Кулишки в москве откуда название
Перейти к содержимому

Кулишки в москве откуда название

  • автор:

Церковь Всех Святых на Кулишках

С церковью Всех Святых на Кулишках связано много чертовщины. Считается, что здесь находятся «чертовы кулички», ведь раньше это фактически была граница Москвы, а слово «кулишки» означало «на краю земли».

Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2016 года

Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).

На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».

Считается, что храм Всех Святых на Кулишках заложил Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Он хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения. Конечно, большинство погибших похоронили в братских могилах на Куликовом поле, но некоторых все же увезли в столицу и погребли у стен новопостроенной церкви. Ее освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя. Так храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. Так появилась традиция ставить соборы в честь побед.

На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.

Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.

Церковь Всех Святых на Кулишках в 1881 году

Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.

К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это усилило распространение болезни.

Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.

Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года

В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.

В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».

По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина. Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».

Говорят, что. . в 1666 году в богадельне у расположенного неподалеку Ивановского монастыря завелась нечисть. Изгнать ее удалось только призванному из Флорищевой пустыни иеромонаху Иллариону. Оказалось, что «буянила» в церкви душа княжеского сына Игнатия: мать прокляла его и послала к черту.
Но напоследок Игнашка решил пошалить: забрался на колокольню Всехсвятской церкви на Кулишках, и она накренилась в сторону Кремля.
И на самом деле, за время своего существования храм на 3,5 метра ушел в землю, а наклон колокольни видно даже «невооруженным глазом». Но все-таки иногда на фотографиях появляется чертовщина .

Храм Всех Святых на Кулишках на фотографиях разных лет:
  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года
  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года
  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года
  • Церковь Всех Святых на Кулишках, фото 2015 года

А что вы знаете о Церкви Всех Святых на Кулишках?

2.2. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-Город»)

Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.

Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили В МОСКВЕ «НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ». Вот полная цитата:

«И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день» [18, с. 81].

Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием — КУЛИШКИ.

Мнение о том, что московское название Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москве еще и в XIX веке!

Например, в сборнике «Старая Москва», изданном Комиссией по изучению старой Москвы при Императорском Московском Археологическом Обществе (см. [16]), упоминается о якобы «неправильном предположении», существовавшем в Москве, будто московские «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля» [16, с. 69]. Там отмечено, кстати, что «КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ» [16, с. 69].

ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех святых, которая «по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на КУЛИКОВОМ ПОЛЕ» [8, с. 143]. «Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени» [8, с. 143]. До сих пор она так и называется: «Церковь Всех Святых на Кулишках». Сегодня прямо около нее — нижний выход из станции метро «Китай-Город». Площадь сегодня называется Славянской. Недавно на ней поставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже — Москва-река. Здесь же — улица Солянка, называвшаяся раньше также КУЛИЖКИ, т. е. Кулишки [51, с. 53].

Считается, что «Кулижки также обозначали болотистую местность» [51, с. 62]. Кроме того, «кулижка» — вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес (см. Толковый Словарь В. Даля). А в Москве «большую часть района „у Кулишек“ занимали сады» [8, с. 143].

Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, имевших три-четыре столетия назад и второе название — КУЛИШСКИЕ.

Согласно нашей гипотезе, именно в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой костромской князь Дмитрий Донской = Тохтамыш победил западнорусские, рязанские и польские войска Мамая и присоединил к своим владениям область, в которой впоследствии возник большой город — Москва. Возможно, присутствие ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в «монгольском» войске Мамая вызовет удивление. Но об этом прямо говорит русская летопись [ПСРЛ, т. 25, М.-Л, 1949, с. 201]. А также см. [40, т 5, с. 462].

Считается, что Мамай был разгромлен ДВАЖДЫ в одном и том же 1380 году. «Первый раз» — Дмитрием Донским, а «второй раз» — Тохтамышем. По нашей гипотезе, это — два отражения одного и того же события, поскольку Дмитрий Донской и Тохтамыш — одно и то же лицо. При этом, во «второй раз» Мамай был разгромлен «на Калках». Как мы уже говорили, «Калки» (Кулики) — это вариант все того же «Куликова поля», т. е. московских Кулишек («кулачки», «кулачный бой», «бой на кулачках», место, где мерялись силами).

Кстати (малоизвестный факт), Мамай — это ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до сих пор присутствующее в наших святцах в форме «Мамий». Видимо, это — слегка искаженное «Мама», «мамин», т. е. «сын матери». Вероятно, раньше на Руси бытовала пара имен сходного происхождения: Батый — от «батька», «отец», а Мамий (Мамай) — от «мамы», «матери».

Итак, Дмитрий Донской воюет с полководцем, имя которого — христианское!

В заключение отметим, что там, где в русских летописях написано «поле Куличково» (см. выше), историки романовской школы упорно читают «поле Кучково» (см., например, [51] или [8, с. 143]): «КУЧКОВО поле находилось у современных Сретенских ворот».

В чем дело? Что мешает им буквально процитировать старую летопись, где четко написано (повторим это еще раз) — «поле КУЛИЧКОВО»? Видимо то, что тогда у кого-то может возникнуть мысль о том, что московское поле Куличково — это и есть знаменитое Куликово поле, место битвы Дмитрия Донского с Мамаем. А этого они не хотят. Может быть — подсознательно. А по нашему мнению — сознательно, по крайней мере в то время, когда они изменяли освещение русской истории и в связи с этим произвели географическую перелокализацию некоторых событий нашей истории.

Из истории московских Кулишек

В восточной части Москвы, в черте Белого города, известна местность, с незапамятных времен именовавшаяся Кулишками. В справочниках и путеводителях можно прочитать различные толкования этого названия: «Кулишки – заводи, оставшиеся от весеннего разлива Москвы-реки», или «вырубки в лесу», или просто «болотистая, лесистая местность», Слово «кулишки» дошло до нас в наименовании московских святынь: церковь Всех Святых на Кулишках, Ивановский монастырь под бором, что на Кулишках, церковь Трех святителей, что на Кулишках, церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке). Территория Кулишек простирается от Варварской площади до Покровского и Яузского бульваров. Она включает в себя и низину, затоплявшуюся в былые времена Москвой-рекой, и Ивановскую горку. Даже Покровские ворота некогда звались Кулишскими. В литературных источниках встречается и другое название – «Кулички». Отсюда, по убеждению М.H. Тихомирова, происходит старомосковская пословица «У черта на Куличках», то есть очень далеко от «города» – Кремля. А почему «у черта» мы узнаем чуть позже…

Кулишки на карте «Старинная топография и урочища Москвы. 1389».

Однако кулишками именовалось и одно из красных сел боярина Степана Ивановича Кучки, следовательно, топоним этот древнее Москвы. Д.А. Покровский, автор «Очерков Москвы», пишет: «Московскую, да и вообще русскую историю в Москве можно изучать, прохаживаясь по улицам да прислушиваясь к названиям улиц, переулков, площадей, урочищ, церквей, вникая в их смысл и значение». К сожалению, многие улицы и переулки Москвы изменили свои имена, и ничто в их звучании не напоминает уже о стародавних временах. Правда, Кулишкам повезло. Колпачный переулок, Хохловский и Петроверигский, Подкопаевский и Малый Ивановский, улица Солянка – все это исконно московские названия.

B XIV столетии по Кулишкам проходила дорога во Владимир и Коломну – «новая» Владимирская дорога. (Старый путь на Владимир вел через Большую Лубянку, Сретенку, 2-ю Мещанскую улицу и Переяславскую дорогу.) По этому пути в августе 1380 года двинулся с русской ратью московский князь Дмитрий Иванович к Дону, на Куликово поле. А после битвы в память погибших воинов здесь, на Кулишках, поставили церковь во славу Всех Святых. Летописные известия об основании церкви отсутствовали, поэтому многие исследователи долгое время сомневались в достоверности преданий, записанных в XVII–XVIII веках. Однако во время археологических раскопок, проведенных А.Г. Векслером, были найдены остатки деревянной церкви конца XIV века. В начале XVI столетия здесь уже стоял каменный храм. В XVI–XVII веках он неоднократно перестраивался, появилась колокольня. И церковь, и колокольня в 1990-е годы были отреставрированы. В храме возобновлены богослужения.

Первоначальный вид храма Всех Святых на Кулишках (конец XIV века). Архитектурно-археологическая реконструкция. Авторы: А.Г. Векслер, Г.В. Борисевич. Рисунок В.Ю. Пирогова .

B XV веке на Кулишках находился загородный двор великих московских князей. По духовной грамоте Василия I, его старшему сыну князю Василию Васильевичу в числе прочих его владений завещается «за городом новый двор у Святого Володимиpa». Возможно, «новый двор» располагался на месте здания Исторической библиотеки. Храм, заложенный в самом начале XV столетия в честь Святого князя Владимира, несомненно, был домовой церковью великокняжеской семьи. (Некоторые исследователи высказывают предположение, что загородный двор московских князей находился там, где теперь стоят так называемые палаты Шуйских (Подкопаевский переулок, 5). Однако вряд ли княжеская семья могла поселиться так далеко от своей церкви. Это и сейчас немалое расстояние, к тому же надо спуститься под горку, а в древней Москве, где, по выражению И.М. Снегирева, «холмы были выше, удолья глубже», путь еще удлинялся.)

Церковь Всех Святых на Кулишках на Варварской площади. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1881 год.

Храм «Святого Володимира, что на Кулишках», первоначально был деревянным, а в начале XVI столетия Алевиз Новый по заказу великого князя Василия Ивановича (отца Ивана Грозного) построил каменную церковь. Двора княжеского тогда уже не было, но местность, именуемая прежде Кулишками, славилась садами, устроенными Иваном III. С тех времен церковь и носит название «Святого князя Владимира, что в старых садах».

До 1711 года при церкви была патриаршая богадельня, где находили приют от 41 до 88 человек (мужчин и женщин). В житии преподобного Иллариона Суздальского повествуется о появлении здесь беса Игнатия: «В пищепитательнице патриаршей, на Куличках… близ Ивановского монастыря… по действию некоторого чародея вселился… демон; ни днем, ни ночью тот демон никому не давал уснуть, таская людей с постели… и, в углах стуча и гремя, и нелепыми голосами крича, всех устрашал… грехи всех явно рассказывал, обличая и стыда, а иных даже бил и выгонял вон». Злой дух кощунствует над благочестивыми обрядами и не признает над собой власти духовного чина людей. Дело было так гласно, что дошло до самого Тишайшего царя. Алексей Михайлович посылает в патриаршую пищепитательницу строителя Флорищевой пустыни преподобного Иллариона, известного своей подвижнической жизнью, а с ним двух монахов, Марка и Иосифа… А в то же время в Москву съехались вселенские патриархи. Илларион, поселясь в богадельне, принялся молитвами и кроплением святой водой изгонять беса, терпя его насмешки и оскорбления. Демон, обернувшись черным котом, бросался под ноги Иллариону, мешал его коленопреклоненной молитве. Преподобный выбрасывал кота прочь, а сам продолжал усердно молиться. Через десять недель бес навсегда покинул богадельню, но слух о нем в народе долго сохранялся. Пословицу «У черта на Куличках» связывают именно с этим преданием.

Храм Святого князя Владимира, что на Кулишках (. что в старых садех). Почтовая карточка изд. П.Г. Фон-Гиргенсона. 1900-1903 гг.

Обширное кладбище в ограде церкви Святого князя Владимира в старых садах сохранялось до 1812 года. В конце XIX столетия надгробий уже почти не было видно, и, по свидетельству современников, «вид с обрыва, обнесенного барьером и обсаженного молодыми деревьями», привлекал «немало желающих полюбоваться открывающеюся отсюда далью. К западу видна значительная часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и сами горы» (Знаменский А., Тимковский Д. Историческое описание церкви во имя Равноапостольного и благоверного князя Владимира, что в садах близ Солянки. М., 1888).

Против церкви Святого князя Владимира, на вершине Ивановской горки, стоит Ивановский монастырь. Главный храм его освящен в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, отсюда и название обители, а также двух переулков – Большого Ивановского (современная улица Забелина) и Малого Ивановского. Первое упоминание о монастыре относится к 1604 году. Согласно одному преданию, основал его Иван III, в другом утверждается, что заложила святую обитель Елена Глинская, а третье называет самого Ивана Грозного. Однако в «Описи Ивановского девичья монастыря 1763 года» есть такие строки: «А когда оный монастырь построен, при котором государе и по какой государевой грамоте и в котором году, о том точного известия нет». Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи датируется обычно концом XVI века. Она простояла до 1860 года. И.М. Снегирев, автор книги «Ивановский монастырь в Москве» (М., 1883), видел древний храм и подробно описал его.

Ивановский монастырь. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1882 год.

Некоторые же исследователи полагают, что церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была возведена еще в XV столетии. Такая датировка делает более вероятным предание об основании монастыря Иваном III. В документах монастырь именуется Ивановским «в старых садах» или «под бором, что на Кулишках». Однако в XV веке бора на Кулишках и в помине не было. Поблизости находились великокняжеский двор, церковь Святого Владимира – словом, место было давно обжитое. А вот что говорится в Воскресенской летописи под 6923 (1415) годом о монастыре Святого Иоанна Предтечи «под бором за рекою Москвою», между улицами Ордынкой и Пятницкой (о существовании этого замоскворецкого монастыря напоминает церковь Святого Иоанна Предтечи в Черниговском переулке). В этом отрывке повествуется о рождении великого князя Василия II (Василия Васильевича Темного). Когда наступил день, в который он должен был появиться на свет, «начат мати его (великая княгиня Софья Витовтовна. – Примечание автора) вельми изнемогати» и сказала о том великому князю. В монастыре Святого Иоанна Предтечи под бором за рекою Москвою был некий святой старец. К нему и послал князь, прося помолиться о его княгине. Старец же велел помолиться Богу, Пречистой Его Матери и мученику Лонгину Сотнику, «понеже той дан бысть помощник от Бога всему роду вашему…», а о княгине своей не скорбеть, она «здрава будет и родит тебе сына в вечер сей, наследника тебе».

Возможно, именно эта обитель в конце XV века была перенесена на Кулишки, сохранив прежнее название: монастырь Святого Иоанна Предтечи под бором.

Довольно скоро после своего основания на Кулишках Ивановский монастырь стал женской тюрьмой для лиц «исключительного положения». Здесь была заключена вторая жена царевича Ивана (сына Ивана Грозного) Пелагея Михайловна из рода Соловых, здесь же она и скончалась в 1620 году. А десятью годами раньше сюда привезли Марию Петровну Шуйскую, жену царя Василия. На исправление в монастырь присылали раскольниц. В XVIII веке в монастыре нашли прибежище хлысты. (Со второй половины XVII столетия в нескольких московских монастырях распространилось учение хлыстов. В начале XVIII века в Ивановском монастыре хлыстовской «богородицей» становится инокиня Анастасия. Здесь же были погребены первые «христы» – Иван Суслов и Прокопий Лупкин.) 33 года (с 1768 по 1801) находилась здесь в заключении Дарья Николаевна Салтыкова, известная в народе под именем Салтычихи и Людоедки. Четверть века (с 1785 по 1810 год) провела в затворе женщина, нареченная в иночестве Досифеей (современники не без оснований подозревали, что под этим именем скрывается княжна Августа Тараканова – дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского). Подобные страницы монастырской летописи придавали обители характер таинственный и мрачный…

Церковь Рождества Богородицы на Стрелке (на Кулишках) в начале 1800-х годов. Реконструкция В.А. Рябова. На переднем плане — каменные палаты (не сохранились), на заднем плане в конце Подколокольного переулка — храм Николы в Подкопае. Сама церковь Рождества Богородицы изображена с основным объемом XVII века и новыми колокольней и трапезной, сооруженными в 1801 году.

Продолжим нашу историческую экскурсию и, миновав Ивановский монастырь, свернем в Подкопаевский переулок, где уже в XV веке стояла церковь Николая Чудотворца в Подкопае. В летописи этот храм впервые упоминается в 1493 году: тогда пожар испепелил всю Москву, великий князь Иван III с семейством своим нашел убежище у Николы в Подкопае, в крестьянских избах, уцелевших от пламени. Спустя полвека, уже при Иване Грозном, новый пожар опустошил столицу. Не по щадил огонь и церкви. Только в XVII столетии мы вновь обнаруживаем название этого храма, причем был он в ту пору каменным. Датой возведения существующей церкви считается 1629 год, но храм перестраивался и в 1770 году, и в 1858-м. (В ходе реставрационных работ архитекторы мастерской № 13 «Моспроекта-2» под руководством Н.Г. Мухина раскрыли кладку алевизовского кирпича, и теперь время создания этого памятника относят к концу XV столетия (Московские ведомости. 1990. № 2)) Трехъярусная колокольня появилась в середине XVIII века. В актах XVII и XVIII столетий название церкви пишется по-разному: то «в Подкопае», то «в Подкопаях», то «на Подкопаях», то «в Подкопаеве».

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях. Фотография 2010-х годов.

Одно предание повествует, что некогда воры решили подкопаться под эту церковь, но едва подняли бревно, как оно сорвалось и притиснуло им руки. Правда, существует и более прозаическое объяснение: возможно, урочище названо Подкопаевом потому, что здесь в стародавние времена был глиняный карьер, и для добычи глины приходилось подкапывать гору. Это толкование приводят и современные справочники. М.В. Ломоносов по приезде своем из Архангельска поселился в приходе церкви Николая Чудотворца в Подкопае, а в переписной книге 1638 года мы находим здесь двор Василия Ломоносова.

В Подкопаевском переулке сохранилось старинное светлое здание – так называемые «Палаты Шуйских» (д. 5). В конце XVI века владение это, вероятно, принадлежало Шуйским. Стены двух одноэтажных, но высоких палат сложены из белого камня, а своды – из большемерного кирпича. Построено здание в 60–70-х годах XVII века, В начале XVIII столетия к древнейшей, южной части по линии переулка на месте бывшего крыльца пристраивается еще одна палата. В начале XIX века палаты стали двухэтажными. За палатами Шуйских находится церковь Трех Святителей, что в Кулишках (Малый Трехсвятительский переулок, 4/6, стр. 5). Существующее здание храма, освященного во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, построено в 1669–1674 годах. По преданию, в приходе Трех Святителей жил митрополит Киприан, а значит, церковь эта, возможно, была заложена не позднее последней четверти XIV столетия.

Палаты Шуйских в Подкопаевском переулке. Фотография 2020 года.

На Кулишках в XVII веке утверждался в Москве служилый род Лопухиных. В Переписной книге 1665–1676 годов упоминается двор думного дворянина Лариона Дмитриевича Лопухина – «от Николы к Трем Святителям». А в Переписной книге 1683 года указан двор стрелецкого головы Лариона Лопухина «от Трех Святителей из-под горы». Вероятно, речь идет об одном и том же владении.

Неподалеку, на Хохловке, в это же время находился двор Авраама Никитича Лопухина, думного дворянина. Авраам Никитич, сын боровского воеводы, много лет служил головою московских стрельцов, принимал участие в войне с Польшей за Малороссию, в 1655 году прославился при защите Могилева от гетмана Радзивилла. Во время бракосочетания Натальи Кирилловны с Алексеем Михайловичем Авраам Никитич стоял за поставцом царицы и в дальнейшем пользовался расположением Нарышкиных. В 1672 году по случаю рождения Петра I A.H. Лопухин был пожалован в думные дворяне. На склоне лет Авраам Никитич принял монашество с именем Александр и скончался в 1685 году.

Хохловка получила свое название от поселившихся здесь в начале XVII века украинцев, по-тогдашнему «хохлов». На изломе Хохловского переулка высится церковь Живоначальной Троицы в Хохловке. В ее убранстве применены многоцветные изразцы, вероятно выполненные знаменитым белорусским мастером Степаном Ивановичем Полубесом. Дошедшее до нас здание храма построено в 1696 году на средства Евдокии Авраамовны Чириковой, дочери Авраама Никитича Лопухина. Об этом сообщает надгробная надпись, сохранившаяся на южной стене церкви. Годом раньше здесь же была похоронена дочь Евдокии Авраамовны, девица Неонила Чирикова: «Жития ее было… 14 лет, 7 месяцев, 4 дня». Евдокия Авраамовна «лишися чада своего с велием усердием и любовию от всего сердца своего… благоволила в сию святую церковь немалое подаяние дати от сокровищ своих, которое уготовано было ей, и положа начало здания храма сего святого во имя Живоначальные Троицы…».

Церковь Живоначальной Троицы в Хохловке. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1881 год.

Однако храм Живоначальной Троицы существовал на этом месте уже в начале XVII века, о чем свидетельствуют надгробные надписи. В 1609 году, «ноября в 18 день», здесь был погребен Даниил Моисеевич Глебов; в 1636 году, «марта 27 дня», – его жена Прасковья Андреевна; в 1652 году, «генваря в 25 день», преставилась Прасковья Мироновна, урожденная Вельяминова, жена Никиты Даниловича Глебова; стольник Никита Данилович Глебов погребен «лета 1702 года сентября в 9 день… а жития его было 77 лет».

Во второй половине XVII века многие украинцы поступают на русскую службу. В Хохловском переулке (д. 7) сохранились палаты искусного дипломата Петровской эпохи Емельяна Игнатьевича Украинцева. Емельян Игнатьевич был послан Турцию для заключения мира после неудачного Азовского похода Петра I, и в том, что в результате длительных переговоров мир все же удалось подписать, велика заслуга Украинцева.

Палаты Емельяна Украинцева построены в 1665 году (так, во всяком случае, утверждают справочники) и образуют в плане подобие буквы «Г», то есть, как говорили в старину, поставлены «глаголем». Однако некоторые историки московской архитектуры – И.Я. Стеллецкий, В.М. Борин и другие – склонны датировать палаты рубежом XVI–XVII веков. На Украине держалось предание о существовании малороссийского подворья в Москве в приходе церкви Живоначальной Троицы в Хохловке. И хотя в делах Малороссийского приказа никаких сведений о таком подворье обнаружить не удалось, И.Я. Стеллецкий все же считает, что украинское подворье располагалось в здании, получившем название «палаты Украинцева». (Гетман Брюховецкий здесь праздновал свою свадьбу, а рядом находился дом польского посольства.)

Церковь Живоначальной Троицы в Хохловке и палаты думного дьяка Е.И. Украинцева в первой половине XVIII века. Реконструкция В.А. Рябова. Палаты Украинцева изображены справа. Между Троицкой церковью и палатами изображен одноэтажный корпус, соединенный с церковью деревянным переходом через Хохловский переулок. На переднем плане — пруд и деревянные постройки соседних владений.

На Кулишках кроме палат Украинцева и Шуйских сохранились еще «палаты Мазепы». Расположены они в Колпачном переулке. Наименование переулка происходит от поселившихся здесь в XVI веке «колпашников» – ремесленников, делавших колпаки. В XVII столетии, а точнее в 1638 году, среди владельцев дворов в Колпашной слободе встречаем подъячего Алексея Грибоедова, князей Федора и Семена Барятинских, Григория Федоровича Бутурлина, окольничего князя Андрея Федоровича Литвинова-Мосальского, Бориса Федоровича Шереметева, боярина Ивана Никитича Романова и других. Много было и дворов иноземцев: селитренного мастера немчина Ивана Адамова, немчина Ариста Игнатьева, немчина Еремея Мерсова, немчина Ивана Ортемьева, немецкого мирского попа Индрина, немки Авдотьи Христофорови дочери, «у нее живет немчин Марты с пищалью», немчина Петра Мареселиста – «стоят на нем немци Петр да Томас с пищальми». При Алексее Михайловиче для иноземцев была отведена новая Немецкая слобода на Яузе, но здесь, в Колпачном переулке, они продолжали жить вплоть до XX столетия.

Палаты Мазепы в Колпачном переулке. Вид из двора евангелическо-лютеранского собора Петра и Павла.

Палаты Мазепы – редкий образец жилой архитектуры XVII века. Первоначальный объем здания полностью сохранился. В нижнем этаже дома размещались кухни, погреба и кладовки, здесь же жила прислуга. Во втором этаже находились парадные и жилые комнаты. На рубеже 1980–1990-х годов этот памятник древнерусского зодчества был занят цехами комбината «Русский сувенир», что очень затрудняло реставрацию, которая, к сожалению, так и не была завершена. Название палат связано с пребыванием в них во время приезда в Москву Ивана Степановича Мазепы, гетмана Левобережной Украины.

В том же Колпачном переулке под № 6, стр. 2 стоит «дом Долгорукова». Дом был построен в стиле барокко в 1764 году, но в его основе – хорошо сохранившиеся палаты XVII века, которые отчетливо различимы в западной части здания. Князья Долгорукие приобрели участок в 1744 году у князя K.C. Кантакузена, потомка древнего византийского и валашского рода. Легенда рассказывает о зловещем подземелье с железной дверью, за которой Малюта Скуратов пытал свои жертвы. Следовательно, некое строение стояло здесь уже в XVI столетии.

Церковь Спаса Преображения на Глинищах близ Ильнских ворот. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1881 год.

Фрагменты палат XVII века выявлены и в здании Исторической библиотеки (Старосадский переулок, 9), и в доме Боткиных (Петроверигский переулок, 4). Напротив дома Боткиных находилась церковь Вериг Святого апостола Петра, давшая название Петроверигскому переулку. Теперь на ее месте – современное здание под № 6-8-10. В 1669 году к древней церкви был пристроен придел великомученицы Екатерины «по позволению царя Алексея Михайловича и его же иждевением в воспоминание бракосочетания его с дочерью боярина Милославского Марией Ильиничной» (Никольский А. Историческое описание московской Космодамианской на Покровке церкви. К материалам для истории Москвы. М., 1888). Храм, освященный во славу Вериг Святого апостола Петра, был разобран в 1844 году. Исчезло и кладбище близ церкви.

Рядом с древним Покровским монастырем стояла церковь Спаса Преображения на Глинищах в Лубянском проезде. Она существовала уже в XVI веке, в 1776 году была поновлена в классицистическом вкусе. В 30-е годы нашего столетия храм пал жертвой вандализма, и сейчас на месте церкви высится восьмиэтажный жилой дом с аркой, выходящей на Малый Спасоглинищевский переулок.

На этом наша виртуальная прогулка по московским Кулишкам заканчивается. Мы всегда рады видеть вас на наших экскурсиях, расписание которых размещено в нашей афише. Гуляя с нами по городу, можно воочию увидеть все красоты нашей любимой Москвы и узнать о ней еще больше. До новых встреч на сайте и на улицах города!

Церковь Всех Святых на Кулишках

0 slide

Этот древний храм является одним из наиболее выразительных образцов архитектуры XVII столетия. Первое упоминание о церкви Всех Святых относится к 1365 году. В летописи говорится об опустошительном московском пожаре, который начался от храма, однако точное местоположение церкви не указано. В 1488 году, как свидетельствует летопись, деревянная церковь горела вместе с прилегающей застройкой. Происхождение названия храма имеет несколько вариантов. По одной из версий название церковь получила из-за того, что ее построили на окраине. «Кулишки» в те времена означало «на краю земли», а район Китай-города находился на границе старой Москвы. По другой версии, церковь строилась на лугу при впадении Яузы в Москву-реку. Эти земли москвичи в старину называли кулишками, или кулижками (кулигами). Третья же версия гласит, что храм был заложен в честь воинов, павших на Куликовом поле в 1380 году. Считается, что некоторые были погребены у стен церкви.

Считается, что первый каменный храм на этом месте появился в начале XVI века. Он встречается на нескольких планах Москвы 1600-х годов. В период Смуты, в 1612 году, именно от стен церкви Всех Святых выдвигались на поляков отряды Минина и Пожарского. Самые значительные изменения в ее облике произошли в 1687–1689 годах, когда после очередного пожара были переложены своды и главка четверика. Во время Отечественной войны 1812 года храм горел, особенно пострадала крыша. В 1931 году церковь закрыли. В разное время в здании располагались киномастерская, строительно-монтажное управление и филиал Москонцерта. В 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви, внутреннее убранство было частично восстановлено. С 1999 года храм принадлежит подворью Александрийского патриархата, в нем регулярно проводятся службы.

За многовековую историю своего существования храм ушёл в землю на 3,5 м, а колокольня слегка наклонилась, из-за чего её называют «пизанской башней» Москвы. Сейчас это двухъярусное здание выдержано в стиле московского барокко. К нему примыкает трехъярусная восьмиугольная колокольня, которую также венчает главка с крестом. Фасад украшает белокаменная резьба в виде многочисленных декоративных элементов: пилястр (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну), кокошников, ложных окон, межэтажных поясов, сандриков (декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз).

В 2023 году находится в процессе реставрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *