор Поскочин), совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл подробно расспросил его о неведомом крае, особенно интересовало его, есть ли на Белоозере места, пригодные для пустынножительства. Ферапонт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу. Через некоторое время подвижники оставили Симонов монастырь и отправились в далекий Белозерский край. Они прошли долгий и трудный путь, пока Кирилл с горы Мауры не увидел место, представшее ему в чудесном видении, — высокий холм на берегу Сиверского озера. Старцы на склоне холма выкопали землянку, в которой и прожили около года. Так был образован новый монастырь, названный позднее по имени одного из подвижников — Кирилла-Белозерского. Около 1398 года преподобный Ферапонт покинул своего духовного брата, и в 20 километрах от прежнего поселения, на высоком берегу между озерами Пасским и Бородаевским, выбрал живописное место для основания нового монастыря, Ферапонтова.В конце XIV‒ начале XV века, при жизни основателя Кирилло-Белозерского монастыря, началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды. В дальнейшем эти постройки были заменены на каменные. Несмотря на то, что со временем в монастыре появились новые культовые и хозяйственные памятники, принципы формирования монастырского комплекса и местоположение основных монастырских строений сохранялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.

Первое каменное сооружение монастыря — Успенский собор. Он был возведён в 1496, а освящен в 1497 году. Строительство собора происходило в условиях сложного идейного конфликта. При игумене Трифоне (1435—1447), снявшем с великого князя Василия Васильевича Темного клятву, не позволявшую ему вновь претендовать на московский трон, в монастыре началось противостояние сторонников устройства монастырской жизни, завещанного основателем, и новой братии, стремившейся к послаблению строгого устава и увеличению монастырских владений. Это монастырское несогласие достигло своей кульминации в 1483 году, когда 15 больших старцев без дозволения игумена на полгода ушли из монастыря. В конфликт был вынужден вмешаться белозерский и верейский князь Михаил Андреевич, удаливший игумена Серапиона (1482–1484). Новый игумен Гурий Тушин (1485) возвратил великому князю деревни, пожалованные предшественнику. Более тридцати лет, с 1482 по 1514 год, монастырь не приобретал земельные угодья. Нестяжательство, возникшее как духовное течение, обрело поддержку во многих монастырях Заволжья. Однако влияние его было непродолжительным. Во второй четверти XVI века активная хозяйственная деятельность Кирилло-Белозерского монастыря возобновилась с новой силой. К концу столетия монастырю принадлежала большая часть земель Белозерья. К середине XVII века Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев России. Хозяйственному процветанию в значительной степени содействовало относительно позднее закрепощение монастырских крестьян: на них не распространялись государственные повинности, что давало дополнительные возможности для развития сельского хозяйства, ремесленного производства, торговли. Экономической стабильности немало способствовало и неизменное благоволение со стороны московских государей, родовитых бояр и князей. Уже хрестоматийными стали перечисления обильных вкладов царя Иоанна Грозного, немало щедрых пожертвований получила обитель от князей и бояр Старицких, Шереметьевых, Телятевских, Воротынских, Одоевских и многих других.Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек и крепостных стен. Особого размаха строительство достигло в XVI столетии, в течение которого было возведено 5 храмов из 11, отстроенных за всю историю существования монастыря. Если сооружение первых храмов — Успенского собора, церкви Введения с огромной Трапезной палатой — диктовалось внутренними монастырскими потребностями (число братии неизменно росло и требовались более вместительные храмы и помещение для общей трапезы), то в последующее время нередко строительство храмов приурочивалось к свершившимся памятным событиям. В 1528 году таким историческим событием стала поездка на богомолье в Кириллов монастырь великого князя Василия III с женой Еленой, во время которой великокняжеская чета молилась о заступничестве преподобного Кирилла пред Господом о даровании им наследника. После рождения их сына, будущего царя Ивана Грозного, обрадованные родители пожертвовали тысячу рублей на строительство двух храмов. В 1531–1534 годах напротив южной стены Успенского собора была возведена церковь Архангела Гавриила, а рядом с местом поселения Кирилла Белозерского, его землянкой и часовней, соорудили церковь Иоанна Предтечи с приделом, посвященным основателю обители. В 1560–1594 годах вблизи от этого храма выстроили новую церковь — во имя преподобного Сергия Радонежского. Так два храма — Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского — стали ядром архитектурного ансамбля Малого Ивановского монастыря, где жила больная престарелая братия. В этой части монастыря находились и деревянные покои царя Ивана Васильевича Грозного, не раз посетившего обитель Кирилла. Позднее они были разобраны по ветхости.

Основное строительство развернулось на территории Успенского монастыря в XVI–XVII веках. Менее чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь вырос в огромный город, поражавший паломников обилием церковных маковок, узорочьем башен, стен и живописностью служебных построек. В конце XVI‒начале XVII веков в монастыре особенно озаботились укреплением и строительством крепостных стен и Острога, предназначавшихся для защиты от польско-литовских интервентов, нанесших значительный урон русскому государству в Смутное время. В монастыре с тревогой следили за перипетиями политической борьбы, развернувшейся за московский престол, молились за судьбу Отечества. В это время соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловой обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: будущего русского царя Михаила Федоровича, царевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую. Приблизившиеся к Белозерью военные события вынудили монастырское начальство пересмотреть монастырский арсенал, а также прикупить оружие. После освобождения Москвы разрозненные отряды интервентов оказались на Севере. Они захватили Вологду, Белозерск, Тотьму, Сольвычегодск. Воровские отряды подошли к стенам Кирилло-Белозерского монастыря, о несметных богатствах которого были наслышаны еще на своей родине, 20 августа 1612 года. В том же году 5 и 11 декабря монастырь выдержал несколько хорошо организованных приступов, тогда же был убит и руководивший осадой пан Песецкий. Обстоятельства так сложились, что организация обороны монастыря, не получившего помощи от правительства, целиком легла на плечи его защитников. В 1615 году игумен Матфей сообщал в Москву о страшном разорении монастырского хозяйства: «. братия и служки побиты, иные перемучены и казна монастырская, деньги и лошади, и хлеб, и всякие годовые запасы пойманы, а иные пожжены и оттого де ныне монастырь оскудел и братья, и служки, и служебники из монастыря бредут розно, и в монастыре де им в осаде сидети не с кем». Шесть лет осады до предела истощили монастырскую казну, погибла треть защитников. К 1617 году население Белозерского края сократилось почти на 90%. Многолетняя осада и защита крепости — одна из ярчайших страниц не только местной, но и отечественной истории. Кирилловская оборона оказала немалое значение в общерусском деле спасения государства, выстоявшего в эпоху Смутного времени.После изгнания интервентов в монастыре были предприняты меры, способствовавшие экономическому возрождению Белозерья. Так, значительная часть крестьянских хозяйств получила льготы по земельному оброку. В результате, к середине 1620-х годов заметно сократилась площадь заброшенных земель, значительно выросло число крестьянских дворов. Монастырское хозяйство было полностью восстановлено к началу 30-х годов XVII века, что позволило начать ремонтные работы, а в следующем десятилетии приступить к новому строительству. Опыт войны с поляками и шведами, внутренние смуты, усилившиеся в 1640-е годы, послужили причиной невиданного на севере строительства новой кирилловской крепости. Царь Алексей Михайлович Романов выделил на ее сооружение 45 тысяч рублей. У его наставника, боярина Морозова, нашедшего по царскому повелению надежное укрытие во время Соляного бунта в стенах этой северной обители, монастырские власти позаимствовали 5 тысяч рублей, тысячу четвертей ржи, двести четвертей овса «для подкорма оградных работников». После смерти боярина его долговое обязательство было погашено из средств государственной казны. Как и оборона старой крепости во времена лихолетья, так и невиданное по размаху строительство Нового города велись собственными силами.Середина XVII века — время «экономического развития, грандиозной стройки и официального признания высокого духовного значения обители» — 1 августа 1649 года монастырю было пожаловано архимандритство. Со времени основания монастырем управляли игумены, имевшие высокий авторитет среди церковных служителей (кирилловские игумены нередко по значимости стояли выше многих архимандритов и принимали участие в решениях земских и церковных соборов). Известно, что в 1448 году кирилловский игумен Кассиан (1448–1469) ездил по просьбе великого князя Василия и митрополита Ионы в Константинополь. Его дипломатические усилия имели успех: патриарх дал согласие на избрание русских митрополитов без участия Константинополя. На грамоте, подтверждающей избрание на царствование первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича, стоит подпись другого кирилловского игумена Матфея.Нередко игумены Кирилло-Белозерского монастыря получали епископские кафедры. В течение XVI и до середины XVII столетия 10 кирилловских игуменов были хиротонисаны в епископы Ростовской, Коломенской, Вологодской, Суздальской, Смоленской епархий, а игумен Матвей в 1615 году стал митрополитом Казанским. В Соборном уложении царя Алексея Михайловича и Лествице Патриарха Иоасафа кирилловский игумен занимал 13-е место, а честь соборных старцев Кириллова монастыря стояла на втором месте после старцев Троице-Сергиевой Лавры.Сама система управления монастыря сложилась в конце XVI века и сохраняла свое значение до 1764 года. Во главе монастыря стоял игумен (с 1649 года — архимандрит), разделявший власть с 10-ю соборными старцами. Каждый соборный старец имел свои обязанности. Келарь — второе лицо после игумена, обычно, замещал его во время отсутствия, осуществлял наблюдение за внутренней и внешней хозяйственной жизнью монастыря. Казначей отвечал за сохранение казны, состоявшей не только из денежных средств, но и другого монастырского имущества. Строитель вовсе не руководил строительством, о чем, казалось бы, говорит название должности, а имел широкий круг обязанностей, включавших и управление Афанасьевским подворьем в московском Кремле, и замещение в некоторых случаях игумена. Житник принимал, выдавал и вел учет хлебным запасам, а ризничий хранил многочисленную драгоценную церковную утварь. Сформировавшаяся к XVII веку большая монастырская библиотека потребовала учреждения должности старца — книгохранителя. Эти обязанности выполнял кто-либо из монахов, облеченных священным саном — священник или дьякон. Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря входила в число богатейших книгохранительниц Руси. В конце XV века здесь был составлен один из первых книжных каталогов, включавший 212 названий, среди них знаменитые «Задонщина» и «Повесть об Александре Македонском». К середине XVII века библиотека насчитывала чуть менее двух тысяч книг. В XVII–XVIII веках некоторые кирилловские рукописи и печатные издания оказались в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Киеве. Известно, что в 1639 году патриарх Иоасаф потребовал передать в библиотеку Печатного двора 34 книги, через год туда же запросили Прологи и Минеи. Согласно Описи 1601 года в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии. Кроме них, в обители пребывали послушники и миряне. Огромное монастырское хозяйство, земли и промысловые места которого находились во многих уездах средней и северной Руси, требовало целого штата для его управления. В начале XVII века этим занималось более 80 мирских людей, «слуг». Кроме чиновников, монастырь нанимал большое число (иногда до 400 человек) служилых и мастеровых людей, исправлявших разные работы в подмонастырском хозяйстве. В самом монастыре трудились кузнецы, токари, сапожники, портные, резчики по дереву и прочий мастеровой люд. Население монастыря и подмонастырья значительно увеличивалось за счет призреваемых нищих, больных, престарелых мирян, которых порой собиралось более 100 человек. Они жили, как правило, в монастырских больничных палатах и богадельнях.Кирилло-Белозерский монастырь являлся не только крупным культурным и духовным центром, ставшим местом постижения заветов иноческого существования и пострижения многих основателей северных монастырей (Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевемского, Игнатия Ломского), с конца XV века он становится и местом ссылки. Междоусобные и придворные интриги привели в его стены князей Воротынских, бояр Шереметьевых; Селивестра, советника царя Ивана Грозного; Симена Тверитина, царя Симеона Бекбулатовича; митрополита Иоасафа и других известных исторических деятелей. Самый известный его узник — шестой русский патриарх Никон, в 1676 году переведенный под более строгий надзор из Ферапонтова в Кириллов монастырь. В 1666 году реформатор русской церкви, бывший «собинный» друг царя Алексея Михайловича, на Большом Московском соборе с участием двух патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского Никон был лишен Патриаршества и епископского сана и сослан в Ферапонтов монастырь. Содержание бывшего патриарха, не сумевшего смириться с положением простого чернеца, даже в пору его пребывания в Ферапонтове в основном возлагалось на Кирилло-Белозерский монастырь. Указом царя Федора Алексеевича Никону разрешено было вернуться в Новоерусалимский монастырь. В Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля 17 августа 1681 года Никон скончался. Погребен патриарх в северном приделе собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В 1682 году был причислен к лику патриархов и поминается церковью в этом звании.

Политические преобразования XVIII века болезненно отразились на духовной и экономической жизни монастыря, что немедленно сказалось на состоянии ее архитектурных памятников. Потеря оборонительного значения привела к тому, что уже в 1701 году из монастыря начали вывозить оружие и боевые припасы. Многие строения, в том числе и городовые, требовали ремонта. По замечанию исследователя строительной истории Кирилло-Белозерского монастыря А.Н. Кирпичникова, «. великая государева крепость в первой половине XVIII века держалась исключительно силой традиций». Но еще большие перемены к худшему произошли во второй половине столетия. Особенно тяжелым для монастыря стал 1764 год. После секуляризационной реформы императрицы Екатерины II монастырь получил содержание, полагающееся первоклассной обители, только благодаря своей известности и былой славе. Монастырю катастрофически не хватало средств на поддержку рушащихся зданий. Секунд-майор Петр Челищев, посетивший монастырь в 1791 году, застал его в крайней нищете и запустении. В XVIII веке монастырь, изыскивая дополнительные средства для существования, вынужден был сдавать в аренду ряд келий, палат и подклетов для хранения соли, хлеба, вина. Известно, что в подклетах башен в то время появились два соляных магазина. В первой половине XVIII века некоторые здания занимали городское казначейство и духовное училище. По-видимому, в начале XIX века монастырь выделил помещение для городской тюрьмы. Архимандрит Иаков, назначенный настоятелем в 1866 году, пытался возродить в монастыре строгий устав, определенный его основателя, освободить здания обители, занятые различными учреждениями. В 1876 году ему удалось добиться закрытия в монастыре городской тюрьмы. Однако уже на следующий год караульные палаты, размещенные рядом с Казанской башней, были поселены пленные кавказцы. Немало усилий приложил Иаков и к переводу духовного училища из монастырских стен в город, он не только хлопотал перед высоким начальством, но выделил собственные средства на строительство здания училища, окончание строительства которого ему увидеть не довелось. На его долю выпали заботы, связанные с празднованием 500-летия основания вверенной ему обители. Архимандрит Иаков хлопотал и о получении дополнительных средств на ремонты монастырских строений. Однако проведенные, главным образом, косметические работы на памятниках не могли остановить их дальнейшее разрушение. На протяжении полутора столетий монастырь не имел достаточных средств для осуществления крупных поддерживающих ремонтов. Запас прочности многих зданий был нарушен также колебанием уровня воды в Сиверском озере, которое после завершения строительства в 1829 году Северо-Двинской водной системы превратилось в водохранилище. В 1911 году архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений посетил Кирилло-Белозерский монастырь. Вскоре в «Новгородских епархиальных ведомостях» было опубликованы материалы, содержащие сведения об этом путешествии. Автор отчета, один из спутников архиепископа, писал: «Многие древние здания монастыря ныне представляют руины, грустно видеть, как безвозвратно гибнет самобытное творчество русского народа. Нельзя иначе, как с болью сердца, смотреть на разрушения стен обители, когда-то оставшихся нерушимыми даже при осаде ее неприятелем. Не враг разрушает памятники нашей истории и славы, а мы сами — своим невниманием, непониманием важности прошлых жизненных явлений. Особенно сильному разрушению. подверглись стены и башни. Так, Свиточная башня, можно сказать, доживает последнее свое время и на глазах многих знатоков гибнет с часу на час и очень скоро должна сделаться ру-инами частью на земле, частью в озере. Но не только эта башня, а почти вся линия стены вдоль бере-га озера заметно разрушается. Местами части стен (особенно это заметно позади настоятельского корпуса) уже представляют груду кирпичей; а те галереи стен, по которым когда-то братия совершала крестные ходы — теперь, увы, представляют собою в своем разрушении нечто ужасное для любителя старины. Взобравшийся на них турист рискует быть засыпанным под грудой кирпичей, вот-вот так и грозящих ему ежеминутной гибелью от малейшего сотрясения и неосторожного хождения по ним. А остальные Кирилло-Белозерские здания, за исключением темных комнат, что представляют собою?! Они предоставлены стихиям, всюду грязь, сырость. Конечно, наличных средств монастыря теперь не станет на приведение в порядок векового запущения». В 1914 году епископ Кирилловский Иоанникий озвучил перед Новгородской духовной Консисторией проблему о срочном капитальном ремонте старинных сооружений. На заседании Новгородского церковно-археологического общества в феврале того года члены Совета признали необходимость срочного ремонта. В то же время вопрос о поддержании ценнейших Кирилловских памятников рассматривался при обсуждении сметы Святейшего Синода и в Государственной думе. Хозяйственному управлению Синода было предложено принять безотлагательные меры к спасению от разрушения памятники архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря. Начавшаяся война, а затем события 1917 года не позволили осуществить намеченные планы. В конце XVIII–начале XIX века в обществе возник интерес и к изучению древних иконописных и декоративных произведений, хранящихся в церквях и монастырях. В эти годы во многих епархиальных центрах появились церковные древлехранилища. Императорская археологическая комиссия, Новгородское церковно-археологическое общество осуществило ряд начинаний, связанных с собиранием памятников церковной археологии и старины. Еще в 1880 году древности Кирилло-Белозерского монастыря по просьбе новгородского губернатора осматривал академик П.Н. Петров. Через два года в Великий Новгород были переданы большие монастырские пушки.

В апреле 1918 ода в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества. Комиссия Кирилловского Исполкома 1 мая 1918 года приступила к работе над описью монастырского имущества, за которой последовали многочисленные изъятия преимущественно предметов, содержащие драгоценные металлы и камни. Попытки архимандрита Варсонофия уберечь монастырь от разграбления и резкие высказывания по поводу декрета об отделении церкви от государства послужили поводом для его ареста. Архимандрит Варсонофий и игуменья Ферапонтова монастыря Серафима были расстреляны недалеко от города Кириллова 15 сентября 1918 года. После этого трагического события в Кирилло-Белозерском монастыре еще продолжали жить его немногочисленные насельники. В октябре 1924 года местная власть приняла решение об окончательном закрытии монастыря и создании на его территории музея.

Паломнику

Кирилло-Белозерский монастырь

Адрес монастыря: 161100 Вологодская обл., г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь.

Эл. почта: [email protected]

Тел.: +7(81757) 3-16-37, +7(81757) 3-24-49 .

Священноархимандрит Кирилло-Белозерского монастыря: митрополит Вологодский и Кирилловский Савва.

Наместник Кирилло-Белозерского монастыря: игумен Анастасий (Додарчук).

Святыни монастыря:

В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.

На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении.

Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник.

В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.

В 20-ти минутах ходьбы от монастыря, по адресу: ул. Строителей, д. 56 а на горе Золотухе находится часовня Новомучеников Кирилловских, сооружённая на месте их расстрела.

Действующие храмы: В честь прп. Кирилла Белозерского (основной действующий храм), в честь прп. Сергия Радонежского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Два последних храма находятся на реставрации.

Памятные даты:

22 июня – день преставления преподобного Кирилла Белозерского (1427 г.) — престольный праздник обители.

15 сентября – день мученической кончины в 1918 году священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского, преподобномученицы Серафимы, и мучеников Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева. В этот день из обители совершается Крестный ход на гору Золотуху.

29 января — день памяти преподобного Иакова Кирилловского (Поспелова) (1818-1896) — архимандрита, первого историка Кирилло-Белозерского монастыря.

Как доехать до Кириллова:
Добраться до Кириллова можно либо через Вологду, либо через Череповец.
Для получения полной информации о рейсах из Вологды до Кириллова звоните на автовокзал Вологды по телефону +7(8172) 75-04-52, 75-92-13; о рейсах из Череповца до Кириллова на автовокзал Череповца по телефону +7(8202) 55-51-33, 67-26-24.

Расстояние от Вологды до Кириллова 127 км, от Череповца до Кириллова — 92 км.

Реквизиты счёта для пожертвования:

Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Наименование организации писать полностью

ИНН 3511003906 КПП 351101001

р/сч. 40703810535340000005
БИК 044030910
Кор.сч. 30101810900000000910

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ РФ АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ОГРН 1023500004373 ОКОГУ 62000
ОКПО 47876656 ОКАТО 19228501000
ОКВЭД 91.31 ОКФС 54 ОКОПФ 83

ВНИМАНИЕ. В «Назначении платежа» написать — «Пожертвование на ведение уставной деятельности». Ничего другого в «назначении платежа» писать не надо.

Карта Сбербанка для Ваших пожертвований монастырю:
2202 2032 0851 0836 (Александр Вениаминовича Д. — игумен Анастасий).

Также пожертвование за требу и на нужды монастыря можно перевести по телефону, привязанному к банковской карте: 89215354727 (Александр Вениаминович Д.)

ТРЕБЫ в Кирилло-Белозерском монастыре:

1. Поминовение на Литургии:

Записка заказная — 1 имя 10 рублей

Записка простая — (поминается устно во время Литургии) за пожертвование

Сорокоуст (поминовение на Проскомидии — 40 Литургий) — 400 руб. за 1 имя

Поминовение на Проскомидии на полгода — 800 руб. за 1 имя

Поминовение на Проскомидии на год — 1 600 руб. за 1 имя

2. Устное поминовение на богослужении в течении года — 500 руб. за 1 имя

3. Молебен — (1 записка до 10 имен) — 100 рублей

4. Панихида — (1 записка до 10 имен) — 100 рублей

5. Парастас — (1 записка до 10 имен) — 100 рублей

Отправить поминовение и уточнить способ пожертвования: [email protected]

Если Вы не можете пожертвовать указанную сумму денег за то или иное поминовение, мы примем Ваше поминовение за меньшую сумму или бесплатно.

Расписание богослужений в монастыре : скачать
В помощь кающемуся (вопросы на исповеди) : скачать

Вход на территорию Кирилло-Белозерского монастыря для паломников бесплатный. На кассе нужно сообщить, что идёте в храм, церковную лавку, к келье и кресту преподобного Кирилла Белозерского. Если вы посещаете экспозиции музея-заповедника, то за вход будет взыматься дополнительная плата.

Кирилло-Белозерский монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *