Кто писал картины в плесе
Перейти к содержимому

Кто писал картины в плесе

  • автор:

Левитан и Плёс: Почему картина «Над вечным покоем» не может считаться символом города

П уть на Гору Левитана в Плёсе непрост: нужно подняться по узкой деревянной лестнице, часто в толпе таких же туристов с фотоаппаратами. Все спешат увидеть место, запечатленное на одной из самых известных картин Левитана, «Над вечным покоем».

Анастасия Феоктистова
16 августа 2022

Рядом с церковью – небольшая скульптура художника. Вот он изображает на холсте и церковь, и вид на Волгу. Правда, кое-что не сходится: вид-то совсем не тот.

Даже доказательств никаких не нужно: достаточно посмотреть на полотно – оно висит в Третьяковской галерее – и понять, что пейзаж здесь совершенно другой. Кажется, что на картине и вовсе озеро, а не Волга, как в Плёсе.

Это подтверждают и слова возлюбленной Левитана, художницы Софьи Кувшинниковой. Она говорила, что пейзаж «Над вечным покоем» написан с натуры во время их прогулок. Правда, жили тогда художники не в Плёсе, а в Тверской губернии.

Так почему же именно Плёс так стойко ассоциируется и с самим Левитаном, и с его знаменитой картиной?

Художник не просто любил эти места – он их прославил. А они прославили его. В 1888 году Левитан вместе Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым совершал речной круиз по Волге и Оке и случайно оказался в Плёсе. Левитану там понравилось настолько, что в итоге он провел в городе три сезона и написал 200 картин. Нет, «Над вечным покоем» среди них не было, работа над ней началась позднее, в 1893 году.

Тем не менее картину продолжают ассоциировать именно с Плёсом. Все дело в церкви. Работая над полотном, Левитан решил, что ему не нравится церковь на горе в Тверской губернии – та, что в Плёсе, на Петропавловской горе, выглядела уютнее. Так художник вписал плёсскую церковь в тверской пейзаж.

Однако если приехать в Плёс, подняться на гору и внимательно посмотреть на деревянную церковь посреди старинного кладбища, окажется, что и она отличается от той, что на картине.

Левитан и правда изображал другую церковь, Петра и Павла, которая была построена в 1561-м и сгорела в 1903 году. Долгое время гора пустовала, но в 1982 году из села Билюково Ивановской области сюда перевезли Воскресенскую церковь – похожую на ту, что изобразил Левитан, но все-таки немного другую. При этом Воскресенская церковь на полтора века младше «оригинала» – она была построена в 1699-м. Так и вышло, что место, которое так ассоциируется с картиной «Над вечным покоем», по сути, никак с ней не связано. И церковь не та, и пейзаж другой.

Но «настоящий» Плёс можно увидеть на других картинах Левитана. Там же, в Третьяковской галерее, – «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс». А та самая церквушка на горе изображена на полотне «Церковь в Плёсе».

В 1972 году в купеческом доме в Плёсе, где Левитан и Кувшинникова снимали комнаты, открыли дом-музей Исаака Левитана. Гору переименовали – из Петропавловской она превратилась в Гору Левитана.

Стоит только оказаться наверху и взглянуть на Плёс: набережную, деревья, домишки, – тут же понимаешь, почему возникла вся эта путаница с церквями. Тишина, умиротворение, тот самый «вечный покой», так вдохновлявший Левитана, – да это же и есть Плёс.

О том, как провести левитановский выходной в Плёсе, можно узнать из маршрута RUSSPASS.

Читайте также

  • Принцесса Евгения показала редкое фото младшего сына
  • «Россия» будет летать в Анталью из Минеральных Вод
  • Меган и Гарри не собираются видеться с Кейт Миддлтон
  • # RUSSPASS: Открываем Центральную Россию
  • # путешествия
  • # Россия
  • # художник

О музее

155555, Ивановская обл., Приволжский р-н, г. Плёс, ул. Луначарского, 4/1.

Летом с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30), зимой с 10:00 до 17:00 (касса до 16:30).
Санитарный час 12:30-13:30

Понедельник — выходной.
Санитарный день — последний вторник месяца.

Зав. отделом Ищенко Лариса Валентиновна
ples-levitan@mail.ru
+7 (960) 510-68-85, +7 (930) 347-67-70

Сертификат.png Izi.musei-levitana.png

25 августа 2022 г. единственный в России Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана отметил 50-летний юбилей. Мы благодарим друзей и гостей музея за искренние слова поздравлений, за неизменный интерес к музею. Мы продолжаем работать для вас, сохранять память, оберегать традиции и, конечно, придумывать новые интересные проекты!

Выпуск программы «Вести 24. — Культура. Иваново» от 26 августа 2022 г. посвящён юбилею Дома-музея Левитана в Плёсе.

За 2021, 2022 год музей получил награду «Хорошее место» по версии сайта Yandex.ru

В августе 2020 г. музей вошел в 10% лучших достопримечательностей мира по версии сайта Tripadvizor.ru (читать подробнее)

В доме плесского купца Андрея Ивановича Солодовникова летом 1888 г. трое московских художников сняли комнаты в мезонине. С этого времени судьба города неразрывно связана с именем великого русского художника Исаака Левитана.

Небольшой купеческий дом был построен в 1835 г. Исаак Левитан, Алексей Степанов и Софья Кувшинникова прожили в мезонине два плесских лета (1888 и 1889 гг.). Сейчас здесь расположены две мемориальные комнаты с личными вещами художников. На второй этаж ведет узкая лестница — именно по ней когда-то поднимался Левитан. Стены старого дома хранят память о художниках, и все тот же вид на Волгу открывается из окна, словно с палубы парохода.

Аудиогид по музею — слушать на izi.Travel

Приложение «Ожившие картины» — скачать на Google Play, запустить и навести на картину (для Android)

Экспозиция состоит из трех разделов. В первом зале на стендах – краткая летопись жизни Левитана и рассказ о жизни художника в Плесе, где он провел три лета и написал около 200 работ (включая этюды, рисунки, наброски). Среди них несколько лучших из его картин: «Вечер на Волге», «Березовая роща», «Вечер. Золотой Плес», «Тихая обитель», «После дождя. Плес». В отдельной витрине выставлены личные вещи И. И. Левитана, подаренные родственниками художника Бирчанскими: палитра, мастихин, коробочка для марок, наконечник трости. На интерактивных мониторах представлена различная информация о жизни и творчестве художника.

Во втором зале – картины И. Левитана, А. Степанова и С. Кувшинниковой. Некоторые из работ были подарены музею сразу после открытия известным московским коллекционером Феликсом Евгеньевичем Вишневским. Сегодня музею принадлежат 23 работы И. И. Левитана, 16 – А. С. Степанова, 11 – С. П. Кувшинниковой. В интерьерном уголке размещена выставка личных вещей Левитана: запачканный красками мольберт, недавно отреставрированные письменный стол и книжный шкаф, стоявшие когда-то в московской мастерской пейзажиста в доме купца С. Т. Морозова в Трехсвятительском переулке, а также вещи, переданные музею потомками плесского приятеля Левитана, купца И. Ф. Фомичева (шахматы, каталоги выставок, альбомы, журналы, фотографии). В центре зала — портрет художника работы Г. П. Гутмана, переданный в дар музею из фондов ГТГ.

Обстановку мемориальных комнат в мезонине помогла воссоздать внучка прежнего хозяина дома купца А. И. Солодовникова. В комнате, где жили Левитан и Степанов – личные вещи художников: дорожный мольберт и охотничья сумка Левитана, подаренные племянниками пейзажиста, а также этюдник Алексея Степанова — дар дочери художника Е. А. Нечаевой. В комнате Кувшинниковой – чайная пара, когда-то подаренная Софьей Петровной жене художника В. П. Вопилова (дар музею от художника Г. А. Вопилова).

Единственный в России Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана был открыт 25 августа 1972 г. стараниями энтузиастов, прежде всего, его первого директора, почетного гражданина Плеса Аллы Павловны Вавиловой. На протяжении почти четырех десятилетий это один из самых посещаемых музеев области.

Посетители о музее

От ворот до входа в дом ведет дорожка, вся утопающая в цветах. Сразу понятно, с какой любовью здесь относятся к памяти великого художника. Если Вам доведется побывать в этом небольшом волжском городе, настоятельно рекомендую выделить время и обязательно посетить данный музей.

Тамила, Ярославл, август 2020 г., ОТЗОВИК

В музее Левитана, располагающемся в здании, где жил и работал художник, чувствуешь атмосферу творчества и энергетику таланта Исаака Ильича. Картины Левитана, Кувшинниковой, их личные вещи и одновременно интерактивные мониторы, стенды, удивительная, меняющаяся и поэтому разная река Волга, которую видишь из окон, и (самое главное!) безупречно владеющие русским слогом и нюансами биографии художников и их окружения экскурсоводы создают колоссальное впечатление от музея!

Оксана С., декабрь 2019 г., ЯндексКарты

В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (Covid-2019), согласно утвержденному Правительством Ивановской области Регламенту порядка работы музеев и выставочных центров от 05.05.2021, общее число посетителей, которые могут одновременно находится в музее (отдельном выставочном зале), определяется с учетом соблюдения социальной дистанции не менее 1,5 м.

Кто писал картины в плесе

В 1888 году Левитан жил в Заречье в мезонине небольшого каменного дома. Здесь же снимала комнату его спутница — Софья Кувшинникова. Несколько позднее Левитан запечатлел этот уголок на своей картине «Ветхий дворик».

Из воспоминаний Софьи Кувшинниковой: Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим. Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак. Бесшабашная жизнь нашей богемы конечно и здесь произвела сильное впечатление. Художник и здесь оказался невиданной птицей. Пошли расспросы и разговоры: кто? как? зачем? почему? На базаре сообщались о нас все новости: что едим, куда ходим и т.д. Но как-то это скоро все затихло. К нам быстро стали привыкать, да и мы притерпелись.

На следующее лето, в 1889 году, Левитан поселился в слободе Заречье, в и поныне сохранившимся большом старинном двухэтажном каменном здании (бывший дом Солодовникова — в настоящее время размещается музей И. И. Левитана), принадлежавшее тогда купцу Грошеву. Во втором этаже этого дома Левитан снимал залу.

Дом-музей Левитана

Очередная поездка Левитана на Волгу состоялась летом 1890 года. Из Плёса Левитан ездил в Кострому, Кинешму, Юрьевец. Впечатления от Кривоозерского монастыря под Юрьевцем, Троицкого церковного ансамбля в Плёсе, переплетясь с воспоминаниями о подмосковной Саввиной слободе, породили темы картин «Тихая обитель» и «Вечерний звон». Софья Кувшинникова вспоминала о том, как долго вынашивал Левитан мотив картины «Тихая обитель». За это время Левитаном было написано много замечательных работ непосредственно на натуре или позднее по памяти. Среди них более двадцати картин и множество этюдов, которые, по словам Михаила Нестерова: «Послужили основой для настоящей известности Левитана». По свидетельству писателя Северцева-Полилова, встречавшегося с Левитаном в Плесе это лето художник прожил в доме, принадлежавшем Философовым.

Софья Кувшинникова. Плес.1888
Мельница. Осень. Плес. 1888
Вечер на Волге. 1888
После дождя. Плес. 1889
Тихая обитель. 1890
Вечерний звон. 1890
Над вечным покоем. 1894
информация взята из википедии

153000, г. Иваново, ул. Карла Маркса, 62/107
Официальная страница ВКонтакте:
https://vk.com/solyaris37
Телефон
+7-4932-52-80-85
Адрес электронной почты:
solaris37@unoi.ru

Политика в отношении обработки персональных данных

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с

требованиями Федерального закона от 27.07.2006. No152-ФЗ «О персональных данных» и

определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности

персональных данных государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» (далее – Оператор).

1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей

деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его

персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной

жизни, личную и семейную тайну.

2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных

(далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может

получить о посетителях веб-сайта https://solaris37.ru/

Основные понятия, используемые в Политике

1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных

данных с помощью средств вычислительной техники;

2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки

персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для

уточнения персональных данных);

3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также

программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет

по сетевому адресу https://solaris37.ru/

4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в

базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку

информационных технологий и технических средств;

5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых

невозможно определить без использования дополнительной информации

принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному

субъекту персональных данных;

6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность

действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или

без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись,

систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),

извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ),

обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или

физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и

(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие

цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих

обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к

определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://solaris37.ru/ .;

9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://solaris37.ru/ .;

10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие

персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на

раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача

персональных данных) или на ознакомление с персональными данными

неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в

средствах массовой информации, размещение в

информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к

персональным данным каким-либо иным способом;

12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных

на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства,

иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых

персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего

восстановления содержания персональных данных в информационной системе

персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные

носители персональных данных.

Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

1. Фамилия, имя, отчество;

2. Электронный адрес;

3. Номера телефонов;

4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в

т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и

Гугл Аналитика и других).

5. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим

понятием Персональные данные.

Цели обработки персональных данных

1. Цель обработки персональных данных Пользователя — предоставление доступа

Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на

2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых

продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях.

Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений,

направив Оператору письмо на адрес электронной почты solaris37@unoi.ru с

пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных

3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов

интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на

сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

Правовые основания обработки персональных данных

1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их

заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные

формы, расположенные на сайте https://solaris37.ru/.. Заполняя соответствующие

формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь

выражает свое согласие с данной Политикой.

2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это

разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов

«cookie» и использование технологии JavaScript).

Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных.

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все

возможные меры, исключающие доступ к персональным данным

2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут

переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением

3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может

актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на

адрес электронной почты Оператора solaris37@unoi.ru с пометкой

«Актуализация персональных данных».

4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь

может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных,

направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный

адрес Оператора solaris37@unoi.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку

Трансграничная передача персональных данных

1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных

обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого

предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается

надежная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных

государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться

только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных

данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения

договора, стороной которого является субъект персональных данных.

1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам,

касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с

помощью электронной почты solaris37@unoi.ru .

2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки

персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее

Левитан в Плёсе

Левитан в Плёсе

Ровно 130 лет назад Исаак Левитан, путешествуя с друзьями-художниками Степановым и Кувшинниковой по Волге в поисках новых мотивов, неожиданно для себя открыл красоту уединённого волжского городка. Кувшинникова вспоминала: «Наконец добрались до Плёса, и он нас сразу обворожил. Мы решили остановиться, сняли две комнаты недалеко от берега, городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим…жилось нам удивительно хорошо».

Здесь Левитан необычайно много и плодотворно работал. Его привлекали златоглавые храмы и деревянная церквушка на вершине горы, крутой берег реки и камерные дворики, панорамные виды и тихие улочки, сияющая свежестью берёзовая роща и нежные полевые цветы. Художник принял Плёс как настоящий «рай для пейзажиста» и именно здесь испытал подъем, определивший его дальнейшую творческую жизнь. Всего за три сезона в Плёсе он написал около двухсот картин: 23 полотна, а также этюды, наброски, эскизы. По словам Нестерова: «…серия волжских этюдов и картин принесла начало настоящей известности Левитану». Недаром говорят: «Левитан открыл Плёс, Плёс прославил Левитана».

Дом-музей Исаака Левитана был открыт 25 августа 1972 года в бывшем особняке плёсского купца Андрея Солодовникова, где художники снимали комнаты мезонина. Дом постройки 1835 года со старинным интерьером сохранил уют и атмосферу конца XIX века. Сегодня Дом-музей Левитана в Плёсе пользуется популярностью как среди специалистов, так и среди обычных посетителей.

Лектор: Лариса Ищенко. Работает в Плёсском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике с 1986 года. Должность заведующей отделом «Дом-музей И.И. Левитана» занимает с 2011 года.

Мероприятие проходит в рамках программы к выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф».

Информационные партнеры:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *