Что за камень в каабе
Перейти к содержимому

Что за камень в каабе

  • автор:

Черный камень в Мекке

На всей земле множество значимых мест и достопримечательностей с многолетней историей для каждой культуры и религии. В Исламе особое значение имеет Мекка, священный город, который, по словам мусульман, хранит Всевышний Аллах. Ведь именно здесь, родился пророк Мухаммад (с.а.в.). Именно здесь ежегодно собирается более четырех миллионов паломников. Именно здесь каждый мусульманин мечтает посетить Дом Бога и ощутить связь с Господом.

Одной из чудодейственных реликвий является черный камень. Расположен он на святой земле храма Кааба, находящегося в Заповедной Мечети.

Какова же история черного камня в Каабе и в чем его значение для мусульман? По преданию этот храм был возведён для Адама (а.с.). Его тоска по жизни в Раю была столь сильной и горькой, что Всевышний пожалел его и создал такой же храм, как и на небесах, и спустил его на землю. У Адама появилась копия райского сооружения. Но после Великого потопа строение и место, на котором она была, были смыты и потеряны.

После чего пророк Авраам решил заново отстроить храм. Приближенный к Богу ангел Джабраил помог ему и спустил с небес на землю необычный плоский черный камень. Он был подвешен в невесомости и взлетал и опускался на любое расстояние. Таким образом он выполнял роль своеобразного леса.

Этот черный камень находится в Мекке и по сей день, хоть уже и не обладает невероятными левитирующими свойствами. И все мусульмане молятся о том, чтобы хотя бы единожды посетить этот город и увидеть воочию священный камень.

Почему камень Каабы стал черным?

По словам предания, черный камень оказался на земле, когда пророк Ибрахим (а.с.) уже достраивал храм в Мекке. Ему нужен был какой-то ориентир, который бы точно определял место для начала священного ритуала – семикратного обхода вокруг храма. Он вспоминал события, которые происходили в Раю. Ангелы и сам Адам проходили семь кругов вокруг храма. Поэтому Ибрахим (а.с.) хотел воссоздать этот ритуал, поэтому ангел Джабраил (а.с.) помог ему.

Существует легенда, которая повествует, что черным камнем является ангел-хранитель первого человека на земле. Якобы после грехопадения Адама (а.с.) его обратили в камень. А когда ангел спустил черный камень на землю Мекки, он начал ослеплять ярким белым светом.

По преданию камень Каабы в храме впитывает все грехи мусульман, тем самым темнея и превращаясь в черный камень.

На данный момент ученые всё ещё не раскрыли тайну состава этого камня. Но существуют две основные версии: это либо кусок от вулканической породы, которая ещё не известная человечеству, либо – метеорит, который упал в Мекке. Такая загадочность привлекает не только верующих, но и множество туристов.

Такая необычная достопримечательность всегда вызывала интерес у народа. У черного камня в Каабе есть такая история. Когда храм нуждался в ремонте, племенные семьи курайшитов хотели разобрать камень на кусочки и перенести его. Это привело к ожесточенному спору. Но Мухаммад (с.а.в.) принял верное решение и исправил положение. Он постелил на землю свой плащ, завернул в него камень. А каждый старейшина древнейших родов должен был взять за край плащ и перенести камень таким образом на другое место.

Теперь в это священное место верующие совершают паломничество, называемое хаджем. Там все мусульмане должны семь раз обойти вокруг Каабы. Он обозначает гармонию и подчинение всего живого одной системе, которая воплощена в Господе.

Что такое Чёрный Камень в Мекке?

Черный Камень – это черный, блестящий и благословенный яхонт 18-19 см в диаметре, который был установлен Ибрахимом (а.с.) в угол Каабы во время ее строительства для обозначения места, откуда надо начинать таваф.

Посланник Аллаха сказал: «Черный Камень был белым яхонтом из Рая. Он почернел от грехов неверующих. В Судный день он станет подобен горе Ухуд, и будет свидетельствовать за тех людей, которые приветствовали его и целовали».[6]

Из трех копий клятвы, которую мы дали Аллаху в мире душ, одна находится в Лавх аль-Махфуз (Хранимой Скрижали), другая — в Черном Камне, а третья — в нашем сердце. При приветствии Черного Камня наше намерение должно быть следующим: «Господи! Я соединяю клятву в моем сердце с клятвой внутри Черного Камня и обновляю свой иман».

Приветствие Черного Камня является сунной в начале каждого шавта при тавафе, а также в начале са’я.

Черный Камень, являющийся довольно крупным райским яхонтом, был низвергнут из Рая вместе с Адамом (а.с.) и помещен в Каабе. Во время потопа он хранился на горе Абу Кубайс, а когда Ибрахим (а.с.) построил Каабу, он был помещен на то место, где находится сейчас.

Султан Мурат Хан IV собрал Черный Камень, расколовшийся на 12 частей, залил свинцом и поместил в серебряную оправу[7].

Согласно четырем мазхабам, целование Черного Камня (без причинения другим и себе неудобств) является сунной, а непричинение неудобств — ваджибом.

Про черный камень в Каабе

Черный камень Каабы

Каждый хаджи видел священную Каабу в «Аль-Хараме», где паломники совершают таваф. Каабу, покрытую кисвой, некоторые мусульмане воспринимают как огромный камень. На самом деле Кааба сооружение, воздвигнутое человеком. В одном из уголков Каабы есть очень почитаемый Черный камень. «Аль-хаджар аль-асвад» — так называют его мусульмане, установлен в «йеменском углу» Каабы, в 1,5 м от земли. Видимая человеческому глазу его часть небольшая — 16,5 × 20 см. В серебряной оправе скреплено 7-8 частей красно-черного цвета. Чтобы получить благодать Всевышнего, хаджии целуют камень, прикасаются лбами, гладят. Из-за многократных прикосновений поверхность камня стала похожей на небольшую ямку. Поцеловать черный камень – это сунна, но это деяние должно иметь рамки, прежде всего в сердце мусульманина, и оно не должно подталкивать мусульман к ширку. Мы все поклоняемся только одному Аллаху.

Камень счастья, как еще называют его арабы, самый почитаемый камень на свете. И угол Каабы, в котором он установлен, является наилучшим и достойным местом — «Рукн аль-Хаджар аль-Асвад».

Как его поместили в Каабу

Каабу построил Пророк Адам (мир ему). Так утверждают алимы Саид ибн аль-Мусайиб, ибн аль-Джавз и ибн Хаджар аль-Аскалани. Некоторые алимы считают, что Кааба воздвигнута Пророком Ибрагимом (мир ему).

Первое утверждение, более достоверно, потому что Всевышний в Коране говорит:

(смысл) «И мы доверили Ибрахиму и Исмаилу (сыну Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклоняются люди помимо Аллаха) Мой дом (то есть Кааба) (Сура Аль Бакара, 125) ».

Это подтверждает мнение о том, что до появления на свет Пророка Ибрахима (мир ему) священное сооружение уже была воздвигнута, а во время Всемирного потопа была вознесена, Черный камень спрятан на горе Абу Кубайс.

Пророк Ибрахим (мир ему) после восстановления заметил, что отсутствует камень, который определяет начало круга при тавафе. Вдруг в это время со стороны горы послышался голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» и гора раскрылась. Передают, что Джибриль (мир ему) принес пророку Ибрахиму (мир ему) камень, и это означало завершение восстановления святыни.

Как известно, камень был белым, но из-за греховности мусульман почернел. Пророк Мухаммад (с.г.в.) изрек:

«Черный камень был послан из рая, будучи очень белым, и стал черным из-за человеческих грехов» (ат-Тирмизий).

В течение времени некоторые племена старались украсть кусочек Рая, а были и такие, которые хотели присвоить его. Это и не удивительно, потому что все знали, что тот, кто приобретет камень, будет иметь признание и уважение.

Когда из-за проливных дождей была разрушена Кааба, возникла необходимость ее восстановления. После демонтажа фундамента и удаления из него Черного камня строители снова начали выкладывать стены. Когда настало время вернуть кусочек Рая на место, между курайшитами разгорелись споры о том, кто имеет право это сделать. Каждая аристократическая семья хотела принять участие в столь значительном событии и взять на себя выполнение этой почетной обязанности. Курайшиты спорили пять дней, никто не хотел уступать и перепалка грозила перерасти в кровопролитие.

Старейший курайшит Абу Умайя ибн аль-Мугир сказал: «Пусть тот, кто входит первым, осудит вас». Все согласились с этим утверждением, начали смотреть на дверь и увидели, что Мухаммад ибн Абдулла (с.г.в.) входит в мечеть. Когда ему объяснили суть дела, он расстелил свое пальто на полу и поставил на него Черный камень. Потом по его просьбе вождь каждого племени поднял края мантии, чтобы поднять ее вместе. Затем Пророк (с.г.в.) взял в руки Черный камень и закрепил его в стене святыни.

С этого угла, в который установлен Черный камень, начинается отсчет тавафа. Каждый паломник стремиться прикоснуться к Камню, как это делал Пророк Мухаммад (с.г.в.) В Судный День Чёрный камень превратиться в ангела и будет свидетельствовать за всех, кто прикасался к нему с почтением и чистой душой ради Аллаха.

Величавость частицы Рая

Это благородный камень, привезенный из Рая, каждый паломник может увидеть воочию и к которому может прикоснуться. В дополнение к этому факту, есть выражение Пророка Мухаммада (с.г.в.) о его благородстве. Хадис:

«Чёрный камень – это камень из Рая» (ат-Тирмизий, достоверный хадис).

Неожиданные итоги

Некий англичанин, узнав, что это камень с Рая, решил в этом удостовериться. Выучив арабский язык, приехал в Мекку и с помощью пинцетов выхватил мелкие частицы камня и отдал на проверку. Результаты проверки поразили британца. И он произнес шахаду, принял ислам. Достоверно было установлено, что этот камень не имеет аналогов на земле. Британец не был мусульманином, у него не было никакого мотива лгать в пользу Ислама. Немусульманину очень трудно принять другую религию. Для неожиданного поступка должны быть весьма убедительные факты, и Всевышний открыл любознательному англичанину обоснованные факты и тем самым наставил его на путь Истины.

Поцеловать кусочек Рая

Целовать Черный камень – это значить расцеловать кусочек рая.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) изрек:

«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его» (цитата из труда «Сахих» Ибн Хузайма).

Кража тысячелетия

Сегодня черный камень установлен в серебряную оправу. Раньше он был цельным и твердым и не было необходимости в этой подпорке. Сектанты курмутиды во время кражи раскололи черный камень.

Курмутиды, которые считаются ответвлением секты исмаилитов, сформировали государство на землях Бахрейна под началом Абу Саида Хасана бин Абхрама аль-Джаннаби. В 923 (310 по хиджре) году власть перешла его брату Абу Тахир аль-Джаннаби. При нем сектантское государство начало расширяться и завоевывать территории соседних стран.

Они хотели завоевать хадж. Абу Тахир аль-Джаннаби хотел сделать масджид ад-Дирар ,столичную мечеть, центром паломничества.

Сектанты нападали на колонны хаджиев, идущих в Ясриб, грабили их и угоняли в рабство. Но желающих совершить хадж меньше не стало. И главарь сектантов в 930 (318 по хиджре) году решил завоевать Каабу и присвоить Чёрный камень.

Похищение

Мекканцы не хотели пускать в город Абу Тахир аль-Джаннаби и прибывших с ним сектантов, но их главарь поклялся, что пришёл с миром. И в первый же день хаджа нарушил свою клятву. Карматы напали на город, ворвались в Запретную мечеть, устроили в Священной мечети резню. Убили 30000 мусульман! Убивали с насмешкой, читая строки Корана. Каабу разграбили и разрушили. Сектанты выдернули Чёрный камень, разбили на куски и увезли. В колодец Зам-зам сбросили убитых хаджиев, осквернив тем самым еще одну святыню. Вся территория Священной мечети и в округе была залита кровью. Разрушили и разграбили дома мекканцев, а горожан угнали в рабство.

Кусочки Чёрного камня главарь сектантов установил в главной мечети столицы.

Ужасный конец главаря

Столица карматов не стала центром исламского мира, потому что святыню мусульман охраняет Сам Всевышний. Главаря карматов Абу Тахира аль-Джаннаби постигла суровая кара — в его теле завелись паразиты, которые медленно пожирали его плоть. Он умер в ужасных муках в назидание остальным.

Возвращение кусочки Рая

Не скоро Черный камень вернулся на свое место. 23 года Кааба стояла осиротевшей — без Черного камня. Мекканские купцы выплатили большой выкуп за Черный камень. Но камень вернули в виде осколков. Утверждается, что не все осколки вернули. Семь частей камня соединили и скрепили в серебряной оправе. В таком виде мы можем сегодня лицезреть Чёрный камень в восточном углу Каабы.

Главная мусульманская святыня Кааба. Справка

Мекка, Саудовская Аравия

Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров.

Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две – по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.

В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *