Статуя какой богини находится в парфеноне
Перейти к содержимому

Статуя какой богини находится в парфеноне

  • автор:

Статуя Афина Парфенос

Фото Статуя Афина Парфенос

Скульптура, изображающая богиню Афину — покровительницу столицы Древней Греции, выполнена в V веке до н. э. Фидием. Статуя была установлена на холме Акрополь в храме Парфенон. Подлинный шедевр античной скульптуры до наших дней не дожил, но сохранились подробные описания очевидцев и многочисленные копии изображения, выставленные в разных музеях мира.

Наиболее удачной считается статуя в Национальном музее в Афинах. Последнее же упоминание об оригинале встречается в источниках от X века. Предположительно объект позже погиб в пожаре.

Поскольку Афина считалась покровительницей справедливой войны, ее традиционно изображали в военных регалиях. Статуя Парфенос работы Фидия была выполнена из слоновой кости и особым образом укрепленных золотых пластин — при желании их можно было снять. Высота статуи составляла 12 м. Золотистый хитон спадал складками до стоп, голову венчал шлем.

В правой руке Афины — скульптурное изображение крылатой богини войны Ники, на груди — голова Медузы Горгоны. В левой руке она держит копье и щит, а у ног извивается золотой змей. Самому автору скульптура принесла несчастье: на щите он изобразил, вероятно, себя со своим приятелем Периклом. Фидия обвинили в оскорблении божества и бросили в тюрьму, где он и окончил свои дни.

Парфенон в Афинах

@name

Он расположен на холме Акрополь, на высоте более 150 метров, и отлично просматривается со всех точек города. Фото Парфенона в Афинах печатают во многих путеводителях, на сувенирах и на открытках. Это — один из символов греческой столицы.

История Парфенона

Парфенон был построен в V веке до н.э. в честь покровительницы города – богини Афины Парфенос (Афины-Девы). На возведение храма ушло 10 лет – для городских жителей его двери открылись в 438 году до н.э.

Внутри помещения находилась огромная статуя богини Афины, а снаружи Парфенон украшал удивительной красоты фриз. Его вырезанные из мрамора фигуры изображали множество сцен из античной мифологии и истории города. Автором центральной 11-метровой статуи храма и его наружной отделки был знаменитый скульптор Фидий.

После того, как в пределах Римской империи языческие культы сменило христианство, Парфенон был перестроен в церковь (вероятно, в VI в. н.э.). В восточной части храма, там, где раньше находился главный вход, был построен алтарь, многие античные скульптуры были утеряны или уничтожены. С XV века, когда Афинами овладели турки, в храме была организована мечеть.

Но больше всего Парфенон пострадал в 1687 году, когда генерал Венецианской армии приказал обстрелять Парфенон из пушек. Здание храма, которое турки использовали в качестве порохового склада, взорвалось, его центральная часть была практически полностью уничтожена.

После того, как храм превратился в руины, началось масштабное расхищение его остатков: коллекционеры античности беспрепятственно вывозили фрагменты Парфенона в качестве «сувениров» (самая большая коллекция из Акрополя хранится сейчас в Британском музее).

На сегодняшний день в Греции активно занимаются вопросом восстановления и сохранения памятника: в Парфеноне постоянно ведутся реставрационные работы, для защиты от воздействия окружающей среды многие скульптурные изображения заменили копиями и перенесли в новый музей Акрополя.

Вход на территорию Акрополя стоит 12 евро, время работы – ежедневно с 8:00 до 20:00.

Фото Парфенона в Афинах

Вот несколько фото Парфенона из разных ракурсов.

parfen1

parfen2

Факты о Турскидки.ру

  1. Мы работаем с 1992 года.
  2. У нас профессиональные менеджеры
  3. Мы предлагаем туры только от проверенных туроператоров
  4. Можно приобрести тур не выходя из дома Онлайн, заполнив сначала заявку на подбор
  5. Бронируем отели — без привязки к туру. Цены ниже чем у остальных!

Парфенон

Парфено́н — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, посвящённый богине Афине. Храм находится в Афинах. Строительство храма приходится на 447—438 годы до нашей эры Авторы — Иктин и Калликрат. Скульптурная отделка — Фидий (закончена в 432 году до нашей эры). Храм входит в архитектурный ансамбль Афинского акрополя и внесён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афину описывали, подразумевая её девственность [1] .

Архитектура

В качестве материала для строительства храма был использован пентелийский мрамор, добываемый возле Афин, на возвышенности Пентелэ. Пентелийский мрамор представляет собой почти белый (непосредственно после добычи) и приобретавший позднее теплый желтоватый оттенок камень. Этот несколько крупнозернистый, иногда с тонкими прослойками слюды материал обладает отличными механическими свойствами и поддаётся точной обработке. Благодаря присутствию в составе железа со временем камень приобретает благородную патину.

Парфенон предназначался для установки статуи Афины, выполненной из золота и слоновой кости скульптором и архитектором Фидием. Размеры храма согласованы с величиной статуи, поскольку она являлась центром всей композиции. По подсчётам некоторых исследователей, высота статуи достигала 10 метров [2] .

Парфенон задумывался как периптер — пря­мо­уголь­ный в пла­не ан­тич­ный храм, целла ко­то­ро­го ок­ру­же­на ко­лон­на­дой с одним рядом колонн [3] . По разным данным, Парфенон имел 46—50 колонн: центральные фасады — по 8 колонн, боковые — по 17.

Чтобы не допустить оптических искажений пропорций храма, авторы проекта прибегли к следующим архитектурным приёмам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые имели наклон к центру храма и имели несколько больший объем [4] . При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Всё это позволило добиться эффекта прямых линий, создающий безупречный облик храма. Размеры храма — 63,54 × 30,89 м. Поставлен храм на трёхступенчатой ​​основе — стереобате.

Реплика скульптуры Афины из Парфенона

Скульптурный декор

Советский и российский историк Людмила Петровна Маринович в книге «Судьба Парфенона» о роли и значении скульптуры Афины в Парфеноне пишет:

Её значение в создании общего облика Парфенона столь велико, что некоторые исследователи даже утверждают, что весь Парфенон можно воспринимать как своего рода постамент для скульптуры [4] .

Афина в скульптурном воплощении была представлена спокойно стоящей в длинной одежде, с эгидой на груди и в шлеме, украшенном сфинксом и двумя грифами. Левой рукой богиня опиралась на щит, а в вытянутой вперед правой руке держала фигуру своей спутницы Ники, богини Победы. Статуя была утеряна в неизвестное время, предположительно в первом тысячелетии.

Скульптурный декор храма был выполнен под руководством Фидия, часть декоративных элементов скульптор выполнил сам. Западная фронтонная композиция демонстрировала спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. Восточный фронтон учёные не смогли восстановить достоверно, однако высказываются предположения, что основная идея представленной здесь сцены — рождение богини Афины [4] .

На метопах (гладкой или с барельефами части фриза в дорической колонне между рядами триглифов [5] ) восточного фриза воспроизведены эпизоды борьбы богов и гигантов, западного — битвы афинян с амазонками, южного — схватки кентавров с лапифами, северного — падения Трои. Новаторским было решение Фидия выбрать для фриза не мифологический сюжет, а изображение панафинейского шествия, связанного с центральным празднеством античных Афин.

Метопы Парфенона
Метопы Парфенона. Лапиф сражается с кентавром.
Фрагмент фриза Парфенона
Метопа с южной стороны
Фрагмент фриза Парфенона

Важную роль в декоре храма играла также живопись. Правильный выбор цвета выделял формы и подчеркивал композицию сооружения. В частности, фриз был ярко раскрашен: триглифы были синими, фон метоп — красного цвета, тении — тёмно-красным.

Судьба

Дохристианская эпоха

Храм в скором времени стал своеобразным символом афинского государства. Так, заседания народного собрания Афин обычно проходили недалеко от Акрополя, на холме Пникс, с которого были видны и окрестности Афин, и Парфенон. Афинские политические деятели использовали это обстоятельство в своих выступлениях; они стремились воодушевить своих сограждан, напоминали им о славе предков, воплощением которой был, в частности, Парфенон. В речи «Против Андротиона о нарушении законов» Демосфен приводит следующий пример:

«Вы, разумеется, знаете, что те люди, которые воздвигли Пропилеи и Парфенон, а также соорудили из средств, захваченных у варваров, другие храмы (которыми мы так естественно гордимся), некогда, как вы слышали, оставили город и, оказавшись запертыми на Саламине, спасли свое достояние и всё государство, одержав победу в морском сражении [6] ».

В 86 году до нашей эры Афины были захвачены римлянами под предводительством полководца Суллы, город был разграблен и практически разрушен. Мраморные и бронзовые скульптуры, картины, рельефы, мозаики, художественные сосуды были переправлены морем в Италию. Акрополь, включая Парфенон, также был разграблен после сдачи его защитников. По свидетельству Аппиана, с Акрополя было взято около 40 фунтов золота и около 600 фунтов серебра [7] .

Во время римского присутствия в Афинах в Парфеноне случился пожар (возможно, вследствие землетрясения), после которого в храме проводились довольно значительные по масштабам ремонтные работы. Средств на полное восстановление храма оказалось недостаточно, и его крышу было невозможно восстановить, взамен мраморной черепицы реставраторы использовали обычную керамическую.

В это же время сильно пострадала и статуя Афины, которую всё же удалось восстановить. Именно к этому времени относится создание большого числа копий статуи. Исследователи считают, что это связано с ремонтом [8] .

Время византийского господства

В связи с переходом Афин во владения Византийской империи, где единственно разрешённой религией было христианство, старые языческие храмы были закрыты или разрушены, запрещалось следование древним религиозным обрядам. При императоре Феодосии I (в последней четверти IV века) был закрыт Парфенон, а его двери опечатаны. Вскоре после 429 года из Парфенона исчезла статуя Афины [4] .

Возрождение к жизни Парфенона при императоре Юстиниане I было связано с использованием Парфенона в качестве христианского храма. Для этого вход в храм сделали с западной стороны, а в восточной его части устроили апсиду (полукруглый, а иногда многоугольный выступ в стене христианских церковных зданий). Позже, в VIII веке, нишу апсиды украсили мозаиками пресвятой Девы, были установлены иконостас и жертвенник.

Храм стал епископской церковью Афин. К 1018 году храм был окончательно приспособлен для нужд христианских священников. Потолок Парфенона и древняя крыша были разрушены, а на их месте возведён купол. Колонны оказались соединёнными тонкой каменной стенкой, а в пространстве между этой стенкой и основной частью храма были устроены молельни [9] .

Турецкий период

В 1460 году Афины уже находятся под властью турецкого султана. По указу Магомета II Парфенон стал мечетью: был разрушен алтарь, уничтожен иконостас, росписи на стенах забелены известью. Над юго-западным углом храма, где ранее располагалась сокровищница Афины, был построен минарет.

Парфенон-мечеть после взрыва

23 сентября 1867 года во время венецианской осады внутрь Парфенона попадает одна из бомб, при взрыве которой детонировали хранившееся в храме запасы турецкого пороха. Взрыв наносит серьёзный урон зданию: были разрушены три из четырёх его стен, обрушилась вниз бо́льшая часть фриза, не сохранилось ни одной части крыши, рухнули вниз огромный мраморный архитрав, триглифы и метопы [4] .

После победы венецианцы планировали зимовать в Афинах и защищать крепость, однако когда выяснилось, что план не выполним, было принято решение об отступлении, а полководцу Морозини Сенат Республики предписал взять с собой какой-либо из памятников, который он посчитает достаточно высокохудожественным.

Начались работы по снятию с фронтона скульптурной группы с изображением сцены спора между Афиной и Посейдоном, колесницу морского божества с четвёркой коней. Работы были организованы настолько плохо, что сразу после отделения от поля фронтона мраморные кони рухнули вниз, увлекая за собой другие фигуры.

Парфенон сегодня

В начале XIX века британский дипломат лорд Элгин вывез из Греции, всё ещё находившейся под властью Османской империи, четверть сохранившихся элементов храма. Небольшие коллекции также оказались в Австрии, Италии, Франции, Дании и Германии. В сохранности до наших дней дошло лишь около половины скульптур храма, из них одна половина находится в Афинах, а вторая, известная как мраморы Элгина, хранится в Британском музее.

В 2020 году Греция вступила в переговоры с Ватиканом о возвращении некоторых элементов храма. В декабре 2022 года папа римский Франциск распорядился передать Афинам три элемента фриза, экспонировавшиеся с XIX столетия в музеях Ватикана. В их числе — скульптуры, изображающие лошадь и две мужские головы, их вернули Греции в марте 2023 года [10] .

Примечания

  1. ↑Парфенон (Parthenon)(неопр.) . Достояние Планеты (3 мая 2018). Дата обращения: 26 августа 2023.
  2. Leipen N. Athena Parthenos: A Reconstruction. — Toronto: Royal Ontario Museum, 1971. — С. 23. — 95 с.
  3. ↑Периптер(рус.) . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 22 августа 2023.
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. — М. : Языки русской культуры, 2000. — С. 16. — 352 с.
  5. ↑ Большой словарь иностранных слов. — М. : ИДДК, 2007.
  6. ↑ Демосфен. Речи. — М. : Памятники исторической мысли, 1996. — Т. III. — 624 с.
  7. ↑Аппиан. Римские войны.. — СПб. : Алетейя, 1994.
  8. Robertson М., Frantz A. The Parthenon Frieze. — Oxford: London, 1975. — С. 162.
  9. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия) / М. Литвинова, В. Линде, В. Савина. — М. : Альфа-Книга, 2008. — С. 76. — 1278 с.
  10. ↑Как Греция борется за возвращение скульптур Парфенона на родину(неопр.) . Московские новости (3.05.2023). Дата обращения: 22 августа 2023.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

  • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
  • Знание.Вики:Готовые статьи по истории
  • Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
  • Все статьи
  • Архитектура
  • Античность
  • Храмы
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Памятники

АКРОПОЛЬ, Парфенон, Первая Часть

АКРОПОЛЬ, Парфенон, Первая Часть

Вы находитесь перед важнейшим памятником Древней Греции и одним из самых знаменитых памятников архитектуры в мире: это Парфенон.

Парфенон был самым почитаемым из городских храмов, потому что он был посвящен Афине, покровительнице города, богине мудрости, трудолюбия и войны. Колоссальная статуя богини высотой почти 13 метров стояла во внутреннем помещении храма, именуемом «целла». Статуя была выполнена из слоновой кости и украшена более чем 1000 килограммов золота. Название «Парфенон» на древнегреческом языке означало «комнаты незамужних женщин», а в данном случае оно должно значить «храм богини-девственницы», поскольку Афина не была замужем и сохраняла девственность.

Парфенон был построен после того, как в 480 году до нашей эры персы разграбили Акрополь и разрушили более ранний храм, стоявший на этом месте.

В Афинах в то время существовал демократический строй во главе с Периклом, который в 450 году до нашей эры подписал мирный договор с Персией и в честь этого события решил соорудить такой памятник, который стал бы зримым воплощением гениальности греков.

Перикл привлек к выполнению этой задачи лучших архитекторов того времени — Иктина и Калликрата, которые работали под руководством величайшего скульптора Фидия. И таким образом Парфенон был возведен за 15 лет — с 447 по 432 год до нашей эры.

Храм полностью построен из мрамора, добытого на горе Пентеликон, расположенной приблизительно в 15 километрах отсюда. Здание имеет прямоугольную форму и образовано колоннадой, имеющей 30 метров в ширину и 70 метров в длину, а ее высота составляет около 14 метров. Колонны выполнены в дорическом стиле: они не имеют основания, становятся более тонкими к верху, имеют канелюры, то есть желобки, а капитель, верхняя часть колонн, представляет собой усеченный конус. Высота колонн составляет 10 метров; на коротких сторонах здания насчитывается по 8 колонн, а на длинных — 17. Короткие стороны заканчиваются треугольным навершием, которое называется фронтон. На фронтонах имелись две большие скульптурные группы, статуи из которых в наши дни утрачены или находятся в различных музеях. Внутри колоннады располагалась большая целла богини Афины, которая, к сожалению, обвалилась.

Любопытный факт: в 294 году до нашей эры храм был осквернен высокомерным царем Македонии Деметрием Полиоркетом. Царь Полиоркет, что означает «завоеватель городов», утверждал, что он имеет божественное происхождение и даже является братом богини Афины и, следовательно, может жить в ее храме. Только представьте: по слухам, он использовал здание храма для ночных оргий.

TravelMate ! Это приложение для путешественников поведает вам о чудесах света!

Разместить на

  • АФИНЫ ВВЕДЕНИЕ
  • КУЛИНАРНЫЕ ИЗЫСКИ
  • АКРОПОЛЬ
  • МУЗЕЙ АКРОПОЛЯ
  • ТЕАТР ДИОНИСА
  • ПЛОЩАДЬ СИНТАГМА
  • АФИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ САД
  • СТАДИОН ПАНАТИНАИКОС
  • ПЛАКА
  • ХРАМ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО
  • ЛИКАВИТОС
  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
  • МОНАСТИРАКИ
  • АГОРА
  • БАШНЯ ВЕТРОВ
  • КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТРА ФОНДА СТАВРОСА НИАРХОСА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *