Монастырь ущелья мариамполь где находится
Перейти к содержимому

Монастырь ущелья мариамполь где находится

  • автор:

Свято-Успенский пещерный монастырь

Уникальный пещерный монастырь расположился неподалеку Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре ( в переводе: ущелье святой Марии). На его дне находятся развалины древнего поселения Салачик и татарские строения XVI века. Точной даты, когда был построен Бахчисарайский свято-успенский монастырь, не сохранилось.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Свято-Успенский пещерный монастырь

Существует ряд поверий относительно истории его открытия. По одной из версий, пастухом на этом месте была найдена икона пресвятой Богородицы, и каждый раз, когда ее пытались перенести в другое место, икона всегда возвращалась назад. По второй легенде, люди долго сражались со страшным змием, который не давал им мирно существовать. Обессилив, они начали усердно молиться. Вечером жители деревни заметили в горах странный свет, а когда прорубили туда вход, увидели поверженного змия и икону Богородицы.

Успенский пещерный монастырь

Успенский пещерный монастырь

Ученые сходятся во мнении, что эта дата относится к периоду конца VIII – начала IX столетий. В это время на территории Крыма появились первые иконопочетатели – монахи и миряне. В основном, эти люди бежали от преследования Византии после Собора 754 г. В этих местах они основывали небольшие поселения и строили в них пещерные монастыри. Когда на полуостров пришла золотая орда, многие из них, к сожалению, были разрушены.

Вид с пещеры монастыря

Вид с пещеры монастыря

Одним из немногих уцелевших и является Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь. Он стал своеобразным центром христианства на Тавриде. Это местно было известно и почиталось не только православными, но и мусульманскими верянами, благодаря чудесному явлению иконы Божьей Матери. Интересно, что в 1778 г. по призыву святого Игнатия Мариупольского был совершен поход христиан в Приазовье. Таким образом, небольшое поселение возле храма Мариамполь, является праотцем современного города Мариуполь.

Роспись и иконы пещерного монастыря

Роспись и иконы пещерного монастыря

Во время правления на полуострове Российской империи церковь привлекала к себе внимание простых верующих своей благодатной целительной силой. Не исключением была и царская семья. В разные годы это место посещали Александр I, Николай I с наследником, императрица Александра Федоровна и многие великие князья.

Успенский пещерный монастырь

Вторую молодость храм обрел в 1850 г. архиепископ Таврический Иннокентий в торжественной обстановке вновь открыл Успенский скит. Новый монастырь был небольшим и имел всего 3 келии. По началу, монахам доводилось несладко, они испытывали нехватку продовольствия и предметов первой необходимости. Но постепенно, вытесняя лес, территория обрастала фруктовыми садами и хозяйственными постройками. К началу XX в. на близлежащей территории уже насчитывалось 5 храмов, была углублена пещерная часть монастыря.

Успенский пещерный монастырь

В 1921 г. монастырь закрыли большевики, его помещения заняла колония инвалидов, а несколькими годами позже многие здания разобрали на стройматериалы. В годы Великой Отечественно войны, здесь расположился военный госпиталь. 170 героев-освободителей Крыма похоронены на кладбище в Монастырской балке.

Успенский пещерный монастырь

Монастырь возродили в 1992 г. Часть строений, которые были не нужны властям и не являлись частной собственностью, перешли во владение монастыря во главе с игуменом Силуаном. Реставрирована также Свято-Успенская церковь, реставрированы келии, вновь возведена звонница. На такие широкомасштабные работы было потрачено много сил, и отец Силуан пообещал, что не возьмет с прихожан ни копейки за все проводимые службы.

Перед монастырем запрещено проводить экскурсии.

Источник:
allcastle.info, cit.ua, crimeamap.ru

GPS: 44°44’40”N 33°54’35”E
Google Maps

Если у вас есть полезная информация о достопримечательности «Свято-Успенский пещерный монастырь», график работы, нюансы путешествия, интересные фотографии — мы будем рады опубликовать её. Добавьте ее как комментарий или отправьте нам на почту. С благодарностью, команда 100travels.com.ua

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь.

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь

Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Год основания: Дата постройки неизвестна.
Ссылки:
Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1
Координаты: 44.744501, 33.910187
Проезд: автобусом №2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост. «Староселье», далее около 700 м на юго-восток по ущелью Марьям-Дере.

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Юрий Шабунин
22 октября 2022

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Строительство нового храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья «BIM» Бесхлебный
8 мая 2016

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ирина Луговская
7 июля 2015

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ирина Луговская
7 июля 2015

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Успенский пещерный мужской монастырь
Владимир Глазунов
30 августа 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Игорь Копица
15 мая 2012

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Тимофей Черепанов
24 августа 2006

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Лестница, ведущая в пещерный Успенский храм
Александр Викторович Шипилин
15 июля 2004

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Наталия
28 июня 2004

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Новая колокольня и церковь Георгия Победоносца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 сентября 2017

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 сентября 2017

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Марина Кожевникова
12 октября 2014

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Игорь Герасимов
27 августа 2012

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Андрей Агафонов
1 июля 1983

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 мая 2021

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 мая 2021

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 мая 2021

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Евгений Спиваковский
12 июля 2019

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Михаил Анатольевич
5 июля 2014

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Мунарев Сергей
16 сентября 2009

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Мунарев Сергей
16 сентября 2009

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Анна Домчук
4 сентября 2009

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Андреева Ирина
22 сентября 2008

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ярослав
22 мая 2005

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ярослав
22 мая 2005

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Михаил Анатольевич
22 июня 2015

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Александр Cахаров
24 июля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Юрий Моченов
28 апреля 2013

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Алексей Александров
7 сентября 2010

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
справа -дом настоятеля, слева — монастырские постройки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Фонтан в виде часовни.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Долина. Хозяйственные постройки монастыря.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Начало дороги к монастырю.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Дом настоятеля.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ярослав
22 мая 2005

Успенский мужской монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок»
Андрей Агафонов
1 января 1895

Успенский мужской монастырь, Фото из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Фото из журнала «Русский Паломник»
Андрей Агафонов
1 января 1890

Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Рис. из журнала «Нива»
Андрей Агафонов
1 января 1890

Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Рис. из журнала «Нива»
Андрей Агафонов
1 января 1875

Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала

, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым’>
Рис. из журнала «Всемирная Иллюстрация».
Андрей Агафонов
1 января 1870

Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым

Ирина Луговская
6 июля 2015

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Дмитрий Сухарев 7 июля 2005

Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

Шло время, и монастырь, видимо, ветшал. Из письма князя Прозоровского к П.А. Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года мы узнаём, что церковь, хотя и была возобновлена, находится в упадке и архиерей намеревается строить новую. Но этим планам не суждено было сбыться. Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства… И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем… Но полного запустения монастырь не узнал в те годы. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Кроме церкви в монастыре сохранилось несколько монашеских келий. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан. Всё больше людей приходило к святому месту за помощью… Богомольцев было так много, что они уже не могли уместиться в пещерном храме, поэтому церковный староста Стефан Калига позаботился о его расширении, построил лестницу и балконы. Это увеличило внутренний объём церкви, но лишило нас возможности увидеть пещерный храм в его первозданном виде. Чтобы посетить храм, многим христианам приходилось проделывать долгий путь. Поэтому в Бахчисарае решили построить ещё одну христианскую церковь. В 1800 году закончилось строительство собора святого Николая, и Успенский монастырь опустел. Лишь раз в году, 15 августа, в день храмового праздника Успения Богоматери древний монастырь наполняли богомольцы… Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери… В отличие от других крымских монастырей Успенский монастырь имел генеральный план застройки, разработанный губернским архитектором в 1848 году по указанию архиепископа Иннокентия. На средства от пожертвований уже в 1850 году сооружили колокольню. Но дальнейшему обустройству монастыря помешала Крымская война 1855-1856 гг. В монастыре располагался госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя… После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили…

Постепенно в архитектурном облике монастыря стали различать 3 яруса. В верхнем ярусе, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на её сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов. В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Лёгкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери. В долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и 2 гостиницы. При въезде устроили ворота с 2 кельями…

Образ жизни монахов в Успенском скиту отличался особой суровостью, им приходилось много трудиться, чтобы заработать необходимые монастырю средства. Число монахов постепенно росло, в 1891 году общая численность братии составила 60 человек (включая Симферопольское подворье и Анастасьевскую киновию), в 1915 году в монастыре насчитывалось 30 человек. В 1878 году Е.Д. Беркова подарила скиту дом в Симферополе, где и было основано подворье монастыря с колокольней и церковью Введения Божией матери, построенной в 1872 году.

После революции монастырь просуществовал ещё несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На её территории была создана трудовая колония имени Артёма. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине…

Из-за невежественного и безразличного отношения к историческим, и особенно церковным, святыням в первые года новой власти погибли замечательные памятники: церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года разрушило часть храмов, расположенных на верхнем плато. Чтобы остатки этих зданий не упали вниз, где находилось колония, их разобрали на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 годах, появились новые, с алыми звёздами – воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.

Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал её купол…

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.

На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: http://orthodox.sf.ukrtel.net/monastyr/usp-mon.htm: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г.

Александр Богданов

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Богданов 21 марта 2007

Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять.

Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Екатерина 8 февраля 2011

К началу XX в. в монастыре существовало пять храмов. Древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Внизу, под скальным навесом, церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Храмы монастыря, существующие сейчас: пещерная церковь в честь Успения Богоматери, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка. Храм этот высечен в скале ниже Успенской церкви при настоятеле архимандрите Николае в 1859 г. на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храм этот гораздо меньше Успенской церкви, после закрытия он пострадал особенно сильно. Уже в середине 1920-х гг. храм требовал срочного ремонта.

Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 г. часть монастырских строений была передана братии во главе с игуменом Силуаном. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки. Отремонтирован пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. В настоящее время все будничные службы совершаются исключительно в Марковском храме. Храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены выстроен под скалой в 1857 г., собственным иждивением и редким усердием, дочерью симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Вблизи этого храма в скале покоится прах устроительницы его Елизаветы Берковой, умершей в 1878 году. Сейчас эта пещерная церковь восстанавливается.

Информация с сайта http://drevo-info.ru/articles/4261.html, книги «Пещерные города и монастыри Крыма» 2008 г. и журнала Православные монастыри «Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь».

Елена Григорьева

Елена Григорьева 9 марта 2019

Сохранилась древняя Успенская церковь, вырубленная в скале. У дороги в Чуфут-Кале расположены дом настоятеля, колокольня и руины фонтана, длинный скальный навес со следами пристроек-келий. Кельи располагались и под скальными навесами на верхней террасе, откуда вырубленная в скале лестница ведет на плато. На дне ущелья находятся двухэтажное здание бывшей гостиницы и перестроенная церковь второй половины XIX в. Памятник включен как туристический объект во многие крымские маршруты.

Колокольня, середина XIX в.

Сложена из известняка, одноярусная, квадратная в плане, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной крышей в виде шатра.

Дом настоятеля, середина XIX в.

Одноэтажный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка порядовая, оштукатурен. Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками. Вход подчеркнут фронтоном и крыльцом в виде четырех каменных столбов, пере крытых полуциркульным сводом. К нему ведеn каменная лестница. Планировка анфиладная.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР

Алексей Кротов

Алексей Кротов 4 ноября 2020

Свято-Успенский мужской монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая — в том месте, которое освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, ставшей главной святыней обители и почитаемой не только христианами, но и приверженцами ислама. Точных данных о времени основания Успенского монастыря нет, но известно, что в конце ХV века он уже являлся резиденцией митрополита Тавриды и центром Православия в Крыму. О том, что русские цари материально помогали обители, свидетельствуют грамоты царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Благополучное существование Успенского монастыря продолжалось до 1778 года, когда произошёл исход крымских христиан в Приазовье, после чего монастырь пришёл в упадок.

В середине ХIХ века началось восстановление христианских святынь, открылись вновь и бахчисарайская обитель с учреждением Успенского пещерного скита. Произошло это 15 августа 1850 года, в праздник Успения Богоматери. Обитель росла и развивалась, её виноградники и сады стали постепенно теснить лес, появилась пасека, выросло поголовье скота. К начлу ХХ века в ней существовало пять храмов. Ниже расширенной древней Успенской пещерной церкви находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, внизу, под скальным навесом, — церковь, освящённая в честь святых Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья стоял храм Георгия Победоносца, на средней площадке скита — пятый храм, во имя Иннокентия Иркутского, построенный в память об инициаторе воссоздания монастыря святителе Иннокентии (Борисове). События Крымской войны 1853-1856 годов неминуемо коснулись Успенского монастыря. В монастырской гостинице был устроен госпиталь, известный тем, что в нём работал знаменитый хирург Н.И. Пирогов.

На территории монастыря были похоронены герои Крымской войны генерал-адьютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Веймарн, погибшие в сражении при Чёрной речке 4 августа 1855 года.

В 1921 году Успенский монастырь закрыли, а его помещения отдали колонии инвалидов. Позже монастырские сооружения разобрали на стройматериалы. В Великую Отечественную войну в бывшем монастыре вновь устроен был госпиталь. 170 солдат и офицеров нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке рядом с обителью. Возродился Свято-Успенский мужской монастырь в 1992 году.

Из книги: «Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри». — Санкт-Петербург. Издательство: ООО «Торговый Дом Медный Всадник», 2017

Елена Григорьева

Елена Григорьева 28 мая 2023

Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви. Кроме монастырского комлекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853-1856 г.г.

Главная монастырская святыня — икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия(Всесвятая). В конце XVIII в. икона была перенесена в г. Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы. Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII в. В XIII-XIV в.в. на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого второжения в 1475 г. Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII в.в. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 г. христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь.

С 1781 г. монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 г. была возобновлена монашеская община с учереждением Успенского пещерного скита. К началу XX в. на территории обители действовало было пять церквей: Успенский пещерный храм, пещерный храм св.евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 г. была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в г.Симферополе и киновия св. Анастасии, находившаяся в долине р. Качи.

Во время обороны Севастополя в Крымскую войну в 1854-1855 г.г. в келиях, доме паломников и других строениях монастыря размещался офицерский госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 г. монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. После депортации в 1944 г. крымских татар на территории монастыря разместился психоневрологический диспансер.

В 1993 г. возвращён Православной церкви. Восстановлены 4 из 5-ти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, главная лестница, колокольня, обустроен водный источник.

Относительно основания монастыря существует три предания.

Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.

Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.

Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь

Пещерный монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая. Точная дата основания монастыря неизвестна, но, вероятнее всего, это было в XV в., к концу которого Успенский монастырь становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней обители и почиталась не только христианами, но и мусульманами.

Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

Отсюда в 1778 г. совершился выход крымских христиан в Приазовье. После переселения православных христиан из Крыма Успенский монастырь пришел в упадок, обитель обезлюдела, литургия служилась от случая к случаю.
К середине XIX в. начинается восстановление христианских святынь. 15 августа 1850 г., в праздник Успения Богоматери, состоялось торжественное открытие Бахчисарайского скита. Монахи в первое время испытывали здесь и голод, и холод, не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появился скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор.

К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была значительно расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка, построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. Наверх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

Во время Крымской войны 1853–1856 г.г. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, здесь работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них — генерал адъютант П. А. Вревский и генерал-майор П. В. Веймарн, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.
В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были разобраны на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

Монастырь возродился в 1992 г., когда в пещерном храме Митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка и храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое.

Крымский Ватикан: как изменился Успенский монастырь

На днях патриарх Кирилл заявил, что России нужен свой, русский Ватикан. И предложил организовать его в Сергиевом Посаде. Тем временем в Крыму такой православный город уже есть — это Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. От его богатства и масштабов захв

21.04.2018 в 11:49 Автор:

Бывает так, что ты несколько лет не приезжаешь в хорошо знакомое, любимое место. И оказавшись в нем очередной раз, удивляешься: как же все изменилось.

В минувшие выходные мы случайно оказались на территории Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, что в ущелье Марьям-Дере в окрестностях Староселья. Место это у туристов очень популярно, и всем нам хорошо знакомо. Но так получилось, что никто из нашей компании в последние три-пять лет здесь не был, поэтому увиденное нас очень удивило.

Первое, что бросается в глаза — огромная стена поперек ущелья, подходящая к самым скалам. Теперь на территорию обители можно подняться только традиционным путем: по бетонной дороге, построенной для паломников много лет назад. Остальные тропы преграждает каменный забор. Вторая такая же стена — в конце ущелья, монастырь огорожен с обеих сторон.

На другой стороне ущелья, напротив, выросла колокольня. Башня ее органично вписалась в нишу. Трудно представить, как такую громоздкую конструкцию возвели на таком косогоре. Судя по строительной технике, работы по благоустройству склона еще не закончены — идет террасирование.

На дне ущелья — множество каменных построек. Некоторые были здесь и раньше, другие появились в последние несколько лет. Территория вокруг активно облагораживается. На склонах разбиваются террасы под озеленение. Рядом — десятки, если не сотни кадок с молодыми хвойниками и туями ждут высадки.

На верхней террасе, у источника, куда приходят паломники, тоже стоят кадки с растениями. Стоимость всего этого богатства трудно даже представить. За один крошечный тис просят в питомнике 3-5 тысяч рублей, ель — чуть дешевле.

Рядом — деревья побольше. Такие могут потянуть уже на 10 тыс рублей.

На въезде в обитель строится большой монастырский гараж.

Напротив лестницы, ведущий в главный пещерный храм, монахи высадили буйно цветущие магнолии — белую и розовую.

Кстати, сама лестница, ведущая в пещерный храм, выглядит «уставшей». Темные водяные потеки, сколы, давно не чищенный камень. По сравнению со сверкающими белизной новыми строениями — резкий контраст.

То ли дело старые монастырские постройки. Желтизна природного камня придает им очарование древности.

Старинная кладка и буйный плющ, растущий здесь не один десяток лет.

Рядом — совсем новая постройка. На фронтоне надпись: «Мариамполь 2013». Мариамполь — это еще одно название ущелья, где расположен монастырь — на греческий манер.

Напротив этого строения — склад, стоящий целое состояние. Капители, столбы и навершия для будущих колон из цельного гранита лежат стопками в почти человеческий рост.

Вокруг — буйство зелени. Туи, юкки, кедры. Террасы, уходящие вниз к основным постройкам монастыря, мало похожи на монастырские огороды. Это, скорее, роскошные южнобережные сады. Хотя в загоне на противоположном склоне, как и в былые годы, пасутся пестрые куры.

В зелени утопают маковки храмов.

Обитель растет и расширяется. Под самыми скалами, на склонах, появляются все новые и новые постройки.

У въезда в обитель строятся монастырские гаражи.

Богатство обители легко объяснимо. Круглый год сюда едут сотни паломников-христиан со всего света. На парковке перед подъемом в монастырь – десятки роскошных авто, чьи владельцы взяли от этой жизни все и теперь задумались о жизни вечной. Они готовы жертвовать, и жертвуют.

Разрастается не только монастырь. Под Успенским вырос целый город: кафе, больше напоминающие средневековые караван-сараи, сувенирные магазины, прокаты внедорожников. Все это — масштабнее и богаче, чем при Украине.

Успенский монастырь возник здесь, в ущелье, на рубеже VIII-IX веков, в период иконоборчества в Византии. Тогда монахи и почитатели бежали к северным границам империи, в Крым. Здесь, на неприступных скалах, возникли многочисленные монастыри: Шулдан, Челтер, Качи-Кальон. Успенский монастырь был одной их таких обителей, но ему была уготована особая роль.

После прихода в Крым татар Успенский монастырь стал опорой христианской церкви в Крыму. Это был совсем небольшой скит, но ему в период Крымского ханства покровительствовали русские цари Федор Иванович и Борис Годунов. Христианские пленники, содержавшиеся в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и мусульмане. По преданию даже крымские ханы приходили за благословением к святой иконе Божьей Матери.

После исхода христиан из Крыма в 1778 году монастырь чуть было не прекратил свое существование. Но В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. На средства от пожертвований уже в 1850 году соорудили колокольню, и 15 августа при большом стечении народа Успенский скит был снова открыт.

Однако дальнейшему обустройству помешала Крымская война 1853-1856 годов. В монастыре расположился госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых из Севастополя, умерших воинов хоронили на монастырском кладбище.

К началу XX века здесь был отстроен значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий, расположившихся в три яруса. На самом верху — Успенский храм, церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня. У подножия лестницы — дом для настоятеля с фонтаном, Иннокентиевская церковь и три пещерных келий.

Внизу в долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и две гостиницы. При въезде устроили ворота с двумя кельями. В 1896 году восстановили древний подземный водопровод, который шел от источника.

Бахчисарайский монастырь Успения Богоматери. Фресковая роспись над пещерным храмом: в центре — икона Божьей Матери, по краям — изображения семи Херсонесских святых (фото 1990-х, до реставрации)

После революции монастырь просуществовал еще несколько лет. В 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На ее территории была создана трудовая колония имени Артема. Здания монастыря и церкви были разрушены, монастырские ценности экспроприированы. Часть старинных икон монастыря попала в Бахчисарайский музей. Землетрясение 1927 года довершило разрушение храмов, их разобрали на стройматериалы.

Очередное возрождение монастыря началось на рубеже 90-х годов XX века. И судя по старинным фотографиям, за прошедшие 25 лет обители удалось вернуть и былое величие, и богатство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *