Донецкий монастырь в москве где находится
Перейти к содержимому

Донецкий монастырь в москве где находится

  • автор:

О монастыре

В конце июня 1591 года в Москву пришла весть о том, что хан Казы-Гирей со своим войском идёт на столицу. Когда хан был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович приказал совершить Крестный ход вокруг города с Донской иконой Божией матери и поставить ее в стане русского войска в палаточную церковь, которую освятили в честь преподобного Сергия Радонежского. Всю ночь царь молился перед Донской иконой для избавления Москвы от вражеского войска. Во время бессонной ночи, которую провёл царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но крупный бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен по указу Фёдора Иоанновича в 1593 году на так называемом «Диком поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Собор воздвигли именно там, где стояла походная церковь с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Икону Богородицы в 1380 году казаки подарили Дмитрию Иоанновичу за победу в Куликовской битве. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с иконы был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

О монастыре

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный «трапезным», а после возведения Большого собора стал именоваться — Малым. Учитывая высокое качество архитектуры и уникальность этого храма, возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь (возможно принимал участие), который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля.

В период Смуты, в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андреевскому монастырю. С начала XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича обитель начала возрождаться.

Монастырь становится «богомольем царей»: сюда совершались Крестные ходы, в которых принимали участие Государи. Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, ныне именуемого Большим собором. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

О монастыре

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеретинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году, по указу Святейшего Синода, обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам этого не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

О монастыре

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря. В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно. Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провёл большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской властью после Октябрьской революции 1917 года.

Почти до самой своей смерти, последовавшей 7 апреля 1925 года, Патриарх находился в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР, учрежденной в 1931 году.

О монастыре

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. Были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь. В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году.

О монастыре

В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафодор (Маркевич). С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма. На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Донской ставропигиальный
мужской монастырь

Требы

В Донском монастыре совершаются Таинства Крещения, Венчания, Причащения и Соборования на дому, а также требы – частные молитвенные последования освящения дома, машины и Чина отпевания.В связи с тем, что братия монастыря несет монастырские послушания и живет по монастырскому Уставу, время и место совершения Таинств в каждом случае индивидуально оговариваются со священником.

Адрес

Донской ставропигиальный мужской монастырь
Донская площадь, 1-3,
г. Москва, Россия, 115419

Донской монастырь

Одним из самых старинных и почитаемых религиозных православных святынь Москвы является Донской монастырь. Его заложил еще в 1591 году крепко верующий царь Феодор Иоаннович.

Донской монастырь

Монастырь был выстроен на старинном Калужском шляхе в честь необъяснимого избавления Москвы от разрушения ханом Казы-Гиреем. На этом месте был стан русского войска, приготовившегося грудью стать на защиту Москвы против превосходящих по численности татарских орд. Когда войско хана уже было недалеко от столицы, набожный царь приказал свершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг крепостных стен, окружавших в те времена Москву. После этого святыню разместили посередине русского войска в маленькой походной церкви. К тому времени эта икона уже имела громкую славу. Она была еще в 1380 году с князем Димитрием и его воинами во время битвы на Куликовом поле. Тогда русичи одержали победу, а икона, осенявшая их ратный подвиг, стала называться Донской и почитаться как защитница Руси.

Считается, что не только мужество русских воинов, их беззаветная храбрость, упорство и воинская смекалка, но и чудесная икона помогли 4 июля 1591 года отбросить захватчиков от стен Москвы, но бой продолжался. Русские воины готовы были биться с врагом и, если нужно, умереть на следующий день. Но утром 5 июля они с удивлением обнаружили, что войска Казы-Гирея бежали, бросив все свое походное имущество. Это посчитали чудом и ответом Божественных сил на молитвы, так как нападавших было больше. В благодарность за услышанную молитву царь основал Донской монастырь, куда и поместили икону-заступницу.

Донской монастырь

Тернистый путь

Проходили годы и столетия, жизнь Донского монастыря менялась. Был он и в почете, и в опале после революционных событий 1917 года. В 1927 году здесь заработал первый в России крематорий. В 1934 году на территории монастыря открыли музей русской архитектуры. Сюда со всей страны свозили фрагменты памятников старины, чтобы сохранить их для потомков, среди них было много христианских реликвий. Здесь была тайно крещена дочь Сталина Светлана.

В девяностых годах Донской монастырь государство наконец-то вернуло православной церкви, а злоумышленники сожгли Малый собор. Но нет худа без добра: во время раскопок на месте пожарища было найдено скрытое захоронение патриарха Тихона, который за свою крепкую веру и благочестивые подвиги был причастен к лику святых. А его мощи сейчас мирно покоятся в Большом соборе.

Современность

При входе в Донской монастырь прихожан встречает танк с названием Дмитрий Донской, пушка и БТР. Эта боевая техника была выпущена на деньги священников и их прихожан во время войны с фашистской Германией. После окончания войны уцелевшая техника была направлена в монастырь, в качестве памятников.

Донской монастырь

В наше время Донской монастырь опять один из самых почитаемых и известных среди истинных верующих. А с точки зрения туриста можно сказать, что это самый красивый и интересный монастырь Москвы. Словно и не коснулось его подворья разрушительное время – тут очень уютно и зелено. Хотя теперь монастырь оказался в черте разросшегося города, но за стенами почти не слышно городского шума. Тут можно с легкой душой гулять среди старинных надгробий, размышлять о жизни, читать литературу, смотреть на горельефы храма Христа Спасителя.

Донской монастырь

Среди мощных монастырских стен когда-то нашли свой последний приют многие знаменитые деятели России, похороненные в старинном некрополе, среди них Жуковский, Деникин и Солженицын. Величественно смотрится главный собор монастыря. Красив и спокоен монастырский сад, особенно весной, когда в нем цветут яблони. Многочисленные тропинки пустынны и ухожены, деревья и цветы радуют глаз.

Весь облик и судьба Донского монастыря внушает трепет и волнует сердца не только православных, но и представителей других религий, и атеистов. Такая атмосфера высокой духовности связана с тем, что в этом монастыре запечатлелись самые светлые и самые мрачные страницы русской истории. Это прекрасное место для светлого умиротворения. Чувствуется, что высокие и толстые монастырские стены способны обезопасить душу от суетливого внешнего мира.

Видео:

Просветительский онлайн-проект «Путешествуем по святым местам». Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

Главный стан русского воинства, защищавшего столицу, располагался между Серпуховской и Калужской дорогами. В центре его возвышалась походная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В этом храме пребывала Донская икона Божией Матери, овеянная древними преданиями, связанными с победой на Куликовом поле. 4 июля произошло первое столкновение с противником. Врага удалось отбросить, но опасность не миновала. Гирей стоял у стен Москвы. В тот день царь Федор Иоаннович сказал одному из приближенных, что ночью «поганые» побегут от русской столицы. И действительно, на рассвете Казы-Гирей бежал, бросив обозы и награбленную добычу. В память о чудесном событии государь основал монастырь.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий. С 1934 года и до 1950-х годов в нем кремировали расстрелянных репрессированных.

Значительную часть монастыря занимает некрополь, который возник здесь в конце XVII века. Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. Здесь покоятся многие выдающиеся деятели русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства. До наших дней сохранились белокаменные плиты, барочные саркофаги, пирамиды, жертвенники, гранитные колонны, вазы, урны, архитектурно-декоративные композиции в виде ротонд, беседок и часовен, скульптурные фигуры ангелов и плакальщиц.

Здесь нашли пристанище представители известных дворянских фамилий: Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Нарышкины. Похоронены Иван Шмелев и Александр Солженицын, Фаина Раневская и Майя Кристалинская. О значении некрополя Донского монастыря свидетельствует завещание императрицы Екатерины Великой. В нем она указывала, что, если умрет в Москве, похоронить ее следует в Донском монастыре.

Донской монастырь – величественный архитектурный ансамбль из 12 храмов. Обитель, окруженная мощной узорчатой стеной с навесными бойницами в верхней части и 12 башнями, похожа на древнерусскую крепость. Монастырские стены построены в форме правильного квадрата с завершением из белого камня.

В центре монастырской территории – Большой собор, прекрасный и величественный. Возведенный через сто лет после Малого на пожертвования прихожан царской фамилии и городской знати, храм напоминает распустившийся цветок. Пять позолоченных глав наверху – большая в центре и четыре вокруг – поставлены по сторонам света. К двухъярусной арочной галерее, окружающей по периметру храм, с трех сторон примыкают лестницы паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках. Вход и пол Большого собора выложен на пожертвования купца Замятин в 1752 году чугунными плитами, украшенными орнаментом.

Малый собор, возведенный в 1591 году и освященный в честь Донской иконы Божьей Матери, – первая каменная постройка на территории монастыря. В первоначальном виде – квадратное здание с тремя округлыми аспидами. Объем собора завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом.

На территории монастыря располагаются церкви-усыпальницы: Архангела Михаила (князей Голицыных), Александра Свирского (графов Зубовых), Иоанна Лествичника (Терещенко), церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины (Первушиных).

Надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери – четырехъярусная церковь. Здесь молился патриарх Тихон во время заточения. Около паперти – чугунная кованая решетка начала XVIII века и иконостас 1782 года.

Главной святыней мужской обители считают Донскую икону Божией Матери (XVI век), которая была написана знаменитым русским изографом Феофаном Греком. Почитаемый верующими образ постоянно находится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год его привозят в стены обители. В Большом монастырском соборе стоит рака, где покоятся мощи патриарха Тихона.

Посетите это святое место, полюбуйтесь старинной архитектурой обители и ощутите дух давно ушедшей России.

Любовь Кузнецова,
главный библиотекарь универсального читального зала

Литература:

Донской монастырь // Великие чудодейственные места России / [О. В. Белоусова, С. А. Шимкович]. – Москва : Эксмо, 2014. – С. 14–21.

Донской ставропигиальный мужской монастырь // Великие монастыри : 100 святынь православия / [сост. И. А. Мудрова]. – Москва : Центрполиграф, 2010. – С. 38–43.

Сайты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *