Медресе что это такое в узбекистане
Перейти к содержимому

Медресе что это такое в узбекистане

  • автор:

Медресе Ходжи Бердибая, Хива

Групповой тур в Узбекистан в 2024-2025

Медресе Ходжи Бердыбая было построено в 1688 году по инициативе богатых и уважаемых жителей недалеко от восточных ворот Хивы – Палван-Дарвоза. Это медресе – одно из самых старых в Хиве, сохранившихся до наших дней. Большинство известных памятников Хивы относится к более позднему периоду — XVIII-XIX векам.

Внешне медресе представляет собой прямоугольное здание с внутренним двориком. В период функционирования медресе по углам дворика традиционно стояли айваны, где обычно в самые жаркие часы отдыхали преподаватели и ученики медресе. Входные двери медресе традиционно украшены резьбой по дереву.

Внутреннее убранство медресе достаточно аскетичное. Лишь расписные деревянные решётки (панджара) на окнах придают медресе некоторое восточное очарование. В дальнем углу медресе находится дарсхона – место обучения студентов. Она представляет собой купольную квадратную комнату. Так как медресе достаточно маленькое, в нём всего 16 худжр (келий), где непосредственно проживали студенты медресе.

В 1834 году хивинский правитель Аллакулихан начал строительство большой мечети и медресе. В ходе строительных работ над медресе была разрушена часть городской стены, а внешний фасад нового медресе оказался во дворе медресе Ходжи Бердыбая. Это произошло из-за того, что фундаменты обоих зданий находились на разных уровнях. В результате внутренний двор медресе Ходжи Бердыбая был поделён на две части и стал напоминать переметную сумку хуржум. После этого в народе медресе Ходжи Бердыбая стали называть медресе Хуржум.

Медресе что это такое в узбекистане

Медресе Мир-и Араб

Фото с сайта: sambuh.ru

Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1530-1536 гг.

Описание

Широко известное исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построено по велению бухарского эмира Убайдуллы хана в знак благодарности суфию Абдулле аль Ямани (Мир-и Араб). Вместе с минаретом и мечетью Калян составляет ансамбль Пои-Калян («бухарский форум»).

Двор медресе окружен аркадой двухъярусных худжр (114 келий – по количеству сур в Коране). Слева от входа усыпальница, где покоится Абдулла аль Ямани и Убайдулла-хан

В СССР Медресе Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением. В числе его именитых выпускников Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, первый президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров.
Медресе Мир-и-Араб – действующее учебное заведение, где готовят философов и богословов.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека, Самарканд

Фото с сайта: kraevedenie.net, фотограф Елена Чаусова

площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан
Построено в 1417-1420 гг.

Описание

Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком (Мухаммад Тарагай Улугбек). Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Со времён Амира Тимура Регистан являлся главной рыночной площадью и общественным центром средневекового Самарканда. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, караван-сараи и крытые торговые пассажи. Внук Тимура Улугбек начинает перестройку Регистана с возведения крупнейшего в Средней Азии исламского университета. Надпись в нише входного портала дословно гласит: «Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе…». Вскоре после окончания строительства медресе Улугбека становится одним из самых престижных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, здесь обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами, а преподавал в медресе сам Улугбек.

Медресе Улугбека построено согласно мусульманскому канону и является классическим образцом духовного учебного заведения Средней Азии и Ближнего Востока. Основным элементом главного фасада, обращенного к площади, является мощный входной портал — пештак. В глубине портала имеется три входа, из которых центральный, обрамлённый преувеличенно большой стрельчатой аркой, закрыт ажурной панджарой. Два других входа также оформлены стрельчатыми арками, но меньшего размера. Над каждым из них расположено по одной лоджии выходящих на площадь худжр. По углам медресе некогда возвышались четыре минарета высотой 33 метра, из которых полностью сохранились только восточные. В углах здания расположены просторные аудитории (дарсханы), некогда перекрытые двойными куполами. В западном айване расположен вход в зимнюю мечеть, занимающую всю центральную часть западного крыла.

В отделке медресе были использованы глазурованные кирпичи, резная кашинная мозаика, майолика, резной мрамор. Сочетание белых, синих, голубых и марганцево-чёрных изразцов с терракотовыми облицовочными кирпичиками создаёт всё богатство геометрических, растительных и эпиграфических узоров. Порталы медресе и тимпаны арок худжр украшены мозаикой из разноцветного кашина. Особенно роскошен главный портал: мозаичные звёзды на его тимпане образуют узор, символизирующий звёздное небо, а пилоны украшены мозаичными панно с геометрическими узорами.

Во время междоусобных войн в 20-х годах XVIII века наружные купола и большинство комнат на втором этаже были разрушены, а в начале XIX века медресе Улугбека серьезно пострадало во время сильного землетрясения. Реставрация медресе Улугбека началась в 20-х годах XX века и продолжалась более семидесяти лет. В 1932 году по проекту архитекторов В. Г. Шухова и М. Ф. Мауэра была проведена уникальная операция по выпрямлению северо-восточного минарета, имевшая резонанс во всём мире. Основные реставрационные работы были проведены в 50-е — 60-е годы XX века: был понижен уровень земли на 2 метра, восстановлен портал, элементы декора здания. В 1965 году инженерами Э. М. Генделем и Е. О. Нелле был выпрямлен юго-восточный минарет. В 90-х годах XX века был отстроен заново второй этаж худжр. В настоящее время из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. Северо-западный минарет сохранился частично.

Медресе Шердор

Медресе Шердор

площадь Регистан, Самарканд, Республика Узбекистан
Построено в 1619-1635/36 гг.

Описание

Исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построено по приказу правителя Самарканда Ялангтуша бий Бахадура зодчим Абдуллой Джаббаром. Шердор в переводе с узбекского – «со львами» или «с тиграми». Мастер декора Мухаммад Аббас изобразил на тимпане парадного портала сцену охоты на джейрана – фантастического зверя, напоминающего тигра, но с гривой льва. Этот сюжет стал одним из национальных символов Республики Узбекистан.
Богатое многоцветное декоративное оформление медресе, включающее изображение солнца, тигров и антилоп, явили новаторский подход к выражению художественного замысла, уникальный для исламской культуры Средней Азии.

Среди выпускников медресе Шердор – известный татарский богослов, философ и историк Шигабутдин Марджни. В 1920-х гг. преподавание в медресе было прекращено, в 1924 году в нём начались реставрационные работы.

Медресе Тиля-Кари

Медресе Тилля-Кари

Фото с сайта: liveinternet.ru

площадь Регистан, Самарканд, Республика Узбекистан
Построено в 1646—1660 гг.

Описание

Это культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение входит в архитектурный ансамбль площади Регистан. Построено по приказу правителя Самарканда Ялангтуша бий Бахадура на месте караван-сарая Мирзои.

В комплекс вошли высшая духовная школа и джума-мечеть. В XIX веке здание было повреждено в результате землетрясения. Реставрационные работы по спасению уцелевших фрагментов декора начались в 1920-х гг. В начале 30-х годов были проведены работы по восстановлению облицовки наружных фасадов. В 1950-1958 годах были отреставрированы дворовые фасады медресе и барабан купола мечети. В первой половине 70-х годов был восстановлен декор тимпана главного портала и возведён наружный купол мечети. В 1979 году были завершены работы по восстановлению росписи интерьера мечети. В настоящее время в медресе Тилля-Кари размещается экспозиция музея реставрации площади Регистан.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека, Бухара

Фото с сайта: pagetour.narod.ru

Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1417 г.

Описание

Это единственная постройка, оставшаяся в Бухаре в память о великом правителе и астрономе Мирзо Улугбеке (Мухаммад Тарагай Улугбек). Над возведением медресе Улугбека трудились лучшие зодчие того времени — Нажметдин Бухари и Исмаил Исфагани. Оно составляет единый комплекс с медресе Абдулазис-хана.

Медресе Улугбека — это двухайванное медресе с мечетью и дарсханой. Парадный вход украшен высоким порталом. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают башни-гульдаста. Медресе украшено астральным орнаментом. В 1585 году при реставрации здание было облицовано майоликой. Над входом в медресе помещена надпись: «стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Надпись над дверьми гласила: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери божьего благословения».

В настоящее время в медресе работает Музей истории реставрации памятников Бухары.

Медресе Абдулазиз-хана

Медресе Абдулазиз-хана

Фото с сайта: rutraveller.ru

Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1652 г.

Описание

В XVII веке по приказу бухарского эмира Абдулазиз-хана напротив медресе Улугбека было выстроено новое медресе, превосходящее его по масштабу и сложности декора. Портал медресе поражает своей высотой и богатством отделки. Айван имеет многогранную форму и украшен свисающими сталактитами.

На стенах медресе Абдулазиз-хана вместо скромного геометрического и растительного орнаментов выступает более усложненный пестрый орнамент, встречаются изображения китайского дракона и птицы Семург. Плафоны покрыты росписью в технике «кундаль». Во внешнем декоре преобладает мозаика с характерным мотивом цветущего куста в вазе. В цветной гамме изразцов использованы желтые цвета.

В медресе имеются две мечети — зимняя и летняя, обе отличаются исключительной роскошью в отделке стен и потолка. Имена мастеров искусно зашифрованы среди орнаментов: это главный придворный зодчий Мухаммад Салих, каллиграф Мавляна Мухаммад Амин, его сын — мастер резной мозаики.

Медресе Халифа Ниязкула

Медресе Халифа Ниязкула

Фото с сайта: ozon.travel

Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1807 г.

Описание

Исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Медресе было построено в 1807 году по инициативе богатого и влиятельного купца Халифа Ниязкул-бека, который незадолго до того посетил Тадж-Махал и был так потрясен его красотой, что решил соорудить у себя дома нечто похожее. Ниязкул-бек собрал архитекторов и пересказал им свой замысел, отметив, что здание должно соответствовать двум условиям — оно должно стоять на Великом шелковом пути и его конструкция должна символизировать, что все люди, части света и страны равны перед богом. Желание купца было исполнено — равенство обозначили четыре башни медресе, отличающиеся друг от друга, но одинаково высокие.

Медресе Халифа Ниязкула часто называют Чор-Минор (в переводе с перс. «четыре минарета») благодаря четырем башням на входе, увенчанным голубыми куполами и напоминающим по форме минареты. Считают, что оформление этих разных по форме башен-гульдаст – результат религиозно-философского осмысления мировых конфессий. В элементах декора присутствует крест, исламский полумесяц, христианская рыба, буддийское колесо.

Перед зданием медресе есть дворик с одноэтажными худжрами и бассейн, облицованный каменными блоками. В комплекс входит колонный айван летней мечети.

Медресе Надир Диван-Беги

Медресе Надир Диван-Беги

Фото с сайта: advantour.com

Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1622-1623 гг.

Описание

Входит в архитектурный ансамбль Ляби-хауз XVI-XVII веков. История медресе Надир Диван-Беги связана с именем важного сановника Надира диван-беги (диван-беги – должность при ханском дворе), который служил при Имам Кули-хане.

Медресе Надир-Диван Беги находится в восточной части площади Ляби-хауз, напротив ханаки Надир Диван-Беги, образуя с ханакой кош. На центральной линии коша находится хауз Диван-Беги. По легенде, Надир диван-беги планировал открыть караван-сарай и хорошенько подзаработать: Ляби-хауз была в то время оживленной торговой площадью, поэтому от постояльцев не было бы отбоя. Но на церемонии открытия Имам Кули-хан провозгласил, что здание является медресе. Надиру диван-беги пришлось изменить конструкцию здания, пристроив к его главному фасаду лоджии, портал и угловые башни, а также надстроить второй этаж худжр. Впрочем, это не прошло даром и Надир заслужил славу большого мецената и защитника ислама. На переделку медресе из карван-сарая указывает планировка здания: в ней отсутствует типичный для медресе лекционный зал, а вокруг внутреннего двора находятся одни худжры.

По примеру медресе Шердор, в оформлении медресе Надир Диван-Беги использованы изображения птиц, оленей и человека-солнца. Портал медресе украшают мозаичные изображения ланей и двух птиц симург, которые смотрят на солнце. Остатки мозаик видны и на боковых фасадах.

В 1993 году медресе вместе с другими памятниками исторического центра Бухары включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас это действующее медресе.

Медресе Кукельдаш (Кульба-Кукельдаш)

Медресе Кукельдаш Бухара

Фото с сайта: turi-uzbekistana.ru

Бухара, Республика Узбекистан
Построено в 1568-1569 гг.

Описание

Медресе Кукельдаш, построенное в период правления Абдуллыхана II, – одно из самых крупных и известных медресе Бухары. Оно находится около Ляби-хауз (большого искусственного водоема в центре Старого города) и имеет 160 худжр, расположенных в два этажа по периметру двухайванного двора. Здесь учился один из самых известных среднеазиатских писателей XX в. Садр ад-Дина Айни (1878-1954 гг.).

Укрепление обрушивавшихся кладок началось с 1920-х гг. Переложены арка главного портала, вся аркада верхнего этажа на восточной стороне двора и др. (ведущие реставраторы – архитектор К. Крюков, усто Аминджан Салямов).

Медресе Кукельдаш

Медресе Кукельдаш Ташкент

Фото с сайта: mg.uz

Ташкент, Узбекистан
Построено в 1570 г.

Описание

Одно из крупнейших медресе XVI века в Центральной Азии построено в период правления династии Шейбанидов визирем, молочным братом хана («кукельдаш»). Медресе Кукельдаш имеет традиционную планировку: большой внутренний двор с худжрами, дарсханой и мечетью. Фасад из жженого кирпича открывает изящный пештак высотой около 20 метров, декорированный майоликой и глазурованными кирпичами. До недавнего времени в медресе был музей узбекских национальных инструментов.

В конце ХХ века здание медресе Кукельдаш было полностью отреставрировано по сохранившимся фотографиям 1880-х гг. Сегодня это величественное двухэтажное здание – доминанта ташкентского Регистана. Медресе Кукельдаш вернули роль духовного учебного заведения. С угловых башен (гульдаст) медресе муэдзины призывают верующих на намаз, в левой части здания проходят занятия для живущих в худжрах студентов, а в правой проводятся религиозные богослужения. Худжры служат жильем для студентов, занятия же, как правило, проводятся под открытым небом во внутреннем дворе медресе, так как здешний климат позволяет это делать на протяжении большей части года.

Ансамбль Шахи-Зинда

Ансамбль Шахи-Зинда

Фото с сайта: tourstouzbekistan.uz

Самарканд, Узбекистан

Описание

Шахи Зинда — памятник средневековой архитектуры, ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV—XV веков. Своим названием Шох-и Зинда — «живой царь» — комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммада, мир ему и благословение, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама. Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день.

Центром всего ансамбля является комплекс Кусам ибн-Аббаса, включающий несколько зданий, среди которых наиболее древние — мавзолей Кусам ибн-Аббаса и мечеть XVI века. К комплексу ведёт дверь с датой 1404—1405 гг., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью. В 2005 году ансамбль Шахи-Зинда подвергся глобальной реставрации, во время которой были обнаружены мечеть, медресе раннего Средневековья (XI в.) и следы более ранних мавзолеев. Специалисты считают ансамбль Шахи Зинда энциклопедией архитектуры и архитектурного декора мусульманского Востока, так как здесь построены шедевры зодчества с XI века до начала XX века.

Если у вас есть авторское право на фотографию, напишите нам, и мы сделаем на вас ссылку.
If you own a photo displayed on this page, please contact us and we will include copyright information.

Медресе Кукельдаш

7893 В районе площади Чорсу располагается одно из крупнейших исламских достопримечательностей Ташкента – медресе Кукельдаш. Это медресе уже давно славится символом старой части столицы. В 10 веке здесь были расположены одни из трех городских ворот. Построено медресе в XVI веке в период правления Шейбанидов в Ташкенте. Руководил строительством главный визирь, по прозвищу «кукальдош», в переводе с тюркского означает «молочный брат». Он был приближенным Ташкентских правителей Барак-хана и Дервиш-хана. Отсюда и появилось столь необычное название медресе. С деятельностью медресе связывают множество легенд. Как рассказывают долгожители района, раньше на территории медресе проводились публичные казни. С самого высокого минарета сбрасывали неверных жен, что бы проучить и пристыдить местное население. По другой легенде здесь некогда росло раскидистое фисташковое дерево, оно считалось священным, так как произрастало на одном из куполов медресе. На одной из внутренних стен медресе мы можем увидеть надпись, которая схожа с древней римской пословицей: “Ars longa – vita brevia”, на стене написано: «Смерть – неизбежна, но произведенные человеком работы, остаются навечно». Сегодня медресе Кукельдаш – одно из крупнейших архитектурных памятников столицы. Высотное здание из жженого кирпича построено по принципу мусульманских духовных учреждений: большой внутренний двор, окруженный молельными комнатами – худжрами и комнатами для занятий. Красивейший фасад представлен входным порталом – пештак – высотой почти 20 метров, здесь же рядом расположены двухярусные резные балкончики с традиционными угловыми башнями. На окнах здания используются солнецезащитные решетки, где внимательному взору видна гравировка с использованием священного для любого верующего — имени Аллаха и его пророка Мухаммеда. За всю историю существования здание медресе было свидетелем множества событий, это и междуусобные войны и катастрофы, медресе неоднократно было разрушено вследствие землетрясений, здесь также некогда расположен караван-сарай, в XIX это здание служило резиденцией кокандских ханов. Отсюда из пушек отстреливали ташкентских мятежников. Многое повидало здание Кукельдаша. Силами ташкентских мастеров медресе Кукельдаш было полностью реставрировано в годы Независимости Узбекистана. И ему было решено вернуть статус духовного учреждения. Здесь и сегодня можно услышать голоса муэдзинов, призывающих мусульман к молитве, и в учебных комнатах худжрах проходят занятия для студентов и различные религиозные богослужения.

Медресе

Великолепная архитектура Узбекистана представлена историческими строениями, среди которых священные мавзолеи, мечети, культовые дворцовые комплексы и медресе. Медресе это мусульманское учебное заведение, в которое поступают после мектеба (начальной школы). В средневековье медресе было единственным высшим учебным заведением для обучения исламу, откуда выпускались выдающиеся ученые и религиозные деятели. В Узбекистане самые известные медресе находятся в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве и других городах. Среди культовых строений – медресе Улугбека, Шердора, Тилля-Кори, медресе Кукельдаш, медресе Абдулазиз хана, медресе Мухаммад Амин хана и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *