Федор осипович шехтель что посмотреть
Перейти к содержимому

Федор осипович шехтель что посмотреть

  • автор:

Шехтель Федор Осипович

Федор Осипович Шехтель — величайший русский архитектор рубежа 19 и 20 столетия, кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, работал в разных архитектурных стилях и гармонично сочетал их. Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления которого воплотил в своих сооружениях. Многие из памятников архитектуры созданные Шехтелем в Москве вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий, и многие из них сохранились до наших дней.

Шехтель Федор Осипович ( Франц-Альберт) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в Саратов. В феврале 1867 года умерли отец и дядя Федора, семья осталась без средств к существованию. Дарье Карловне, матери Федора, в 1868 году пришлось одного младшего сына отдать в другую семью, а второй сын был отправлен на учебу. Оставшиеся пять детей вместе с Федором получали образование на дому. В 1871 году, после сдачи вступительных экзаменов, Федор был зачислен во второй класс первой мужской гимназии. Способности он проявил только в рисовании и черчении, овладевая этим мастерством под руководством Андрея Сергеевича Година (учеником которого на пять лет раньше был Михаил Врубель).

В 1873 году Федор был определен в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии, которая в то время находилась в Саратове, а в 1875 году окончил учебу. Дарья Карловна с детьми переехала в Москву, где стала экономкой в доме знатного купца Павла Третьякова, обладавшего уникальной коллекцией произведений искусства. Дом Третьякова являлся центром художественной жизни столицы, именно в этом доме Федор общался со знаменитыми художниками и архитекторами. Не последнюю роль в выборе профессии Шехтеля сыграл крупный архитектор А.С. Каменский, в мастерской которого он работал еще до училища.

В 1875 году Федор осуществил свою мечту и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но нужда не давала все время уделять учебе, приходилось перебиваться случайными заработками. В 1878 году он был вынужден уйти из училища, из-за плохой посещаемости, не окончив третьего курса. В результате будущий гений архитектуры остался без диплома архитектора. Тогда Шехтель занялся оформлением и иллюстрированием книг и журналов, рисованием виньеток, дизайном театральных афиш. Вместе со своим другом Н.П. Чеховым, братом знаменитого писателя А.П. Чехова, Шехтель писал иконы и эскизы церковных росписей, принимал участие в оформлении коронационных торжеств (1883 и 1896 г.г.).

В период 1880-1890 г.г., карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана с театром. Ведущую роль в его творчестве играло театрально –декоративное искусство. Он был талантливым художником, создавал костюмы, декорации. Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр), непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ. Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского (народный театр «Скоморох»), который начинал свою карьеру в Саратове.

Федор Осипович являлся участником и исполнителем режиссерских идей Лентовского. Работа в театре вплотную переплелась с архитектурой. Самой крупной работой стал открытый театр «Антей» построенный (1883-1886) по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле в Москве. Для Лентовского по проектам Шехтеля сооружались в парках галереи, театры, открытые эстрады, павильоны. В Петербурге для него Шехтель построил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть».

В 1894 году, чтобы иметь право производства строительных работ и возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни и даже бани, создавал уникальные интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.

В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17. Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, с зубцами на стенах, напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским архитектором. Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и «вылетела Маргарита». В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.

Большой вклад в развитие архитектуры Федор Осипович внес и как талантливый педагог, который с 1896 года преподавал композицию в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1889 году Федор Осипович построил свой первый дом на Петербургском шоссе 20, после женитьбы на Наталье Тимофеевне Жегиной, а позднее продал его главе Театральной дирекции Всеволожскому. В 1896 году в Ермолаевском переулке Шехтель построил себе особняк в романском стиле, в виде небольшого замка с гранеными башнями. Над входом были выложены золотистой мозаикой дата постройки «96», инициалы жены «S» «N» и ирисы.

За участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награжден серебряной медалью. На Международной выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы в стиле модерн четыре павильона русского отдела. Особенно красив был главный павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой и башенками. А над входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.

Одним из лучших проектов Шехтеля считается проект особняка московского миллионера С.П. Рябушинского, созданный им в 1900 году в национально-романтическом стиле модерн. Замечательный светлый особняк со спиралевидными и криволинейными линиями, с кубовидным объемом здания, большими окнами и уникальным интерьером, расположенный на углу Спиридоновки и Малой Никитской, притягивает к себе взгляд и восхищает своей неповторимостью. Произведением искусства была каждая деталь этого дома. Эта работа принесла Шехтелю подлинное признание, и он стал самым востребованным архитектором. С 1931 года в нем проживал Максим Горький, в настоящее время особняк стал мемориальным домом — музеем Горького и открыт для посещения. Сохранился почти весь уникальный интерьер. Очаровательный особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, происходившей из семьи староверов, Шехтель построил в1901-1902 году в Кропоткинском переулке. Композиция здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали, присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка, растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный металл придают особняку особый «шехтелевский» стиль.

В 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ). Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка выполнена в серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой — символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П. Чехова. Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.

В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего. С 1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А. Коровиным.

Павильоны в стиле модерн построенные в Глазго нашли свое отображение и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала. Главная роль в форме здания отведена композиции ассиметричных башенных объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками, металлические решетки явно видятся черты средневекового замка. Обращают на себя внимание и панно, а также фронтон над входом в вестибюль, в нише которого расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец – это герб Москвы, Святой Михаил Архангел – Архангельска, а медведь с секирой — Ярославля, все это черты русского Севера. В результате уникального архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О. Шехтеля Ярославский вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является украшением столицы и в наше время.

С 1906-1922 год был председателем Московского архитектурного общества. С 1908 года состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Был почетным членом Общества британских архитекторов и архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина и Парижа.

Не менее талантлив Шехтель был и как церковный зодчий творивший как для христиан, так и для старообрядцев и лютеран. В Москве, на углу 1-й Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека, им была построена Никольская часовня в память о дне бракосочетания государя Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. До нашего времени эта постройка не сохранилась. В Москве Шехтель строил домовые храмы, усыпальницы, надгробия, но многие его проекты так и не были осуществлены.

Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики на Большой Садовой, 4. Гармония в планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в которой работал знаменитый архитектор. У Федора Осиповича Шехтеля с Натальей Тимофеевной было трое детей. Сын Лев стал живописцем и теоретиком искусств, дочь Вера художником оформителем, а Екатерина занималась воспитанием племянников и их детей. В 1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя Федор. Революцию 1917 года Шехтель принял, искренне пытался адаптироваться в новой жизни, но началась Гражданская война и строительство практически прекратилось. В 1918 году особняк на Большой Садовой 4 был национализирован и Шехтель начал скитаться по разным квартирам. При этом он занимал высокие посты, был председателем Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. Был членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Хотя в 1920-х годах строительство и стало восстанавливаться, архитектурный стиль нового времени Шехтель принять не мог. Из всех созданных им проектов, строился в 1923 году только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду. Хотя Шехтель создавал новые проекты: Мавзолея Ленина (1924), Днепрогэса (1925), Болшевского оптического завода и другие, все они были отклонены.

Гениального архитектора и профессора прославившего Россию за рубежом, Ф.О. Шехтеля, который спроектировал и построил более 80 сооружений в Москве и по всей стране, человека, который принес много пользы стране и после революции 1917 года, ожидала унизительная старость. Назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало даже на лекарства, тыжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете. Шехтель тяжело заболел и уже не вставал. Последние годы прожил в коммуналке у своей дочери Веры (Малая Дмитровка 25).

Умер Федор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Работы Шехтеля в Москве

1889 г. – Первый собственный дом на Петербургском шоссе 20, Москва (не сохранился)
1890-1902 г.г. – Никольская часовня в память о дне бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Федоровны во имя Николая Чудотворца при храме Василия Кесарийского на углу 1-ой Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека (не сохранилась)
1894-1898 г.г. – Особняк Морозова на Спиридоновке, 17
1895 г. – Дом Храма усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Черниговском пер, 2
1896 г. – Мраморный иконостас Храма усекновения главы Иоанна
Предтечи под Бором в Черниговском пер, 2
1896 г. — Собственный особняк О.Ф. Шехтеля в Ермолаевском переулке 28, при участии А.Д. Адамовича
1898 г. – Особняк М.В. Малич ул. Садовая-Самотечная, 6 (в 1905 г перестроен)
1898 г. – Торговый дом товарищества М.С. Кузнецова, ул. Мясницкая, 8/2
1899 г. — Спасская церковь в Иваново- Вознесенске, контролировал строительство архитектор П.Г.Беген (не сохранилась)
1899 г. – Конторские помещения Торгового дома В.Ф. Аршинов и Кo, Старопанский пер., 5
1899 г. – Торговый дом В.В. Аршинова, ул. Большая Ордынка 32
1895-1897 г.г. — Особняк Кузнецовой на проспекте Мира 43
1897- 1907 г.г. – Церковь Преподобного Пимена Великого (Живоначальной Троицы). Нововоротниковский пер., 3
1900-1902 г.г. – Особняк С.П. Рябушинского, ул. Малая Никитская, 6/2
1900 г. — Типография А.А. Левенсона. Трехпрудный переулок, 9
1901 г. – Перестройка особняка А.А. Левенсона, Пречистинская набережная, 35
1901-1902 г.г. – Особняк А.И.Дерожинской. Кропоткинский пер. 13
1901 г. – Дом Московского общества страхования от огня и гостиница Боярский двор. Старая площадь, 8
1901 г. – Доходное владение Н.С. Кана. Садовая-Кудринская, 2/62/36 первое и второе строение
1902 г. – с марта по октябрь перестройка Московского Художественного театра Камергерский пер., 3
1902-1904 г.г. – Ярославский вокзал. Комсомольская площадь 5 ( в
1906-1907 построено новое здание вокзала, в три раза больше) 1903-1904 г.г. – Банк Товарищества мануфактур П.М.Рябушинского на Биржевой площади
1904-1906 г.г. – Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища ул. Мясницкая, 24
1905 г. – Дом А.И. Аршиновой, В.В. Аршинова Старомонетный переулок, 31
1905-1907 г.г. – Дом причта при Старообрядческом храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Турчанинов переулок, 4 (перестроена в 1911 г. )
1907-1909 г.г. – Типография Утро России П.П. Рябушинского в Большом Путинковском переулке, 3
1908 г. – Торговый дом И.М. Гальперина. Пятницкая, 13 (магазин Крестовникова)
1909 г. – Собственный особняк Ф.О. Шехтеля с флигелем-мастерской. Большая Садовая, 4
1909-1911 г.г. – Торговый дом Купеческого общества в Малом Черкасском пер., 2/6
1909-1914 г.г. – Ансамбль больницы Г.А.З ахарьина. Куркинское шоссе, 29, совместно с И.Э. Грабарем
1912 г. – Перестройка кинотеатра Художественный на Арбатской площади, 14
1913 г. – Особняк И.И. Миндовской. Вспольный пер., 9
1914-1915 г.г. – Выставочное здание и Электротеатр. Камергерский пер., 3а (с 1924 школа-студия МХАТ)
1923 г. – Павильон Туркестана на Всероссийской Сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду

Работы Шехтеля в других городах

1883-1889 г.г. – Усадьба Кирицы С.П. фон Девиза Рязанская область, Спасский район
1883-1889 г.г. – Усадьба Соха П.П. фон Дервиса Рязанская область, Старожиловский район
1883-1889 г.г. – Усадьба Старожилово дом управляющего Ф.П.Фон Бергольца в имении П.П. фон Дервиса пос. Старожилово, Рязанская область
1887 г. – Часовня Михайловской церкви (не сохранилась) г.Таганрог
1888 г. – Дом А.А.Шилова Пруссы Коломенский район, Московская область
1888-1890 г.г. – Дом Локалова село Великое, Ярославская, 14, Гавроло-Ямский район, Ярославская область
1888 г. – Дом Иродова село Великое Гаврилов-Ямский район, Ярославской области
1900 г. – Особняк П.М. Мальцева г. Балаково, Коммунистическая, 5
1906-1912 г.г. – Храм во имя Пресвятой Троицы г. Балаково, ул. Ленина, 1
1908 г. – Здание Зимнего театра г. Краснодар, ул.Красная, 55, совместно с А.А.Козловым
1909-1913 г.г. – Особняк В.М. Сурошникова г. Самара, ул. Пионерская, 22
1911-1912 г.г. – Дом Рукавишниковых г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 39а
1912 г. – Особняк Рейнеке г. Саратов, ул. Соборная, 22
1912 г. – Особняк Е.И.Шаронова г. Таганрог, ул. Фрунзе, 80
1913-1916 г.г. – Банк Рукавишниковых г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, 23
1914 г. – Библиотека им. А.П.Чехова г. Таганрог, ул. Петровская, 92

1859 г. — родился 26 июля в Петербурге
1871 г. – зачислен во второй класс Мужской гимназии в г. Саратове (учился не больше года)
1865 г. – семья переехала в Саратов
1873-1875 г.г. – училище при Тираспольской римско-католической гимназии (г.Саратов)
1875-1878 г.г. – обучался в училище живописи, ваяния и зодчества,( отчислен за плохую посещаемость)
1880-1890 г.г. – работал в театре с художником К.Ф. Вальцем (Большой театр) и с антрепренером М.В. Лентовским (народный театр “Скоморох”)
1894 г. – получил диплом техника-строителя
1896 г. – преподавал композицию в Строгановском художественно- промышленном училище
1899 г .– один из основателей Московского литературного кружка
1900 г. – за участие во Всемирной выставке в Париже награжден серебряной медалью
1901 г. — на Международной выставке в Глазго построил четыре павильона Русского отдела
1901г. – удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга
1902-1903 г.г. – участник выставки Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля в Москве
1906-1922 г.г. – председатель Московского архитектурного общества (МАО)
1908 г. – член комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почетный член общества британских архитекторов и архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина и Парижа
1914 г. – принял православие, при крещении дано имя Федор
1921-1923 г.г. – председатель Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе
7 июля 1926 г. – умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Главные здания Фёдора Шехтеля в Москве

Главные здания Фёдора Шехтеля в Москве

10 сказочных особняков одного из самых выдающихся архитекторов эпохи модерн

Если случайным прохожим на улице назвать с десяток знаменитых архитекторов, фамилия Шехтеля будет знакома большинству. А кто-нибудь наверняка скажет, что Фёдор Шехтель — великий архитектор, прославивший русский модерн. Рассказываем о десяти его главных творениях в столице, включая его собственные дома в районе Патриарших прудов.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Елена Не только водит экскурсии, но и придумывает городские квесты. Поэтому часто предлагает путешественникам разгадывать Москву.

Татьяна Знакомит с городом не только через архитектуру, но и через судьбы людей, живших в Москве.

Интересно, что Фёдором Осиповичем Шехтель становится лишь в 56 лет при переходе из католичества в православие. До этого во всех документах он значился под именем Франц-Альберт Шехтель.

Москва, 1875 год. Слева направо: Мария, Франц-Альберт (Фёдор), Доротея (Дарья) и Осип Шехтели • 1886 год. Ф. О. Шехтель. Фотография, подаренная А. П. Чехову • 1910-е годы. Ф. О. Шехтель в своём доме на Большой Садовой

Такая же запутанная история со званием архитектора. Удивительно, но тот, чьё имя неразрывно связано с архитектурой, не получил диплома в этой области. Через три года учёбы в профильном заведении он был отчислен за прогулы. В качестве причины всплывает болезнь матери. Однако, скорее всего, дело просто в молодости и весёлой компании друзей. Чтобы понять степень близости, можно почитать переписку Шехтеля с его другом А. П. Чеховым. Как они любили обсудить любовные похождения третьего участника их братства — художника И. И. Левитана.

Умный дом

Помимо красоты и эстетики, Шехтель думал ещё и о комфорте жильцов. Поэтому он предусматривал для домов своих заказчиков систему парового отопления, стеклопакеты, лифты для подъёма блюд из кухни в столовую, электростанцию и вентиляцию.

Елена, гид в Москве

Не получив соответствующий диплом, Шехтель не имел права возводить здания в Москве. Однако это никак не влияло на количество работы: он иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши, проектировал дачи и дома за пределами и в самой столице, умудряясь обходить градостроительные законы. Так, в Москве сохранилось около 70 объектов, построенных или декорированных архитектором Фёдором Шехтелем.

Милый деспот

Фёдор Осипович был очень лёгким человеком в быту, но совершенно менялся, когда работал. Его категорически нельзя было беспокоить, даже звать к столу. Два раза в день под дверь кабинета он требовал ставить бифштекс с кровью.

Татьяна, гид в Москве

Большую часть зданий, над которыми работал архитектор, сегодня занимают посольства разных стран, поэтому внутренние интерьеры их видят разве что дипломаты. Но и у обычных людей есть шанс посетить их.

Особняк Зинаиды Морозовой

Адрес: улица Спиридоновка, 17

Это была первая серьёзная работа, после которой Москва заговорила об архитекторе Шехтеле. Заказчиком выступил Савва Морозов. Дом предназначался его жене Зинаиде в качестве подарка на годовщину свадьбы. У Шехтеля уже был опыт работы с Саввой Тимофеевичем, он построил для него дачу на реке Киржач, однако заказ подобного масштаба выполнял впервые. Справился мастерски, вся Москва съезжалась специально поглазеть на диковинную постройку.

Дизайн со смыслом

Морозовы были ткачами, поэтому этот мотив хлопковых коробочек присутствует во многих деталях дома, например, на перилах и в решётке на окнах. Для заказчиков Франц Осипович придумал даже специальные обои. В этом особняке хлопковые коробочки и золотой грифон изображены на синем фоне, а в другом особняке Морозовых, в Подсосенском переулке, на зелёном.

Татьяна, гид в Москве

Особняк на Спиридоновке интересен как снаружи, так и внутри. Внешне он напоминает английский замок: башенки, стрельчатые окна, мифологические животные, окна-розы выделяются на фасаде здания. Внутри готика смешана с более традиционными для России стилями: барокко, ампиром, классикой.

Интересно, что разрешение на строительство было выдано на имя архитектора И. С. Кузнецова, помощника Шехтеля. Таким образом он обошёл запрет на возведение зданий в черте города без диплома архитектора.

Удачным решением было привлечь к оформлению интерьеров тогда ещё неизвестного художника М. А. Врубеля, творчеству которого сегодня отведён целый зал в Третьяковской галерее. Для Малой гостиной он написал три панно «Времена дня», а для аванзала создал витраж «Рыцарь».

К сожалению, рассмотреть потолки в кабинете хозяина особняка, расписанные по эскизам Врубеля, или знаменитый «рыцарский камин» Шехтеля могут единицы, ведь сейчас в здании расположен Дом приёмов МИД.

Особняк Морозова

Адрес: Подсосенский переулок, 21

Первоначальный Дом в районе Чистых прудов для Викулы Морозова построил учитель Шехтеля, известный в Москве архитектор Д. Н. Чичагов. После смерти отца Алексей Морозов пригласил Фёдора Осиповича для перепланировки некоторых помещений.

В интерьерах снова эклектика — Египет, Рим, Греция, Древняя Русь, Франция всплывают при переходе из одной комнаты в другую. Самое большое впечатление производит двухэтажный кабинет в готическом стиле. Глаза разбегаются, не ясно, на что смотреть в первую очередь: на часы в форме готической башни, на камин с маской грешника или на фигуру загадочного гнома, расположившегося у подножия деревянной лестницы с раскрытой книгой в руках. А на стенах ещё и копии панно М. А. Врубеля на тему «Фауста».

Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

Адрес: Ермолаевский переулок, 28

Первый дом в Москве, построенный архитектором для собственной семьи, находился на Петербургском шоссе. После смерти 5-летнего сына Шехтель решает переехать. На гонорар от строительства особняка Зинаиды Морозовой Шехтель покупает участок в Ермолаевском переулке и строит там «избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Так Фёдор Осипович описал своё творение в письме к Антону Павловичу Чехову. Конечно, в постройке трудно рассмотреть избушку, речь идёт скорее о неприступном маленьком замке.

Печальный знак

Над входом в дом расположена мозаика, олицетворяющая цикл жизни на примере ириса: рождение, расцвет и увядание. Это отсылка к трагедии, которая произошла в семье. Во время строительства особняка Зинаиды Морозовой у Шехтелей умирает сын.

Елена, гид в Москве
Оптический обман

Особняк находится на очень маленьком участке земли, но из-за объёмов разной формы, создаётся ровно противоположное впечатление.

Татьяна, гид в Москве

У здания нет одного ярко выраженного фасада, оно одинаково колоритно смотрится со всех сторон. Здесь уже заметен переход Шехтеля от неоготики к модерну. На это намекает и кованая решётка с растительным орнаментом, и мозаичное панно с ирисами над входом в дом.

Сейчас в особняке находится резиденция посла Уругвая, поэтому рассматривать интерьеры приходится по фотографиям: дубовую резную лестницу, гипсовый камин с лепниной из лент и с фигурами сфинксов, химер и грифонов, латунные оригинальные дверные ручки, люстру, сделанную по эскизам самого архитектора.

Скоропечатня Левенсона

Адрес: Трёхпрудный переулок, 9

Следующая работа Шехтеля находится буквально в двух шагах от его собственного дома. В Трёхпрудном переулке он построил административное здание для типографии Левенсона. На главном фасаде уже знакомая симметрично-асимметричная композиция, разномастные окна, интересная облицовка чередующейся гладкой штукатурки с кирпичными вставками. На то время это была самая красивая типография Москвы, сделанная полностью в новом стиле модерн.

Главной доминантой внутреннего убранства является изящная каменная лестница в виде волны, взлетающей на второй этаж. Там, в одной из комнат внимание привлекает лепной потолок в виде завитков.

В здании бывшей типографии случаются временные выставки, тогда представляется возможность в деталях рассмотреть все шехтелевские задумки.

Особняк Рябушинского

Адрес: улица Малая Никитская, 6/2

Обязательная к посещению до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Москвы для любителей модерна Шехтеля. Попасть внутрь может каждый, сейчас здесь музей Горького.

В экстерьерах здания уже чётко прослеживается модерн — плавные, текучие линии, асимметрия, окна разной формы и размера, растительные мотивы.

Символичный дизайн

Дом визуально разделён и декорирован как два мира — подводный и земной, поэтому 33-ступенчатая лестница в виде волны символизирует переход из одного мира в другой.

Елена, гид в Москве
Архитектурные хитрости

В доме реализовано много приёмов, чтобы скрыть его объём и тайную молельню на последнем этаже. Например, форма и количество окон, которые ещё и расположены на разных уровнях, могут легко сбить вас с толку.

Татьяна, гид в Москве

Со стороны Малой Никитской кажется, что дом двухэтажный. Однако существует ещё тайный третий этаж со скрытой молельной. Рябушинские были старообрядцами, и до 1905 года их вера была вне закона.

В этом проекте Шехтель взял за основу морскую тему. Она считывается уже при приближении к кованой ограде в виде спирали и раскрывается при входе через роскошную мраморную лестницу, закрученную в виде волны. У её основания – лампа в виде медузы, которая при взгляде с верхнего этажа превращается в черепаху. Зеленоватые стены, дверные ручки в виде морских коньков, бегущая паркетная волна, собранная из дуба разных цветов, помогают создавать иллюзию подводного мира.

Особняк Дерожинской

Адрес: Кропоткинский переулок, 13

Ещё одна труднодоступная для осмотра работа архитектора. Двери резиденции посла Австралии открываются только в Дни культурного наследия.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на этот особняк в стиле модерн – огромное арочное окно на главном фасаде и оригинальная чугунная ограда. В интерьерах привычная роскошь и внимание к деталям. Фирменный шехтелевский камин здесь украшен двумя фигурами мужчины и женщины. Их размер поражает, это полтора человеческого роста. Композиционным центром холла ожидаемо становится лестница с фонарём у основания.

Фото: сайт мэра Москвы, сайт «Михаил Булгаков. Жизнь и творчество писателя»

В качестве художника для данного проекта Шехтель привлёк В. Э. Борисова-Мусатова. Однако из желания сэкономить владелица отказалась от идеи росписи стен в главном холле. Уже созданные эскизы долгое время хранились в Третьяковской галерее. Спустя век изначальная идея Фёдора Осиповича наконец была воплощена — во время реставрационных работ холл был расписан по эскизам Борисова-Мусатова.

Особняк Смирнова

Адрес: Тверской бульвар, 18

Водочный король России задал Шехтелю непростую задачу. Нужно было объединить 3 уже существующих здания усадьбы в центре Москвы и декорировать внутренние помещения, не меняя их планировку. Техническое задание повлияло на работу архитектора. Например, в просторной романской гостиной камин сделан не из мрамора, а из гипса. Дело в том, что размещён он над аркой, ведущей во внутренний двор, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы большой вес.

Инженерные инновации

Именно в этом особняке Шехтель создал специальные двойные рамы — предшественники наших стеклопакетов, чтобы зимой окна не замерзали. А ещё здесь он впервые применил точечное освещение, привычное нам сегодня.

Елена, гид в Москве

Фасад дома, выходящий на Тверской бульвар, украшен изящным балконом. Только попав внутрь, понимаешь, что выйти на него не получится, он находится на уровне пояса. Конечно, это не оплошность Шехтеля. Перестраивать особняк он не мог, а за годы жизни усадьбы культурный слой существенно вырос, и, если бы архитектор сделал балкон на уровне пола второго этажа, то прохожие просто задевали бы его головами.

МХТ им. А. П. Чехова

Адрес: Камергерский переулок, 3

К нашей радости, Фёдор Шехтель строил не только частные особняки, но и здания, предназначавшиеся для широкой публики. Например, он спроектировал и осуществил авторский надзор за строительством Нового Художественного театра. И теперь осмотреть интерьеры первого театра, построенного в стиле модерн, может каждый, стоит лишь купить билет на спектакль.

И снова новаторство

Для театра Шехтель придумал поворачивающийся круг для сцены и специальные карманы для декораций. А занавес здесь раздвигался, а не поднимался, как это было принято.

Елена, гид в Москве

В соседнем здании расположен музей МХАТ. Там расскажут, какую кропотливую работу проделал архитектор, сколько всего он придумал: светильники в фойе, ручки дверей, форму балкона. Он даже разработал специальный шрифт для театра! А ещё именно Шехтель поместил на занавес белую чайку, которая до сих пор остаётся эмблемой МХАТа. Удивительно, что подобный объём работ был выполнен им безвозмездно.

Ярославский вокзал

Адрес: Комсомольская площадь, 5

Заказ на перестройку вокзала поступил от Саввы Морозова. По сути, Шехтелю надо было добавить к уже существующей постройке лицевую часть с залом ожидания. Эту работу он исполнил филигранно.

Признание и слава

Ярославский вокзал — это не что иное, как доработанные русские павильоны, которые Шехтель представил на Международной выставке в Глазго. Тогда он получил за них серебряную медаль, мировую славу, а позже стал академиком архитектуры.

Елена, гид в Москве

Здание построено в неорусском стиле с элементами северного модерна. Фасады украшены врубелевскими майоликовыми панно и голубоватым фризом с растительным узором, выполненным в Абрамцевской мастерской Морозова по эскизам архитектора. Внутри от шехтелевских интерьеров остались лишь копии картин К. А. Коровина.

Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой

Адрес: Большая Садовая улица, 4

Шехтель возвёл его за рекордный срок — всего за 3 месяца. Возможно, поэтому он самый скромный и лаконичный. Вся обстановка была утрачена в 90-е годы, когда здание пришло в полный упадок, и жившие здесь бомжи отапливали помещения всем, что под руку попадалось. К сожалению, это место стало последним собственным владением семьи.

Поворотный момент

Этот дом стал совершенно новаторским в жизни архитектора. Именно тогда он понимает, что эпоха модерна завершена, и строит здание в совершенно другом стиле, первым из архитекторов возвращаясь к классическим формам. Позже они станут основой сталинского ампира.

Елена, гид в Москве

Фото: сайт Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству

Заключение

Изучая биографию Фёдора Осиповича Шехтеля, трудно поверить, что человек, чья архитектура поражала красотой, новизной, умер в нищете. Советская власть не давала работать тому, кто раньше обслуживал «буржуев». Шехтель ушёл из жизни в 66 лет от рака желудка и похоронен в родовой могиле на Ваганьковском кладбище.

Изучить более детально его архитектурное наследие в Москве можно не только самостоятельно, но и вместе с местными краеведами, гидами Tripster, которые обратят внимание на интересные детали и в подробностях помогут увидеть красоту шехтелевского модерна.

Легкомысленный гений: как Федор Шехтель изменил облик Москвы

Фантазия, плодовитость и легкость, с которой он придумывал свои шедевры, поражают. Как и полное пренебрежение канонами и стилистическими рамками. Без сомнения, это был самый яркий и одаренный русский зодчий начала XX века, а может быть, и за всю историю отечественной архитектуры. 7 августа исполняется 160 лет со дня рождения Федора Осиповича Шехтеля, и «Известия» не могли остаться в стороне от юбилея гениального творца.

Русский немец

Старина столичная
Самые старые и красивые места Москвы — от водного резервуара до царь-аптеки

Он был немцем по крови, но русским по духу. Родился в Петербурге, вырос в Саратове, а прославился в Москве. Федор Осипович любил первопрестольную, дышал ею, чувствовал этот город. Здесь он прожил всю сознательную жизнь, здесь же закончил свой земной путь. Семья Шехтелей происходила из поволжских немцев, живших в России со времен Екатерины Великой. Они сохранили веру предков и некоторые традиции, но русского в Шехтелях было гораздо больше, чем германского. Другое дело, мать будущего архитектора Доротея (Дарья) Карловна Гетлих — в ней немецкое начало чувствовалось куда отчетливее. Пять братьев Шехтелей владели крахмальным заводом и ткацкой фабрикой в Саратове, а также магазинами в Нижнем Новгороде, Красноярске, Москве и Петербурге. Старший, Франц, вел дела в Саратове, Осип представлял фирму в столичных городах. Оба брата-коммерсанта вели активную общественную деятельность и были не чужды искусству: так, Франц одновременно был учредителем саратовского коммерческого клуба, немецкого культурного общества и местного театра. По несчастному стечению обстоятельств и Франц, и Осип умерли еще очень молодыми людьми, после чего семейный бизнес быстро пришел в упадок. Имущество было распродано, а несчастная Доротея Карловна с шестью детьми осталась без средств к существованию.

Семья Шехтелей (слева направо): Мария, Федор (Франц-Альберт), Дарья Карловна, Осип. Москва, 1875

Семья Шехтелей (слева направо): Мария, Федор (Франц-Альберт), Дарья (Доротея) Карловна, Осип. Москва, 1875

Фото: commons.wikimedia.org

Судьба балерины

Что думают наследники известного советского скульптора о возвращении женской фигуры на крышу «дома под юбкой»

Семья вынуждена была переехать под опеку родственников покойного мужа в Саратов. Шефство над ними взял зять Франца, гласный саратовской городской думы и уважаемый купец Тимофей Жегин. Детям он оплатил учебу, а вскоре сумел найти работу и для самой Доротеи Карловны: в дом знаменитого московского промышленника Павла Михайловича Третьякова требовалась экономка, как говорилось в объявлении — «образованная педантичная дама, желательно из русских немцев, которая следила бы за домашним хозяйством и избегала общения с прислугой». Жегин, друживший с Третьяковым, составил протекцию своей родственнице, и она отправилась в Москву. Это обстоятельство впоследствии сыграет важную роль в судьбе Федора Шехтеля. А пока Франц-Альберт, а именно такое имя получил при рождении будущий великий зодчий, жил в доме Жегиных, учился в гимназии и подготовительном училище. Отношения в семье были прекрасные, и бедным родственником он себя не чувствовал, о чем писал впоследствии. Хотя, конечно, детство без родителей не могло не наложить определенный отпечаток на формирование его характера. Описывая выбор жизненного пути, Шехтель был краток и однозначен: «Профессии не выбирал — было решено давно: конечно же, архитектурное отделение училища живописи, ваяния и зодчества».

Дом-корабль, обсерватория и трамвайное депо
Необычные памятники архитектуры в Москве, которые можно посмотреть на выходных

Окончив в 1875 году учебу в гимназии, Шехтель отправляется в Москву к матери. Третьяковы, которые привязались к Доротее Карловне, приняли его ласково, ввели в свой семейный круг. Пока юноша готовился к поступлению, Павел Михайлович определил его набираться опыта в мастерскую своего родственника, известного архитектора Александра Каминского. А вскоре Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс не менее знаменитого мастера Дмитрия Чичагова. Получилось, что он одновременно оказался учеником двух, наверное, самых интересных московских архитекторов тех лет.

Финь-Шампань и Антоша Чехонте

Шехтель оказался нерадивым студентом. Провинциального юношу захватила жизнь богемной Москвы, и учению он уделял мало внимания. Три года преподаватели это терпели, но потом вынуждены были отчислить его за частые прогулы. Впоследствии Шехтель предпочитал оправдывать свое поведение необходимостью зарабатывать на хлеб насущный, но вряд ли это было до конца правдой.

Благодаря близости к Третьяковым и Каминскому юноша оказался в кругу творческой элиты московского общества. Ближайшими друзьями Франца в это время стали художники Левитан и Врубель (с последним они вместе учились в гимназии), а также братья Николай и Антон Чеховы, которые ввели его в литературные и издательские круги. Кстати, первый вышедший большим тиражом сборник Антоши Чехонте (то есть А.П. Чехова) «Пестрые рассказы» был оформлен именно Шехтелем под псевдонимом Финь-Шампань. Обложка альбома «Весна-Красна» (1883), оформленного ШехтелемСохранилась переписка Шехтеля с братьями Чеховыми, из которой становится понятно, что они действительно были очень дружны. Молодые люди, едва разменявшие третий десяток, дорвались до свободы и не стесняясь наслаждались ей, что и вылилось на страницы переписки, порой вольной до неприличия. Шехтель тогда зарабатывал гораздо больше Антона Павловича, посему в письмах можно найти много чеховских шуток, вроде: «Если Вы не дадите мне до 1-го числа 25–50 рублей взаймы, то Вы безжалостный крокодил». Зато державший частную практику доктор Чехов при необходимости лечил товарища. А в целом вся переписка наполнена юмором и дружескими шутками. Вот один из типичных примеров: Здание московского академического театра имени Владимира Маяковского (изначально театр Парадиз). Автором фасада являлся Фёдор Шехтель.

Неприкрытая классика
В Москве начали реставрацию одного из самых фривольных памятников архитектуры

В качестве лейтмотива могла выступать любая идея, близкая заказчику. Скажем, когда Шехтель строил дом для Зинаиды и Саввы Морозовых, он взял за основу английскую готику, поскольку Савва Тимофеевич учился в Манчестере и любил британскую архитектуру, но дополнил ее огромным количеством всевозможных находок. А особняк Степана Рябушинского у Никитских ворот выполнен в совершенно иной манере, с обилием мистических знаков и геометрической тектоники. Забавно, что старовер Рябушинский потребовал сделать в доме настоящий коровник для снабжения семьи свежим молоком. И Шехтель предусмотрел в роскошном и изысканном городском особняке такой неожиданный и утилитарный объект. Это тоже фирменный стиль Шехтеля, который считал, что первичным всегда должно быть идеальное удобство зданий для проживания людей. Именно поэтому Шехтель строил дома как бы изнутри, беря за основу функциональные и стилистические требования заказчика, придумывая концепцию внутреннего обустройства, а уже потом нанизывал на них конструктивные элементы. Внешний облик и декор лишь дополняли и объединяли общую картину. Другое дело, что вторичность внешнего облика со стороны совершенно не ощущается, а наоборот, кажется доминирующей над внутренним. В этом мастерство зодчего, которого Чехов называл талантливейшим из всех архитекторов.

Здание Ярославского вокзала. В 1870 вокзал реконструировали по проекту Шехтеля. Новое строение было выполнено в неорусском стиле с элементами северного модерна.

Здание Ярославского вокзала. В 1870 году вокзал реконструировали по проекту Шехтеля. Новое строение было выполнено в неорусском стиле с элементами северного модерна

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Все в сад: как ярославский крестьянин открыл в Москве свой «Эрмитаж»
Здесь пели Шаляпин и Высоцкий, а Гудини освобождался от цепей

Настоящим шедевром можно назвать здание Ярославского вокзала, которое Шехтель построил в 1902 году. В этом здании можно увидеть и древнерусский кремль, и терем, и храм — всё, что связано с историей старинного волжского города. Хотя на первом месте опять были функциональность и удобство. Как и в случае со зданием типографии А. Левинсона в Трехпрудном переулке. Снаружи — настоящий готический замок с башней необыкновенного изящества, а на самом же деле, по мнению владельца, он принадлежал «современной, хорошо построенной и устроенной фабрике наших дней, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства». Шехтель был уже знаменит и востребован, он преподавал в Училище изящных искусств А. Гунста, но официально не имел звания архитектора. Тогда он решил сдать экзамены экстерном и подал в Техническо-строительный комитет аж 700 листов с графическими эскизами к особняку Морозовых на Спиридоновке. В итоге Федору Осиповичу выдали свидетельство на право самостоятельного ведения строительных работ, но в документе подчеркивалось, что оно «не может служить для означенного лица видом на жительство и не дает ему право именовать себя инженером или архитектором». После этого Федор Осипович иронически подписывал свои чертежи «техник архитектуры Шехтель». Через пять лет за создание ансамбля российских павильонов на Международной выставке в Глазго Шехтель будет удостоен звания академика архитектуры, много лет он будет председателем Московского архитектурного общества, но диплома архитектора так никогда и не получит.

Московский художественный театр им. А.П.Чехова

Московский художественный театр им. А.П. Чехова
Фото: TASS/Evgenij Razumnyj

Выставка больше, чем жизнь: ВДНХ как зеркало отечественной истории
Почему первый главный архитектор ВДНХ никогда на ней не бывал

Наверное, ничто так не характеризует характер Шехтеля, как его работа на строительстве Художественного театра. Деньги на приобретение нового здания в Камергерском переулке предоставил Савва Морозов. Но жилой доходный дом Лианозова требовал полной перестройки под театральное здание, а на это средств уже не было. И тогда Шехтель согласился построить театр практически бесплатно, за совершенно символический гонорар. Он нарисовал новые фасады, придумал устройство вестибюлей, гардероба и гримерок, создал уникальный по тем временам зрительный зал с вращающейся сценой — абсолютно всё, включая узоры на паркетных полах, светильники и дверные ручки. А еще одним росчерком пера нарисовал знаменитую чайку, ставшую эмблемой театра. И два особняка, которые архитектор построил для своей семьи, стали украшением города. Первый, расположенный в Ермолаевском переулке, сам мастер кокетливо называл «избушкой непотребной архитектуры», хотя все смотрели на него с восхищением. Сейчас в нем расположено посольство Уругвая. А второй стоит на Большой Садовой, и в нем за идеологическую основу Шехтель довольно неожиданно взял классические мотивы античности. И как всегда, удалось ему это виртуозно.

«Я остался нищим»

Стильные мира сего: как европейский ар-деко пробрался в советское искусство
Массовые репрессии положили конец «стилю второй пятилетки»

Когда в 1914-м заговорили пушки, музы замолчали. Строительство в стране практически прекратилось. Да еще начались неурядицы в семье. Юная дочь архитектора влюбилась в товарища своего брата, молодого поэта Владимира, который поражал всех статью, громовым голосом, талантом, длинным плащом и широкополой шляпой. Шехтель их роман не одобрил. Вскоре молодой поэт исчез, а девушка осталась в положении. Пришлось отцу срочно отправлять ее в Париж. Фамилия поэта, кстати, была Маяковский, а знаменитый архитектор так и не узнал, что построенный им театр «Парадиз» впоследствии будет носить имя его несостоявшегося зятя. После революции семью Шехтелей преследовали несчастья. Заказов не было, кругом была разруха. Болели жена и дочь, страдавшая от туберкулеза, да и сам пожилой мастер отменным здоровьем похвастать не мог. Особняк на Большой Садовой мастер вынужден был продать в начале 1917 года в надежде купить имение в Крыму (врачи рекомендовали дочери южный климат), но полученные им деньги в одночасье обесценились. После октябрьского переворота из съемной квартиры их выселили, как представителей «класса эксплуататоров». Семья по-настоящему бедствовала, голодала. Шехтель пытался продавать книги, мебель, коллекцию гравюр и гобеленов. Зодчий был смертельно болен (у него диагностировали рак желудка). В последний год стало совсем плохо. В письме к старому знакомому, издателю И.Д. Сытину, зодчий просил посодействовать в распродаже своей коллекции: Автор цитаты

«Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулез легких) и чем она будет существовать — я не знаю, — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Федоровича. Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист».

А потом добавил в отчаянии, что если не удастся продать хоть что-то, то «попрошу Луначарского прислать мне верную дозу цианистого калия». Наркомпрос сумел выбить для великого мастера небольшую пенсию, на которую семья скудно существовала на съемной даче вплоть до смерти Федора Осиповича в 1926 году. Его похоронили в семейной усыпальнице, которую он сам построил на Ваганьковском кладбище после смерти старшего сына Бориса. Но лучшей памятью зодчего остаются более полусотни дошедших до сегодняшнего дня построек, большинство которых признаны памятниками культурного наследия.

Творения Федора Шехтеля: на портале «Узнай Москву» опубликовали новый маршрут

Творения Федора Шехтеля: на портале «Узнай Москву» опубликовали новый маршрут

Во время прогулки можно полюбоваться фасадами знаменитых московских зданий: скоропечатни Левенсона, особняков Морозовых и Рябушинского, Театра имени Маяковского и кинотеатра «Художественный».

На портале « Узнай Москву » появился маршрут, который познакомит с творениями выдающегося архитектора Федора Шехтеля. В сопровождении аудиогида пользователи увидят здания, связанные с именем Шехтеля, узнают о его судьбе и рассмотрят особняк, где мастер работал над своими проектами.

«Имя Федора Осиповича Шехтеля уже больше 100 лет ассоциируется с многогранным московским модерном, и не случайно: здания его авторства стали знаковыми для архитектуры того времени и до сих пор не перестают восхищать своим великолепием. Новый маршрут на портале “Узнай Москву” познакомит пользователей с жизнью и творчеством архитектора, расскажет о его непростом профессиональном пути. Прогулка включает 10 остановок и займет не больше часа, а посмотреть все точки маршрута можно как на портале “Узнай Москву”, так и в одноименном мобильном приложении», — рассказали в пресс-службе Департамента информационных технологий Москвы.

Предки Федора Шехтеля были переселенцами из Германии. При рождении он получил имя Франц Альберт. Шехтель всю жизнь прожил в России, принял православие и после революции решил не покидать страну. Русская культура всегда занимала особое место в его душе.

От модной типографии до старейшего кинотеатра

Маршрут портала «Узнай Москву» начинается с главного украшения Трехпрудного переулка — скоропечатни (так раньше называли типографии) Александра Левенсона, проект которой разработал Федор Шехтель. Строительство первой в Москве типографии в стиле модерн завершилось в 1900 году. Руководство Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон считало, что качественную печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Поэтому было решено строить в модном тогда стиле. Особняк делают уникальным его фасад, островерхая башенка, рисунок окон и лепной орнамент чертополоха.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Далее маршрут ведет в сторону Ермолаевского переулка, где находится собственный дом архитектора. В нем ключ к разгадке авторского стиля Федора Шехтеля. Для этого дома архитектор выбрал псевдоготику. Над входной дверью расположено мозаичное панно на золотом фоне: на нем изображены ирисы, литера S (первая буква немецкой фамилии Шехтеля) и цифры 96, указывающие на год постройки здания — 1896-й.

Справа от дома архитектора расположена Аллея Архитектора Шехтеля. Она разместилась практически посередине между двумя его особняками. Раньше здесь был храм Святого Ермолая: в 1914 году Федор Осипович принял в нем православие, здесь же в 1926 году его отпевали.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Для своего второго особняка (Большая Садовая улица, дом 4, строение 1) Федор Шехтель выбрал классический стиль. Модерн к тому времени уже вышел из моды, ему на смену пришла строгость и простота неоклассицизма. Для своей семьи архитектор строит дом из двух четырехкомнатных квартир на первом и втором этажах. Это место часто посещал Владимир Маяковский, который дружил с детьми Федора Осиповича — Львом и Верой.

После этого можно заглянуть в особняк купцов Морозовых. Белоснежное здание в неоготическом стиле знакомо всем москвичам. Его проект заказал купец Савва Морозов в 1893 году для жены Зинаиды. Строительство закончили в 1898 году. Роскошные интерьеры были украшены деревом, коваными элементами, витражами и скульптурами, создававшими атмосферу романтического рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров, в частности, работал Михаил Врубель. После смерти Саввы Морозова в 1905 году его вдова продала особняк Михаилу Рябушинскому, который жил здесь с семьей вплоть до революции. Сейчас в здании располагается Дом приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Следующий образец московского модерна — особняк Степана Рябушинского, построенный в 1903 году. На его примере можно изучить основные черты этого архитектурного стиля. Фасады здания облицованы керамической плиткой под кирпич и украшены мозаичным фризом с ирисами и орхидеями. Интерьеры оформлены в тематике водной стихии — лестница-волна, лилии и саламандры на капители колонн. Есть здесь и растительные узоры, и изображения насекомых и животных.

Заказчиками Федора Шехтеля в основном были состоятельные купцы, которые, как правило, не боялись архитектурных экспериментов. Один из них — Петр Смирнов, наследник водочной империи. В 1900 году он приобрел особняк на Тверском бульваре. Внешний облик здания не устраивал нового владельца, и он пригласил Федора Шехтеля его перестроить. Архитектор переделывает фасад, добавляет кованый балкон-корабль, вытянутые полукруглые окна, застекленные эркеры-фонарики. В интерьерах он намеренно использовал разные стили. Увидеть убранство можно даже сегодня — в 2000-х годах здание отреставрировали и открыли для экскурсий.

Завершается экскурсия посещением двух уникальных объектов — Театра имени Владимира Маяковского и старейшего московского кинотеатра «Художественный». Дом, стоявший на месте нынешнего театра, сгорел при пожаре 1812 года. Только в 1838-м здесь построили новое трехэтажное здание. В конце 1880-х в нем откроют театр «Парадиз», где давали чеховскую «Чайку». Автором фасада считают тогда еще не имевшего университетского диплома Федора Шехтеля.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Здание кинотеатра «Художественный» возвели в 1909 году по проекту Николая Благовещенского. Когда оно перестало вмещать всех жалеющих, его перестроил Федор Шехтель, выбравший стиль модерн. В 1912 году реконструированный кинотеатр снова открыл свои двери для зрителей. Его главный фасад стали украшать целых два входа. Полукруглые ниши над ними заняли античные рельефы: две колесницы мчались навстречу друг другу. Входы освещали изящные фонари. В 2020 году в здании завершились масштабные реставрационные работы, кинотеатр снова принимает гостей. Мастера взяли за основу оригинальные чертежи Шехтеля и попытались вернуть зданию исторический облик.

Фото М. Денисова. Mos.ru

О проекте «Узнай Москву»

«Узнай Москву» — совместный проект департаментов информационных технологий, культуры, культурного наследия, образования и науки. Интерактивный гид содержит фотографии и описание более 2,2 тысячи зданий, 690 памятников, 350 музеев, 250 прогулочных маршрутов, а также сведения о более чем 330 исторических личностях. Можно скачать и мобильное приложение «Узнай Москву».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *