Анатолия в турции как сейчас называется город
Перейти к содержимому

Анатолия в турции как сейчас называется город

  • автор:

Вся информация о Турции Распечатать

Центральная Анатолия и Каппадокия (Анатолийское плоскогорье) — самый крупный физико-географический регион страны, со всех сторон окруженный горами.

Регион Центральной Анатолии является вторым по величине регионом Турции после региона Восточной Анатолии и охватывает площадь в 151.000 кв. км, что составляет около 19% территории страны.

Анкара, являющаяся вторым по величине городом и столицей Турции, рационально спланированный и получивший стремительное развитие город. Анкара была основана кельтами. Впоследствии она входила в состав Римского, Византийского, Сельджукского и Османского государств и постепенно обрела свой современный вид.

Главной достопримечательностью Анкары является Мавзолей основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка (Аныткабир).

Крепость Анкары, расположенная на господствующей над городом горе, как свидетельствуют различные исторические памятники, была сооружена кельтами в 3-м веке до н.э. Находящийся в районе Улус храм Августа был возведен во 2-м веке н.э. На его стенах начертаны деяния, которые совершены римским императором.

Среди старинных храмов Анкары возведенная в 13-м веке и известная своими михрабами (нишами), покрытыми присущими старинной турецкой культуре изразцами мечеть Асланхане. Мечеть Хаджи Байрам, сооруженная в 15-м веке, украшена знаменитым фарфором из Кютахьи. Мистическую атмосферу Анкаре придает построенная в 1967-87 гг. самая крупная в столице Турции мечеть Коджатепе.

Анкара также известна своими памятниками. Среди них памятник Республики на площади Улус, памятник Победы в районе Енишехир и монумент Хатти в районе Сыххие. Он посвящен народности, которая проживала в Анатолии в третьем-втором тысячелетии до н.э.

Культурная жизнь города богата международными фестивалями искусства, музыки, кино, театра и мероприятиями, посвященными детям. Лучше всего Анкару можно обозревать со смотровой площадки 125-метровой башни Атакуле, в которой расположены вращающийся ресторан и кафе.

Эскишехир — административный центр одноименной провинции, в котором расположен самый крупный в Турции и один из 10 крупнейших в мире Анатолийский университет. Ежегодно здесь проходит Международный эскишехирский фестиваль искусств, в котором принимают участие всемирно известные деятели искусства. В Сарыкёе, расположенном восточнее Эскишехира, находится могила великого народного сказителя (озана) Юнуса Эмре, жившего в 13-м веке. Там каждый год проводится Международная неделя культуры и искусства имени Юнуса Эмре.

Расположенная вдоль международных торговых путей, провинция Сивас богата историческими достопримечательностями. Среди них можно назвать мечеть Улу, сооруженная в 12-м веке, Минарет Чифте, возведенный в 13-м веке, медресе Шифахие, Буруджие и Гёк, минарет Гюдюе, сохранившийся с 14-го века и мечеть Саит Паша, построенная спустя два века, бани Ташхан и Куршунлу. Слава Сиваса давно перешагнула границы Турции благодаря местным оригинальным коврам и килимам с их превосходным качеством и неповторимой работой. Сивас также далеко известен за своими пределами благодаря украшениям, расческам и ножам, изготовляемым из кости.

Область Каппадокия образована потухшими ныне вулканами и представляет собой причудливое нагромождение скал. Имеющий самый любопытный ландшафт в Турции, Национальный парк Гёреме обладает мистической красотой. Миллионы лет назад два самых больших потухших вулкана Анатолии Хасан Дагы и Эрджиес извергаемыми потоками лавы покрыли ею поверхность земли на сотни километров. Позже на протяжении столетий половодья, дожди и ветры разрушили плотный слой лавы, создав в будущем Национальном парке Гёреме глубокие долины и расщелины, а их склоны превратив в разноцветные скалы и колонны: красные, розовые, коричневые, серые, желтые и зеленые. Этот великолепный и не имеющий аналогов в мире район во времена Римской империи был объявлен ее официальным уездом и назван Каппадокия, что по-персидски значит «страна белых лошадей». Христиане, вырезая легко поддающиеся обработке туфовые вулканические породы, создавали под землей целые города, монастыри и церкви, превратив Каппадокию в великолепный и полный мистики мир.

Самая высокая точка плоскогорья — вулкан Эрджияс (3916 м). Климат здесь континентальный, с холодными зимами и жарким, сухим летом, растительность степная и полупустынная.

Конья хранит самые древние и дорогие сокровища турецкой культуры. С точки зрения богатства памятников зодчества она стоит на одном месте со Стамбулом, Бурсой и Эдирне. Конья, являвшаяся на протяжении более 200 лет столицей государства сельджуков Анатолии, не имеет себе равных по богатству памятников архитектуры, относящихся к той эпохе. Здесь жил и нашел последнее пристанище известный турецкий философ Мевляна. Мысли Мевляны, говорившего о том, что залог успеха в любви к ближнему, и признанного самым гуманным философом всех эпох, актуальны и сегодня. В музее Мевляны экспонируются Кораны эпохи сельджуков, вазы, музыкальные инструменты, ковры, предметы, принадлежащие мевлевитам, последователям Мевляны. Под усыпальницей, внешние стороны которой украшены зеленым фарфором, покоятся Мевляна и его отец.

Анатолия в турции как сейчас называется город

Новый турпродукт — экскурсионные туры по Турции претендует стать одним из самых популярных на российском рынке. И не мудрено, ведь в этой стране каждый клочок земли является свидетелем бурной и богатой событиями истории человечества, а в современных городах мечети с острыми минаретами мирно соседствуют с синагогами и православными соборами.

Говорят, в Турции не был только ленивый, но в нашей немногочисленной группе журналистов, прибывших на берега Босфора по приглашению Министерства по туризму, таких «ленивых» было больше половины (в том числе и я). «Утешением» служило то, что нам предстоит «открыть» для российских путешественников Стамбул, который пока мало известен в нашей стране как туристское направление. Турки наконец-то решили взяться за исправление этого досадного недоразумения и включить город, издревле выполнявший роль своеобразного моста между Европой и Азией, в различные экскурсионные маршруты, которые в скором времени будут представлены на нашем туррынке.

Думаю, что познавательные туры по Турции будут в большой мере востребованы российскими путешественниками. Здесь каждый клочок земли является свидетелем бурной и богатой событиями истории человечества, а в современных городах мечети с острыми минаретами мирно соседствуют с синагогами и православными соборами. Турецкое название второго весеннего месяца — ниссан навевает мысли о библейских событиях, Пасхе, истоках христианства, а посещение древнегреческих полисов позволяет соприкоснуться с гораздо более ранней эллинской цивилизацией и восхититься силой духа и мысли зодчих, возводивших помпезные храмы в честь богов и амфитеатры, чья великолепная акустика позволяет и в наши дни проводить концерты и давать спектакли.

Византий — Константинополь — Стамбул

Огромный мегаполис с 15-миллионным населением раскинулся по обе стороны пролива Босфор, соединяющего Черное и Мраморное моря, и имеет протяженность 150 км и ширину 50 км. Нашу группу в Стамбуле гостеприимно принял роскошный Ciragan Palace Hotel Kempinski, являющийся членом the Leading Hotels of the World и расположенный в центре европейской части, на берегу Босфора, в районе Бешикташ, где сосредоточены практически все пятизвездники города, коих около 20, включая Ritz-Carlton Istanbul, Inter-Continental, Divan, Swiss de Bosphorus и др.

В конце апреля в Стамбуле стояла такая же погода, что и в Москве. Из-за затяжной весны воздух прогрелся лишь до +14oС, и периодически накрапывал дождь. Многие деревья еще не вышли из зимней спячки и, казалось, только подумывали о набухании почек, хотя немало было и вечнозеленых представителей флоры. В водах Босфора весело плескались косяки рыб и гордо курсировали катера и яхты.

Наши соотечественники пока редко посещают Стамбул с экскурсионными целями. А зря! Чего только нет на этом перекрестке истории. Эти земли во времена античности осваивали ахейцы. Основанный мегарейцами в VII веке до н.э. полис Византий позднее был завоеван персами, «освобожден» войском Александра Македонского, а потом покорен римлянами. После смерти императора Феодосиуса I город стал столицей Восточной Римской Империи. В IV веке при Константине Великом он назывался Вторым Римом, а после смерти императора был переименован в Константинополь и являлся столицей Византийской Империи до середины ХV века, когда был завоеван османами в 1453 году. Войдя в состав Османской Империи, город стал называться Истанбулом и получил статус столицы, который сохранял до 1923 года, когда в Турции произошла революция и Ататюрк передал столичный статус Анкаре.

В этом музее под открытым небом сохранилось огромное количество ценных «экспонатов», которое за два дня, разумеется, посетить невозможно. Поэтому не будем «растекаться мысью по древу» и отправимся в старый город, отражающийся в зеркале залива Золотой Рог. Здесь на узких улочках пестрят вывески множества магазинов, ресторанов и офисов и совсем нет жилых домов, кроме, конечно, гостиниц, где останавливаются зарубежные гости. Сохранились вокзал и самый первый отель высокого класса, принимавший в своих стенах путешественников, совершавших в начале ХХ века вояжи из Парижа в Стамбул на знаменитом Orient-Express.

Главной достопримечательностью исторического центра является Топкапы Сарай, где с XV по XIX век проживали 25 султанов. Дворец был возведен по приказу оттоманского падишаха Султана Мехмеда. Позднее Топкапы обзавелся садом, где расхаживали павлины и газели, и прославился в мире как родина тюльпанов, коих теперь почему-то здесь не выращивают. В султанских покоях в ХХ столетии был устроен музей с весьма интересной коллекцией фарфора XII — XVI веков, которая содержит более 12 тыс. экспонатов, в том числе и привезенных из Китая, Японии и Европы. Хотя, я думаю, султаны предпочитали вкушать еду на зеленом фарфоре, так как он менял цвет и даже мог треснуть, если в пищу добавляли яд. В Хранилище святынь можно увидеть реликвии пророка Мухаммеда, Иоанна Крестителя и меч Давида. Наиболее сильное впечатление на посетителей производит коллекция драгоценных камней и ювелирных изделий. Самое большое число зрителей собирает 86-каратный бриллиант весом более 3 кг, обрамленный 49 крупными гранеными алмазами. Этот красавец является шестым по величине в мире и был обработан ювелирами в середине XVII столетия. В начале XIX века камень принадлежал матери Наполеона, которая продала его турецкому паше, чтобы смягчить суровую участь сына, сосланного на остров Св. Елены.

Изучив экспозицию Топкапы и наиболее интересную для мужчин часть — гарем, мы преисполнились гордости за нашу бойкую «соотечественницу» Роксалану, которая не только стала женой султана, но и сумела возвести на трон своего сына. Окрыленные «славянским вкладом» в историю Османской империи мы покинули дворец и направились на площадь Ахмедие, которая некогда служила Ипподромом, созданным при Константине Великом в 330 году и считавшимся вторым по величине после римского. Состязания колесниц и бои гладиаторов здесь могли наблюдать более 30 тыс. зрителей. Однако императору этого было мало, и он установил в центре Ипподрома заморские предметы искусства — скульптуры, колонны, солнечные часы и обелиски. Наиболее ценным экспонатом стал египетский обелиск (XV век до н.э.), содержащий «хвалебную оду» в честь победы фараона Тутмосиса над Месопотамией.

Другой туристский магнит — грандиозный храм Айя-София (Святая Мудрость) с висячим элипсообразным куполом (31 х 33 м), возведенный двумя гениальными архитекторами в 30-х годах VI века по приказу величайшего созидателя — императора Юстиниана, сопоставим по масштабу с соборами Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне. При султане Фатихе Мехмеде, завоевавшем Константинополь, базилика была превращена в мечеть, большинство христианских фресок было уничтожено, но некоторые их них прекрасно сохранились благодаря тому, что мусульмане покрыли их толстым слоем штукатурки, чтобы сверху нанести суры из Корана. Наиболее сильное впечатление производят уцелевшие фрагменты «Деесиса» (мольба) XIV века, где взор Христа обращен на каждого, стоящего перед фреской, и мозаика IX столетия на куполе абсциссы с изображением Богоматери с младенцем Иисусом и архангелами Михаилом и Гавриилом.

К слову сказать, в современном Стамбуле часто встречаются лица, как будто сошедшие с античных фресок. Такое лицо было и у нашего гида — миловидной Гюльсар. А еще жители мегаполиса — заядлые рыбаки, они часами простаивают с удочками на набережных и мостах, периодически подсекая серебристую добычу. Что касается архитектуры центральных районов города, то она не составляет единого ансамбля, нередко рядом с несколькими красивыми ухоженными зданиями соседствует обветшавший «инвалид» с проваленной крышей, на фасаде которого, однако, могут красоваться пластиковые окна. Улицы в центральной части на европейском побережье порой довольно круто взбираются вверх и имеют уклон чуть ли не 45o.

В апреле, несмотря на влияние на умы войны в Ираке и атипичной пневмонии, в мегаполисе было много туристов из Германии, Австрии, Австралии, Новой Зеландии, Голландии и других стран. По словам нашего гида, заметно поредели ряды японцев и китайцев, которые в последние годы стали входить во вкус совершения экскурсионных туров в Турцию. Однако к весне стремительный рост положительной динамики, продемонстрированный обоими рынками, подкосил коварный вирус.

Остальные же туристы с удовольствием осматривали красоты древнего города, посещали ночные клубы и любовались вариациями дразнящего воображение танца живота. Одним из лучших заведений такого рода в Стамбуле считается «Керван Сарай», каждый вечер собирающий международную тусовку. Здесь в ходе обильного ужина каждой нации предстоит отстоять честь своего флага, исполнив на сцене какую-нибудь песню или танец. Мы тоже не остались в стороне и получили приз — бутылку турецкого вина. Но особенно ярко в тот вечер выступила группа новозеландцев, которые, обнажившись по пояс, весьма реалистично изобразили воинственных австралийских аборигенов. Кстати, во время поездки мы постоянно встречали многочисленных туристов с далекого материка сумчатых, которые, как выяснилось, приезжают в Стамбул в память о своих предках, погибших в годы I мировой войны.

Что, даже чайку не попьете?

После соприкосновения с прекрасным и вечным многие туристы испытывают потребность заняться шопингом. В какой магазин или лавку вы ни зайдете в турецких городах, а тем более в Стамбуле, вам везде обязательно радушно предложат крепкого чаю или кофе по-турецки. Произведя придирчивую инспекцию товара и обнаружив что-нибудь интересное для себя любимого, но ни в коем случае не показав свою заинтересованность продавцу, стоит согласиться на чаепитие. Так как большинство торговцев в той или иной степени владеет русским, то во время чайной церемонии обычно возникает приятная веселая атмосфера, располагающая к плавному переходу к предмету торга. А дальше все зависит от азарта и артистичности обеих сторон.

Как известно, искусство торговли в Турции имеет многотысячелетнюю историю, и местные продавцы обладают различными тонкими приемами обхаживания покупателя. Будучи дилетантом в данном вопросе, я тем не менее включилась в эту азартную, повышающую адреналин игру и к концу недельной поездки овладела некоторыми навыками борьбы с неуступчивыми хозяевами понравившегося мне товара. Самый действенный прием — демонстративный, но не спешный уход из лавки, дающий упрямому продавцу возможность «одуматься» и пойти на уступку. Не могу похвастаться, что сумела сбить цену на 50%, но все равно получила огромное удовольствие от самого процесса торга.

Беглый взгляд на анталийские достопримечательности

Совершив часовой перелет из Стамбула, мы приземлились в Анталье — наиболее популярном среди российских туристов приморском курорте Турции. В последние дни ниссана солнышко здесь уже хорошо прогревало воздух к полудню, и неизбалованные теплом граждане России, естественно, протестировали море, которое было «сильно освежающим», но чистым.

За два дня мы посетили живописные водопады Куршунлу и Манавгат и осмотрели несколько исторических памятников, включая амфитеатр в Перге, где по легенде апостол Павел основал одну из первых христианских общин, и театр в античном городке Аспендос, вмещавший до 20 тыс. зрителей.

В Анталье с нами встретился вице-президент Ассоциации средиземноморских туристских хотельеров (AKTOP) Осман Айык. Ассоциация объединяет около 260 сертифицированных объектов размещения на Анталийском побережье, включая 60 пятизвездников, 9 бутик-отелей, 45 отелей категории 4* и 41 Holiday Village, а также бюджетные гостиницы, кемпинги и пансионы. Г-н Айык сообщил, что в конце апреля во вверенных ему объектах проживало 24100 зарубежных гостей (львиную долю, как обычно, составляли немцы и голландцы), а год назад этот показатель был на уровне 22760 чел. В 2002-м регион принял 5 млн иностранных туристов (в том числе 45 тыс. во время майских праздников), поступления от туриндустрии достигли почти $4 млрд. Вице-президент ассоциации отметил, что в середине нынешней весны наши соотечественники предпочитали останавливаться в отелях, работающих по системе all inclusive, и трехзвездниках. Однако в заключение разговора он высказал уверенность в том, что во время майских «каникул» в большей степени будут востребованы пятизвездники.

От пищи духовной к чревоугодию и хамаму

Осмотр древностей и тем более «базарные» страсти пробуждают у путешественника зверский аппетит. С обычными городскими ресторанами мне познакомиться не удалось (по словам нашего гида, хороший обед с вином в Стамбуле стоит в среднем $15 — $20 на человека), а в ночных клубах и высококлассных отелях готовят великолепно. Выше всяких похвал кухня в Ciragan Palace Hotel Kempinski и Divan. Довелось нам столоваться и в итальянском ресторане в «Соборе Василия Блаженного» в Kremlin Palace, расположенном недалеко от Антальи, а в примыкающем к «Кремлю» (стоящем буквально «за забором») Topkapi Palace нас баловали различными напитками в лобби, богато украшенном по-восточному.

Справедливости ради стоит отметить, что и в не столь помпезно-шикарных отелях на юге Анатолии готовят не менее вкусно. Во всяком случае, в приютившем нас в Сиде Asteria Club, работающем по системе all inclusive, еда и напитки были хорошего качества и подавались в изобилии. Особенно радовали пышные десерты, горы клубники и свежевыжатые соки.

Как известно, Турция — светское государство, поэтому к употреблению спиртного здесь относятся весьма лояльно. Повсеместно в заведениях подают различные горячительные напитки и пиво местного и зарубежного производства. При желании можно побаловать себя турецкими и европейскими винами, прославленными марками коньяка, виски, джина и пр. Однако те, кто желает приобщиться к турецкой кухне, чаще заказывают «бир бардак ракы», то есть стакан анисовой водки, которую обычно принято разбавлять водой. (Кстати, ракы по вкусу очень напоминает свою греческую родственницу — зиванию.)

Хорошо, когда «все включено», но когда «ультра все включено» — еще лучше. Администрация Asteria Club дала нам возможность в полной мере прочувствовать все прелести последнего и, кроме всего прочего, побаловать себя густым паром мраморного хамама, массажем с крутой пеной, общим массажем с использованием ароматических масел и прочими косметическими процедурами. Оценив по достоинству мастерство опытных массажистов и изучив прейскурант салона, я пришла к мнению, что провела бы здесь отпуск не столько ради горячо любимого мною моря, сколько ради оздоровительного курса.

Редакция TTG Russia благодарит
Министерство по туризму Турции
и авиакомпанию Turkish Airlines
за прекрасно организованную поездку.

АНАТОЛИЯ

АНАТОЛИЯ
Географические условия. Область древней Анатолии как культурной общности приблизительно совпадает с территорией современной Турции. Сердце страны — плато, высотой 900 м над у.м. На севере свободному доступу к Черному морю мешают покрытые густыми лесами хребты Понтийских гор. На юге массивный барьер, рассеченный немногочисленными проходами, образует горная страна Тавр, вершины которой достигают высоты 3700 м. Самый известный из проходов в горах Тавра — Киликийские Ворота, через него попадают на юг, на плодородные прибрежные равнины Киликии. Плато прорезают лишь немногие реки. Большую петлю вокруг самого ядра Анатолийского полуострова образует Кызыл (Кызылырмак), в древности называвшаяся Галис, а по западной части полуострова петляет Сакарья, в древности Сангариус; обе реки впадают в Черное море. В давние времена они были естественными разделительными линиями между государствами и культурными областями. На западе Анатолийские горные хребты выдаются далеко в Эгейское море, где близко сходятся с такими греческими островами, как Лесбос, Хиос и Самос. Вся береговая линия от Дарданелл до Родоса изрезана бухтами, островами, заливами и долинами. Самые плодородные речные долины Анатолии спускаются с гор западного плато к морскому берегу: долина Гедиза (раньше Гермус) и долина Бююмендереса (прежде Меандер). На востоке горы продолжают оставаться препятствием для свободного передвижения. Хребет Анти-Тавр изгибается к северо-востоку и встает высоким барьером на пути в долины Верхней Месопотамии. И Тигр и Евфрат начинаются в Восточной Анатолии, но горы расположены так, что двигаться легче в северном направлении, в Армению, над озером Ван, а не к равнинам Месопотамии. Географическое положение Анатолии определило ту особую роль, которую она сыграла в древней истории. Непохожая на речные культуры Египта и Месопотамии, а также отличающаяся от связанных с морем культур Греции и Крита, Анатолия представляла собой мост между Востоком и Западом, открывая дорогу предприимчивым караванщикам с Востока и предоставляя свои порты торговцам, перевозившим грузы между Анатолией, Грецией и Сирией. Климат Анатолии варьирует в широких пределах — от теплой дождливой зимы и влажного лета с устойчивым зноем на юге до снежной зимы с низкими температурами и сухого, жаркого лета на плато. Хотя на огромном пространстве соленой пустыни к северу от города Икониума (ныне Конья) земледелие невозможно, другие крупные области плато отличаются обилием плодородных зон, где выращивались полба и другие сорта пшеницы, ячмень и виноград. Прибрежные равнины Средиземноморья и Черного моря обладают дополнительными возможностями, благоприятствующими выращиванию фруктов.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
Палеолит. В этот период Анатолия была заселена, но сведения, которыми мы располагаем об этом периоде, крайне скудны. Остатки древнейшей культуры были обнаружены в нескольких пещерах, особенно на южном побережье, в районе Антальи. Много находок сделано на поверхности вблизи Анкары, а также на юго-востоке, например в области Хатай. Переход к мезолиту и неолиту происходил постепенно, но местные находки не позволяют проследить строгой последовательности культур.
Неолит. При раскопках доисторических поселений в пещерах района Антальи установлено, что они относятся к периоду неолита. К этому же периоду относятся обширные поселения в районе Коньи (в Чумре), на Киликийской равнине (в Мерсине и Тарсусе) и в области Антиохии (которые, однако, занимают промежуточное положение между Анатолией и Сирией). Первые оседлые поселенцы жили в крупных деревнях, которые вскоре стали окружать стенами. Относящиеся к тому периоду орудия изготовлены из обсидиана и кремня. Широко встречаются каменные или терракотовые идолы, в большинстве своем изображения женщин, а также стилизованные амулеты, которые нельзя назвать примитивными.
Халколит. В этот период контакты с Востоком участились; это проявляется в сходстве материальной культуры, особенно заметной в типах керамики, начиная с Верхней Месопотамии, через северную Сирию и до Восточной Анатолии (область озера Ван) и Киликии (Мерсин, Тарсус). Особенности т.н. халафской, или убайдской, культуры, являющейся одной из фаз развития доисторической Месопотамии, и появление первых признаков применения железных орудий без труда прослеживаются на материале юго-восточной Анатолии. Это помогает провести корреляцию ранних культур на Ближнем Востоке и говорит о наличии контактов, возможно технического или коммерческого характера. Анатолийские поселения, теперь похожие на города, окружены оборонительными укреплениями и часто свидетельствуют о насильственном разрушении (Мерсин, уровень XVI). Возможно, что Центральная Анатолия и озерный район Юго-Востока имели иную материальную культуру, менее подверженную влиянию Востока. Самые глубокие уровни, вскрытые при раскопках в таких местах, как Алишар, могут относиться к анатолийскому халколиту; это несомненно в отношении Хасилара, поселения около озера Бурдур в Писидии. Хасилар был небольшим, однако богатым поселением, обнесенным стеной. Для него характерно производство ярко раскрашенной и отшлифованной керамики и идолов. Гибель Хасилара — доказательство борьбы между различными группами оседлого населения Анатолии. Материальная культура Хасилара значительно отличается от киликийской, северо-сирийской и месопотамской.
Третье тысячелетие до н.э. Постепенно Анатолийское плато подпадало под власть местных династий, обосновавшихся в укрепленных поселениях. Некоторые царские семьи пришли из северо-восточной Анатолии — представляется, что кавказская и понтийская пограничные зоны являются самыми близкими родственниками комплекса, получившего название царского кладбища в Алака Хююк. Найденные в могилах металлические предметы отличаются высоким уровнем изготовления. Поразительно также религиозное искусство царей Алаки. Наконечники для посохов, скипетров и т.д., изготовленные в виде фигурок оленей и быков из меди и украшенные инкрустацией из серебра, относятся к числу самых изысканных произведений на древнем Ближнем Востоке. Среди предметов, найденных в алакских могилах, обращают на себя внимание также музыкальные инструменты и личные украшения (с большим количеством золотых ювелирных изделий). Создание этого комплекса и подобных ему захоронений, найденных в других местах (например, в Хорозтепе, недалеко от города Эрбаа на севере Центральной Турции), датируется 2500-2200 до н.э.

БРОНЗОВАЯ ФИГУРКА для жреческого посоха. Относится к протохеттскому периоду, ок. 2300-2100 до н.э.

БРОНЗОВАЯ ФИГУРКА для жреческого посоха. Относится к протохеттскому периоду, ок. 2300-2100 до н.э.

Правившие в то время другие анатолийские цари занимались торговлей и пиратскими набегами вдоль южного и западного побережий Малой Азии. Цари Трои имели контакты со своими соседями на островах Эгейского моря (например, с Полиохни, крепостью на Лемносе) и с Грецией (например, с Лерной, раннеэллинским городом на побережье Арголиды), а также с прибрежными династиями юго-восточной Анатолии, где раскопки в таких местах, как Тарсус и Мерсин, показали их археологическое родство с Троей II. Второе поселение на месте раскопанного города Троя-Гиссарлык является самым характерным для этого периода. Разыскивая сокровища Приама, Шлиман случайно наткнулся на богатства, которые накапливали троянские цари. Вместо сокровищ Приама он нашел драгоценности, а также золотые и серебряные столовые предметы, которые принадлежали троянским царям за тысячу лет до Троянской войны. Источником богатства на всем протяжении археологических эпох Анатолии было выгодное прибрежное положение городов, таких как Троя, позволявшее им поддерживать морские контакты и с Эгейским миром, и с Востоком (сирийские порты активно участвовали в торговле в III тысячелетии до н.э.). Изделия анатолийских металлургов (ювелирные изделия, оружие, столовые приборы) пользовались спросом в Эгейском регионе и в других местах, что позволяло троянским царям получать такие экзотические материалы, как горный хрусталь, слоновую кость и ляпис-лазурь, на которые обменивались их товары.
Второе тысячелетие до н.э. Начало этого периода отмечено большими потрясениями. Многие города были уничтожены, о чем свидетельствуют слои золы и пепла. Не вызывает сомнения, что Малая Азия и Греция подверглись во II тысячелетии до н.э. нашествиям, прежде всего народов, которые стали называть себя хеттами и греками.
Колониальный период. В анатолийских городах жили ассирийские деловые агенты и купцы. Наиболее известным торговым центром был Карум (деловой район) Канеша, теперь Культепе, неподалеку от Кайсери в Каппадокии. Ассирийцы и местные купцы вели дела основательно, сохраняя документы в архивах. В домах Карума раскопаны тысячи «каппадокийских» глиняных табличек, написанных древним ассирийский письмом и содержащих сведения о местной жизни, а также о контактах с Месопотамией. Ассирийцы импортировали в Анатолию ткани и олово, а оттуда получали в первую очередь медь. Первые местные цари, чьи имена упоминаются в капподокийских текстах, не были хеттами, но исторически связываются с традицией Древнехеттского царства. Относительная датировка этих ассирийских колоний считается хорошо установленной, поскольку каппадокийские таблички содержат имена ассирийских чиновников и царей. Последняя из табличек упоминает Шамши-Адада I, который был старшим современником вавилонского Хаммурапи. Отсюда следует, что хронологические рамки существования колонии датируются приблизительно 1900-1800 до н.э. С точки зрения археологии, город Канеш отличается теми же особенностями, которые преобладали затем в культуре хеттов. Внутри укрепленной цитадели стояли большие здания, дворы мостились камнем. На высоком уровне находилось искусство изготовления керамики, отличавшейся разнообразием орнаментальных форм. Ритуальные сосуды выполнены в форме животных или голов животных. Изображения, вырезанные на печатях местных купцов, свидетельствуют о первых культах, формах культов, мифах, божествах и других атрибутах религирозных верований того времени. Материал об этом периоде получен прежде всего из раскопок в Кюльтепе-Канеша, а также из Алишар Хююка (древнее название не установлено) и Богазкея (древняя Хаттуса или Хаттушаш), более поздней столицы хеттов.
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО И ХЕТТСКАЯ ИМПЕРИЯ
Древнехеттское царство основал Лабарнаш (ок. 1700-1600 до н.э.). Его сын и преемник Хаттусилас перенес центр своего царства в Хаттусу, которая и осталась столицей хеттского царства и империи примерно до 1200 до н.э. Хаттусилас часто совершал набеги на северную Сирию (Алеппо) и Вавилонию. Его сын Муршулиш I захватил Алеппо и Вавилон (ок. 1650 до н.э. или даже несколько позже), но Древнее хеттское царство не сумело удержать власть над отдаленными территориями, и центр управления страной оставался на Анатолийском плато. Перечень правителей Древнего царства охватывает несколько поколений. После династических междоусобиц и перерыва во времени, о котором не осталось сведений, хеттское государство возродилось при Тудхалияше II (ок. 1430 до н.э.) как Хеттская империя. К этому времени в Верхней Месопотамии возникла соперничающая держава, которую называли Митанни и во главе которой стояла индоевропейская династия, но страна по преимуществу была хурритской. Хурриты, восточноанатолийский народ, были в культурном отношении ближе к Месопотамии, чем хетты. Они оказали сильное влияние на хеттов. Знаменитый царь Хеттской империи Суппелулиума (годы правления 1385-1345 до н.э.), современник египетского фараона Эхнатона, значительно раздвинул границы своего царства и победил Митанни. Его союзником был Киззуватна, район, населенный хеттами и ливийцами, а Кархемиш и города Северной Сирии, включая Алеппо и Алалах, стали частью империи. Расширение хеттских владений делало хеттов серьезными соперниками Нового Египетского царства. В результате великого сражения при Кадеше (ок. 1290 до н.э.), в котором сошлись хетты под предводительством Муваталлиша и египтяне, предводительствуемые фараоном Рамсесом II, хетты подтвердили свою мощь, хотя ни одна из сторон не сумела одержать победы. Сирия осталась разделенной между хеттами, которым досталась северная ее часть, и египтянами, которые владели южной частью. Чтобы подкрепить дружеские отношения между династиями, Рамсес II женился на дочери Хаттушилиша (ок. 1250 до н.э.). Подлинная угроза нарастала с другой стороны. Существовавший примерно до 1200 н.э. порядок полностью разрушила миграция т.н. «народов моря».

Древняя Анатолия около 1200 до н. э.

Древняя Анатолия около 1200 до н. э.

Искусство и архитектура хеттов. В период наивысшей точки своего расцвета хетты много сил вложили в укрепление и украшение своей столицы Хаттуша. Цари жили в мощной цитадели, где были воздвигнуты главные дворцовые комплексы, административные здания, хранилища и архивы. Цитадель Бююкале высилась на неприступной скале, охранявшей проход на север. Территория города, занимавшая ок. 160 га, была застроена меньшими по размеру цитаделями, монументальными храмовыми комплексами и жилыми кварталами; город окружала оборонительная стена длиной почти 6 км, с воротами, башнями, туннелями и лестницами. На месте столицы раскопаны впечатляющие остатки хеттского искусства. Городские ворота построены из циклопических блоков, разных по величине, но тщательно подогнанных друг к другу. Эти гигантские блоки украшены скульптурами. На левом внутреннем косяке т.н. Царских ворот изваяна величественная фигура воина-бога, высеченного глубоким горельефом; у него типичные для других хеттских скульптур тяжелые широкие скулы и большой крючковатый нос. Среди остальных скульптур, украшающих ворота Богазкея, обращают на себя внимание изображения передней части тела льва, с ревом повернувшегося навстречу врагу, а также стилизованные величественные сфинксы, египетские по духу, но выполненные в полном соответствии с хеттскими стилистическими принципами.

ЛЬВЫ, украшающие ворота Богазкея.

ЛЬВЫ, украшающие ворота Богазкея.

Особенность хеттской культуры — создание крупных барельефов на скалах или больших каменных блоках, которые могли быть частью зданий и других сооружений. Самое интересное святилище в Богазкее — это не большой храм на территории города, а гробница, высеченная в целой скале в 3 км к северу от цитадели. В этом месте, носящем теперь название Язиликая, на стенах открытого зала изваяны процессии богов и богинь. В центре изображены главные божества, к которым стекаются процессии. В момент создания этого произведения резьба по камню была такой же глубокой и отчетливой, как на «королевских воротах» цитадели. Отношение богов к царской династии в Хаттуше подчеркнуто на различных царских барельефах (например, на одном из изображений царя Тудхалияса IV его обнимает бог Шаррума) и в картушах Язиликая. Во многих местах на плато, где сохранились следы хеттской культуры, такая наскальная скульптура осталась преимущественно в форме барельефов, изображающих жертвоприношение и высеченных в скалах над реками, ручьями и главными дорогами. Надписи, выбитые на камне, сделаны т.н. хеттской иероглификой, отличающейся от хеттской клинописи, которой пользовались при дворе или чиновники администрации. Художественное наследие хеттов дошло до нас во фрагментах, поскольку металлических предметов сохранилось мало. Мастерство в изготовлении металлических изделий отчасти объясняется доступностью хороших руд, даже железа. Древние хеттские торговые реестры рассказывают о тех материалах, из которых изготавливались статуи религиозного назначения, включая золото, серебро, железо и дерево; но, если не считать нескольких реплик в золоте, до нас не дошло почти никаких произведений хеттской скульптуры. Однако даже в этих миниатюрных копиях виден типичный хеттский стиль моделирования скульптуры и подачи характерных черт лица. В отличие от своих сирийских соседей, хетты не поддались влиянию месопотамского и египетского искусства. У них сложился собственный, оригинальный стиль.
Анатолийское побережье во времена хеттов. Хеттское государство окружало множество небольших политических образований. Населявшие южное и западное побережья Анатолии народы говорили отчасти на языках индоевропейского происхождения. Жили они главным образом за счет моря и морской торговли. Названия некоторых из них известны из хеттских текстов, написанных во времена, когда Хеттская империя простиралась до берегов Средиземного моря. В Киззуватне местное население и династия были тесно связаны с Хеттским царством. Установлено, что там имели место династические браки. Хаттусилис III женился на Пудехепе из Киззуватана. В лице Киззуватана хетты имели надежного военно-морского союзника. Смешение элементов хеттской и киззуватанской (хурритолувианской) культур продолжалось на протяжении II тысячелетия до н.э. Жители западного побережья отличались независимостью, а потому упоминаний о них в хеттских источниках значительно меньше. Археологические данные свидетельствуют о том, что новая династия восстановила крепость в Трое VI и накопила в отстроенной заново цитадели большое количество припасов. Троя VI сделалась скорее соперником греков Бронзового века (ахейцев), чем хеттов, поскольку ее интересы, связанные с мореходством, сталкивали троянцев с микенскими купцами и будущими колонистами, особенно в 14 в. до н.э. На западном побережье Малой Азии развернулась конкуренция между местными купцами и греками. В конце концов Троя была разграблена греками во время Троянской войны (ок. 1200 до н.э.), значительная часть ее населения была перебита. В Милете, еще одном великом городе Бронзового века, микенцы поставили гарнизон.
ПОСЛЕХЕТТСКАЯ ЭРА
Хеттская империя распалась ок. 1200 до н.э. в результате нашествий. Некоторые из захватчиков давно поселились на окраинах Хеттской империи, например каски — воинственные и весьма агрессивные горцы, которые неоднократно нападали на хеттов с севера. К тому же в Анатолию с востока и запада хлынули племена индоевропейского происхождения. На западе старые царства были заняты захватчиками из Фракии и находились в состоянии хаоса. Фракийцы появились в Трое через какое-то время после Троянской войны (Троя VII). Хеттская столица и другие центры хеттской державы, такие как Кархемиш на Евфрате, были сметены волнами нашествий. Египетские источники времен Рамсеса III описывают ужасающее опустошение, произведенное в Анатолии и Сирии. Конец хеттского владычества отбросил Анатолию в Темные века, временные рамки которого пока неясны. Остатки хеттов и их союзников — лувиан образовали небольшие города-государства на юго-востоке, и эти «неохеттские» центры — Малатья, Кархемиш, Самал, Сакча-Гезю и Каратепе сохранили кое-что от древней культуры. Они стали участниками бурной политической жизни Западной Азии и оставались независимыми вплоть до завоевания их армянами, а затем ассирийцами в 8 в. до н.э. На западе в армянском регионе возникло царство Урарту. Западнее выдвинулось новое племя, во главе которого стоял царь, распространивший свое господство на Анатолийском плато до старых хеттских центров. Этого царя звали Мидас, и он был известен грекам как богатейший правитель 8 в. до н.э.

Древняя Анатолия около 600 до н. э.

Древняя Анатолия около 600 до н. э.

Древняя Анатолия около 100 до н. э.

Древняя Анатолия около 100 до н. э.

Неохеттские государства. Города-государства юго-восточной Анатолии имели небольшие укрепленные столицы. В Кархемыше до сих пор высится цитадель и, как во времена Хеттской империи, стоит нижний город, окруженный крепостными стенами. Город Сенджерли (древний Самал) был надежно защищен системой внутренних оборонительных стен, находившихся в пределах единого внешнего обвода крепостных сооружений. Ворота, входы, фасады зданий Самала украшали барельефы на поставленных вертикально каменных плитах, подпиравших основание стен, сложенных из сырцового кирпича. Обычно вход охраняли симметричные скульптуры львов. Грубо высеченные в базальте, они служили внушительными стражами от всевозможных зол и бед, хотя в художественном отношении уступают произведениям, созданным в зрелом стиле Хеттской империи. Украшения продолжаются вдоль стен, расходясь в стороны от ворот. В Кархемыше на вертикальных плитах перемежающегося светлого и темного цвета изображены мифические животные, геральдические группы, мифологические сцены. Другие сцены изображают войну и охоту, культовые ритуалы, процессии и парады. Здесь отчетливо видны сохранившиеся хеттские элементы, но в них внедрились новые, одни из хурритского мира, другие из Ассирии и Урарту. В неохеттском Кархемыше пользовались хеттской иероглификой.

СТОРОЖ ВОРОТ, скульптура льва, образец неохеттской культуры 9 в. до н.э.

СТОРОЖ ВОРОТ, скульптура льва, образец неохеттской культуры 9 в. до н.э.

ОБРАЗЕЦ хеттских иероглифов, датированный 900-800 до н.э.

ОБРАЗЕЦ хеттских иероглифов, датированный 900-800 до н.э.

Следы хеттской культуры видны в скульптурах Малатьи на Евфрате, хотя более поздняя продукция свидетельствует о ее близости к ассирийским барельефам 9 в. до н.э. У прохода в ворота цитадели в Малатье стояла колоссальная статуя царя, крупные каменные скульптуры найдены во всех неохеттских городах, где производились раскопки. Одна из последних неохеттских цитаделей была построена в Каратепе в горах Тавра на правом берегу реки Кейхан (древняя Пирамус). В открытой в 1946 цитадели имеется пара ворот, украшенных вертикальными плитами. В скульптурах в дополнение к обычным неохеттским чертам обнаруживается поразительное множество финикийско-кипрских элементов. Пространные надписи сообщают об основании города царем Астивандасом. По одну сторону ворот они сделаны хеттскими иероглифами, по другую — финикийским алфавитом. Находка такой длинной двуязычной надписи помогла лучше понять хеттскую иероглифику. Цитадель, вероятно, была сооружена незадолго до 700 до н.э. и вскоре подверглась разграблению ассирийцами. Неохеттские города-государства играют роль промежуточного звена между Бронзовым и Железным веками и между Востоком и Западом. Они сохранили традиции периода Хеттской империи и их лувианских союзников и были оживленными торговыми центрами во времена, когда первые греческие купцы прокладывали путь к Киликийским и Сирийским берегам, т.е. в 8 в. до н.э. (возможно, еще в 9 в. до н.э.). Раннегреческое искусство столкнулось с продукцией неохеттских ремесленников, которая по стилю и традиции отличалась от финикийской, что пришлось по вкусу многим грекам. Неохетты передали грекам знания восточной мифологии и религии.
Урарту. На Армянском нагорье теперь господствовал народ, говоривший и писавший на неохеттском языке. Это были урартийцы, честолюбивые соперники ранних ассирийцев. В городах Урарту имелись окруженные крепостными стенами цитадели, часть из них были вырублены в скалах и снабжены туннелями, лестницами и потайными ходами. Столицей Урарту была Тушпа, город около озера Ван, процветало множество провинциальных центров. В первой половине 8 в. до н.э. цари Урарту (Менуа, Аргишти I, Сардур III) распространили свою власть на территории, расположенные глубоко в анатолийских землях и в северной Сирии, до самого Алеппо. В последующие десятилетия ассирийцы значительно сократили их владения, но к этому времени Урарту успело оставить свой след в этой части Ближнего Востока.
Урартийцы были превосходными металлургами. Их бронзовые котлы, тазы, кубки, чаши и треножники расходились не только по Западной Анатолии, но даже в Греции и Этрурии. К малым формам искусства, которыми славились урартские мастера, следует отнести литье и изготовление небольших резных статуэток людей, животных и особенно мифических существ; некоторые такого рода изделия украшали мебель — деревянную и из слоновой кости, различные металлические предметы.
Фригия. Единственным племенем, которое появилось на исторической арене Анатолии того периода и повлияло на судьбу региона, были фригийцы, игравшие большую роль в развитии событий после 1200 до н.э. История их появления в Анатолии еще ждет своего исследователя. К 800 до н.э. население западного анатолийского плато состояло из фригийцев, и Фригия стала самым могущественным государством при царе Мидасе (к 725 до н.э.). Столицей фригийцев был Гордий, расположенный у стратегического пересечения пути с востока на запад и реки Сангарий. Во времена Мидаса Гордий был большим городом, защищенным 6-метровой каменной стеной. Архитектура Гордия напоминает древние западноанатолийские прототипы; его свободно стоящие здания с остроконечной кровлей напоминают мегары Бронзового века. Фригийцы в 8 в. до н.э. изготавливали свои скульптуры, слегка имитируя восточные прототипы, но исполняли их в своем особом стиле. Наиболее известные фригийские произведения искусства — геометрические орнаменты на гончарных изделиях, в мозаике и деревянные резные детали для мебели. Наиболее интересной индустрией была металлургия, искусство которой, несомненно, фригийцы переняли от своих восточноанатолийских соседей. Ассирийцы называли Мидаса Митой, или Мушки. На самом деле Мушки, вероятно, собственное имя из языка одного из восточноанатолийских племен (известного грекам под именем мосхои), покоренного Мидасом. Сами фригийцы поддерживали тесные отношения с Западом. Как утверждает греческая традиция, Мидас женился на гречанке и поставил алтарь в святилище в Дельфах. Конец Фригийского царства был трагическим. Оно было сметено с лица земли кочевниками-киммерийцами с Кавказа, которые прошлись по Анатолийскому плато огнем и мечом. До этого они нападали на Урарту. В 696 до н.э. они добрались до Гордия, разграбили его и не оставили от него камня на камне. По словам греков, Мидас покончил с собой от отчаяния. Его могилу открыли в 1957. В деревянной погребальной камере под насыпным курганом были сложены образцы царских фригийских сокровищ: материи, богато украшенная резьбой мебель и масса бронзы, часть которой приобреталась в таких отдаленных местах, как Урарту. Выдающееся положение, которое занимал Мидас в древнем мире, подтверждается найденными в гробнице предметами и размером надмогильного холма, который возвышается над кладбищем его предшественников и преемников (высота холма 49 м).
Ликия. Несколько иную ветвь анатолийцев Железного века составляли жители Ликии, живописной горной области на юго-западном побережье Малой Азии между Фетие (в древности Телмесос) и Антальей. Окраинное государство в хеттский период — родина моряков и пиратов, которые в разных источниках Бронзового века назывались «лукку», эта провинция после окончания Темных веков вновь обрела независимость. Ликийцы были местным населением, выжившим после множества войн и нашествий. Их язык происходил от лувийского, а культурные традиции восходили к давним временам. Деревянная архитектура Ликии, скопированная в вырубленных в скале гробницах архаического и классического периодов, свидетельствует о высоком мастерстве плотников, разработавших собственные методы и приемы, собственные формы сооружения деревянных зданий. У греков в Бронзовом веке и после периода Темных веков были связи с Ликией, о чем говорит легенда о Беллерофонте и Химере (сражаться с Химерой Беллерофонта послал царь Ликии). В 6 в. до н.э. Ликия постепенно впитала в себя греческую культуру.
Лидия. Последним из анатолийских народов, проявивших имперские притязания в Малой Азии, были лидийцы. Их страна была расположена внутри Западной Анатолии и не имела выхода к морю; столица Сарды стояла на реке Хермус. В 8 в. до н.э. фригийцы превосходили их в политической активности, но в водовороте киммерийского нашествия лидийцы выступили защитниками Западной Анатолии. Позже, при царях Альятте и Крезе, Лидия достигла вершины своего могущества, которое продлилось до тех пор, пока персидское завоевание Малой Азии в 546 до н.э. не покончило с последними остатками независимых анатолийских империй. Сарды были крупным городом с укрепленной цитаделью, удобно расположенной на вершине горы Тмолос (ныне Боздаг). Искусство Лидии представляет собой сплав восточных и западных элементов. Некоторые его стилистические особенности видны на примере изделий из слоновой кости 7 в. до н.э., найденных в храме Артемиды в Эфесе. Массивность хеттских форм уравновешивается вновь обретенными элегантностью и утонченностью отделки. Лидийские ткани, изделия из слоновой кости, парфюмерия и ювелирные изделия продавались в Грецию и на Восток. В Ионии греческие колонии прибрежной зоны обогащались благодаря близости Лидии, и многое из того, что называют «восточногреческим» характером ионийского искусства, пришло из Лидии. Больше того, персы руководствовались сплавом ионического и лидийского искусства, сооружая и украшая Пасаргады и Персеполь.
Резюме. Основу анатолийской экономики составляло процветавшее сельское хозяйство, земледелие и скотоводство, а также торговля. Первоначально страна состояла из небольших княжеств, самые богатые из которых контролировали торговлю с Понтом и Кавказом, осуществлявшуюся по караванным путям, которые пересекали плато. Государства на плато богатели благодаря сухопутной торговле, но и прибрежные скоро нашли себя в морской торговле с Эгейским миром и Северной Сирией. С приходом хеттов и других индоевропейских племен многое осталось нетронутым, в том числе языки и религия побежденных народов, но воинственные и имперские амбиции новых правителей изменили лицо страны. Центральная и Юго-восточная Анатолия была в основном объединена под властью хеттских царей, и Хеттская империя в 14 в. до н.э. сделалась военным соперником более древних ближневосточных держав в Египте и Месопотамии. Не только военное дело, но и культурные и политические институты находились здесь на том же уровне, что и на всем Ближнем Востоке. В хеттском обществе имелись и библиотеки, и архивы, и своя бюрократия. На образ действия хеттов сильное влияние оказывали соображения религиозного характера. Сведения о хеттской религии можно почерпнуть из изображений на монументах, особенно в святилище, расположенном в Язиликае, и на многообразных наскальных барельефах с изображением приношения даров божествам, которые встречаются по всей Анатолии. Во главе пантеона богов, включающего божества дохеттской Анатолии, стояла богиня Солнца Аринна и бог погоды Хаттиль. Как художественные, так и ритуальные формы хеттской религии оставили свой отпечаток на более поздних анатолийцах. Письменное наследие хеттов сохранилось до наших дней главным образом в архивах из Хаттуши. Исторические, правовые, дипломатические, религиозные и литературные тексты написаны клинописью на глиняных табличках, преимущественно на хеттском языке, но есть и исполненные на иностранных языках (аккадском, хурритском) и местных анатолийских (протохаттианском, палаикском, лувийском). Перерыв в истории хеттов, возникший вследствие нашествий и внутренних потрясений ок. 1200 до н.э., не означает конца анатолийской культуры. Неохеттские государства юго-восточной Анатолии спасли многое из хеттского наследия невзирая на то, что их правители принадлежали к другим племенам. Потомки прибрежных соперников Хеттской империи встретились с первыми греками, ионийские колонии которых сформировали стиль жизни и художественного выражения, представлявший собой сплав анатолийского и греческого стилей.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

  • АШОКА
  • ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

Восточная Анатолия: армянские древности, горные красоты и турецкий Курдистан

ozero-van-turciya

Многим из нас в своё время хватило отдыха в Турции в курортном формате Анталий, Кемеров и прочих Мармарисов. Тот, кто копнул глубже, со временем проникся вдохновляющим Стамбулом и волшебной Каппадокией, в некоторых случаях – посетил Измир и Памуккале. А еще в стране есть чудесный регион Восточная Анатолия, настолько нетипичный для Турции, что среди курдских селений и армянских развалин вспоминаешь, в каком государстве находишься, только благодаря красным флагам с полумесяцем и турецким военным (до тебя им дела нет, не бойся). Рассказываем, что интересного и необычного есть в регионе, что стоит посетить и зачем вообще сюда ехать.

vostochaya-anatolia

Зачем ехать?

Побывать в Курдистане. На юго-востоке и в центре Восточной Анатолии находятся территории, которые относят к так называемому турецкому Курдистану. Эта местность на 80% населена курдами и является ареной небезызвестного противостояния турецких властей и Рабочей партии Курдистана (в ряде стран считается террористической организацией, в том числе в странах ЕС), не первый десяток лет борющейся за права курдов и создание курдской автономии.

turcia-vostochaya-anatolia

Не смотря на обилие блокпостов и военных при передвижении по очередному ближневосточному «спорному» региону, сейчас путешествовать тут вполне безопасно, поэтому воочию посмотреть, как живут курды на самом деле, и заодно насладиться шикарными горными видами – хорошая идея для твоего следующего турецкого трипа.

Колорит и насыщенная история. Восточная Анатолия – это регион, который столетиями был армянским, иранским и даже успел частично побыть российским. И хотя турки постепенно стирают эту часть истории, снося старые кварталы и восстанавливая на свой лад бывшие церкви, здесь есть множество неплохо сохранившихся (или переделанных в мечети) руин армянских (а иногда и русских) храмов и других сооружений прошлых эпох. Причём такого наследия тут, кажется, не меньше, чем в той же Армении. На турецкой земле всё это выглядит довольно необычно, а российские кварталы и планировка улиц в некоторых городах (например, Карс и Саракамыш) и вовсе немного рвут шаблон, будто ты где-то в средней полосе России, но только язык и жители тут другие.

turciya-ani

Ландшафты. В регионе, расположенном на Армянском нагорье, встречаются потрясающие пейзажи со снежными горами и водоемами в горных долинах (и живописными островами на них), главное среди которых – крупное бессточное озеро Ван. Его воды известны большим содержанием соды, а на дне, поговаривают, обитает доисторическое чудище (ну, как в Лох-Нессе).

ozero-van-turciya

turciya-gori

Именно здесь (а не в Армении) находится спящий вулкан Арарат – высочайшая вершина Турции. В горах разбросано огромное количество крепостей, по которым при желании можно лазить бесплатно. Кстати, для любителей активного отдыха тут есть рафтинг, походы, и даже новенький горнолыжный курорт в Эрзуруме.

turcia-vostochaya-anatolia

Люди. При перемещении по Анатолии с запада на восток среди местного населения турок становится меньше, а в какой-то момент все города становятся, по сути, исключительно курдскими. Здешние люди, что встречались мне на пути, – добрые и отзывчивые, не пытаются развести «белого мистера» на деньги. Живут небогато (хотя все достаточно стильно одеты, у половины молодежи «айфоны» или продвинутые «андроиды»), но и откровенной нищеты тоже нет. Что важно, я давно не чувствовал себя так безопасно в любое время суток, как здесь.

turcia-vostochaya-anatolia

При этом курды, чей язык, а также музыка и литература долгое время были запрещены в Турции, известны как воинственный и свободолюбивый народ. В бедных курдских кварталах довольно популярны левые идеи, а женщины, умело управляющиеся с оружием, здесь не редкость. Воины Рабочей партии Курдистана десятилетиями ведут партизанскую войну с турецкими войсками, жертвами которой с обоих сторон стали уже десятки тысяч человек. Проживающие прежде всего в Турции, Иране, Ираке и Сирии курды – это самый большой народ в мире, не имеющий своего государства, но упорно продолжающий бороться за свою независимость.

turcia-korovi

Цены. Турция – страна плодородная, свежие овощи и фрукты за копейки тут норма. И вообще, поскольку регион не особо туристический, то цены на еду, жильё и даже рестораны – если не смехотворные, то уж точно небольшие и доступные.

Транспорт

В каждом крупном городе (Трабзон, Эрзурум, Карс, Ван и другие) региона есть аэропорт. Нужно подобрать недорогой перелет до Стамбула, ну а дальше – словить билет «Турецких Авиалиний» на восток Турции из Стамбула за 35-50 баксов – вполне осуществимая задача.

Со стороны Кавказа можно добраться до грузинского Батуми и, вкусив Черного моря и «Саперави», – за один лари доезжай до границы с Турцией, переходи её пешком за пару минут (заодно заходи в «дьюти фри») и добирайся на местных маршрутках до первого маленького городка Хопа или до Трабзона, а оттуда ходит транспорт в остальную северо-восточную часть региона.

turcia-dorogi

Не брезгуй местным автостопом: турецкие дороги весьма неплохи, трафик небольшой, но раз в несколько минут кто-то да проезжает. Народ весьма отзывчивый. Те же маршрутки (долмуши) сами постоянно сигналят путникам, волочащимся по трассам, мол, не подвезти тебя, друг?

В 2020 году задача с логистикой в Закавказье должна сильно упроститься: на данный момент (весна 2019 года) активно достраивается железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Добраться дёшево до Грузии или Азербайджана можно с помощью стыковок, а то и прямых рейсов – ищущий обретёт.

turcia-erzurum

Местные железные дороги внутри страны связывают северную (Карс, Эрзурум) и южную (Ван) части страны с Анкарой. Если вдруг решишь ими воспользоваться, учитывай опыт автора. Из плюсов: билет на поезд (4 часа ходу) стоил как полторы бутылки местного «Эфеса», вагоны – новые и вполне удобные. Минус: опоздания на два часа без предупреждения тут не редкость.

Что касается автобусного сообщения, часть транспортных компаний (вроде Metro) имеет расписание в интернете, которому в целом можно верить. Однако, на деле местных долмушей гораздо больше, чем обозначено в Сети: нужно приходить пораньше на автовокзал, узнавать и договариваться с ними о поездке.

Куда ехать?

Основные и относительно известные места, которые стоит посетить – это города Карс, Ани, Эрзурум, Догубаязит (Северо-Восточная Анатолия), озеро Ван, остров Ахтамар, замок-деревня Хошап (Центральная Восточная Анатолия). Не менее колоритные места – Хаккари, Диярбакыр («столица» турецкого Курдистана), Муш – находятся на самом юге, на границе с Сирией и Ираком.

van-turсia-gori

Обычно каждый из таких городов включает историческую часть и современную, раскинувшиеся на фоне шикарных гор. Современная часть – типичная Азия: безликое нагромождение построек, куча рекламы, повсеместная торговля, или же сплошные кафе, рестораны и точки стрит-фуда. На улицах восседает часть местных, те что постарше. Весь день они обычно ничего не делают, кроме чаепития. Те же, что помоложе, постоянно шныряют туда-сюда. Даже в небольших по российским меркам городках все время происходит какая-то уличная движуха, плотный и хаотичный трафик на дорогах.
А вот исторические кварталы – самое интересное, о них и расскажу подробнее.

Руины Ани

Тысячу лет назад здесь была могучая столица древнего царства, через которую проходила часть Шелкового Пути. Однако, в средневековье город страдал от землетрясений, набегов и грабежей и в итоге несколько веков назад окончательно опустел. Сейчас тут сплошные руины, но даже они поражают своим масштабом и местами неплохо сохранились. Остались мостовые дорог, первые этажи домов, так или иначе сохранившиеся остатки дворцов, армянских церквей (немного уцелела роспись), часть крепостных стен, кладбища. Везде можно лазать, изучать: на это смело можно отводить целый день.

turciya-ani-ruini

Окружающие Ани поля и склоны кажутся бесконечными, в время прогулки лучше всего делать привалы и прятаться от жары в прохладных остатках построек. Из обитателей некогда великого города сейчас встречаются только коровы, овцы, суслики и гекконы. В апреле все это украшается цветением маков. Вокруг – горы, овраги, каньоны и остатки скальных городов в них (если захочешь туда попасть, лучше делать это из ближайшей к Ани деревне, там есть возможность спуститься).

turciya-ani-ruini

ani-korovi

Много впечатлений добавляет приграничное месторасположение древнего города Ани. Это тот случай, когда граница между странами – не декоративная (как, к примеру, между многими странами Евросоюза), а самая настоящая и изрядно милитаризованная.

turciya-ani-ruini

Ани стоит на склоне долины реки, разделяющей Турцию и Армению. Со стороны Турции – только руины и пара церквей на краю скалистого обрыва, со стороны Армении – пустынные луга, за которыми виднеются армянские флаги, погранзаставы, вышки и военные. Со стороны турок граница в этом месте не охраняется (видимо, понимают, что им ничто не угрожает), но на другую сторону попасть невозможно: несколько мостов через реку снесены до оснований, фрагменты которых торчат из скал.
Смотрят армяне с того берега на свою древнюю столицу, до которой, по сути, рукой подать, а сделать ничего не могут.

turciya-ani-ruini

В Ани проще всего добраться из города Карс. При этом прямых рейсов маршруток туда-обратно нету (на момент мая 2019 года). Утром на автовокзале Карса стоит поспрашивать, какая маршрутка будет проезжать в сторону Ани – есть шанс, что тебя высадят где-нибудь рядом. Несмотря на то, что туристическая индустрия в городе практически отсутствует, некоторые гостиницы организуют выезды для своих постояльцев. Можно попробовать вписаться в такой автобус. Таксисты потребуют в районе 150 лир (с ожиданием около часа, максимум – два). Можно сбить цену до 100 лир, если повезет.

Озеро Ван и окрестности

Нынешний современный город Ван выстроен не так давно практически с нуля и особого интереса не представляет – ходишь тут и недоумеваешь: где же хваленое озеро? Главная здешняя сохранившаяся древность – это несколько рядов гигантских крепостных стен на скале. Можно обойти и найти вход на небольшой платный участок замка, а можно пробраться через кладбище к крепостным стенам, с которых открываются виды на горы, и (наконец) на озеро, которое отсюда кажется морем.

Одно из самых живописных мест озера Ван – это остров Ахтамар: весь в сакуре, с прекрасно сохранившимся армянским храмом и кладбищем (все, что осталось от монастыря). Умиротворённое место с кучей черепах, чаек и кроликов.
Чтоб добраться до острова, сначала с ванского автовокзала нужно на любом долмуше доехать до городка Геваш, а оттуда ходит паром.

ozero-van-turciya

Когда пытаешься отыскать старый армянский город Ван, то начинаешь изумляться. Вроде он есть, а вроде и нет. У подножия скалы с крепостью можно увидеть немногочисленные руины, остатки башень, несколько мечетей, следы дорог, улиц, небольших проспектов, но все поросло травой и стало полем, хоть и планировка читается. Это последствия событий столетний давности: турки устроили здесь геноцид армян и снесли целый город под ноль. Можно найти старые фотографии, опознать все видовые точки по замку и сохранившимся постройкам. Это очень страшное зрелище. Теперь понятно, почему местные решили забыть про свою историю и просто отстроить новый город рядом с нуля.

van-ruini

Ван – удобный отправной пункт для поездок по окрестностям.
Вдоль побережья озера к западу от Вана находится несколько маленьких городов с интересной стариной, острова с армянскими древностями, неплохо сохранившиеся замки, и дорога на Хаккари – сердце турецкого Курдистана. Ещё в городе есть небольшой, но современный аэропорт, откуда можно быстро и недорого долететь до Стамбула, Анкары или морских курортов.

turciya-ozero-van

К западу от Вана можно посетить посёлок Ахлат с древними сельджукскими захоронениями и мечетями, а в 60 км в сторону Ирана и Ирака есть неплохо сохранившийся замок Хошап с потрясающими видами на ржаво-белоснежные горы и на местные старые аулы. Транспорт туда не ходит, только такси или автостоп.

Бывший российский город Карс

Когда гуляешь по городу Карс, то среди безликих современных кварталов, обилия торговли и грязи бросается в глаза прямоугольная планировка улиц, широкие тротуары и аккуратно высаженные ряды деревьев (часто березки). Затем замечаешь характерные для российской глубинки крыльца, козырьки над дверьми, водосточные трубы, узоры, избы по 3-4 окна. В некоторых домах остались деревянные сени, полы, потолки, русские печки, старые окна. В общем, попадаешь в кварталы, не отличимые от небольших городков Золотого кольца или юга России, стоит только убрать турецкие вывески. Дело в том, что в результате русско-турецких войн Карс несколько десятилетий был российским городом, а закончилась эта история около века назад.

doma-v-karse

kars-turcia

Не менее интересно смотрятся мечети, одна из которых, например, явно напоминает русский терем (бывшая православная церковь), другая имеет облик массивного армянского храма, в котором даже остался алтарь.
Особенно приятно, что курды сохранили первозданные интерьеры в некоторых кафе: эффект присутствия, будто ты в России столетней давности, хотя находишься в Турции на границе с Арменией в 2019 году – к этому я не был готов.

turcia-hram

turcia-vostochaya-anatolia

С другой стороны, непонятно, как долго, все это очарование проживёт. Сейчас турки активно сносят старые дома русско-армянского периода застройки Карса (который почему-то называют «балтийской архитектурой»). Многие одноэтажные строения, среди которых пасутся куры и лазают собаки, находятся в удручающем состоянии.

turcia-vostochaya-anatolia

Поскольку времена были неспокойные, то раньше во всех городах региона строили крепости. В Карсе их две: турецкая – в центре, куда лазают все, и русская – немного в стороне. На вершине бывшего русского форта сейчас находятся телерадиокоммуникации, а сама крепость, разбросанная по горе и состоящая из нескольких бастионов и рвов, ничуть не скромнее любых европейских военных замков или, например, кронштадтских фортпостов.

Что почем?

Курс турецкой валюты (на май 2019 года): 1 лира – это 0,18 $ или около 11 российских рублей.

Жильё

Двухместный номер с завтраком – 100-125 лир за ночь (через booking.com), или 80 лир за ночь (у местных).

Цены в кафе

Чай – бесплатно или 1-2 лиры;
Вода и хлеб – обычно бесплатно;
Донер-кебаб (в ларьке) – от 5 до 10-15 лир (в зависимости от размера);
Кебаб/мясное блюдо – 25-40 лир;
Рыба – 25-45 лир;

anatolia-eda

Цены в магазинах или на рынке

Арбуз – 2,5 лиры;
Киви – 6 лир;
Яблоки – 4 лиры;
Мандарины – 3 лиры;
Помидоры – 4-6 лир;
Картофель – 5 лир;
Лук – 5 лир;
Морковь – 3-4 лиры;
Айран – 2 лиры;
Пиво – 9-12 лир;
Вино (плохое) – 25-35 лир;
Вино (которое можно пить) – от 45 лир;
Ракия – 75 лир (за 0,375 мл);
Кока-кола – 3,5 лиры за 0,5 л.

turcia-sakura

Услуги

Стрижка в парикмахерской – 20 лир (с бритьем бороды – 25 лир);
Кальян в ресторане – 30-35 лир;
Проезд в долмуше – от 2 до 8 лир (по городу и в ближайшие областные городки);
Вход в музеи, замки – 6-10 лир;

Полезно знать

• В турецком Курдистане на каждом шагу (между городами, на подъездах к ним и на основных улицах населенных пунктов) встречаются грозного вида турецкие фортопсты с броневиками и вооруженными военными. До евро-туристов им дела нет, в основном они занимаются тем, что постоянно проверяют документы у курдов. Фотографировать военных, естественно, нельзя.

• Полицейские участки Курдистана тоже обнесены укреплениями (обложены мешками с песком и колючей проволокой). При этом полицейские вполне настроены помочь туристам при необходимости.

turcia-doma

• В городах Восточной Турции не боязно оставлять свои вещи, даже в транспорте, на вокзалах и в заведениях. Показателен случай, когда мужчина догонял меня почти целый квартал, чтоб отдать незначительную сумму денег, выпавшую из кармана.

• С английским в регионе обычно все очень плохо (бегло говорят лишь единицы). Иностранцы же почти не встречаются, разве что соседи-иранцы, приехавшие поразвлечься.

• В отличие от многих стран Европы, заведения в регионе (будь то продуктовые магазины, забегаловки с кебабами или парикмахерские) часто работают допоздна, поэтому плотно отужинать, а потом навести марафет на голове где-нибудь в полночь здесь в порядке вещей.

turcia-sir

• В кафе обычно к основному заказному кебабу тебе еще принесут богатый набор: как правило, из лаваша, овощей и айрана.

• В городе Карс продаются очень вкусные сыр и мёд, которыми завалены все местные магазины, а в окрестностях Вана и других озер края стоит попробовать здешнюю рыбу (вкусно и недорого).

turcia-van-ostrova

• Алкоголь продается лишь в редких специализированных магазинах, которых обычно насчитывается несколько на весь город (иногда один). Как в обычных продуктовых магазинах, так в чайханах и кебабных алкоголь не продается.

• Самые популярные заведения в городах – это мужские парикмахерские, которых здесь полно: постричься за копейки опасной бритвой можно на каждом шагу, но, возможно, придется отсидеть очередь.

Понравился этот материал? У нас на “Пассажире” есть еще много интересного! Лучшие статьи за 2018-ый год можешь посмотреть здесь , а чтобы следить за новыми публикациями, подпшись на сообщества журнала “В контакте” и Facebook , листай нашу страничку в Instagram или смотри канал в Telegram .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *