Шпиль в питере как называется
Перейти к содержимому

Шпиль в питере как называется

  • автор:

Шпили Санкт-Петербурга

Шпили Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург — уникальный город, в котором можно встретить архитектурные изыски, которых вы больше не найдете на просторах нашей страны. Например, шпили. Вы удивитесь, но все шпили центральной части Петербурга можно увидеть с воды, если арендовать катер и отправиться в водное путешествие.

Шпиль Петропавловского собора. Один из самых главных шпилей Петербурга — высокий золотой шпиль Петропавловского собора, увенчанный флюгером в виде ангела с крестом. Высота шпиля — 122 метра. Виден из акватории Невы.

Шпиль Адмиралтейства. Не уступает Петропавловке по известности золоченый шпиль здания Адмиралтейства, украшенный знаменитым флюгером-корабликом, являющимся символом Петербурга. Высота шпиля — 72 метра. Виден из акватории, а также из Невы между Дворцовым и Благовещенским мостом

Шпиль Михайловского замка. Строго говоря, шпиль венчает не сам замок, а домовую церковь св. Михаила Архангела, расположенную во внутренних покоях. Высота золоченого шпиля — 64 метра. Виден из реки Фонтанки.

Шпиль колокольни церкви Семена и Анны. Черный шпиль венчает живописную колокольню не менее живописной церкви святых Семена и Анны. Высота колокольни — 47 метров. Виден из реки Фонтанки.

Шпиль дома у Красного моста. Дом у красного моста в разные годы носил разные названия, сегодня это Здание торгового дома «Эсдерс и Схефальс». Здание построено в стиле рационалистического модерна, его центральная башня украшена шпилем в виде кадуцея — жезла, обвитого двумя обращенными друг к другу змеями. Башня и шпиль видны из реки Мойки.

Шпиль Петропавловской крепости

  • Петропавловская крепость
  • Петропавловская крепость

История возведения крепости неразрывно связана с историей основания северной столицы. Началось все со строительства деревянных фортификационных сооружений на реке Неве. Чертеж деревянной твердыни разработал сам Петр І. Крепость закладывалась с целью укрепления завоёванных позиций во время Северной войны, но никак не возведения города. Чертеж деревянной твердыни разработал сам Петр І. В тот же год, когда завершили строительство, часть земляных валов разрушило сильное наводнение. В 1703 году здесь заложили деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла. По завершении строительства деревянного храма, его сразу же начали перестраивать в камне. Собор выполнен в стиле европейского барокко. Это усыпальница русских императоров, начиная от Петра I. Кроме того, Петропавловскую крепость иногда называют «Русской Бастилией» из-за того, что ее помещения использовались в качестве тюремных камер для политических заключенных.

История и мифы

Колокольня появилась вместе с Петропавловским собором. Шпиль на нее установили умельцы Воткинского завода. В 1756 году колокольня пострадала от пожара из-за удара молнии. Работы по её реставрации велись 18 лет, но никто не решался отремонтировать накренившийся шпиль. Это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак — Петр Телушкин. Он ежедневно на протяжении 6 недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов. На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.

По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.

Спустя 24 года понадобился новый ремонт и опять этим занялись мастера из Воткинского завода. Главный разработчик проекта Д. И. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Дерево было заменено металлом. С тех пор высота шпиля составляет 40 метров. На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов. На самом его верху находится крест с 3-метровым ангелом. На его золочение было потрачено более 8 кг золота. Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой. Те, кто его красил, были удивлены гениальной простотой сооружения. Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается.

На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов. Они отлиты в России и Голландии. Также здесь установлен карильон — механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию. Во времена царской России с его помощью каждый час звучал гимн во славу императора. С приходом советской власти, мелодию заменили «Интернационалом». Сейчас нередко проходят концерты карильонной музыки.

Современность

Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I — ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина. В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.

Адмиралтейство

Одно из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга

Узнаваемое здание украшает шпиль с корабликом-флюгером — неофициальным символом Северной столицы. Вокруг Главного Адмиралтейства находится сад, а рядом — знаковые достопримечательности: Зимний дворец, Исаакиевский собор и другие.

На фасаде — статуи нимф и античных героев, много горельефов, лепнины. Летом перед центральным входом бьёт фонтан, который зимой заменяют сияющие новогодние огоньки. Расскажем об удивительной истории Адмиралтейства, малоизвестных фактах о здании. Узнаете, как добраться до исторического памятника и где можно сделать удачные фото.

Адмиралтейсво на карте Санкт-Петербурга

История здания Адмиралтейства

Более трёхсот лет назад (в 1704 году) началось строительство Адмиралтейства. Это здание решило две задачи: стало верфью у моря и защитным сооружением. Государь определил место для стройки на противоположном от Петропавловской крепости берегу Невы. Пётр I лично нарисовал проект будущего здания. По форме оно напоминало растянутую букву «П», обращённую открытой частью к Неве. Сделанный рукой Петра Великого чертёж хранится в архивах Военно-морского музея.

XVIII век

Адмиралтейство изначально представляло собой одноэтажное деревянное мазанковое строение. Во дворе стояли стапеля для спуска судов на воду. В здании находились плотницкие мастерские, кузницы, склады, административные и другие помещения. Возле стапелей построили чертёжную мастерскую, где проектировали корабли. Для придания оборонительных функций сооружению выкопали рвы, насыпали земляные валы. Вход на территорию был возможен только по подъёмным мостам. Лес вокруг вырубили, на его месте устроили обширный луг. Это позволяло контролировать местность. Со стапелей Адмиралтейской верфи первые суда были спущены на воду в 1706 году. В петровские времена здесь было построено много кораблей, в том числе линкор «Полтава» с 54 пушками. Царь участвовал не только в проектировании, но и в строительстве судов. Постепенно здание Адмиралтейства ветшало и всё больше нуждалось в масштабной перестройке. Реконструкцию поручили архитектору Ивану Коробову. Прежняя планировка комплекса сохранилась, однако строение стало более величественным. В центре возвели башню, которую по-прежнему украшал шпиль с корабликом. Здание полностью выполнили из камня. Реконструкция завершилась в 1738 году. Члены комиссии, которые планировали строительство Санкт-Петербурга, за градообразующее приняли здание Главного Адмиралтейства. Именно от него берут начало три главные городские магистрали СПб.

XIX век

Постепенно внешний вид Главного Адмиралтейства перестал сочетаться с пышными дворцами, которые возводились в центре города. Архитектору Андреяну Захарову поручили в 1806 году перестроить комплекс и обновить фасад. В основу проекта положили старые габариты здания. Внутренние помещения переоборудовали под административные и жилые комнаты для высшего командного состава Морского министерства. После 17 лет реконструкции убранство и архитектура строения кардинально изменились. На фасаде появились скульптурные композиции. В центре, над воротами, построили высокую башню. Любимый петербуржцами кораблик-флюгер был вознесён на высоту более 70 метров, где и находится до сих пор.Корабли с Адмиралтейской верфи продолжали сходить на воду до 1844 года. Позднее в здании располагались государственные организации, в том числе Морское министерство и Главное гидрографическое управление.

XX век

С 1925 по 2009 год в здании функционировало Военно-морское инженерное училище. Также до конца тридцатых годов прошлого века в некоторых помещениях располагалась экспозиция Военно-морского музея.

ок. 1923, Главные ворота Адмиралтейства • 1970-е, Главный вестибюль Адмиралтейства. Фото: сайт «City walls»

В период блокады Ленинграда постройка сильно пострадала от бомбёжек. После войны провели реставрацию и вернули зданию довоенный архитектурный облик.

Адмиралтейство в настоящее время

Сейчас здание используется для нужд Генерального штаба ВМФ России, поэтому осмотреть комплекс внутри нельзя. В правом павильоне Адмиралтейства находится действующий православный храм Святителя Спиридона Тримифунтского. Возведён по проекту архитекторов Огюста Монферрана и Ивана Гомзина в 1821 году. Это главный храм Российского флота. Церковь отреставрировали и открыли в 2013 году. Проводятся богослужения.

Архитектура Адмиралтейства

Современный вид строение приобрело после перестройки в середине XIX века. Архитектор Андреян Захаров решал сложные архитектурно-художественные задачи. Элементы фасада и художественное убранство нового строения должны были прославлять историческое прошлое русского флота. Постройку следовало гармонично вписать в окружающие достопримечательности Санкт-Петербурга. Благодаря реконструкции, строение превратилось в выдающееся произведение архитектуры, выполненное в стиле русского классицизма. Корпуса корабельных сараев объединили с главным зданием. Комплексное строение стало восприниматься как единое целое.

Архитектура Адмиралтейства. Фото: сайт «Сulture»

Многоярусная башня, созданная архитектором Иваном Коробовым, сохранилась, но была увеличена в объёме. Верхний куб окружают 28 колонн, что создаёт впечатление невесомости. Купол со шпилем и флюгером — выразительная вертикаль, устремлённая ввысь. Фасады, выходящие на Дворцовую и Сенатскую площадь, имеют торжественный вид. В центре — монументальная башня Адмиралтейства со шпилем. Триумфальная арка въездных ворот украшена скульптурами морских нимф, поддерживающих небесную сферу. Автор — Феодосий Щедрин. Над аркой размещены парящие Славы со знамёнами. Выше — горельеф, посвящённый зарождению флота в России. В центре композиции изображён Пётр I, принимающий трезубец (символ власти) от покровителя морей Нептуна. Первый ярус башни с четырёх сторон украшают статуи античных героев. Над колоннадой размещены скульптуры времён года и стихий. В верхней части центральной башни висят позолоченные часы.

Кораблик на шпиле

Одна из самых известных достопримечательностей города, которую изображают на открытках, памятных медалях, телевизионных заставках, — кораблик на шпиле Адмиралтейства. Проектировал и создавал металлический парусник Харман ван Болос, уроженец Амстердама. Государь велел сделать шпиль и закрепить на нём яблоко и корабль с короной. Мастер с филигранной точностью воплотил желание царя. В 1719 году кораблик воспарил над землёй. С земли корабль кажется маленьким, однако его высота более полутора метров, длина 192 сантиметра, а вес 65 килограммов. На позолоту изделия ушло более двух килограммов золота.

Интересные факты

  • Через 10 лет после начала строительства верфи Российский флот стал одерживать победы над шведами. Исход двадцатилетней Северной войны определили корабли, сошедшие со стапелей у берегов Невы.

Напоследок напомним легенду, согласно которой в шаре под кораблём на адмиралтейском шпиле спрятали ларец с золотыми монетами. Однако при вскрытии шара сокровище обнаружено не было.

Где находится Адмиралтейство и как добраться

До достопримечательности можно доехать на метро. Необходимо выйти на станции «Адмиралтейская», пройти до Невского проспекта, повернуть налево и идти 100 метров.

До остановки «Дворцовая площадь» довезут автобусы № 1, 7, 10, 11, 24 и маршрутное такси № 252.

Адрес достопримечательности: Адмиралтейский проезд, 1.

Заключение

Здание Адмиралтейства — это режимный объект, поэтому попасть внутрь нельзя. Но можно полюбоваться корабликом на шпиле, разглядеть скульптуры на башне и заглянуть в православный храм Святителя Спиридона Тримифунтского, который считается главной церковью Военно-морского флота России.

Шпиль в питере как называется

Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.

Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.

При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.

Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».

Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».

Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.

Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.

При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.

Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».

Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *