Почему царь колокол так называется
Перейти к содержимому

Почему царь колокол так называется

  • автор:

Царь-пушка и Царь-колокол: история создания

Список достопримечательностей Москвы, с которыми стоит ознакомиться туристу, просто огромен. Особое место в нем занимают Царь-пушка и Царь-колокол. История появления этих исторических памятников окружена большим количеством легенд, что привлекает к ним еще больше внимания.

Царь-пушка – свидетельство военной мощи

Царь-пушка – главный памятник российской артиллерии, поэтому ее считают самой важной достопримечательностью столичного Кремля. Все желающие ознакомится с историческими памятниками столицы, обязательно приходят посмотреть на это уникальное свидетельство оружейного мастерства. Стоит отметить, что Царь-пушка известна во всем мире как оружие с самым крупным калибром.

Колоссальное орудие было создано в 1586 г. Его изготовил народный умелец Андрей Чохов. Он создал пушку, чтобы защитить Кремль от нападения войск крымского хана. Сначала ее поставили на возвышенности с целью защиты Спасских ворот и моста через Москву-реку. Но войска хана не пришли к Москве, поэтому использовать пушку по назначению не пришлось. Из-за больших габаритов оружие стали называть «Царь-пушка». В восемнадцатом столетии пушку перевезли в Кремль, где она и остается и сейчас.

По Кремлю пушку перевозили несколько раз. Сначала она находилась во дворе Арсенала, после его поставили у главных ворот. В девятнадцатом столетии для уникального орудия соорудили новый лафет. Его изготовили из чугуна, над чертежами трудился академик А.П. Брюллов. Потом с прочими экземплярами средневекового оружия ее поместили в Оружейную палату. В 60-ых гг. двадцатого века во время постройки Кремлевского дворца прежнее строение разрушили, и пушку снова выставили у Арсенала. Через несколько лет уникальный экспонат направили на реставрационные работы, после чего установили там, где она стояла ранее. Сейчас памятник можно увидеть на Ивановской площади.

Царь-пушка была довольно мощным артиллерийским орудием для своего времени, но стрелять из нее весьма проблематично. Некоторые придерживаются точки зрения, что это просто бутафория, и это мнение нельзя считать полностью ошибочным. Чугунные ядра, находящиеся у подножья орудия, являются лишь декорацией. Хотя внутри снаряды пустые, они весят почти 2000 килограмм, тогда как масса ядра из камня – 0,819 т. То есть стрелять чугунными ядрами невозможно, потому что пушку в итоге разорвет. Однако существует легенда, которая гласит, что все-таки один раз Царь-пушка стреляла. Предполагается, что это произошло после изобличения и бегства из столицы самозванца Лжедмитрия.

Царь-колокол

В период правления Анны Иоанновны по ее указу был сделан Царь-колокол. Его создали, чтобы установить вместо колокола Григорьева, находившегося на кремлевской колокольне близ Успенского собора и получившего существенные повреждения от пожара. История появления достопримечательности непроста, она давно стала преданием, лишь добавляющим интереса к памятнику.

Согласно пожеланию императрицы, планировалось сделать Царь-колокол из материалов колокола Григорьева. Предполагалось, что его масса будет достигать десяти тысяч пудов, то есть станет больше на 20%. В связи с тем, что у поврежденного колокола была очень сложная конструкция, изготовить на его основе новый казалось практически невозможным, местные мастера, занимавшиеся колокольным ремеслом, боялись взяться за это дело. Отыскать мастера, которого бы не испугала сложность работы поручили фельдмаршалу Миниху. Он даже предлагал эту работу механику королевского дворца во Франции, но тот отказался, так как не принял это предложение всерьез.

Когда уже казалось, что никто не хочет заниматься этой работой, изготовить колокол предложил русский мастер Иван Моторин. Он начал трудиться над созданием Царь-колокола в 1733 г. Чтобы сделать его на Пушечном дворе (там сейчас расположен «Детский мир») в земле выполнили опалубку, соответствующую форме будущего колокола. Начальный этап продолжался больше года, потом работы были заморожены из-за внезапной кончины ремесленника. Завершить труд Моторина взялся его сын Михаил.

Считается, что Царь-колокол был отлит осенью 1735 г. Масса уникального колокола составляла около двухсот тонн. Он был сделан на 85% из меди и на 13% — из олова, но в состав сплава еще входили более 70 кг золота и 500 кг серебра. Он был на шесть метров выше и больше в диаметре, чем колокол Григорьева.

Полученная после отлива заготовка была основательно доделана. Из нее удалили излишки материала, оставшиеся после обработки, а все части декорировали чеканкой потрясающего мастерства. Этот этап работ тоже продлился несколько месяцев. На протяжении всего этого времени огромный колокол был в яме, потому что не было опор, способных бы удержать такую массу. В качестве украшений на изделие были нанесены барельефы Богоматери, Христа, святых. Кроме того, мастера нанесли изображения царских особ Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

Когда работы по изготовлению Царь-колокола близились к завершению, в столице произошел сильный пожар. Постройка из дерева вокруг изделия, тоже загорелась. От огня колокол сильно нагрелся, чтобы не повредить изделие его начали спешно охлаждать. Из-за того, что на колокол лили холодную воду, произошел резкий скачок температур, на поверхности металла появились повреждения, и от изделия отвалился кусок весом более 11 тонн. Попытки восстановить колокол были дважды, но они ни к чему не привели. Мастера пришли к выводу, что колокол уже не будет звучать, так как это должно было быть до спайки, и было принято решение сделать из него памятник. В девятнадцатом веке его постановили на пьедестал в Московском Кремле, где его можно увидеть и сейчас.

Почему царь колокол так называется

© 1997-2024 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

103132 Россия, Москва, Кремль

  • Экскурсионное бюро
    +7 495 695-41-46,
    +7 495 697-03-49
    с 9:00 до 18:00
    Без выходных

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

Царь-колокол московского кремля

Кто не восторгался величием и красотой огромного колокола (рис. 1), который и поныне стоит в московском Кремле? Его по праву назвали Царь-колоколом: это самый крупный из колоколов, когда-либо существовавших в мире. Интересна его история и «родословная». До него сана «Царь-колокол» были удостоены или имели на это право несколько колоколов. Первым получил такое звание колокол весом в 1000 пудов, отлитый в первой половине XVI в. Во времена Бориса Годунова был изготовлен второй колоссальный колокол весом около 2000 пудов. Для приведения его в действие приставляли 24 человека. На верху звонницы ставили несколько человек, которые подталкивали язык. Годуновский Колокол являлся «прадедом» нынешнего Царь-колокола. В него звонили по большим праздникам и при приезде иностранных послов. Во время одного из московских пожаров Колокол упал и разбился.

Московский Царь-колокол

Рис.1. Московский Царь-колокол

Из разбитого Годуновского колокола мастером Даниловым был отлит в 1654 г. новый большой Алексеевский колокол весом 8000 пудов. Этот колокол был «дедушкой» кремлевского Царь-колокола. Но даниловскому гиганту-колоколу не довелось долго жить. На радостях, что отливка получилась удачной, царь приказал бить во все колокола. Зазвонил и большой колокол, покрыв своим звоном все остальные московские колокола. Когда же начали в него звонить с большой силой, он разбился.

Лом «дедушки» Царь-колокола послужил материалом для нового колокола весом 9000 с лишним пудов (по другим данным — 10000 и даже 12000 пудов), созданным в 1655 г. литейщиком А. Григорьевым. На звонницу Кремля его подняли в 1668 г. Подъем на большую высоту такой громадины был чрезвычайно трудной инженерной задачей, с которой русские мастера справились блестяще, найдя оригинальное решение: сруб звонницы наращивали вместе с постепенным подъемом колокола. Этот ближайший «предок» Царь-колокола царского звания почему-то не получил, хотя и был знатней своих предшественников. Но и «отцу» Царь-колокола не повезло, он прослужил всего 46 лет и был разбит в 1701 г. при очередном пожаре.

Царь-колокол перенял от своего «предка» не только состав металла, не только богатырские размеры (по весу Царь-колокол и его «предок» мало чем уступали друг другу), но и свою форму и украшения. Профессор Н. Н. Рубцов полагает, что украшения Царь-колокола были скопированы с алексеевского колокола-гиганта: те же барельефы царя и царицы (рис. 2), те же религиозные мотивы.

Изображение царицы Анны Иоановны на Царь-колоколе

Рис.2. Изображение царицы Анны Иоановны на Царь-колоколе

Царь-колокол был отлит по чертежам и моделям знаменитого русского литейщика Ивана Федоровича Моторина. Для вырезывания и изготовления моделей икон, украшении, надписей и барельефов царя Алексея и царицы Анны были приглашены из Петербурга «пъедестального дела мастера» — три Петра (Галкин, Кохтев, Серебряков) и Василий Кобелев, ранее обучавшиеся в Италии, а также формовального дела мастер Петр Луковников.

Подготовительные работы и сам технологический процесс изготовления формы колокола требовал и хорошей организации и большой оперативности. Иван Моторин показал себя не только талантливым литейщиком-художником, но и отличным организатором, хотя ему приходилось трудиться над созданием такого уникального произведения в невероятно тяжелых условиях. Уже было сказано о нищенском существовании И. Моторина; еще в большей нужде находились его помощники. Кроме того, выдающийся мастер был по рукам и ногам связан в своей даже чисто профессиональной деятельности: почти на каждую операцию литья он должен был испрашивать разрешения самого сената из Петербурга. Так, 29 января 1734 г. И. Моторин попросил разрешения снять верх формы, просушить ее и стержень в течение месяца и сразу же залить, чтобы форма не отсырела. Но дело без конца затягивалось, работы выполнялись с большими перебоями, что не могло не привести к несчастью. Печи были затоплены не в феврале или марте, как просил мастер, а лишь 26 ноября 1734 г. Загружены были металлом четыре большие печи, но 28 ноября произошла авария: в двух печах поднялись поды и медь ушла вниз. Чтобы не сорвать заливки, И. Моторин решил догрузить остальные две печи и в них выплавить нужное количество металла (около 14000 пудов). Для этого пришлось подвезти еще 600 старых колоколов и поспешно загрузить их в эти печи. В распоряжении у мастера было недостаточное количество олова: вместо 700 пудов его из Пушечного двора доставили лишь 400 пудов. Пришлось недостающее олово поспешно закупать в торговых рядах. И это в то время, когда медь уже плавилась в печах! При такой затяжке плавки и спешке в работе беда не могла не случиться вновь. И она случилась: «против 29 числа пополуночи в 7-м часу… потекла медь» из одной печи. О заливке формы нечего было и думать. Металл заливать в форму было нельзя, так как бронза не была еще готова.

И. Моторин принимает решение: металл из печей выпустить, слить в две аварийные печи, а основные печи капитально отремонтировать. Пока эта работа будет выполнена и металл вновь выплавится, решено было кожух формы разобрать, форму подсушить и вновь подготовить под заливку. Но аварийные печи, сделанные наспех, были непросушены, и когда в них стали заливать металл, то он сильно «прыскал». Видно эти «прыски» расплавленной бронзы были очень сильными, так как сам И. Моторин рассказывал, что за дымом ничего нельзя было рассмотреть. Они, наверное, и послужили причиной того, что совершенно сгорела подъемная машина.

В такой неудаче нельзя винить великого мастера литья, он делал все, что мог. В суматохе, при каскаде аварий, он не потерял присутствия духа, все его решения были технически обоснованными и правильными. Но своего детища, которому он отдал столько энергии, умения и труда, И. Моторин так и не увидел — вскоре после аварии он умер.

Литье самого крупного колокола в мире завершил по поручению И. Моторина его сын и помощник Михаил. 23 ноября 1735 г., то есть ровно через год, все подготовительные работы были закончены (печи отремонтированы, форма просушена и вновь собрана) и печи затоплены. Заливка Царь-колокола была произведена 25 ноября 1735 г. Она прошла весьма успешно. Этот день и считается датой рождения наиболее выдающейся отливки — шедевра русского литейного искусства. После удаления литников и обрубки вес Царь-колокола составил свыше 12000 пудов (205 т). Колокол из литейной ямы не вынимали, а над ним устроили деревянное сооружение. Во время пожара строение загорелось, колокол раскалился и, когда его начали поливать водой, треснул — откололся кусок весом 11,5 т. После этого его уже не стали вынимать из литейной ямы. Там он пролежал целое столетие. Подняли его под руководством Монферрана (создателя Исаакиевского собора) лишь в 1836 г. и установили на постаменте около колокольни «Иван Великий» в Кремле. Было много предложений о сварке колокола, но ни одно из них не было принято.

Использованная литература:
1. Петриченко А.М. Книга о литье. Киев: «Техника», 1972, 284 с.

Царь-колокол

Царь-ко́локол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с «ушками» составляет 6,14 м, диаметр — 6,6 м [1] ; масса — почти 202 тонны, вес осколка — 11,5 тонн [2] . Колокол отлит по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735 годах [3] . В 1737 году во время Троицкого пожара был повреждён и пролежал в земле около века. В первой половине XIX века его подняли и установили на гранитном постаменте в Московском Кремле возле колокольни Ивана Великого [4] .

История

Московский колокол перелит в 1733—1735 годах из колокола в 8000 пудов (131 тонна), отлитого в 1654 году по указу царя Алексея Михайловича, который, в свою очередь, был перелит из разбитого Годуновского колокола. Колокол Алексея Михайловича висел в Кремле около колокольни Ивана Великого на особенных подмостках почти 50 лет, но во время пожара 1701 года он упал, и его разбитые остатки лежали в Кремле до 1731 года [5] .

По указу императрицы Анны Иоанновны потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами Иваном Фёдоровичем Моториным и его сыном Михаилом начали отливать новый колокол, используя разбитые остатки старого колокола, добавив к ним две тысячи пудов «материи» (меди и олова) [3] [5] .

Понеже в прошлых годах Указом блаженные памяти деда нашего Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича состроен к Успенскому собору большой Колокол, в котором весу восемь тысяч пуд и оный Колокол от пожару повредился, того ради мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот Колокол перелить вновь с пополнением, чтоб в нём в отделке было десять тысяч пуд, а на литье того Колокола медь брать из Берг-Коллегии и из Монетной Конторы, где приличная к тому явится, а олово взять из Артиллерии, а припасы всякие покупать и работников нанимать настоящею ценою; что же к оному всему отправлению и к подъёму того Колокола надлежит денежной казны, которая ныне имеется на лицо за расходы Преображенского Приказу. Из указа Анны Иоанновны

Отливали колокол в два этапа. Медь, добавленная к старому колоколу, доставлялась из сибирских заводов [4] . Украшения, портреты и надписи выполнены петербургскими резчиками по дереву В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым и мастером формовального дела П. Луковниковым [1] [3] . Недавно стало известно и имя скульптора — это Ф. Медведев, получивший образование в Италии [3] .

История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 года в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъёмные деревянные конструкции, возведённые над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 года мастера И. Ф. Моторин умер, и окончание работ было возложено на его сына [3] .

Существует два мнения о судьбе царь-колокола в 1735—1737 годах (они изложены в работе 1880 года):

  1. Царь-колокол перед пожаром 1737 года был повешен на особых подмостках.
  2. Он остался в яме, где был отлит, и там застал Троицкий пожар[4] .

При тушении огня вода попала на раскалённый металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн [3] , а сам колокол получил многочисленные трещины. Повреждённый колокол не стали устанавливать на колокольню, а оставили прямо в земле до 1836 года, когда он под руководством знаменитого архитектора А. А. Монферрана (автор проекта и строитель Исаакиевского собора в Петербурге) был поднят из ямы и в качестве национальной реликвии установлен на восьмигранном каменном постаменте [6] около колокольни Ивана Великого [4] .

Более ста лет состояние колокола не вызывало никакого беспокойства. Однако проведённое в середине 1980-х годов обследование обнаружило повреждения постамента, вероятно, по причине некоторого проседания грунта. Это могло привести к деформации и последующему разрушению Царь-колокола из-за роста имеющихся в нём трещин. Была проведена диагностика, которая выявила в колоколе большое количество трещин, в том числе около 10 крупных (длиной до полутора метров) и сквозных. Однако растущих трещин за время проведения экспериментов обнаружено не было. Было установлено, что состояние Царь-колокола удовлетворительное, и в ближайшее время катастрофическое разрушение ему не грозит [6] .

Описание

Царь-колокол, установленный в Московском Кремле, весит около 202 тонны. Вес его осколка — 11,5 тонны. Его высота с «ушками» (приспособлением, на за которое колокол подвешивается) 6,14 метров, а диаметр — 6,6 метров [2] [1] .

Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола. До настоящего времени это самый большой колокол в мире [3] . Находится на постаменте с восточной стороны от колокольни «Иван Великий» [1] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *